Мастер-план развития территории Музея-усадьбы «Архангельское»


Большой дворцово-парковый ансамбль усадьба Архангельское расположен недалеко от Красногорска.

На его территории находятся три прекрасных парка — итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский.

Большой дворец, малый дворец «Каприз», Колоннада-усыпальница, церковь Михаила-архангела, прекрасные виды — есть на что посмотреть и где погулять, это очень приятное и красивое место. В выходные тут полно молодоженов, приехавших сделать в музее усадьбе Архангельское фото на память о свадьбе.

В настоящее время (начало 2021 г.) в музее-усадьбе идут реставрационные работы.

Вид на Большой дворец и итальянский террасный парк.

Прекрасный фонтан, правда на тот момент он был без воды.

Одна из многочисленных скульптур.

Бюсты знаменитостей, выполненные в античном стиле.

Внутренний дворик Большого дворца.

Памятник Екатерине Второй. Императрица здесь представлена в виде Фемиды — богини правосудия, правда, почему-то без традиционной повязки на глазах и без весов. D.Ekaterina с латыни переводится как «божественная Екатерина» — владелец усадьбы князь Юсупов лично был знаком с императрицей и искренне восхищался ее талантами.

Вазы на балюстраде.

Пространства — прекрасный вид с высокого берега на поля, расположенные за старицей Москвы-реки.

Храм-усыпальница Юсуповых. Похоронить здесь никого не успели, так как здание было построено незадолго до революции.

Маленькая каменная церковь Михаила-Архангела, построенная в 17 веке.

Башня неподалеку от церкви. Можно было еще погулять по берегу реки, но тучи сгущались.

Владельцами Архангельского в разное время были Одоевские, Черкасские, Голицыны, но именно князь Юсупов превратил усадьбу в «подмосковный Версаль». В Москве таким же обширным регулярным парком со множеством скульптур может похвастаться только усадьба Кусково

Архитектурный ансамбль:

  • Большой дворец
  • Малый дворец «Каприз»
  • Театр Гонзага
  • Храм-усыпальница
  • Памятник Екатерине II
  • Храм Михаила-архангела
  • Святые ворота
  • Чайный домик
  • Розовый фонтан
  • Глинобитная ограда
  • Конторский флигель
  • Кладовая над оврагом

В наше время в бывшем имении Юсупова устроен музей Архангельское с собраниями произведений живописи и скульптуры, хранится большая коллекция редких старинных книг. Регулярно проводятся лекции, экскурсии, концерты и фестивали классической и джазовой музыки. Подробности можно узнать на официальном сайте.

Этот уголок Подмосковья — прекрасное место для прогулок в хороший летний день, так что приезжать лучше с утра. Есть еще один момент — на выезде из Москвы, особенно в выходные, можно попасть в пробку, поэтому стоит подумать о времени поездки заранее.

Архангельское и его владельцы

Первое упоминание об усадьбе под именем Уполозы относится к XVI веку, владел ею московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий. В начале XVII века после долгой польской интервенции и «великого голода» подмосковные деревни продавались владельцами за бесценок. Продал усадьбу и Уполоцкий.

Хозяином имения стал Федор Иванович Шереметьев – воевода и боярин. Он служил Лжедмитрию и Василию Шуйскому. После окончания Смутного времени помогал в избрании на царство Романовых. В 1613 году он привез из Ипатьевского монастыря Михаила Романова в Москву, где его венчали на царство. Позднее он же выручил из польского плена отца Михаила – митрополита Филарета, позднее – патриарха.

Во второй половине XVII века имение перешло к княжескому роду Одоевских. Князь приказал в 1660 году возвести в имении вместо ветхой деревянной церкви Михаила Архангела каменный храм. С тех пор усадьбу именуют «Архангельское». Вокруг поставили рубленные из бревен жилые хоромы и хозяйственные постройки – скотный двор, мельницу и амбары.

В 1780 году новым владельцем Архангельского стал князь Дмитрий Михайлович Голицын. Князь заказал французскому архитектору проект нового дворца. К строительству подключился итальянец Джакомо Тромбара. В Архангельском создали террасы, разбили клумбы и установили скульптуры.

