Величественное здание Большого дворца занимает главное место в центральной части усадьбы Царицыно. Судьба строения очень сложна — дворец, возведение которого началось более двухсот лет тому назад, лишь в 2007 году был достроен. Большой дворец — это драма и загадка парка Царицыно.
Уникальное строение, возведенное в 1775 году выдающимся архитектором Баженовым, было разрушено по приказу Екатерины II. Произошла трагедия не только для судьбы великого зодчего и всей его жизни, но и для всей истории комплекса и русской архитектуры.
Новое здание вновь отстроил архитектор Михаил Казаков, но и ему не удалось завершить работы. Лишь в 2007 году после двухлетней реконструкции усадьба предстала перед москвичами и гостями столицы в своем нарядном великолепном виде. Это одна из главных парковых достопримечательностей Москвы, посетить которую, особенно в летнее время, рекомендуем всем гостям столицы.
Большой дворец — краткое описание
Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.
Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики. Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю.
Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.
За счет протяженных фасадов (длина постройки — 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.
Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.
Серебряная кладовая
Большой дворец Царицыно предлагает своим посетителям тематическую выставку художественных изделий из серебра рубежа XIX — XX веков. Произведения выполнены мастерами российских фабрик и артелей прославленных ювелиров Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других. Находится экспозиция по соседству с археологической, в схожих интерьерах.
Разного сечения и высоты витрины содержат одиночные предметы или их группы – наборы, сервизы, гарнитуры. Есть изделия, к которым причастны известные мастера кисти и резца. Такова ваза в форме лебедя, выполненная по мотивам Врубеля, эмалевая вставка с изображением Царевны Лебедь по эскизу самого художника.
Многие посетители обращают внимание на большую хрустальную чашу с подставкой в виде серебряной ротонды. Весьма привлекательное сочетание материалов, использованы достижения смежного вида искусства.
Сосуд для главного российского деликатеса – икорница Рак выполнена из серебра и хрусталя на фирме Лорие перед революционными событиями. Восхищает проработка членистоногого, передающая в точности его строение.
Икорные ложки для раскладки икры по порциям выполнены на фабрике Фаберже. Не обошлось и без водочных стопок оригинального вида.
Изящен и одновременно скромен письменный набор Пимен, названный именем героя пушкинской трагедии Борис Годунов. Декоративный поделочный камень неброской расцветки хорошо сочетается с серебряными деталями. В пояснении указано, что выполнен набор московской артелью № 14, что большинству посетителей, как и нам ни о чем не говорит.
Первый этаж
Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).
Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.
Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.
Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца — Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.
Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — всё это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.
В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.
Временные выставки
Большой дворец Царицыно располагает приличным избытком выставочных площадей, что располагает к организации дополнительных экспозиций. Они здесь регулярно и происходят, привлекая порой не меньше зрителей, чем постоянные экспозиции музея-заповедника.
Отведенные под тематические выставки, авторские вернисажи и другие форматы помещения отделаны без какой-либо тематической привязки. Своеобразие интерьерам придают непосредственные организаторы мероприятий за счет временных выразительных средств.
Не пытаясь угадать тематику проводившихся выставок временного характера, которые не входили в нашу программу, признаем некоторые успехи оформления. Стандартный интерьер удается оживить как расстановкой и развеской экспонатов, так и световыми эффектами.
При всей критичности отзывов ценителей исторической достоверности, отрицающих полностью художественные и иные достоинства восстановленного сооружения, с ними соглашаться не хочется. Ну не ступала сюда нога монарха, но все же Большой дворец Царицыно связан с екатерининской эпохой и ее личностью, и противоречивой историей строения.
Страницы 3 из 3 Ранее3
Метки: архитектурадворецисторияМоскваРоссияусадьбашкольные экскурсии
Второй этаж
На втором этаже расположен великолепный Таврический зал, украшенный произведениями живописи и скульптуры. С одной стороны зала установлены бюсты выдающихся людей эпохи Екатерины II, а по другой — скульптурные портреты членов императорской семьи. Здесь Вы можете сфотографироваться в костюмах XVIII века.
В следующих залах представлены живописные полотна с изображением императоров российской империи, от Павла I до Николая II, а также шпалерное искусство (экспозиция включает, как гобелены XVIII века, так и современные работы).
Таврический зал
Коридор, ведущий во второй парадный зал – Таврический, оформлен также с дворцовым шиком. Попроще только половое покрытие, а вот дверной проем отличается особым изяществом. Минимумом позолоты выступающих деталей достигается впечатление красоты и умеренности.
Умело выбранные места для зеркал обеспечивают отражение настенных светильников и потолочной люстры. Отлично смотрятся небольшие вставки живописных миниатюр над проходами, как и расположенные выше выпуклые картины. Дополнительно коридор украшен скульптурными и живописными произведениями.
Колонны в Таврическом зале, хотя и имеют базу, но по капителям скорее могут быть отнесены к дорическим. Позолоты на них меньше, чем в Екатерининском, да и высота столбов меньше из-за более низкого потолка. Поменьше даже торшеры, хотя количество рожков значительно.
Манекен с мундиром екатерининской эпохи, выставленный возле одной из дверей, обозначает помещение для переодевания. Большой дворец Царицыно предлагает здесь необычную услугу – прокат костюмов екатерининской эпохи для фотографирования.
В целом интерьер Таврического зала почти неуловимо, но скромнее Екатерининского. Кроме уже перечисленных отличий, можно выделить несколько не менее существенных, касающихся стиля оформления и его исполнения. Однако это не мешает успешному проведению фотосессий переодевшимися посетителями.
Потолок здесь хотя и расписной, но плоский, без сводов и рельефных деталей. Более скромным, на наш взгляд. Выглядит узор полового покрытия. Украшен Таврический зал портретами российских императоров, центральная картина изображает, конечно, Екатерину Великую в сопровождении завоевателя Крыма (Тавриды, как именовали тогда полуостров) святейшего князя Потемкина.
