Московский классицизм в архитектуре: особенности и примеры зданий


Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв., был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в., более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.

Особенности развития классицизма в Петербурге

Смена стиля барокко, который долгое время господствовал в России, на классицизм произошла после прихода к власти императрицы Екатерины II. Разумеется, развиваться этот стиль начал в двух ключевых городах страны – Москве и Петербурге.

Стиль барокко отличался своей помпезностью и великолепием, но его было трудно перенести на «казенные дома» вроде торговых рядов, школ, больниц, тюрем и т.д. Это было и неуместно, и весьма сложно с технической точки зрения, так как барокко предполагает длительное и вдумчивое проектирование и возведение зданий. Однако нужды молодого города требовали быстрого строительства.

Новое направление стало повсеместным благодаря своему списку требованрий к формам и декорированию. Классицизм значительно расширил возможности градостроения.

Каноны классицизма

Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI – начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.
Сравнительная таблица архитектурных стилей

Сравнительный признакКлассицизмБарокко
Форма зданияПростота и симметрияСложность форм, разница объемов
Внешний декорСдержанный и простойПышный, фасады дворцов напоминают торты
Характерные элементы внешнего декораКолонна, пилястра, капитель, статуяБашенка, карниз, лепнина, барельеф
ЛинииСтрогие, повторяющиесяТекучие, причудливые
ОкнаПрямоугольные, без излишествПрямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор
ДвериПрямоугольные с массивным порталом на круглых колоннахАрочные проемы с декором и колоннами по бокам
Популярные приемыЭффект перспективыПространственные иллюзии, искажающие пропорции

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга

Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.

В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы – А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.

дворец графа Разумовского

Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», — говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Поздний классицизм в петербургской архитектуре

Данный период в архитектурном развитии Петербурга еще называют «Александровским». Колоссальное влияние на архитектуру Северной столицы тогда оказали мастера из Западной Европы, которых лично приглашал Александр I. Для позднего классицизма характерна монументальность и пафосность образов, присущи строгие линии и простота композиции.

Одно из первых зданий позднего классицизма в Петербурге – Горный институт Екатерины. Однако самым известным строением времен позднего классицизма стал Казанский собор. Его постройку задумал еще император Павел, предлагавший «слепить» здание по образу Собора Святого Петра в Ватикане. Однако итоговый результат был лишь отдаленно похож на тот прототип.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube:

Горный институт Екатерины

Во времена позднего классицизма было возведено обновленное здание Большого театра, дом графини А. Г. Лаваль и целый комплекс Васильевского острова. Здание Смольного института также было создано в эти годы.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова – Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

Здания эпохи классицизма в Санкт-Петербурге

Несомненно, эпоха классицизма наложила огромный отпечаток на архитектуру Северной столицы. И по сей день в городе осталось множество прекрасных зданий того периода, каждое из которых имеет впечатляющую историю.

Каменноостровский дворец

Был построен в период между 1776 и 1781 годами. Автор шикарного творения неизвестен, однако строительство велось под контролем архитектора Фельтена. Архитектурное решение дворца – богатая загородная усадьба второй половины XVIII века. Здание – один из выдающихся памятников легендарного стиля.

Особняк Лаваль

В начале XIX века здание после долгих пертурбаций перешло во владение графини А. Г. Лаваль. По ее приказу архитектор Тома де Томон полностью реставрировал особняк, придав ему внешней монументальности. Не менее удачно и интерьерное решение особняка: суровое и лаконичное оформление вестибюля с дорическими колоннами, богатая и вычурная обработка парадной лестницы, большой зал, украшенный колоннами и зеркальным сводом.

Важен особняк Лаваль и с исторической точки зрения. Именно в нем собирались декабристы перед восстанием зимой 1825 года.

Мраморный дворец

Построен по проекту известного итальянца Антонио Ринальди. Он был возведен персонально для Григория Орлова – фаворита Екатерины II. Строгая внешность здания – коронный признак раннего классицизма. В 1937 году во дворце разместился музей Ленина. В 90-е годы минувшего века стал филиалом Русского музея. Мраморный дворец – жемчужина петербургской архитектуры, один из самых ценных ее элементов.

