Образование камакурского сёгуната
Рубеж 9-10 в.в. н.э. в Японии – время очень не простое. Императоры один за другим постригаются в монахи, реально у власти стоят вооруженные до зубов кланы – могущественные семьи, имеющие на содержании собственные “частные армии”, и противостояние двух наиболее могущественных из них – кланов Тайра и Минамото, в период 1180—1185 приводит Японию к настоящей гражданской войне.
Клану Минамото удалось в 1185 г. в битве при Данноура (бухта к востоку от Симоносеки) наголову разгромить Тайра. Присвоив себе в 1192 г. звание главнокомандующего (сёгун), Минамото учредили свою штаб-квартиру на востоке в городе Камакура.
Создание резиденции в Камакура было вызвано стремлением Минамото ослабить власть императорского дома и намерением создать свое независимое правительство. По наименованию местонахождения штаб-квартиры в японской историографии выделяется период Камакурского сёгуната. Хотя Камакура являлся столицей сёгуната, он был расположен в отсталом восточном районе, что, в конечном счете, предопределило его экономическую слабость и привело к гибели. Киото продолжал оставаться важнейшим экономическим центром: в XIII в. там насчитывалось 44 ремесленно-торговых объединения дза, тогда как в Камакура их было всего 27. К тому же киотоские дза были экономически сильнее камакурских.
Сражение между кланами Тайра и Минамото (Тайра справа, Минамото слева)
Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
В результате Япония была вынуждена пойти на заключение ряда неравноправных договоров («Ансэйские договора») с западными державами: США, Россией, Францией, Англией и проч. Губительные для Японии результаты «открытия страны» порождают мощную волну антизападных настроений, призывов к свержению режима сёгуната и восстановлению императорской власти.
Часть оппозиционно настроенных княжеств формируют антисёгунскую коалицию и, выступая под лозунгами «изгнания варваров и уважения императору», свергают в ходе гражданской войны сёгунский режим.
Особенности камакурского сёгуната
В начале 80-х годов XII в. Минамото стремились охватить своей властью все население страны, однако в условиях социального хаоса это было невыполнимо. Поэтому хотя двор, утратив контроль над восточными провинциями, был вынужден санкционировать политическую власть самурайского сословия, уже во второй половине 80-х годов самураи побудили императора снова взять на себя функции управления невассалами сёгуна, что юридически было оформлено в специальном указе 1205 г., согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора.
Кроме того, все внешнеполитические связи контролировались киотоским двором, а не сёгунатом. Одним словом, в стране сложилось довольно своеобразная политика, характеризовавшаяся двоевластием, причем, в силу характера и той и другой “ветвей власти”, реальной силой закона, не обладала не та, не другая сторона.
Экономической основой подобного двоевластия является сёэн, начавший распадаться, дробиться, поскольку земли противников сёгуна распределялись среди его вассалов, которые превращались в мелкопоместных дворян, самураев. Однако сёгунат зорко следил за своими вассалами и ограничивал процесс их феодализации, стремясь сохранить сёэн как экономическую основу своей власти. Поэтому хотя сёэнская система претерпевала распад, отдельные сёэны просуществовали до XVI в. как форма землевладения двора, придворной аристократии, церкви и самурайского сословия.
В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне — “именных хозяев” — этого промежуточного социального слоя, на одном полюсе которого образовались “новые имена” — мелкие феодалы и самураи, осевшие на землю, а на другом — мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев).
Мелкие крестьяне в большей степени, чем зажиточные, нуждались в коллективной защите своих интересов, что вело к некоторому укреплению сельской общины, которая в законодательстве начала XIV в. определялась в составе четырех деревень. В предшествующий период в деревне, именуемой сёэнской, должностные лица назначались, главным образом, из центра для взимания с крестьян налогов и повинностей.
Такие деревни, по существу, распадались на отдельные изолированные друг от друга хутора, которые в период преобладающего господства “именных хозяев” объединялись лишь формально. Разумеется, там, где производственный процесс требовал коллективных усилий значительного числа людей (при проведении ирригационных работ, рыболовстве, морском промысле), социальные связи сельской общины были сильнее.
Положение ремесленников, купцов и крестьян
Положение купцов и ремесленников было еще более худшим. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо влиятельным князьям. И в таких городах самоуправство чиновников и самураев не имело никаких ограничений. Собственно, больших сёгунских городов, где положение купцов, ремесленников было более-менее сносным было не так много. Можно перечислить такие города, как Осако, Хокато, Киото, ряд других.
Еще хуже было положение крестьянства.
Приписывают слова Иэясо Токугави, говорил он: «Крестьянин, как кунжутное семя, чем больше жмешь, тем больше выжимаешь».
Его сподвижники выражали мысль, что самое лучшее обращение с крестьянином таково: надо из крестьянина выбивать все, что он может дать, кроме еды ему самому на год. Крестьяне не имели никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы, самураи обращались с ними, как им заблагорассудится.
Экономика Японии времен камакурского сегуната
В сельской общине XIII—XIV вв. общинные земли (санъя) еще являлись собственностью феодала. Крестьянам разрешалось косить траву, собирать хворост, но это не было их незыблемым правом. Возникало много споров о правах на общинные земли.
В общине этого периода отсутствовало самоуправление. Сёгунский администратор — “земельный глава” (дзито) вершил суд и осуществлял надзор за выполнением повинностей и сбором налогов. Определенную инициативу проявляли зажиточные крестьяне, которые заключали налоговые контракты с феодалами и администрацией, чтобы налог ежегодно не пересматривался.
В начале XIV в. возникает общинная солидарность в виде клятв (кисёмон), подписанных всеми членами общины при достижении соглашения по определенному вопросу.
В конце XIII — начале XIV в. получают распространение письма — апелляции крестьян (хякусё мосидзё), которые феодалы сёгуны уже не могли игнорировать. В 1250 г. устанавливается процедура “тяжбы общинников”, согласно которой жалобы формально поощрялись сёгуном. Однако крестьяне фактически не могли жаловаться на беззакония дзито, поскольку для подачи жалобы им надо было иметь разрешение от дзито, на которого подавалась жалоба.
