Cloudflare Ray ID: 63aa0a91ad7615e4 • Your IP : 195.64.208.251 • Performance & security by Cloudflare
При выборе безынерционной катушки для спиннинга стоит обратить внимание на наличие в комплекте запасной шпули. У меня, например, на одной шпуле намотана тонкая плетенка, а на другой монолеска. О преимуществах плетенки перед леской и наоборот рассказывать здесь не буду. Скажу только, что я использую в основном плетенку, но при ловле щуки иногда могу поставить шпулю с леской.
Количество подшипников
Выбор катушки для спиннинга новичками зачастую основывается на каких-то маловажных параметрах, например количество подшипников. Да, несомненно количество подшипников в катушке является важным параметром, но стоит также помнить, что китайские производители злоупотребляют этим параметром в маркетинговых целях. Нередко на прилавках можно встретить катушки с 7-8 подшипниками, но такая катушка почему-то в итоге проигрывает японской катушке начального уровня с 4 подшипниками.
Так какая катушка лучше для спиннинга? С 8 или 4 подшипниками? Ответить на этот вопрос однозначно не получится. Прежде всего необходимо подержать катушку в руках, проверить ее на отсутствие люфтов в ручке и других деталях. Изделие должно иметь плавный и «бархатистый» ход, который так важен в спиннинговой ловле.
Чем меньше значение размерности, тем легче снасть и приманка может использоваться с этой катушкой. Вот примерная таблица соответствия типоразмера шпули и веса применяемой оснастки:
Характеристики безынерционных катушек
Безынерционка — технически сложный механизм, обладающей массой технических характеристик, каждая из которых влияет на возможности и цену катушки. Рассмотрим их подробнее.
Передаточное число
Количество оборотов ротора за один оборот рукоятки катушки называют передаточным числом — чем больше передаточное число, то тем больше лески за оборот катушка выбирает. Средним значением передаточного числа является 5:1, значения меньше него характерны для силовых катушек, а больше — для скоростных и лонгкастовых.
- Низкие передаточные числа — тяговые характеристики вырастают, нагрузки на катушку распределяются равномернее, и вытащить действительно крупную рыбу становится чуточку легче. Низкие передаточные числа подходят для ловли на приманки типа крэнкбейт, джеркбейт и для тяжелого джига.
Высокие передаточные числа — можно быстрее сматывать большие объемы лески, быстрее обловить большую площадь. Скоростные катушки более чувствительны, и хорошо работают с большинством приманок, кроме самых тяжелых — чрезмерные нагрузки могут вывести их из строя. Быстрые катушки хорошо подходят для твичинга, выбирать ослабление шнура удобнее с высоким передаточным числом.
Средние передаточные числа — если вы не представляете для чего конкретно будете использовать катушку, то рекомендуем вам выбирать универсальные катушки с передаточным числом от 5:1 до 6:1. Такие катушки подойдут для большинства видов ловли и анимации всех приманок.
Фрикцион катушки
Фрикционный тормоз в катушках имеет фундаментальное значение — он не позволяет сойти рыбе при сильный рывках, сдавая леску под нагрузкой, и бережет снасть от обрыва.
Фрикцион бывает передним, задним и также двойным, но для спиннинговой ловли применяют только первые два.
Вне зависимости от типа фрикциона, необходимо обязательно отпускать его после рыбалки до свободного вращения шпули — так вы существенно продлите срок эксплуатации катушки.
Типоразмер катушки
Размер шпули напрямую влияет на количество и сечение лески, и косвенно — на дальность заброса. В спиннинговой ловле в основном используют размерность от 1000 до 4000, но в отдельных редких случаях, например для морской ловли, это могут быть катушки со шпулей 5000-7000.
Чем меньше значение размерности, тем легче снасть и приманка может использоваться с этой катушкой. Вот примерная таблица соответствия типоразмера шпули и веса применяемой оснастки:
Для начинающих спиннингистов рекомендуем выбирать катушки от 1000 до 2500 для легких и ультралегких удилищ, 3000-4000 для среднего класса, и 4000+ для морской спиннинговой ловли или хеви джига — такие сочетания типоразмера и класса удилища позволяют добиться оптимального соотношения баланса, не перегружать элементы оснастки и не утомлять руку при частых забросах.
Подшипники
Количество подшипников — чуть ли не первая характеристика, которой козыряют разные производители. Но так ли она важна?
Существует миф, что чем больше подшипников в конструкции катушки — тем лучше она должна работать, но на самом деле это лишь переусложняет конструкцию, снижает ее надежность и делает более чувствительной к загрязнению.
Для отличного плавного хода и равномерной разгрузки механизма достаточно 4-6 подшипников, большая часть катушек оснащена именно таким количеством. Маркировка +1 означает наличие роликового подшипника обгонной муфты стопора обратного хода.
