Ориентиром для создателей сталинских высоток было так и не построенное здание Дворца Советов. В центре Москвы должна была появиться высотка, которую венчала бы стометровая статуя Ленина (больше, чем статуя Свободы в США). Этот дом высотой 420 метров начали строить в 1931 году на месте взорванного храма Христа Спасителя, но война помешала воплотить замысел. Советские власти не оставили идею воплощения эпохи в камне, и после окончания войны было принято решение о строительстве нескольких высотных зданий, которые мы сегодня называем сталинскими высотками.
Статья по теме Столица пролетариата: какой могла бы быть сталинская Москва
Существует множество предположений, почему Сталин решил строить в послевоенной стране именно такие высотные здания. По одной из версий, вождю нравилась готика, а они чем-то напоминают готические соборы. По другой — задачей архитекторов было «догнать и перегнать Америку», в которой ещё в конце XIX века начали строить небоскрёбы, в то время как Москва большей частью оставалась малоэтажным городом. Неоспоримым остаётся тот факт, что почти у каждой высотки есть свой американский прототип. Правда, это сходство лишь внешнее и заметно с определённого ракурса.
Все восемь высоток были заложены в день 800-летия Москвы, 7 сентября 1947 года. Семь из них, получившие в народе прозвище «семь сестёр», были построены, а восьмую достроить не удалось. По задумке архитекторов, здания должны были стать новыми доминантами столицы, создать планку как в отношении высоты строительства, так и его качества.
Жилой дом на Котельнической набережной. Фото: Commons.wikimedia.org
Солнце в советских квартирах
В прессе того времени широко обсуждались технологии строительства высотных домов и, в частности, разбирались ошибки строителей США. По мнению советских архитекторов, в американских небоскрёбах было мало естественного освещения, они деформировались от ветра, а при сильных его порывах на верхних этажах даже расплёскивалась вода в стаканах. Советские здания должны были быть лишены этих недостатков.
Административно-жилое здание на площади Красных ворот. Фото: Commons.wikimedia.org
Здания такой высоты в Советском Союзе строились впервые, а применявшиеся передовые технологии и решения впечатляют и сегодня. Например, высотку на Лермонтовской площади строили одновременно со станцией метро «Красные ворота». Для того чтобы 138-метровое здание на краю котлована не накренилось, грунт по периметру ямы искусственно заморозили, а саму высотку строили под наклоном. Когда после строительства земля под зданием оттаяла, 100-метровая махина приняла вертикальное положение.
Семь сестёр
Самой большой высоткой стало главное здание МГУ: его высота составила 280 метров. Остальные «Московские сёстры» примерно одинаковой высоты. Жилой дом на Котельнической набережной — 176 м; здание Министерства иностранных дел на Смоленско-Сенной площади — 170 м; гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте — 170 м; административно-жилое здание у Красных ворот — 134 м; гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади — 138 м; жилой дом на Кудринской площади — 159 м. Ещё одна высотка должна была быть построена в Зарядье. К 1953 году был готов каркас десяти этажей, но со смертью Сталина строительство было прекращено. В дальнейшем на стилобате (части ступенчатого цоколя) была сооружена гостиница «Россия».
Таких квартир, как в высотках, в СССР больше не было. Стоит ли говорить, что на счастливчиков, заходивших в их подъезды, прохожие смотрели с завистью? Получали жильё в таких домах представители советской элиты и номенклатуры. В разное время в доме на Котельнической набережной жили Фаина Раневская, Константин Паустовский, Андрей Вознесенский, Василий Аксёнов и другие артисты, художники, писатели, чиновники, строители и политики. Высотку на Кудринской площади в народе называли «дом авиаторов»: здесь жило много лётчиков-испытателей и авиаконструкторов.
Жилой дом на Кудринской площади. Фото: Commons.wikimedia.org
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения repman
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
«А когда отступит страх, на секунду, миг короткий, Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой, И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи, Пронесусь дугой шутя в чёрной ночи между прочим.»
Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.
Высота здания 176 метров. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы «Украина»). Строили её, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте» (на Таганке). Списки жильцов утверждал сам И.В.Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты, писатели.
«В нашем доме будут жить наши люди». (И.В.Сталин о высотке на Котельнической)
Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за «новых русских», которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой. Можно сказать, что в доме где-то 700-800 квартир.
Главным архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин. Этот человек вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Кроме дома на Котельнической он построил, например, гостиницу «Россия», дом Советов РСФСР (Белый дом), бассейн «Москва», жилые дома на Кутузовском и Ленинском проспектах. Его образ мы можем видеть в знаменитом фильме «Верные друзья».
Высотное здание строилось в два этапа. До войны существовал так называемый «корпус А», который тянется вдоль реки. А уже после войны архитектор «вписал» само высотное здание, прилегающее к корпусу в том месте, где в Москву-реку впадает Яуза.
Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля. Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия».
Он поплатился за это, слава Богу, не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а в самом низу.
Высотка на Котельнической — это словно город в городе. В этом доме есть всё: магазины всех видов, библиотека, школа, детский сад. Есть и свой кинотеатр. Москвичи его прекрасно знают.
Сейчас это единственный в Москве кинотеатр-. А в старое время сюда ломились на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а еще раньше — на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.
«Иллюзион» работает до сих пор. Здесь ничего не изменилось. То же уютное кафе, так же под немые фильмы играет живой пианист, те же редкие премьеры. Плюс, кинотеатр этот считается чем-то вроде клуба знакомств для интеллигентных одиноких людей.
В квартирах некоторых знаменитых жильцов дома даже устроили музей. Например, сейчас тут работает дом-музей Галины Улановой.
В этом доме жил композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов, до инфаркта…
Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но, подойдя к окну, он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был не высокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: «Оу-у-у! Вау-у-у!» Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине машины для работ на большой высоте. Оказалось, что Богословский за «десятку» договорился с шофёром повалять дурака…
В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в Скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили менты. Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство. А могли бы и посадить…
В высотке жило столько знаменитых людей, что мемориальных досок на всех не напасёшься. Неизвестно, по какому принципу одним доски вешали, а другим — нет. Например, есть доска Константина Паустовского.
А вот доски всеми любимой Фаины Георгиевны Раневской, с именем которой у большинства москвичей этот дом и ассоциируется, нет. Раневская получила здесь двухкомнатную квартиру, кажется, на втором этаже в левом крыле здания. Она говорила, что живёт «над хлебом и зрелищами» (булочной и кинотеатром).
Её соседом по лестничной клетке был писатель и поэт Александдр Трифонович Твардовский, который называл её «моя великая соседка». Однажды Твардовский потерял ключи от квартиры, не мог войти и очень хотел в туалет. Он попросил Раневскую воспользоваться её туалетом. Та, конечно, впустила, но потом при встрече с ним кричала на весь двор: «Александдр Трифонович, мой клозет всегда в вашем распоряжении!»
Другим её соседом был композитор Вано Ильич Мурадели. Ему она говорила: «Вы лажовщик, мой друг, ни в одну ноту не попадаете, му вместо ми, ра вместо ре, де вместо до и ли вместо ля».
«Я б вас послала, да вижу — вы оттуда». (Ф.Г.Раневская).
Приглашая в гости соседей, она говорила:
— Если звонок не работает, стучите ногами. — Почему ногами, Фаина Георгиевна? — Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!
Перед смертью у неё поселилась сестра, Белла Фельдман, которая была поражена тем, что Раневская совсем не богата. Последние годы жизни актриса жила не в этом доме, а в Южинском переулке. По её популярности она, конечно, должна была быть похоронена на Новодевичьем кладбище, но она скромно попросила похоронить её с сестрой на Донском кладбище. Она была удивительным человеком…
В этом доме живёт Александр Ширвиндт. Он написал книгу «Ширвиндт, стёртый с лица земли» (так назывался город в Пруссии), в которой он несколько раз упоминает высотку на набережной.
