Возраст парка Дружбы у станции метро «Речной вокзал» в Москве перешагнул за 50 лет. За это время горожане запомнили его как зеленый оазис вокруг Фестивальных прудов на севере столицы, заполненный памятниками в честь дружбы народов, установленными еще в советское время. В 2021 году прошла масштабная реконструкция, концепция которой была сосредоточена вокруг трех акцентов: больше спорта, детских площадок и цветов. Парк подвергся значительным изменениям. Для любителей активного отдыха появились спортивные площадки, а для детей — несколько игровых зон с разнообразными развлечениями. Также работы затронули амфитеатр и монумент «Дружба»: площадь вокруг привели в порядок, восстановили сам амфитеатр и отреставрировали монумент.
Вокзал останется историческим
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Сергей Быстров
История вопроса
Строительство Северного речного вокзала закончилось в 1937 году. Его открыли одновременно с наполнением водой канала Москва – Волга, проложенного за четыре года и восемь месяцев. Высокий шпиль, увенчанный звездой, и широкая центральная лестница являются отличительными чертами здания.
С начала 90-х годов речные перевозки стали сокращаться, поэтому вокзал пришел в упадок. А в 2009 году его и вовсе закрыли из-за аварийного состояния: капитального ремонта здесь не было 70 лет.
В конце концов в 2021 году вокзал передали в собственность города, после чего начали готовить к реставрации. Проект включал в себя реконструкцию набережной, причалов и площади у основного здания, а также прилегающей парковой территории.
Основной целью реставрации было сохранение первоначального облика вокзала. При этом в оформлении пространств парка решили использовать современные технологии и материалы. Посетители обновленного речного найдут и внутри, и на фасаде вокзала массу знакомых деталей.
Например, восстановлены 24 больших фарфоровых блюда, которые украшали центральную часть вокзала. Поврежденные медальоны диаметром 1,5 метра каждый были сняты и отправлены на реставрацию, во время которой исходную форму воссоздавали, а затем расписывали в соответствии с оригинальным рисунком.
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5
Однако не все элементы удалось восстановить. Например, знаменитые бетонные скульптуры «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец» были в настолько плачевном состоянии, что было принято решение снять с них копии, нежели отреставрировать. После завершения работ их вернули на привычное место – туда, где башня вокзала соединяется с его центральной частью.
В самом здании вокзала провели капитальный ремонт. Несмотря на то что в отделке использовались современные материалы, она напоминает оригинальную. Внутри архитекторы воссоздали исторический облик стен, сняли копии с сохранившихся окон и дверей и создали новые, точно такие же и обязательно деревянные, восстановили подсветку.
Таким образом, богатое убранство и отголоски дворцовой архитектуры никуда не делись – все исторические достоинства вокзала уже можно оценить.
Звезда
Наибольшее внимание во время реставрации привлекло восстановление звезды, которая находилась на шпиле Северного речного вокзала. Работы велись целый год.
Звезда сделана из нержавеющей стали и покрыта позолоченными медными листами. Существует легенда, что она перекочевала на шпиль со Спасской башни. Однако это не так: звезду изготовили на Московском заводе имени Молотова в 1935 году, а звезду с Кремлевской башни сняли на полгода позже открытия вокзала.
Специалисты вручную перебирали и восстанавливали полудрагоценные камни, а их там почти семь с половиной сотен. Знаменитая звезда с серпом и молотом вернулась на шпиль Северного речного вокзала в августе. И это стало хорошим знаком – приближением открытия исторического места.
Многофункциональность
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Сергей Быстров
Несмотря на то что Северной речной вокзал – символ Химкинского водохранилища – давно уже стал памятником архитектуры, он сохранит свои первоначальные функции.
В первую очередь речной вокзал вернет статус важнейшего транспортного узла. В здании установлены кассы по продаже билетов на прогулочные катера, а также рейсы дальнего следования.
В здании речного открылось заведение «Волга-Волга» – ресторан с историческими интерьерами, в котором посетители могут попробовать блюда советской кухни, естественно, в современной интерпретации.
Парк «Вагоноремонт»
В сердце Дмитровского района, между улицами Софьи Ковалевской, Ангарской и Лобненской, находится парк «Вагоноремонт» (его второе историческое название — «Ветеран»). Эта зона отдыха была образована еще в 60-х годах прошлого века, а свое название получила по находившемуся здесь когда-то рабочему поселку и заводу.
В последние годы парку требовалось комплексное благоустройство и озеленение. Необходимо было обновить пешеходные дорожки, заменить скамейки и фонари, а еще организовать новые функциональные зоны для отдыха и спорта.
Работы по благоустройству парка проходили в 2021 году с учетом мнений жителей. Так как это место популярно у старшего поколения, здесь было решено построить современный шахматный павильон и небольшую беседку со сценой для проведения танцевальных вечеров. Кроме того, по просьбе москвичей специалисты восстановили исторический облик входа в парк: отделка колонн имитирует характерную кирпичную кладку, а верхнее обрамление арки выполнено из лиственницы. Появился еще один вход в парк со стороны улицы Софьи Ковалевской.
