Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.
Исторические сведения
Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III–IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.
Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.
Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.
Исторические рамки
Культура Японии стала зарождаться еще в 8-м тысячелетии до нашей эры и развивается до нынешних времен. Если говорить о средневековье, то в стране оно начинается с появлением феодального общества. Говоря кратко, на японских территориях этот момент наступил на рубеже VI-VII веков и продолжался довольно долго – почти до половины XIX столетия.
Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на Дальнем Востоке, на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику.
Однако связь с соседями в лице китайского и корейского государств была сильная, и многие ценности и открытия были заимствованы оттуда, в частности, из Поднебесной. Так, к примеру, из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы. Последние три в Средневековье по большей части строились в соответствии с канонами буддизма, который в VII столетии также перекочевал в Японию и стал там основной религией.
Однако вещи, заимствованные у китайцев, в Японии быстро обретали собственный, исконно японский стиль. Именно поэтому ей всегда удавалось сохранять самобытность и уникальность, проявляющуюся в произведениях искусства.
Можно выделить несколько исторических этапов средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:
- Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
- Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
- Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
- Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;
Костюм японского самурая
- Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
- Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.
Далее рассмотрим более подробно развитие каждого культурного направления в течение этих эпох.
Страна в Средневековье
Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации – религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.
Правители средневековой Японии
В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство – сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.
После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник – Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.
Сэнгоку[править]
Сэнгоку
, она же «эпоха воюющих провинций», началась после потери сёгунами из рода Асикага реальной власти над страной в конце XV в. В конце концов наследственные военные губернаторы начали войны против соседей, и в итоге скоро вспыхнула война всех против всех. Даже тем, кто не хотел её вести, пришлось вооружиться, и даже самые мелкие владетели самых малых сёл и городков начали собирать вооруженные отряды. Эта эпоха — пик милитаризации в истории Японии вплоть до ВМВ. Нормой были вооружённые до зубов отряды крестьян на полевых работах, купеческие караваны напоминали армии на марше, самые крупные монастыри имели армии в десятки тысяч монахов (вплоть до конницы и пехоты в броне!). Рыбаки, горожане и крестьяне из приморских провинций и раньше массово записывались в пираты (вокоу), теперь же многие даймё стали с ними сотрудничать и даже возглавлять! Из 15-18 млн японцев к концу XVI в. в самураях служило не менее 1 млн человек, а всего 100 лет перед этим в «Смуте годов Онин» самураев было не более 150 тысяч, и воюющие армии массово пополнялись вооруженными слугами и отрядами разбойников.
Самураи, или Буси[править]
В это сословие были выделены люди, обязанные нести военную службу. Они резко различались своим происхождением — верхушка происходила от младших сыновей императоров и знатнейших домов родоплеменной знати, а пополнялось как разными родами айнов, перешедших на службу к японцам, выслужившимися крестьянами из военнообязанных, так и беглыми крестьянами из разбойничьих шаек (слово «ронин» изначально обозначало именно этих людей). Изначально не имели никакой гражданской власти и представляли просто вооружённые отряды под командованием назначаемого правительством губернатора. Примерно с XII—XIII в. самураи постепенно начали забирать долю власти у губернаторов, сначала делая их власть чисто номинальной; потом же они постепенно стали наследственными правителями в своих провинциях и уездах, а рядовые бойцы заполнили нишу от просто вооружённой охраны до самых мелких феодалов. В Японии было принято делить всех самураев не по титулам, а по назначенному содержанию — коку[1].
- Хатамото
— самая верхушка самурайского сословия, после владетельных князей даймё и более мелких сэмё. Ближе всех из сословия самураев походили по функциям и правам на европейское рыцарство. Имели право на своё знамя и право ношения оружия в присутствии даймё. Из них формировалась личная гвардия даймё и отряды самой элитной конницы. Нередко имели в подчинении до десятка самураев и сотни слуг. До эпохи сэнгоку их было всего несколько тысяч человек и даже к её концу не более 10-15 тысяч. Обычно им назначалось содержание не менее чем 200 коку риса, а нередко ещё и землю под выпас лошадей, но в этом случае полагалось являться со своим личным конём. В Японии конь стоил очень дорого, и развитие коневодства сильно сдерживалось малым количеством годных для его выпаса земель.
- Ямабуси
— японские аналог европейских паладинов и духовно-рыцарских орденов. Изначально это горные отшельники-одиночки последователи некоторых японских изводов буддизма. В ямабуси нередко уходили и обычные самураи. Но постепенно к XIII-XIV начали жить небольшими скитами, где кроме поиска просветления практиковали и изучение боевых искусств. Славились как невероятно умелые и способные бойцы, в XIV веке поддержали реставрацию императора Го-Дайго и показали боевую выучку сильно выше, чем у самурайского войска. К эпохе Сэнгоку считалось невероятно престижным иметь поддержку ямабуси. Обычно вооружались нагинатами, как оружием очень сложным, но крайне эффективным и универсальным в руках мастера. Выполняли обязанности военных советников и инструкторов. Наличие в армии отряда ямабуси даже в несколько десятков человек считалось очень крутым.
- Буси
— собственно, основная масса самураев. Они делились на тех, кому было даны земли, и тех, у кого её не было — они жили либо на выдаваемый сюзереном паёк, либо были де-факто его личными дворовыми слугами и охраной. Представители этого сословия с детства обязаны были учиться военному делу. На выдаваемое содержание или доход были обязаны покупать себе оружие и снаряжение. Как правило выполняли роль самой элитной и хорошо подготовленной тяжёлой пехоты, стрелков из длинных луков, командиров в отрядах асигару, были лёгкими всадниками — тогда лошадей получали от сюзерена. Пожилые либо увечные самураи обычно выполняли роль советников, наставников, чиновников и порученцев. В эпоху Сэнгоку женщины из этого сословия также должны были проходить необходимый минимум военной подготовки, так как в период постоянных воин мужья и братья очень часто были либо убиты, либо в походе. Также женщины обучались минимуму грамоты (кане — считалось, что средняя женщина не имеет достаточно разума, чтобы выучить иероглифы) и умению вести хозяйство. Не имеющая должной подготовки и воспитания женщина из служивого сословия в худшем случае могла даже быть продана в рабство или убита своими же родичами по приказу сюзерена как «позорящая сословие».