Ширвиндт предложил ввести для наших чиновников три новых ордена — «за частичную, временную и окончательную потерю чести и достоинства»…
В этой же книге он отмечает, что старые жильцы, которые давно на пенсии, не могут платить за огромные квартиры в знаменитом доме и вынуждены их продавать всяким крутышам.
Однажды его старая соседка, вдова генерала, встретив Ширвиндта, пожаловалась, что ей приходится продавать квартиру, но главная проблема в том, что она не может найти евреев для ремонта. При чём тут евреи? — удивился Ширвиндт. Ну как же, ведь я должна сделать тут евро-ремонт, — ответила старушка…
Высотка видна издалека. И многие улицы в центре Москвы, как лучи, направлены прямо к ней. Вот так она выглядит с Таганской площади.
А во многих квартирах теперь живут наследники великих, которым просто повезло родиться в надлежащей семье. «Трёшку» в этом доме можно разменять на несколько других очень приличных квартир, одну из них сдавать и никогда больше не работать.
Любопытна история, как в доме получила квартиру знаменитая актриса Лидия Николаевна Смирнова. Они с мужем, оператором Владимиром Раппопортом, жили в коммуналке и мечтали из неё переехать.
Владимир Раппопорт тоже был знаменитостью, он снимал такие фильмы, как «Тихий Дон» или «Молодая гвардия», но сколько он не ходил по инстанциям, ничего не получалось. Он просто не умел просить, и мямлил, как мол, хорошо им жить и так.
И Лидия Николаевна решается на отчаянный шаг — она пишет прошение самому Берии, что в то время являлось строжайшим нарушением субординации, и за такие шутки могло быть очень плохо.
Но Смирнова оказалась в числе любимых актрис Берии и он моментально наложил резолюцию: «Выдать им квартиру!»
Не успели они осмотреть новую квартиру, как Берию арестовали и расстреляли. На все его решения было наложено вето и Смирнова пришла в полное отчаяние. И вдруг звонок «оттуда»: «Почему вы до сих пор не переехали?!» Одно из немногих решений Берии не отменили, потому что новое начальство тоже оказалось поклонником Лидии Николаевны.
И когда она приехала смотреть новую квартиру, у неё случился от счастья обморок, бедняжка ездила в таком состоянии на лифте вверх-вниз, пока её не обнаружили соседи. Уже совсем старая, перед смертью, Смирнова говорила, что сейчас её спасает только вид из окна высотки на любимую Москву.
В этом же доме проживала знаменитая Ирина Николаевна Бугримова — советская артистка цирка, дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик. Мужем её был известный мотогонщик Александр Буслаев.
Правда, развелись они довольно быстро. Бугримова потом говорила, что у женщины-укротительницы редко складывается личная жизнь, потому что укрощать мужа намного проще, чем льва или тигра.
Она первая стала выступать с группой львов-самцов. Это очень опасно. Дело в том, что львы живут прайдами, в одном прайде не бывает двух матёрых самцов, а если такие находятся вместе, то их агрессивность возрастает на порядок.
У Бугримовой в группе было около 80 львов. Успех был бешеный, но рвали львы Ирину Николаевну неоднократно. И несколько раз она заканчивала номер на арене вся в крови.
В 1976 г. во время гастролей во Львове львы неожиданно в очередной раз взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.
Вожаком этого неформального мужского львиного прайда был огромный лев по имени Цезарь. Все остальные львы его боялись. Он выступал 23 года, что для льва невероятно долго. Но вот он одряхлел, выступать уже не мог и его было решено списать в зоопарк. Но Бугримова встала за него грудью, мол, не за что его за решётку, взяла его к себе и всюду таскала за собой огромного льва. Так что он, отчасти, тоже являлся жильцом знаменитого дома на Котельнической.
