Печатный Двор на Никольской улице – место, где были созданы первая датированная книга, первая газета, первые советские деньги. Его архитектурный облик – настоящий исторический пазл, ведь здесь сохранились одни из самых древних подвалов Москвы, интересные здания XVI–XIX веков, а еще отсюда можно выйти на Китайгородскую стену. Недавно Историко-архивный институт РГГУ, занимающий эти помещения, начал водить экскурсии по своей территории. Впервые за много лет самые интересные детали комплекса можно увидеть и буквально потрогать. Что и сделал корреспондент m24.ru.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Изучаем фасад: редкие орлы и коронованные львы
Пожалуй, любой, кто проходит мимо Печатного Двора, замедляет шаг и приглядывается к орнаментам и фигурам на светло-зеленом фоне. «Почему оно построено в таком необычном стиле? Зачем в нашем не особенно солнечном климате солнечные часы? Почему на фасаде лев и единорог?» – частые вопросы, на которые пытаются ответить прохожие. Нам, экскурсантам, повезло – через пару минут гид Никита Брусиловский все расскажет.
Именно на Печатном Дворе 1 марта 1564 года была напечатана первая датированная книга – «Апостол». Ивану Федорову, дьякону кремлевской церкви Николы Гостунского, удалось убедить создать недалеко от Кремля типографию и издавать богослужебные книги. Правда, вскоре ему и его коллеге Петру Мстиславцу пришлось покинуть город. Есть версия, что им угрожали переписчики, ведь с появлением новаторского метода они теряли работу. Однако остановить процесс было уже нельзя – на Никольской продолжают печататься сначала богослужебные, а потом и светские книги.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
«Печатный двор много раз горел и заново отстраивался, причем в его создании участвовал автор Спасской башни Кристофер Галлоуэй, – рассказывает Брусиловский. – Нынешний вид здание получило в 1814–1815 годах. Архитектор Иван Мироновский постарался частично повторить облик предыдущего здания Печатного Двора, который к началу XIX века обветшал и в 1810 году был разобран. Копировались некоторые детали, например лев и единорог – символы государственной власти и премудрости. Лев изначально был изображен с короной, но ее сбили в XX веке. А псевдоготический стиль архитекторы выбрали потому, что готика тогда считалась признаком древности. Солнечные часы – дань моде, в начале XIX века некоторые здания украшали таким образом. Вы можете увидеть подобные на здании МГУ на Моховой. Кроме того, на старом здании Печатного Двора ранее также были солнечные часы».
Чтобы узнать все нюансы фасада, нужно смотреть старые фото, ведь некоторых деталей уже нет. Например, двуглавого орла. По словам гида, он здесь был необычный – вместо скипетра и державы в лапах держал оливковую и пальмовую ветви, символы просвещения. Двуглавого орла окружали раскрытые книги в сиянии, потир (чаша для причастия), митра и другие детали. А если внимательно рассмотреть заменивший орла герб СССР, то можно высчитать, в какие годы он появился на здании.
Печатный двор и Правильные палаты
Самое необычное здание не только на Никольской, но, наверно, и во всей Москве — комплекс Синодальной типографии. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор. Скорее всего, книги тут печатали еще в 1550-х годах. Первым бесспорным автором датированной книги был Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга «Апостол» была выпущена в свет 1 марта 1564 года, через 120 лет после Гутенберга.
Весь коплекс этих зданий сочетает в себе архитектуру самых разных времён. Подклет зданий во дворе д. 15 относится к XVI в., когда был основан Печатный двор, основная часть дошедших до наших дней Книгохранительной и ПравИльной палат Печатного двора построены в XVII в. (примерно 1670-е гг.). Как видно из названий, в первой палате хранили уже напечатанные книги, во второй — правили (т.е. занимались работой корректора). На Никольскую долгое время выходило великолепное здание Печатного двора XVII в. К сожалению, оно со временем сильно обветшало, в 1775 г. разобрали знаменитую шатровую башню, а незадолго до вторжения Наполеона разобрали весь корпус Печтаного Двора, выходивший на улицу (на его месте в 1814 г. архитектор И.Л. Мироновский построил новое здание в стиле псевдоготики, сохранившее, однако, некоторые черты прежней постройки — её трёхчастное деление, солнечные часами над обоими входами, Льва и Единорога над воротами, башенки и др.). Но остальные здания, включая Книгохранительную и ПравИльную палаты XVI в. (а также несколько боковых корпусов, относящихся к елизаветинским временам), были сохранены.
Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы.
В 1870-х гг. была проведена серьёзная реставрация палат Печатного двора с восстановлением их утраченных деталей и черт (к тому времени они кое-что утраитили из древнего облика — были растёсаны некоторые окна, разобрано крыльцо и проч.). Проект реставрации был подготовлен Д.Н. Чичаговым, затем к нему был добавлен проект Н.А. Артлебена (последний проделал большую часть работы), окончательный план был утверждён в 1872 г. По описаниям в приходно-расходных книгах Типографии 1679 и 1680-х гг. был восстановлен облик утраченных деталей. Совершенно заново было построено крыльцо с шатром. Раскрыты и реставрированы сохранившиеся части стенописи, утраченные же куски восстановили по описаниям (там, где это было возможно). По образцу этих стенописей потом восстанавливалась роспись в палатах Аверкия Кириллова. Потом ещё несколько раз проводились дополнительные исследования и штрихи к реставрации.
После революции тут был Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 РГГУ.
Машина времени во Дворе
Внутри псевдоготического корпуса временные пласты переплетаются еще сильнее: по словам Никиты, просто прогулявшись по коридору, мы проходим части зданий от XVII до XIX веков. Есть и более древняя деталь – пифос. Это древнегреческий кувшин, напоминающий огромную амфору. Студенты РГГУ привезли его из археологической экспедиции. Есть местная шутка о том, что в пифос сажают нерадивых студентов для перевоспитания.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Во дворе Синодальной типографии (еще одно, петровское название места) – своя «машина времени». Здесь стоят здания ПравИльной и Книгохранительной палат. В первой работали мастера, которых сегодня мы бы назвали корректорами, а во второй хранились готовые книги. Основная часть комплекса построена в XVII веке, но подземные части одного из зданий археолог Александр Векслер датировал концом XV столетия. То есть это одно из самых древних гражданских зданий Москвы. В Историко-архивном институте его называют «теремок». У него во всех отношениях непростая судьба. Во-первых, во время реставрации 1872–1875 годов построили новое крыльцо. Раньше оно выходило прямо на двор, а сейчас примыкает к стене. Двор от этого стал шире, но некоторые окна здания теперь смотрятся нефункционально. Но это лишь малая доля приключений «теремка»…
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Мы входим внутрь и попадаем в подвалы. Как и положено, здесь темно, холодно, немного пыльно и попадаются интересные вещи. В данном случае – чудом сохранившиеся исторические колонны старого Печатного Двора XVII века. В советскую эпоху выставлялись в институтском музее, а в 1990-е годы оказались брошены в одном из темных углов. К счастью, несколько лет назад их удалось найти и очистить от мусора.
В одном из помещений можно увидеть подножие Китайгородской стены. Проходим еще одну комнату – и мы в помещении XX века. Экскурсовод говорит, что тут был спортивный зал, до недавних пор даже висело баскетбольное кольцо, но поверить в это сложно.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко