Вознесенский Печерский мужской монастырь

Вознесенский монастырь в Москве. Точных сведений о дате его образования на территории московского Кремля нет, но исследователи полагают, что это произошло в 1386 году.

Также неизвестно, кто являлся основателем обители, хотя по преданию ею считается супруга князя Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, получившая в монашестве имя Ефросинии Московской.

История[ | ]

Вознесенский собор. Рисунок начала XIX века Миниатюра из Лицевого летописного свода изображает похороны жены Ивана Грозного — царицы Анастасии, 1560 год Вознесенская площадь, 1900-е годы В церкви Святой Екатерины, 1890-е годы Екатерининский храм. Справа — церковь Михаила Малеина, 1882 год

Основание[ | ]

Вознесенский монастырь был основан не позднее 1386 года и стал третьим женским монастырём в Москве после Алексеевского и Рождественского. Первая деревянная церковь монастыря — во имя Вознесения Господня — была заложена великой княгиней Евдокией Дмитриевной, женой Дмитрия Донского. Рядом с храмом находились великоняжеский дворец и терем Евдокии[2][1]. В 1407 году вдовствующая Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии. К этому моменту бывшие великокняжеские терема уже заняли кельи. В том же году Евдокия велела заложить новую каменную церковь Вознесения. Прожив в иночестве несколько недель, она скончалась и была похоронена в строящейся церкви. По преданию, у её гроба возгорались свечи и совершались исцеления. Евдокия стала считаться покровительницей Москвы, её нарекли преподобной Евфросиньей Московской

[3][4][5].

Продолжила возведение собора Великая княгиня Софья Витовтовна, жена Василия I. Из-за московских пожаров собор строили несколько десятилетий, но он так и не был закончен. В 1467 году княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II, приказала разобрать недостроенный собор, а на его месте возвести новый. Василий Ермолин, которому было поручено строительство, сохранил здание, переложив своды и облицевав стены новым кирпичом. Точного описание храма не сохранилось. Предположительно, он был сделан из белого камня с резным фасадным декором. В 1468-м каменный собор был освящён в честь Вознесения Господня митрополитом Московским Филиппом и стал усыпальницей для московских цариц. Насельницы монастыря занимались руелием, шили полотенца и кружева, готовили для инокинь[3][6].

XVI век[ | ]

Законченный храм неоднократно страдал от пожаров, и в 1518 году Василий III начал строительство нового каменного собора. Он был возведён на существующем фундаменте архитектором Алевизом Фрязиным, окончившим к тому времени строительство одиннадцати церквей на московском посаде. По предположению историка Петра Максимова, собор был четырёхстолпным с тремя апсидами. После постройки в 1520-е годы Новодевичьего монастыря Вознесенский стали называть Стародевичьим[3][6].

В 1527 году к югу от Вознесенского собора была построена Георгиевская церковь. Она была основана на месте, где ранее стояла скульптурная икона из белого камня Георгия Змееборца. Церковь была одноглавой с тремя апсидами, фасады были разделены на прясла[6]. В конце XVI века по приказу царя Фёдора Иоанновича собор был вновь разобран из-за ветхости и перестроен в формах Архангельского собора, как реплика. В 1550-е годы монастырь был украшен новыми иконами[7].

После окончания Смуты в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась Марфа — мать царя Михаила Фёдоровича. Над её кельей, где она прожила 18 лет, был установлен герб Русского царства[3].

Вознесенский монастырь пользовался особым вниманием царской семьи. Цари и царицы посещали монастырскую усыпальницу в Родительскую субботу, Прощёное воскресенье и на Пасху. Архидиакон Павел Алеппский, сын Антиохийского патриарха Макария, вспоминал:

Царь [Алексей Михайлович] обернулся к обители монахинь, что в честь Божественного Вознесения… игуменья с монахинями в это время стояла в ожидании; царь на снегу положил три поклона перед иконами, что над монастырскими вратами, и сделал поклон головой монахиням, кои отвечали ему тем же и поднесли икону Вознесения и большой чёрный хлеб, который несли двое; он его поцеловал»[8].

XVII—XVIII века[ | ]

В начале XVII века в монастыре Мария Нагая признала в Лжедмитрии I своего спасшегося сына. В кельях жила до свадьбы его невеста Марина Мнишек. В обители также жили и другие невесты за несколько дней до церемонии[9].

При Михаиле Фёдоровиче в 1617 году в юго-восточной части монастыря была построена деревянная церковь Михаила Малеина. Её перестроили в двухъярусную каменную с приделом Феодора Пергийского в 1634-м по проекту Бажена Огурцова и Семейко Белого. На верхнем этаже была устроена церковь, на нижнем — две кельи. С запада к церкви примыкала общая трапезная, над которой возвышалась колокольня с девятью колоколами[10][6].

В конце XVII века монастырь владел 2128 дворами. В 1706—1710 годах ежегодный монастырский доход составлял 3270 рублей. Он также владел вотчинами и дворами в разных уездах: московском, боровском, владимирском, имел подворья и огороды в Москве — в Зарядье, Хамовниках и на Старой Басманной. В монастырской ризнице хранились царские дары, среди которых золотые кресты Михаила Фёдоровича и золотые сосуды Алексея Михайловича[4].

Под руководством архитектора И. Г. Устинова в 1724 году возвели новые кельи и отремонтировали старые. В 1729-м Вознесенский собор перекрывали железом[11].

В начале XVIII века на Красной площади во время Вербной недели продавали искусственные веточки вербы, которые изготавливали монахини монастыря. В это время было организовано училище для знатных девушек, которых обучали грамоте, этикету, церковному пению и руелию[3][12].

В 1730-х в Вознесенском соборе было сделано два придела: Успенский, основанный братом жены Ивана Алексеевича, и во имя иконы «Всех скорбящих Радость», устроенный императрицей Анной Иоанновной[3]. Через семь лет монастырь пострадал в крупном пожаре, в результате выгорели церковь Михаила Малеина и колокольня. Восстановлением обители руководил архитектор Иван Мичурин[11].