Некоторое укрепление сельской общины способствовало консолидации основной массы крестьян, хотя влияние зажиточной деревенской верхушки в вопросах руководства общиной не уменьшилось.
О развитии товарно-денежных отношений в XIII в. свидетельствует запрет 1226 г. употреблять ткань в качестве денег. В 1290 г. в Китай направляется специальное посольство для закупки медных денег в обмен на золото, поскольку в обращении находились лишь медные монеты, не изготовлявшиеся тогда в Японии.
Вдоль рек центрального района о-ва Хонсю появилась оптовая торговля. Первоначально ее вели должностные лица сёэнов, сочетавшие управленческие функции с перевозкой и складированием зерна, но затем они стали специализироваться и на перевозках ремесленных изделий, иногда на довольно большие расстояния. Эти оптовики, имея дело с большим количеством риса, начали изготовлять рисовую водку и заниматься ростовщичеством.
Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой частичную замену барщины и натурального налога деньгами (коммутация). Этот процесс ускорился во второй половине XIII в. и означал возникновение денежной реформы феодальной земельной ренты, сохранившейся до конца XVI в. Коммутация резко ухудшила материальное положение основной массы крестьян, лишенных возможности продавать свои продукты на рынке, не имевших денег для уплаты налогов.
Единственным для них выходом было обращаться за денежной помощью к торговцам-ростовщикам и сельским богатеям. Последние, втягиваясь в товарно-денежные отношения, значительно обогащались, а масса бедняков неизбежно попадала в кабальную зависимость. Социальная дифференциация крестьян увеличила разрыв между отдельными их категориями.
Появление сёэнских рынков стимулировало развитие денежной формы феодальной земельной ренты. Феодалы рассматривали сёэнские рынки как свою собственность. Некоторые из этих рынков в Центральной Японии охватывали территорию нескольких провинций. Торговля на сёэнском рынке давала феодалу дополнительный источник дохода и знаменовала собой появление нового типа землевладельца, стремившегося к сокращению отработочной и увеличению продуктовой ренты, к росту доходов от торговли и ростовщичества. Социальные условия камакурского режима сковывали деятельность этой категории новых феодалов, и они все активнее выступали за его свержение.
В конце XII и особенно в XIII в. появились сельские дза, знаменовавшие проникновение товарно-денежных отношений в деревню, втягивание сельских богатеев в местный, локальный рынок.
Таким образом, развитие торговли явилось экономической основой обострения социальных и сословных противоречий.
Основатель камакурского сёгуната – глава клана Минамото
Сегуном смог стать двухлетний ребенок
Правление сегунов в Японии продолжалось с 1192 года до революции Мейдзи. В этот период верховный главнокомандующий передавал свою власть по наследству и совмещал высшие государственные посты, в то время как власть императора была, скорее, церемониально-номинальной. От умершего Ёритомо Минамото власть перешла к регентам его сына – клану Ходзё.
После прекращения рода Минамото по мужской линии японские сегуны, возможно, единственный раз в истории, включили в свое число ребенка из клана Фудзивара, который был назначен на высшую государственную должность того времени в возрасте двух лет.
Административная система Японии времен камакурского сёгуната
Административная структура власти самурайского сословие возникла на основе распространения практики управления феодальными домами на все дворянское сословие. Военное управление сёгуната, именовавшееся Полевой ставкой (Бакуфу), подразделялось на две основные группы: административную и судебную в составе Административной палаты и Высшей судебной палаты. Кроме того, существовало специальное Самурайское управление.
Для осуществления административно-полицейских функций сёгунат учредил институты Земельного главы (дзито) и Охранников, защитников (сюго).
Источники датируют возникновение дзито 1185 годом. Они назначались из числа вассалов Минамото, однако первое время еще не регулярно. В течение нескольких месяцев (с ноября 1185 г.) дзито направлялись в 36 западных провинций для обеспечения сёгунских войск продовольствием, но уже в следующем году эта функция стала сходить на нет. По подрядному соглашению с Камакура дзито предоставлялось полное право управления на местах в обмен на регулярно поставляемые налоги.
После 1221 г. дзито стали уполномоченными сёгуна в частнофеодальных сёэнах, где их административная и полицейская деятельность дублировала функции управляющих, назначенных владельцами сёэнов. Дзито творили беззакония, игнорировали судебные решения Камакура, заставляли местных жителей подписывать благоприятные для себя письменные показания. Дзито получали кормовые земли, однако широко практиковали присвоение части годового налога сёэна.
Там, где дзито сосуществовали с местными должностными лицами, главным образом на западе, их доход был меньше, чем на востоке, где они обладали неограниченными правами управления. Со второй половины XIII в. началась практика раздела доходов между владельцами сёэнов и дзито. Права последних укреплялись за счет сокращения реальной власти и доходов владельцев сёэнов.
Сюго с 1190 г. стали назначаться сёгуном в провинции в качестве руководителей полицейских сил для наведения порядка и поддержания связи с вассалами сёгуна. Обладая вооруженной силой, они стали вытеснять губернаторов и, присвоив себе их основные функции, стали основной военно-административной силой в провинции, военными губернаторами.
Сёгун провозгласил себя “Главой сюго и дзито”, претендуя на всю полноту административной и полицейской власти. Однако его распоряжения встречали оппозицию даже среди самурайского сословия, не говоря уже о его противниках. Вооруженное подавление ослушников осуществлял “уполномоченный по принуждению” — один из сильнейших вассалов сёгуна.
Характерной особенностью камакурского сёгуната являлось всевластие (сорё) глав больших семейных групп. Это всевластие шествовало во всех социальных слоях того времени.
Глава семьи был обязан заботиться о сохранении семейной собственности, фамилии как символа семьи, традиционной семейной профессии, осуществлять контроль за членами семьи. Нарушителей установленного порядка он мог лишить земли. Глава семьи отправлял культ предков. В условиях военного времени он командовал своим семейным подразделением.