Облик атриума
Атриум превратил Хлебный дом в нечто большее, нежели памятник архитектуры федерального значения, чем козыряли противники новой крыши. Украшенный декоративными растениями и оборудованный удобными сидениями, внутренний двор стал хорошим местом отдыха. Наличие осветительной аппаратуры говорит о проведении концертов и спектаклей со световыми эффектами.
Видно по приведенным фотоснимкам, что посетившие Хлебный дом внимательно рассматривают необычное сооружение. Красиво здесь не только прозрачное перекрытие и кирпичные стены с оконными проемами, но и узорчатое покрытие пола. Большой красный занавес и настоящий концертный рояль однозначно говорят о культурной направленности сооружения.
Независимо от целей посещения Хлебного дома, будь то длительная экскурсия по всей усадьбе Царицыно или целевой поход на концерт, находиться в атриуме приятно любому. Даже фото достоверно свидетельствует о непринужденном поведении посетителей. Еще раз убеждаешься в правильности архитектурного решения по прозрачной кровле.
Пусть портативный, но мастерски изготовленный мастерами Германии орган значительно расширяет возможности исполнения специальных органных произведений. Редко где у нас можно услышать звучание старинного инструмента, кроме отдельных соборов. Здесь же можно послушать, наравне со церковной музыкой, светские музыкальные произведения, звучащие совершенно необычно с участием органа.
Часы работы в Царицыно
Парк музея-заповедника открыт ежедневно с 06.00 до 24.00. Если Вы планируете посетить отдельно взятые объекты, например, дворец или оранжереи, то стоит учитывать и их график работы. Оранжереи открыты в будние дни с 10.00 до 18.00, в субботу – с 10.00 до 20.00, в воскресенье – с 10.00 до 19.00. Понедельник и вторник в оранжереях – выходной день.
Дворец открыт в будние дни с 10.00 до 18.00, в субботу – с 10.00 до 20.00, в воскресенье – с 10.00 до 19.00. Понедельник – выходной. На данный момент для осмотра открыты экспозиции в Большом дворце и Хлебном доме, Оперном доме, Третьем кавалерийском корпусе. Приобрести входные билеты можно в крытом павильоне у входа во дворец или на официальном сайте музея.
На берегу пруда, Царицыно
Гнев и милость царицы
Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.
В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
Как добраться в Царицыно
У музея-заповедника есть несколько входов, выбирать стоит тот, который ближе расположен к интересующим Вас достопримечательностям. Если Вы хотите прогуляться по парковой зоне и вокруг пруда, то стоит выходить на метростанции «Царицыно» и идти по направлению к главному (центрального) входу. Если же Вы хотите в первую очередь попасть во дворец и другие околодворцовые постройки (Хлебный дом или оранжереи, например), то имеет смысл выйти на станции метро «Орехово» и пройти ко дворцу лесными аллейками. По пути, кстати, можно встретить и покормить белок, в парке Царицыно их достаточно много. Точный адрес музея-заповедника: ул. Дольская, д. 1.
Дворец в Царицыно
Описание музейного комплекса
Музей-заповедник, который занимает больше 100 га, расположен на юге Москвы. Его история началась в 1776 г., когда Екатерина приказала построить резиденцию. В XIX в. территория превратилась в дачный поселок. В 1927 г. здесь открывают музей, а после войны выделяют охраняемые земли площадью 1000 га. Позже в Царицыно проходят 2 масштабные реставрации. В 2007 г. обновленный архитектурный комплекс открывается в день Москвы.
Схема комплекса включает следующие сооружения:
- Большой и Малый дворцы;
- Кавалерские корпуса;
- Хлебный дом;
- Оперный дом;
- оранжереи;
- Храм иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».
Поместье строили на мысу, поэтому на территории возвели Фигурный и Большой мосты. Последний украшают розетки, пояс-зигзаг под карнизом, вставки в виде ромбов и кругов. Центральные арки напоминают порталы в готических соборах. Фигурный мост, который декорирован георгиевскими крестами, построили по принципу виадука. Высокий парапет со стрельчатыми проемами соединяет полукруглые башни.
Оранжереи
Одна из Царицынских оранжерей.
Первое деревянное помещение появилось в 1740-х гг., когда усадьба принадлежала роду Кантемиров. В конце XVIII в. здесь стояло 3 сооружения, где выращивали до 10 000 деревьев. Здесь располагались оранжереи с ананасами, апельсинами, померанцем, виноградом и персиками. В помещениях росли мирт, оливковые деревья, абрикосы, олеандр, лавр и парковые цветы. В Царицыно находилась большая коллекция тропических растений.
После смерти императрицы работу оранжереи поддерживал глава Экспедиции кремлевского строения П. Валуев. На территории строят 8 помещений. В XIX в. комплекс сдают в аренду купцу Давыдову. Позже старые здания сносят, а виноградную оранжерею разделяют на коммунальные квартиры.
Постройки начали реставрировать в 2008 г. по старым чертежам.
Для экскурсий открыты 3 здания. В первом корпусе представлены гибискусы, фуксии, араукарии и пальмы. Во втором помещении выращивают овощи, фрукты, розмарин, олеандр, мирт, имбирь, кофейные деревья. В виноградной оранжерее растут кактусы и декоративные растения.
Знаменитый фонтан
Знаменитый музыкальный фонтан.
Современность в усадьбе представляет музыкальный фонтан. Его создали во время реконструкции 2006-2007 гг. на Нижнем пруду. По легенде в этом месте в 1775 г. князь Г. Потемкин организовал салют для Екатерины II, который сопровождал залп из трофейных турецких пушек. Конструкция в форме чаши занимает 2400 м², которую освещают 2583 подводных светильников. Ее диаметр составляет 52 м.
Вместе с фонтаном освещается Большой дворец и мост через овраг. 915 струй поднимаются максимум на 15 м в такт музыке.
Звуковое сопровождение включает 60 классических произведений.
Он оснащен акустической установкой, поэтому композиции слышно с любого берега. Из-за чувствительности к низкой температуре после завершения сезона фонтан консервируют.