- Мономи
[2] — разведчики. Как правило, их полагалось 100 человек на каждые 1000 человек войска. Каждый десятый из них, обычно был конным и, помимо разведки, выполняли роль гонцов. Нередко в мономи брали женщин из самурайского сословия, самых смелых и ловких и как можно более миниатюрного сложения — у разведчиков кони ради возможности использовать их на пересечённой местности были малорослые, и вес всадника там значил немало.
- Асигару
. Буси были дорогими и трудновосполнимыми «юнитами», и в случае затяжного конфликта начинался их дефицит, поэтому уже в «Смуте Онин» многие даймё нанимали шайки разбойников или даже просто насильно мобилизовали своих либо чужих крестьян, давали им минимум военной подготовки в качестве копейщиков и использовали их в качестве пушечного мяса или даже в качестве мародёров и карательных отрядов, так что их смертность была высока. Когда надобность в них после конфликта пропадала, их всех или часть зачастую просто выгоняли. Изначально им не давали никаких доспехов, отсюда прозвище «легконогие». В течение эпохи Сэнгоку самые способные и умелые асигару пополняли низы самурайского сословия, к её же концу граница между ними вообще стала расплывчата. Ода Нобунага именно из них начал формировать свою армию — изначально у него просто не было ресурсов демографических и экономических для найма самураев, а сильные и хорошо вооружённые соседи не дали бы шанса плохо обученной армии, пусть и многочисленной. В итоге Нобунага стал вооружать своих асигару самым простым и технологичным оружием — шестиметровыми обоюдоострыми пиками яри и нагинатами, — наладил производство упрощённых доспехов и самолично учил их сражаться в строю против кавалерии и пехоты. После знакомства с португальскими купцами они также получили мушкеты вместе с тактикой применения. Такие его действия сначала вызывали насмешки современников и подтверждали его репутацию чудака.
Фактически совершенно независимо и параллельно (эпохи Намбокутё и Сэнгоку совпали по времени с Ренессансом) Нобунага пришёл к вершине европейской тактики той эпохи — испанской терции. Такие войска вполне могут считаться одними из мощнейших формирований пехоты того времени, отодвинув самураев по боевой эффективности на задний план. Основную их массу составляли «пикинеры», вооруженные яри. Особенно асигару отличились в битве при Нагасино, где мушкетёры-асигару под командованием Нобунага похоронили под свинцовым дождем элитную кавалерию дома Такэда[3], а затем — успешно прогулявшись в Корею и Китай. После прихода к власти Хидэёси (который сам был бывшим асигару) были повышены до самураев третьего сорта[4], а при Токугава были постепенно слились с самураями, перестав фактически существовать как род войск.
Прочие[править]
Армии не ограничивались только самураями или даже асигару.
- Конидатай
— примерные аналоги обозных команд у европейцев. У японцев не использовался тягловый скот вроде волов или лошадей, а колёсный транспорт был распространен мало (а потом и запрещён Ияэсу Токугавой), поэтому все грузы — снаряжение, рис, оружие, инструменты — тащились на собственном хребте (каждый самурай обязан был являться в армию с запасом риса на месяц — 12-13 кг). Впрочем, очень малая часть самых важных грузов перевозилась и на лошадях (например, казна). Реквизиции на месте не всегда были возможны — нередко деревни больше напоминали крепости с вооружёнными вплоть до огнестрела крестьянами, а продовольствие в эпоху Сэнгоку все нормальные крестьяне хранили в тщательно скрываемых схронах.[5] В период осад конидатай выполняли роль сапёрных команд, также на них было устройство и укрепление лагерей. Изредка они могли использоваться и как самая лёгкая пехота. Их могло быть до трети армии и больше.
Видные личности[править]
- Ода Нобунага
— по происхождению наследственной военный губернатор провинции Овари. Фактически именно он завершил период Сэнгоку, так как эпоха после его смерти обычно зовётся Адзути-Момояма. Гениальный полководец и военный реформатор, он являлся инициатором перехода к армии, основой которой составляли многочисленные и хорошо обученные отряды асигару с аркебузами и застрельщиками с длинными луками-юми и прикрывающими их отрядами асигару с длинными пиками-яри. Но он очень умело использовал также отряды тяжелой конницы и панцирной пехоты. В начале своего пути он объединил раздробленную между разными ветвями рода Ода провинцию Овари, истребив большую часть своего клана и убил несколько своих братьев, а представителей побочных ветвей заставил либо бежать из провинции, либо выйти из рода Ода принятием другой фамилии и записью в простые хатамото. Сумел захватить земли центральной Японии вместо со столицей в Киото и отстоять их против мощнейшей коалиции сил, перед смертью вёл кампанию по завоеванию южной Японии. По характеру он скорее был закоренелый милитарист и тоталитарный миротворец, с презрением относившийся к установленным в обществе нормам. Был убит в результате предательства своего же генерала, но созданная им военная структура позволила его генералу Тоётоми Хидэёси, который начинал воинскую службу простым асигару, объединить Японию. - Такэда Сингэн
имел наследственную должность военного губернатора горной провинции Каи. Считается одним из самых выдающихся полководцев эпохи Сэнгоку. Был одним из главных претендентов на роль объединителя Японии, но этому помешала ранняя смерть. В отличии от хотя бы и маленькой, но крайне густонаселённой провинции Овари, доставшейся роду Ода, Каи была слабонаселена, гориста, плохо подходила для выращивания риса и не имела выхода к морю. Поэтому Такэде волей-неволей пришлось стать и грамотным управленцем и сделать ставку на качественное превосходство над врагами. Развитие золотых рудников дало ему большие доходы, а горные долины позволили в больших количествах (для Японии) разводить коней. Эти доходы позволили создать отряды крайне мощной и хорошо подготовленной тяжёлой конницы, а также купить поддержку и лояльность кланов ниндзя из провинции Ига, так что он всегда имел самые исчерпывающие сведения о планах и перемещениях врага. Изначально порох широко использовался на горных работах, но Такэда создал первые части сапёров и стал их использовать для подрыва стен замков, он же проявлял немалый интерес к огнестрельному оружию и одним из первых в Японии создал подразделения аркебузиров у себя в армии. Перед своей смертью он частично или полностью завоевал шесть провинций, полностью разгромил армию будущего сёгуна Иэясу Токугава и держал в осаде его замок. Многие из его военных и административных реформ были приняты и потом внедрены во всей Японии Нобунагой и его преемниками. - Мори Мотонари
, в отличие от первых двух, не происходил из рода Тайра или Минамото. По происхождению был мелким феодалом из южнояпонской провинции Аки, а к концу жизни сумел объединить почти весь юго-запад Японии. В отличии от Нобунаги или Такэды, был в большей мере дипломат и управленец, не гнушался сотрудничества ни с пиратами-вокоу, ни с христианскими миссионерами, получал огромные доходы на морской торговле, имел самый сильный флот в Японии. Его преемник сумел в течение двух лет успешно противостоять армии Нобунаги под командованием Хидэёси. После смерти Нобунаги он же сумел сохранить своё положение, хоть и был вынужден признать себя вассалом Хидэёси и платить огромную дань. Его потомки сумели сохранить положение крупных даймё и при Токугава, хоть им и оставили только две из десяти провинций. Сыграли огромную роль в падении сёгуната Токугава и революции Мэйдзи. Род Мори существует и сейчас. Имеет огромное хоть и скрытое политическое влияние в Японии.