В период Камакура функции главы семьи могли быть сосредоточены и в руках женщины, чего уже не наблюдалось впоследствии.
Авторитет главы семьи был непререкаем, в его решения не вмешивался даже сёгун.
Помимо руководства внутрисемейными делами патриарх исполнял социальные функции и в этом плане подчинялся сёгуну, будучи его непосредственным вассалом (гокэнин). Юридически это определялось жалованной грамотой, согласно которой за предоставленную землю вассал был обязан обеспечить уплату налога, выполнение трудовой и воинской повинностей.
Земли сёгунских вассалов подразделялись на наследственные (санкционированные сёгуном) и полученные за заслуги. Оплаченные кровью пожалованные земли составляли предмет особой гордости самураев. Последняя категория земли ценилась ими особенно высоко.
Невассалы сёгуна (хигокэнин) ставились в более низкое социальное положение по отношению к сёгунским вассалам, так как служили другим феодалам, которые потенциально могли быть носителями центробежных тенденций.
По мере естественного роста и распада больших семейных групп сёгунат становился все более заинтересованным в увеличении числа своих вассалов и превращал в вассалов отделившихся младших сыновей. Этот процесс происходил в начале XIV в. и свидетельствовал об утрате патриархами их былого всевластия. Предоставление с 1303 г. главам мелких отделившихся семей таких же жалованных грамот, как и патриархам, уравнивало в правах и тех и других.
Ослабление влияния глав крупных семейных групп и одновременное усиление мелких семей привели к выделению из состава самурайских объединений (то) мятежных лиг (икки). Они состояли из младших сыновей, которые нанимались то к одному, то к другому феодалу. От поддержки таких лиг часто зависел успех или поражение сторон в междоусобных войнах за землю, за власть, за единоличное право феодала эксплуатировать крестьян.
Формирование японской государственности
В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин). Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».
С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.
Объединение Ямато (сер. V — нач. VII в.)
было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.
Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.
К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.
На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.
С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо
связано появление первых законов – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми нормами, сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности. Кланы призывались объединиться и служить общему благу. Все население делилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным властителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китайским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся основой правопорядка. В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовластным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».
С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.
Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645–646)
.
Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свергли режим правителей Сога и установили новую императорскую династию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственностью. Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.
Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сложилась центральная администрация. Верховное управление осуществлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реальную работу по текущему управлению вершил государственный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный административный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.
Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидировались родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древнего Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).
По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Европе, новое государство стало стимулом для переформирования социального строя в направлении феодальных отношений.
Дзёэй сикимоку – законы для самурайского сословия времен камакурского сёгуната
Смерть в 1199 г. Минамото Ёритомо — основателя камакурского сёгуната — была использована его тестем Ходзё Токимаса для насильственного пострижения в монахи сына Минамото — Ёрииэ и фактического захвата власти под видом правителя (сиккэн).
Смертью Минамото Ёритомо воспользовался и экс-император Готоба, который, опираясь на формирование западных самураев, в частности, на группу Миура, попытался вернуть себе власть во время смуты 1219—1221 гг. (годы Сёкю), но заговорщики потерпели поражение. С этого времени Ходзё начали регулярно направлять двух инспекторов с отрядами в Киото, в район Рокухара, где были расположены официальные учреждения регентов, для надзора за действиями императора и его окружения. У мятежников было конфисковано более 3 тыс. сёэнов в пользу сёгуна и его сторонников.
Стабилизация положения восточных самураев в результате разгрома дворцовой оппозиции была юридически закреплена в 1232 г. Сводом законов из 51 статьи (“Дзёэй сикимоку”). Свод был составлен для решения судебных дел самурайского сословия. Не опубликованный официально, он представлял собой, скорее, предписание властей для служебного пользования и вместе с последующими дополнениями довольно точно отражал социально-экономическое положение страны в XIII в.
Этот юридический памятник свидетельствует о наличии еще не полностью развитой наследственной ленной системы, при которой земельная собственность подразделялась на собственно ленную землю (рёти, или тигё), земли синтоистской и буддистской церкви (синрё и буцурё), подпадавшие под понятие ленного владения, и, кроме того, неленные земли крупных землевладельцев и провинциальной администрации. И хотя неленные земли продолжали именоваться “казенным полем” (кодэн), они уже не являлись собственностью императорского дома. Еще существовала поднятая новь (кондэн), подразделявшаяся на “именные поля” (мёдэн) — владения отдельных лиц, расчистивших землю под пашню, получившие имя первого корчевателя, и леса, пастбища, водные угодья, находившиеся в собственности феодалов.
При дворе в Киото продолжало существовать свое законодательство. Подобно камакурскому, оно предусматривало свободную волю главы семьи в выборе наследника и при разделе владения между несколькими наследниками. Однако киотоское законодательство отрицало правомерность внесения изменений, тогда как камакурское признавало право пересмотра завещания, изменение наследника (ст. 18 и 26).
Если в ранний период Камакура наследование прерогатив главы семьи разрешалось лишь после его смерти, то, согласно закону 1241 г., — и при его жизни: в случае преклонного возраста, при удалении от дел (инке), в связи с болезнью.
Самурай имел право передать наследство не только старшему сыну, но он должен был получить на это санкцию сюзерена, а старшему сыну гарантировать 1\5 часть наследства (ст. 22, а также законодательство семейной группы Тёсокабэ, ст.82).
Характерной особенностью камакурского периода было высокое социальное положение женщины, и это сближает его с предшествующим, а не с последующим временем. Вдова при условии целомудренного поведения могла возглавить семью, владеть землей покойного мужа и даже получить от сёгуна жалованную грамоту (законодательство 1238 и 1267 гг.). Имущество жены конфисковывалось лишь при тяжком преступлении мужа, в случае его участия в мятеже, разбое, причем тогда жена рассматривалась как его соучастница. В остальных случаях ее имущество не подлежало конфискации (ст. 11).
В то время не проводилось чёткого различия между женой и наложницей. Обе защищались законом, у них не отбиралось владение, дарованное мужчиной, если последний ушел от них без вины с их стороны (ст. 21).
