Рыбу можно ловить разными способами, но ловля с лодки является наиболее интересной, как в плане удобства, так и в плане увеличения возможностей. Наличие лодки – это использование водоема на все сто процентов, так как существуют места недоступные для ловли с берега.
Лодки обладают различными характеристиками, они могут быть деревянными, металлическими, пластмассовыми и т.д., но желательно, чтобы у них был мотор. Присутствие мотора позволит избежать определенных неприятностей и привнесет долю комфорта в процесс рыбной ловли.
Неплохим вариантом является подвесной мотор, так как он позволяет сэкономить полезную площадь лодки, а также его демонтаж является легким делом, что дает возможность хранить не очень дешевый агрегат в более надежном месте.
История создания и модернизации подвесных лодочных моторов
Первый механический мотор для лодки подвесного типа придумал американец Томас Рис еще в 1866 г. Гребной винт в нем вращался вручную, а предложенная им схема установки двигателя на транце используется по сей день. Пальма первенства в изобретении его собрата с электромотором принадлежит французу Густаву Труве, который предложил такую конструкцию спустя 15 лет.
И лишь к 1909 г. американцем Олом Эвинрудом было налажено промышленное производство бензиновых подвесных лодочных моторов, что и послужило толчком для бурной моторизации судов небольшого водоизмещения.
Подвесные моторы производства СССР/России[править | править код]
Мотор «
Ветерок-8
» (
УМЗ
, СССР, 1980-е гг.), слева. Без кожуха, стартер снят.
Следует иметь в виду разницу отечественной и зарубежной маркировки моделей моторов и определения их мощности. Отечественные лодочные моторы до последнего момента выпускались с указанием в паспорте (и марке модели) максимальной мощности на валу двигателя
, а все зарубежные — непосредственно
на винте
или
гребном валу
. Поэтому, с учетом потерь (в редукторе и т. п.), у отечественных моторов мощность на гребном валу (которая собственно и «толкает» лодку) может оказаться ниже, чем у «аналогичных» зарубежных моделей. Поэтому сравнивая моторы, следует всегда уточнять, о какой именно мощности идет речь.[2]
Устройство подвесного лодочного мотора
Устройство лодочных моторов подвесного типа с момента их появления выполняется с размещением узлов по вертикали. Двигатели располагаются в верхней части и соединены своим корпусом с дейдвудом (промежуточным корпусом). Коленчатый вал расположен вертикально, оборудован вверху магнето (вырабатывает электроэнергию) и стартером (используется для начального запуска мотора).
Продолжением коленчатого является вертикальный вал, размещенный внутри дейдвуда. В промежуточном корпусе размещены тяги, которыми управляется редуктор, и трубки, подающие воду к мотору для охлаждения.
Внизу вертикальный вал состыкован с понижающим редуктором, передающим вращение на винт. На агрегаты мощностью за 5 л.с. редукторы ставятся оборудованные муфтами сцепления и обычно обеспечивают реверс (задний ход). Последний, по нормативам для подвесных моторов, обязательны для двигателей с мощностью, превышающей 12 л.с.
Соединение винта лодочного мотора и выходного вала редуктора выполняется через предохранитель. Это шпонка, срезанный штифт, резиновая специальная втулка, предохранительная муфта. Он имеет ограниченную прочность и, ломаясь, сохраняет мотор в целостности при контакте винта с каким-либо подводным препятствием.
Схем крепления подвесных моторов к транцу несколько: жесткая, поворотная, откидная и поворотно-откидная. Последняя в лодочных моторах, по отзывам, используется чаще всего, так как обеспечивает двигателю возможность вращаться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.
Существует две схемы управления подвесными лодочными моторами: румпельная и дистанционная. В первой это делается через румпель (рукоять), расположенный впереди двигателя, в его верхней части. На нем же располагаются кнопка «Стоп» и ручка газа, которой регулируется расход топлива лодочного мотора. Дистанционным управлением оборудуются мощные моторы. Система включает специальные троса (штуртросы) или гидравлические и электрические сервомеханизмы.
Бензин к мотору подается, обычно, по шлангу из бака, который располагается отдельно в лодке. У некоторых маломощных лодочных моторов он может встраиваться в корпус.
