Сталинская высотка на Котельнической набережной


Где находится высотка, расположение в городе

Высотка расположена на месте впадения р. Яуза в р. Москва, где пересекаются Котельническая и Подгорская набережная. Точный адрес этого монументального строения — Котельническая набережная 1/15.

В шаговой доступности от здания располагаются основные московские достопримечательности:

  • Красная площадь;
  • Кремль;
  • храм Христа Спасителя;
  • Третьяковская галерея.

Ближайшим станциями метро являются:

  • Таганская (фиолетовая ветка);
  • Китай-город (фиолетовая и оранжевая линия).

Мимо дома на Котельнической набережной проходит несколько маршрутов городского наземного транспорта.

Высотка в культуре

  • В романе «Москва Ква-Ква» 2006 года Василия Аксёнова главная героиня романа, 19-летняя студентка МГУ Глика Новотканная, живёт со своей семьёй в доме на Котельнической набережной. Здесь же, по замыслу автора, находится секретное убежище, где погибает Сталин[46].
  • Высотка упоминается в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети». Персонаж романа пытается покончить с собой после того, как «с седьмого этажа выбросилась молодая девушка, дочь знаменитого авиаконструктора»[47].
  • О здании есть строки в песне Гарика Сукачёва «Ночной полёт»[48]:

А когда отступит страх, на секунду, в миг короткий, Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой.И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи, Пронесусь дугой, шутя — в чёрной ночи, между прочим…

  • В фильме «Покровские ворота» персонаж Олега Меньшикова приходил в здание на Котельнической набережной знакомиться с родителями любимой девушки[18].
  • Здание появлялось также в фильмах «Москва слезам не верит», «Брат-2», «Стиляги» и в сериале «Бригада»[10].
  • В фильме «Московские тайны.Семь сестер» действие происходит вокруг квартиры в доме на Котельнической набережной.

Как строился жилой дом на Котельнической набережной

Идея замены дореволюционных архитектурных доминант Москвы новыми, отражающими величие и историческую значимость советского режима, появилась у партийных руководителей уже в начале 20-х гг. прошлого века. Окончательно это решение нашло место в плане реконструкции Москвы, разработанном в 1935 г.

В соответствии с планом в центральном районе столицы должны были возвести 8 высотных зданий, главным из которых являлся 400-метровый Дворец Советов. Уникальное здание планировали возвести напротив Кремля. Советский колосс так и не был построен, а вот 7 менее амбициозных проектов в скором времени были воплощены в жизнь.

Высотка на Котельнической набережной стала первой законченной постройкой, выполненной в стиле сталинского ампира.

Её история начинается в середине 30-х гг., когда среди столичных архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта строительства здания на стрелке между реками Яуза и Москва.

Лучшей признали идею, разработанную известным архитектором Дмитрием Чечулиным в соавторстве с Андреем Ростковским. Предложенное ими здание состояло из 3 корпусов, самый высокий из которых насчитывал 24 этажа.

К воплощению проекта приступили в 1938 г. За 2 года было возведено 9-этажное здание, фасад которого выходил на набережную Москва-реки. К осуществлению грандиозных планов вернулись после окончания войны.

Олицетворяющие мощь советского государства высотки были заложены в день празднования 800-й годовщины основания столицы — 7 сентября 1947 г. Вместе с другими стройками приступили к возведению главного (Б) и бокового (В) корпусов на Котельнической набережной.
Подобное строительство велось в этой местности впервые, поэтому возникающие проблемы и вопросы решали в процессе строительства.

Следствием работы над сталинскими высотками стали следующие события:

  1. Разработка мощных глубоких фундаментов, позволяющих возводить массивные здания на сыпучих и мягких столичных грунтах. Они занимали большую долю в средствах, выделяемых на строительство.
  2. Отсутствие необходимого технического оснащения способствовало развитию строительной промышленности. Возводились новые заводы по производству строительного материала (железобетонных плит, керамических камней и облегчённых кирпичей), разрабатывалась строительная техника, имеющая возможность самостоятельно подниматься наверх по мере строительства здания.
  3. Партийное руководство требовало возвести знаковые постройки в рекордно короткие сроки. Быстрый темп строительства поддерживался за счёт использования труда заключённых и военнопленных людей. С 1948 по 1953 гг. на строительной площадке на месте слияния столичных рек существовал лагерь для заключённых-строителей мужского и женского пола. Факт использования их труда подтверждают воспоминания первых жильцов элитной новостройки, увидевших на окнах решётки и надписи о строительстве какого-либо помещения определённым отрядом. В дальнейшем, многие архитектурные и инженерные строительные объекты по всей стране возводились силами заключённых в лагеря людей.