Привезенный из Швеции инженер построил на реке Горятинке две плотины. Затопленные луга превратились в пруды-резервуары, из которых вода по системе труб поступала в парк, оранжереи и на огороды. В парке оборудовали фонтаны, во дворец и хозяйственные постройки провели водопровод.

В 1810 году роскошную усадьбу купил граф Николай Юсупов. Клан Юсуповых был сказочно богат. Юсуповы – владельцы 23 имений и дач, домов в Петербурге и Москве. Хозяева нескольких фабрик, сахарного завода и рудников, они купили Архангельское для того, чтобы хранить здесь предметы искусства, которые всю жизнь собирал Николай Борисович Юсупов, страстный коллекционер и любитель прекрасного.

С началом войны с Наполеоном Юсупов отправил часть коллекции в Астрахань, другую часть спрятал. Усадьбу грабили солдаты Наполеона, многое растащили и разбили крепостные. Большой урон нанес пожар 1820 года, после которого граф потратил огромные деньги, чтобы восстановить усадьбу.

Над реставрацией трудились известные архитекторы и художники, так что Архангельское превратилось в единый дворцово-парковый комплекс. Расчистили и облагородили парк, комнаты усадьбы расписали в модном стиле – ампир, который отличается великолепием и монументальностью.

Зеркала в высоту стен, большие окна, обилие хрусталя и изысканная мебель подчеркивают легкость и воздушность дворца. Хозяин сделал свой великолепный дом местом торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры и дворяне, известные деятели культуры. Владели Юсуповы усадьбой до Октябрьской революции.

Персоналии

Князь Николай Борисович Юсупов

Князь Н.Б. Юсупов, 1751—1851, действительный тайный советник, сын князя Бориса Григорьевича и Ирины Михайловны, рожд. Зиновьевой, в детстве был записан в гвардию, 7-и лет произведен в корнеты, 16-и—начал действительную службу. Прослужив 5 года, он 9 лет затем провел за границей и за это время объехал всю Европу. Он много видел и многому научился, познакомился с Дидро и Бомарше, был и у Вольтера, который в письме к Екатерине II выразил свое удовольствие по поводу знакомства с Юсуповым. В отечество он вернулся с репутацией любителя и знатока искусства.
Императрица очень благоволила к нему. Через 2 года, в 1783 г., он был назначен посланником в Турин, а затем имел дипломатические поручения в Венецию, Неаполь и Рим, где вел переговоры с Ватиканом по поводу вопроса об управлении католической церковью в Poccию. В то же время Юсупов покупал для Екатерины картины и статуи. В 90-х годах, вернувшись в Poccию, он управлял театром и заводами, стеклянным и фарфоровым. При Павле I Юсупов получил чин действительного тайного советника, Андреевскую ленту и командорство ордена св. Иоанна Иерусалимского и был президентом Мануфактур-коллегии, а с 1800 г. заведовал уделами. В 1804 г. Юсупов уехал за границу и только после 1812 г. назначен главноуправляющим Кремлевской Экспедицией и Московской Оружейной палатой, а в 1823 г. членом Государственного Совета, с оставлением в прежней должности. В коронации Павла, Александра I и Николая Павловича Юсупов исполнял обязанности верховного маршала.

Князь Юсупов дожил до глубокой старости и был одним из последних Екатерининских вельмож. С большим природным умом он соединял блестящее образование; потомок татарина XYII века, он был, по своим вкусам и обращенью, европейцем XVIII столетья; приветливый и простой со всеми, он был особенно любезен с дамами: его великолепный парк в Архангельском был доступен для всех, и хозяин вежливо раскланивался при встрече с незнакомыми дамами. Юсупов любил блеснуть своим богатством и роскошью, но это не мешало ему быть расчетливым человеком, слыть даже скупым, благодаря чему он не расстроил, а умножил громадное отцовское наследство; после него осталось более 20/т. душ, и он не знал точно, где и сколько у него имений.