Женщина, не имевшая детей, могла взять приемного сына и передать ему владение. Если женщина являлась главой семьи, она решала вопрос сама, замужней требовалось разрешение мужа (ст. 23).
Вдове предписывалось оплакивать покойного, ее повторный брак считался аморальным (ст. 24), однако в действительности он часто имел место, что подтверждается дополнениями к Своду от 1238, 1239 и 1286 гг., вновь и вновь запрещавшими повторное замужество.
Если по кодексу “Тайхорё” (702 г.) отец после замужества дочери терял право на приданое, то теперь он мог потребовать его возвращения, что одновременно означало расторжение брака. Вместе с приданым в родительский дом возвращалась и замужняя дочь (ст. 17).
При введении Свода Ходзё Ясутоки установил практику клятвы вассала на верность своему сюзерену. Приносящий клятву накалывал себе палец, смачивал кровью печать, заменявшую в то время подпись, и прикладывал ее к своей клятве.
Но даже скрепленные кровью клятвы не были в состоянии предотвратить нарастание социальных конфликтов, обусловленных углублением противоречия между уровнем развития производительных сил и нестабильностью двоевластия. С целью предотвращения конфликтов в 1238 г. в Киото создается специальная стража для поддержания порядка (кагария сюгонин).
Несмотря на поражение в смуте Сёкю (1219—1221), двор и его окружение все еще представляли серьезную угрозу господству самурайского сословия. Для ослабления своих противников в 1252 г. распоряжением Ходзё дом Фудзивара был разделен на 5 ветвей, которым поочередно присваивались регентско-канцлеровские придворные звания.
С разделом дома Фудзивара хронологически совпадает деление императорского дома на две ветви: Северную и Южную. В 1259 г. император Гофукакуса удалился в монастырь Дзимёин, а в 1276 г. император Камэяма, покинув мир, поселился в буддийском храме секты Сингон — Дайкакудзи. Так в императорском доме возникли Северная ветвь (Дзимёинто) и Южная ветвь (Дайкакудзито). В результате посредничества камакурского сёгуната была достигнута договоренность о поочередном наследовании престола между этими двумя линиями.
Сражение морского десанта монголов и японских самураев на побережье Японии
Государство, общество и право Японии периода сегуната.
Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото. Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул «сынов неба» — императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
Все жители объявлялись непосредственными подданными императора — «тэнно«. При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).
Несмотря на обожествление императора, власть его была ограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.
С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники.
В это же время в Японии вводится система «пятидворок» — объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной.
На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев — профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.
Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины. Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести – бусидо, с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.
Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй).
К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса. Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителей — сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.
Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей – даймё. Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассалов-самураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пайками.
Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким. Самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения.
Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства — сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военно-служилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти. И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат – бакуфу.
В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты. Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах.
С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие — средство обеспечить за счет нее свое существование.
В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также диктовала необходимость объединения. Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле.
В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев «буси«, к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия «куге«, крестьяне «номин«, ремесленники «сюкогёся«, и торговцы «сёнин«. На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава. Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья. Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.
Крестьянин в Японии был традиционным владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.
Во главе государства стоял сёгун — полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.
При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев — хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников — родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного Министра — тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.
Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко пресле-довались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото — сёсидай. Особая система сыска («мэцкэ — сэйдзи», мэцкэ — букв. «прикрепленный глаз») осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы — о-мэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. О-мзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.
Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установ-лена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.
Основные черты права. Важнейшим источником раннесредневекового права является кодекс «Тайхо Еро ре» — основной источник, характеризующий право Японии VIII — X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии;
«Тайхо Еро Ре» или, как его чаще именуют «Свод законов Тайхо», содержит как гражданские («Тайхоре»), так и уголовные законы («Тайхорицу»). «Тайхоре» содержит 30 гражданских законов; «Тайхорицу» — 10 уголовных законов (например, о разбое и грабе-же; об охране дворца).
Говоря о других источниках японского феодального права, необходимо о японских императоров по мере усиления власти Сегунов с XII в. уступает место правительственным распоряжениям и правительственным инструкциям бакуфу, получивших название кодексов. Одним из таких правовых источников был «Ко-декс годов Кэмму» (1334 0 1338 гг.), состоящий из 17 статей. В 1509 г. появился свод, со-стоящий, примерно, из 200 предписаний, инструкций, наставлений судьям; здесь, напри-мер, говорится об ответственности за взяточничество, о цели наказания, о справедливости судейских решений, т. е. соответствии их федеральным принципам права и морали. Важным источником права являлся известный «Кодекс ста статей» 1742 г. Можно сказать, что судебный прецедент также был одним из источников феодального японского права.
Право собственности. В Японии в результате «переворота Тайка» в 645 г. была введена надельная система землевладения, согласно которой монарх был объявлен верховным собственником земли. При этом земли подразделялись на три вида: общественные («коти» — леса, горы, пустоши); государственные, казенные («канти»); личные или частные («сити»). Существовал, например, особый вид коронных земель под названием «дворцовые поля» (кандэн), которые обрабатывались крестьянами в порядке трудовой повинности. Эти земли находились под особым контролем Министерства двора, которое определяло площадь посева, вид посевных культур и количество требуемой рабочей силы.
Крестьяне получали от монарха земельные наделы на условиях уплаты налогов и выполнения повинностей; уход с надела запрещался, т. е. они превратились в государственных крепостных. Надельная система предусматривала выдачу земли мужчинам в размере двух тан (один тан составлял 0,12 гектара; 10 тан равняется одному те) и женщинам в размере 2/3 мужского надела39. Закон определял размер крестьянского поземельного налога: с тана два снопа риса и две горсти риса в колосе (два пучка).
В период позднего средневековья в Японии окончательно утверждается своеобразная форма крупного условного феодального землевладения, передаваемого сегунами своим вассалам.
Собственниками земли в токугавской Японии были сегун, феодалы, храмы и монастыри (буддийские и синтоистские). Примерно четвертую часть земель Японии владения дома Токугава. Остальная земля составляла главным образом уделы князей. Около трети земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна — мелких и средних феодалов.