Производители подвесных моторов совершенствуют свои изделия, стараясь создавать с их помощью дополнительный комфорт для пассажиров. Для этого оборудуют двигатели дополнительными устройствами: электрогенераторами (снабжают лодки электроэнергией), электростартерами, гидронасосами, компрессорами, осушительными насосами, бойлерами, спидометрами, контрольно-измерительными приборами.
Чем отличаются двухтактные и четырехтактные подвесные моторы
Ещё одна немаловажная характеристика двигателя — сколько раз опускается поршень цилиндра за один цикл. От этого зависит, как происходит очистка камеры цилиндра от выхлопного газа и её наполнение топливом: одновременно или в два этапа.
По этому параметру двигатели делятся на двухтактные и четырёхтактные.
Двухтактные двигатели весят меньше и из-за более простой конструкции их легче обслуживать. Они не привередливы к качеству топлива.
При равном объеме двигателя двухтактный будет чуть более мощным, чем четырёхтактный.
Ещё один плюс — двухтактные двигатели на 30–40% дешевле. Но в то же время они шумные и потребляют на 20% больше топлива, чем четырёхтактные.
К тому же из-за склонности к замасливанию свечей зажигания они работают неровно, особенно на низких и холостых оборотах. Хотя на современных моделях производители стараются свести все эти минусы к минимуму.
Двухтактными делают большинство маломощных подвесных моторов (2,5–4 л.с.). Хотя такую систему можно встреть на моделях мощностью вплоть до 250 л.с. А для четырёхтактных двигателей каких-либо ограничений по мощности нет.
В первую очередь за счёт своей экономичности четырёхтактные двигатели намного популярнее. Кроме того, они тише и экологичнее.
У них более сложная конструкция, поэтому они тяжелее и их обслуживание не такая простая работа, как обслуживание двухтактных моторов.
К качеству топлива четырёхтактные моторы тоже более требовательны. Но зато не требуют смешивания бензина с маслом.
Это, правда, вызывает проблемы при транспортировке.
Если двухтактный двигатель можно перевозить в любом положении, то четырёхтактные – либо вертикально, либо на одном определённом боку.
Если не следовать этим рекомендациям, масло попадёт в камеру сгорания и зальёт свечи (а затем и багажник автомобиля).
Кроме того из-за этого к обслуживанию четырёхтактного двигателя добавляется смена масла после каждых 100 часов работы.
Обзоры лодочных моторов зарубежных производителей
Рынок лодочных двигателей подвесного типа сегодня представлен большим количеством изделий от разных производителей. Среди известных соотечественникам марок – Ямаха, Судзуки, Меркурий, Тохатсу, Honda, Nissan marine, Hdx, Hangkai, Sea Pro, Нептун, Салют, Парсун, Джонсон, Шмель, Hidea, Jet, Гольфстрим, Sailor, Гладиатор, Zongshen и др.
Некоторые из умельцев пытаются сами изготавливать такие двигатели, делая, например, мотор из бензопилы. И получается, кстати, и неплохо.
Ямаха
Корпорация «Yamaha» (Япония) на рынке моторов подвесного типа уже несколько десятилетий. За это время ею продано в разных регионах Земли почти 7 млн. агрегатов. Компания из самых представительных поставщиков моторов во многие государства мира.
Линейка выпускаемых моторов под маркой «Ямаха» состоит из более чем двухсот разновидностей. Все они объединены в основных 4 серии: «Four Storke», «Hi-Tec», «Enduro», «Original».
Агрегаты серий «Hi-Tec» и «Original» двухтактные лодочные моторы. Диапазон их мощности 250…2 л.с. Первая отличается комплектацией многим дополнительным оборудованием, у второй оно присутствует минимально. В преимуществах ямаховских двигателей – раздельная подача в цилиндр топлива (бензина) и масла.
Остальные две серии («Four Storke», «Enduro») 4-тактные лодочные двигатели со всеми их преимуществами, причем последние разработаны и производятся для тяжелых, сложных условий эксплуатации. Именно эти модели больше приобретают для целей спорта.
По имеющимся отзывам моторы Ямаха компактны, обладают оптимальным размещение узлов, деталей, незначительны по весу. В их достоинствах инновационные технические и технологические решения.
2-тактные двигатели бренда «Ямаха», из-за доказавшей многими годами эксплуатации, безопасности, небольших размеров, бюджетной цены, востребованы отечественными покупателями. Они высокоремонтнопригодны, требуют минимального обслуживания, просты конструктивно, легко перевозятся.
У ямаховских четырехтактных агрегатов, ради чего они и создавались, повышенный ресурс, лучшие экологические характеристики, минимальная шумность. Современность изделий подчеркивается использованием в системах управления микрокомпьютеров. В характеристике любого мотора Ямаха расход топлива самый низкий среди своих аналогов.
Nissan marine
Данный тип двигателей в России малоизвестен. Они японского производства и, как все остальные серии от бренда, представлены в линейке 2-х (серии «NS», «NSD») и 4-хтактными (серии «NSF», «BF») изделиями. Есть среди агрегатов, выпускаемых компанией, инжекторные лодочные моторы TLDI, оснащенные системой впрыска бензина.
Моторы Ниссан Марине по основным характеристикам и параметрам подобны агрегатам марки «Tohatsu». Имеющиеся отличие в комплектации двигателей, их исполнении. В линейке есть и исключения – серия «BF», разработанная вместе с инженерами .
Достоинства марки Ниссан Марине в неприхотливости механизмов, их выносливости. Надежность конструкции повышена оцинковкой всех поверхностей, соприкасающихся с водой, выполнением из нержавки корпусов водяных насосов, установкой резиновой крыльчатки в помпе в большим, чем обычно, зазором. Последнее особенно положительно влияет на работу агрегатов в заиленной, замусоренной воде.
Nissan marine – марка, под которой компания выпускает агрегаты с одним (модель «NS3.5A2 1», 3,5 л.с.), тремя (40-сильный) и четырьмя (120-сильный) цилиндрами. У более «сильных» в комплекте электротриммеры, которые поставляют дополнительно электроэнергию на борт судна.
Последние модели двухтактных моторов производятся фирмой Нисан с впрыском топлива в цилиндры, что позволило сильно снизить расход топлива и приблизиться по этому показателю к 4-тактным их аналогам. И имея меньший вес, большую мощность, стали для последних реальными конкурентами.
4-тактные модели моторов фирмы закрывают диапазон мощностей 225…2 л.с. Из самых покупаемых сегодня соотечественниками одноцилиндровые агрегаты карбюраторного типа 4,0 и 6,5 л.с. Последние трехцилиндровые изделия являются инжекторного типа и могут запускаться вручную.
У моторов марок Nissan marine до 4 лошадей встроенные бензобаки. У более мощных агрегатов бензин подается из отдельной канистры.
Меркурий
Моторы подвесного типа марки Меркурий производятся (США) больше 8 десятилетий. На сегодня в мире сформирована сеть техцентров по продаже, обслуживанию, ремонту агрегатов, что добавила бренду авторитета, значительно увеличило уровень продаж.
Сегодня, опираясь на отзывы, лодочный двигатель Меркурий из самых востребованных и продаваемых на рынке. Все это достигнуто годами кропотливой работы над совершенствованием продукции, постоянной нацеленностью на инновационные решения. Последнее – особенность фирмы, ибо в ее моделях постоянно присутствует что-то новое, что затем станет обязательным для других производителей.
Спектр моторов, выпускаемых компанией обширен. Здесь 4-тактный агрегат марки «Verado», получивший приводной воздушный нагнетатель, что приблизило его по мощности до 2-тактным собратьев. Здесь и серия «EFI», укомплектованная системой непосредственного впрыскивания бензина. И модели серии «Optimax», у которых такой впрыск прямой, в цилиндры.
Изделия от бренда Меркурий раскупаются любителями-лодочниками и профессиональными гонщиками. Последние именно на них достигают вершин своей карьеры в спорте. Тому подтверждение: Гвидо Каппеллини – гонщик Формулы 1 и неоднократный ее победитель; кругосветное плавание шведов на катере, оснащенном меркуриевским 4-тактным агрегатом и пр.
Выпускает компания и водометные лодочные моторы подвесного типа. Их особенности позволяют легко преодолевать мелководья, перекаты в водоемах. Характеристики порой превосходят винтовые агрегаты.
Среди лучших моделей компании специалисты из последних моделей о. Именно в нем сконцентрировано все то новое, что придумано на сегодня инженерами Меркурия. Агрегат с современным, функциональным внешним видом, имеет электронный впрыск, небольшой вес, отличается от собратьев повышенной надежностью, выносливостью. Плюс ко всему – сниженный расход топлива, простота обслуживания.