Поклонник искусств, Юсупов за границей завязал сношения с знаменитыми художниками того времени: Грезом, Анжеликой Кауфман, Давидом, Кановой, и начал еще в молодости собирать картины, статуи и бронзу; в обширной библиотеке его находились очень редкие издания. Пострадавшие от пожара в 1820 г. эти богатые собрания и теперь еще украшают Архангельское, где у Юсупова был свой театр с крепостной труппой актеров. Слабость к женщинам была преобладающей страстью Юсупова; в молодости князь пользовался успехом среди женщин, и говорят, что среди головок работы Ротари, украшающих стены целой комнаты в Архангельском, есть много красавиц, даривших Юсупова своей любовью, имен которых преданье не сохранило в своей памяти. Юсупов был воспеть Пушкиным в стихах «К вельможе!».

Князь Н. Б. Юсупов был женат на вдове своего родственника, Татьяне Васильевне Потемкиной, рожд. Энгельгардт, племяннице кн. Потемкина, но вскоре с женой разошелся. От этого брака был один только сын, князь Борис Николаевич. Князь Юсупов умер в Москве, во время холеры, 15июня 1851 года и погребен в подмосковной, в с. Спасском.

(С портрета Лампи, принадлежашем княгине 3. Н. Юсуповой, с. Архангельское Московск. губ.)

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова

Княгиня Т.В. Юсупова, 1769—1841, дочь ротмистра Смоленской шляхты Василия Андреевича Энгельгардта и родной сестры князя Таврического, Марфы Александровны Потемкиной, 12-ти лет была уже пожалована фрейлиной. Приехавшая около этого времени в Петербург герцогиня Кингтстон была так очарована молодой красавицей, что хотела сделать ее наследницей своего колоссального состояния, если она поедет с ней в Англию, но Татьяна Васильевна отказалась. Племянница светлейшего князя не нуждалась в миллионах герцогини: подобно своим старшим сестрам, она получила большое приданое, хотя и не играла в жизни дяди такой роли, как те. В 1785 г. она вышла замуж за генерала-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, бывшего на 25 лет старше её. Через 6 лет овдовела—муж её утонул, и два года спустя, в 1795 г., сделалась женой блестящего Екатерининского вельможи, богача князя Н. Б. Юсупова. Брак был неудачен, и скоро супруги стали жить врозь.

Княгиня любила деревенское уединение и избегала шумного света; около неё собиралось небольшое избранное общество — Державин, Крылов, Жуковский и Пушкин были её гостями; она покровительствовала артистам и знаменитой Параше Сибирячке. Юсупова обладала практическим умом и умело управляла своими имениями; к опытности её в финансовых делах прибегали другие.

Просто одеваясь и ведя скромный образ жизни, она прослыла скупой; но отказывая себе, она значительную долю доходов тратила на дела благотворения и редко отказывала в помощи. «У Юсуповой была страсть к драгоценным камням, и она составила большую коллекцию камней, камей, сердоликов и ониксов с вырезанными эмблемами и девизами; украшением этой коллекции были бриллиант «Полярная звезда» и жемчужина Филиппа II Испанского „Перегрина“. Княгиня Юсупова умерла 25 Мая 1811 г. и погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

(С портрета В. Лебрена, принадлежащего княгине 3. Н. Юсуповой, С.-Петербург.)

Дворцово-парковый комплекс: парки и усадьбы

Версаль – роскошный дворцово-парковый комплекс в предместье Парижа с огромным дворцом, садами, фонтанами и роскошными интерьерами. Подмосковным Версалем называли современники Архангельское, а ее владельца посещали знаменитые гости:

  • художники Маковский. Серов и Коровин;
  • почетные гости – представители императорской семьи;
  • Пушкин, Герцен, Огарев;
  • Карамзин, Вяземский;
  • Бенуа, Стравинский, Игумнов.