Большой дворец и Хлебный дом
Большой дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля.
Царицынский дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля. Сначала строительством занимался архитектор В. Баженов. После осмотра здания в 1785 г. императрица поручила работу его ученику М. Казакову. Здание включает 2 крыла, которые предназначались для проживания государыни и ее сына Павла. Они соединяются узкой высокой галереей. Дворец украшен стрельчатыми окнами, остроконечными башнями, полуколоннами и арками. В 1796 г. его практически достроили, но смерть государыни остановила процесс.
В XIX в. территорию использовали для отдыха. Благодаря реконструкции 2005-2007 гг. комплексу вернули первоначальный вид.
В правом крыле на первом этаже создали Екатерининский зал. Он декорирован ценными породами деревьев, золотом, ониксовыми колоннами, лепниной. Здесь установлена статуя императрицы из мрамора высотой 2,6 м. Второе помещение с вишневыми стенами и мраморными колоннами назвали Таврическим залом. На 3 этаже находятся Баженовский и Казаковский залы, которые соединяет анфилада. В здании проводят торжественные мероприятия, выставки и концерты.
Возле дворца расположен Хлебный дом, где располагалась кухня для Екатерины II. Сооружение квадратной формы с округлыми углами построили в 1784-1785 гг. На фасаде установлены 2 горельефа в виде солонки с караваем. Над карнизом изображены буквы Х и С (хлеб-соль). Интересный факт — Х получается в виде скрещенных линий, которые считаются символом масонства. Визуально дом с дворцом соединяет галерея, которая в центре прерывается аркой с шипами. В здании размещена основная экспозиция музея, в атриуме устраивают концерты и театральные постановки.
Контакты и стоимость посещения
Входной павильон в государственный музей «Царицыно».
Для предварительной регистрации звонят по телефону +7(495)322-44-33. Стоимость комплексного билета для осмотра дворцового ансамбля составляет 890 руб. От 100 до 400 руб. стоит посещение одного здания комплекса.
Музей предоставляет скидки студентам, пенсионерам, инвалидам III группы, членам многодетных семей и детям до 18 лет. Они платят за комплексный билет 370 руб. Для осмотра отдельных сооружений понадобится 80-110 руб.
Бесплатный вход предусмотрен для следующих граждан:
- детей до 7 лет;
- героев РФ и СССР;
- ветеранов Великой Отечественной войны;
- инвалидов I, II групп;
- награжденных медалью «Житель блокадного Сталинграда»;
- детей-сирот;
- военнослужащих;
- работников музеев РФ;
- владельцев карты ISIC.
В каждую третью среду месяца людей пропускают бесплатно. За экскурсию по Большому дворцу или Хлебному дому платят 150 руб. Прогулка по одной оранжерее и дворцовой территории обойдется в 225 руб.
Осмотр в составе группы составляет 200-1000 руб. в зависимости от количества человек и места ее проведения.
Ежегодно в музее проводится акция «Ночь искусств». Вход делают бесплатно после 18.00. Гости могут посетить выставки, спектакли, концерты и перформансы.
Правила для посетителей
Для поездки в ландшафтный музей-заповедник нужно придерживаться дресс-кода. Нельзя заходить в верхней, пляжной одежде с большими рюкзаками и сумками. Не разрешают проходить с детскими колясками, роликами, домашними животными и продуктами питания.
На территории запрещены следующие действия:
- курить;
- приносить алкоголь и любые напитки в стеклянной таре;
- разжигать костер и ставить палатку;
- устраивать пикник;
- выбрасывать промышленный и бытовой мусор;
- портить деревья и собирать растения;
- ходить по газонам и клумбам;
- купаться в водоемах и ловить рыбу;
- выгуливать домашних животных;
- проносить оружие и взрывчатые вещества;
- рисовать на стенах зданий и памятниках;
- расклеивать рекламные листовки.
Передвигаться на велосипеде, роликах и самокате в Царицыно разрешают только детям дошкольного возраста.
Ребенка до 6 лет обязательно сопровождают взрослые.
Мероприятия, экскурсии, профессиональную видео- или фотосъемку проводят после согласования с дирекцией музея.
«Проклятая земля»: Что скрывает музей-заповедник «Царицыно»
«Нераскрытые тайны»: «Царицыно»
Царицыно. Почему про это место сложено столько мифов и легенд, и есть ли мистический смысл в истории Царицынского дворца? И каким образом личная трагедия архитектора Баженова связана с погребальными тризнами древних вятичей, чьи курганы до сих пор возвышаются над парковыми прудами в Царицыно? Телеканал «Москва Доверие» подготовил специальный репортаж.
Проклятая земля
День 1 января 1985 года работники Московского метрополитена до сих пор вспоминают как страшный сон. 7 часов утра. Поезд мчится по тоннелю к только что открытой на юге столицы станции метро «Ленино».
Когда состав набирает максимальную скорость, прямо на глазах у машиниста от стены тоннеля откалывается огромный фрагмент облицовки, а вслед за ним хлещет вода. «Царицынский пруд», — успел подумать машинист.
Подобные аварии повторялись в апреле 2001, в ноябре 2003, а в 2011 году на участке, проходящем под парком Царицыно, случился пожар. Для большинства москвичей все это – лишь часть жизни большого города, где постоянно что-то ломается или горит. Исследователи аномальных явлений считают иначе. По их мнению, музей-заповедник «Царицыно» — место с особой энергетикой, часто неблагоприятно влияющей на ход событий.
«Выжженная земля, проклятая. Поэтому возводить здания, как говорится, неблагоприятно», — утверждает специалист по биолокации Анатолий Шмульский. Несмотря на это, «Царицыно» неизменно влечет людей необычных, а то и вовсе странных – скалолазов, толкинистов, хиппи и даже московских язычников. И чувствуют они себя на этой земле прекрасно.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Анатолий Шмульский — специалист по биолокации, технологии, позволяющей определять присутствие объектов или энергий с помощью особых приспособлений. Сейчас Анатолий работает над созданием карты геопатогенных зон дворцово-паркового комплекса «Царицыно». Работа начинается с обследования главной Царицынской достопримечательности – Большого дворца.