Когда Бугримова выступала на арене с другими львами, Цезарь сидел за кулисами в клетке, и очень переживал, что номер проходит без него. Он катался по клетке и скулил, а когда раздавались трубы, он грудью кидался на прутья, чтобы занять своё почётное место на арене среди других. Однажды после номера его нашли на полу мёртвым. Лев умер от огорчения, что больше не может выступать.
Много интересных историй хранит этот дом, высотное жилое здание на Котельнической набережной. Всего один дом в городе, а писать про него и писать!
Вот очень и очень сокращённый список известных жильцов (и тех, и этих):
— Аксёнов, Василий Павлович — Богословский, Никита Владимирович — Бугримова, Ирина Николавна — Вознесенский, Андрей Андреевич — Евтушенко, Евгений Александрович — Жаров, Михаил Иванович — Зыкина, Людмила Георгиевна — Литвинова, Рената Муратовна — Лучко, Клара Степановна — Любимов, Юрий Петрович — Милютин, Юрий Сергеевич — Мокроусов, Борис Андреевич — Нагиев, Дмитрий Владимирович — Огнивцев, Александр Павлович — Паустовский, Константин Георгиевич — Раневская, Фаина Георгиевна — Смирнова, Лидия Николаевна — Токарев, Вилен Иванович — Уланова, Галина Сергеевна — Чечулин, Дмитрий Николаевич — Ширвиндт, Александр Анатольевич — Шифрин, Ефим Залманович…
Источник
Советский Икар и яшмовые колонны
Мифами сталинские высотки обросли ещё во время строительства.
Легенда: «Когда на утверждение Сталину принесли проект здания МИДа, он своим знаменитым синим химическим карандашом прямо на чертежах дорисовал шпиль. Для того чтобы не менять кардинально проект, шпиль был выполнен из фанеры. И с тех пор каждую ночь 31 декабря, когда страна занята поеданием салата «Оливье», бригада тайных рабочих забирается на крышу высотки и обновляет облезлую краску. Краска на морозе густеет, ложится плохо и идёт пузырями. Особенно это заметно со стороны Киевского вокзала».
На самом деле доподлинная история появления шпиля на здании МИДанеизвестна. По одной из версий, Сталин якобы дорисовал шпиль на проекте не во время его утверждения, а когда здание было уже возведено, и строителям ничего не оставалось, как доделывать его в кратчайшие сроки из подручных материалов.
Легенда: «При строительстве химического факультета МГУ были использованы яшмовые колонны из храма Христа Спасителя, которые сохранились после его сноса, да и вообще в здании главного вуза страны есть множество фрагментов от самых разных разрушенных памятников архитектуры. Например, Рейхстага».
Статья по теме
Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили (10.01.2014)
На самом деле химический факультет действительно когда-то был оборудован трофейными немецкими вытяжными шкафами, так что этот слух имеет под собой некоторые основания. Что же касается колонн из яшмы, то ни в одном историческом источнике не упомянуто, что в храме Христа Спасителя они действительно существовали.
Легенда: «В доме на Котельнической набережной есть специальная сеть тайных ходов, по которым ходили бдительные чекисты и подслушивали разговоры жильцов. По утверждению некоторых жителей, из этих ходов даже были иногда слышны голоса».
На самом деле в высотке действительно есть служебные помещения, но слышны оттуда голоса сантехников и электриков.
Легенда: «Под главным зданием МГУ проходит ветка тайного правительственного метро, в которое можно попасть через КПП зоны „Б“».
На самом деле о «Метро-2» для правительства из Кремля до аэропорта «Внуково» никогда не было сделано ни одного официального заявления, хотя в печати неоднократно появлялись сообщения о его существовании и даже схемы.