Усадьба «Архангельское» с очаровательными лужайками и ухоженными аллеями объединяет несколько великолепных парков:

  1. Итальянский – с многочисленными террасами и скульптурными композициями. Здесь скульптуры 14 львов, 4 собак, 28 бюстов, 2 гладиаторов.
  2. Французский – с роскошными галереями и ухоженными газонами, с геометрически правильными аллеями.
  3. Английский – пейзажный впечатляет неповторимыми природными красками.

Парк, усадьба которого делится на две части – регулярную и пейзажную – обрамляет дворец с парадным двором. Парк рождался вместе со строительством дворца и постоянно совершенствовался. Безупречный по композиции, он отражает вкусы разных эпох.

На краю обрыва над Москвой-рекой устроены две оранжереи, рядом с ними – «Римские ворота», дань модному в то время увлечению античными руинами. Вниз к реке ведет широкая лестница. Всюду – ухоженные тропинки, аллеи и беседки, дополняющие парковый ансамбль.

Холм, на котором стоит дворец, итальянский архитектор Джакомо Тромбара превратил в серию террас. Основная часть парка занята аллеями и проспектами со стрижеными деревьями, а также многочисленными мраморными изваяниями, оттеняющими зелень своей белизной.

Верхняя терраса перед дворцом – Парадный двор, в центре которого скульптура «Геркулес и Антей». На балюстраде верхней террасы – мраморные вазы, лестница, спускающаяся к нижней террасе, оформлена женскими фигурами, львами и собаками. Она ведет к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Джиромелло.

Основная часть парка – Большой Партер, прямоугольное пространство, окруженное подстриженными деревьями и скульптурами. Здесь 4 мраморные вазы и 20 скульптур. В разные стороны от Большого Партера расходятся 8 широких липовых аллей, образующих над головами посетителей «потолок». Аллеи сходятся в центре к покровителю муз – Аполлону.

На площадке, позади партера, – цветник с фонтанами и огромная статуя Геркулеса и Флоры. По сторонам – небольшие рощицы из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. При Н. Б. Юсупове у стены нижней террасы в вольере гуляли фазаны и павлины, верблюды и ламы, редкие породы кур и индеек, в прудах разводили осетров.

Справа от дворца – английский пейзажный парк, напоминающий лес с высокими деревьями, соединенными в живописную композицию. На краю леса устраивали теплицы, где круглый год выращивали финики и ананасы, землянику и огурцы.

В усадьбе Архангельское гостили 5 российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II.В честь приезда каждого государя в парке устанавливали колонну с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке.

А.С. Пушкин увековечил память о хозяине Юсупове в «Послании к вельможе». Позднее, в 1903 году, в честь поэта в парке установили памятник.

План усадебного комплекса Архангельского

1. Театр 2. Павильон 3. Памятник Екатерине II 4. Колонны-мемориалы 5. «Чайный домик «6. Дворец «Каприз»7. Беседка-миловида 8. Памятник А.С. Пушкину 9. Дворец с флигелями 10. Трельяж 11. Розовая беседка 12. Подпорные стенки 13. Усыпальница14. Дом для приезжающих 15. Ворота над оврагом 16. Конторский флигель 17. Святые ворота 18. Обелиск 19. Церковь 20. Парк

Архитектурный ансамбль комплекса

Элементы усадебного комплекса возведены в разное время, однако гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

1. Большой дворец. 2. Малый дворец «Каприз». 3. Храм Архангела Михаила. 4. Храм-усыпальница Юсуповых. 5. Храм-памятник Екатерине II. 6. Театр Гонзага. 7. Чайный домик. 8. Святые ворота. 9. Конторский флигель. 10. Кладовая над оврагом. 11. Розовый фонтан.

Малый дворец «Каприз»

В западной части парка – Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVII века, место уединения и отдыха хозяев усадьбы от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и дружеские ужины. Стены комнат украшали картины – гордость хозяина.

Рядом с дворцом устроили открытый манеж с извилистыми дорожками для выезда лошадей и нишами для отдыха наездников в тени. Площадку перед дворцом украшали 35 скульптур, мраморные вазы и бюсты античных героев. Малый дворец оправдал свое название – «Каприз» обошелся хозяину в кругленькую сумму, даже учитывая его сказочный доход.