Господствующий класс феодалов был разделен на несколько разрядов. Особую группу — кугэ — составляла придворная знать императорской столицы Киото; кугэ получали содержание от сегуна.
Обязательственно право. Феодальное право Японии регулировало следующие виды договоров: купли-продажи, займа, аренды, дарения, мены, хранения и др. Предметом купли-продажи были различные вещи, в том числе и земля. Так, даже крестьяне могли продавать свои приусадебные садовые участки. Однако, строго запрещалось крестьянам и чиновникам продавать, дарить поля, приусадебные и садовые участки буддийским храмам и даже меняться с ними этими видами земель. Имели место попытки ограничения сделок по поводу земли, но они не давали существенного результата.
Предпринимались меры со стороны сегуна по сохранению мелких крестьянских хозяйств, которые не подлежали отчуждению. Так, закон 1643 г. запрещал отчуждение земли и раздел земли, если надел был менее 1 те (0,99 га) и урожай с него состоял менее 10 коку риса. На деле же обедневшие крестьяне часто попадали в категорию неоплатных должников, оказываясь в кабале у ростовщиков, купцов, чиновников, которые в погашение займа
Своеобразным случаем квази аренды выглядит самовольная запашка чужой заброшенной земли. В Японии заброшенным считалось поле, не обрабатываемое в течение трех лет. Такая земля оставалась в пользовании вспахавшего ее лица в течение трех лет, если она была частной, и шести лет, если она являлась казенной. В Японии наделы разрешалось сдавать в краткосрочную аренду — на год, а сады — на более долгий срок. В целом средневековое договорное право Японии было недостаточно разработано. Так, отсутствовало четкое разграничение займа и ссуды.
По договору займа в качестве кредитора выступали и государство (его учреждения) и частные лица, а должником могло быть только частное лицо. Закон признавал проценты, но общая сумма процента не могла превышать сумму долга. Так, в законе говорится, что если предметом договора займа являлось зерно, то размер процентов не мог быть свыше 100% для частного кредитора и 50% для казны при сроке с весны до осени.
Взимание процентов могло происходить по истечении 60 дней после возвращения долга; осуществлялось каждые 60 дней в размере 1/8 долга (12,5%), а после 480 дней, когда сумма процентов достигала долга, их взимание прекращалось.
Японское право предусматривало как залог, так и поручительство; при этом кредитор не мог своевольно распоряжаться залогом, который он мог реализовать только с раз-решения властей. Должнику предоставлялось право отработать долг личным трудом, что исключало долговое рабство.
Брачно-семейное и наследственное право. В Японии сохранилась большая пат-риархальная семья, глава которой пользовался огромной властью в отношении всех членов семейной общины, связанных происхождением, почитание предков и совершением семейных религиозных обрядов. Он считался распорядителем семейного имущества; в его обязанности входило составлять к определенному сроку налоговые списки и подворный реестр.
Особое положение в семье занимал старший сын, как потенциальный будущий глава двора (большой семьи), исполнитель культа предков, наследник. В Японии существовал институт усыновления кандидатов на роль первенца при отсутствии родных сыновей.
Вопрос о заключении брака решался главами семей, согласия жениха и невесты не требовалось. Брачный возраст был установлен 15 лет для жениха и 13 для невесты. Как уже отмечалось, прямая забота о браке детей возлагалась на отца, который имел решающее слово в вопросах сватовства, помолвки, брака. Нарушение помолвки одной из сторон каралось. Семья невесты могла отказаться от помолвки, если жених совершил преступление, выехал за рубеж на год и дальше, в случае незаключения брака после помолвки в течение трех месяцев. Обнаруживаемая добрачная связь невесты (даже с женихом) была препятствие к браку. Браки в период болезни, тюремного заключения родителей могли состояться лишь по особому их указанию и без всякой пышности.
Положение жены в целом было подчиненным, холя оставалось в известной мере до-вольно почетным. Жена была собственницей приданого. Разрешалось расторжение брака путем развода. Поводы развода для мужа: отсутствие мужского потомства, распутство жены, ее непослушание свекру или свекрови, болтливость, вороватость, ревность, дурная болезнь жены. Развод по инициативе жены: безвестное отсутствие мужа, прелюбодеяние мужа, добрачное сожительство невесты, тяжелое оскорбление мужем родителей жены. При этом приданое возвращалось жене; она имела право проживать в доме бывшего мужа. Муж мог расторгнуть брак в одностороннем порядке путем сообщения своей жене о разводе. Супружеская измена считалась преступлением только для жены. Неравенство жены с мужем заключалось также в том, что он мог иметь наложницу. Внебрачные дети могли входить в состав семьи отца, если они признавались им.
В Японии основным видом наследования было наследование по закону, согласно которому все члены семьи получали соответствующую долю имущества. Старший сын имел право на 2 доли; переживший супруг — на 2 доли; дочери — на половину доли.
Вдова подлежала опеке со стороны семьи мужа; закон запрещал выделять ее из двора мужа.
Уголовное право. За государственные преступления виновные приговаривались, как правило, к смертной казни. Так, за мятеж или заговор с целью нападения на императорский дворец виновные наказывались смертной казнью через обезглавливание с кон-фискацией имущества. При этом к ответственности привлекались их близкие и зависимые от них лица (отца, сыновья, дворовые люди), имущество которых также подлежало конфискации. Очевидно, в данном случае речь идет о соучастниках, так как в законе говорится: «если кому-либо в мятеже против государя не удалось поднять подчиненных ему людей и не удалось вовлечь в мятеж влиятельных лиц, то виновного следует казнить, а его отца и сыновей отправить в дальнюю ссылку. Конфискованное имущество делилось между казной и родственниками, не обвиненными соучастии.
Государственная измена также наказывалась смертной казнью. Так, в законе говорится, что «если кто-либо замышляет государственную измену, то его надлежит повесить», а в случае совершенного преступления все виновные приговариваются к смертной казни путем обезглавливания. При этом сыновей виновного отправляют в среднюю ссылку; но если заговорщик руководил десятью соучастниками и более, то его сыновей отправляют в дальнюю ссылку.