Главное здание МГУ. Фото: Commons.wikimedia.org
Легенда: «В строительстве главного здания МГУ участвовали заключённые. Чтобы не тратить время на конвоирование, поселить их решили на 26 этаже строящегося здания: конвоиры решили, что сбежать оттуда будет просто невозможно. Однако один находчивый осуждённый смастерил из фанеры подобие дельтаплана и смело шагнул в пропасть». На этом месте версии легенды различаются. По одной из них, заключённого расстреляли ещё в полёте, по другой — поймали при приземлении, и Сталин, восхитившись отвагой, освободил его, а по третьей — он смог перелететь через Москву-реку и скрыться.
На самом деле из главного здания МГУ совершались прыжки с парашютом, так что такой полёт был вполне возможен. Но сведений, подтверждающих именно эту историю, не существует.
Гостиница «Ленинградская». Фото: Commons.wikimedia.org
Почему знаменитые жильцы легендарной высотки на Котельнической набережной не были счастливы
Дом одиноких сердец…
Этот дом с момента застройки считался самым престижным в Москве. Квартиры в высотке на Котельнической набережной были пределом мечтаний советской элиты, но получали их люди, имеющие особые заслуги перед страной. Здесь жили лауреаты государственных премий, учёные, артисты, деятели искусства. Но почему-то в шикарных, полностью обставленных квартирах с панорамным видом на Москву, они не могли быть счастливы.
Лидия Смирнова
До того, как стать настоящей звездой, Лидия Смирнова прошла через множество испытаний: выносила унижения от родственников, голодала, жила в невыносимых условиях. Она уже была звездой, её муж Владимир Рапопорт, известный кинооператор и режиссёр, был трижды лауреат Сталинской премии, а они ютились в какой-то крохотной комнатушке в коммуналке. Лидия Смирнова написала письмо самому Берии с просьбой улучшить её жилищные условия. И получила квартиру в самом лучшем доме, в одном подъезде с Фаиной Раневской.
Не нужно было покупать мебель, всё уже стояло на своих местах. Они с мужем въехали в роскошную квартиру. Но счастье было недолгим. Вскоре Лидия влюбилась в режиссёра Константина Воинова. Они сняли комнату, в которой планировали жить вместе.
Константин Воинов, мучаясь угрызениями совести, порвал со своей семьёй, а Лидия Смирнова пришла и сказала, что не может оставить мужа. Она ещё много лет разрывалась между мужем и возлюбленным. Владимир Рапопорт долго и тяжело болел, она ухаживала за ним, стараясь максимально облегчить его страдания. Ему давали всего 2-3 года жизни, но Владимир Рапопорт прожил, благодаря ей, 13 лет. Позже история повторилась уже с Константином Воиновым: тяжёлая болезнь и долгие годы борьбы со смертью.
После смерти мужа, а затем и любимого мужчины, Лидия Смирнова жила одна. Скончалась она в возрасте 95 лет в Москве.
Фаина Раневская
Она жила над кинотеатром «Иллюзион» и булочной, располагавшимися прямо в доме. И не переставала шутить по этому поводу: «Живу над хлебом и зрелищами». Она всегда была одинока, находя утешение лишь в работе и ещё в бесконечной преданности своего Мальчика, беспородного пса, подобранного когда-то на улице. Но вскоре Фаина Раневская стала просить, чтоб ей дали возможность сменить место жительства. В булочной под её окнами было очень шумно, часто гремели деревянные поддоны, и Фаина Георгиевна не могла отдыхать. Ей пошли навстречу и выделили другое жильё.
Людмила Зыкина
Эту певицу знала и любила вся страна. Когда певице дали 100-метровую квартиру в знаменитом доме, она восхищенно говорила: «Ну куда мне столько?». Неоднократно побывав замужем, Людмила Зыкина на закате дней была совершенно одинока, а дома её ждала лишь помощница по хозяйству. Как известно, Зыкина любила антиквариат, её коллекция была одной из лучших в стране. Глядя на всё это великолепие, домработница спрашивала иногда, кому оно достанется. И Зыкина отвечала: народу. Но после смерти певицы последовала череда тяжб и разбирательств, а квартира перешла по наследству племяннику знаменитости.