«Геопатогенная зона начинается отсюда. Зона, неблагоприятная для длительного проживания. Хотя это излюбленное место горожан. Мне самому здесь нравится. Однако для долгосрочного времяпровождения здесь, конечно, неблагоприятно», — говорит Анатолий Шмульский.
Это место давно привлекает исследователей всевозможных аномалий. В 1993 году геологи из Российской академии наук, проведя большой цикл исследований, пришли к выводу, что практически вся территория парка «Царицыно» является геопатогенной зоной – так называют участки местности, на которых регулярно наблюдаются различные феномены — как правило, негативного свойства. Выявляют их с помощью сложных приборов, но Анатолий пользуется самыми простыми и при этом, по его мнению, самыми надежными – рамками.
«В действительности я ничего не чувствую, что реагирует мелкая моторика. Все зависит от профессионализма оператора. В какой-то момент либо с рамками начинает что-то происходить, они раскручиваются, либо они скрещиваются, и разжать их невозможно. Сколько б ты не проверял – они все равно смыкаются», — утверждает Анатолий Шмульский.
Обыватель, заглянувший в парк прогуляться летним утром, скорее всего, не заметит ничего особенного. Однако сотрудники музея «Царицыно», которые проводят здесь гораздо больше времени, с уверенностью утверждают: главная особенность этого места в том, что здесь ничего нельзя планировать. Что бы ты ни предполагал, рабочий день будет полон неожиданностей.
«Вообще-то я не мистик, я вполне здравый человек. Но то, что здесь мистическое место, наверное, могу подтвердить. Практически никогда не знаешь, что тебя ждет, когда ты сюда приедешь. Это непредсказуемость сценария, по которому разворачиваются здесь события», — рассказывает руководитель отдела учета и охраны объектов культурного наследия ГМЗ «Царицыно» Сергей Леонов.
Из грязи в князи
Местность получила нынешнее название в XVIII веке. До этого здесь располагалось сельцо Богородское, принадлежавшее сестре Бориса Годунова Ирине. В период польской оккупации деревня сгорела. Образовавшуюся пустошь, недолго думая, назвали Черной Грязью.
Окрестностями владели бояре Стрешневы, затем Голицыны. В 1712 году Петр І пожаловал эти земли бывшему молдавскому господарю князю Дмитрию Кантемиру в качестве подарка за союзническую помощь в войне с турками и компенсации за утраченный престол.
Екатерина ІІ обратила внимание на местность с не слишком романтичным названием в 1775 году во время конной прогулки по окрестностям Коломенского, тогдашней летней царской резиденции.
«Из Коломенского, старинного царского места с очень красивым деревянным дворцом, она на лошадях поехала прогуливаться по окрестностям. И когда подъехала сюда, к Цареборисовскому пруду и к этому владению, она была потрясена очень красивой природой», — говорит краевед Ирина Левина.
Фото: m24.ru/Юлия Накошная
Императрица Коломенское не любила. Обветшавший деревянный дворец казался ей анахронизмом, не соответствующим венценосному статусу.
Но новую летнюю резиденцию было решено возвести именно в этом живописном месте, хозяином которого в то время был сын Дмитрия Кантемира Сергей — по воспоминаниям современников старик лет 70, который только и делал, что играл в карты и бранился, когда проигрывал.
«Все ее подданные тут же кинулись узнавать у Кантемира: хочет он продать эту Черную Грязь, не хочет он продать эту Черную Грязь. Вроде как договорились на сумме 20 тысяч «рублев». Но Екатерина сказала, что «нет, 20 тысяч «рублев» – это мало. Я отдам за него 25 тысяч «рублев». За 25 тысяч рублей буквально через 3 недели была уже совершена купчая», — рассказывает Ирина Левина.
Рыцарские бои спустя два столетия
Строить новый летний дворец Екатерина поручила своему любимому архитектору Василию Баженову. Великий зодчий тогда и представить себе не мог, что главное дело его жизни обернется самой горькой трагедией. И с жаром принялся за работу.
Уже через пару месяцев на Черногрязской пустоши вырос небольшой деревянный дворец. Тем же летом его посетила сама императрица в компании со своим верным спутником князем Григорием Потемкиным.
«Царицу устроили в павильон, из которого она наблюдала торжественный праздник сенокоса. Одели молдавских косарей в красные косоворотки, шляпы с павлиньими перьями. Они косили, девушки с песнями это сено собирали. И среди косарей выделялся князь Потемкин», — говорит Ирина Левина.
Примечательно, что склонность к переодеванию и прочим ролевым играм возродилась в «Царицыно» два столетия спустя. В конце 90-х годов прошлого века на знаменитых Царицынских развалинах выясняли отношение любители подраться на мечах.
«В 90-х не было ни одной-единой секции, куда можно было прийти и сказать: «Я хочу почувствовать себя рыцарем, я хочу взять в руки меч, я хочу научиться драться, как предок». Там были какие-то реконструкторы, но это совершенно отмороженные ребята. Они дрались на железе, они друг друга били. Сильно. Больно. А потом мне сказали, что: «Вот тебе нравится драться на мечах. А вот есть место в Москве, где ребята собираются и только дерутся на мечах». Я сказал: «Вау, хочу!», — вспоминает толкинист Владимир Мэй.
Царицынские рыцари с деревянными мечами были одной из фракций мощного в то время движения толкинистов. Впрочем, на Царицынских руинах не изучали язык эльфов и традиции хоббитов.
Сюда приходили исключительно подраться. По правилам одно касание меча лишало игрока жизни. К концу поединка «убитых» накапливалось немало. Поэтому толкинисты прозвали Царицынский замок Мэндэсом – залом мертвых.
«Залом мертвых назывался непосредственно центральный зал в замке, куда приходили люди, убитые во время сходок. Они туда приходили, отдыхали. И по названию центрального зала называлось все место, сборище», — говорит Владимир Мэй.