Заселение корпусов высотки началось в 1953 г. Распределение началось во время строительства и курировалось начальником НКВД Л. Берией. Последнее слово оставалось за главой партии и государства И. В. Сталиным. Этими обстоятельствами объясняется довольно оригинальный состав первых жильцов дома, расположенного в непосредственной близости от кремля и Лубянской площади.

В целом просматривается следующая закономерность в расселении:

  1. В корпусе А (первое построенное здание на набережной Москва-реки) проживали чекисты, представители МВД и армейские высшие чины.
  2. Корпус Б (центральная высотная часть) заселялся учёными представляющими различные научные направления, являющиеся приоритетными для государства. Здесь жили ядерщики, химики, авиаконструкторы, историки.
  3. Здание корпуса В (фасад постройки выходит на набережную р. Яуза) заселили представители советской творческой интеллигенции, к которой относились артисты, писатели, скульпторы, архитекторы.

История высотки на Котельнической набережной в Москве

Высотные здания в Москве начали строить после Великой Отечественной войны, хотя проекты небоскребов появлялись еще в 1920-х годах. План возведения восьми высоток, одобренный И. В. Сталиным, был принят Советом министров СССР в январе 1947-го. В том же году были официально заложены все здания. Строительство подобных сооружений стало вызовом для отечественных инженеров и промышленности. Опыта и технологий для возведения небоскребов в стране не было, приходилось учиться и создавать новые производства прямо в процессе.

Авторами высотки на Котельнической набережной выступили архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский. Их проект выиграл конкурс и был включен в Генплан реконструкции Москвы от 1935 года. Уже тогда план дома включал три корпуса, правда, высотность была ниже — всего 24 этажа. Первый корпус вдоль Котельнической набережной успели построить до войны (в 1938—1940 гг.). Потом дорогостоящую стройку заморозили и вернулись к ней в 1947 году уже в рамках проекта сталинских высоток. Над центральным и вторым корпусами работали 4 года (с 1948-го по 1952-й).

Вид на высотку на Котельнической набережной, © Александр Селифанов

Архитектура

Высотка на Котельнической набережной представляет собой постройку в форме буквы «Г», состоящую из трёх корпусов. Многоэтажное ступенчатое здание органично вписалось в существующий архитектурный стиль столицы. Боковые корпуса представляют собой прямоугольные конструкции, а форма среднего здания напоминает трёхконечную звезду.

Один её луч выходит в сторону западного склона Таганского холма, а к двум другим примыкают боковые корпуса. Количество этажей в боковых частях колеблется от 8 до 10.

Главный корпус, который по первоначальному плану должен был состоять из 16 этажей, к концу строительства вырос вдвое. В нем насчитывается 26 жилых и 6 технических уровней. В целом же его высота вместе со шпилем, оканчивающимся фигурой звезды, составляет 176 м.

Внешнее и внутреннее убранство здания выполнено в стиле сталинского ампира, сочетающего в себе черты классицизма, барокко, неоготики и ар-деко. Фасады здания украшены мощными выступающими карнизами и лопатками. Центральное здание до уровня 5-го этажа облицовано розовым мрамором, что создаёт иллюзию присутствия мощного высокого цоколя.

На фасадах всех частей постройки располагаются многофигурные барельефы, изображающие советских людей в простой рабочей одежде. Также в их композиции присутствует много фигур детей и молодых людей, держащих в руках символ мира — голубя.

Следует отметить, что скульптурные группы конуса Б выполнены практически с портретной точностью. Фигуры же боковых частей плохо отшлифованы и отличаются угловатостью. Крыша здания украшена многочисленными балюстрадами, башенками, шпилями и монументальными скульптурными композициями.

Интерьеры помещений оформлялись мрамором, ценными породами деревьев и дорогими цветными металлами. Стены и потолки украшают росписи, барельефы и лепнина.

Помимо надземных частей здание имело просторную подземную парковку, на которой могли разместиться более 200 машин. В архитектурный комплекс входил благоустроенный внутренний двор с пышными клумбами, фонтанами и асфальтированными дорожками.

Высотка №2 – на площади Красных ворот

Жилой дом в стиле «сталинский ампир» на Садовом кольце у площади Красные ворота возводили архитекторы Б. Мезенцев и А. Душкин. Высота здания составляла 138 м., что немного по сравнению с другими сталинскими небоскребами.