Тохатсу
Тохатсу – компания, которая впервые в Японии стала выпускать подвесные лодочные бензиновые двигатели. Первенец (ОВ-2, 1,5 л.с.) увидел свет в 1956 г. и стал агрегатом, начавшим влиять на формирование мирового рынка подвесных моторов.
В особенностях изделий Тохатсу — надежность, несмотря на сложность условий работы. Достигается это производственным контролем (в спецбассейне фирмы) всех узлов, деталей перед запуском в серию.
Основная специализация фирмы – двухтактные моторы. В них реализовано малое давление и прямой впрыск бензина в цилиндр, что уменьшило расход горючего, количество доливаемого в Тохатсу масла, снизило вредные выбросы наружу. В итоге двигатели практически ничем сегодня не уступают 4-хтактным изделиям.
По характеристикам модель «M 2.5» из самых маленьких моделей среди изделий «Tohatsu». Тем не менее он имеет электронную систему зажигания, специально сконструированный топливный насос (с возвратной петлей), позволяющий минимально расходовать бензин. Верх удобства в агрегате – наличие ручки для переноса, возможность поворачиваться кругом.
Из самых востребованных покупателями, по отзывам, – мотор Тохатсу марки «18 C EPS». Он удобен для средних по размеру лодок, его покупают владельцы небольших яхт. Имеет датчики перегрева, давления масла. От него можно подзаряжать аккумуляторы, другие электроприборы. Его устанавливают с ручным управлением и дистанционным.
Сузуки
Перечень моделей марки «Suzuki» подвесного типа включает изделия 2,5…300 л.с. мощности. Есть среди них 2-х и 4-хтактные, ими можно оснастить разные типы судов.
Компания постоянно ведет поиск новых технических решений для своих изделий и потому сегодня находится в лидерах среди производителей четырехтактных моторов, оборудованных электронным впрыском. Это подтверждают постоянные награды на разных конкурсах, в которых принимают участие агрегаты фирмы.
Одним из лучших показателей престижности изделий фирмы расход топлива моторами Сузуки, который реально ниже, чем у агрегатов конкурентов. А достигнуто это созданным компанией фазированным многоточечным электронным впрыском бензина, что является самой передовой инновацией сегодня среди таких изделий.
Высокий рейтинг изделий бренда «Suzuki» поддерживает их надежность, использование проверенных временем технологий, обязательная проверка всех новшеств на уровень токсичности выбрасываемых газов. Агрегаты снабжены многочисленными датчиками, которые сообщают о возникающих неисправностях двигателя и помогают их быстро устранить.
Компанией Сузуки постоянно применяются новые материалы. Такая последовательность в работе привела к тому, что в своем классе 4-тактные агрегаты фирмы самые легкие и компактные.
В достоинствах изделий Сузуки легкость доливки масла в бензин лодочный мотор, простота обслуживания, управления. Они сегодня снабжаются мощными генераторами, уже на малых оборотах выдающие достаточно электроэнергии, используемой для разных целей. В преимуществах Сузуковских агрегатов и самая малая шумность в работе.
Обзор лодочных моторов по видам и типам
Подвесные бензиновые
Первые бензиновые лодочные моторы появились в 1909 году. Создателем данных моторов стал американец Олом Эвинруд. На сегодняшний день производство этих моторов продолжается и выбор их довольно широк – это 26 модификаций.
В наше время можно видеть, что основная масса лодочных моторов строится по той схеме, которую предложил Эвинруд еще в 1906 году. То есть в данном случае подразумевается вертикальная компоновка всех деталей. Двигатель располагается в верхней части корпуса, а коленчатый вал идет вертикально вниз. Нижняя часть промежуточного корпуса служит креплением для редуктора, передающего вращение на гребной винт.
Бензин поступает через шланг, который соединяет выносной бак с двигателем. Только моторы с небольшим расходом топлива оборудуются встроенным бензобаком.
Как же произвести выбор мотора для лодки? Во-первых, необходимо обратить внимание на тип судна. Подвесные моторы различаются по длине «ноги» (дейдвуда). Данная длина имеет зависимость от конструкции лодки. Также важна длина транца, которая может составлять 380-635 мм.