Религиозные предпочтения
В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев – любовь к гармонии природы.
Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.
В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь – конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.
Государственное развитие Японии в средние века. Право средневековой Японии
Островное государство Япония в Средние века, кратко говоря, в течение долгого времени развивалось в изоляции от других стран. Впрочем, эта обособленность не была полной – Япония успешно контактировала с ближайшими соседями – Китаем и Кореей. Поэтому многое в управлении государством было заимствовано у этих стран.
Впервые государство в Японии возникло в 4 – 6 веке. В раннем средневековье во главе государства стоял правитель, управлявший при помощи знати.
Основную массу населения составляли крестьяне. На них приходилась вся тяжесть налогов. Главным из них была рента на землю. Кроме того, в Японии жили неполноправные (иноземцы) и рабы.
Начиная с 6 века, Япония начинает стремительно развиваться. Для восточных стран такой динамичный темп развития совсем несвойственен. Дело в том, что Япония охотно перенимала чужой опыт и, в первую очередь, соседних стран.
Японские правители старались заимствовать только самое лучшее. В страну приглашались ремесленники, а молодые японцы отправлялись в Китай для учебы. Иероглифическое письмо, буддизм и даосизм – это тоже пришло из Китая.
Сначала Япония в Средние века, кратко говоря, была классическим восточным государством. Японский император держал под контролем всю верховную власть, включая религию. Аристократия выполняла функцию чиновников. Крестьяне работали непосредственно на государство. Власть по своему усмотрению распоряжалась собранными налогами.
Для политической системы Японии было характерно:
1. централизация власти;
2. Вся земля в стране находится в руках государства;
3. существование общин.
В 9 – 11 веках окончательно устанавливается новая форма землевладения — феодальное поместье.
В 1192 году происходит очень значимое событие – император теряет часть своей власти, уступая ее сегуну (военному правителю). Сегунат существовал 7 веков, вплоть до 19 века. Императорская власть в стране оставалась, но она не была теперь единоличной.
В 16 веке правители Японии решают изолировать ее от остального мира, чтобы ничто не могло повлиять на самобытную культуру страны. Она становится самой закрытой цивилизацией. Покидать пределы японских островов было запрещено. Нарушителей запрета казнили. Иностранцам, кроме голландцев и китайцев, путь в страну также был закрыт. Из страны были изгнаны представители католической и христианской религии.
Период средневековья для Японии закончился с момента восшествия на престол юного императора Мицухито в 1866 году.
Уголовное право.
В Японском средневековом праве не было четких различий между деликтом и преступлением, нормами уголовного и административного права и пр.
В традиционном понимании рё {кит.
лин) — это закон, за нарушение которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний (от смертной казни до битья палками), которые следовали за явные проступки и нарушения.
В период «правового государства» право Японии основывалось на требованиях «законности», которая в понимании того времени включала в себя ряд положений: о неукоснительном следовании предписаниям закона, о наказаниях за преступления, проступки и даже ошибки всех, от холопа до буддийского монаха, о беспристрастности судей и следователей, о четком делопроизводстве, в том числе и судебном, а также о тщательной проверке и перепроверке (вплоть до императорской) применения наказаний, особенно смертной казни, об учете смягчающих и неучете отягчающих вину обстоятельств, указанных в законах, изданных до начала следствия по конкретному делу и пр.
Уголовный кодекс «Тайхорицу
рё» состоит из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др. Не все положения кодекса дошли до нас, часть из них была восстановлена впоследствии по китайскому кодексу танской династии.
Начинается Кодекс перечнем наказаний и тяжких преступлений. В соответствии с конфуцианскими представлениями о наиболее тяжких нарушениях морали (ли) в Японии выделялись «8 зол» (в Китае — «10 зол»), в число которых входили прежде всего преступления против императорской власти: «мятеж» (разрушение государевых жилищ и усыпальниц и пр.), «государственная измена» (убийство ближайших родственников императора, а также покушение на их убийство, избиение и пр.), «жестокое убийство» (убийство трех членов одной семьи, своих ближайших родственников, убийство женой или наложницей родственников мужа, а также их избиение и пр.), «великая непочтительность» (разрушение храмов, священных ритуальных предметов и пр.), «злословие и непочтительность» по отношению к государю, просто «непочтение» к отцу или ближайшим родственникам (возбуждение против них судебных дел или предание их проклятью, выделение из семьи при живых родителях, самовольное вступление в брак и пр.), «нарушение долга» (убийство хозяина, начальника, наставника и пр.).