Архитекторы добились у властей города права разместить дом на самом высоком участке Садового кольца, что придало строению внушительности.

Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения.

Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей.

Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.

Адрес: Москва, Садовая-Спасская улица, д. 21.

Метро: ст. «Красные Ворота».

К сожалению, при строительстве высотки был снесен старинный особняк, в котором родился М. Ю. Лермонтов. В память о поэте с 1941 по 1992 год площадь Красные Ворота носила название Лермонтовская.

Инфраструктура

Высотка на Котельнической набережной — уникальное здание, воплощающее коммунистическую идею большого дома-города, который будет вмещать всю необходимую для жизни инфраструктуру.

В доме размещали следующие организации:

  • бюро заказов и бытового обслуживания;
  • магазины;
  • общественная столовая;
  • кинотеатр;
  • детский сад.

В различных источниках указывается разное количество квартир (от 350 до 800). Все они были оборудованы передовыми на момент завершения строительства инженерными системами и бытовой техникой.

К ним относятся:

  • централизованная система вентиляции воздуха;
  • централизованная система пылеудаления;
  • бойлерная система отопления;
  • персональная канализация в каждой квартире;
  • кухонные мойки с дробилкой для мусора;
  • электрические холодильники.

Некоторые передовые для 50-х гг. решения сегодня кажутся отсталыми идеями:

  1. В каждой комнате устанавливалась только одна электрическая розетка, а на кухне их и вовсе не было.
  2. И первые, и современные жильцы отмечают низкий уровень шумоизоляции.
  3. Кухонные мусоропроводы практические после сдачи высотки в эксплуатацию стали источником проблем. В 50-е гг. из них в жилые помещения проникли полчища тараканов. В современное время внутриквартирная канализация — источник неприятного запаха.

Все квартиры корпуса А соединялись дверями. Существует мнение, что их сделали для того, чтобы чекисты могли круглосуточно проникнуть в любое помещение. По официальной версии эти проходы проделали в целях противопожарной безопасности. В двух других корпусах все квартиры были снабжены чёрным ходом, который выходил во внутренний двор.

Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»

Среди всех сталинских высоток 136-метровая гостиница «Ленинградская» выделяется отсутствием широких корпусов и миниатюрностью. С некоторых ракурсов здание похоже на средневековую башню.

Еще одна особенность «Ленинградской» — великолепная даже по меркам сталинского ампира отделка интерьеров. Архитектор Л. Поляков привлек к внутренним работам специалистов по древнерусскому зодчеству и архитектуре церквей.

Помещения отделаны дорогим мрамором, хрусталем, самоцветами. Внутри здания находится огромное количество скульптур, барельефов, мозаик, кованых элементов.

Адрес: Москва, Каланчёвская улица, 21/40.

Метро: ст. «Комсомольская».

С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а также присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.

Стоит отметить, что несмотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.

Что сегодня находится в здании

Высотка на Котельнической набережной сегодня остаётся престижным для проживания зданием.

В её стенах располагаются:

  • кинотеатр;
  • магазины;
  • банковское и почтовое отделение;
  • детский сад;
  • музеи.

Точное количество современных жилых помещений установить довольно тяжело, так как собственники объединяют несколько старых квартир в одни апартаменты. Приблизительное количество квартир отражено в следующей таблице.

Количество комнат в квартиреКоличество квартир в домеОбщее количество жилых помещений
113540
2336
3173
418

Самостоятельная перепланировка жилых помещений приводит к нарушению целостности несущих конструкций и коммунальным авариям. Одна из них, произошедшая в январе 2021 г., привела к повреждению некоторых уникальных экспонатов в квартире-музее балерины Галины Улановой.

Серьёзную озабоченность жильцов вызвала самовольная установка в многоуровневых апартаментах лифта, что привело к нарушению в целостности конструкций в квартирах нижних этажей. Капитальный ремонт высотки, построенной в 1952 г. на Котельнической набережной, не проводился до 2015 г. Для этих целей из муниципального бюджета выделили больше 3 млрд. руб.

Ремонт длился 2,5 г., за время которых специалисты выполнили следующие работы:

  • реставрацию фасадов, барельефы и скульптурных групп;
  • обновление интерьерных росписей;
  • установка новых лифтов, вентиляционных систем, мусороудаления и электропроводки.

В ходе реставрации архитектурный памятник муниципального значения был повреждён, так как подверглись замене советские входные двери.