Мотор может по-разному крепиться. Если крепление жесткое, то здесь подразумевается неподвижная фиксация на транце. При использовании поворотной подвески мотор может перемещаться вдоль вертикальной оси. Оптимальная подвеска – это поворотно-откидная, которая улучшает управление лодкой. Использование этой подвески смягчает удар о препятствие, что связано с откидыванием двигателя. Лучшая подвеска считается та, которая изготовлена из упругих материалов, которые способны уменьшить уровень вибрации на корпусе вашего судна.
По управлению лодки разделяются на румпельные и с дистанционным управлением. Румпельные моторы подразумевают под собой наличие ручки (румпеля), которая соединена с мотором. Если же руль находится в центре судна, то здесь можно говорить о дистанционном управлении.
Также на выбор мотора влияет тип запуска. Как известно, мотор запускается с помощью троса или стартера. Если осуществляется запуск с помощью стартера, то для этого мотор должен быть оснащен системой электрозажигания и, соответственно, должен присутствовать замок зажигания, а также аккумулятор.
Перед выбором мотора необходимо обратить внимание на его мощность, и следует ее соотнести с тем, какая мощность двигателя предусмотрена для вашего типа лодки. Обычно мощность указывается на крышке двигателя.
Кроме этого, следует обратить внимание на типы лодочных моторов. Подвесные варианты моторов разделяют на двухтактные и четырехтактные. У первых рабочий цикл – это два такта и они имеют более простое устройство, а также отличаются небольшими размерами и малым весом. Дешевизна и не требовательность к качеству бензина сохраняет достаточный спрос на двухтактные моторы. В свою очередь четырехтактные моторы обладают более высоким ресурсом, и они значительно экономнее в плане расхода топлива.
Выбирая лодочный мотор, необходимо разбираться в маркировке мощности, которая имеет отличия в зависимости от производителя. На российских агрегатах указывают цифры мощности по максимуму, и в данном случае подразумевается мощность на валу двигателя. Что касается зарубежных производителей, то маркировка моторов означает мощность, которая создается на винте или гребном валу. Исходя из этого, российские моторы обладают меньшей мощностью.
Так как основные характеристики лодочных моторов известны, то стоит перейти к выбору производителя.
Yamaha
Yamaha относится к наиболее известным брендам. Модельный ряд этого бренда представлен семью основными типами моторов, которые имеют более 200 модификаций. В Россию поставляются только четыре серии, начиная от Enduro и заканчивая более простым вариантом Original. А серия HI-Tec отличается раздельной подачей топлива и неплохим выбором дополнительного оборудования.
Мercury
К бренду Mercury можно отнести такое преимущество, как широкий модельный ряд. Также стоит отметить высокую надежность двигателей этой марки. Двухтактные моторы отличаются простотой в эксплуатации и в продаже можно найти двигатели мощностью от 2,5 до 30 л.с. Четырехтактные моторы обладают мощностью от 40 до 250 л.с. На двигателях данного бренда установлена уникальная система переключения скоростей.
Suzuki
Моторы Suzuki, по мнению некоторых профессионалов, относятся к лучшим в мире. Эта формулировка имеет отношение к четырехтактным моторам данной марки. Этот факт обуславливается повышенной надежностью, низким уровнем шума и небольшим расходом топлива. Дорогие модели оборудованы бортовым компьютером, с помощью него происходит оптимизация электронного впрыска, что приводит к большей экономии топлива.
Тohatsu
Компанию Tohatsu можно отнести к лидерам по производству двухтактных двигателей. Модели этого бренда отличаются надежностью, у них существует оптимальное соотношение мощности и веса. Данные моторы разрабатываются в соответствии с экологическими стандартами. Двухтактные моторы фирмы Tohatsu, по мнению экспертов, являются наиболее надежными из ряда себе подобных.
Вихрь
К наиболее дешевым моделям можно отнести образцы отечественного производства, и в частности “Вихрь”, которые выпускаются в нескольких модификациях. Устройство данных моделей – это классическая схема двухтактных двигателей. К положительным качествам можно отнести: большую мощность, низкую цену, ремонтопригодность и отсутствие проблем с запасными частями. В свою очередь список недостатков довольно обширен: шумность, большой расход топлива, возможность возгорания мотора и т.д.
