Середина XX-го века стала для нашей страны временем технического прорыва в области освоения космических пространств. Именно тогда, а точнее в 50-ые годы был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, названный «Спутник-1».
Весь мир в те годы стал свидетелем того, как первопроходец в сфере космического кораблестроения пересек атмосферу Земли, и стал ее спутником на орбите. Это событие стало знаковым еще и потому, что летательный аппарат был построен в социалистической стране, а значит обогнал в этой сфере западные капиталистические страны, на несколько шагов вперед.
Такое событие не могло пройти незаметным, и в СССР было принято решение увековечить историческое событие монументом — символом наших технических достижений, и глобального прорыва в освоении космических пространств.
История возникновения
Советским правительством был объявлен конкурс на лучшие проекты монумента, и в нем приняли участие очень многие архитекторы и проектировщики, причем как отечественные, так и из других стран мира.
Из огромного числа заявок были отобраны около 300-т самых лучших, для представления специальной комиссии, и выставленные на экспозиции в Манежном комплексе. Наибольшую оценку получили всего 3 работы, в которых монумент был изображен в виде взлетающего объекта.
Работа группы архитекторов и скульпторов под названием «Народ-созидатель» была удостоена 1-го места, дальше шли еще 2 победителя — ансамбль под названием «Трое», и стелла под название «Красная звезда КЭЦ».
Первоначальное местоположение намечалось на Ленинских горках, в наше время переименованные в Воробьевы горы, однако общий вид комплекса не вписывался в ландшафт и стиль Ленинских горок, и было предложено установить монумент на территории Выставки достижений Народного хозяйства, то есть ВДНХ.
Но несмотря на то, что проект «Народ-созидатель» был выбран победителем конкурса, он все таки имел свои недоработки. Так, в частности, не было единого мнения у авторов проекта, в каком исполнении будет возводиться шлейф от ракеты, взмывающей ввысь. В итоге многочисленных вариантов, было выбрано исполнение в стекле, слегка затемненного дымчатым цветом, оставляющим возможность в ночное время подсвечивать стеллу изнутри лампами.
Этот необычный и нестандартный проект разрабатывался и выполнялся в Научно-исследовательском центре имени Н.П.Мельникова, занимающегося проектированием и исследованием металлоконструкций, материалов для строительства, и различных сплавов.
Известный советский ученый, инженер-конструктор, отец советской космонавтики — Сергей Павлович Королев принял самое непосредственное участие в судьбе легендарного монумента. Он подал отличную идею — выполнить облицовку стеллы из титановых плит, это давало дополнительные преимущества, так как титан не был подвержен коррозии, и к тому же отражал небо.
Вся композиция в целом была истинным отражением самой сути проекта, и давало простор для фантазии и мечтам всем, кто видел эту стеллу. Однако с наличием титановых плит возникли затруднения — материал был из разряда дефицита, и только при участии самого С.П.Королева, титан поступал бесперебойно.
Основание у стеллы достаточно внушительным, и С.П.Королев выступил с идеей создать в нем Музей Космонавтики, придав таким образом законченность всему комплексу. В процессе доработки и создания памятного сооружения, высота стеллы достигла больше 100 метров, вместо планировавшихся 50-ти.
Королев воспринимал создание памятного комплекса, как одно из важнейших событий в развитии жизни советского государства, он принимал живейшее участие во всех аспектах разработки и возведения будущего комплекса, и по словам супруги ученого, они совершали ежевечерние прогулки к месту возведения памятника.
Возведение грандиозного комплекса длились 7 лет, за эти годы развитие освоения космического пространства шагнуло далеко вперед — на орбиту Земли уже запускались корабли, управляемые человеком. И чтобы увековечить это глобальное событие, стеллу было решено назвать «Покорители космоса».
Сооружение в целом было огромным, и весило 250 тонн. Для упрощение установки комплекса, его собирали на земле, и уже скомплектованным подняли на основание, с помощью подъемных кранов.
И наконец, в 1964 году, 4-го октября, спустя ровно 7 лет с момента размещения на орбите Земли первого спутника, памятный комплекс торжественно открыли.
За 3 года прилегающая территория комплекса была превращена в парк, со знаменитой ныне аллеей «Героев Космоса».
Аллея имела мемориальное значение — здесь все должно было говорить и напоминать о первых шагах СССР в космическом пространстве, поэтому были установлены скульптуры и памятники всем первопроходцам космических просторов, и конечно, конструкторам космических аппаратов. Здесь можно увидеть легендарного, всемирно известного Юрия Гагарина. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову, командира первого управляемого полета — Владимира Комарова.
На аллее увековечены великие ученые и исследователи того времени, в области космических программ и космической техники — Всеволод Келдыш и Валентин Глушко. Особое место здесь занимает изваяние самого С.П.Королева, как отца советской космонавтики.