Высотка №3 – здание МИД

Первая сталинская высотка, сданная в 1953 г. на несколько месяцев раньше высотки МГУ. Проект 172-метровой многоэтажки разработали архитекторы М. Минкус и В. Гельфрейх.

Изначальный облик высотки отличался от современного: на здании не было шпиля. Сталину эта концепция не приглянулась, и он приказал архитекторам надстроить шпиль. Выполнить поставленную задачу было крайне сложно: конструкция создавала дополнительную нагрузку на верхние этажи здания.

Минкус и Гейльфрейх водрузили на высотку облегченный каркасный шпиль, слишком слабый, чтобы увенчать его пятиконечной звездой. В итоге здание МИД стало единственной сталинской высоткой, не увенчанной звездой.

Адрес: Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34.

Метро: ст. «Смоленская».

Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а также целостность и величественность композиции здания Министерства Иностранных Дел.

Особенности квартир

Несмотря на то, что здание возводилось по передовым технологиям своего времени, уже при вселении первых жильцов обнаружили недостаток в конструкции и проектировании.

Недостаток заключался в небольшой полезной площади квартир, в которых значительную долю занимали балконы, санитарные и хозяйственные помещения. Несмотря на него высотка, расположенная на стрелке между реками Яуза и Москва, и сегодня считается элитным жильём.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • высокими потолками и хорошей освещённостью помещений;
  • развитой внутридомовой инфраструктурой;
  • наличие подземной автостоянки и ухоженного внутреннего двора;
  • расположением в центральном историческом районе столицы, обеспечивающим хороший вид из окон;
  • близкое расположение остановок различных видов общественного транспорта.

Стоимость жилья в этом здании всегда была очень высокой. По данным историков, цена квадратного метра в 50-е гг. равнялась 5500 руб. Для сравнения ежемесячная заработная плата инженера колебалась в районе 1000 руб.

Современная рыночная стоимость квартиры в элитной сталинской высотке равняется в среднем 50 млн. руб. Современные новосёлы отмечают необходимость замены оконных блоков, улучшение звукоизоляции и электропроводки.

Высотка №5 – Дом авиаторов (Кудринская)

Еще одна сталинская высотка была построена на Кудринской площади. Возведение 156-метровой многоэтажки архитектор А. Мндоянц завершил в 1954 г. Этот дом изначально был запланирован как жилой.

Подъезды здания напоминали вестибюли музеев, лестницы были облицованы дорогим мрамором, жильцов по этажам развозили скоростные лифты. Всего в Доме авиаторов находилось 450 роскошных квартир с высокими потолками.

Жилье в элитном доме распределялось среди советской элиты: партийных функционеров, актеров кино, космонавтов, авиаторов, конструкторов космической и авиационной техники. Больше всего в доме проживало представителей трех последних профессий, поэтому высотка и получила такое название.

Жильцы Дома авиатора могли неделями не выходить в город: в многоэтажке находились магазины, парикмахерские, кинотеатр и т.д.

Адрес: Москва, Кудринская площадь, д. 1.

Метро: ст. «Баррикадная».

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами.

Знаменитые жильцы

Высотка на Котельнической набережной — историческое место, стены которого помнят множество известных людей.

Квартиры здесь имели:

  • Фаина Раневская;
  • Нонна Мордюкова;
  • Клара Лучко;
  • Марина Ладынина;
  • Иван Пырьев;
  • Александр Ширвиндт;
  • Константин Паустовский;
  • Александр Твардовский;
  • Роберт Рождественский;
  • Евгений Евтушенко;
  • Никита Богословский;
  • Людмила Зыкина;
  • Галина Уланова.

Среди современных обитателей знаменитого дома выделяются следующие имена:

  • Рената Литвинова;
  • Дмитрий Нагиев;
  • Ефим Шифрин.

Несколько лет назад в прессе появилась информация о покупке порядка 10 квартир в знаменитом доме Игорем Шуваловым, который на тот момент входил в правительство России.

Известные жильцы

Еще в 1950-х дом на Котельнической набережной считался элитным. Поселится в нем могли только с разрешения властей. Ордера на квартиры в высотке получали преимущественно работники КГБ, партийные деятели, популярные артисты, певцы, поэты, прославленные инженеры, ученые. В разные годы в доме проживали Фаина Раневская, Нонна Мордюкова, Людмила Зыкина, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Константин Паустовский, Ирина Бугримова, Андрей Вознесенский и др. Сегодня в списке «звездных» хозяев значатся Ефим Шифрин, Дмитрий Нагиев и Александр Ширвиндт.