Двухтактные
Двухтактный лодочный мотор предусматривает совмещение фазы выпуска отработавшей смеси и впуска свежей. При этом выхлопные газы вытесняются с помощью свежей рабочей смеси. Данное обстоятельство увеличивает расход топлива и при этом повышается уровень вредных выбросов. Это связано с тем, что в двухтактном двигателе масло добавляется непосредственно в бензин.
Положительными моментами этих моторов является их низкая цена, компактные размеры и простой ремонт, что немаловажно. Также можно отметить неприхотливость к отечественному 92-ому бензину. А если осуществить определенную регулировку, то двухтактный мотор прекрасно работает на таких бензинах, как А-76 и А-80.
Ресурс двухтактного двигателя может составить до 10-12 лет. То есть, в принципе, мотору требуется лишь один капремонт за весь срок его службы. Поэтому можно получить агрегат, который прослужит 15-20 лет.
Какой же мотор следует покупать: отечественный, японский или китайский? Если существует возможность потратиться, то стоит остановить свой выбор на японских моторах, так как они все отличаются высоким качеством.
Китайский производитель направлен на клонирование продукции Yamaha. От оригинальных моделей китайские клоны отличаются сборкой и качеством материала. В общем, можно сказать, что китайский лодочный мотор идеально соответствуют такому параметру, как цена/качество. По некоторым характеристикам китайская продукция явно превосходит моторы российских производителей, но в то же время она не соответствуют качеству оригинала.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие характеристики двухтактного лодочного двигателя:
- простая конструкция;
- компактные размеры;
- обслуживание не только простое, но и дешевое;
- может быстро набирать обороты;
- в связи с малыми размерами отличается удобством при частых перевозках;
- низкая цена, которая определяется простотой конструкции;
- небольшой вес.
Четырехтактные
Главной отличительной чертой четырехтактного мотора является сжигание топлива. То есть сжигание происходит в четыре этапа: топливо всасывается в камеру сгорания, происходит его сжатие, осуществляется сгорание и вывод выхлопных газов. В отличие от двухтактного мотора (масло добавляется в бензин) в камере сжигается смесь топлива и воздуха. Масло в данном случае находится в изолированной системе.
Благодаря этому четырехтактный мотор позволяет существенно экономить топливо. Также можно отметить, что двигатель этого типа достаточно хорошо работает на небольших оборотах. Это условие идеально подходит рыбакам, так как в таком режиме двигатель работает очень тихо. А эффективное сжигание топлива позволяет говорить о более чистом выхлопе, что сказывается на экологической характеристике.
Плюсы четырехтактного двигателя:
- большой ресурс;
- экономия по топливу (около 40%);
- меньше вредных выбросов;
- тихий режим работы;
- отличается стабильностью при работе на низких и холостых оборотах.
Что касается минусов, то считается, что он неремонтопригоден в пути. Данное высказывание оправданно, так как этот двигатель более сложен с инженерной точки зрения. Правда, если приобретен хороший импортный агрегат, то его поломки достаточно редки.
Также к недостаткам относится его трудность в перевозке и в хранении. Это связано с маслом, которое находится в двигателе. Чтобы масло не вытекло, моторы этого типа надо перевозить или вертикально, или на одном конкретном боку.
Еще отмечают такой показатель, как вес. Но этот показатель спорный, так как средний вес четырехтактного двигателя в среднем больше, чем вес двухтактного, всего на 7-10 кг. Если говорить о целесообразности четырехтактных двигателей, то их полезное применение начинается с “Ямахи” (40 л. с.) и “Хонды” (50 л. с.). При выборе более слабых моторов следует обратить внимание на двухтактный вариант двигателя.
Водометные
Водометные моторы предназначены для того, чтобы использовать лодку в тех местах, где применение винтового варианта невозможно, например, мелководье.
Принцип работы водомета построен на том, что возникает разряжение, которое создается импеллером, и вода устремляется по приемной трубе. Затем происходит выброс воды через сопло, что в свою очередь приводит лодку в движение. Поворот сопла позволяет поворачивать судно, а его перекрытие дает возможность для заднего хода, так как струя воды начинает идти в обратном направлении.
Лодки с водометными моторами обладают большей устойчивостью в связи с тем, что водомет “присасывает” катер к воде. Также водометы отличаются удобством в плане ремонта. Плюс ко всему данный тип мотора безопасен, так как импеллер находится внутри корпуса, и снаружи нет движущихся частей.