Храм Архангела Михаила

Церковь Михаила Архангела построена на месте деревянной ветхой церквушки по заказу боярина Одоевского в 1667 году на возвышенном месте у Москвы-реки. Одноглавый храм с приделом декорирован рядами кокошников, взбегающих к главкам, увенчанным золотыми крестами.

К храму ведет тенистая липовая аллея, которая заканчивается «Святыми воротами». Церковь окружает живописная ограда с башенками по углам, что придает композиции образ небольшого монастыря. Храм стоит в удалении от шумных тропинок усадьбы, вокруг – высокие сосны и небо.

Перед северным фасадом церкви Михаила Архангела высится глинобитная ограда – стена с массивным арочным проемом. По краям стены высятся трехъярусные каменные башни, завершенные деревянными шпилями.

Храм-усыпальница Юсуповых

Монументальный бесстолпный храм с ротондой, своды которого держатся только за счет наружных стен. Церковь на подклете с четырехколонным портиком – крытой галереей перед входом в здание – построена в 1914 году. Строительство связано со смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители заказали архитектору Роману Клейну возвести усыпальницу.

Внутри – украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом, стены украшены лепниной и ярко-синими с золотом росписями. По периметру здания – изящная балюстрада. По назначению усыпальница не использовалась: потомки знаменитого рода после 1917 года уехали за границу.

Храм-памятник Екатерине II

Граф Юсупов, поклонник Екатерины II, решил украсить свою великолепную усадьбу храмом в честь императрицы. Правда, Екатерина так и не собралась посетить имение, чем очень огорчила хозяина.

Храм, построенный в 1819 году, выполнен в форме портика – крытая галерея образована колоннадой с изящным перекрытием. Императрица представлена в виде богини правосудия Фемиды. За спиной – строки торжественного посвящения: «Ты, которой послано небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

Храм-памятник Екатерине II

Театр спроектировал зодчий Пьетро Гонзаго. Весной 1817 года архитектор Бове начал строительство здания театра. Строгое деревянное двухэтажное здание, покрытое золотисто-белой штукатуркой, украшают четыре изящные колонны. Единственный вход – с южной стороны, а не в центре фасада. Перед крыльцом, на высоких каменных постаментах, – два фонаря: представления начинались поздно вечером.

В противоположность скромному фасаду, в интерьерах театра царила роскошь. В распоряжении зрителей – просторный зал с креслами в партере и двухъярусных ложах, разделенных легкими балюстрадами.

Но главная роскошь театра – декорации, изготовленные Гонзаго, которые заставляли публику забыть о самом спектакле и любоваться великолепными полотнами. Зодчий создал 12 смен декораций крепостного приусадебного театра Юсупова, они сохранились до нашего времени.

Открытие театра праздновалось пышно: гости в золоченых парадных каретах останавливались у подъезда и церемонно занимали свои места. Ради такого события к Юсупову пожаловали монархи – российский император Александр I и прусский король Вильгельм III. Восхищенные монархи не нашли слов, чтобы выразить свои чувства, так их поразили актеры и декорации.

Крепостные артисты театра Юсупова с детства обучались игре на фортепьяно, пению, а также итальянскому и французскому языкам. За границей актеры графа познавали премудрости балета, лучшие из них жили в Москве и по приглашению владельца демонстрировали свое искусство в театре Архангельского. В свой театр граф приглашал итальянские труппы.

Кладовая и розовый фонтан

Кладовая над оврагом построена в конце XVIII века. Двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага расположено в пейзажной части парка. Сегодня здесь – лекционный зал, где проходят конференции, концерты и выставки.

Розовый фонтан – маленькая ротонда, построенная в середине XIX века. Беседка в виде четырех колонн из розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В центре строения – скульптурный фонтан «Мальчик с гусем». Для воплощения идеи мастер-инженер Норберг построил гидравлическую машину для подачи воды.

