«Московский дворик» – самая знаменитая из картин Василия Поленова. Идиллический вид старой Москвы, где стройная архитектурная красота церквей соседствует с патриархальным повседневным бытом, шатровая колокольня мирно уживается с покосившимся сараем, и всё изображённое – двухэтажный особнячок с ампирным фасадом и жестяными водосточными трубами, весело зеленеющая лужайка на задворках, перерезающие её тропинки, запряжённая в ожидании хозяина лошадь, женская торопливая фигурка с ведром в руке, деловито ступающие куры, колодец, лопухи под забором и бельё на верёвках, скаты крыш на втором плане и хаотично растущие без вмешательства садовника деревья, играющие дети и отчаянно ревущий младенец, никак не нарушающий общего благостного настроя, птицы в небе и редкие облака – всё погружено в единую пронизанную солнцем воздушную среду. Яркая пленэрная живопись, столь отличная от современной Поленову жанровой живописи передвижников, заставляет говорить о «Московском дворике» как о первой протоимпрессионистической картине в русском искусстве.
История создания
В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен (владение 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Глядя из окна своей квартиры, он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его
».
Этюд был переписан на холсте заново (был немного изменён ракурс и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 года. Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета
». Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.
Что изображено на картине
На полотне «Московский дворик» Поленова изображен городской пейзаж. Картину можно условно разделить на три плана — передний план, средний план и небо. На переднем плане в центре располагается пустырь, поросший короткой зеленой травой. По пустырю проходят две перекрещивающиеся дороги, которые расположены по диагонали относительно плоскости картины. На пустыре играет несколько детей; один ребенок сидит на траве и громко плачет.
Слева от пустыря в конце одной из дорог изображен деревянный колодец, который сверху накрыт крышкой. Слева от колодца мы можем видеть часть деревянного забора, позади которого располагается множество деревьев (возможно, это заросший садик). Справа от пустыря (уже на среднем плане) в конце одной из дорог мы видим запряженную лошадь, которая ждет своего хозяина. Рядом с лошадью расположен крестьянский дом или техническая пристройка.
На среднем плане слева мы можем видеть двухэтажный белый особнячок с жестяными водосточными трубами. На полотне изображена лишь кусочек особняка — большой часть дома сокрыта деревьями, а часть постройки и вовсе выходит за пределы полотна. Рядом с особняком мы можем видеть женщину, которая, наверное, является матерью играющих детей. В руке мать держит ведро с водой, а ее взгляд, скорее всего, устремлен на плачущего ребенка. Рядом с особняком расположена техническая деревянная пристройка.
На среднем плане также нарисовано несколько крестьянских домов и технических пристроек. Слева мы можем видеть церковные купола и шпиль, которые принадлежат церкви Спаса в Песках близ Арбата (храм существует и поныне). Справа от церкви виден еще один особняк, рядом с которым расположено несколько лиственных деревьев и забор. Над этим всем возвышается голубое пространное небо. На небе есть несколько белых облачков, которые сконцентрированы преимущественно по центру и с правого края полотна.
Ссылки
- «Московский дворик» в базе данных Третьяковской галереи
- Московский дворик, www.nearyou.ru
- Журнал «Третьяковская галерея» #3 2013 (40), рубрика «ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА», Элеонора Пастон, «Москва, как много в этом звуке…»
Работы Василия Поленова | |
|
Описание картины
Основой полотна является стандартный для старой Москвы дворик, отражен особенный дух времени, патриархальный уклад. Художник отразил летний период, ощущается жар дневного солнца, видно цветение. Красоту уютной улочки подчеркивает синева небес, которая обрамляет изящную церковь с куполами.
По соседству раскинулась колокольня, яркость солнечного света отражает наличие теней от облаков. Центр двора отведен под особняк, его древность выделена наличием очень старых пристроек, провалившейся крыши сарая. Колодец также многое видел, уже успел покоситься.
При старости обстановки и архитектуры отражено течение жизни, на картине присутствует запряженный конь, также там, и здесь выискивают курочки. В отдалении проходит женщина с ведром, оно выглядит полным. Возможно, так художник хотел показать, что местным жителям беды не страшны.
Ближе всего к зрителю расположились белокурые ребятишки, пара из них расположились на траве, девочка уделяет внимание цветку. Все здесь заняты своим делом, всем некогда уделить внимание плачущей малышке.
По тем временам двор обычен, жизнь здесь простая, идет размеренно. Хотя прорисованы запущенные здания, ни капли драматизма в рисунке нет. Дети также отражают продолжение жизни, художник смог показать свое милосердное отражение к людям, и умиротворенность течения летнего времени.