Сегодня Владимир Мэй работает сварщиком, а в свободное время учит желающих бою на мечах. Изредка заезжает и в «Царицыно», причем неизменно при оружии. Вдруг встретится кто-то, с кем суждено скрестить мечи?
Трагедия архитектора и масонские знаки
Василию Баженову как действительному статскому советнику и, стало быть, дворянину тоже полагалась шпага. Впрочем, ни на одном из сохранившихся парадных портретов этот аксессуар не фигурирует. Архитектор – вообще профессия мирная и неспешная. Строительство комплекса зданий новой императорской резиденции заняло у него больше 10 лет. Именно здесь родился стиль, который позже назовут «русской готикой».
«Стиль, который там был, Баженовым задуман. И в основном он остался воплощенным в хлебном доме, а больше – в этих его знаменитых мостиках. Это, конечно, уникальное явление для русской архитектуры в целом», — утверждает архитектор Михаил Посохин.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Строительство требовало немало денег. Нередко Баженов выходил за рамки сметы, и ему приходилось тратить собственные средства. Из-за финансовых проблем имение жены архитектора и дом в Москве пришлось продать. Так Баженовы переехали в казенный домик в «Царицыно». А когда дворец был практически достроен, с проверкой нагрянула заказчица – императрица Екатерина Великая.
«Она должна была приехать в июле, а приехала в самом начале июня. И заехала сюда не с парадной стороны, не с той, с которой выстраивал свои видовые картинки Баженов, а сзади, где не такая красивая природа, еще не все готово. Ей не понравились. И вообще она в письме Гриму писала, что залы очень маленькие, потолки низкие, навесающие. Ей показалось, что это строение похоже на гроб», — рассказывает Ирина Левина.
Екатерина, как известно, была весьма несдержана на язык. Однако многие историки утверждают, что в ее словах была доля правды. Для Баженова в архитектуре была важна внешняя красота и гармония. А удобства и комфорт – напротив, вторичны.
По легенде, при осмотре дворца Екатерина не обнаружила ни одного туалета. Итог инспекции оказался просто-таки ошарашивающим: Екатерина приказала разобрать резиденцию до основания и возвести новое здание. Случай беспрецедентный.
Ни один правитель еще не позволял себе такую расточительность – разрушить полностью отстроенный дворец. Причины столь странного поступка императрицы до сих пор остаются темой для бурных дискуссий. Одна из самых популярных версий гласит, что Екатерину смутило обилие в декоре дворцового комплекса масонских знаков.
«Звезды – это тоже масонские знаки. На стенах можно увидеть масонские знаки, и на башнях, и на аркадах – между ними солнышки», — объясняет Левина.
Впрочем, сама по себе символика общества «вольных каменщиков» вряд ли могла стать первопричиной столь радикального решения императрицы. Возможно, дело было в том, что и сам зодчий входил в масонскую ложу, причем отнюдь не на последних ролях.
«Принадлежность к масонству не являлась каким-то криминальным в период Екатерины. И более того, по существу ее приближенные и формировали эти масонские ложи. Конфликт мог возникнуть, когда большое количество масонов стало представлять определенную угрозу в связи с их приверженностью интересам наследника – будущего императора Павла І. Вот с этим могло быть вызвано какое-то неодобрение Екатериной», — рассказывает Сергей Леонов.
«Какая-то подозрительность у нее родилась в это время. Может быть, сказывается… ей уже 56 лет – такой женский возраст критический. Она везде видела заговоры», — считает Ирина Левина.
Как бы то ни было, строительство нового дворца поручили Матвею Казакову – ученику Баженова. Для бывшего придворного архитектора это стало настоящей трагедией. 10 лет напряженной работы, мечты о дворце, который прославит его на века, обернулись крахом и профессиональным понижением.
«Баженов 10 лет здесь мучился. Что-то пытался, строил. У него уже здесь семья была, насколько я помню. Не пошла у него дальше ни карьера здесь, ни жизнь не пошла. Ничего не пошло. Действительно, место аномальное», — говорит Анатолий Шмульский.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Впрочем, и творение Матвея Казакова ждала незавидная судьба. Дворец был еще не достроен, когда умерла «подрядчица». А взошедший на российский престол Павел І проектом почему-то не заинтересовался. Имение постепенно приходило в запустение.
«Оно принадлежало Московской дворцовой конторе, у которой денег всегда не хватало. Московская дворцовая контора – она содержала кремлевские дворцы и дворцы, принадлежащие царю, в том числе огромное-огромное владение Царицыно, — рассказывает Ирина Левина.
Советские хиппи
В 1803 году Александр I открыл Царицыно для летних загородных гуляний москвичей. А спустя несколько десятилетий недалеко от дворцового комплекса началось строительство дач. Местность, которая царствующим особам показалась непригодной для проживания, постепенно заселялась московским чиновничеством, а также творческой интеллигенцией (воспоминания того же Бунина, который именно здесь — в чудесных местах Царицыно — познакомился с племянницей Сергея Андреевича Муромцева Верой Николаевной Муромцевой -в 1906 году она стала его гражданской женой).
А после революции в Царицыне поселился пролетариат. В хлебном доме учредили коммуналки — чуть больше 30 метров на семью. Печное отопление, удобства во дворе, за водой нужно идти на колонку, — условия далеко не царские. О геопатогенных зонах тогда, разумеется, никто слыхом не слыхивал.
Случались ли какие-то особенные катаклизмы именно на этом участке земли, история умалчивает. Зато известно, что совсем рядом располагались огороды обитателей Царицынских коммуналок — прямо на большой поляне за дворцом. В голодные послевоенные годы они помогли здешним жителям прокормиться и выжить.