Статус элитного жилья сохраняется за высоткой до сих пор. Квартиры в доме на Котельнической набережной ценятся очень высоко даже несмотря на устаревшие коммуникации и планировки. Здесь по-прежнему селятся представители творческих профессий, однако значительный процент жильцов сегодня составляют бизнесмены и чиновники.

© Сергей Василец

Дело о покраске звезды

Высотка на Котельнической набережной в начале XXI в. оказалась в центре скандала, имеющего политический подтекст. 20 августа 2014 г. по новостным каналам и социальным сетям распространилась кадры со звездой на шпиле знаменитого здания, которая была окрашена в цвета украинского флага, а на её вершине был закреплён такой же полотняный флаг.

Уже через несколько дней были арестованы 5 российских граждан и подан запрос в международные органы на передачу России украинского руфера Григория Мустанга. Последний выложил на своём аккаунте фото и видео, сделанные на шпиле высотки после установки флага и покраски звезды.

Руфер на шпиле высотки на Котельнической набережной окрашивает звезду.

В результате расследования, по ходу которого деяние из акта вандализма переквалифицировали в хулиганство в составе группы, украинцу был вынесен заочный обвинительный приговор.

Российский руфер получил 2 г. и 3 мес. тюремного заключения, а 4 бейсджамперов признали невиновными в совершении этого акта. Расследование и последующий судебный процесс стали поводом для разжигания очередного витка антироссийской пропаганды в западной прессе.

Высотка на Котельнической в культуре

Знаковое здание своей эпохи упоминается во многих литературных произведениях, его изображения появляются в детских анимационных лентах и кинофильмах.

К ним относятся:

  1. Произведение писателя Аксёнова “Москва Ква-Ква”, главная героиня которого жила в доме на набережной.
  2. Высотка упоминается в романе “Медея и её дети”
  3. В фильме “Покровские ворота” в сталинской высотке жила любимая девушка одного из главных героев.
  4. Съёмки нескольких сцен оскароносной ленты В. Меньшова “Москва слезам не верит” проходили в котельнической высотке.
  5. Квартиру в этом доме подарили друзья главному герою сериала “Бригада”.
  6. Силуэт дома различим на заднем фоне в новогоднем советском мультфильме “Снеговик-почтовик”.

Байки легендарного дома на Котельнической набережной

У высотки на Котельнической набережной юбилей — две «пятерки». Можно сказать, «дама» пенсионного возраста. К этому рубежу у любой женщины в запасе как минимум полтора десятка историй из серии «когда я была молодой». Покопавшись вместе с историками в биографии, мы выбрали самые интересные и не очень известные факты о жизни этого знаменитого дома.

«В нашем доме будут жить наши люди»

Над арками высотки на Котельнической набережной красуется цифра 1952. Год окончания постройки. Но это формально. Массово жильцы заселялись сюда в начале 1953-го. Очень долго утверждали фамилии новоселов статусного дома. Главным архитектором высотки значился сам Сталин. Курировал стройку Берия. Еще на этапе строительства составляли список. «В нашем доме будут жить наши люди», — сказал как отрезал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. К тому же «наши» уже жили в крыле, выходящем на набережную. Ту часть дома, построенную в конце 30-х годов, присоединили к высотке. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое — людям искусства. Квартиры сдавались «под ключ» — с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками, импортной сантехникой. Квартплата, пусть и максимально заниженная, все равно была немаленькой. Поэтому в дом заехали исключительно богатые и знаменитые.

Девять лауреатов в одной постели

Состав дома был блистательным. Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский. Последний был известным шутником. Он придумал такую фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения о звездной «групповухе». «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой — актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» — на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше. Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке.

После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. Актриса, кстати, оказалась в этом доме случайно. Ее хотели завербовать к себе сотрудники КГБ, чтобы стучала на коллег. «Не могу! — тут же выкрутилась актриса. — Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». Актрисе тотчас же дали квартиру в высотке. На втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», — как оценила сама Раневская. Чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации с КГБ, Раневской пришлось использовать свои актерские способности — неделю она по ночам «разговаривала во сне». Громко и при открытых окнах. Соседи даже жаловались управдому: мол, спать невозможно. Пришлось людям из органов оставить актрису в покое.

Как архитектору в душу плюнули

До самой смерти в высотке жил и ее непосредственный архитектор Дмитрий Чечулин (он также спроектировал и «Белый дом» — Дом правительства России на Краснопресненской набережной). Архитектор не сомневался, что ему дадут ордер в этом доме. Даже присмотрел несколько вариантов. Однако власть поступила с ним жестоко — Чечулин рассчитывал на просторную квартиру на последних этажах с панорамным видом на столицу. Но ему предложили квартиру на первом этаже. Архитектор счел это оскорблением.

