Северный речной вокзал открылся после масштабной реконструкции

В Москве два речных вокзала – Северный и Южный. Северный вокзал — бывший речной вокзал Химок. Комплексное сооружение является основным строением канала им. Москвы. Химкинский вокзал входит в ОАО «Московское Речное пароходство». В 1987 г. здание вокзала было признано памятником архитектуры. Историческая и культурная ценность имеет национальное значение, в реестре памятников культурного наследия здание вокзала причисляется к региональным памятным объектам.

Расположен Северный вокзал на принадлежащей Северному админокругу г. Москвы территории, на побережье Химкинского водохранилища. Здание окружает большой парк. Постройка имеет высоту 48 м, фасадную длину 150 м, длину шпиля 27 м.

В самом помещении речного вокзала открыт для посетителей небольшой музей, который посвящён освоению Севера. Также в помещении располагается офис по продаже туров по Москве-реке и ресторан «Волга-Волга». Он был открыт одновременно со зданием вокзала, в 1937 г. Высота потолков этого старинного ресторана достигает 8-ми метров. На небесно-голубом потолке с комфортом разместились чайки. Интерьер ресторана очень красив, сюда стоит прийти просто полюбоваться внутренним убранством. Благодаря великолепию, «Волга-Волга» часто является местом проведения телевизионных съёмок.

«Звезда со Спасской башни»: главный миф речного вокзала

Самый растиражированный и совершенно не соответствующий действительности миф Речного вокзала связан со звездой, которая украшает его шпиль. Считается, что в период между 1935 и 1937 годами она венчала Спасскую башню Кремля, а уже после этого была перемещена на шпиль вокзала. Звёзды действительно похожи. Они имеют по два контура, и в обоих случаях от центра к внутреннему контуру расходятся лучи. У инкрустированных камнями серпов и молотов, которыми украшены звёзды, тоже много общего.

Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год (

)

Монтаж звезды в Кремле, 1935 год ()

Но звёзды существенно различаются в деталях: контуры звезды вокзала имеют прямоугольное сечение, лицевые поверхности контуров покрыты продольными бороздками и соединены друг с другом скрытыми связями. Контуры старой звезды со Спасской башни были

, имели треугольное сечение и были соединены друг с другом перемычками в вершинах. Более того, они были выпущены разными заводами: звезду для Спасской башни изготавливали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду Речного — на заводе № 81 имени Молотова.

Со Спасской башни звезду демонтировали в октябре 1937 года вместе с оригинальными звёздами с остальных башен. Звезду на шпиль Речного вокзала установили весной 1937-го перед торжественным открытием канала, о чём свидетельствуют фотографии этого периода. Кроме того, в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских», а не одна из уже существующих.

В конце концов, звёзды с башен Кремля снимали из-за того, что они сильно потемнели и перестали выглядеть представительно. Едва ли на центральном объекте такого амбициозного комплекса, как канал Москва — Волга, стали бы устанавливать потемневшую и потрёпанную ветрами звезду.

Демонтаж звезды Северного речного вокзала в июле 2021 года / Фото автора

Сейчас звезда Речного вокзала демонтирована со шпиля и отправлена на реставрацию в мастерскую , которая также принимала участие в реставрации металлических элементов комплекса ВДНХ. За девять десятилетий звезда, конечно, значительно потемнела. Особенно сильно покрылись патиной серпы и молоты. Уральские самоцветы, которыми они инкрустированы, также требуют чистки, но большая часть этих камней — подлинная.

Стоимость билетов на прогулочные рейсы

  • Часовая прогулка по Химкинскому водохранилищу обойдется от 250 рублей для взрослого и 150 рублей для ребенка
  • Стоимость поездки на пляж «Троицкое» составит от 800 и 400 рублей соответственно
  • Кассы прогулочных рейсов работают в летнее время ежедневно с 11:00 до 21:00.

Северный речной вокзал является популярным местом отдыха и прогулок, это красивое и романтичное место. Перед Вами откроется прекрасный вид на белоснежные теплоходы и водные просторы, Вы сможете почувствовать незабываемый дух путешествий.

Ошибка в Реестре памятников москвы

Необъяснимая нелепость связана с именем главного архитектора здания Речного вокзала. В реестре объектов культурного наследия Москвы в его инициалах допущена ошибка: вместо А. М. Рухлядева там указан А. И. Рухлядев. Для её исправления необходим целый акт государственной историко-культурной экспертизы, разработать который пока никто не взялся. Разумеется, когда журналисты пишут материалы об этом памятнике, они часто копируют информацию из реестра с ошибкой, не проверяя правильность имени.

Документальный фильм о строительстве канала Москва — Волга

Кроме того, во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается, в частности, тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи или фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.