XIX—XX века[ | ]

В 1808 году по приказу Александра I архитектор Карл Росси начал возводить новую Екатерининскую церковь на месте церкви святого Георгия. Строительство было прервано войной 1812 года, через пять лет её отделку закончил архитектор Алексей Бакарев. Храм в неоготическом стиле выходил на Спасскую улицу и занимал почти всю южную сторону монастыря. Фасад представлял собой ряд крупных трёхчетвертных колонн, треугольных фронтонов, стрельчатых оконных и дверных проёмов. Он был украшен характерными для готического стиля скульптурными и орнаментальными деталями. В нём устроили два придела — Рождества Иоанна Предтечи и Иконы Казанской Богоматери[11].

Во время захвата Москвы французская армия разграбила монастырь и выгнала монахинь. Бо́льшую часть имущества удалось сохранить благодаря игуменье Афанасии, которая успела вывезти богатства из ризницы в Вологду. В монастыре также удалось спрятать мощи царевича Дмитрия, найденные в Архангельском соборе. После ухода армии и восстановления монастыря его заново освятили в 1814-м[13][7].

К 1894 году Вознесенский монастырь занимал площадь в 1818 квадратных сажень. В середине площади монастыря стоял Вознесенский собор, с южной стороны находилась церковь Великомученицы Екатерины, в юго-восточный углу — церковь Михаила Малеина. Все здания монастыря были покрыты железом и окрашены медянкой[14].

В конце XIX века монастырь относился к первому классу. Он владел 195 десятинами земли, в нём находились 62 монахини и 45 послушниц[15]. Описание Вознесенского монастыря на 1883 год:

Монастырь Вознесенский считается по спискам первым из женских монастырей в России. В нём числится около 40 инокинь; он славился ещё с древности руелием монахинь и строго держится установлений: он запирается на всю обители пристанище, выучиваются тут читать и петь на клиросах, кружева плесть и золотом вышивать. Около трехсот лет продолжают там работать искусственные цветы, листья и восковые изображения ангелов для верб[16].

В 1907 году в обители отмечали 500-летие со дня смерти основательницы монастыря. После богослужения состоялся крестный ход, в котором участвовала княгиня Елизавета Фёдоровна. Ко гробу Ефросинии она подарила золотую лампаду и цветочные гирлянды[3].

Разрушение монастыря[ | ]

Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря, 1929 год
Осенью 1917 года во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов. Члены Поместного собора, посетившие Кремль после обстрела, описали разрушения:

Прежде всего, мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь. Здесь уже было полное разрушение. В храме Св. Великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма[17].

Вскоре монахиням велели оставить обитель. Инокини с игуменией временно поселились в церкви Лефортовской больницы. Часть икон и драгоценности они успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье лавры. Но ценности были найдены и отправлены в Оружейную палату, всего было изъято более 25 пудов серебра. Кельи монастыря использовались как общежитие для обслуживающего персонала Кремля. В церкви во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал[3][18].

В 1918 году была учреждена Кремлёвская комиссия для работ по восстановлению и сохранению кремлёвских зданий. Её руководителями назначали архитекторов Ивана Рыльского и И. И. Дюмулена. В Вознесенском монастыре планировалось отремонтировать повреждения, обновить покрытия купола и штукатурки. Однако недостаточное финансирование не позволило полностью осуществить задуманное. Удалось только частично восстановить места повреждений от обстрела[18].

В декабре 1918 года решением комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня Богоматерь Одигитрия была передана в Мироваренную палату Патриаршего дворца, затем — в Государственный исторический музей, а в 1930-м — в Государственную Третьяковскую галерею[19].

В 1920-м работы по поддержанию древних зданий Кремля были остановлены. Из-за отсутствия капитального ремонта состояние зданий ухудшилось. В 1924 году в монастыре просел грунт и разрушались стены корпусов. Но восстановительных работ проведено не было[18].

В 1929 году на заседании архитектурно-реставрационного отделения было объявлено о готовящемся проекте строительства Военной школы. Первоначально его планировалось осуществить за Кремлёвскими казармами, которые находились около Троицкой башни. Но по итогам заседания было принято решение о строительстве школы на территории, которую занимали Малый Николаевский дворец и Вознесенский и Чудов монастыри. Пытаясь сохранить памятники от сноса, реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Дмитрий Сухов и Николай Померанцев направили письмо председателю ЦИК Михаилу Калинину, в котором они обосновали сохранение памятников. Указывалось на изменение исторического облика Московского Кремля, дорогостоящий фундамент и возможное негативное влияние строительства нового здания на расположенные рядом с ним памятники. В качестве альтернативы было предложено использовать территорию Александровского сада. Однако их прошение не изменило решения о сносе. Руководителем строительства стал Иван Жолтовский, который, однако, был против сноса монастыря. Вскоре на него поступила жалоба, и его отстранили от работы[20][18].

В том же году монастырь взорвали. Благодаря Николаю Померанцеву саркофаги с останками из усыпальницы перенесли в Архангельский собор. Удалось спасти также четыре иконы — Богоматери Одигитрия, Богоматери со свечой, Никиты Новгородского, Феодосии преподобной, которые в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее[15][21][22].

Архитекторы старались сделать полные обмеры зданий монастыря. Предположительно, им не было выделено достаточно времени для тщательного обследования. Об этом свидетельствуют воспоминания В. Н. Иванова:

Мы составили план научной фиксации археологических раскопок, изъятия фрагментов, убеждая, что это все работы совершенно необходимые, что науке должны остаться хотя бы документы о памятниках, если судьба стирает их с лица земли. Но куда там, на все плевали, и лозунг „скорей, скорей“ над всем главенствовал[18].

Обмеры (кроки) храмов Вознесенского монастыря, выполненные советским архитектором-реставратором Петром Максимовым до разрушения монастыря в 1929 году, хранятся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Эти обмеры и другие исторические документы, хранящиеся в архивах музея, вошли в книгу «Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля», выпущенную в 2021 году:

Важнейшей частью издания являются обмеры монастырских построек, сделанные непосредственно перед их сносом архитектором П.Н. Максимовым[23].