Достопримечательности

Усадьба Архангельское – это музей с множеством шедевров и, если хотите по достоинству оценить все произведения искусства, то выделите на это как минимум целый день. Композиция включает в себя дворец (Большой дом), малый дворец «Каприз», театр, храм-усыпальницу («Колоннада»), скульптуры, живопись, редкие книги, рукописи, фотофонды и, конечно же, чудесный парк.

Колоннада

Театр

Театр в Архангельском спроектировал мало известный зодчий Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же является автором декораций для всей усадьбы. В прошлом, итальянскими архитекторами было возведено много зданий в России. К примеру, Московский Кремль, был спроектирован Миланскими инженерами.

Юсупов и Гонзаго познакомились в конце 18 в. Будучи посланником Екатерины II в Турине, Николай Борисович по достоинству оценил труды архитектора. Гонзаго был учеником художников братьев Галлиари и талантливейшим декоратором театра Ла Скала.

Юсупов пригласил Гонзаго в Петербург, где тот стал декоратором придворных театров. В дальнейшем талантливому художнику стали поручать оформление балов, маскарадов, коронационных торжеств, бракосочетаний членов царских фамилий, похоронных церемоний и многих других мероприятий, требующих торжественности. Только для театра Архангельского Гонзаго создал 12 смен декораций.

Редкий случай, но театр ни разу не подвергался реконструкции с момента его возведения. Первозданный вид его почти полностью сохранен. Но проход на территорию вокруг театра и в сам театр закрыт. В здании за высоким забором сейчас находится коммерческая организация. Суровая частная охранная не допускает на территорию посторонних, хотя формально, здание является частью музея-усадьбы Архангельского.

Театр Гонзаго

Вопрос, как так получилось, что памятник архитектуры попал в руки какой-то коммерческой организации? Ответ прост – в 30-е годы усадьба Архангельское стала подведомственна министерству обороны. На территории построили военный госпиталь, но памятники архитектуры были сохранены.

Но каким-то “удивительным” образом, человек, который никогда даже в армии не был, стал министром обороны. “Господин” из налоговой почти полностью уничтожил и распродал всю российскую армию, но его даже не пожулили за это, хотя в любой другой стране человека посадили бы пожизненно, но наш суд самый “гуманный” суд в мире.

Храм-усыпальница

Смерть одного из сыновей сподвигла чету Юсуповых (Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович) построить этот монумент. Для проектирования привлекли русского инженера Р. И. Клейна. На строительство усыпальницы в Архангельском ушло около 4 лет, но в преддверии открытия мемориала началась война и работы так и не завершили.

Храм-усыпальница

Зинаида Николаевна хотела, чтобы усадьба стала усыпальницей для их рода, но этому не суждено было сбыться: после революции они всей семьей эмигрировали во Францию и более на родину не возвращались.

Колоннада Храма-усыпальницы

Дворец

Большой дом (дворец) – главная достопримечательность усадьбы. Дворец является ярким примером русского классицизма, популярного в то время. Использованы в том числе мотивы римского господства и египетских дворцов.

Дворец

Большой дворец

Большой дворец – главный господский дом, место общения хозяев и воплощение их культуры. Спроектированный французским архитектором Шарлем де Герном, дворец расположен в центральной части усадьбы, куда ведут густые лесные аллеи.

История появления

Строительство, начатое в 1784 году князем Голицыным, продолжалось 40 лет. Обилие застекленных дверей и огромных окон – свидетельство того, что это летний дворец. Граф Юсупов коллекционировал все прекрасное и усадьбу Архангельское устроил под стать французскому дворцу: благоустроил изящный дом и облагородил огромный тенистый парк с пышными аллеями.

Богатый владелец распорядился доставить сюда специально написанные для дворца картины и античные скульптуры, гобелены и фарфор, хрустальные люстры и бра, зеркала и мебель. Для Архангельского Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы. Интерьер дома расписывали знаменитые художники и архитекторы.

Архитектурные особенности Большого дворца

На территорию дома ведет массивная триумфальная арка. У центрального входа во дворец – вазы на постаментах, статуи собак и скульптуры в каменных нишах. Дверные створки – в решетчатых переплетах.

