Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Третьяковская галерея — самый большой музей русской живописи в мире. История его началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он, хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Павел Михайлович отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Даже те, кто не любит сладкое, знают конфеты с мишками на фантике. Эта картина Шишкина стала известнее своего автора. Но надо признать, что ее популярность – не феномен современного массмаркета. Еще коллекционер Павел Третьяков, купивший ее у художника, называл ее полнейшим отображением художественного замысла Шишкина. «Утро в сосновом бору», по его словам, «говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». И это несмотря на то, что мишек рисовал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А Шишкин животных рисовать не умел.

Покупка билетов онлайн

Кроме ознакомительных и информационных целей, сайт несёт и коммерческий характер. Билеты для посещения выставки можно купить онлайн именно здесь.

Выставки

Для этого есть активная вкладка в верхнем блоке портала. Билеты, приобретенные в сети, значительно сэкономит время, которое человек должен будет провести в очереди кассы в случае покупки на месте. Из-за огромного количества туристов, желающих попасть в галерею, череда действительно очень длинная. Электронный билет значительно удобнее обычного, его невозможно потерять, а вход по нему происходит в порядке стандартной очереди.

Как купить билеты?

Покупка билетов относится к стандартным функциям официального сайта государственной Третьяковской галереи. Заказ осуществляется непосредственно на онлайн-ресурсе. Онлайн цена на пропуск не отличается от обычной цены в любой кассе.

При переходе в специальный раздел сайта, можно увидеть все доступные электронные билеты к покупке. Входные с открытой датой действуют в течение тридцати дней после покупки, в то время как вход по билетам с фиксированной датой возможен только в то время, которое указано на электронном талоне.

Выбрать тип экскурсии можно на странице, после перехода непосредственно на вкладку покупки. По окончанию выбора даты и типа выставки, пользователю предоставляется информация о цене и категории билета.

Экскурсии

Здесь можно посмотреть, какие граждане получают льготу или бесплатный вход в музей. Люди из льготной категории обязаны предоставить сотрудникам галереи документы, которые подтверждают его категорию. Покупка бесплатного билета происходит только вместе с платным, они должны быть куплены в тандеме. Проходной действует всего один раз, после чего аннулируется.

Выгоды покупки билета онлайн

Главной проблемой при покупке билетов для посещения выставки является отсутствие времени. Из-за огромного количества ежедневных посетителей (достигает нескольких тысяч), время, проведенное в очереди к кассе может быть достаточно продолжительным. Однако в век цифровых технологий эта проблема легко решается с помощью онлайн покупки. Кроме отсутствия реальной живой очереди, имеется ещё несколько преимуществ:

  • Удобство. Осуществление покупки билетов через официальный сайт Третьяковской галереи можно совершить в любое время. Нет никаких очередей, а поддержка работает круглосуточно;
  • Скорость. Оперативность работы сайта не сравнится с обычными работниками. У системы нет сбоев, она работает налажено и корректно, ведь над её созданием работали профессиональные программисты;
  • Забота. На портале галерее есть возможность купить билет не только себе, но и своим близким, друзьям, второй половинке. Один человек может заказать до шести пропускных одновременно, при этом люди льготной категории получают скидку или бесплатный билет;
  • Надежность. Электронный талон нельзя потерять или где-то забыть. Все данные хранятся на ресурсе, а предоставлять его нужно непосредственно работникам музея на входе.
  • Цена. Стоимость продукта на сайте не превышает реальной, которая заявлена на кассе.

«Всадница» Карла Брюллова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Еще одна картина, которую все видели на конфетах – «Всадница» Карла Брюллова. За этой картиной стоит большая история любви художника к Юлии Самойловой: они жили в Италии, она была замужем, он был женат, но он рисовал ее до бесконечности, а она поддерживала его в финансовом плане.

Карл Брюллов «Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой – Джованнины и Амацилии)»

Анонс выставок

Информация о выставках, которые пройдут в основном здании и филиалах Третьяковки в ближайшее время (с официального сайта).

«Мир искусства» — Александр Бенуа

Выставка картин известного русского художника Александра Николаевича Бенуа.

  • Где: Главное здание, Лаврушинский пер. 10 (залы 49-54);
  • Когда: 26.11.2020 — 16.05.2021

Современное искусство Индии

Будут выставляться картины более 60 современных художников Индии, среди которых: Шилпа Гупта, Налини Малани, Дж. Равиндер Редди, Джитиш Каллат, Виван Сундарам, Даянита Сингх, Анита Дубе, Мриналини Мукерджи, Рохини Девашер, Бхупен Хахар, Амар Канвар и другие.

  • Где: Здание Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10 (в западном крыле);
  • Когда: Март 2021

Выставка картин Роберта Фалька

Картины русского художника еврейского происхождения Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958).

  • Где: Здание Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10 (залы 39-42);
  • Когда: 22.12.2020 — 11.04.2021

Константин Кузнецов

Константин Кузнецов — художник русского происхождения, эмигрировавший во Францию в конце 19 века. В России он пока не очень известен, и данная выставка — первая масштабная за всё время. Художник писал свои картины в импрессионистической манере.