Звездное ограбление

Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили «вахтеры» из органов. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.

— Это из «Госцирка», — объяснили мужчины, — велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!

Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах. Следствие установило, что это ограбление было совершено по заказу Галины Брежневой, давно засматривавшейся на уникальные камушки дрессировщицы.

КИНО

Это дом профессора Тихомирова?

Высотка часто служила декорацией к советским фильмам. Например, сюда приходил знакомиться с родителями любимой Костик из «Покровских ворот». Некоторые считают, что здесь же снимали фильм «Москва слезам не верит». Версия правдива отчасти: сцену, когда главные героини переезжают в высотку, снимали на Баррикадной. Но в сюжете, когда Катя Тихомирова поливает цветы, наблюдательные краеведы углядели панораму Москвы, которая открывается из окон высотки на Котельнической.

ИСТОРИЯ

Зеки-строители выцарапали на окнах свои имена

— Высотка должна была стать стратегическим объектом, — рассказывает Ирина СЕРГИЕВСКАЯ, автор экскурсии «Тайны и легенды московских пирамид». — Под землей от нее предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.

Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы. Лишние свидетели этой стройки режиму были не нужны. А посему строили этот объект заключенные. Сперва их поселили в бараке. По мере строительства заключенные переселялись в отстроенные квартиры — как нынешние гастарбайтеры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались — боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно. На верхних же этажах часто встречаются «автографы» строителей: на стеклах коряво выцарапывалось «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова.

— Заключенные не только строили, — продолжает экскурсовод, — они часто позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Был случай: заключенный позировал для скульптуры, изображающей флагоносца. Стоять с вытянутыми руками и тяжелым знаменем пришлось долго. От усталости он упал в обморок. Был отдан приказ: «Диверсия! Расстрелять!» За заключенного вступились, объяснив, что он упал в голодный обморок. «Диверсанта» помиловали. Расстрел отменили, но наказание все же было жестоким: человека на три дня лишили пайка.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Что здесь сейчас

После недавнего ремонта вновь заработал кинотеатр «Иллюзион» на первом этаже высотки. Там показывают «кино не для всех» — редкие картины из хранилища Госфильмофонда. Еще делают ставку на зарубежную киноклассику — «Римские каникулы», «В джазе только девушки», «Скромное обаяние буржуазии». Цены на билеты отнюдь не буржуазные — в пределах 100 рублей. В знаменитой булочной теперь обычный кондитерский магазин.

В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником — готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме — 15 тысяч долларов.

Недавно жильцы пережили небольшую коммунальную войну — новый собственник построил в своей двухэтажной квартире частный лифт. Он опускался прямо на потолок кухни нижних соседей. От этого по дому пошли трещины. После того как жильцы подняли в СМИ скандал, лифт пришлось демонтировать.

До сих пор неизвестно точное число квартир в этом доме. Раньше часть квартир была отдана под гостиницу КГБ и Министерства обороны. Теперь же квартиры без конца объединяют — почти каждый месяц вместо двух-трех квартир появляется одна. И процесс этот, похоже, бесконечный.

НА ЗАМЕТКУ

Сюда можно сходить на экскурсию

В 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в ее квартире (см фото). Все в этом музее подлинное — антикварная мебель, афиши, графика в исполнении Шагала и Бенуа, балетный реквизит. Новомодного ремонта в квартире нет: лепнина, паркет, люстры — все, как было при жизни легендарной балерины.

Экскурсии, чтобы не тревожить покой жильцов, проходят по предварительной записи. Цена билета — 60 рублей.

Телефон музея .

КСТАТИ

В «Иллюзионе» заканчивается Фестиваль французского кино

Сегодня там показывают следующие фильмы: «Наконец в безопасности», «Скворец и лира», «Парижская история». Завтра: «Скромное обаяние буржуазии», «Времена года» и «Разбитые мечты».

Репертуар на следующие дни можно узнать по телефонам: (495) 915-43-39, 915-43-43.

Интересные факты

С высотным домом на Котельнической набережной связано множество тайн, легенд и интересных фактов.