На месте разрушенного монастыря в 1932—1934 годах построили корпус Военной школы имени ВЦИК по проекту архитектора Ивана Рерберга или Владимира Апышкова. Оно было стилизовано под кремлёвский классицизм для гармонии с соседними Сенатом и Арсеналом. Позже в здании работал Президиум Верховного Совета СССР, а затем — подразделения Администрации президента России[24].

При Михаиле Федоровиче была построена церковь Михаила Малеина

При Михаиле Федоровиче была также построена деревянная церковь Михаила Малеина.

На фото конца 19 века можно увидеть под цифрой 1 — Вознесенский монастырь, 2 — Екатерининская церковь, а под цифрой 3 — храм Михаила Малеина

Ее перестроили в двухъярусную каменную церковь с приделом Феодора Пергийского. На верхнем этаже устроили церковь, а на нижнем располагались две кельи.

С западной стороны к церкви прилегала трапезная, над которой возвышалась колокольня с 9 колоколами.

В конце 17 века монастырь владел 2128 дворами. А ежегодный месячный доход получаемых с монастыря составлял 3270 рублей.

Монастырь также владел вотчинами и дворами разных уездов. В ризнице монастыря хранились царские дары, а также золотой крест царя Михаила Федоровича и золотые сосуды Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович — второй русский царь из династии Романовых. Он был сыном Михаила Федоровича и второй жены его Евдокии. От него в ризнице монастыря хранились золотые сосуды

В 1724 году были возведены новые кельи и отремонтированы старые. В 1729 году собор стали покрывать железом.

Вскоре в 1730 годах в Вознесенском соборе решили сделать два придела. Один Успенский, второй — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

Ровно через семь лет монастырь сильно пострадал в пожаре, в результате чего выгорели церковь Михаила Малеина и колокольня, прилегающая к ней.

Одна из схимонахинь молилась Божией Матери перед иконой, которая находилась у гроба ее отца. Затем каким-то чудесным образом икона оказалась в монастыре. Обнаружили ее только после пожара.

Восстановительные работы проводил известный в том времени архитектор Иван Мичурин.

Современность[ | ]

«Археологические окна» и вид на сквер на месте Чудова и Вознесенского монастырей, 2021 год
В 1990-х годах началась работа по изучению гробниц великих княгинь и цариц. Удалось обрести мощи преподобной Евфросинии Московской и восстановить по черепу скульптурный портрет Софьи Палеолог[3].

В 2004-м прошли исследования захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором. Дальнейшее изучение материалов проходило в лабораторных помещениях[25].

Благодаря зарисовкам архитектора Петра Максимова, сделанным в 1929-м, в музее-заповеднике «Московский Кремль» в 2011 году удалось уточнить местоположение погребений XVI века. Всего было исследовано 32 могилы, в результате чего были получены данные о внешности погребённых, наследственных патологиях и об обряде погребения. Были также отреставрированы одежда и обувь, найденные в саркофагах[25].

В 2014 году президент Владимир Путин предложил воссоздать исторический облик Московского Кремля и восстановить Чудов и Вознесенский монастыри. Предложение обсуждалось на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным, заместителем директора Музеев Московского Кремля, специалистом по древнерусской архитектуре Андреем Баталовым, ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским и комендантом Московского Кремля Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым. Участники высказали одобрение идее восстановления монастырей и сошлись на мнении о необходимости тщательной всесторонней проработки этого проекта[26]. Эксперты ЮНЕСКО высказали предостережение против строительства монастырей на территории Кремля[27].

В 2021 году был демонтирован 14-й корпус Кремля, на открывшемся участке были проведены археологические раскопки. Впервые открылись возможности для масштабного археологического изучения такого обширного участка Кремлевского холма и скрытых в нем пластов культурного и духовного наследия XII — начала XX веков[28]. Исследовательские работы проводил Институт археологии РАН. В мае того же года по окончании раскопок был разбит сквер[29].

В Архангельском соборе Музеи Московского Кремля открыли постоянно действующая выставка, посвящённая истории Вознесенского монастыря[30][31], новый туристический маршрут, знакомящий москвичей и гостей столицы с историей разрушенных святынь[32].

В 90х годах 20 века начали проводить работы по изучению гробниц великих княгинь и цариц

В 1990 годах началась работа по изучению гробниц великих княгинь и цариц.

Как стало известно, в них были похоронены первая супруга Петра I, Софья Палеолог — жена русского князя Ивана III, а также царевна Феодосия — дочь царя Михаила Федоровича. Также захоронена жена Василия Шуйского.

2004

в этом году прошли исследования захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором

Было исследовано 32 могилы, в результате их были получены данные о внешности погребенных и об обряде погребения. Были отреставрирована одежда и обувь, которую нашли в тех саркофагах.

На фото изображены те самые гробницы рядом с Архангельским собором, по которым была создана одежда и обувь людей того времени

В 2014 году президент Владимир Путин предложил воссоздать исторический облик Московского кремля и восстановить Вознесенский монастырь.

Эксперты Юнеско выступили против этого строительства.

В мае 2021 года директор музея Московского кремля твердо заявила, что никакие построек не планируется. В 2021 году был демонтирован 14 корпус кремля, и на этом участке проведены археологические раскопки.

В мае 2021 года был разбит сквер, а летом в Архангельском соборе была проведена выставка, посвященная Вознесенскому монастырю.

В декабре 2021 года на Ивановской площади появились археологические окна с найденными частями фундамента Вознесенского монастыря.

К сожалению, не один из когда-то стоявших храмов не восстановили. И мы можем наблюдать красоту этих монастырей и храмов только со страниц истории.

Вот что сейчас мы можем видеть заместо того Вознесенского монастыря и ближайших к нему церквей. 2021 год

Возможно, никто из проходивших мимо этих мест, даже и не подумал, что раньше на этом месте стоял знаменитый третий по счету монастырь в Москве.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Вознесенский монастырь в искусстве[ | ]

В 2015 году Музеи Московского Кремля сняли документальный фильм «Обитель у Спасских ворот». В фильме использованы архивные фотографии, обмеры и планы монастыря, иконы и церковная утварь, находящиеся в Музеях Московского Кремля[33].