Как добраться

До причала можно добраться метрополитеном. Причал – это ст.м. «Речной вокзал».

  1. Выходить нужно из первого вагона.
  2. Вестибюль метро обходить справа.
  3. Далее проход до Ленинградского шоссе, к подземному переходу.
  4. По переходу нужно перейти на другую сторону трассы.
  5. После выхода из перехода – спуск ко входу Северного порта.
  6. Первые ворота – для въезда, идти дальше чуть правее. Ориентир – одноэтажная постройка.
  7. Вдоль постройки – выход к причалу.

Адрес: г. Москва, Ленинградское шоссе, дом №51

исчезнувший часовой механизм и перекрашенный циферблат

Ещё один вопрос пока остаётся неясным. Существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала (или его часть) был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, от него не осталось никаких следов. В процессе реставрации в башне будет установлен новый механизм.

Кирпичная кладка и облицовка башни / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

Всего в оформлении вокзала было использовано пять часов. Четыре однотипных циферблата установлены на третьем ярусе башни, пятый циферблат расположен на скате свода в зале ресторана. Последний полностью соответствует эскизам с подписью архитектора из архива канала. Башенные часы несколько отличались от архивных набросков.

Габаритный чертёж капители вестибюля / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

Чертёж полотна раздвижных ворот / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

Однако в процессе реставрационных работ был расчищен сегмент одного из циферблатов, и оказалось, что рисунок, открытый реставраторами под слоем поздних закрасок, полностью повторяет авторский замысел. Выяснилось, что циферблаты были перекрашены: их диаметр увеличился, вместо золотой краски для минутных делений была использована серебряная, а цифры и стрелки были покрыты серой эмалью. Теперь циферблаты будут расчищены и приобретут первоначальный вид.

Саратов

Саратовский речной вокзал тоже очень живописный, большой. На сегодняшний день он продолжает выполнять свои функции, можно отправиться в путешествие в Астрахань, Волгоград и наиболее дальние города. На официальном сайте можно ознакомиться с расписанием.

Ежедневно отсюда отплывают красивейшие теплоходы. При желании этот вид транспорта можно даже арендовать, чтобы провести индивидуальный тур, к примеру, при праздновании свадьбы, юбилея или проведении деловых встреч.

Находится вокзал на правом побережье Волгоградского водохранилища.

Сколько раз поднимался шпиль

Все четыре массивных якоря, установленные на третьем ярусе башни, первоначально были бронзированы и сверху покрыты бесцветной эмалью. Однако в скором времени их покрыли чёрной краской, потому что под воздействием погодных условий якоря быстро потемнели, перестали блестеть и стали не видны на фоне светлой стены. После реставрации якоря также останутся чёрными.

Чертёж окна / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Этой весной все фигуры были демонтированы, и по слепкам с них — также из бетона — сделали копии. Подлинники будут экспонироваться в новом музее истории канала, открытие которого пока остаётся в планах, а копии установят на башне.

Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы. Вероятно, это связано с тем, что высокий тонкий шпиль, увенчанный массивной звездой, был не в состоянии противостоять ветрам, сила которых на открытом пространстве Химкинского водохранилища довольно высока.

Архангельск

Тут располагается прекрасный просторный речной вокзал, который построен свыше 4 столетий назад. Находится здание в месте устья реки Северная Двина, которая впадает в Белое море. Порт является важным пунктом морского сообщения.

В годы ВОВ это был единственный вокзал, через который удавалось доставлять оружие из зарубежья, а также лекарственные средства, различное оборудование, продукты питания.

Данный порт располагается на российской купюре 500 рублей.

Четыре фонтана вместо двух

Самым серьёзным повреждениям в результате длительного небрежения подверглись фонтаны, располагающиеся в южном и северном дворах, образованных галереями. В южном дворе располагался фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева.

До настоящего времени полностью сохранились только каменные элементы фонтанов, требующие серьёзного реставрационного вмешательства. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Птицы не сохранились.

Общий вид, план и схема южного фонтана с фигурами дельфинов / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

Южный фонтан довольно хорошо известен по фотографиям 1950–1970-х годов, а в архиве канала были обнаружены его эскизы и чертежи. Другие эскизы и модели были открыты в архивах семьи автора этой композиции, скульптора Ивана Ефимова. С северным фонтаном такого обилия материалов, к сожалению, обнаружить не удалось, и его восстановление пока представляет собой нерешённую задачу.

Кстати, мало кто об этом знает, но на вокзале не два фонтана, а четыре.