Пятичленная система наказаний включала в себя смертную казнь через повешение или обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых, каторгу, битье палками (от 60 до 100 ударов), сечение розгами (от 10 до 50 ударов). Смертная казнь простолюдина совершалась на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились, а чиновникам высоких рангов предоставлялась возможность покончить жизнь самоубийством.
Ссылка в зависимости от расстояния до места назначения могла быть ближней, средней и дальней. Жены и наложницы осужденных отправлялись в ссылку вместе с ними в обязательном порядке. Каторга выражалась в принудительных работах, как правило по месту жительства.
«ТайхоЁрорё» предусматривает и такие наказания, как конфискация имущества, штраф и пр. Примечательно, что конфискованное имущество преступника делилось поровну между казной и его ближайшими родственниками, если они не были соучастниками преступления. От наказания, даже от смертной казни (как дань древнему обычаю) можно было откупиться, но возможность откупа зависела от усмотрения властей (Откуп от 10 ударов палкой равнялся 1 кину меди (600 граммов), от 1 года каторги — 20 кинам, от смертной казни — 200 кинам). Этим правом, безусловно, пользовались родственники императора, крупнейшие вельможи из «6 категорий достойных».
От общих наказаний отличались специальные наказания для военных и гражданских чинов. При перечне специальных наказаний «ТайхоЁрорё» делает упор на поражение чиновников в особых должностных правах. Совершивший преступление или проступок чиновник, независимо от того, приговаривался ли он к смертной казни, получал ли прощение от императора или право откупа от наказания, подвергался лишению в той или иной мере своих должностных прав: понижению в должности или ранге, разжалованию или увольнению с одной или всех должностей и т. д. Если простое увольнение относилось к числу тяжких наказаний, от него нельзя было откупиться, то особенно тяжким наказанием считалось увольнение с исключением из чиновничьих списков, что означало невозможность в будущем возвратиться на службу.
Наряду с коллективной ответственностью ближайших родственников преступника, осужденного за ряд тяжких преступлений, а также местных властей (например, за укрывательство незарегистрированных монахов и пр.) в японском праве предусматривалась и возможность смягчения наказания для членов семей чиновников, которые, как и в Китае, могли воспользоваться покровительством «тени» своих знатных родственников.
Специфической чертой уголовного права Японии было распространение его норм на представителей буддийской церкви (Особое положение японского императора как первосвященника религии синто давало ему право непосредственно решать все дела, связанные с этой религией, и управлять синтоистскими учреждениями, молельнями и пр. с помощью собственных указов); признание кодексом наряду со светскими наказаниями и наказаний религиозных (епитимий), которые могли применяться, заменяя светские, к монахам и монахиням в зависимости от характера совершенных ими преступлений и проступков; применение обычных уголовных наказаний за ряд религиозных проступков клира, например, за публичное и ложное объявление о дурных знамениях, хранение и чтение запрещенных книг, незаконную передачу патента на сан другому лицу или за самовольное принятие сана, за попытку самосожжения или подстрекательство к нему другого лица.
Представители буддийского духовенства, приговоренные к тяжкому наказаниюза убийство, насилие, воровство и пр., предварительно лишались сана. Предусматривалось в отношении их и некоторое смягчение наказания. Ссылку, например, заменяли четырьмя годами каторги, при наказании палками каждые десять палок заменялись десятью днями епитимьи (Епитимьям — «совершение дел, угодных Будде»: переписи сутр, уборке храмов и пр.).
Уголовное право Японии не знало четко сформулированных общих принципов и норм о формах вины (умысле и неосторожности), о покушении, о соучастии в различных формах и пр., которые, однако, фигурировали при рассмотрении конкретных преступлений.
«Покушение» и «замысел» в случае «жестокого убийства» наказывались, например, как законченное убийство. В ряде случаев более тяжко наказывалась такая форма соучастия, как подстрекательство и пр.
К числу смягчающих вину обстоятельств относились: добровольное возмещение нанесенного ущерба, устранение причиненного вреда, явка с повинной, активная помощь в раскрытии преступления. Смягчалось также наказание в случае совершения преступления под угрозой или принуждением, в силу материальной или служебной зависимости, кражи у родственников, но отягчалось, — если кражу совершал в своем доме младший член семьи. К числу отягчающих вину обстоятельств относились рецидив (третья кража) и состояние опьянения.
Кроме «8 зол» кодекс знал простое убийство, нанесение тяжких повреждений, клевету, входящую в разряд «косвенных» преступлений, наряду с вовлечением в совершение преступлений и необоснованным привлечением к суду. Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабеж, разбой и кража при пожаре, приравниваемая к грабежу, а также вымогательство имущества путем письменных угроз и пр.
Вторжение в чужой дом ночью давало право хозяину убить «непрошеного гостя», которое приравнивалось таким образом к праву необходимой обороны. Понятия невменяемости уголовное право не знало, но наказание смягчалось, предоставлялось право откупа от него в случае совершения преступления малолетним, престарелым, душевнобольным, уродом.
Почти все «законные» границы применения наказания были размыты после установления сёгуната, когда беспрепятственное распространение получили формы внеправовой расправы или «дурные обычаи». Самурай, например, мог безнаказанно убить простолюдина за оскорбление. Право не знало также требования обязательного наказания за убийство. Не наказывалось, например, убийство мужем неверной жены и ее любовника, разрешалось убить на месте преступления или в порядке мести убийцу своих родителей. Широко была распространена практика безнаказанного детоубийства, особенно в крестьянских семьях (для избавления от «лишнего рта»).
Кроме того, наказания всемерно ужесточались, приобретая часто сугубо изуверские формы. Японские источники сообщают, например, о таком распространенном наказании. Живого преступника закапывали по шею на проезжей дороге, рядом клали деревянную пилу, которой мог воспользоваться каждый проезжающий, чтобы отделить его голову от туловища.