В дальнейшем в понятие государственного преступления были внесены существенные изменения, которые заключались в том, что в периоды развитого и позднего феодализма под государственным преступлением стали понимать любые деяния, направленные против режима сегунского правления.
Среди преступлений против личности особое внимание уделялось самому тяжелому из них — убийству, за которое предусматривалось высшая мера наказания путем обезглавливания.
Среди особо опасных преступлений считалось убийство родителей, родственников. Так, например, только за умысел убить дедушку, бабушку, отца, мать; или дедушку, бабушку жены; своего мужа; дедушку, бабушку мужа; отца, мать жены обвиняемый приговаривался к смертной казни путем отсечения головы. За умысел убить свою жену виновный приговаривался к дальней ссылке. Понятно, что смертная казнь ожидала и раба за умысел убить своего господина или его родственников, а также дедушку, бабушку по линии жены хозяина. В феодальном праве Японии различалось умышленное убийство, не-осторожное; убийство в ссоре; убийство, совершенное в помощью наемного убийцы; путем отравления. Так, например, ст. 14 «Тайхо рицуре» гласит: «…Если кто-либо угрожает другому человеку и тот будучи в испуге совершил убийство, то следует судить его в зависимости от обстоятельств, как за умышленное убийство или за убийство в драке, или за убийство по неосторожности». В ст. 15 говорится: «Если кто-либо изготавливает и хранит яды (которые могут повредить людям), или обучают этому других людей, то виновного следует повесить… Членов семьи этого человека, даже если они не знали указанных обстоятельств, отправить в дальнюю ссылку…».
В кодексе говорится о необходимой обороне как обстоятельстве, исключающем или смягчающем уголовную ответственность. Так, в ст. 5, говорящей об ответственности за убийство в драке, о.
В ст. 22, например, говорится: «Если кто-либо ночью намеренно войдет в чужой дом, а хозяин дома ударит и убьет вторгшегося человека, то его не наказывать».
Что касается ответственности за нанесение ранений, то по феодальному праву Японии виновный наказывался или каторжными работами, или ссылкой; мог быть подвергнут и телесным наказаниям. Так, в ст. 3 говорится, что если пострадавшему нанесено тяжелое ранение (разрублено плечо, повреждены глаза), то виновный приговаривается к двум годам каторги. А за попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывали 100 ударами палок.
К числу преступлений против собственности японское право относило кражу, разбой, грабеж, мошенничество, вымогательство. При этом наиболее распространенными наказаниями были: каторжные работы, ссылка, битье палками.
Если за каждое преступление следует наказание палками или розгами, то по совокупности наказание не может превышать 200 ударов.
Закон предусматривал ответственность местной администрации за совершение убийств и краж на подведомственной ей территории. Так в ст. 51 говорится: «Если в уездах какой-либо провинции произойдет несколько случаев краж или убийств, то наместник провинции к каторжным работам на срок до 2,5 лет. При этом телесным наказаниям подвергались и сельские старосты (а также городские старосты, квартальные старосты) и уездные начальники.
Японское право предусматривало ответственность и за такие составы преступлений, как подделка монет или документов, пользование неправильными весами, лжесвидетельство. При этом перечень преступлений непрерывно возрастал. Строго наказывались мошенники, колдуны, гадатели; лица, ведущие паразитический образ жизни; лица, исповедующие христианскую религию и др.
В 1637 г. в Японии был принят закон, запрещавший японцам выезд за границу. За нарушение этого закона предусматривалась смертная казнь.
В стране длительное время сохранялась кровная месть; но совершение кровной мести без соответствующего разрешения властей рассматривалось как умышленное убийство.
В периоды развитого и позднего феодализма основной целью наказания становится устрашение. В системе наказаний ведущее место стала занимать смертная казнь в ее наиболее мучительных видах (распятие, сваривание в котле, сожжение, распиливание). При этом широко практиковалось объективное вменение: применение смертной казни к родственникам осужденного.
Японское право закрепляло социальное неравенство в системе наказаний. Так, «Тай-хоре» в ст. 7 перечисляет шесть групп привилегированных: родственники монарха, его старые друзья, мудрецы, великие таланты; лица, имеющие особые заслуги; придворная знать. В отношении этих групп уголовное наказание значительно смягчалось и в основном заключалось в освобождении от занимаемой должности, в лишении чинов, наград и льгот, в наложении штрафа. Следует отметить, что закон предоставлял возможность откупиться от наказания. Откуп заключался во внесении в казну редкой для того времени чистой меди (в виде слитков) в размере от 1 кин (кин — 1 кг) до 200 кин. Выкуп был в состоянии заплатить только состоятельный преступник. Вопрос о замене наказания выкупом решался судом, при этом существовали определенные сроки, в которые должен быть внесен выкуп: в течение 60 дней — за замену ссылки, 50 — за каторгу, 40 — за палки, 30 дней — за розги. Несоблюдение сроков без уважительной причины влекло за собой привидение приговора в исполнение. Однако по наиболее тяжким преступления выкуп не допускался (государственные преступления, умышленное убийство, изготовление и хранение яда и др.).
В системе наказаний существовало понятие «полного разжалования» (т. е. лишение званий, постов, наград).
Закон предусматривал также дополнительное наказание в виде понижения ранга (всего было 8 рангов; чиновники 6-го, 7-го и 8 рангов относились к низшей (третьей) категории должностных лиц) за совершение преступления, за которое предусматривалось наказание ссылкой или каторгой.
Уголовный процесс. В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закреплялись элементы розыскного процесса. В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей инстанцией считалось уездное управление; следующая инстанция — провинциальное управление; далее следовало Министерство юстиции, и, наконец, Высшая инстанция — Государственный совет, император.
Подсудность определялась как по месту совершения преступления, так и по его важности (имеются в виду деяния, за которые предусматривалось наказание каторгой и более).
Дела возбуждались по инициативе государства и по заявлению частных лиц. Большое распространение имели тайные доносы (не анонимные). При этом доносчик наказывался за клевету.