Второстепенные характеристики при выборе катушки
Существуют также и характеристики, которые влияют в большей степени на удобство использования, но они все еще достаточно важны:
Cloudflare Ray ID: 63aa0ab3ee05005d • Your IP : 195.64.208.251 • Performance & security by Cloudflare
Инерционные катушки для большинства рыбаков остались в прошлом из-за сложности процесса: катушка разматывается, даже когда приманка находится в нужной точке. Если не хочется распутывать леску, нужно вручную останавливать катушку. Но в инерционке есть и плюс: снасть чувствительнее остальных, ведь фиксируя леску пальцами, рыбак сразу ощущает поклевку.
Ручки безынерционных катушек
- VK
Можно сказать, что ручка — не первая деталь катушки, но и не вторая. Вращая ручку, мы приводим в движение весь механизм катушки, заставляя вращаться главную шестерню, а уже она инициирует движение других шестеренок, ответственных за вращение ротора и подачу шпули вперед-назад для равномерной укладки лески.
Используя тактильные ощущения при вращении ручки, мы можем диагностировать состояние внутреннего механизма катушки: смазана ли она, не велики ли люфты между деталями механизма катушки, каково состояние подшипников и т. д.
Для предметного разговора об этой важной детали спиннинговой катушки приведем общую схему ручки с названиями ее частей (фото 1).
Наиболее часто применяющиеся конструкции ручки можно разделить на три типа по способу их складывания для транспортировки: 1- й тип — ручка складывается при неполном откручивании зажимного винта (фото 1); 2- й тип — ручка складывается при нажатии специальной кнопки в узле 4 (фото 2)
3-й тип — ось ручки представляет собой винт, и ручка складывается его вывинчиванием из отверстия с резьбой в оси ведущей шестерни при зажатом ладонью роторе катушки (фото 3).
Первые безынерционные катушки отечественного производства были оснащены ручками третьего типа. Интересен тот факт, что силовые модели катушек ведущего производителя рыболовных снастей — фирмы Shimano также оборудованы ручками этой системы. Наиболее часто выходящей из строя деталью ручки является ось грибка. Особенно это касается ручек, у которых пластмассовый грибок вращается непосредственно на металлической оси, а наружное отверстие не закрыто заглушкой. Поэтому ось грибка наиболее подвержена загрязнению.
Частички грязи, песчинки представляют собой твердые образования, которые легко вдавливаются в пластмассу грибка, образуя абразивную поверхность, очень быстро стачивая ось.
Простейшей профилактической процедурой для таких ручек является частое промывание и смазывание этого узла жидким маслом, также будет не лишним закрыть отверстие в грибке заглушкой из резины, поролона или герметика (фото 4).
В последнее время конструкторы учли эту неприятную особенность пары металл-пластик, и появились ручки, не имеющие пластмассовых грибков. В этих ручках обязательно присутствует заглушка, металл трется о металл, а в некоторых да же стоят два шариковых подшипника. Но все равно смазывать их хотя бы раз в месяц необходимо.
Также часто выходит из строя кнопочный узел складывания ручки в транспортное положение. Причина этого до обидного банальна. Складывая такую ручку, мы обязательно должны нажать кнопку, а когда мы переводим ручку в рабочее положение, то просто отводим ее в сторону, при этом подпружиненная кнопка со щелчком занимает фиксирующее положение. Эта процедура, повторенная многократно, приводит к стиранию прямоугольных граней в запорном механизме узла, и он рассыпается на составные части. После этого единственный выход — блокировка узла, и ручка уже не складывается. А всего-то и нужно было — при раскладывании ручки в рабочее положение нажимать на фиксирующую кнопку и отпускать ее, когда ручка заняла рабочее положение.
Довольно часто рыболовы ломают зажимной винт (деталь 6 на фото 1), пытаясь его затянуть, чтобы убрать продольный люфт в ручке, возникающий в процессе эксплуатации катушки. Этот люфт устраняется совсем другим методом, а затягивание зажимного винта приводит только к его поломке.
Почему дорогие силовые катушки оснащены ручкой 3-го типа. Для этого рассмотрим сопряжение оси ручки с ведущей шестерней катушки. Обычно ось ручки представляет собой шестигранник или четырехгранник. Соответственно ось главной шестерни имеет шестиугольное или четырехугольное отверстие. Хотим мы этого или не хотим, а размеры отверстия чуть больше соответствующих размеров оси. В этом заключается причина люфта ручки, который хорошо ощущается при пошатывании ручки вперед-назад, если придержать ладонью ротор катушки. В процессе эксплуатации катушек с ручками 1-го и 2-го типа этот люфт только увеличивается. Этот недостаток был не так заметен в катушках старой конструкции с храповым механизмом стопора обратного хода, когда ручка отрабатывала назад градусов на 15. После того как в катушках начали применять мгновенный стопор обратного хода, этот люфт ощущается сильнее, особенно при хватке рыбы. Ручки третьего типа лишены этого недостатка — сопряжение ручки с ведущей шестерней совершенно лишено люфтов. Ясно, что катушки силового класса, рассчитанные на большие нагрузки, оснащаются только такими ручками.