В Кодексе 100 статей кража на незначительную сумму в 10 иен влекла за собой телесное наказание и клеймение. Кража на большую сумму — казнь через отсечение головы с обязательным обезображиванием трупа и публичным показом головы казненного. Казнь предписывалась и за мелкое воровство в случае рецидива.
Регулирование имущественных отношений. С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.
Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые получали не только свободные, но и холопы, рабы (1/3 надела свободного), а также казенные дворы и казенные рабы, которые в отличие от всех другихнадельщиков не платили налоги в государственную казну.
Земля, находившаяся в распоряжении отдельного двора (приусадебный или садовый участок, распаханная или орошенная целина), переходила во владение трем поколениям семьи. Приусадебные или садовые участки были равными по размерам как у «подлых», так и у «добрых» семей и не зависели от их численности.
Семейная собственность всемерно охранялась государством. Запрещался беспричинный раздел двора, самовольный выдел из семьи и пр. Желавший выделиться должен был получить поручительство от пятидворок, что он не был «беглым или обманщиком». В общественной собственности находились леса, горы, пустоши, пастбища, которыми мог пользоваться каждый.
Казенные земли, кроме земель, закрепленных за отдельными учреждениями, предназначались для раздачи наделов, среди которых выделялись своими размерами должностные и ранговые наделы чиновников. Существовал особый резервный фонд государственных, земель, из которых выдавались «наградные» участки за заслуги перед государством. С этой целью издавались специальные указы императора. За «великие заслуги» земельный участок передавался в собственность с правом неограниченного наследования, за иные заслуги — во владение с правом наследования одного или двух поколений.
Выделялись среди казенных земель и «дворцовые» поля, которые обрабатывались в порядке трудовых повинностей. Продавать можно было только частную землю, но практиковалась аренда земли как государственной (из резервного фонда), так и чиновничьей. Крестьянские наделы могли сдаваться в аренду только в исключительных случаях с разрешения начальства. Садовый участок мог быть сдан в аренду на любой срок, а пахотный — на один год. Строго запрещалось дарить, продавать не только поля, но и садовые участки буддийским храмам. Нельзя было даже меняться землями с ними. Недра и их богатства по своему статусу не отличались от казенных земель. С ведома властей они отдавались в частную разработку для добычи меди, железа на условиях несения натуральных повинностей.
В японском раннесредневековом праве не сформировалось четкого деления вещей на движимые и недвижимые, но предусматривался особый статус найденной вещи, которая через 30 дней после объявления о находке переходила в собственность нашедшего ее. Право собственности на клад признавался в равных долях за нашедшим его и владельцем земли.
Вместе с ликвидацией надельной системы и развитием вассально-ленных отношений все большее распространение стали приобретать такие формы феодальной земельной собственности, как наследственный феод и бенефиции самурая-воина, замененный впоследствии выплатой «рисового пайка».
Слабое развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что в средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова. Европейскому термину «обязательство» в японском языке соответствовало слово «гиму», означающее то, что должен делать каждый человек или что запрещено ему делать, исходя из его статуса. Все обязательственные отношения изначально признавались, таким образом, в строго допустимых границах.
В «ТайхоЁрорё» лишь десять статей посвящено договорам: купле-продаже, найму, займу, закладу, — которые жестко регламентировались государством и нарушение которых влекло за собой, как правило, уголовное наказание.
Частная торговля считалась непрестижной в Японии даже для крестьянина. Она запрещалась чиновникам, начиная с пятого ранга, самураям и буддийским монахам. Широкий перечень запретительных мер окутывал внутреннюю и особенно внешнюю торговлю, которая считалась уделом самого государства. Она была почти сведена на нет в период третьего сёгуната, когда проводилась активная политика самоизоляции страны. Запрещалась торговля некоторыми видами товаров, например, оружием. Жесткому контролю государства подвергалась торговля на рынках. Этот контроль осуществляли специально созданные «конторы рынка», в ведение которых входила проверка правильности мер и весов, документов при торговле рабами, качества товаров и их клеймение в случае негодности, взимание торговых пошлин и пр. Подлежали государственному регулированию и рыночные цены — с помощью установления так называемых казенных цен, исходными данными для которых была цена «казенного риса». Спекулятивное использование разницы цен, особенно чиновниками, строго наказывалось. Эти ограничения, однако, не распространялись на сделки государства с частными лицами.
Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Ростовщичество возбранялось лишь буддийскому клиру. Заем обеспечивался залогом и поручительством.
Как в Индии и других восточных странах, кредитор не мог взыскивать проценты, превышающие сумму долга. Нельзя было безоговорочно взыскивать долг с поручителя, своевольно распоряжаться залогом. Должник мог отрабатывать долг, но долговое рабство было категорически запрещено. Не разрешались самовольные сделки, в том числе и договор займа рядовых членов двора, поскольку правом распоряжения семейным имуществом обладал только глава семьи.
Не получил широкого распространения и договор найма рабочей силы, так как существовала трудовая повинность, широкая сеть различных отработок. В «ТайхоЁрорё» договор найма упоминается применительно к найму мастеров, строителей, кровельщиков, керамистов и др. на сверхурочные работы, а также казенных пастухов и «носильщиков налогов», которых нанимало государство постоянно или временно. Интересно, что этот договор сопровождался рядом гарантий против злоупотреблений нанимателя в отношении работника, например, срок найма не мог без согласия работника превышать 50 дней и пр. (Закон VIII, ст. 22).
Брачно-семейное право. Японское брачно-семейное право, как наиболее традиционное, связанное с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны.
Браки заключались семьями, согласие родителей и ближайших родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался также равный сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчины в 15 лет, для женщины в 13 лет.
Браку предшествовал сговор родителей и помолвка, беспричинное расторжение которой было наказуемым. Она расторгалась, если жених не появлялся в течение одного месяца или если брак не был заключен в течение трех месяцев после помолвки. Влекло расторжение помолвки и совершение преступления женихом или невестой.
Запрещались браки не только между свободными и рабами, «добрыми» и «подлыми», но и между отдельными категориями «подлых». Здесь действовал своеобразный кастовый принцип. Обязательность фамильной эндогамии, соблюдаемой в Китае, в Японии не привилась, так же, как и левират.
