Экзерциргауз, или просто Манеж
От военной муштры к свободе творчества. Как на смену военным парадам в Манеже пришли художественные выставки? Какой классик русской литературы осваивал в здании на Моховой велосипед? По какому случаю Никита Хрущев сказал знаменитую фразу: «Нашему народу такое не нужно?» Ответы на вопросы — в 10 фактах из истории московского Манежа.
Строительная площадка поневоле. Площадь, где торговали дровами, сеном и мхом. За что улица и получила название Моховая. Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил купеческие лавки. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк. Пятую годовщину победы в Отечественной войне готовились отметить смотром войск. Для приема парада сводного гвардейского отряда героев и было построено здание в центре Москвы.
Августин де Бетанкур. Московский Манеж. Акварель. Около 1817
Манеж и Кремлевский сад. Литография, разукрашенная акварелью. 1825. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Максим Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. 1817
Инженер и зодчий Бетанкур. За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец — автор знаменитого фонтана «Девушка с кувшином», что в Царском Селе. Бетанкур основал Институт инженеров путей сообщения, руководил строительством Нижегородской ярмарки, сконструировал кабестан — приспособление для подъема тяжестей, которое использовали при строительстве Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.
Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.
Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.
Манеж. Перспектива, разрез, план, фасад. Чертеж из альбома Августина де Бетанкура. 1819
Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография Кристофа Хайцмана с рисунка Эдуарда Гертнера. Середина XIX в.
Стропильные фермы покрытия Московского Манежа. 1917
Реконструкции. Здание в стиле классицизма автор проекта Большого театра и Триумфальной арки украсил лепниной. Теперь фасады воспевали военную мощь России. Атрибуты римских легионеров были изготовлены по эскизам Бове. До двенадцати чугунных горельефов «Военные доспехи», что должны были разместиться в простенках, дело так и не дошло. В 1838 году к Манежу была пристроена ротонда с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Но пристройку после революции снесли, чтобы проложить трамвайные пути по Манежной улице.
Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.
Денис Чернов. Московский Манеж. 2012. Фотография: dionisi.ru
Неизвестный художник. Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада. Начало XIX в.
Александровский сад в 30–40 годы XIX века. Справа — здание Манежа. Репродукция. ГИМ
Выставки
Начиная с 1957 года, в здании было проведено огромное количество выставок. Некоторые из них произвели настоящий фурор. Скандально известная выставка авангардистов подверглась суровой критике со стороны Н. Хрущева, посетившего Манеж 1 декабря 1962 года. Глава государства в выражениях не стеснялся. Результатом визита стало появление разгромных статей в СМИ, что положило начало борьбе с непонятым представителями власти направлением искусства.
© Ольга Кривощапова
В 1978 году в Центральном выставочном зале Манежа было представлено 400 работ Ильи Глазунова. Всего за тридцать дней посмотреть на картины пришло около полумиллиона посетителей. Интерес подогревался, в том числе, запрещенными темами, затронутыми художником в некоторых своих произведениях.
Выставка о православной Руси и истории Романовых, прошедшая в 2013 году, оказалась настолько увлекательной и востребованной, что организаторам пришлось несколько раз продлевать сроки ее показа. Она включала не только реальные экспонаты, но и использование для подачи материалов мультимедийных устройств.
Картины в выставочном зале, © Юрий Драчук
Выставочный зал не имеет собственных экспозиций. Представленные на его площадях коллекции периодически меняются.
Центральный Манеж: расписание выставок на официальном сайте
Тупиковая ситуация
В 1995 году по инициативе тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова на Манежной площади был возведён один из крупнейших в Европе торгово-развлекательных — комплекс с несколькими подземными этажами. Это грозило просадкой фундаментов двух расположенных неподалёку исторических зданий — гостиницы «Москва» и Манежа. Гостиницу срочно демонтировали и перестроили заново. В течение 1998-2001 годов был подготовлен проект реставрации Манежа, предусматривавший активное коммерческое освоение его подземного пространства. В октябре 2003 года московская мэрия провела конкурс на данные работы, который выиграла австрийская . Однако при заключении контракта возникла проблема: оказалось, что Манеж имеет статус памятника архитектуры федерального значения, и у мэрии нет полномочий им распоряжаться. Ситуация казалась неразрешимой. Выигравшие конкурс австрийцы остались без контракта, реставрация Манежа откладывалась на неопределённый срок, а угроза просадки его фундамента оставалась.