Художественные приёмы
Композиция продумана, хотя сразу этого не видно, условно есть деление на земной мир, словно рай, он расположен в нижней части работы. Верхняя часть – небеса с чистым небом, облаками, церковью. В тонах есть все цвета, примененные в мировом атласе, возможно, так показано то, что этот дворик – целый мир для местных жителей. Только вблизи можно увидеть, что трава прорисована с применением разных тонов и переходов, каждая деталь рисовалась с пристальным вниманием. Интересна колористическая сторона картины, чистые и полные свежести тона передают радость жизни, даже для теней художник не использовал унылые тона.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Barucaba
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Московский дворик
Для Каджанлино
Василий Поленов. Московский дворик.
1878. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками. Эти «дворянские гнезда» были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли «большой деревней». Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности. Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия – «отрадное», по выражению художника Серова, и передает светлые чувства автора.
Cейчас, сегодня это место найти будет очень трудно, потому что этого дома и дворика уже не существует.
Поленовский московский дворик был написан в районе Арбата, в районе чуть выше, где сейчас находится кинотеатр «Октябрь». Т.е. ближе к «Смоленской». Василий Дмитриевич Поленов писал 23 июня 1877 года своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры в Москве: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство и т.д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
И Собачья площадка, культовое место, и прочие арбатские переулки между Большой Молчановкой и самим Арбатом были сметены просекой Нового Арбата. Как раз между этой площадкой и Новинским бульваром и проходила Дурновская улица, ныне просто улица Композиторская. А рядом находился Дурновской переулок. Известный московский архитектуровед Мария Нащокина рассказывала, что этот дом был на месте нынешнего дома №17 по улице Композиторской. Сейчас это Трубниковский переулок, дом №5, который обозначается через дробь: 5/17. И вот №17 – это уже Композиторская улица, куда влились и Дурновский переулок и Собачья площадка. Композиторской же улица стала (и это очевидно) благодаря сестрам Гнесиным и одноименному училищу, плюс ко всему в этом же месте раньше располагался Союз композиторов.
И колокольня и церковь, изображенные на картине, сохранились, безвозвратно утерянным оказалось внутреннее пространство поленовского дворика. Исследователи творчества художника, к слову, замечают, что Поленов, очевидно, приблизил это пространство, что видно, в частности по первому варианту, где и церковь и колокольня были расположены несколько вдалеке. А приблизил архитектуру художник для того, чтобы придать большую торжественность и праздничность своей картине и сделать ее более явственной и читаемой. Тогда же видимо на картине появляется, то есть становится более виден и особняк, который, к сожалению, тоже не сохранился.
«Московский дворик» стал первой картиной, написанной Василием Поленовым по старомосковским впечатлениям; она была создана именно в то время, когда он переехал в Москву из Санкт Петербурга. И, кстати сказать, перебраться из Северной столицы поближе к Средней полосе художнику горячо рекомендовал Савва Иванович Мамонтов, который писал ему в письмах о том, что Москва может дать живописцу очень много художественного материала. Поленов приехал в столицу с мыслью писать картину «Пострижение негодной царевны», для чего он отправился на поиски квартиры, возможно – будущей мастерской. И так получилось, что первым, на что он обратил внимание, оказался вот этот вот московский дворик. Екатерина Васильевна Сахарова, дочь Василия Дмитриевича Поленова в своих воспоминаниях пишет, что ее отец вместе с товарищем Левитским прожил в этом доме на углу Трубниковского и Дурновского переулков около года, до лета 1878 года. Здесь Поленовым были написаны «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Впоследствии сам художник вспоминал об этом времени так: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид, я тут же сел и написал его». Таким образом, Поленов написал первоначальный вариант «Московского дворика» в 1877 году, а уже впоследствии доработал его, «населил» людьми и несколько изменил композицию.
О персонажах картины стоит сказать особо. Мы видим на ней каких-то ребятишек, женщину, которая идет кормить кур с ведром воды, кричащего малыша. То есть, абсолютно обыденную, жизненную сценку, которая для тогдашней Москвы была более чем характерна (и не будем забывать, что у нас тут в полутора километрах – Кремль). А для человека, который всю жизнь прожил в Петербурге с его дворами-колодцами, увидеть вдруг зеленую траву, детишек, кур, гусей… это было поразительно, конечно.
Поленов много жил в Имоченцах – это было родовым имением родителей, часто ездил в Ольшанку к своей бабушке Вере Николаевне Воейковой, путешествовал в Царское село, которое стало для него родным, и эти детские, может быть юношеские впечатления (он позже сам напишет об этом в воспоминаниях), легли в основу всех его позднейших пейзажей. Т.е. можно предположить, что в момент поиска квартиры, мастерской, московского жилья на Поленова вдруг нахлынули детские ощущения, минутная может быть слабость или наоборот, момент воодушевления, скорее. Сейчас, я полагаю, в поисках такого вот экспириенса Поленову нужно было бы побегать по Москве изрядно. Но действительно, в этом пейзаже, если что и ощущается сразу, без разбега, грубо говоря, то вот как раз это неуловимо детское восприятие мира. И если посмотреть с этой точки зрения, то начинаешь замечать, как подробно выписана трава и эти таинственные деревья, которые ведут в какой-то сад, наполненный, как нам кажется, какой-то необыкновенной жизнь. Не случайно же и ребенок у Поленова повернут в эту сторону, сторону сада.