С помощью ручки можно диагностировать внутреннее состояние механизма спиннинговой катушки. Чаще всего спиннингисты эксплуатируют катушку, совершенно не заботясь о качестве ее работы, — крутится, вот и хорошо. И только когда катушку начинает клинить, они начинают проявлять беспокойство. Ручки безынерционных катушек А ведь приближающуюся преждевременную «старость» катушки можно было заметить значительно раньше и, приняв меры, продлить срок ее нормальной работы залог качественной работы внутреннего механизма катушки заключается не только в своевременной смазке, но и в точном сопряжении зубьев ведущей и роторной шестерен. Зазор между зубьями шестеренок должен быть минимальным. Как же определить, что этот зазор уже увеличился и требуется.некоторая корректировка.
Поставьте ручку катушки в рабочее положение. Возьмите ручку пальцами у основания возле корпуса катушки (фото 5) и подвигайте ее вперед-назад вдоль оси ручки.
Вы почувствуете, некоторый люфт. Он должен быть небольшим (0,1-0,2 мм). Этот люфт определяет зазор между зубьями ведущей шестерни и роторной. Если он больше, то необходимо его уменьшить путем подбора подгоночной шайбы (или нескольких), которая ставится между подшипником и ведущей шестерней катушки. Отмечу, что в любой катушке эти шайбы имеются, то есть при изготовлении такую подгонку проводили, но в процессе эксплуатации зазор увеличивается и требуется его корректировка с помощью установки дополнительных шайб.
Статьи по теме:
Рыба цвета мяса
Классификация безынерционных катушек Daiwa
Киевское водохранилище
Миграция рыб
Масса катушки
И, снова-таки, данный параметр тесно связан с двумя предыдущими. Самая малая по типоразмеру катушка для спиннинга будет, соответственно, и весить меньше всего.
Не нужно выбирать снасть самого легкого веса: мощные механизмы почти всегда достаточно массивны, так как состоят из металлических деталей, что и приводит к утяжелению удилища и конструкции в целом.
Самые легкие — пластиковые модели, которые выбирают для ультралайтовой ловли. Среди их недостатков — хрупкость. Учитывая, что даже мельчайшая зазубрина укоротит дальность заброса на треть, опытные рыбаки выбирают металлические, более увесистые вариации. По таким катушкам леска хорошо скользит, закидывать приманку намного проще.
Как альтернативу легкому весу и высокому качеству, брендовые компании предлагают товар из алюминия, титана, разных прочных полимерных сплавов — это существенно снижает итоговую массу продукции и не мешает комфорту спиннингиста.
Применение плетеных шнуров и рывковые методы проводки накладывают довольно жесткие требования на качество намотки шнура на шпулю. Если не вдаваться в детали, то укладка должна быть максимально ровной без бугров и провалов. Качество намотки едва ли можно оценить заранее. Но полезно поинтересоваться на каком-либо активном рыболовном форуме о намеченной вами к выбору катушке.
1. Ценовая категория катушки. Если вы – рыболов «выходного дня» и серьезных нагрузок на снасти не предполагается, то можно остановить свой выбор на безынерционке стоимостью 2000 – 4000 рублей. Например, серия Stinger ForceAge XW . Для более частого и интенсивного использования лучше подойдет модель от 5 000 до 10 000. К данной ценовой категории относится Legalis-12 2500 от Daiwa.
2. Размер безынерционной катушки. Зависит от типа ловли. Чем выше значение, тем тяжелее класс: 1000 – это ультралайт, 2500 – медиум-лайт и медиум, 4000 – средне-тяжелый и т.д. Обращайте внимание на лесоемкость шпули. Универсальный размер для новичка – 2500. Он позволяет охватить максимальный диапазон приманок и весов.
3. Вес катушки. Зависит от типа ловли. Выбирается по принципу «чем меньше – тем лучше», но без потери прочности. Должен соответствовать массе удилища.
4. Передаточное число или редукция. Оптимально для новичка среднее значение 5,0:1 (с небольшими отклонениями +/-).
5. Фрикционный тормоз катушки для спиннинга – передний, он лучше отрабатывает рывки.
6. Укладка лески должна быть максимально ровной. Лучше опираться на опыт других рыболовов в использовании конкретной катушки или экспертное мнение.
7. Запасная шпуля. Удобна для использования лески (шнуров) разных диаметров. Наличие ее в комплектации не влияет на срок службы катушки, но как правило, увеличивает стоимость.
8. Бренд катушки. Бюджетная категория: Stinger или Select . Более высокий ценовой сегмент — Daiwa и Shimano .
9. Индексы и аббревиатуры.