Галина Уланова
Великая балерина всю жизнь посвятила профессии. Конечно, в её жизни были мужчины, поклонники и мужья. Но на первом месте всегда был балет. Галина Уланова осознанно отказалась от радости материнства, считая: сцена и дети не могут сосуществовать в её жизни. В быту звезда мирового балета была совершенно беспомощна. Она не умела готовить, не знала, где оплачивают коммунальные платежи, в случае какой-то поломки даже не представляла, как вызвать мастера. В 1970-е годы она чувствовала себя абсолютно одинокой, но судьба подарила ей встречу с самым близким и важным человеком в её жизни.
К ней пришла брать интервью журналистка Татьяна Агафонова из «Комсомольской правды». Вскоре корреспондент уволилась из газеты, посвятив себя великой балерине. Уланова называла Татьяну своей приёмной дочерью, очень её любила, даже составила на неё завещание. Они жили вместе в доме на Котельнической. Татьяна быстро организовала быт великой балерины, могла очень быстро решить любой вопрос. К сожалению, Галина Уланова пережила и свою приёмную дочь. Татьяна Агафонова скончалась от онкологического заболевания. Её уход балерина переживала очень тяжело и скончалась почти через 4 года полного одиночества.
Ирина Бугримова
Известная дрессировщица за время творческой деятельности успела поработать с сотней львов. Опасные хищники подставляли ей для поглаживания свои крупные морды и послушно садились на качели, которые возносили их под купол цирка. В течение 40 лет Ирина Бугримова снова и снова входила в клетку с хищниками, несмотря на довольно серьёзные травмы, которые она получала на арене. Лишь в 67 лет она оставила профессию.
Ирина Бугримова жила в доме на Котельнической одна. И не любила этот дом. Уже в зрелом возрасте она сетовала на то, что в доме никогда не проводился капитальный ремонт, а все коммуникации давно требовали замены. В 1981 году её квартиру обворовали, унеся уникальную коллекцию бриллиантов. Происшествие было немыслимым в своей дерзости, в причастности к нему подозревали даже Галину Брежневу. Это происшествие не добавило Ирине Бугримовой любви к своему жилищу.
Знаменитая дрессировщица до конца дней прожила одна, тратя свои сбережения на оплату помощниц по хозяйству, сиделок, кухарок. Лишь верный кот Нерон скрашивал её одиночество. Она скончалась в 2001 году от сердечного приступа.
Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». У каждого из этих зданий своя захватывающая история. Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе.
Источник
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
1341
Сколько стоит история?
В первые годы после распада Советского Союза сталинские высотки были самым желанным жильём. Дело в том, что квартиры в этих домах были ведомственными, а значит, ни за какие деньги в советское время было невозможно поселиться, например, в «Доме на Котельнической набережной». После распада страны и приватизации ситуация изменилась. Владельцами квартир стали дети и родственники ушедших представителей советской элиты, которые часто без особого трепета расставались с наследством. В высотках стали появляться представители новой «элиты», но со временем спрос на квартиры в таких домах начал падать: на рынке недвижимости столицы появились элитные новостройки. «Спрос на сталинские высотки сильно снизился, поскольку квартиры в этих домах дорогие и имеют нефункциональную планировку, которую часто нельзя переделывать. Поэтому покупатели выбирают чаще новостройки с более просторными квартирами, большим метражом, современной стандартной планировкой», — рассказала Олеся Мандзяк, руководитель отдела элитной недвижимости компании Delta estate. Однако существует категория людей, которые до сих пор мечтают о квартире в сталинской высотке. «Для многих, особенно для приезжих, проживание в таком доме — предел мечтаний. Да и для немалого количества москвичей тоже. Я, например, знаю одного чиновника, имеющего квартиру в знаменитом «Доме на набережной» (доме правительства), но тем не менее мечтающего о жилье в сталинской высотке», — рассказал АиФ.ru Вадим Ламин, управляющий партнёр агентства недвижимости Spencer estate.