Телеканал «Союз» в 2015 году снял другой документальный фильм об истории обители «Вознесенский монастырь: предания и тайны Московского Кремля». В съёмках приняли участие эксперты Сергей Девятов, заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультета МГУ, протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке, Борис Винников, архитектор, руководитель авторского коллектива, создавшего графическую реконструкцию Вознесенского монастыря, Наталья Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, художник-реставратор Лариса Яснова и др. Текст читает телеведущая, председатель правления благотворительного фонда имени Евдокии Московской Любовь Акелина[34].

Третий документальный фильм «Пантеон русских цариц» в цикле «Святыни Кремля», посвящённый монастырю, был снят в 2021 году. В фильме использованы современные графические реконструкции монастыря, позволяющие представить, как выглядела обитель в разные столетия[35].

Монастырские церкви[ | ]

Собор Вознесения Господня
Деревянный собор Вознесения Господня впервые построили в конце XIV века. Затем он несколько раз перестраивался, и в 1587 году был воздвигнут в камне по образу Архангельского собора. Это был четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью главами, над цоколем в стенах находились каменные надгробные доски, снизу фасад украшала декоративная аркада. Над алтарём располагались круглые окна. Иконостас храма, украшенный флемской резьбой, был выполнен в стиле барокко. После революции его перенесли в кремлёвский собор Двенадцати апостолов. При соборе Вознесения Господня было также устроено два придела: Всех Скорбящих Радости и Успения Богородицы[36][37][6]. В ризнице собора хранились драгоценный вклады XVII—XVIII веков. Среди них два Евангелия, украшенные драгоценными камнями, Смоленская икона Божией Матери, шитая золотом и серебром, два напрестольных золотых креста, пожертвованные царём Михаилом Фёдоровичем[38].

Святыней храма был образ Божией Матери Одигитрии. По преданию, она была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году. Через сто лет икона пострадала при пожаре, и иконописец Дионисий написал на уцелевшей доске новый образ Богоматери. В церковные праздники икону выносили навстречу царю и патриарху для преклонения. В настоящее время образ хранится в Третьяковской галерее[3].

Церковь во имя святого Михаила Малеина с приделом во имя Феодора Пергийского

В юго-восточном углу Вознесенского монастыря стоял каменный храм Михаила Малеина с придельным храмом во имя Святого мученика Фёдора. В нём хранились иконы Преподобного Михаила Малеина, Покрова Божией Матери. Иконостас церкви был деревянный, украшенный резьбой[39].

В трапезной находилась икона Господа Вседержителя. В храме хранилась в качестве киотной иконы скульптура Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме святого Георгия, перешедшим к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году он был разобран и на его месте заложена новая церковь, а скульптуру перенесли в церковь во имя преподобного Михаила Малеина. В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее[39][40].

Храм во имя святой великомученицы Екатерины

Первый трапезный храм Святой Екатерины был построен в середине XVI века. При постройке существующей церкви в 1806—1817 годах использовались фрагменты разобранного Николо-Гостунскго собора, стоявшего в 50 метрах от церкви. Южная стена храма выходила на площадь перед Спасскими воротами, северная — на монастырский дворик. Это был высокий белокаменный храм с ребристым куполом в готическом стиле и окнами, сделанных в форме стрельчатых арок. Над крышей находились пинакли и фиалы. В конце XIX века в нём установили мраморный иконостас. В храме было устроено два придела: южный — во имя Казанской иконы Божией Матери, северный — в честь Рождества Иоанна Предтечи[40][6][41].

  • Иконостас Вознесенского собора, перенесённый в храм Двенадцати апостолов, 1929 год
  • Церковь преподобного Михаила Малеина рядом со Спасской башней, 1914 год
  • Рака с мощами преподобной Евфросинии в Вознесенском соборе, 1890-е годы

Во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов

В 1917 году осенью во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов.

Члены священного собора, после обстрела монастыря писали о разрушениях:

«Прежде всего, мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь.

Здесь уже было полное разрушение.

В храме Св. Великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма».

Монахиням велели оставить обитель и поселиться временно в церкви Лефортовской больницы.

Некоторую часть икон и драгоценности успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье.

Ценности все равно были найдены и отправлены в Оружейную палату.

Некоторые ценности были перенесены в собор двенадцати апостолов.

Кельи монастыря стали использовать как общежитие, в котором проживал обслуживающий персонал Кремля. В храме во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал.

В 1918 году учредили специальную кремлевскую комиссию о сохранении кремлевских зданий. Его руководители были архитекторы Иван Рыльский и И. И. Дюмулен.

В монастыре вознесенском было решено отремонтировать все повреждения, а также обновить купола и штукатурку.

Но, к сожалению, финансирования на это дело не хватило. Поэтому задуманное вовсе не осуществилось.

Восстановили только те места, которые были сильно повреждены от обстрела.

В 1918 году в декабре из монастыря изъяли одну из церковных ценностей — икону храма Богоматери Одигитрия.

Ее передали сначала в Мироваренную палату Патриаршего дворца, затем отправили в Государственный исторический музей и Государственную Третьяковскую галерею.

Икона Божией Матери «Одигитрия» первой четверти 15 века. Именно ее удалось спасти во время обстрела Вознесенского монастыря. Она была спасена и в конце осталась в Третьяковской Галерее

В 1920 году работы по поддержке и сохранение зданий кремля были восстановлены.

Постепенно состояние здания стало ухудшаться, грунт в монастыре совсем просел и стены корпусов совсем развалились. Но восстановительных работ проведено не было.

Вскоре на различных заседаниях были подняты такие вопросы, о сносе монастыря и постройки там военной школы.

Многие были против этого, но в 1929 году монастырь взорвали. Саркофаги с останками из усыпальницы были перенесены в Архангельский собор. Также были спасены и вынесены 4 иконы.

1929

в этом году монастырь взорвали, вместо него — военная школа

К сожалению, при сносе монастыря не смогли установить замерки, по которым был построен храм.

На месте разрушенного храма построили корпус военной школы.