Кроме двух больших фонтанов, со стороны Речного фасада на уровне цоколя в полукруглых нишах у торцов здания расположены два небольших фонтана-родничка. Первоначально из протомы в виде головы осетра струйка воды била в гранитную чашу. Место расположения этих фонтанов было выбрано не случайно и должно было ассоциироваться со сквозными отверстиями в бортах для стока воды с палубы, шпигатами. Сейчас фонтанчики не функционируют, но после окончания реставрации должны снова заработать.

Из истории жизни Северного московского порта

В годы СССР канал им. Москвы предназначался для транспортировки стройматериалов, леса, зерновых, нефти, угля. Пассажиры также активно перемещались по воде.

С 23 марта 1987 года Речной Северный вокзал/порт стал официально памятником архитектуры всесоюзного статуса. Москвичи по привычке приезжали на берег погулять по полюбившимся местам, однако пассажирские перевозки перестали быть массовыми, а сооружения начали приходить в упадок.

К 2005 году стали сыпаться штукатурка и окантовка майолики, была испорчена гидроизоляция кровли, деформировались ступени. Ресторан принимал постоянных клиентов, но число их уменьшалось.

В 2010 году комплекс был закрыт на реконструкцию, был начерчен проект, но работы не начинались довольно долго.

В 2015 году город взял здания Речного Северного вокзала в собственность и объявил конкурс по восстановлению. К сожалению, даже на 80-й юбилей круизной навигации Северного порта в помещениях царила разруха. Грустно было видеть прекрасный в прошлом, покореженный ныне декор и подпорченные элементы облицовки стен и фасада. Архнадзору ничего не оставалось, как включить запущенный комплекс в Красную книгу.

Но, наконец, нашелся достойный подрядчик, которому доверили на основании чертежей и документов из архива начать реставрационные действия.

Возвращение Крыши-террасы

Реконструкция вокзала подразумевает не только возобновление его работы, но и создание на его территории общественных пространств. План особенно интересен в свете того, что изначально архитектор Рухлядев старался приспособить здание к круглогодичному использованию и в целом повысить его функциональность. Он задумывал свой вокзал не только как «транспортное» сооружение, но и как «место для отдыха», рассчитанное на транзитных пассажиров, экскурсантов и спортсменов.

Вариант торцевого фасада / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

«Крыша-терраса», как называл её Алексей Рухлядев, должна была привлекать отдыхающих и связывать здание с «перспективами на окружающий ландшафт». После реставрации смотровые площадки и крыша снова будут доступны.

архив в мешках

На протяжении многих десятилетий фонды архива канала были полностью засекречены, поскольку там содержались сведения о непосредственных строителях канала — заключённых Дмитлага.

В первые годы Великой Отечественной войны архив был эвакуирован в Ульяновск. В эвакуации его разделили на две части. Одна состояла из проектной и рабочей документации, вторая — из личных дел узников ГУЛАГа. После войны первая часть более или менее целиком вернулась в Москву.

План первого этажа вокзала с экспликацией помещений, 1937 год / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ()

Судьба второй части доподлинно не известна, и что-то узнать о ней можно только по воспоминаниям очевидцев. Одна из сотрудниц архива, которая вместе с ним находилась в эвакуации, рассказала мне, что перед возвращением в Москву наблюдала за погрузкой документов на пароход. По её словам, мешки с личными делами сотрудники МГБ просто выбрасывали в Волгу. При этом сортировка материалов с рабочей документацией проводилась «на глазок»: мешок с документами вскрывался, и из него вынималось первое попавшееся дело. По его содержанию принималось решение, сохранить остальное содержимое всего мешка или нет. Поэтому в проектной документации есть странные пробелы.

Часть дел заключённых Дмитлага всё же вернулась из эвакуации, но была уничтожена уже в 1990-е при передаче архива в ведение ФГБУ «Канал имени Москвы». Тогда последние мешки с делами сожгли неизвестные.

Значительная часть фонда до недавнего времени так и лежала в мешках. Несколько лет назад сортировкой и систематизацией документов занялась одна из сотрудниц ФГБУ «Канал имени Москвы» в свободное от работы время. Именно благодаря её усилиям были обнаружены архивные материалы.

В фондах по-прежнему остаются неизученные и неопубликованные документы по шлюзам и прочим сооружениям канала. Часть материалов по-прежнему хранится — правильнее сказать, гибнет — в мешках.

После реставрации

Замечательно, что при реставрации удалось сохранить большую часть оригинальных элементов и деталей интерьера, а утраченные части были восстановлены. Отремонтировано 17 причалов, теперь вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки, пропускная способность вокзала – более 1,5 миллиона пассажиров за сезон.

Главными направлениями остаются Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострома, Самара, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев. Можно еще очень долго перечислять все особенности, достижения и новшества, но при желании вы можете сами найти эту информацию в Интернете.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]