И новички, и даже профи при выборе катушки для спиннинга сталкиваются с различного рода аббревиатурой. Так как единой классификации нет, у каждого бренда сокращения могут быть свои. Предлагаем шпаргалку по возможным индексам:
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
ТОП 10 советов по выбору безынерционной катушки
Безынерционные катушки: укладка лески, шпуля
- VK
Безынерционная катушка (в дальнейшем просто катушка) получила широкое распространение у рыболовов благодаря своей универсальности, функциональности и простоте применения. Рассмотрим основные функции катушки: укладка лески, функция торможения, блокировка обратного хода, передаточное отношение. Как выбрать катушку и правильно ухаживать за ней. Содержание:
- УКЛАДКА ЛЕСКИ
- ФУНКЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ. ФРИКЦИОННЫЙ ТОРМОЗ
- БЛОКИРОВКА ОБРАТНОГО ХОДА. АНТИРЕВЕРС
- ШПУЛЯ
- ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ
- ВЫБОР КАТУШКИ
- УХОД ЗА КАТУШКОЙ
УКЛАДКА ЛЕСКИ
За укладку лески в катушке отвечает механизм подачи шпули «вперед- назад» и лесоукладыватель, установленный на роторе катушки. Существует два вида механизмов подачи шпули: бесконечный винт (фото 1), обеспечивающий самую лучшую намотку лески, и кулисная система типа «локомотив» (фото 2).
фото 1
фото 2
Лесоукладыватель состоит из дуги лесоукладывателя, механизма возврата дуги в рабочее положение и ролика. Долгое время упругим элементом возврата дуги являлась пружинка из нескольких витков проволоки с длинными касательными концами (фото 3).
фото 3
При взведении дуги лесоукладывателя пружина работала на скручивание витков, что приводило к значительным напряжениям в закаленной проволоке и довольно частым ее поломкам. Приходилось брать с собой на рыбалку запасные пружинки. Затем сначала в дорогих, а потом и в дешевых катушках появились «долгоживущие» многовитковые пружины, работающие не на скручивание витка, а на сжатие межвиткового расстояния пружины (фото 4). В некоторых катушках предусмотрена фиксация взведенной дуги, предотвращающая ее самопроизвольный сброс.
фото 4
В последних моделях катушек применена система, подтормаживающая ротор катушки при отведенной дуге лесоукладывателя. Эта система полностью исключает несанкционированный сброс дуги при забросе.
Автоматический сброс дуги лесоукладывателя происходит в момент вращения ручки при столкновении ротора с эксцентриком в корпусе катушки. Хотя эта функция и предусмотрена конструкцией, но пользоваться ею нужно только в экстренных случаях, поскольку последствия ударных нагрузок приводят к преждевременному выходу из строя этого узла. Большинство опытных рыболовов переводят дугу лесоукладывателя в положение для намотки рукой.
Дуга лесоукладывателя обычно представляет собой упругую нержавеющую проволоку, изогнутую специальным образом. Нарушение формы изгиба приводит к неполному ее откидыванию, а значит, и к самопроизвольному закрытию при забросе. Бывает, что леска после закрытия дуги остается на ней, не попадая на ролик лесоукладывателя, что постепенно приводит к повреждению дуги. Как правило, этот дефект возникает при деформации дуги, поэтому нужно очень аккуратно обращаться с этой деталью катушки.
Ролик лесоукладывателя непосредственно контактирует с леской, поэтому качество его поверхности и легкость вращения при намотке — гарантия того, что леска не будет повреждаться. Обычно ролик выполнен из бронзы, покрыт твердым хромом и отполирован. В дорогих катушках ролик обязательно имеет миниатюрный шарикоподшипник и твердое износостойкое покрытие из нитрида титана золотистого цвета. Первым признаком неблагополучия ролика является неравномерное стирание покрытия с его поверхности и появляющиеся в нем пропилы. Это значит, что ролик перестал вращаться или вращается с затруднением. Поэтому нужно очень внимательно следить за состоянием ролика лесоукладывателя, смазывая его не реже одного раза за 2-3 рыбалки.
ФУНКЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ. ФРИКЦИОННЫЙ ТОРМОЗ
Тормозная система катушки позволяет вываживать рыбу без риска оборвать леску. Рывки рыбы, сила которых превышает величину установленного тормозящего усилия, приводит к автоматическому проскальзыванию шпули и сходу лески.
Фрикционный тормоз может быть расположен непосредственно в шпуле катушки (передний тормоз) либо находиться в задней части корпуса катушки (задний тормоз). Обе системы имеют свои преимущества и недостатки. Преимуществами заднего тормоза являются удобство регулировки при вываживании рыбы (возможность быстрой замены шпули). К недостаткам можно отнести более грубую настройку и меньшее тормозящее усилие (по сравнению с передним тормозом).
Переднее расположение фрикционного тормоза уменьшает габариты катушки и позволяет сделать тормоз более тонко регулируемым. Конструктивно тормоз любой катушки представляет собой набор чередующихся стальных и неметаллических дисков, сжимаемых при затягивании зажимного винта. Нельзя допускать попадания песка между дисками, а также нельзя их обильно смазывать.