Арест некоторых категорий лиц предусматривал особую процедуру. Сановников 5-го ранга и выше могли подвергнуть аресту с разрешения императора; но по обвинению в государственном преступлении, в убийстве можно было задержать подозреваемого с последующей санкцией.
Первой стадией процесса было следствие, при этом чиновник обязан был удостовериться в полноценности улик; во внимание должны были приниматься манера говорить, слушать, цвет лица, дыхание, выражение глаз подследственного.
При обвинении в тяжких преступлениях, недостаточности улик, доказательств и запирательстве подследственного разрешалось подвергать пытке. Однако, за весь период следствия запрещалось пытать обвиняемого более трех раз: причем между пытками должно было пройти не менее 20 дней. Все большее значение в системе доказательств приобретает собственное признание подследственного. Этим объясняется сохранение в Японии пытки до буржуазной революции 1868 г.
Подследственным чиновникам, обвиняемым в преступлениях, за которые наказание заключалось в увольнении со службы, запрещалась текущая служебная деятельность и участие в придворных празднествах. Однако, указанные ограничения не распространялись на сановников 3-го ранга и выше.
Следователь подлежал замене, если он находился с обвиняемым в родственных от-ношениях пятой степени родства или ближе, а по линии жены — в третьей степени или ближе; а также если он был в прошлом наставником обвиняемого.
Во время следствия обвиняемый и его сообщники находились в тюрьме. Но это не распространялось на высших ранговых сановников, которые не содержались под стражей и продолжали занимать свои посты.
Заключенных полагалось снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. Если следствие завершено, но не все соучастники задержаны, разрешалось выносить при-говор в отношении арестованных. В феодальном праве Японии действовал принцип «поглощения» менее тяжкого преступления более тяжким, по которому собственно и велось следствие.
Приговор приводился в исполнение в день его оглашения. Родственники и друзья приговоренного к смертной казни допускались к прощанию с ним. Смертная казнь, как правило, совершалась публично на городском рынке. Однако, чиновников 7 ранга и выше, а также женщин публично не подвергали смертной казни. Сановникам 5-го ранга и выше, если они не совершили убийства родственников или более тяжкого преступления разрешалось покончить жизнь самоубийством дома.
Для особо привилегированных (речь идет об указанных выше шести группах: родственников императора, его друзьях, высших сановников и др.) закон допускал обжалование приговора в порядке апелляции. В этих случаях дело повторно рассматривалось на расширенном заседании Государственного совета с участием наиболее видных императорских советников и министра юстиции, после чего письменное заключение Совета направлялось монарху, который и принимал окончательное решение.
Следует отметить, что приговоренный к смертной казни чиновник, попав под амнистию, тем не менее лишался права занимать свою должность.
Высшие административно-судебные органы осуществляли надзор за состоянием дел, относящихся к правосудию: за современностью и правильностью принятых на местах решений, за привидением в исполнение смертного приговора, за порядком и соблюдением режима в тюрьмах, за соблюдением режима на каторге; за ходом следствия, пресекая, в частности, волокиту, влекущую долгое содержание в следственной тюрьме.
В заключение следует отметить, что рассмотрение гражданских дел осуществлялось в порядке искового производства, в котором действовала система соответствующих видов исков
42. Образование буржуазного государства в Англии.
Английская буржуазная революция 17 в. была началом новой эпохи. Она впервые провозгласила принципы нового буржуазного общественно-политического порядка. Сделала необратимым процесс его становления не только в Англии, но и в Европе в целом.
Движущие силы революции.
Перед революцией в Англии сосуществовали два хозяйственных уклада: старый — феодальный и новый — капиталистический. Особенность развития страны заключалась в том, что буржуазные отношения в сельском хозяйстве стали развиваться намного раньше, чем в промышленности. По этой причине именно английская деревня стала центром социального конфликта. Здесь происходит обезземеливание крестьянства и формирование капиталистического класса арендаторов.
Особенности революции:
Угроза нашествия монголов и камакурский сегунат
Угроза монгольского нашествия, возникшая во второй половине XIII в., обострила внутриполитическое положение.
В 1266 г. хан Хубилай прислал послов с требованием признания его власти над Японией. Это наглое требование было оставлено без ответа, а на последующие аналогичные притязания японцы ответили отказом.
В ноябре 1274 г. к западным берегам Японии подошел монгольский флот, захвативший о-ва Цусима и Ики, затем началась высадка войск на северо-западе о-ва Кюсю в провинции Тикудзэн (совр. префектура Фукуока). Самурайские подразделения вели ожесточенные сражения, однако они не были подготовлены к отражению натиска столь сильного противника. Помощь пришла откуда не ждали – нагрянувший тайфун уничтожил более 200 вражеских кораблей и сорвал монгольское вторжение.
В июне—августе 1281 г. предпринимается новый поход к берегам Японии: две армады общей численностью в 3500 судов и лодок подошли к японским берегам — одна с Корейского полуострова, а другая из Китая. К этому времени побережье было уже укреплено, подготовлены и боевые суда, но налетевший тайфун разметал неприятельский флот, а оставшиеся корабли были потоплены японцами. С тех пор тайфун стал именоваться “Божественным ветром” (камикадзэ) — термин, которым в годы Второй Мировой войны именовали смертников, посылавшихся на бомбежку или потопление кораблей противника.
В борьбе с монголами японские самурайские дружины встретились с новой тактикой — взаимодействием разных подразделений, с маневрами обхода и окружения, действиями с флангов, с огнестрельным оружием, уничтожившим большую часть береговых укреплений. Это способствовало выработке новой военной организации, тактики маневренного боя, а также облегчению военного снаряжения и впоследствии было использовано феодалами в их непрекращавшихся междоусобных войнах.
От угрозы монгольского вторжения выиграли юго-западные феодалы, которые за счет казны укрепили собственные владения, а также торгово-ростовщический капитал, финансировавший военные приготовления. Однако социально-экономическим последствием монгольского нашествия явилось общее ухудшение положения самурайства в результате мобилизации, что вызвало массовую продажу, заклад земли.