В ознаменование 20-ти летия первого полета Юрия Гагарина, 10 апреля, в 1981 году состоялось открытие так давно запланированного Музея Космонавтики, в основании памятного комплекса «Покорители космоса».
В первые годы нашего столетия, аллею реконструировали — были добавлены новые памятники, и установили макет Солнечной системы, состоящей из планет, входивших в нее, соответственно новейших данных Международного астрономического союза.
История создания
История музея началась во второй половине XX века, когда в 1964 году на карте Москвы появился монумент «Покорителям космоса». Титановая ракета на ВДНХ стала символом качественного технологического скачка своего времени. Запуск первого искусственного спутника Земли, первые живые существа и первый человек в космосе стали отправной точкой в мировой космонавтике.
Идея создать Мемориальный музей космонавтики принадлежит основоположнику советского ракетостроения Сергею Королёву. Основной миссией музея стали популяризация космонавтики и сохранение научно-технического наследия российской космической эпохи.
Залы находились ниже уровня земли на глубине пяти метров, изначально его площадь составляла 3204 м². По замыслу художника О. Ломако залы должны создавать иллюзию присутствия в космическом пространстве.
Помещения музея были декорированы в различных техниках с применением самых современных на тот момент материалов. В оформлении главного зала центральное место занимала скульптура космонавта на фоне яркого витражного панно.
Спустя двадцать лет после открытия помещения пришли в аварийное состояние: участились протечки, промерзание конструкций, была повреждена облицовка основания монумента. В 2006 году было решено отреставрировать музей, увеличить его площадь и обновить экспозицию.
Работы над музеем прошли одновременно с масштабной реконструкцией Аллеи Космонавтов в 2006–2009 годах, тогда же был реставрирован монумент «Покорителям Космоса». Основной целью реконструкции музея было преобразование его в интерактивное пространство.
В ходе реконструкции музей был расширен до 8000 м², выставочная площадь выросла до 3720 м². С помощью перекрытия пространства между лестницами у главного входа был создан новый просторный вестибюль, экспозиционных залов стало четыре, их площади разделили на девять тематических зон.
Выставочные экспонаты Музея космонавтики в Москве
После реконструкции были открыты образовательный центр с конференц-залом, библиотека и кафе. Также были созданы фондохранилище и технические помещения, организована безбарьерная среда для маломобильных посетителей и появился доступ к беспроводному интернету.
Торжественное открытие обновлённого музея состоялось 12 апреля 2009 года. Новый кинозал был оформлен под кабину звездолёта. В новой части музея появился филиал Центра управления полётами, на экране которого в прямом эфире показывается перемещение МКС и проходят прямые включения связи с космонавтами.
Архитектурное исполнение
Помимо своей функции, увековечить достижения советской страны в сфере развития освоения космоса, комплекс был призван нести и идеалогический смысл, что выразилось в самой структуре сооружения. Ведь середина XX-го века стала мощным рывком вперед в области технического прогресса, и новой для человечества сфере — освоения недоступных до того просторов космоса. И сам факт того, что страна опять оказалось впереди планеты всей выразилось в идее исполнения комплекса — абстрактное решение исполнения, как вызов всему, что уже устарело.
Памятник выполнен в виде ракеты, взмывающей к неизведанным высотам космоса, и оставляющей за собой шлейф, и установлен на внушительном постаменте, способным вместить себя уже и Музей Космонавтики, придавая комплексу в целом законченность как в архитектурном плане, так и в смысловом.
Само основание с внешней стороны украшено масштабными фигурами людей, принимавших самое непосредственное участие в становлении космического развития. Была здесь и фигура С.П.Королева, но ее пришлось удалить, так как ученый не считал себя достаточно достойным такой почести. Он утверждал, что есть люди, заслуживающие этой почести гораздо больше, чем он.
А аллея «Героев Космоса» пополнилась скульптурой Константина Циолковского, бывшего теоретиком космонавтики, и олицетворяя собой связующее звено от человечества к необъятным просторам космоса.
Изображение монументального комплекса использовалось не раз, так были выпущены монеты достоинством в 10 копеек, в 60-е годы XX века, как отражение знаменательной даты для советского государства — 50 лет Советской власти. И на юбилейных рублях, в год проведения Олимпиады в Москве — 1980.
Несколько раз изображение комплекса фигурировало в видеоматериалах некоторых западных музыкальных групп.
Залы и экспозиции
Осмотр открывает вводный зал «История мироздания», за ним следуют залы «Утро космической эры», «Творцы космической эры», «Международное сотрудничество в космосе» и «Международный космический парк».
Стены последующих залов декорированы гипсовыми барельефами в форме созвездий, на потолках изображены планеты Солнечной системы и карта звёздного неба, созданная художниками-граффитистами.