Порядки патриархальной семьи были отражены и в праве Японии, но проявлялись они слабее, чем в Китае, не столь бесправным было и положение женщины в семье.
Брак в принципе был моногамным, наложницы не брались в расчет. Как и в Китае, женщина находилась под опекой мужчины: отца, мужа, сына; но эта опека была более легкой и регулировалась законом. Муж не мог равнять жену с наложницей, не мог он навязать жене и развод из-за наложницы. Беспричинный развод влек за собой запрещение нового брака.
Развод, как и в Китае, не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов, например, в случае попытки убийства, избиения родителей и других близких родственников мужа или жены. Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе по инициативе мужа или жены требовалось согласие родителей и того и другого. Родители должны были подписать «разводную бумагу». Перечень обстоятельств, которые давали мужу законные основания для развода, был значительно шире, чем у жены. Она имела право на развод лишь в случае длительного, в течение пяти лет безвестного отсутствия мужа или тяжкого оскорбления им ее родителей.
Законные основания мужа на развод были те же, что и в Китае, но не все они влекли за собой изгнание разведенной жены из дома. За исключением «распутства», «непослушания свекру или свекрови», «дурной болезни», жена могла и после развода (связанного с ее болтливостью, отсутствием мужского потомства, ревностью, вороватостью) оставаться в доме мужа, если она оказывала ему поддержку в период ношения траура по родителям, была знатнее мужа и тем самым повысила его социальный статус, если у нее не было родительской семьи. Мужу могли отказать в разводе в том случае, если он разбогател благодаря приданому жены.
В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неравны по своему социальному статусу. Как правило, действовала фикция, что родители не знали о действительном «подлом» статусе своего партнера, тогда ребенок становился рёмином. Незаконнорожденные дети передавались на воспитание в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус, но мать и отца такого ребенка разлучали. Статус рёмина получал и ребенок, появившийся на свет в результате насилия хозяина над рабыней.
Бездетным семьям с целью продолжения рода предоставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все права законнорожденного.
В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового «подлого люда»), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.
Если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей были равными. В остальных случаях доля первой жены, а также старшего сына была в два раза больше, чем у прочих сыновей (как от жены, так и от наложницы), дочери же имели право на четверть доли старшего сына.
Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки, поскольку преобладала большесемейная собственность. По завещанию можно было передать только лично нажитую или лично унаследованную собственность.
Судебный процесс. Согласно Закону XXIX «О тюрьмах» «ТайхоЁрорё» процесс носил смешанный обвинительно-инквизиционный характер. Судебное дело начиналось как с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Широко практиковались доносы «публичные» и «тайные», то есть те, которые не объявлялись публично и следствие по которым носило приватный характер.
Донос был обязателен для близких родственников жертвы. Если они не доносили в течение 36 дней об убийстве, то подвергались наказанию как соучастники. Если речь шла о мятеже, «оскорблении величества», то доносителя прямо доставляли к императору. Но нельзя было доносить на преступника его близким родственникам и слугам.
Расследование проводилось специально назначенными следователями. Примечательно, что они могли быть заменены вследствие родства с преступником или особых с ним отношений. Следователям запрещалось высказываться о виновности или невиновности подследственных. В случае совершения тяжких преступлений практиковалось предварительное заключение под стражу и доносителя и подозреваемого. Чиновник, ведущий следствие, должен был удостовериться в полноценности улик. При тяжких преступлениях, неясности улик, запирательстве подследственного разрешалось применение пыток, но не более трех раз и с интервалами в 20 дней. Особенно тщательное («тройное») следствие проводилось, если речь шла о мятеже.
Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту приписки истца, например в уездном управлении или, при невозможности до него добраться, в ближайшем казенном учреждении.
Подсудность дела определялась как по месту совершения преступления, так и по степени его важности, тяжести возможного наказания. Дела о каторге и срочной ссылке решались провинциальными управлениями, а те, по которым предполагалось более тяжкое наказание, передавались на рассмотрение в Министерство юстиции.
Специальные судьи и следователи этого министерства (в Японии не было, как в Китае, Высшего суда) не только проводили расследование важных дел, но и проверяли и пересматривали приговоры, вынесенные низшими инстанциями, решали вопрос о взыскании долгов.
В ведении Министерства юстиции было два управления: управление взысканий, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров.
В обязательном порядке в Министерство юстиции передавались дела, сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнением чиновников с исключением их из списков. Некоторые дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощью специальных законоведов-следователей дополнительное расследование и прекращать их. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проверял также с помощью своих, специальных инспекторов. О делах, связанных со смертной казнью, бессрочной ссылкой и исключением чиновников из списков, докладывали императору, который выступал в качестве высшей апелляционной инстанции.
Концепция права
Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.
Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.
В средневековой Японии право предписывало только одно – подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином «рицу» указывались репрессивные нормы, а термином «рё» – административно-применительные.
Экономика
В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.
Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.
Краткое описание японской культуры
На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой восточного менталитета, и отразилась в японском творчестве.
Японский язык и письменность.
Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Он представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов — китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана.
Кандзи
Литература Японии кратко
В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке.
Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (7 — 8 века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» ( «Собрание мириад листьев», 759 г) и «Кайфусо».
Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку, вака и танка.
Хайку знаменитого японского поэта Басё:
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы…
Кинематограф
Поначалу в стране восходящего солнца кинематограф считался недостойным искусством, имело место пренебрежительное отношение к людям, которые снимали фильмы. Популярным кинематограф стал только в конце 30-х годов 20-го столетия.
В 50-е, 60-е годы 20 века кинематограф Японии начинает активно развиваться. Этот период называют «золотым веком» японского кино. В 1950 году было произведено 215 фильмов, а в 1960 году — их количество достигло 547. В это же время распространяются жанры политического, исторического кино, фантастика и боевики, Японский кинематограф становится знаменит во всем мире. Знаменитые режиссёры того времени — Акира Куросава, Сёхэй Имамура, Кэндзи Мидзогути. Большую популярность за пределами архипелага приобретает актёр Тосиро Мифунэ, который играл практически во всех фильмах Куросавы.
В 90-х годах прошлого века по всему миру становится известен режиссёр и актер Такэши Китано.
«Семь самураев» Акиро Куросавы, который в 2010 году занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»
Аниме и манга
Аниме (японская анимация) широко известна по всему миру. От других анимационных жанров аниме отличается большей направленностью на взрослых зрителей. В аниме присутствует вспомогательное деление на жанры для определенной целевой аудитории. Мерой для разделения являются возраст, пол или психологический портрет кинозрителя. Зачастую аниме — это экранизированные японские комиксы манга, которые тоже получили большую известность.
Основная часть манги рассчитана на взрослую аудиторию. По данным на 2002 год примерно 40 % всего книжного рынка в Японии занимают комиксы с мангой.
Аниме «Принцесса Мононоке», 1997 г.
Одежда
В Японии существует два вида одежды — национальная — вафуку, и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») — общее название любой одежды в широком смысле, а в узком — форма вафуку.
Юката — лёгкий халат;
хакама — штаны;
гэта, варадзи — сандалии;
оби — пояс.
Кимоно гейши
Традиции, обычаи, этикет
Общество этого островного государства характеризуется четко проявленным чувством принадлежности к конкретному социальному классу (семья, рабочий коллектив, студенческая группа), что также проявляется в своеобразных связях внутри сообщества.
Особую важность имеют представления о «долге» и «обязательстве», именуемые гири. Несмотря на то, что гири это всеобщая общественная норма образа действия японцев, в некоторых ситуациях, в частности в среде молодёжи, к гири относятся не так серьезно.
В Японии присутствуют некоторые нормы жестикуляции, и чем сдержанней человек, тем уважительнее к нему относятся, поэтому дружеский хлопок по плечу и дергание за руку в стране восходящего солнца не будут приветствоваться.
Театр и танец
Самой первой разновидностью театра стал театр но, сформировавшийся в 14-15 столетии, играя в нем, актёры надевали маски и облачались в шикарные одеяния. В 17 веке был создан один из самых знаменитых типов национального театра Японии — кабуки, на лица актеров был нанесен сложный грим. Особенно ценится мастерство оннагата, актёров, которые играют роль женщины. В 1629 году сегунат Токугава запретил женщинам играть в кабуки, после Второй мировой войны женщины вновь стали появляться на сцене, и даже была создана первая женская труппа.
Также известен национальный театр кукол бунраку. Определенные драматурги, такие как Тикамацу Мондзаэмон, создавали пьесы для бунраку, которые позже обыгрывались на «большом театре» — в кабуки.
Театр кабуки
Женская труппа кабуки
Кукла бунраку
Политический уклад
С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.
После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.
Культура средневековой Японии
В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.
Война на уничтожение, или Японские семейные распри
Еще с VIII в. императоры потеряли реальную власть. Правили регенты из рода Фудзивара. И пока Фудзивара в Киото играли императорами, как марионетками, на местах отдельные военные кланы набирали силу: не только Тайра и Минамото, но и другие, менее могущественные (Саэки, Окура, Оно и др.). Само собой, между ними не все было гладко. Разные ветви рода Фудзивара и императоры боролись друг с другом, привлекая на свою сторону то Тайра, то Минамото, так что потихоньку стравливали их. В итоге те стали враждовать так, что Монтекки и Капулетти могли бы сойти за приятелей. Так было и в 1150-е гг., когда произошли две смуты, которые, казалось бы, расставили все точки над иероглифами: в 1159 г. клан Минамото потерпел поражение.
Гербы — листья Минамото и бабочка Тайра. (nihonsi-jiten.com)
Нити управления новым императором оказались в руках сильного политика — Тайра Киемори. В 1160 г. Минамото подняли мятеж, который Киемори жестоко подавил. Главу рода Минамото, Ёситомо, жестоко убили. После этого Тайра установили свою диктатуру и казнили почти всех Минамото. В клановых войнах средневековой Японии бились на уничтожение, победители истребляли семьи врагов до последнего человека, чтобы избежать мести. Но в этот раз в живых осталось двое детей Ёситомо и несколько родственников.
Киёмори их пощадил, и это стало главной его ошибкой. Все благодаря вдове Минамото Ёситомо — Токива обладала необычайной красотой. Когда ее поймали, она согласилась стать наложницей Киёмори в обмен на жизнь сыновей. Тайра не стал их убивать, но сослал в разные уголки своих владений на воспитание. Ёсицунэ отдали в монастырь, а Ёритомо отправился на полуостров Идзу. Там он жил двадцать лет под надзором людей Тайра и с какого-то момента стал лелеять планы мести за отца, мать и всю семью. Все это время Японией правил Киёмори. Он назначал своих родственников на важные посты, дочь выдал замуж за императора и нажил много врагов.
Бегство Токивы. (liveinternet.ru)
В 1180 г. Киёмори решил сделать императором своего трехлетнего внука Антоку. Это не понравилось принцу Мотихито, которого уже второй раз не выбрали наследником трона. Враги Тайра при дворе подталкивали Мотихито к мятежу, и тот решился. Пока Киемори и Антоку были в паломничестве, принц отправил всем сторонникам Минамото призыв к восстанию — воздать «разбойникам Тайра».
Воспевание самураев
В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.
Битва у Фудзигава: без единого удара меча
Минамото Ёритомо и его братья сбежали из ссылки и добрались до земель своего рода на северо-востоке. В деревню Камакура к Ёритомо приходили с воинами союзники и оставшиеся в живых дальние родственники. Вскоре у него собралась армия в 20 тыс. человек. Тайра послали против них лишь 15 тыс. Эти солдаты в чужих провинциях чувствовали себя неуверенно, а командовал ими неумелый полководец — внук Киёмори по имени Корэмори.