Игуменьи монастыря[ | ]

  • Игумения Венедикта, умерла 24 мая 1571 года
  • Игумения Леонида
  • Игумения Маремиана (Мариамна) Воронова, умерла 1 декабря 1617 года
  • Игумения Евфимия (Полтева), 1622—1629
  • Игумения Марфа (Колычева), 1629—1636
  • Игумения Анастасия (Сабурова), 1637—1645
  • Игумения Варсанофия (Тиринова), 1646—1648
  • Игумения Александра (Ромодановская), 1649—1651
  • Игумения Александра (Кикина), 1652—1654
  • Игумения Мариамна (Толстых), апрель — июль 1655 года
  • Игумения Евфимия (Овцына), 1657—1659
  • Игумения Мариамна (Пальчикова), 1660—1666
  • Игумения Иринарха (Тимирязева), 1666—1673
  • Игумения Феофания (Пашкова), 1673—1685
  • Игумения Варсанофия (Бутурлина), 1685—1709
  • Игумения Евдокия (Челищева), 1710—1718
  • Игумения Венедикта (Даниловна Пушкина), 1718—1730
  • Игумения Евстолия Ивановна (Ладыгина), 1730—1740
  • Игумения Елена (Ивановна Ржевская), 1740—1756
  • Игумения Анфия (Тимофеевна Киреевских), 1756—1772
  • Игумения Епафродита (Милюкова), 1772—1794
  • Игумения Трифена (Слепцова), 1794—1819
  • Игумения Афанасия (Ивановна Черкасова), 1820—1861
  • Игумения Паисия (Нудельская), 1861—1871
  • Игумения Сергия (Урусова), 1871—1884
  • Игумения Рафаила (Ровинская), 1884—1887
  • Игумения Серафима, 1887—1893
  • Игумения Евгения (Виноградова), 1893—1922[42]

Некрополь[ | ]

Основная статья: Некрополь Вознесенского монастыря

Вознесенский собор с момента основания служил усыпальницей для женщин из великокняжеской и царской семей. У южной стены хранились мощи преподобной Евдокии в серебряной раке, Марии Милославской, Натальи Нарышкиной и другие. У северной стены были погребены опальные княгини, среди них Елена Волошанка и Евфросинья Старицкая. Последнее погребение состоялось в 1731 году, когда умерла царевна Прасковья Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича. Покойных хоронили в льняных рубашках и шёлковых сарафанах. Историк Сергей Соловьёв писал, что государи после пасхального богослужения сперва шли в Вознесенский собор — поклониться гробу матери, а затем в Архангельский, к гробу отца. При разборке храма в 1929 году было найдено около 70 захоронений. В настоящее время они находятся в подземелье Архангельского собора[43][3][37].

Современный вид территории[ | ]

  • Кустарник повторяет очертания Вознесенского собора Вознесенского монастыря, 2021 год
  • Сквер на месте Вознесенского и Чудова монастырей в Московском Кремле, 2021 год
  • Вид на соборы Московского Кремля и сквер на месте Вознесенского и Чудова монастырей, 2021 год
  • Клумба на месте храма великомученицы Екатерины рядом со Спасской башней, 2021 год
  • Благоустройство территории сквера на месте церкви преподобного Михаила Малеина, 2021 год
  • Заснеженный сквер на месте Вознесенского монастыря. Вид на соборы Московского Кремля, 2021 год

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Вознесенский монастырь Московского Кремля

Слева-церковь Святой Екатерины Вознесенского монастыря,справа-Спасская башня.

Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене. В Средние века служил местом погребения женщин — представительниц московского великокняжеского рода.

Вознесенский собор (1588), рисунок начала XIX в. По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 году

Церковь преподобного Михаила Малеина

В 1407 году Евдокия удалилась в этот монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянногоПрожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.

вел. княгиня Евдокия Донская (ум. в 1407 г. в возрасте около 55 лет). Скульптурная реконструкция по черепу С.А. Никитина, 2001.

Её невестка, великая княжна Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла и, простояв 50 лет недостроенным, лишь в 1467 году был восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одел» старые стены собора в новые

П. Чистяков, «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного», 1861

Шестнадцать лет спустя монастырь был вновь повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради».В 1519 году на фундаменте первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 году при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.

Andre Durand — Saint Catherine Church of the Ascension Convent in Kremlin (1839)

В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз подновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 года в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 году, Вознесенский собор пострадал незначительно.

«Владимирская икона Божией Матери» — наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII век

В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В Великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

«Царица Марфа обличает Лжедмитрия». Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина, середина XIX века 1580, осень — 1584, март 18

Монастырь использовался как место жительства царских невест до свадьбы. Именно здесь вдова Ивана Грозного, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа, приветствовала Марину Мнишек, которая провела в обители несколько дней до свадьбы с мнимым сыном Нагой, Лжедмитрием.

Eduard Gaertner — Kremlin (1838 watercolour) Pushkin Museum of Fine Arts, Gubar collection

Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви. В 1634 году, царь Михаил Фёдорович Романов приказал построить новую церковь и посвятил её своему святому покровителю Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белы́м.

Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа — церковь Михаила Малеина, фото конца XIX в.

Saint Catherine Church (Ascension Convent) — interior

Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III.

В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.

Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию лёгкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря. После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.

Лица, в нём погребённые

Рака с мощами преподобной Евфросинии в Вознесенском соборе.

Миниатюра из Лицевого летописного свода изображает похороны жены Ивана Грозного — царицы Анастасии.

Первой в Вознесенском монастыре была погребена его основательница — преподобная Евфросиния. Позже Вознесенский собор стал усыпальницей для женщин царского рода. В нём находилось множество могил: «интересно, что под полом храма оказалось почти в два раза больше захоронений (около 70), чем было надгробных памятников в его интерьере (35) — память о многих могилах, особенно удельных княгинь и детей, утрачена давно»

Софья Палеолог Наталья Кирилловна Нарышкина

Мария Старицкая. Марфа Собакина .Елена Глинская

Среди похороненных в соборе были Софья Витовтовна (жена Василия I), София Палеолог (жена Ивана III), несколько жен Ивана Грозного, начиная с Анастасии Романовны и кончая Марией Федоровной Нагой — матерью царевича Дмитрия, великая княгиня Евдокия Алексеевна (дочь Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (первая жена Михаила Феодоровича) и Наталья Кирилловна (мать Петра I), Агафья Семёновна Грушецкая жена Федора III[3]. Последнее погребение в соборе датировалось 1731 г., когда умерла царевна Прасковья Ивановна (дочь царя Ивана Алексеевича).