БЛОКИРОВКА ОБРАТНОГО ХОДА. АНТИРЕВЕРС
Эта система блокирует ротор катушки, не позволяя ему прокручиваться в сторону, обратную намотке. Во время ловли переключатель стопора обратного хода должен быть включен, что позволяет освободить одну руку на конечной стадии вываживания рыбы, чтобы взять рыбу рукой или в подсачек.
На сегодняшний день наиболее совершенной является система бесконечного (Infinite antireverse) или мгновенного стопора. Эта система оказалась настолько удачной, что постепенно вытесняет все остальные и уже применяется в относительно недорогих катушках. Конструктивно она представляет собой роликовый подшипник, у которого ролики можно принудительно сдвигать по радиусу подшипника. При включении стопора ролики сдвигаются к обгонной муфте, расположенной на роторной шестерне, блокируя ее движение назад. При выключении ролики отходят от обгонной муфты, позволяя ротору свободно вращаться в обе стороны.
ШПУЛЯ
Шпули катушек изготавливают из прочных пластмасс или металла. Выпускаются также катушки, шпули которых сделаны из углепластика и имеют металлический бортик. Один из лучших вариантов — это металлическая шпуля с передним бортиком из твердого сплава, покрытого нитридом титана. При эксплуатации катушки нужно обращать внимание на качество поверхности бортика шпули, от которого зависит дальность полета приманки и сохранность поверхности лески. Возникающие царапины, задиры, углубления необходимо убирать мелкой наждачной бумагой и полировать.
Существует мнение, что пластмассовые шпули нельзя использовать при ловле плетеной леской. Однако если зачистить и отполировать швы, образующиеся при отливке шпули, то шпуля становится вполне пригодной для плетеной лески.
Шпуля обычно вмещает более 100 м лески, необходимых для ловли. Поэтому для заполнения лишнего объема под основную леску подматывают недорогую монофильную леску. Чтобы при забросе леска сходила со шпули без запутывания и значительного сопротивления, шпуля должна быть заполнена леской, не доходя 2-3 мм до верхнего края переднего бортика.
Фирма Daiwa разработала шпулю системы ABS (anti backlash system). Эта шпуля имеет увеличенный диаметр и выполнена в виде усеченного конуса, обращенного к основанию. Такая конструкция позволяет избежать непроизвольного сбрасывания петель лески в момент заброса, а также увеличивает дальность заброса. Поэтому аббревиатура ABS среди американских профессиональных рыболовов стала читаться как «advanced ballistic system», что в переводе с английского означает «продвинутая баллистическая система» (фото ).
Фирма Shimano предложила более простое решение этой же проблемы и комплектует свои катушки набором регулировочных шайб. Рыболов может по своему усмотрению выбрать тип намотки — цилиндрический, с уклоном к переднему или заднему бортику шпули.
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Передаточное отношение — это количество оборотов ротора катушки за один оборот ручки. Численно оно равно отношению количества зубьев ведущей шестерни к количеству зубьев роторной шестерни. Мощные тяговые катушки имеют небольшое передаточное отношение — от 3,6:1 до 4,6:1. Наиболее универсальным считается передаточное отношение, близкое к 5:1.
Более скоростные катушки, имеющие передаточное отношение 6:1 — 7:1, применяются в поплавочной ловле на матчевых удилищах. Высокое передаточное отношение увеличивает плотность намотки лески, облегчая ловлю такими удилищами. Выбор катушки с определенным передаточным отношением обусловлен величиной предполагаемых трофеев и условиями ловли. Чем крупнее рыба возможна в улове и жестче условия ловли, тем меньшим должно быть передаточное отношение.
ВЫБОР КАТУШКИ
Как мы выбираем катушку? Наиболее часто реализуемый случай — это покупка катушки по совету друзей. На рынке или в магазине можно проконсультироваться у продавца, но этот путь чреват очковтирательством. Лучше всего самому разобраться, что к чему, держа катушку в руках и анализируя ее схему. Все нижесказанное — на совести автора, так как несет отпечаток его опыта.
Важнейшее условие выбора катушки — предназначение для того или иного способа ловли. Если рыболов хочет заниматься несколькими видами ловли, то в идеале он должен иметь отдельную катушку для каждого способа ловли. При выборе катушки подумайте, какими приманками, какую рыбу и в каких условиях вы собираетесь ловить. Под условиями нужно понимать: будете вы чаще ловить с берега или с лодки, какие приманки (легкие или тяжелые) будете использовать. Удобно ориентироваться на диаметр лески, которую вы будете применять. Не рекомендуется использовать леску с разрывной нагрузкой большей, чем у лески, указанной на шпуле.
Лесовместимость катушки приведена для монофильной лески, обычно указывается три диаметра, например, на шпуле катушки Shimano Twin Power 2500 FA написано: 0,18 мм — 290 м, 0,20 мм — 240 м, 0,25 мм — 160 м. Если вы хотите применить плетеную леску, то ее разрывная нагрузка не должна превышать разрывную нагрузку лески диаметром 0,25 мм (для нашего примера).