Основные сражения войны. (nihongo-barnaul.ru)
Вечером 9 ноября армии встали друг перед другом у реки Фудзигава. Сражение так и не произошло, хотя в истории события той ночи и остались как «битва». По одной версии, отряды Минамото начали наступление на фланг Тайра, весь их лагерь поднялся, и началось паническое отступление этого ненадежного войска. По другой — в соседнем болоте по какой-то причине переполошились птицы, начали шуметь и летать, а Тайра решили, что их окружают. Так или иначе они все побросали и поспешили в столицу, куда вернулись через 12 дней после позорного бегства. Вот так, без крови, победили Минамото в первой крупной битве войны.
Весной 1181 г. Тайра Киёмори скончался. Перед смертью он желал только одного — чтобы голову Ёритомо положили у его могилы. Но наследники Киёмори по своим способностям далеко ему уступали и не могли добраться до Минамото. Восток страны практически вышел из-под контроля.
Воин клана Минамото. (Wikimedia Commons)
Архитектурные предпочтения
Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.
Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.
Светское строительство
С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.
Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.
Скульптура
Скульптурное направление также во многом связано с буддизмом – большинство статуй изображали различных будд, божеств, бодхисаттв. В период Асука их количество было уже довольно внушительным.
К примеру, очень известна работа того времени, созданная мастером Атанагути, под названием «Тысяча будд». Любопытно, что постепенно внешний облик божеств менялся, например, появлялись существа с тысячей рук и голов.
Храм Сандзюсангэндо в Киото
Во времена Нара местные скульпторы еще больше совершенствовались в своем искусстве – пропорции становились все правильнее, а линии – плавнее. При этом все изображения были очень каноничными, изваяния были из самых разных видов материалов: деревянные, каменные, глиняные, лаковые, металлические.
Если к началу времени Хэйан работы создавались из цельного деревянного полотна, то позже появилась техника киесэ, по которой изготавливались отдельные блоки, которые затем тщательно присоединялись друг к другу.
С наступлением эпохи Камакура уже не требовалось такого колоссального количества храмовых статуй, поэтому скульптура ушла «в свет»: стали изготавливаться изваяния-портреты, изображающие светских людей. В известной мастерской Дзете работали удивительные мастера. К их числу можно отнести Ункэя с его отцом Кокэем и учеником Кайкэем.
Постепенно скульптура стала носить еще более светский характер. Во время Муромати стали делать скульптурные изображения животных, природы, театральные маски.
Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку. Он придерживался философии дзен, но при этом вдохнул в скульптуру новую жизнь: божества перестали выглядеть строго каноничными, а его статуэтки из дерева отличались динамичностью и простотой.
Скульптура Энку (1632 г. — 1695 г.)Будда. Токио
Живопись
Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.
В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.
История архитектуры
Глава «Искусство Японии». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: В.Е. Бродский; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)
Средневековое искусство Японии развивалось на протяжении более чем тысячи лет, начиная с 6 в. Среди историков нет еще единого мнения о том, прошли ли народы Японии рабовладельческую стадию общественного развития. Однако, как бы ни решался этот важный вопрос истории, остается несомненным, что в дофеодальный период Япония не обладала столь высокоразвитыми архитектурой и искусством, какие были созданы в рабовладельческую эпоху, например в Китае. Как и многие другие народы, пришедшие к феодализму, минуя или почти минуя рабовладельческую стадию развития, японцы в начальный период средневековья не имели искусства, обладавшего разработанным профессиональным навыком, и в своем художественном творчестве опирались в основном на традиции фольклорного характера, сложившиеся в условиях родо-племенной организации общества.
Не удивительно поэтому, что раннефеодальному Японскому государству при возведении первых крупных религиозных и светских построек пришлось обратиться к опыту соседних стран — Китая и Кореи, с которыми Японию в этот период сближало не только единство принятой в 6 в. новой религии — буддизма, но и общность ело кившихся форм феодализма. Как и в Китае, в силу особенностей соотношения производительных сил и производственных отношений земля в Японии в период раннего феодализма была объявлена собственностью государства, и лишь спустя несколько столетий установилась другая форма землевладения — собственность отдельных феодалов.
Древнейшие в мире памятники деревянного зодчества 7-8 вв., сохранившиеся в Японии, были созданы при непосредственном участии иноземных мастеров. Вместе с тем они совершенно органично вошли в историю японского национального искусства, явившись важным звеном, крепко связавшим народное художественное творчество дофеодальной эпохи с дальнейшим расцветом архитектуры и искусства в пору развитого феодализма. Элементы китайской культуры, попадая на японскую почву, неизменно включались во внутренний процесс развития культурной жизни страны, ускоряли и осложняли его, сливались с ним, трансформировались и становились национальным явлением.
Уже в 9-12 вв. во всех областях художественного творчества развивался высокий по своему уровню самобытный стиль японского средневекового искусства. Архитектура, живопись, скульптура и прикладные искусства этого и последующего периодов являются неповторимо своеобразным, ценным вкладом японского народа в сокровищницу мирового искусства.
Немаловажное значение в истории средневековой Японии имела географическая изолированность страны, расположенной на островах. Она не мешала постоянным и очень эффективным экономическим и культурным связям Японии с другими странами и особенно с Китаем и Кореей, но она помогала Японии оградить себя от военных нашествий. Даже воинственные монголы потерпели неудачу, несмотря на двукратную попытку вторгнуться на японский архипелаг.
Интенсивное развитие японской средневековой культуры в 17 столетии привело к зарождению в искусстве новых, гуманистических тенденций, связанных с возросшей общественной активностью городских слоев населения.
Правда, особенности японского абсолютизма — в частности, политика изоляции Японии и «стабилизации» общественных отношений, проводившаяся правительством Токугава в 17 — первой половине 19 в.,— задержали разложение феодализма и смену его новой формацией. Но культура и искусство Японии в этот период ее истории стали решительно выходить за рамки средневековой художественной системы. Особенно сказалось это в развитии японской гравюры и прикладных искусств. Новые качества японского искусства 17 — начала 19 в. обязывают рассматривать этот период в следующем томе, вне пределов собственно средневекового искусства.