«Сейчас это очень благоустроенный парк, который возник в последние 20 лет. А до этого это было довольно заброшенное место. До 1960 года это вообще было Подмосковье, и поэтому все, кто жили, кормились с земли. А здесь ее много, и огородов здесь сделать можно много», — рассказывает Ирина Левина. Коммуналки расселили лишь в 70-х годах прошлого века. И теперь поляна, на которой когда-то росли картошка и капуста – одно из любимых мест отдыха москвичей. Здесь можно забыть о суете большого города, сбросить обувь, пройтись по траве.
О том, что с энергетикой здесь все в порядке, можно догадаться и без специальных приборов. Каждый год на большой поляне встречают и провожают лето дети цветов. Хиппи начали собираться в «Царицыно» около 30 лет назад. Их влекла не столько древняя архитектура, сколько природа. А еще здесь было относительно безопасно.
«В Москве винтили. Здесь тоже винтили, кстати. Вот здесь в пять отделений собрали. Это был год 82-й, по-моему, или 80-й. Но в архивах КГБ можно об этом узнать», — вспоминает Сергей Сольми.
Художник, поэт и музыкант Сергей Сольми – один из патриархов московских хиппи. По традиции он ненавязчиво пропагандирует мир во всем мире и всеобщую любовь. Дрэды, бусы, цветастые балахоны всех полов и возрастов. Для многих этот праздник – возможность найти единение с природой, не покидая мегаполиса.
Фото: m24.ru
«Некоторые ходят в белых воротничках, а здесь уже оттягиваются. А я, так как уличный музыкант, так у меня и жизнь такая. Мне просто хорошо, что приходят хорошие люди. Мне нравится, что здесь лес, что здесь чисто, что нет машин поблизости», — рассказывает уличный музыкант Михаил Ветер.
Как бы странно ни смотрелись люди в ярких одеждах и с экзотическими музыкальными инструментами на фоне старого неоготического дворца конца XVIII века, они здесь желанные гости.
«Царицыно» на протяжении десятилетий было местом, где собирались самые разные люди. Это были и масоны, и толкинисты, и хиппи, волейболисты и шахматисты. Наш дворец, наш парк – это место, где сохраняется память, которое все должны любить. Если любят хиппи и здесь собираются, то что в этом плохого?» — говорит директор ГМЗ «Царицыно» Наталья Самойленко.
Скалолазы на Чертовой Лестнице
Еще одно необычное место Царицынского парка – башня под названием Руина. Ее возвели в начале XIX века, когда были в моде причудливые сооружения, имитирующие древние развалины. Такие постройки должны были побуждать романтических особ к философским размышлениям.
Рамки в руках у специалиста по биолокациям рядом с Руиной не дрогнули, а значит, это место вполне безопасное. Действительно, больших трагедий здесь не случалось, хотя к концу XIX века ступеньки осыпались, и подвыпившие гуляки падали с них с завидной частотой. Поэтому Руину стали называть «Чертовой лестницей». Через несколько десятилетий «Чертову лестницу» облюбовали московские скалолазы.
«Вот тут лазали… вообще вся Москва лазала. Сударыня-императрица недаром вложила большие деньги, и получился хороший скалодром, которым пользовались многие поколения московских и вообще советских альпинистов», — говорит ветеран спортивного скалолазания Леонид Мач.
Начинающие альпинисты первым делом покоряли именно эту башню. Она не так сложна, как другие постройки «Царицыно».
«Тогда скальных туфлей не было, лазили в галошах. Такие были азиатские остроносые галоши. Это самый шик был. Лучше скальной обуви не было. Иностранцы говорили: «Это секретное оружие русских», — утверждает мастер спорта по альпинизму Владимир Коломыцев.
После покорения Руины можно было проходить и на более труднопроходимые объекты — стены Большого дворца. Почти 60 лет с 1930-х по 90-е годы Царицынские развалины были главной тренировочной площадкой советских скалолазов.
«Лазили по фасаду замка абсолютно везде. Наверное, нет камня, где человеческая рука, рука альпиниста-скалолаза не касалась. Одним из любимых ходов была колонна. Залезали сюда, туда, и в колонну брали …., ноги в эти желоба, и руки на откидку. Руками держались между камней, чтоб, если там, не дай Бог, один камень не вылетел, другой остался, удержался», — объясняет Леонид Мач.
Многие на Царицынских развалинах и вели себя, как в настоящих горах. Совершали небольшие экспедиции на вершину дворца.
Фото: m24.ru/Юлия Накошная
«Наш старший товарищ Анатолий Баровский работал на заводе. В пятницу после работы приезжал. Здесь лежал где-то спальный мешок на полке, спрятанный высоко. Лазил, питался там, тренировался, а ночью спал на полке, как в горах», — рассказывает Мач.
Скалолазы стали частью истории «Царицыно». И сейчас в музее планируют посвятить им отдельный блок экспозиции.
«Когда я была студенткой и впервые увидела, как по великолепным руинам Баженова и Казакова лазят крепкие молодые люди, я была в ужасе. Мне они казались самыми главными врагами», — говорит Наталья Самойленко.
Сейчас, правда, эти люди клянутся и божатся, что никаких колышек они не забивали, и только крепость рук помогала им взбираться на эти стены. Музею-заповеднику в этом году 30 лет. И я думаю, что в связи с юбилеем музея-заповедника мы проведем ряд встреч, которые позволят нам восстановить во многом вот эту живую человеческую личную историю музея.
Полируя Козаковские стены ладонями, скалолазы никогда не забывали, что в качестве тренировочной площадки они используют один из самых загадочных дворцов города.
«Любой камень – это некая структура, которая несет в себе информацию. Вот современный скалодром – вот сделали его из пластика, стеклоткань. Там постучал – информации ноль. Когда касаемся либо скалы, либо камня, либо чего-то, да любого предмета, и когда с ним долго находишься в контакте, ты начинаешь его чувствовать, и как-то считываешь на подсознании ту информацию, которая в нем находится», — считает Леонид Мач.
Смутное время Царицыно
К началу нулевых в «Царицыне» перестали собираться любители боя на мечах. Пропали и скалолазы. А сам дворец из романтических развалин превратился в малоприятное место. Стены исписаны. Везде мусор.