Сегодня лески диаметром 0,25 мм выдерживают от 6 до 8 кг, поэтому все, что вы можете себе позволить для этой катушки, это плетеная леска диаметром 0,1-0,12 мм. Если вы хотите применить более мощную плетеную леску, то вам нужна безынерционная катушка большего номера или мультипликатор.
Определившись с размерами катушки, отправляйтесь в магазин. Взяв катушку в руки, убедитесь, что у нее мягкий бесшумный ход, дуга лесоукладывателя легко сбрасывается в рабочее положение, выполняется функция стопора обратного хода, шпуля легко снимается и одевается, тормозная система работает плавно.
Сколько шарикоподшипников должно быть в катушке? Минимально необходимое число подшипников в катушке — четыре: центральный подшипник в роторе, два на концах оси ведущей шестерни и один в ролике лесоукладывателя. Выпускают катушки, в механизме которых установлено от 1 до 14 шарикоподшипников. Я считаю, что лучше приобрести катушку с небольшим количеством подшипников, но от ведущих производителей, чем малоизвестной фирмы, но с большим количеством подшипников.
На схеме катушки можно увидеть, какая пружина установлена в механизме возврата дуги лесоукладывателя. Предпочтение следует отдать многовитковой пружинке, о чем говорилось выше. Схема также поможет определить тип механизма, ответственного за движение шпули «вперед-назад».
И если позволяют средства, стоит выбирать катушку со шнековой подачей шпули, она еще называется «бесконечный винт». Желательно, чтобы приобретаемая вами катушка имела одну или две запасные шпули. Это делает катушку более универсальной, так как позволяет пользоваться леской различного диаметра для разных условий рыбалки.
Вы должны знать, что приобретя катушку, вы остаетесь с ней один на один. Ни одна фирма, производящая безынерционные катушки, пока не имеет представительства в нашей стране. А это означает, что гарантийных мастерских, грамотных специалистов и запасных деталей у нас нет. Поэтому вы должны бережно относиться к своей катушке и грамотно ее эксплуатировать.
УХОД ЗА КАТУШКОЙ
С технической точки зрения безынерционные катушки представляют собой довольно сложное и точное устройство. Правильное и грамотное техническое обслуживание катушки надолго продлит срок ее эксплуатации. Недопустимо попадание песка и грязи на ее движущиеся части. Если внутренний механизм катушки заключен в корпус, то ручка, лесоукладыватель, ролик лесоукладывателя находятся снаружи и могут загрязняться, если катушка упадет в песок или воду. В этом случае катушку нужно промыть, просушить и смазать.
Смазка катушки. Смазывать катушку желательно смазками, предназначенными для катушек, которые допускаются двух видов: густые и жидкие. Густая смазка применяется для смазывания шестеренок, подшипников и медленно вращающихся деталей катушки. Жидкая смазка используется для смазывания основной оси катушки и ролика лесоукладывателя.
Перед смазкой катушку разбирают и каждую деталь промывают бензином «Калоша», используя кисточку. Затем все детали просушивают на листе чистой бумаги, смазывают и собирают катушку, сверяясь с чертежом, который обычно прилагается.
Люфты в катушке. Безынерционная катушка — механическое устройство, и отсутствия люфтов в нем избежать невозможно, иначе катушка просто не будет вращаться. Рыболовов обычно раздражают чрезмерные люфты и биение в катушке. Чем катушка качественнее, тем с меньшими допусками создается ее механизм и, соответственно, тем меньшими будут люфты в ней. Уменьшение люфтов — процедура непростая и требующая навыков, умения и необходимых деталей: регулировочных шайб, подшипников, а иногда и применения гальваники. Поэтому если вы не высококлассный механик, самостоятельное устранение люфтов может иметь необратимые последствия для механизма катушки.
Статьи по теме:
Типы крючков для хищной рыбы
Грузила для поплавочных оснасток
Снасть «Резинка»
Снасть «Пружина»
Полезные разделы форума FishingSib о безынерционных катушках
- Самостоятельное ТО безинерционной катушки
- Ремонт безинерционных катушек
- Все о смазках для безынерционных катушек
- Как избавиться от «бороды»?
- о безынерционных катушках
Комментарий предоставлен пользователем сайта FishingSib – Kostiksol:
— 3000 размер по дайве равносилен по лесоемкости с 4000 шимано, при этом если брать средний класс, то по мощности они будут не равнозначны. Тот же (для примера) биомастер 4000 будет мощнее чем 3000 калдия (или иное поколения киксойдов). Тут лучше ориентироваться от веса приманок и способа ловли, т.е. дать четкие рекомендации.
Вращение ролика лучше всего проверять ребром листка бумаги, он должен легко вращаться при легком нажиме. (это один из приоритетных факторов при выборе экземпляра в магазине наряду с легкостью работы главного механизма).