Водометные двигатели бывают стационарные и подвесные. В чем преимущества подвесных водометных двигателей?
они могут устанавливаться на любое судно и для этого транц не надо переделывать;
- отличаются надежностью в плане эксплуатации;
- водометная насадка легко демонтируется;
- безопасны в воде;
- отличаются удобством при ремонте и консервации.
Какой мощности должен быть подвесной мотор
Мощность современных подвесных двигателей варьируется от 2 до 450 л.с. (Mercury Racing 450R). Есть еще, правда Seven Marine 627SV, чья мощность 627 л.с., но осенью 2021 года Volvo Group, в которую входит бренд, объявила, что собирается прекратить их производство.
Мощность двигателя зависит от двух основных параметров: количества цилиндров и литража. Литраж также называют «рабочим объемом» двигателя. Это сумма рабочих объемов всех цилиндров, которые рассчитывают на основе их сечения и длины рабочего хода поршня. Литраж показывает, сколько топлива двигатель может сжечь за один цикл.
Если производитель хочет увеличить мощность двигателя, у него есть два пути: увеличить число цилиндров или увеличить их объем.
У крошечного Yamaha 2 DMHS мощностью 2 л.с. всего один цилиндр и рабочий объем 50 см³ (0,05 литра). У мощного Mercury Racing 450R 8 цилиндров и рабочий объем 4,6 литра. Для сравнения, двигатель такого же объема используется на автомобилях BMW x5.
Цилиндры двигателя могут располагаться как с одной стороны, так и друг напротив друга, под углом (тогда в названии модели появляется буква V).
Сколько лошадей может «выдержать» лодка — зависит от каждой конкретной модели. Причём перестараться и поставить слишком мощный мотор на лодку ничуть не лучше, чем поставить недостаточно мощный. Если мощность двигателя слишком велика, транец, на котором закреплён мотор, может разрушиться или оторваться от корпуса.
Верфь всегда рассказывает будущему владельцу, на какую минимальную и максимальную мощность двигателей рассчитан катер.
Оптимальным считается соотношение 1 л.с. на каждые 20–25 кг веса загруженного катера.
Небольшим простейшим RIB и лодкам из ПВХ зачастую достаточно крошечных подвесников мощностью 5 л.с.
Хотя даже в этом случае не всегда максимальная мощность и длина корпуса находятся в связке. Например, 3-метровый RIB Brig Falcon 300 поставляется с подвесным двигателем Honda BF в 4 раза мощнее — 20 л.с. (хотя владелец может остановиться и на вариантах мощностью 4–15 л.с.) На 4-метровый RIB Boston Whaler 130 Super Sport ставят Mercury ELPT EFI мощностью 25–40 л.с.
На 5-метровом алюминиевом рыболовном катере NorthSilver 545 Fish максимальная мощность двигателя уже переваливает через сотню и доходит до 115 л.с.
6-метровый стеклопластиковый боурайдер Jeanneau Cap Camarat 6.5 BR в максимальной комплектации может похвастаться Yamaha F200 FETL на 200 л.с. Минимум для этой модели — 130 л.с. Ещё на метр увеличиваем длину корпуса, и обнаруживаем уже до 250 «голов» «в табуне» 7,1-метрового алюминиевого катера Volzhanka Voyager 700.
На 8-метровых катерах (например катере с центральной консолью Chris-Craft Catalina 27) уже ставят практически самые мощные подвесники — до 425 л.с. Хотя на указанной модели можно ограничиться и 200 л.с., до абсолютного максимума, 450 л.с. на один двигатель, такой лодке совсем недалеко.
Самые мощные подвесники встречаются уже на 9,6-метровом «внедорожнике» с траулерной рубкой Grizzly 960 Unimog. Ему необходимо в общей сложности 900 л.с., и этого добиваются, установив либо пару двигателей по 450 л.с., либо три по 300 л.с.
Электрические лодочные моторы
Электрический лодочный мотор имеет конструкцию, которая схожа с бензиновыми вариантами небольшой мощности. При этом двигатель размещается не вверху, как у бензиновых моторов, а внизу, там, где находится гребной винт. Таким образом, двигатель располагается под водой.