Перед тем, как выставить картину на передвижной выставке, Поленов дорабатывал пейзаж. И отдавая «Московский дворик» Ивану Николаевичу Крамскому уже с людьми, он писал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи. Мне хотелось выступить на передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».
Однако именно эта «картинка» принесла В.Д. Поленову известность и славу. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.
На картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы — с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. По воспоминаниям самого В.Д. Поленова, это было утро ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше Поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Дворик постепенно оживает.
Вот торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, Деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего Хозяина запряженная в телегу лошадь, в любой момент готовая тронуться… Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания… Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже.
Как писала искусствовед Т.В. Юрова, В.Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки.
Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей… И над всем этим царит бездонное небо. Для своей картины В.Д. Поленов выбирал раннее летнее утро, оттого в ней нет ни зноя, ни яркого ослепительного солнца. Художник чувствовал, что жаркое солнце не вяжется с его скромным пейзажем, с его умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе.
На первый взгляд, композиция «Московского дворика» кажется несколько хаотической. Но хорошее знание перспективы позволило В.Д. Поленову именно так построить свое произведение. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет центр. Слева — приглушенные тона зеленого сада, справа пространство замыкает затененный угол сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небо. Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья вдали за сараем уводят глаз зрителя в глубину перспективы.
Чистый воздух струится вокруг белой с горящими куполами церкви, и этим несколько лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником совершенно ясно.
Весенняя зелень травы передана В.Д. Поленовым со всевозможными оттенками, хотя издали может показаться, что ее поверхность окрашена одним тоном. Чувствуется, что художник любит цвет, но он словно сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые. В каждом отдельном случае очень верно выбран тон. Это позволило В.Д. Поленову плавно перейти от зелени травы и деревьев к голубизне небес.
Здесь необходимо заметить, что он сам не слишком ценил эту свою работу, ведь он себя, если так можно выразиться, позиционировал прежде всего историческим живописцем. Ему и Грабарь говорил, что в нем живут три художника: московский, библейский и пленэрный и Поленов с удовольствием с этим мнением соглашался. Он был удивительно, разносторонне талантлив. Он обладал, по выражению одной исследовательницы абсолютным зрением (по аналогии с абсолютным слухом), был пленэристом от Бога и чувствовал движение воздуха, умел писать сам воздух. И в то же время он был великолепным декоратором. Собственно, с его домашних декораций для мамонтовского театра и началась русская сценография. Пускай это были первые пробы, но то, что именно поленовское декоративное творчество было началом блестящего расцвета русской театральной декорационной живописи, отмечали все, в том числе и Бенуа.
Появление картины в галерее Третьякова было предопределено, поскольку Павел Михайлович уже в 1875 году купил первую картину Поленова, большую картину «Право господина». В это время Поленов был еще пенсионером Академии художеств в Париже. И конечно, с тех пор Третьяков внимательно наблюдал за творчеством молодого художника. Покупка картины «Московский дворик» произошла после того, как Поленов выставил эту картину на шестой передвижной выставке. Это было его первое участие в выставке товарищества передвижников, хотя он уже давно намеревался вступить в это товарищество, и «все симпатии мои, — писал он, — были на стороне общества с самого его возникновения». И Крамской – лидер товарищества тоже очень надеялся на то, что участие Поленова послужит обновлению передвижников, связывал с Поленовым свои надежды на молодых художников. И конечно, такая картина как «Московский дворик» наилучшим образом соответствовала этим надеждам. В Москве выставка передвижников открылась 7 мая 1878 года. И уже 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику Чистякову о том, что вопрос о покупке картины Третьяковым вполне решен.
И вот этот дворик, населенный карапузами и курами появляется на передвижной выставке, где, в общем-то, такой дидактический смысл всегда выносился в массы и живопись призвана была учить народ. И вот здесь вот вдруг такая бытовая абсолютно ни к чему не призывающая картина. Это было откровение. Это было откровение и для передвижников самих, и Крамской говорил: «Молодец Поленов». И это было как бы такой, одной из граней передвижничества для них, а молодежь видела в этом откровение живописное, прежде всего, красоту живописи. И Остроухов, например, говорил, что его поразили абсолютно тургеневские мотивы в творчестве Поленова. И тут можно, конечно, сразу вспомнить о том, что как Тургенев отмечал Поленова в Париже и посещал его мастерскую, особо выделяя его картину «Ливень». А вариант «Московского дворика» без людей был подарен Поленовым Тургеневу в 1880 году, когда Тургенев приезжал на открытие памятника Пушкину, где Поленов подарил писателю свою картину, а Тургенев подарил художнику «Записки охотника» со своей надписью, которые были особенно любимыми Поленовым — он считал эту книгу бриллиантом русской литературы.
Источник