Дужка чаще всего может захлопнутся если плохо реализован тормоз ротора (при забросе происходит проворот ротора), нужно открыть дужку и рукой провернуть ротор, он будет вращаться, но должно быть ощущение сопротивления.
Бортик шпули можно проверять ногтем, если провести по периметру окружности пальцем, то мелкие задиры можно не почувствовать. Задиры будут сечь шнур. На дальность это повлияет слабо.
Подшипники не бьют, а шумят (шелест). Даже в хлам убитый и негодный подшипник (даже с песком) ни разу не давал звука трещетки будучи в составе собранной катушки.
Друзья-рыболовы, если у вас есть еще какие-то советы новичкам, или быть может наставления в этом нелегком деле, смело делитесь ими. Ведь иногда так не хватает совета более опытного рыболова, особенно когда ты решил приобрести такую интересную снасть, как безынерционная катушка.
Cloudflare Ray ID: 63aa0adf9965bf6e • Your IP : 195.64.208.251 • Performance & security by Cloudflare
- mm/M 0.20/240 0.25/160 0.3/110
- lb/YDS 4/355 6/225 8/175
Содержание
- Выбор осевого люфта ведущей шестерни
- Как закрепить контргайку ротора?
- Устранение осевого люфта несъемного кноба
Ежегодно мы сталкиваемся с потребностью обслуживания спиннинговой катушки. Обычно, прочистить и смазать внутренности — не составляет большого труда. Но, что делать, когда ТО катушки требует большего? Как определить и устранить причину «рычания» катушки? Как восстановить поврежденную деталь? Да, мы всегда можем отдать ее в руки специалиста, оплатив его услуги. И в ряде с лучаев, это будет самым верным решением. Тем не менее, на нашем форуме скопилась масса полезной информации на эту тему и мы посчитали весьма полезным подготовить серию статей, в которых будут затронуты некоторые темы самостоятельного обслуживания безинерционки.
Статьи будут сформированы на основе материалов пользователя Prank в теме обсуждения «Самостоятельное ТО безинерционной катушки». Вклад Владимира (Prank) в развитие тем безинерционных и мультипликаторных катушек и, в частности, ремонта, доработок, различных нюансов эксплуатации сложно переоценить. Конструктивной и правильно поданой информации так много, что даже серией статей мы затронем только малую часть.
Сегодня поговорим о том, как устранить некоторые люфты и движения гайки ротора.
Маркировка безынерционных катушек.
Каждая катушка производится с определенными параметрами и функциями. Производитель наносит на изделие специальную маркировку для того, чтобы можно было быстро разобраться в основных возможностях катушки. Итак, выделим самые важные маркировки:
Эта маркировка, пожалуй, самая заметная и броская для глаз. Обозначает она вместимость шпули для лески или шнура и состоит обычно из числа кратного 500 или 1000.
- mm/M 0.20/240 0.25/160 0.3/110
- lb/YDS 4/355 6/225 8/175
Здесь более понятно: на катушку можно намотать 240 метров лески 0.2 и т.д. Нижняя маркировка выражается в lb (фунтах) — разрывная прочность (1 фунт = 453,6 грамм) и в yd (ярдах) — длина (1 ярд = 91,4 сантиметра).
Gear ratio — передаточное число (ПЧ).
Эта маркировка означает количество оборотов лесоукладывателя вокруг шпули за один оборот рукоятки катушки. Т.е. она характеризует скорость намотки лески на шпулю и определяется цифровой пропорцией.
Ball bearings — количество подшипников.
В безынерционных катушках используются как подшипники скольжения, так и подшипники качения. Они отвечают за качество хода лесоукладывателя и рукоятки.
Также можно заметить, что, чем больше подшипников в основных узлах катушки, тем проще механизмам переносить нагрузки. Но самое главное — это качество подшипников. Ведь их износ приводит к увеличению люфтов, перекосу и заклиниванию зубчатой пары. При условии, что качество подшипников на высоком уровне, можно считать, что их достаточно в количестве 4 штук: 2 по оси рукоятки, 1 в голове ротора и 1 в ролике лесоукладывателя.
Это основные маркировки, которые помогут рыбаку выбрать подходящую для определенного вида ловли катушку. Теперь перейдем к классификации.
ОЖИДАЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНОЕ МАГНИТНОЕ МАСЛО MAG SEALED OIL for DAIWA REELS! В ближайшее время будет.