Надписи на стёклах и скелеты в стенах

Жильцы верхних этажей высотки и обслуживающий персонал, который поднимался на технические этажи, рассказывали, что на стёклах и стенах были видны надписи “строили зеки”, “строил 41 отряд”. По мере роста здания конвоиры перестали сопровождать заключённых строителей к месту работы, и у них появилась возможность увековечить свое присутствие на грандиозной стройке.

Существует легенда, что на стройке работал очень жестокой прораб, который приказывал замуровывать провинившихся невольников в стены за малейшую провинность. Хотя по этой же легенде самого мучителя постигла такая же участь. Жильцы высотки уверяют, что иногда при сверлении стен или проведении ремонтных работ можно обнаружить кости в стенах.

Прослушка и тайные ходы

Контроль над стройкой осуществляли чекисты, которые затем стали основными жильцами корпуса А. Их присутствие порождало многочисленные слухи о наличии в стенах всех квартир прослушивающих устройств и даже специально оборудованных помещений.

Обыватели говорили, что из здания вели несколько подземных тайных ходов, которые были проложены в здание НКВД, Кремль и высотку МИД. Возможно, что для строительства кремлёвского хода произошло изменение русла Яузы.

Тараканы

Настоящим бедствием для всех жильцов являлись тараканы, в огромном количестве расплодившиеся в комфортных условиях нового дома. Их появление связано с расположением дома на месте мукомольных заводов, находившихся здесь в дореволюционное время.

Пропитанная мукой почва стала идеальной средой для их обитания. После постройки высотного здания они перебрались в его мусоропровод. Причина их исчезновения остаётся загадкой. В один день по стенам постройки на проезжую часть спустились миллионы насекомых и бесследно исчезли на улицах столицы.

Судьба архитектора

Автор амбициозного проекта Дмитрий Чечулин надеялся на получение квартиры на одном из верхних этажей своего творения. Но после смерти Сталина новые партийные руководители обвинили архитектора в слишком больших затратах на строительство.

Он не был арестован и осуждён, но его мечтам о просторном жилье с потрясающим видом не суждено было сбыться.
Ему выдали ордер на маленькую квартиру на первом этаже корпуса В. Талантливый автор до конца своих дней считал это насмешкой и оскорблением.

Великая Раневская

Одна из самых известных обитательниц уникальной высотки — великая актриса Фаина Георгиевна Раневская. С ней связано множество интересных и весёлых историй о жизни дома на Котельнической набережной.

Одна из них связана с заселением актрисы в новый дом. Уже достаточно пожилой и известной актрисе предложили стать внештатным агентом КГБ. В ответ на тонкое предложение она выразила бурное желание оказывать помощь в защите государства, но сожалела о своём изъяне, состоящем в непроизвольных разговорах во сне, и проживании в коммунальной квартире с тонкими стенами.

Вскоре Раневская получила апартаменты, расположенные над кинотеатром и известной на всю столицу булочной. А ещё через некоторое время в соответствующие органы поступили сообщения о громких ночных разговорах актрисы, вещающей о врагах народа и государства, которых она помогает выявлять. Об агенте в лице великолепной актрисы чекистам пришлось навсегда забыть.

Композитор-шутник

Один из жильцов дома — композитор Никита Богословский слыл большим шутником. По всему советскому государству распространилась его шуточная загадка о 9 лауреатах, спящих под одним одеялом в элитной высотке. Она была посвящена супружеской паре актрисы Ладыниной и режиссёра Пырьева, у которых на двоих было 9 государственных премий.

Новогоднее ограбление

В начале 80-х гг. в одной из квартир высотки, считающейся самым безопасным и защищённый от воров доме столицы, жила дрессировщица Ирина Бугримова. В канун 1982 года в холл её подъезда вошла группа молодых людей с ёлкой и подарочными свертками. Дежурившей здесь консьержке они представились сотрудниками цирка и беспрепятственно вошли в здание.

Через довольно длительное время консьержка что-то заподозрила и поднялась в квартиру циркачки. Двери её были распахнуты, имущество артистки украдено, а грабители ушли через чёрный ход, которым были оборудованы все апартаменты. Несмотря на быструю поимку исполнителей и организаторов, по Москве ещё долго ходили слухи, что дерзкое преступление совершено по заказу Галины Брежневой.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Дом на Котельнической набережной – одна из знаменитых московских «сталинских высоток», иметь квартиру в любой из которых считалось роскошью, практически недоступной рядовому жителю столицы.