Прасковья Иоанновна

Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боёв за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов.В марте 1918 года в Кремль переехало советское правительство, и в октябре того же года монастырь был закрыт. Последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» (одну из главных монастырских святынь), утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия

Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) была перенесена в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца (после её передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. — в Государственную Третьяковскую галерею).

В апреле 1929 года по инициативе коменданта Кремля Р. А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К. Е. Ворошилов, В. В. Шмидт, А. С. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной школы имени ВЦИК.

Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря. 1929

Предвидя подобный исход событий, Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д. Н. Сухова, В. К. Клейна, А. В. Орешникова, В. Н. Иванова и других специалистов добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где они пребывают и ныне (кроме мощей Евфросинии Московской, которые были перенесены 28 мая 2008 года в придел мученика Уара Архангельского собора[5]).

Иконостас Вознесенского собора, перенесённый в храм Двенадцати апостолов.

Для сохранении иконостаса и древних икон собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе во имя Двенадцати Апостолов. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошёл. Оставшиеся части иконостаса — два его ряда с шестью иконами (три — праздничного ряда и три — страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.

Вид на Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Справа — Екатерининский храм.

В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932—1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлёвский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. Вскоре школа была выведена из Кремля и в здании стал работать Президиум Верховного Совета СССР.

Кустарник повторяет очертания Вознесенского собора Вознесенского монастыря

В 2011 году в «музее-заповеднике „Московский Кремль“ продолжаются исследования в ходе уникального проекта по изучению некрополя русских великих княгинь и цариц из Вознесенского собора соименного кремлёвского монастыря. После завершения сложного этапа натурных исследований захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором (сентябрь 2004 г.) теперь основные работы по изучению материалов некрополя проходят в лабораторных помещениях междисциплинарной рабочей группы исследователей.

Сквер на месте Вознесенского и Чудова монастырей в Московском Кремле.

С 2011 г. продолжалась активная работа над третьим томом, посвященным результатам исследований захоронений XVI столетия. Архивные данные дали возможность уточнить размещение погребений XVI в. и реконструировать топографию некрополя на этот период. Важным источником для решения этого вопроса послужили схематические зарисовки архитектора П. Н. Максимова, сделанные в августе 1929 г. в процессе изъятия саркофагов с останками из-под пола Вознесенского собора. Впервые будут представлены в томе по XVI в. и фотоматериалы 1929 г., отражающие состояние захоронений в момент их вскрытия».

О жизни людей Средневековья, даже самых известных, сохранились, как правило, весьма скупые, разрозненные сведения, больше напоминающие нынешние краткие вести о политических событиях. Вот князь такой-то появился на свет, наследовал престол, ходил в военные походы, ездил в Орду, совершал паломничество в монастыри, женился… А чем была заполнена его жизнь в промежутках между этими деяниями? Чем болел, какие имел характер и привычки? Неизвестно. О судьбе и жизни великих и удельных княгинь и цариц, княжон и царевен XV — начала XVIII века наука знает и того меньше.

Потому-то так важен осуществляемый в музее-заповеднике «Московский Кремль» проект по изучению некрополя бывшего Вознесенского собора — усыпальницы великих княгинь и цариц. Переоценить уже проделанное исследователями трудно, но им предстоит еще многое сделать. Каждое погребение приносит новую информацию, ставит перед историками, антропологами и реставраторами задачи, для решения которых нередко приходится привлекать ученых из институтов РАН, МГУ и других исследовательских центров.

Плита памятная из Вознесенского монастыря Московского Кремля. 1697

Уже вскрыты все саркофаги (а их 56) с останками великих княгинь и цариц и завершен очень трудный этап изучения этих захоронений. Особую сложность представляло, как ни покажется странным, вскрытие самых поздних саркофагов, относящихся к концу XVII — началу XVIII столетия. Белокаменные гробы этого периода отличаются как своими размерами, так и массивностью крышек. Их вес достигает 1,2-1,8 тонны! Чтобы поднять и переместить такую махину, пришлось создавать специальные конструкции. Оригинальное решение этой задачи (а надо было учитывать и тесноту в подземной палате, заставленной саркофагами очень плотно) разработали инженеры Вячеслав и Василий Чижиковы, умеющие думать нестандартно.

Саркофаг детский царевны Пелагеи (1628-1629), дочери царя Михаила Федоровича Романова (1596-1645), из Вознесенского монастыря Московского Кремля. 1629

И вот тяжелая плита закреплена и постепенно начинает сползать в сторону, открывая вместительное пространство каменного гроба, на дне которого лежат останки… И каждый раз все присутствующие испытывают в этот момент большое волнение. Что там? Какова сохранность погребальных принадлежностей — одежд, савана — и самих останков? Что предстоит сделать для их спасения и изучения?

ЭКСПОЗИЦИЯ «ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ»

Сохранность останков и одежд зависит от многих причин, но прежде всего от древности захоронения. Когда в 1929 году вскрыли саркофаг великой княгини Евдокии Донской (инокини Евфросинии), погребенной в 1407 году, то, кроме обрывков кожаного монашеского пояса, на скелете уже ничего не было. За 500 с лишним лет ткани истлели и рассыпались. Кожа — более долговечный материал. Пояс Евфросинии был украшен тиснеными изображениями двунадесятых праздников и надписями к ним. Даже в таком виде он представляет большой интерес для изучения истории атрибутов русского монашества.

От времени сильно пострадало погребение и другой великой княгини — Марии Борисовны, первой жены великого князя Ивана III. Эта женщина умерла очень рано. Ей было около 23 лет, когда в сводки событий 1467 года попало сообщение о ее смерти, возможно от яда (см. «Наука и жизнь» № 8, 2006 г.). Химический анализ показал, что ее останки содержат огромное количество цинка и много других токсичных минералов. Изучая погребение великой княгини Софьи Палеолог (она скончалась в 1503 году), удалось не только выяснить, чем болела эта греческая принцесса, но и восстановить ее облик по хорошо сохранившемуся черепу.