Среди экспонатов находятся образцы ракетно-космической техники, личные вещи космонавтов и конструкторов, архивные документы и предметы нумизматики и филателии. Музею принадлежит филиал — Дом-музей академика Сергея Павловича Королёва на 1‑й Останкинской улице.
В первом зале музея Космонавтики находятся макеты нескольких спутников, включая первый в мире спутник Земли, первая космическая станция, направленная в сторону Венеры, крутящийся скафандр, а также чучела знаменитых Белки и Стрелки.
Но мое внимание привлек макет морской спутниковой станции. Он представляет собой корабль с несколькими спутниковыми тарелками. Предназначался для управления искусственными спутниками Земли с водной поверхности.
За первым залом, прямо за большой фигурой космонавта есть кинотеатр, в котором всегда показывают фильмы и передачи космической тематики.
Во втором зале можно посмотреть на оригиналы писем и заметок Циолковского и Королёва, различные книги, связанные с космонавтикой, медали, двигатель РД-214 от первой ступени ракеты-носителя «Космос». Очень понравилась экспозиция кабинета Королёва.
В третьем зале, самом большом, в два этажа, стоят различные ракеты-носители с гордыми названиями: «Молния», «Спутник», «Союз». Понравился орбитальный корабль «Буран». Он создавался как конкурент американскому шатлу, но, по какой-то причине, совершив один полёт, больше уже в космос не летал.
Интересно было посмотреть на макеты стартового комплекса транспортной космической системы «Space Shuttle» на космодроме имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал в США и нашего космодрома Байконур в Казахстане.
Зона «Космонавтика — человечеству» (или «Космос — народному хозяйству») посвящена прикладному использованию спутников и содержит макеты «Экспресс-АМ», «Экран‑М», «Метеор-3М», «Ресурс-ДК1», «ГЛОНАСС».
Здесь же и Центр Управления Полётами, и первый спутник Луны, и сам луноход – официальное название – автоматическая станция Луна 16.
Раздел «Исследование Луны и планет Солнечной системы» отражает историю полётов к спутнику Земли и включает макеты автоматической станции и возвращаемого аппарата «Луна-16», макет «Лунохода‑1» и оригинальный пульт управления аппаратом, образцы доставленного грунта.
Привлек внимание монитор, висевший на стене. На нём, нажимая на сенсорные кнопки можно почитать о галактиках, их видах, чёрных дырах, звёздах, планетах нашей Солнечной системы – что они собой представляют, когда были открытии и ещё много чего интересного. Это был первый этаж последнего зала.
На втором этаже можно увидеть экспозицию приземлившихся в посадочной капсуле космонавтов. При чём надпись на табличке гласила, что капсула полностью настоящая, космонавты приземлились в ней в 1988 г.
Раздел «Космический дом на орбите» показывает предметы быта космонавтов: бортовой холодильник, электроподогреватель пищи, специальный стол для питания и «космические» шахматы. Здесь представлены образцы космической пищи: мёд, творог, горчица, сок – всё в тюбиках, а также обычные консервы.
Также в нём представлены макеты пилотируемых кораблей серии «Союз», орбитальной станции «Салют‑6», скафандры «Сокол‑К», «Ястреб», «Орлан‑Д».
Далее можно войти в базовый отсек Космической Станции «Мир». Здесь находится монитор, кресла, пульт управления, раздевалка и туалет. По стенам разбросаны множество кнопок.
Раздел «Международное сотрудничество» посвящён взаимодействию государств в развитии космонавтики и демонстрирует макеты ИСЗ «Интеркосмос‑1», КК «Союз-37», АПАС «Союз-19». Макет «Стыковка КК «Союз-19» — «Аполлон», «Международная космическая станция».
Логическим продолжением этого раздела является зона «Международный космический парк». Она отображает современные модели ракет и транспортных систем типа «Союз», «Протон» и «Буран».
Посмотрев на представленные экспонаты, я пришла к выводу, что космонавты – это действительно герои, каждому из которых нужно поставить памятник.
Копии комплекса
Известны 2 скопированных памятника, в уменьшенных размерах.
Один из них установлен на родине Константина Циолковского, в Калужской области, город Боровск. Этот вариант выглядел точной копией оригинала, в уменьшенных масштабах, с расположенной рядом скульптурой самого Циолковского. В 80-е годы памятник неоднократно пострадал от вандальных действий, и его было решено снести. Гораздо позже, уже в 2007-м году стелла была возведена, но уже в бронзе.
Вторая репродукция комплекса была передана в дар от страны Советов Организации объединенных наций, и установлена в Женеве — штаб-квартире ООН.
Композиция «Покорители космоса» и Музей Космонавтики по праву являются интереснейшими памятными местами столицы нашей родины Москвы, и позволяют пронести сквозь века память и почтение к великим основателям и основоположникам в деле освоения космического пространства.