Ослабление вассалов сёгуна отразилось на положении сёгунского правительства, утратившего свои прежние позиции. Это привело к обострению борьбы внутри самурайского сословия. Правление Ходзё приняло деспотический характер. Деспотизм Ходзё, усилившийся в 80-е годы XIII в., проявился в захвате домом Ходзё основных должностей в правительстве, в обсуждении главных вопросов правления на узких собраниях-сходках членов их семьи. Ходзё стремился предотвратить упадок самурайского сословия, его закабаление торгово-ростовщическим капиталом.
С этой целью первым, но отнюдь не последним законом, имевшим целью сохранение земельного фонда самурайства, явился указ 1297 г. (Токусэйрё), аннулировавший сделки вассалов сёгуна по продаже, закладу земли, самурайскую задолженность ростовщикам. Однако это законодательство было не в состоянии существенно ослабить позиции торгово-ростовщического капитала в условиях развития товарно-денежных отношений.
Камакурский сёгунат препятствовал деятельности феодалов, связанных с рынком, ремесленно-торгового люда и зажиточного крестьянства, и поэтому все они стали бороться с этим режимом. Противники сёгуната из самурайского сословия именовались в официальных документах “плохими отрядами” (акуто). В действительности это были прогрессивные силы. Их возникновение было особенно характерно для периода обострения социальных противоречий в конце XIII—XIV вв.
Отношения с Кореей и айнами
При правлении Иэясу были возобновлены отношения с Кореей, прерваные из-за попыток вторжения в нее Хидэёси. Корейские посольства стали часто посещать Японию, знакомя островитян с корейской культурой. Центром торговли стал японский остров Цусима. По разрешению правительства Кореи купцы этого острова имели факторию в южнокорейском Пусане.
Торговлей с айнскими племенами занимались власти княжества Мацумаэ на юге Хоккайдо. Основным товаром экспорта айнов были морепродукты. Поскольку также айны торговали на северо-востоке Китая, через них к японцам попадали китайские товары. Японцы не всегда вели торговлю честно, что послужило причиной для множества айнских восстаний. Самым мощным было выступление под предводительством Сякусяина.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Конец камакурского сегуната
Антисёгунские силы на о-ве Кюсю стремились сбросить усилившееся после монгольского нашествия ненавистное иго дома Ходзё.
В Центральной Японии, в районе Кинай и его окрестностях, оппозиция выступала, прежде всего, против владельцев сёэнов, поскольку состояла из местных феодалов, которые являлись административными лицами в сёэнах и стремились использовать свое должностное положение для присвоения урожая и захвата земель у сёэнских феодалов. К ним примыкали также и монахи буддийских храмов. Они как феодальные собственники тяготились сёгунскими администраторами в своих владениях и выступали за их упразднение.
Крестьяне боролись против сёгуната как в самурайских дружинах, так и самостоятельно, отстаивая свои интересы коллективными усилиями в военных отрядах сельских общин. Крестьяне вели борьбу против беззаконий сёэнской и центральной администрации, против барщины, отработочной ренты.
Разнородность оппозиционных сил обусловила необходимость их консолидации. В то время она могла быть осуществлена лишь на религиозной основе, с помощью авторитета императора. Используя свое религиозное влияние, император Годайго (представитель Южного двора), наследовавший в 1318 г. трон, готовил заговор с целью возвращения императорскому дому политической власти. Опираясь на самураев центрального района и на некоторых сёгунских вассалов восточных провинций, на военную силу ряда буддийских монастырей, Годайго в 1324 г. стал стягивать к Киото своих сторонников, но заговор был раскрыт, руководители самурайских групп покончили жизнь самоубийством.
В марте 1332 г. за новую попытку захвата власти Годайго был низложен и сослан на о-в Оки, откуда в феврале следующего года бежал и открыто примкнул к антикамакурским силам.
Влиятельный юго-западный феодал Асикага Такаудзи в начале мая 1333 г. захватил Киото, а в это время восточный феодал Нитта Ёсисада вторгся в Камакура и поголовно истребил всех Ходзё.
Объединенная армия феодалов о-ва Кюсю свергла сёгунского инспектора местного военного управления, и почти одновременно была отстранена от власти сёгунская администрация в остальных провинциях.
Камакурский сёгунат был низложен. Теперь началась борьба среди победителей: кланов Асикага и Нитта. Они представляли два типа хозяйственных районов: передовой западный и отсталый восточный. Если на западе преобладали заливные рисовые поля, имелись хорошие водные транспортные артерии, развитое ремесло и процветающая торговля, то на востоке царило запустение, многие земли были заброшены или вообще не возделывались, транспортная система находилась в плачевном состоянии, отсутствовали условия для широкого развития ремесла и торговли. Экономически победа Асикага была предрешена.
Внутренняя и внешняя политика сёгуната
Токугава Иэясу поощрял торговлю. С 1604 года по его повелению суда западных даймё и купцов городов Нагасаки и Сакаи, которые вели заграничную торговлю, были должны получать лицензии — грамоты с красными печатями, чтобы их не путали с пиратскими кораблями. Лицензированные корабли активно торговали на Макао, Тайване и в разных регионах Юго-Восточной Азии.
Немало японцев, отправлявшихся за границу, селились там, образуя японские торговые колонии. В начале XVII века количество заморских японцев составляло 10 000 человек. Самым известным был Ямада Нагамаса, получивший высокий чиновничий титул от Сиамского короля.
В начале сёгунат содействовал торговым отношениям с западными странами и хорошо относился к христианству. Благодаря этому, правительственная казна пополнялась, а количество японцев-христиан росло. Однако противоборство европейских государства на японском рынке заставили сегунат пересмотреть внешнеполитический курс. В 1617 году сёгун опубликовал запрет на распространение и исповедование христианства, и прибытие в Японию испанских судов. Постепенно накладывались ограничения на выезд из страны японских торговых лодок. В 1635 году правительство запретило японцам вообще покидать Японию или возвращаться в случае пребывания за границей.