Во всех фасадах здания – многочисленные колонны, которые придают монументальному строению легкость и изящество. В центре главного фасада – портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем. Центр здания выделен ротондой с высокими и длинными упирающимися в пол окнами, которые открывали настежь летом, распахивая дом солнцу и зелени.

Две мощные колоннады из 14 пар колонн охватывают парадный двор и объединяют его со стоящими впереди флигелями. Окруженный колоннами парадный двор похож на огромный зал под открытым небом.

От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.

Особенность дворца – неодинаковая высота его этажей. На первом, более высоком, размещена анфилада роскошных парадных залов, на втором – скромно обставленные жилые комнаты. В двух флигелях – крепостной театр, картинная галерея, библиотека и кухня.

Интерьеры особняка

Внутри дворца всюду чувствуется великолепие и изящный вкус хозяина. Обильное освещение делает эффектными росписи на стенах. На потолках – массивные люстры с тремя ярусами свечей, выполненные из бронзы с позолотой.

Главным украшение залов – коринфские колонны. Салатовая расцветка стен сочетается с желтоватыми камнями стволов колонн. Лестничные марши украшены египетскими статуями.

Парадные залы призваны демонстрировать богатство, знатность и роскошь хозяина. Парадная спальня для сна не использовалась, здесь принимали близких друзей. Красочно и торжественно декоративной росписью оформлен Овальный зал, где устраивались торжественные приемы высоким гостям.

Парадная столовая – Египетский зал – своеобразная коллекция фарфора. На открытых полках – японские и китайские вазы, подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной золоченой бронзы. В столовой граф разместил крупнейшие шестиметровые полотна картин. На дальней стене – портрет юного Бориса Юсупова в татарской национальной одежде и верхом на коне.

В Императорском зале – мраморные бюсты Екатерины II и Петра I, которых почитали хозяева дворца.

Усадебный парк

Усадьба была заложена в 60-е гг. XVII в. боярином Одоевским. В XVIII в. она долго принадлежала Голицыным, а затем перешла к Юсуповым (в 1810 г.). Основная застройка продолжалась с 1780 по 1831 г. по проекту французского архитектора де Герна. Сейчас во дворце размещается музей и санаторий. Перед дворцом разбит регулярный парк, террасами спускающийся к Москве-реке. Террасы украшены многочисленными скульптурами, лестницами и боскетами из стриженых лип. Регулярный парк переходит в сосново-березово-липовый лес. Состояние насаждений хорошее, что безусловно является следствием заботливого тщательного ухода. В парке насчитывается 22 интродуцента и 15 местных видов.

Среди интродуцентов преобладают лиственные растения. В хорошем состоянии находятся девять старых сибирских пихт (высота 24 м, диаметр ствола 39 см), аллея лиственницы сибирской (высота 28 м, диаметр ствола 110 см) и пять экземпляров сосны веймутовой (высота 20 м, диаметр ствола 41 см). Наилучшего развития из местных растений достигли: береза плакучая (высота 26 м, диаметр ствола 70 см), ель обыкновенная (высота 28 м, диаметр ствола 70 см), сосна обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), дуб черешчатый (высота 25 м, диаметр ствола 43 см) и липа мелколистная (высота 25 м, диаметр ствола 44 см). Все они обильно плодоносят и встречаются в большом количестве. Для дальнейшего улучшения состояния насаждений необходимо в новых загущенных посадках провести выбраковку неполноценных экземпляров. Усадьба охраняется государством.

Источник: М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Коллекции музея-усадьбы «Архангельское»

Спустя 2 года после установления Советской власти в Архангельском открыли музей, основа которого – собрание предметов искусства графа Н.Б. Юсупова. Потомки графа в 1900 году завещали коллекцию, собранную предками, в собственность государства, поэтому мы в XXI веке любуемся прекрасными произведениями мастеров прошлого и можем лучше понять историю нашей страны.