Сегодня благодаря трудам известных российских исследователей М. М. Герасимова и С. А. Никитина, работавших над восстановлением лиц по черепу, есть возможность проследить родовые черты этой великой княгини в облике ее сына — Василия III (его портрет сохранился на иконе XVI века), внука — Ивана Грозного (его портрет реконструировал М. М. Герасимов) и правнучки — десятилетней Марии Старицкой, которая была убита в 1569 году. В эту семейную галерею входит и скульптурный портрет великой княгини Елены Глинской, матери царя Ивана Васильевича (умерла в 1538 году), воспроизведенный экспертом-криминалистом С. А. Никитиным.

Важную информацию, и не только для историков, но и для палеографов, содержат резные надписи на крышках саркофагов из некрополя Вознесенского собора в Кремле. Несмотря на плохую сохранность крышки гробика одной из дочерей Ивана Грозного — Марии (умерла в 1551 году), впервые удалось прочесть эпитафию этого захоронения: «Лета 7060 декабря 8 ден на память преподобнаго отца нашего Потапия вечер против 9-го час нощи

Вид на соборы Московского Кремля и сквер на месте Вознесенского и Чудова монастырей.

31 июля 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин предложил не реконструировать 14-й корпус Кремля, а снести его и на этом месте восстановить Чудов и Вознесенский монастыри.

Клумба на месте храма великомученицы Екатерины рядом со Спасской башней.

Весной 2021 года 14-й корпус был демонтирован. Обнаруженные при демонтаже фрагменты зданий разрушенных древних монастырей законсервированы, на их месте проводятся археологические изыскания. Летом того же года на большей части территории разбит сквер.

Благоустройство территории сквера на месте церкви преподобного Михаила Малеина.

Заснеженный сквер на месте Вознесенского монастыря. Вид на соборы Московского Кремля.

Вознесенские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. М., 2005. (Музеи Московского Кремля) Пшеничников А. И. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве, издание настоятельницы Вознесенского монастыря игумении Евгении. М., 1894. 140 с.

https://www.nkj.ru/archive/articles/8671/

Серия сообщений «Кремли»:
Часть 1 — Александровский кремль Часть 2 — Всемирное наследие Юнеско: Исторические памятники Новгорода и окрестностей. Часть1 Новгородский Детинец … Часть 45 — Оружейная Палата.Зал №3-4.ПАРАДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ XV–XIX ВЕКОВ Часть 46 — Московский кремль.Оружейная палата. ЗАЛ №5. Западноевропейское серебро XIII–XIX веков.Часть 1. Часть 47 — Вознесенский монастырь Московского Кремля

Серия сообщений «Архитектура Москвы»:
Часть 1 — Художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» Часть 2 — Царицынский парк, фото с прогулки (продолжение) … Часть 44 — Москва.Доходный дом З. А. Перцовой.Курсовой пер., дом 1. Часть 45 — Всероссийское военное Братское кладбище героев Первой мировой войны. Часть 46 — Вознесенский монастырь Московского Кремля

Серия сообщений «Храмы и соборы России»:
Часть 1 — Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь Часть 2 — Древнейшая крымская обитель-Свято-Успенский монастырь … Часть 48 — Многострадальный Исаакиевский собор. Часть 49 — Собор Воскресения Христова на Крови Часть 50 — Вознесенский монастырь Московского Кремля

Примечания[ | ]

  1. 12
    Романюк, 2004, с. 160.
  2. Скворцов Н.
    Вознесенский монастырь // Археология и топография Москвы. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — С. 147—153.
  3. 1234567891011
    Вознесенский женский монастырь в Кремле
    (неопр.)
    . Православие.ru. Дата обращения: 13 марта 2021.
  4. 12
    Михайлов, 2010, с. 62.
  5. Кондратьев, 1910, с. 77.
  6. 123456Ратомская Ю.
    Архитектура Чудова и Вознесенского монастыря в XIV-XVIII веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 48—127.
  7. 12Ратомская Ю.
    История Чудова и Вознесенского монастырей в XIV-XIX веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 22—47.
  8. Михайлов, 2010, с. 64.
  9. Лубченков, 2009, с. 395.
  10. Пшеничников, 1894, с. 3, 87.
  11. 123Золотницкая З.
    Архитектурная история Чудова и Вознесенского монастырей в XVIII-XIX веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 128—171.
  12. Кондратьев, 1910, с. 92.
  13. Михайлов, 2010, с. 65.
  14. Пшеничников, 1894, с. 1—3.
  15. 12
    Вознесенский женский монастырь
    (неопр.)
    . Храмы России. Дата обращения: 13 марта 2021.
  16. Михайлов, 2010, с. 66.
  17. Россия. Автобиография / под ред. М. Федотовой. — М.: Эксмо, 2009. — 1232 с. — ISBN 978-5-699-34600-4.
  18. 12345Оксенюк А.
    Судьба обителей в XX веке // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 172—206. — ISBN 978-5-9950-0554-4 .
  19. Р. С. Костикова. Вознесенский монастырь – значение в истории. (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля. Дата обращения: 13 марта 2021.
  20. Представлены уникальные чертежи и фотографии утраченных монастырей Московского Кремля (неопр.)
    . Россия К (15 сентября 2016). Дата обращения: 13 марта 2018.
  21. Накануне Крещения ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей (неопр.)
    . ТАСС (18 января 2016). Дата обращения: 13 марта 2021.
  22. Сергиевская И.
    Пантеоны Кремля. — М.: Алгоритм, 2013. — 272 с. — ISBN 978-5-4438-0435-4.
  23. Золотницкая З. В., Ратомская Ю. В., Оксенюк А. А.
    Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 109—113, 120—122, 162, 163, 193—197. — ISBN 978-5-9950-0554-4.
  24. Как Щусев и Жолтовский пытались спасти Чудов монастырь (неопр.)
    . Хранители наследия (20 декабря 2014). Дата обращения: 13 марта 2018.
  25. 12
    Изучение некрополя Вознесенского собора Кремля
    (неопр.)
    . ФГУК Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль». Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 19 октября 2021 года.
  26. В Кремле будет восстановлен ряд объектов культурного наследия (неопр.)
    . Президент России (31 июля 2014).
  27. Эксперты ЮНЕСКО предлагают не восстанавливать Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле (неопр.)
    . ТАСС (8 октября 2015).
  28. Изучение и музеефикация древностей Московского Кремля: «археологические окна» на Ивановской площади (неопр.)
    . archaeolog.ru.
  29. Новый сквер на месте 14-го корпуса Кремля открылся для посетителей (неопр.)
    . ТАСС (10 мая 2016).
  30. Экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» в южной пристройке (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля.
  31. «Московский Кремль» расскажет о собственной истории (неопр.)
    . РоссияК (18 декабря 2014).
  32. Древний Кремль и святые обители (неопр.)
    . kreml.ru.
  33. Обитель у Спасских ворот (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля (29 июля 2015).
  34. Вознесенский монастырь: предания и тайны Московского Кремля (неопр.)
    . Телеканал «Союз» (20 января 2016).
  35. Пантеон русских цариц (неопр.)
    . AF-PRODUCTION (4 апреля 2018).
  36. Пшеничников, 1894, с. 15.
  37. 12Аввакумов Н.
    Кремленоградъ // Территория и планирование : журнал. — 2008. — № 1 (13). — ISSN 2074-2037.
  38. Паламарчук, 1997, с. 122.
  39. 12
    Пшеничников, 1894, с. 82.
  40. 12Вострышев М.
    Москва православная. Все храмы и часовни. — М: Алгоритм, 2012. — 1310 с.
  41. Романюк, 2004, с. 161.
  42. Строев, 1877, с. 223—224.
  43. Михайлов, 2010, с. 67.