Статья по теме
Сталинские высотки: Гостиница «Украина» отмечает юбилей
Но даже при наличии большого желания и немалых денег приобрести желанную квартиру в сталинской высотке сегодня будет трудно. По сведениям экспертов, много квартир в этих домах было выкуплено в инвестиционных целях в начале 2000-х годов и до сих пор не вышло на рынок, а за год чаще всего продаётся не больше 10 квартир. Их стоимость разнится в зависимости от ремонта, количества комнат и этажа. «Стоимость жилья в сталинских высотках очень завышена. Это связано с тем, что собственники жилья неадекватно оценивают ситуацию на рынке недвижимости. Например, квартиры на Котельнической набережной стоят от $9000 до $20 000 за кв. м», — сообщила Мандзяк. «Разброс цен на квартиры в сталинских высотках очень большой, — рассказала Нина Кузнецова, учредитель компании Urban Realty. — Самая низкая стоимость квадратного метра находится на уровне 11 тыс. долларов, а самая высокая — на уровне 20 тыс. долларов. Такая разница обусловлена большим набором параметров, описывающих квартиры в этих домах: это и собственно адрес высотки, и метраж вкупе с планировочным решением, а также секция, этаж и вид из окон. Важным фактором является и состояние квартиры и даже личности бывших владельцев. В среднем же, квадратный метр в сталинской высотке стоит сегодня 13–15 тысяч долларов за квадратный метр».
Смотрите также: Фотографии московского метро 1930-х годов →
Кто сегодня живет в бывших квартирах советских легенд
Russian Look
Квартира Булата Окуджавы (на фото — слева) Russian Look
Кому сегодня принадлежат в Москве квадратные метры популярнейших персон советской эпохи, выяснила «Комсомольская правда».
Страсти в жизни Владимира Маяковского достигали наивысшего кипения, когда он проживал в двухэтажном доме на Таганке. (Нынешний адрес этого дома — переулок Маяковского, 15/13.) Тогда автор «Облака в штанах» делил жилплощадь с возлюбленной Лилей Брик и ее мужем Осипом. Сюда, в две комнаты на втором этаже, захаживали известнейшие люди — Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Теодор Драйзер. Здесь каждую неделю проходили заседания творческого объединения «Левый фронт искусств». Отсюда же Маяковского с простреленным сердцем везли в последний путь — на кладбище.
До 1972 года здесь был музей поэта, затем его перевели на Лубянку.
«В последние годы чего только тут не размещали. Какое-то время этот дом снимало посольство Южной Кореи, а потом прямо в квартире Маяковского развернули офис фирмы, торгующей косметикой», — говорит поклонница поэта Валентина Смирнова.
Женщина вот уже несколько лет пытается добиться, чтобы историческое здание использовали с большим почтением. Предлагает сделать здесь Музей русского футуризма.
Внешне дом в очень неплохом состоянии. Дверь закрыта, окна спрятаны за жалюзи. «В здании никого нет, — уверяет охранник. — Уже года два как все офисы съехали. Мы просто… охраняем».
Однако объявления о сдаче здания или его отдельных частей можно отыскать в интернете. «Особняк конца XIX века общей площадью 525 кв. м (памятник архитектуры). Полная реконструкция — 2003 год». По указанному телефону нам сообщили, что «офисы уже сданы в аренду».
Как удалось выяснить журналистам, ныне дом принадлежит частному лицу. «У дома статус памятника федерального значения, — пояснили в Департаменте культурного наследия Москвы. — Наша задача — следить, чтобы владельцы таких домов не нарушали законы. Одно из основных требований — нельзя перестраивать фасад здания. А собственник ничего не нарушает».
Окуджава
Как известно, памятник Булату Окуджаве стоит на Арбате между домами 45 и 47, за бронзовым монументом барда — скамейки и стилизованный проем арки. Только ее оригинал на сотню метров левее.