Отдохнуть здесь можно на лавочках или на полянке с уличными стульями. Любителей спорта ждут тренажеры для силовых упражнений и столы для игры в пинг-понг. Специальная игровая зона оборудована и для детей: есть качели-люльки, большая песочница, балансиры и лазательные комплексы. Прийти в парк можно и с питомцем — здесь есть площадка для выгула собак.
Новый облик набережной
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4
Привокзальная набережная изменилась до неузнаваемости – она превратится в современную прогулочную зону, еще одно место притяжения для жителей и гостей столицы.
Начнем с первой особенности проекта: набережная, причалы и привокзальная площадь – все выполнено в едином стиле. В оформлении деталей просматривается речная тематика. При оформлении набережной использовались натуральные материалы и цвета – бежевый, серый, белый.
При этом самый необычный элемент обновленной набережной – уменьшенная копия канала имени Москвы. Ручей со шлюзами и подсветкой протянется по всей длине площадки – от левого конца набережной до самого вокзала. В месте завершения мини-канала находится миниатюрная копия речного вокзала.
В целом прогулочная зона напоминает парк: повсюду клумбы с растениями, лавочки, маленькие кафе, трибуны на газонах с видом на реку.
Привокзальная площадь
После открытия к зданию вокзала можно подъехать для посадки и высадки пассажиров на частном легковом транспорте, такси или каршеринге. Парковка доступна в двух местах – вдоль Ленинградского шоссе (51 место) и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (около 210 мест).
Туристические автобусы будут останавливаться раньше – для них новая транспортная схема предполагает создание пересадочного узла за пределами территории Северного речного вокзала. Там группы пассажиров пересядут на электрические шаттлы, которые провезут их до самого здания вокзала.
На самой привокзальной площади для пассажиров водного транспорта и просто отдыхающих оборудованы билетные кассы, развернуто несколько кафе, а также пункт проката спортивного инвентаря.
Скалодром и теплые бассейны
Создатели проекта благоустройства подумали не только о приятной обстановке обновленной набережной, но и о доступных там развлечениях.
В месте, где берет свое начало миниатюрная копия канала имени Москвы, появилось 11 детских и спортивных площадок. Элементы площадки в северной части парка вдохновлены комедией «Волга-Волга». Там появился многопалубный корабль, напоминающий пароход «Севрюга».
Аттракционы
Как и до реконструкции в парке действуют аттракционы. Посетителям предлагается небольшой набор развлечений, но он рассчитан на гостей разного возраста. Для самых юных гостей действуют надувные батуты, качели, мини-джеты и детская железная дорога. Для тех, кто хочет прокатиться так, чтоб захватило дух, имеются катальные горки и экстремальные батуты. А взрослые могут вспомнить детство, устраивая гонки на «Автодроме».
Билеты на аттракционы стоят около 200 рублей. Есть возможность купить билет на все аттракционы, который будет действовать в течение определенного периода времени — 1 или 2 часов.
Рядом с парком по адресу улица Флотская, дом 5а расположен единственный в Москве цирк-шапито «Радуга». Здесь проходят выступления с участием клоунов, фокусников, акробатов, а также дрессированных животных.
Фонтаны «Север» и «Юг»
Исторические фонтаны «Север» и «Юг» украшают внутренние дворы, образованные галереями на торцах здания Северного речного вокзала. Фонтан «Север» сделан из природного камня. Его композиция посвящена Арктике: на пьедестале в виде группы мраморных белых медведей находился птичий базар — фигуры гагар и диких гусей. Над фонтаном работал скульптор Лев Кардашев.
Фонтан «Юг» — это чаша в виде капители колонны. Дельфины на мраморном пьедестале напоминают о Крыме и Черном море. «Юг» сделал скульптор Иван Ефимов.
До начала реставрации эти два фонтана находились в неудовлетворительном состоянии. Скульптуры гагар были утрачены, мраморные и гранитные элементы имели многочисленные сколы. Инженерные сети — в нерабочем состоянии.
Работы начались в ноябре прошлого года. Тогда полностью разобрали гранитную облицовку чаш фонтанов. Эти чаши по историческим слепкам отлили заново. Фонтаны удалось вернуть к первоначальному виду — после ремонта и укрепления монолитных оснований, замены внутренних коммуникаций.
Гранитную и мраморную композиции очистили от биологических поражений, сделали докомпоновку утраченных элементов, зачеканку швов. Материалам придали гидрофобные свойства. Провели работы по реставрации и воссозданию скульптур дельфинов и утраченных гагар, заменили инженерные коммуникации, установили современное фонтанное оборудование.
Команда из 60 человек — архитекторов, инженеров, технологов, геологов, гомологов, историков и других — работала над проектом реставрации шпиля и звезды, шахты шпиля и его механизма спуска-подъема, фонтанов «Север» и «Юг». На это у них ушел почти год.