Источником питания для электрических лодочных моторов служат аккумуляторы. Их мощность сравнительно мала (0,5-1 л.с.). Хотя такого понятия, как мощность в лошадиных силах, применительно к электромоторам, не существует. Вместо этого используется термин “тяга”, то есть усилие, которое может развить электродвигатель. Измеряется данный показатель в фунтах (килограммах), и он имеет зависимость от водоизмещения.
В основном электромоторы используются на спокойной воде. Если вы собираетесь развивать скорость выше 5 км/ч или будете передвигаться против течения, то вам стоит приобрести бензиновый двигатель.
Электромотор можно воспринимать в качестве альтернативы весельному ходу, а также он практичен в плане тишины, что является плюсом для рыбалки.
Разборка и анализ состояния узлов мотора
Снимаем облицовку мотора и переднюю панель. Как это делается, я уже описывал в статье «Тюнинг лодочного мотора Fisher 2.5, часть первая». fish-hook.ru/ar…hast-501/
Отсоединяем топливный шланг от карбюратора. Откручиваем три болта, крепящих топливный бачок и снимаем его.
Помечаем маркером положение прокладки, относительно головки мотора. Снимаем насвечник и откручиваем свечу.
Свеча в хорошем состоянии. После обкатки мотора, я её ни разу не выкручивал. Просто не было нужды.
Откручиваем четыре болта, крепящих головку и снимаем её.
На внутренней поверхности головки, имеется незначительный чёрный налёт, который легко снимается.
Поверхность поршня, совершенно чистая и не содержит нагара. Не ожидал. Рассчитывал увидеть, хоть какие-то отложения нагара. Скорее всего, это заслуга моторного масла. Вот если бы я пользовал «народное» масло М-8, то заметил бы много неприглядного.
Стенки цилиндров чистые, без задиров.
Стрелкой указано место, до которого доходят поршневые кольца, когда поршень находится в верхней мёртвой точке. Здесь я ожидал увидеть разницу, рабочей и не рабочей части цилиндра, но не обнаружил ничего! Такое ощущение, что поршень работал, не касаясь цилиндра! Но глядя на эти царапины, так и кажется, что китайские рабочие, хонинговали цилиндр вручную, крупнозернистой наждачной бумагой.
Теперь, заглянем в мотор, через выпускное окно.
Поршневой палец, зафиксирован стопорными кольцами. Гильза цилиндра, установлена правильно. Блок цилиндра, выпускное окно в гильзе не перекрывает. Может показаться, что в нижних углах, окно в гильзе слегка перекрывает окно блока, но это только кажется, из-за острого угла съёмки.
Опустив поршень вниз — открывается вид на поршневые кольца.
А вот тут я увидел довольно интересную картину: поршневые кольца, были из разных металлов. Нижнее кольцо, как и положено, скорее всего, сделано из серого чугуна. А вот верхнее, из какого-то белого, блестящего металла. Края канавки верхнего кольца имеют небольшие скосы. У нижней канавки скосов нет.
Но и это ещё не всё. Измерив ширину канавок колец разметочным циркулем, выяснил, что верхнее кольцо, уже нижнего. То есть поменять их местами не получится. Верхнее кольцо в нижней канавке будет болтаться, а нижнее в верхнюю канавку просто не влезет. Такое мне встречается впервые.
При работе верхнее поршневое кольцо испытывает бОльшие температурные и механические нагрузки, чем нижнее. Поэтому, возможно, оно сделано из высокопрочного, легированного хромом или никелем, чугуна. В отличие от серого чугуна, он обладает свойствами стали: не хрупкий и при больших нагрузках деформируется без поломок. Но в металлах я не особо разбираюсь. Если всё это так, то как тут не поставить китайским производителям жирный плюс!
Можно заметить, что верхнее кольцо имело сферическую поверхность, и притёрто ещё не всей плоскостью. А на нижнем кольце, даже не стёрлись притирочные риски. После сезона эксплуатации, состояние колец — как только что после обкатки. Это тоже радует.
В шатуне установлены не латунные втулки, а роликовые подшипники. И это тоже хорошо.
Кривошипно-шатунный механизм в полном порядке. Дальше разбирать его я не стал. Если поршень с кольцами, подшипники коленвала и шатуна в норме, то лезть в этот узел я не рекомендую.