В коллекцию Юсупова входят:

  • 600 картин, полотна эпохи Возрождения XVII-XVIII веков;
  • более 20 тысяч ценных старинных книг и рисунков;
  • издание трактатов Цицерона;
  • коллекция скульптур из работ европейских мастеров;
  • экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства: старинные кареты, мебель, посуда и ковры, канделябры из серебра и кованые настольные украшения; экспонаты сделаны из металла и дерева, камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.

Экскурсии

Дворец доступен для экскурсий в течение всего года. Например, вы можете посмотреть парадный двор и парадные залы дворца, послушать об истории этих мест в рамках экскурсии «Архангельское. Парадные залы дворца». Продолжительность экскурсии 1 час 15 минут.

Большая часть парковых экскурсий по террасам, садам, Пушкинской аллее доступны только в летнее время.

Для неорганизованных, сборных экскурсионных групп экскурсии проходят со среды по воскресенье с 11 до 16 часов (зимой до 15 часов), если есть свободный экскурсовод. Такая экскурсия оплачивается во дворце.

Все подробности об экскурсиях и бронировании можно узнать на официальном сайте усадьбы.

«Архангельское» после революции 1917 года

Пришедшая в 1917 году Советская власть экспроприировала усадьбу, превратив в историко-художественный музей. В 1937 году вместо усадебных оранжерей построили Центральный военный клинический санаторий.

После Великой Отечественной войны территорию отдали спортсменам: здесь разместились футбольная и хоккейная команды ЦСКА.

С 90-х годов XX века усадьба «Архангельское» получила статус дворцово-паркового комплекса и открыта для посещений. Архитектор Харко и художник Нивинский отремонтировали главное здание усадьбы и восстановили росписи.

Как доехать до Архангельского

Добраться до поместья можно как общественным транспортом, так и на собственном автомобиле:

  1. Маршрутка №151 от метро Тушинская. Остановка «Санаторий».
  2. Автобусы №№540, 541, 549 из Тушино до «Архангельское».
  3. Электричка до станции «Павшино» от метро «Рижская», «Дмитровская» или «Войковская». Далее маршрутка №49 до остановки «Архангельское» или №31 до «Санаторий».
  4. На машине по Волоколамскому или Новорижскому шоссе в сторону области доехать до пересечения с Ильинским шоссе. Далее прямо до усадьбы.

Рядом со входом на территорию парка находится платная парковка. Стоимость одного места на день составляет 300 руб.

Усадьба-музей сегодня

В наше время «Архангельское» – единственная усадьба, пример русского усадебного стиля переживает подъём. В дворцовой коллекции – живопись и графика, скульптуры и предметы декоративного искусства. В усадьбе работает фотофонд, ежегодно проходят выставки и лекции, экскурсии, массовые мероприятия и концерты. Ежегодно с успехом здесь проводится «Ночь музеев», фестиваль «Усадьба. Джаз».

В парк приезжают гулять москвичи и гости столицы. На территории – бесплатные зоны wi-fi интернета. Услуги предлагают кафе и рестораны, продуктовые магазины и палатки с мороженым. На территорию приходят и со своей едой, чтобы устроить пикник на поляне парка.

Усадьба в наше время

В наше время усадьба Архангельское – это музей, площадка для концертов, парк, выставочный комплекс, место для проведения свадеб и просто место для приятного времяпрепровождения всей семьей.

11 лет подряд усадьба была местом для проведения Джаз-фестиваля. Джаз-фестиваль – это одно из крупнейших музыкальных событий в России под открытым небом. Сюда приезжали музыканты, певцы, джазмены, люди разных музыкальных направлений, ежегодно привлекая десятки тысяч желающих посмотреть на интересное шоу.

При поддержке Департамента по культуре города Москвы, в рамках фестиваля «Лучший город Земли» с 2015 года местом проведения фестиваля выбрана усадьба в Царицыно. В силу более выгодного месторасположения и транспортной доступности, организаторы мероприятия рассчитывают привлечь большее количество посетителей. Фестиваль проходит в 20-х числах июня.

Джаз-фестиваль

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]