Канистры из-под бензина
О причинах пожара исследователи спорят до сих пор. Главный вопрос: случайным было возгорание или кто-то поджёг Манеж? С течением времени доводы в пользу первого варианта слабеют, а в пользу второго укрепляются. Лужков ещё до начала следствия уверенно заявил, что пламя было вызвано неисправностью проводки. Но в деревянных перекрытиях кровли никакой проводки не имелось. Рассматривалась версия о брошенной с улицы петарде. Но эксперты установили, что чердак здания не мог загореться ни от неё, ни от оставленного окурка — возгоранию предшествовал мощный выброс тепловой энергии, который можно создать только с помощью горючей жидкости. Помогавшие в разборе завалов московские диггеры рассказали о находке нескольких пустых канистр из-под бензина. О поджоге может говорить и тот факт, что огонь на чердаке распространялся слишком стремительно: в 21:00 охранники обошли здание и проверили верхние помещения — всё было в порядке, запах дыма отсутствовал. А уже в 21:15 крыша Манежа пылала, площадь возгорания составила около 500 квадратных метров. Притом что толстые, обработанные специальным составом доски поджечь чрезвычайно трудно. В итоге вопрос до сих пор остаётся открытым. Юрий Лужков, уволенный президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году с поста мэра Москвы с формулировкой «в связи с утратой доверия», через несколько лет переехал на местожительство в Австрию. А главная выставочная площадка Москвы продолжает свою успешную работу — как в культурном, так и в коммерческом плане.
Журнал: Тайны 20-го века №22, май 2021 года Рубрика: Необычный ракурс Автор: Маргарита Капская
Метки: Александр I, эпоха Романовых, Москва, Тайны 20 века, пожар, преступление, здание, поджёг, История Москвы, манеж, 2004
- Назад
Билеты
Стоимость входа в Московский Манеж зависит от проводимых выставок или мероприятий, поэтому фиксированной не является. С перечнем категорий посетителей, имеющих право на льготы и свободный вход, можно ознакомиться на официальном сайте комплекса.
Бесплатное посещение выставок в Центральном Манеже возможно в третье воскресенье каждого месяца.
В рамках осмотра временных экспозиций можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Для участия необходима предварительная запись по телефону +7(499) 394-01-55. Группы по 5–20 человек. Стоимость от 50 рублей за одного человека.
Выставки в ЦВЗ Манеж
Содержание
- 1 Описание Манежа
- 2 История 2.1 Строительство Экзерциргауза
- 2.2 Доработки Манежа
- 3.1 В царское время
- 4.1 План реконструкции при Лужкове
- 5.1 Руководство
Литература
- Будылина М.
История постройки Манежа в Москве // Архитектурное наследство : журнал. — М., 1952. — № 2. — С. 236—249. - Васькин А. А., Гольштадт М. Г.
От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. — М.: «Спутник+», 2009. — 397 с. — ISBN 978-5-9973-0100-2. - Васькин А. А., Гольдштадт М. Г.
Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шёлковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. — М.: «Компания Спутник+», 2002. — 101 с. — ISBN 5-93406-348-0. - Векслер А. Г.
Манеж и Манежная площадь Москвы: горизонты истории. — М.: Вече, 2012. — 143 с. — ISBN 978-5-9533-4664-1.
Нормативный контроль | LCCN: nr98018815 · VIAF: 132979864 · ULAN: 500303190 · WorldCat VIAF: 132979864 |