В этой статье поговорим о подшипниках.Набралось наконец достаточно опыта и нужной информации. Шум,шелест и т.д.Обо всём поговорим
Ура. Запустили ютуб канал Reelmaster
P.S.Буду дополнять обзоры интересной информацией.Надеюсь мои статьи помогут Вам выбрать нужный инструмент.Если интересно-регистрируйтесь.Будем отправлять Вам новости на почту Готовлю ещё много всего
ОТПРАВЛЯЕМ ПО ВСЕМУ МИРУ WE SHIP WORLDWIDE! Почти все товары, которы. ОЖИДАЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНОЕ МАГНИТНОЕ МАСЛО MAG SEALED OIL for DAIWA REELS! В ближайшее время будет. ПРИЕХАЛА ЛЕЧЕБНАЯ ВАКСА ДЛЯ СТЫКОВ УДИЛИЩ Smith Ferrule Wax . Наконец-то приехала леч.
Как убрать люфт на рукоятке безынерционной катушки.
Как убрать люфт на рукоятке безынерционной катушки.
Со временем даже качественные катушки от именитых фирм производителей нуждаются в обслуживании и мелком ремонте. Каким бы аккуратным не был хозяин, все равно при эксплуатации не редки случаи попадания в механизм катушки песка, грязи, воды. В этих случаях следует почистить все внутренние узлы и механизмы, а при купании катушки обязательно заменить смазку. Если даже видимых загрязнений нет, то в конце каждого рыболовного сезона обслуживание любой катушки необходимо, так как смазка катушки теряет свои свойства. Пыль и влага, так или иначе проникают внутрь, что приводит к увеличению износа шестеренок, закисанию подшипников и прочим проблемам.
Даже при каждогодичном осеннем обслуживании катушки постепенно происходит изнашивание зубьев шестеренок, что приводит к образованию люфта на рукоятке катушки. Больше всего подвержены износу шестерни червячной пары. Если продолжать использовать люфтовую катушку, то вскоре она выйдет из строя, потому что люфтом будет разбивать зубья шестеренок и подшипники. Уменьшить этот люфт можно подложив дополнительную шайбу, нужного размера и толщины, между подшипником корпуса катушки и большой (главной) шестеренкой. К сожалению, подобрать такую шайбу не всегда получается: то толщина не подходит, то посадочное отверстие в диаметре шире необходимого, то шайба слишком толстая. Если с толщиной шайбы еще можно совладать с помощью надфиля, наждачки и изнурительно кропотливой работы, то с посадочным отверстием все еще сложнее. Выход в этой ситуации есть такой.: нужно взять полиэтиленовую бутылку и изготовить необходимую по размеру шайбу из нее. Для этого вырезается кусочек бутылки, далее подбирается винт диаметром чуть меньше, чем шестигранная ножка главной шестерни.
Вот сюда нам нужна шайба-
Этот винт, который подобрали, нагревается до красна и им делается отверстие в вырезанном кусочке полиэтиленовой бутылки (можно использовать крышку от бутылки из под кетчупа, да и дрель со сверлом нужного диаметра гораздо упрощает данную процедуру! Но у меня ее под рукой не оказалось.)
После чего оплавления вокруг прожженного отверстия стачивается надфилем. Затем к заготовке прикладывается шайба, которую извлекли из катушки, и с помощью шила очерчивается её наружный диаметр. Дальше, хорошими ножницами вырезается пластиковая шайба и в ход идет надфиль. С помощью него шайбе придается нужная толщина, убираются все неровности обрезки, а наждачкой дошлифовывается начатое. В случае если посадочное отверстие получилось немного меньше и шайба не подходит, отверстие можно увеличить разверткой. Шайба должна встать на место без усилий, но и не болтаться на оси.
Вот что получилось-
Если с внутренним диаметром промахнулись (получился больше), то лучше изготовить новую шайбу. Шайбы, подшипники и все шестерни смазываются смазкой, при этом на шестерню ГП смазка должна быть более густой, чем на всех других подшипниках и узлах (можно использовать автомобильную литиевую или купить специальную для рыболовных катушек.). Так же необходимо понимать, что слишком плотное прижатие главной шестерни к червяку вала ведет к повышенному износу пары и мягкость хода катушки уменьшиться. Если катушка после сборки крутиться туго, то следует еще уменьшить толщину шайбы. Незначительный зазор между шестернями все-таки оставаться должен.
Бывает так, что со временем зубья главной шестерни серьезно изнашиваются, при этом появляется лишний шум и рокот при вращении ручки. Вылечить эту «болячку» можно немного сточив зубья шестерни, примерно на треть миллиметра. Сделать это можно широким плоским напильником, после чего так же добавить шайбу. Через несколько рыбалок шестерни притрутся и катушка сможет прослужить еще пару сезонов.
Таким нехитрым способом можно продлить срок службы механизма не на один сезон. Не следует забывать, что быстрее механизм катушек изнашивается от не правильного вываживания рыбы и перегрузок. Какой бы именитой не была фирма, платиновые шестерни никто делать не станет. Безынерционная катушка это не лебедка и вываживать рыбу следует методом выкачивания.
Не лишним будет добавить, что гайка крепления корпуса лескоукладывателя может иметь левую резьбу, все зависит от модели катушки и фантазии производителя.
Желаю вам избегать поломок снастей на водоеме и НХНЧ!