Таврический дворец

Был построен для Григория Потемкина – еще одного фаворита Екатерины II. Являлся самой большой и богатой усадьбой в Петербурге конца XVIII века. Дворец прост снаружи, что отвечает принципам строгого классицизма, а вот внутреннее убранство поражает воображение и полностью противопоставляется внешнему облику.

Здание Старого Эрмитажа

Исторический памятник принадлежит рукам архитектора Фельтена, который построил здание «в линию с Эрмитажем». Для этого он применил фундамент и стенки старых построек, которые стояли здесь многие годы. В XIX веке это строение стали именовать Старый Эрмитаж, оно превратилось в место хранения предметов искусства, которые ныне содержатся в Государственном Эрмитаже.

Старый Эрмитаж благополучно пережил перестройку и получил название «запасной половины» Зимнего дворца.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма

Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.

Здание Главного Адмиралтейства

Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.

В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.

Казанский собор

Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.

В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.

Александринский театр

Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.

Про другие театры Санкт-Петербурга вы можете прочитать в статье по ссылке.

Исаакиевский собор

Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор – второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.

В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 748 times, 22 visits today)

Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.

Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора – палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.

Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.

Особенности

К концу 18 века сложилось несколько типов городской усадьбы. Корпус дома отделялся от улицы парадным двором, а само здание располагалось «покоем». Либо оно выходило фасадом, а остальные части комплекса (сад, дворовые постройки) прятались за ним. Также строение могло обладать равноценными уличным и парковым фасадом. Основное прямоугольное здание обычно украшал вход-портик, подчиненные центральному объему крылья-флигели непосредственно примыкали к центру или соединялись с ним галереями. Этот трехчастный объем очерчивал удлиненный прямоугольный или полуовальный парадный двор.

Кроме того, сложилась специфическая схема «наугольного» дома, выходящего на две улицы и образующего угол между ними. Тот же образ «усадьбы в городе» архитекторы переносили на общественные здания, хотя, конечно, делали их более значительными. Именно они и являются наиболее яркими примерами московского классицизма.

Французское направление

Продвигать стиль начала знаменитая мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. А завершил уже следующий сюзерен. Но поскольку ему в наследство досталось тяжелое экономическое положение, то стиль приобрел множество буржуазных черт.

На первое место в интерьере выдвигалось свободное пространство, а элементов декора использовалось только по самым необходимым параметрам. Это же касалось и мебели. Ее было немного, а ее формы делались зрительно устойчивыми.

Мебель эпохи классицизма в Версальском замке Источник dakelin.ru

Классицизм французского замка Источник admagazine.ru

К концу восемнадцатого века предметы приобретают прямоугольную форму, вместо привычной волнообразной. Горизонтальные и вертикальные элементы, а также места соединений делаются подчеркнутыми. Ножки выпрямляются и в декор вводятся античные орнаменты. Детали перевязываются бантами, а обивку закрепляют мебельными гвоздями с большой золоченной шляпкой.

На смену обтекаемости приходит прямой угол и резко выраженная плоскость. Широкое распространение получают кресла и стулья с резьбой низкого рельефа. А среди шкафов первенство обрели угловые конструкции, секретеры и комоды с этажерками.

Французский классицизм в интерьере Источник Pinterest

Все украшается резьбой и бронзовыми накладками. Также в чести золоченые барельефы, обвитые плетенными шнурами. Кровати лишились балдахинов и приобрели четкую прямоугольную спинку. Из мастеров самым знаменитым был Жан Ризенер, который ввел моду на красное дерево. А французское направление широко распространилось по всей Италии.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция

Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция.

Парк Версаля был разбит в 1660-е гг. по проекту знаменитого паркового архитектора Андрэ Ленотра. Он относится к типу регулярного французского парка.

Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его первое название «Мраморный Трианон».

Один из самых красивейших и знаменитых фонтанов Версальского парка – фонтан «Квадрига Аполлона».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]