«Диагноз очень простой: 5 лет – и чистое поле. Как груда кирпичей через 5 лет. Все, конец. Для этого здания, для Большого дворца», — считает архитектор Михаил Посохин.
Стало ясно: чтобы сохранить хоть что-то – надо действовать. Либо законсервировать и охранять руины, либо реконструировать здание. Сохранить древние камни в условиях нашего климата оказалось практически невозможно. Поэтому решили строить. Многих москвичей эта новость не обрадовала.
«Дворец был такими очень живописными руинами. Из него росли деревья. Из таких гущ, особенно когда с той стороны идешь, с Орехово, высятся такие таинственные развалины. Это было такое самое таинственное место, наверное, Москвы», — рассказывает Ирина Левина.
Впрочем, кое-то от старого дворца все же осталось. Археологи задокументировали надписи, что десятилетиями слой за слоем появлялись на стенах. Большинство из них оригинальностью не отличались. Но даже стандартные «Саша + Маша» или «Здесь был Вася», оказывается, представляют для ученых определенную ценность, ведь они отражают дух времени.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
«Мы эти надписи все зафиксировали перед реставрацией. При том, что многие из них были сравнительно недавними, 80-х годов, по-моему, были самые поздние 20 века. Все равно это интересно. Вот самые интересные были надписи времен войны, я бы сказал. Там всякие есть такие и патриотические, и не очень. Но, в общем и целом, такие живые и очень хорошие голоса людей с нами разговаривают», — говорит археолог Леонид Беляев.
«У меня на всю жизнь останется воспоминание: непонятно как, непонятно зачем, непонятно кто это сделал в центральном зале замка — наверху красовалась огромная красивая надпись «Арагорн — дурак». Арагорн – это из «Властелина колец» один из ключевых персонажей», — говорит Владимир Мэй.
В 2007 году по распоряжению мэра Лужкова архитектор Михаил Посохин принялся за возведение нового фактически третьего по счету Царинынского дворца.
«Ну, для меня это было удивительным событием, которое меня сопровождает всю мою жизнь творческую. Я с папой, когда мне было там лет 7-8, я все время туда ездил. Он нарисовал. Акварели делал вот этих Баженовских мостиков. Я там тоже как-то при этом присутствовал», — отметил он.
На тот момент от большого дворца остались только стены. Все остальное – перекрытия, внутренние помещения, крышу, — пришлось строить заново. Проект нового дворца во многом отличался от того, что был при Казакове и Баженове. Это стало поводом для споров. Стало ли строительство спасением или окончательным уничтожением памятника архитектуры? Основатель организации «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает, что новый дворец – фатальная ошибка.
«Когда Лужков предложил фасады, осуществленные по второму варианту проекта, накрыть кровлями, взятыми с первого, — это было абсолютно антинаучно. Результат налицо. Вот эта перегруженность Казаковского дворца пышностью совершенно неприемлема. Так может быть стоит относиться к этому решению, как к обратимому? То же самое касается и перекрытия двора Хлебного дома. Все это однажды, думаю, нужно будет разбирать», — поделился своим мнением Рахматуллин.
Впрочем, сам Михаил Посохин на критику внимания не обращает. Своей работой он гордится, а все нападки считает несущественными придирками. «Все, что там было возможно сохранить, сохранено в деталях. Но, допустим, балкон. Раньше выходили на балкон, а ограждение было по колено. Сегодня по нормативам оно должно быть 1,1 м. Но это вроде для разговора мелочь, а на самом деле — страшная задача, потому что ты должен обеспечить безопасность современного человека, но при этом не менять фасад» — отмечает Посохин.
Между тем, новому дворцу уже больше 5 лет. И даже те, кто в свое время приняли новодел в штыки, сегодня, кажется, уже не столь категоричны. «Множество раз на моей памяти было так, что человек высказывает свое негативное отношение, но, побывав в «Царицыно», погуляв по парку, зайдя в дворец, увидев экспозицию, он резко, очень резко меняет свое отношение», — говорит руководитель отдела учета и охраны объектов культурного наследия ГМЗ «Царицыно» Сергей Леонов.
«На самом деле в «Царицыно» сохранилось очень много подлинного. Это по-прежнему памятник архитектуры XVIII века. И здесь есть дивные Баженовские пространства. Здесь есть потрясающий архитектурный декор волшебной готики. Здесь действительно все срастается с великолепным рельефом местности», — отмечает директор ГМЗ «Царицыно» Наталья Самойленко.
«Когда я в первый раз после реконструкции пришел в «Царицыно», то сказал: «Фу, что здесь сделали? Было же так здорово. Можно было просто навести порядок и сохранить всю эту романтику». Ничего, потом привык», — делится своими впечатлениями толкиенист Владимир Мэй.
Курганы и языческие костры
А специалист по биолокации Анатолий Шмульский тем временем направляется вглубь парка, туда, где до сих пор возвышаются курганы вятичей — древних славянских племен, населявших эту местность в XI-XII веках.
«Первые славянские жители Москворечья хоронили своих мертвых в курганах – в довольно высоких насыпях, которые возводились над могилами. Курганы в Царицынском лесопарке начали изучать еще в XIX веке. С тех пор это один из самых известных археологических памятников Москвы. В советское время тысячи студентов-археологов свои первые находки сделали именно на этих раскопках. Как человека научить быть археологом? Как его научить раскапывать древние памятники? Вероятно, он должен принять участие в этих раскопках, научиться технике, тому, как снимается грамотно план, как хорошо делаются фотографии, как надо отбирать предметы, чтобы их не повредить. Вот этому ремеслу обучали студентов вплоть до 60-70-х годов, в частности, в «Царицыно», — рассказывает археолог Леонид Беляев.
Как правило, студенты находили фрагменты украшений и керамики. Древние славяне отправлялись в мир предков во всеоружии: нарядными и с угощениями. Да и похороны со стороны больше походили на праздник. Прежде, чем придать тело усопшего огню, вятичи совершали тризну – ритуальные гулянья, пиршество и военные состязания в честь покойного.
Фото: m24.ru
«При погребении сохраняется для женщин, например, свадебный или, во всяком случае, парадный убор. Их клали в могилы со всеми песочными кольцами, ожерельями, браслетами, перстнями. У мужчин погребение было поскромнее. Обычно клали какие-то инструменты, иногда ножи, что-то для их точки, иногда серп, косу или что-то из оружия», — отмечает Беляев.
Несмотря на то, что изучают курганы не первое столетие, не исключено, что древние погребения принесут еще немало сенсаций. Ведь некоторые захоронения до сих пор остались нетронутыми. «Среди курганов «Царицыно» есть все: есть нераскопанные курганы, есть курганы, которые разграблены в прошлом или полураскопаны. Но даже вот такие курганы содержат информацию. Потому что в XX веке не копали между курганами, а там тоже есть памятники», — добавляет Беляев.
Примечательно, что язычников, следующих заветом вятичей, в «Царицыно» можно встретить и сегодня. «Вятичи – это, собственно говоря, одно из славянских племен. Люди, которые жили когда-то здесь, защищали эту землю, обустраивали ее. Наверное, во многих из нас течет какая-то часть крови этих древних наших предков — вятиче», — считает язычник Илья Черкасов, величающий себя также волхвом Велеславом.
На одной поляне, например, сходятся два мира: мир живых и мир мертвых. Так, по крайней мере, считают современные язычники. «На стыке жизни и смерти есть нечто между мирами, нечто такое, где обе стороны открыты, и человек тут обладает другой степенью свободы. То есть он иначе дышит. Он открыт и тому, и этому миру», — объясняет Черкасов. Несколько лет назад древнее славянское капище обрело вторую жизнь. В июне 1995 года после очередных раскопок и обустройства курганов современные почитатели верований предков воздвигли здесь изображения языческих богов. Сейчас на поляне в Царицынском лесу стоят деревянные Велес, Лада и Даждьбог. Это уже третьи по счету чуры – так называют этих деревянных идолов язычники. Предыдущие пали от рук вандалов.
«Разные люди исходя из разных соображений: кто-то из религиозного фанатизма, кто-то из хулиганских побуждений сюда наведывались, чтобы как-то навредить. Вот видно трудно им было пройти мимо красивой статуи, не оставив на ней своего следа. Языческая вера, как всякая природная вера, не придуманная людьми, а идущая из самой природы, из самого бытия, остается, и когда у нас уничтожают нашу зримую святыню, для нас это только повод ее восстановить, а не печалиться», — рассказывает Илья Черкасов.
Волхв Велеслав, а по паспорту Илья Черкасов, как правило, наведывается сюда в одиночку. Это капище – одно из тех, где редко проводят массовые ритуалы. Сюда приходят, чтобы разобраться в себе, задать вопросы предкам.
«Мы находимся на возвышенности, она заставляет человека открыться небу и солнцу. Но, тем не менее, рядом с нами находятся вот те самые курганы вятичей. То есть здесь жизнь и смерть переплетаются. А для славянского капища — это очень важный момент. Капище – это встреча миров, это встреча зримого и незримого, яви и нави. То есть здесь человек встречает своих предков, встречает богов, которые смотрят на нас из невидимой реальности», — рассуждает современный язычник.
Большие языческие праздники здесь не справляют. Язычникам приходится мириться с правилами парка. На территории музея-заповедника нельзя жечь костры. «Огонь для нас – это зримый символ присутствия божества, трансформирующего силы в нашем мире. Так как здесь огонь по законам парка разжечь нельзя, то человек может сам прийти с какой-то небольшой свечкой или лучиной. То есть возжечь огонек, потом его затушить, чтобы не было пожара и так далее, а потом спокойно уйти», — отмечает Черкасов.
«Здесь уже идет та самая энергия. Вот здесь захоронены сотни и сотни людей, поэтому эти места как раз и могут являться причиной всех аномальных геопатогенных явлений», — считает специалист по биолокации Анатолий Шмульский. По его мнению именно языческие костры, особенно те, на которых сжигали мертвых, и стали причиной геопатогенных зон, аномалий и прочих невзгод в «Царицыно».
Пожары в этих местах действительно случались с удручающей регулярностью. Почти достроенный дворец Казакова сгорел при неясных обстоятельствах. Хозяйственные постройки, в которых размещались различные учреждения, полыхали чуть ли не ежегодно. В феврале 2008 сгорел оранжерейный комплекс. В январе 2010 – барак, построенный на месте дачи председателя первой Государственной Думы, и потому по давней традиции называвшейся «дачей Муромцева».
Фото: m24.ru
«Это связано с языческими обрядами, которые здесь проходили неоднократно на протяжении многих поколений. Неоднократно места эти горели, потому что здесь была не только каменная постройка, но еще и деревянная. Здесь все горело. Горело всегда. Энергетика никуда не девается. Временами, может, чуть слабее, чуть сильнее, но не исчезает», — отмечает Шмульский. Единственный способ защиты от геопатогенных зон – как можно меньше в них находиться. И уж точно не выбирать их в качестве постоянного места жительства. Не это ли каким-то чудом почувствовала два века назад Екатерина Великая? Впрочем, специалисты по биолокации утверждают, что лишать себя прогулок по живописному парку не стоит.
«Царицыно» — не самая аномальная и не самая геопатогенная зона в Москве. Здесь еще средне. Что касается проживания здесь – да, это неблагоприятно. А просто путешествовать, гулять – почему бы и нет? Очень даже здорово», — добавляет Шмульский.
Очередная геопатогенная зона отмечена на карте. Действительно ли в них причина всех бед «Царицыно»? Или местные аномалии – не больше, чем очередная городская легенда? Как бы то ни было, «Царицыно» — пример парадоксальной истории архитектурного объекта и судеб людей. А также место, где каждый находит то, что ищет: кто-то — покой и красоту природы, кто-то — приключения, а кто-то — пока еще не разгаданные загадки истории.
Сюжет: Городские истории