  • Где: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, дом 12 (на 3-м этаже);
  • Когда: 17.12.2020 — 14.02.2021

«Черный Квадрат» Казимира Малевича

Новая Третьяковка

Более известное произведение в русском искусстве сложно себе представить. В 2015 году, когда картина отмечала 100-летие, специалисты Третьяковской галереи провели большое исследование, результатом которого стало сенсация: под оригинальным черным квадратом нашли еще два изображения, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. В 2015 году при помощи метода флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм и определить, что именно там изображено. Тогда же удалось выяснить, что в углу холста сохранилась авторская надпись «Битва негров ночью», отсылающая к работе Альфонса Алле «Бой негров ночью в темной пещере» 1882 года. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта. Тем не менее, благодаря этому сотрудники музея поняли, что картина все эти годы весела вверх ногами.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

Филиалы

Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский вал, д. 10

Единый справочный телефон: ☎ +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День неделиЧасы работы
Понедельник закрыто
Вторник 10:00 – 17:00
Среда10:00 – 17:00
Четверг 10:00 – 20:00
Пятница 10:00 – 20:00
Суббота 10:00 – 20:00
Воскресенье 10:00 – 17:00

На карте:

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12

Единый справочный телефон: ☎ +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День неделиЧасы работы
Понедельник закрыто
Вторник 10:00 – 18:00
Среда10:00 – 18:00
Четверг 10:00 – 21:00
Пятница 10:00 – 21:00
Суббота 10:00 – 21:00
Воскресенье 10:00 – 18:00

На карте:

Музей-мастерская А. Голубкиной

Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1

Касса: ☎ +7 (495) 637-56-82

Режим работы:

День неделиЧасы работы
Понедельник закрыто
Вторник закрыто
Среда10:00 – 16:00
Четверг 10:00 – 16:00
Пятница 10:00 – 16:00
Суббота 10:00 – 16:00
Воскресенье 10:00 – 16:00

На карте:

Музей-квартира А.М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)

Телефоны:

☎ +7 (495) 608-90-45

☎ +7 (495) 917-51-35

☎ +7 (495) 953-52-23

Режим работы:

День неделиЧасы работы
Понедельник закрыто
Вторник закрыто
Среда10:00 – 17:00
Четверг 10:00 – 17:00
Пятница 10:00 – 17:00
Суббота 10:00 – 17:00
Воскресенье 10:00 – 17:00

На карте:

Дом-музей А.М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1

Телефон: ☎ +7 (495) 681-13-29

Режим работы:

День неделиЧасы работы
Понедельник закрыто
Вторник закрыто
Среда10:00 – 17:00
Четверг 10:00 – 17:00
Пятница 10:00 – 17:00
Суббота 10:00 – 17:00
Воскресенье 10:00 – 17:00

На карте:

Примечание: Другие ранее работавшие филиалы теперь закрыты

«Девочка с персиками» Валентина Серова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с «Черным квадратом», является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Эта работа стала ярким примером русского импрессионизма – термина искусственного, но вполне понятного каждому. Дело в том, что импрессионизм – целиком и полностью французское явление, но русские художники быстро научились приемам иностранных живописцев и органично использовали их у себя на родине. Эта картина была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом.

Валентин Серов «Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой»

Шедевры Третьяковской галереи

«Явление Христа народу» А.А. Иванов

А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.

Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.

☼ ☼ ☼

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин

До сих пор точно не известно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность зла, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости.

Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.

☼ ☼ ☼

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин

«Апофеоз войны» — глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия.

Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

☼ ☼ ☼

«Боярыня Морозова» В. И. Суриков

Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» — жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!

☼ ☼ ☼

«Кружевница» В. А.Тропинин

До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».

☼ ☼ ☼

«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий

Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.

☼ ☼ ☼

«Демон сидящий» М. Врубель

Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, — резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.

☼ ☼ ☼

«Богатыри» В. Васнецов

«Богатыри» — не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства.

В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.

☼ ☼ ☼

«Девочка с персиками» В.А. Серов

«Девочка с персиками» — одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.

☼ ☼ ☼

«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин

«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.

«Над городом» Марка Шагала

Новая Третьяковка

Картина «Над городом» стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском, и при этом подчеркнул метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия. Со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив в его живописи становился все более декоративным и свободным, но вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным.

Марк Шагал «Над городом»

Новая Третьяковка

Новая Третьяковка отличается более современным стилем. Кроме советского и постсоветского искусства, авангарда, реализма и других направления известных художников и скульпторов, здесь выставлены экспонаты новых течений, которые очень привлекают туристов и молодых людей.

До этого Новая Третьяковка носила название Государственной картинной галереи, но в 1956 году в честь столетия музея было принято решение объединить галереи. Чтобы повысить посещаемость, было принято решение переименовать музей. Именно это позволило в будущем вдохнуть в него новую жизнь.

«Демон (сидящий)» Михаила Врубеля

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Демон стал одним из главных образов в творчестве Михаила Врубеля. Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, «нечто демоническое», возникла очень рано: показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый». По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще «Демона» не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а «демон» значит «душа», и для Врубеля, по выражению Алекснадра Блока, «Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет».

Михаил Врубель «Демон (сидящий)»

«Аленушка» Виктор Васнецов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Самый «сказочный» из русских художников Виктор Васнецов создал целую галерею образов, вдохновленных фольклором. Изначально картина называлась «Дурочка Аленушка», но ничего оскорбительного художник в это название не вкладывал. «Дурочка» означало «юродивая». Однако в итоге Васнецов поменял название работы.

Виктор Васнецов «Аленушка»

График работы

День неделиЧасы работы
Понедельник закрыто
Вторник 10:00 – 17:00
Среда10:00 – 17:00
Четверг 10:00 – 20:00
Пятница 10:00 – 20:00
Суббота 10:00 – 20:00
Воскресенье 10:00 – 17:00

«Неизвестная», Ивана Крамского

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Не зря Крамской назвал свою модель «Неизвестной»: даже современников волновал этот образ шикарной женщины с чувственными губами и томным взглядом. Ее личность, а также то, кем она была для Крамского, до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

Иван Крамской «Неизвестная»

Схема залов и экспозиции

1 этаж:

  • Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
  • Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
  • Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
  • Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
  • Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).

2-й этаж:

  • Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
  • Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
  • Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
  • Залы 32-34: М. Врубель.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]