«Вот та самая арка, «окуджавовская», — показывает нам местная жительница Алла, проводя нас во внутренний дворик. — Арбат, 43. Тут стояла деревянная постройка, и в ней, насколько известно, ютилась семья Окуджавы. А потом им дали комнату здесь же, в коммуналке. Семья Булата Шалвовича проживала вон там, на четвертом этаже».
Будущий поэт и композитор прожил с перерывом в несколько лет в этих стенах до своего 16-летия, потом перебрался к родным в Тбилиси. Но Арбат, 43, считается его главным московским домом.
Окна той самой трехкомнатной квартиры выходят во двор и на Арбат. — В 80-е в комнате, где рос сам Окуджава, размещалась семья обычной медсестры, — рассказывает пенсионер Виктор Николаевич, с азартом ковыряющийся под капотом старенького «Москвича-412». — Моя дочь в школе дружила с дочерью той женщины, не раз бывала в квартире, но там уже, конечно, не было никаких вещей Окуджавы, да и ремонт не раз после того делали.
Как поведала женщина из соседней квартиры, в 90-е коммуналку по документам объединили в одну квартиру. Несколько раз она меняла хозяина. Нынешний владелец приобрел ее года два назад. По словам соседей, он — бизнесмен, но сам тут не живет, а сдает внаем. Сейчас — иностранцам из Европы, которых почти не видно.
Как рассказали риелторы, аренда трехкомнатного жилья в таком доме на Арбате стоит сегодня не меньше 150 тысяч рублей в месяц.
Уланова, Зыкина и «6 кадров»
На лавочке у знаменитой сталинской высотки коротает время пенсионерка Нина Андреевна. Она отлично помнит звездных обитателей этого дома: квартиры в 26-этажке на Котельнической набережной (1/15) с начала 50-х давали популярным деятелям искусства, ученым. Женщина десятки лет работала в этом доме на самых разных должностях — от уборщицы до лифтера.
«В Большом театре восемь раз была, — с гордостью говорит она. — Галина Сергеевна Уланова мне пригласительные давала. Тогда знаменитости совсем другие были. Уланова блистала на сцене, но очень скромно одевалась в жизни».
Нина Андреевна точно знает, кто чью квартиру нынче занимает. «В квартире Людмилы Зыкиной — племянница, у актрисы Марины Ладыниной — ее сын, у актера Жарова — дочь, — говорит Нина Андреевна. — Точно знаю, что в жилище писателя Паустовского тоже его потомки живут. После смерти Клары Лучко в квартире жил ее муж. Но в феврале этого года он тоже умер. А пара была очень красивая».
А вот жилплощади Нонны Мордюковой и Евгения Евтушенко, по словам женщины, уже давно проданы. Кто покупает? «Да вот эти новые русские, конечно, — говорит Нина Андреевна. — Ну и кавказцев здесь стало много».
Риелторы рассказывают, что цены на большинство квартир (однокомнатных здесь практически нет, в основном двушки и трешки) в доме на Котельнической набережной зашкаливают за 1 миллион долларов.
Сейчас в доме живут и «действующие» звезды: Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев, Валерий Николаев, юморист Ефим Шифрин, певец Вилли Токарев, артист из телешоу «6 кадров» Андрей Кайков.
Мало кто знает, что в бывшем жилище Андрея Миронова теперь заседают депутаты. В одной из квартир по адресу Петровка, 22, будущий актер провел первые 19 лет своей жизни — с 1941 по 1960-й. Затем семья перебралась в другой район. А ныне в этом доме находится Московская городская дума.
«С 20-х годов прошлого века здесь размещался жилищный кооператив «Жиркость», это были коммунальные квартиры, — рассказали в пресс-службе Мосгордумы. — Известно, что у родителей Андрея Миронова была комната на третьем этаже. Он действительно здесь жил. Но в своем тогдашнем виде комната не сохранилась, здание неоднократно перестраивали».