Примечание

  1. 1234567
    Вознесенский женский монастырь в Кремле
    (неопр.)
    . РИА Новости (31 июля 2014). Проверено 13 марта 2021.
  2. 12
    Романюк, 2004, с. 160.
  3. Скворцов Н.
    Вознесенский монастырь // Археология и топография Москвы. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — С. 147—153.
  4. 1234567891011
    Вознесенский женский монастырь в Кремле
    (неопр.)
    . Православие.ru. Проверено 13 марта 2021.
  5. 12
    Михайлов, 2010, с. 62.
  6. Кондратьев, 1910, с. 77.
  7. 123456Ратомская Ю.
    Архитектура Чудова и Вознесенского монастыря в XIV-XVIII веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 48—127.
  8. 12Ратомская Ю.
    История Чудова и Вознесенского монастырей в XIV-XIX веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 22—47.
  9. Михайлов, 2010, с. 64.
  10. Лубченков, 2009, с. 395.
  11. Пшеничников, 1894, с. 3, 87.
  12. 123Золотницкая З.
    Архитектурная история Чудова и Вознесенского монастырей в XVIII-XIX веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 128—171.
  13. Кондратьев, 1910, с. 92.
  14. Михайлов, 2010, с. 65.
  15. Пшеничников, 1894, с. 1—3.
  16. 12
    Вознесенский женский монастырь
    (неопр.)
    . Храмы России. Проверено 13 марта 2021.
  17. Михайлов, 2010, с. 66.
  18. Россия. Автобиография / под ред. Федотовой М.. — М: Эксмо, 2009. — 1232 с. — ISBN 978-5-699-34600-4.
  19. 12345Оксенюк А.
    Судьба обителей в XX веке // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2021. — С. 172—206.
  20. Р. С. Костикова. Вознесенский монастырь – значение в истории. (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля. Проверено 13 марта 2021.
  21. Представлены уникальные чертежи и фотографии утраченных монастырей Московского Кремля (неопр.)
    . РоссияК (15 сентября 2016). Проверено 13 марта 2021.
  22. Накануне Крещения ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей (неопр.)
    . ТАСС (18 января 2016). Проверено 13 марта 2021.
  23. Сергиевская И.
    Пантеоны Кремля. — М: Алгоритм, 2013. — 272 с. — ISBN 978-5-4438-0435-4.
  24. Как Щусев и Жолтовский пытались спасти Чудов монастырь (неопр.)
    . Хранители наследя (20 декабря 2014). Проверено 13 марта 2018.
  25. 12
    Изучение некрополя Вознесенского собора Кремля
    (неопр.)
    . ФГУК Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль». Проверено 13 марта 2021. Архивировано 19 октября 2021 года.
  26. В Кремле будет восстановлен ряд объектов культурного наследия (неопр.)
    . Президент России (31 июля 2014). Проверено 13 марта 2021.
  27. Директор музеев Кремля: планов восстановления собора Чудова монастыря нет (неопр.)
    . РИА Новости (17 мая 2017). Проверено 13 марта 2021.
  28. Эксперты ЮНЕСКО предлагают не восстанавливать Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле (неопр.)
    . ТАСС (8 октября 2015). Проверено 13 марта 2021.
  29. Новый сквер на месте 14-го корпуса Кремля открылся для посетителей (неопр.)
    . ТАСС (10 мая 2016). Проверено 13 марта 2021.
  30. Создание подземного музея в Кремле обойдется в 470 млн руб. в 2018 году (неопр.)
    . ТАСС (29 июля 2017). Проверено 13 марта 2021.
  31. Экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» в южной пристройке (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля. Проверено 13 марта 2021.
  32. «Московский Кремль» расскажет о собственной истории (неопр.)
    . РоссияК (18 декабря 2014). Проверено 13 марта 2021.
  33. Пшеничников, 1894, с. 15.
  34. 12Аввакумов Н.
    Кремленоградъ // Территория и планирование : журнал. — 2008. — № 1 (13). — ISSN 2074-2037.
  35. Паламарчук, 1997, с. 122.
  36. 12
    Пшеничников, 1894, с. 82.
  37. 12Вострышев М.
    Москва православная. Все храмы и часовни. — М: Алгоритм, 2012. — 1310 с.
  38. Романюк, 2004, с. 161.
  39. Строев, 1877, с. 223—224.
  40. Михайлов, 2010, с. 67.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]