Строительство великолепного здания продолжалось несколько лет. Начатое в 1938 г., оно было окончено только к 1952 г. Дом имеет 26 этажей – небывалая по тем временам высота А вот о количестве квартир ходят разные слухи. Почему-то данные разных документов не совпадают друг с другом, и даже само домоуправление не знает точно, сколько же здесь отдельных помещений. Называют разные цифры: и 540, и 450, и 700… Возможно, такая неразбериха в цифрах связана с многочисленными перепланировками, азартно осуществляемыми новыми жильцами.

Строительство дома курировал Берия. Немалую часть квартир в элитном жилище получили работники НКВД. Затем к ним стали подселять военных, а также ученых, деятелей культуры и искусства. Через какое-то время весь цвет московской интеллигенции собрался в этом доме. Среди жильцов высотки были:

  • актеры (Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Фаина Раневская, Александр Ширвиндт);
  • писатели (Василий Аксенов, Александр Твардовский);
  • балерина (Галина Уланова сегодня в доме действует музей-квартира Улановой);
  • дрессировщица (Ирина Бугримова;
  • певица Людмила Зыкина…

Можно еще долго перечислять фамилии, которые знакомы каждому россиянину. Раневская получила здесь квартиру на втором этаже, над булочной и кинотеатром «Иллюзион» (работающим до наших дней). Острая на язык актриса называла свое жилище расположенным «над хлебом и зрелищами». А в квартире Василия Аксенова, по слухам, на стене долгое время красовалась надпись, нацарапанная гвоздем: «Строили зэки». Действительно, в период строительства дома здесь активно применяли труд заключенных.

О внутреннем устройстве дома ходят разные любопытные слухи. Так, утверждают, будто в доме есть секретная комната, оснащенная специальным оборудованием. Когда-то она была устроена здесь для Сталина. Аксенов использовал эти слухи в своем романе «Москва Ква Ква», где описал гибель вождя народов в секретном убежище дома на Котельнической.

Рассказывают о тайных ходах, которыми якобы могли пользоваться чекисты, чтобы проникать из квартиры в квартиру и подслушивать разговоры жильцов. Уверяют даже, что по замыслу Сталина дом должен был соединяться подземным ходом с Кремлем. Правда ли это, сегодня мы вряд ли узнаем. Но известен, к примеру, такой абсолютно реальный факт: каждая квартира высотки снабжена дополнительным «черным ходом». И этим обстоятельством воспользовались воры в 1981 г., когда было совершено, пожалуй, самое наглое в истории дома ограбление (а возможно, вообще единственное). В новогодние праздники к консьержке подошли нагруженные елкой и нарядными коробками ребята, представились сотрудниками Госцирка и попросили разрешения оставить подарки у квартиры Ирины Бугримовой. Та, ничего плохого не подозревая, разрешила. А когда прошло немало времени, забеспокоилась и решила подняться взглянуть, почему гости так задержались. Ее глазам предстала картина: дверь квартиры дрессировщицы распахнута, внутри стоит елка, а «циркачей» и след простыл: ушли через «черный ход», прихватив неплохую коллекцию бриллиантов.

Когда-то дом представлял собой совершенно обособленный «город в миниатюре»: в нем работали магазины, прачечная, парикмахерская, ателье, кинотеатр. Зимой можно было кататься на санках и лыжах на крыше, во дворе заливали собственный каток.

Сегодня великолепный «осколок прошлого» постепенно ветшает и разрушается. Квартиры здесь уже не считаются элитными, актеры и певцы нашего времени стремятся купить другое жилье, более соответствующее современным представлениям об удобствах и комфорте. А старый великан, как отставной вельможа прежнего императора, доживает свой век, не теряя величия и достоинства.

Впрочем, не исключено, что дом ждет «вторая молодость»: возможно, сюда когда-нибудь будут водить экскурсионные группы. Гиды станут показывать туристам квартиры, а потом поднимать их на смотровую площадку, с которой первопрестольная видна, как на ладони, и даже Кремль кажется почти игрушечным.

Туристический объект

В настоящее время здание на Котельнической набережной представляет собой не просто престижное жильё, но и популярный туристический объект. Интерес представляет не только сама постройка, но и мини-музеи, открытые в апартаментах знаменитых жильцов.

При этом москвичи и туристы, приезжающие в столицу, отмечают недоступность смотровых площадок, расположенных на крыше центрального корпуса. Между тем с них открывается живописный вид на центральные районы столицы.

Высотка, расположенная на Котельнической набережной — памятник советской архитектуры, в истории которого нашли отражение общественные и социальные процессы 50-х гг. прошлого столетия.

Сегодня, она является престижным жилым объектом, который обладает большим туристическим потенциалом.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]