В Москве на Пушкинской площади колонны автозаков и строители. Они поставили перегородки и перекладывают плитку

Довольно длинный участок Тверской улицы, лежащий снаружи Бульварного кольца, начинается с двух сквериков, расположенных над пешеходными переходами и тремя станциями метро («Пушкинской», «Тверской» и «Чеховской»), одна из которых получила своё название из-за находящегося прямо на Пушкинской площади памятника поэту.

Общие сведения о Пушкинской площади

Бронзовый монумент Пушкину работы Александра Опекушина, пожалуй, один из самых известных памятников Москвы. Созданный на общественные пожертвования и открытый в 1880 году под торжественные речи Ивана Тургенева и других писателей, памятник был перенесён со своего первоначального места по другую сторону Тверской улицы, на теперешнее место, в 1950 году.

Памятник Пушкину

Цветы всегда лежат на постаменте у ног поэта, а в день рождения Пушкина (6 июня) тысячи поклонников его творчества собираются здесь, чтобы читать вслух его стихи. Поскольку русские люди считают Пушкина олицетворением национального самосознания, советские активисты правозащитного движения устраивали здесь демонстрации в надежде на то, что милиция тоже постыдится разгонять их (она не стыдилась).

Позади памятника Пушкину виднеется стеклянный фасад кинотеатра, который был одним из первых, дерзко задуманных современных зданий в послевоенной Москве; он был открыт в 1961 году на месте уничтоженного Страстного монастыря. Кинотеатр раньше назывался «Россия», и среди москвичей ходила шутка о том, что Пушкин стоит, повернувшись задом к России. Но в 1997 году кинотеатр был переименован в «Пушкинский». Здесь проводятся Московские международные кинофестивали и вручаются российские кинонаграды, эквивалентные американскому «Оскару».

Кинотеатр «Россия» (Пушкинский)

Расположенное на первом этаже казино предоставляет возможность выиграть автомобили, выставленные снаружи для обозрения, здесь же есть круглосуточно работающие игральные автоматы для заядлых игроков. Позади кинотеатра – здания ежемесячного литературного журнала «Новый мир», в котором в эпоху хрущёвской «оттепели» печатался роман Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», а в эпоху гласности – роман Оруэлла «1984».

Северная часть площади загорожена зданием газеты «Известия», основанного как печатный орган советского правительства. Его прежние помещения располагались в конструктивистском здании 1970-х годов с асимметричными балконами и круглыми верхними окнами, стоящем рядом с отделанным жёлтой плиткой домом в стиле модерн – домом И.Д. Сытина, где в 1920-х годах печаталась коммунистическая газета «Правда».

Старое здание газеты «Известия»

Близость их расположения породила остроумное высказывание: «В «Правде» нет известий, а в «Известиях» нет правды». За углом дома Сытина находится бетонное здание ещё одной газеты – «Труд», которое стоит напротив пышно украшенной Ссудной казны, огромного здания в неорусском стиле, где когда-то размещался царский Центральный банк. На пересечении с Тверской находится музей современной истории.

Создание площади

Тверские ворота просуществовали до 1720 года. На месте их сноса образовалась компактная площадка, которую украсили триумфальной аркой, предназначенной для торжественного въезда Петра I, заключившего Ништадтский мир. Впоследствии в канун предстоящих коронаций здесь возводили новую арку.

Стену Белого города разрушили в 1770 г. Кузнецов в 1784 г. вытеснили за Земляной вал. Спустя 11 лет отпала и нужда в лавках, их владельцам тоже пришлось переселиться в другое место. В 1791 г. перестроили собор Дмитрия Солунского. На его месте соорудили храм в стиле барокко, прославившийся своими хорами.

Через пять лет в районе разобранной стены пролег Тверской бульвар, первое публичное прогулочное место, которое получила Москва. Пушкинская площадь с этого момента начнет преображаться и станет излюбленным местом променада.

Музей современной истории

На Тверской улице стоит красный особняк со сторожевыми домиками, на крышах которых установлены каменные львы; этот дом упоминался в пушкинском «Евгении Онегине» как Английский клуб – это заведение, в дореволюционное время часто посещаемое аристократами и любителями удовольствий, было преобразовано Советами в музей революции и опять переделано в 1998 году в музей современной истории.

Здесь представлены даже советские плакаты, агитирующие против капиталистов, контрреволюционеров и кулаков и расхваливающих коллективизацию и Сталина, а также подарки и подношения «отцу народов», включая огромный радиоприёмник с портретом вождя. Посмотрите эскизы художников для не построенного Дворца Советов, который был спроектирован как главное здание Москвы.

Музей современной истории

Булыжники, которыми отбивались от полиции в 1905 году, бронированный автомобиль, участвовавший в уличных сражениях 1917 года, и пронумерованные могильные столбы Карагандинского исправительно-трудового лагеря находятся среди многих предметов постоянной выставки, которая дополняется временными выставками, посвящёнными разнообразным темам.

Музей заканчивается экспозицией, воссоздающей библиотеку Английского клуба, который был основан в 1831 году и назван так, хотя едва ли хоть один англичанин входил в этот клуб. Будучи фактически единственным местом, где допускались политические дискуссии во время правления Николая I, клуб скоро стал «собранием праздности», где Лев Толстой проиграл 1000 рублей, а Михаил Морозов проиграл и прокутил больше миллиона рублей за одну ночь в комнате для игры в карты, называемой «Ад».

Экспонаты Первой Мировой войны

В 1913 году этот клуб принимал гостей на балу-маскараде в честь 300-летия династии Романовых, который был последним большим общественным мероприятием перед революцией. Магазин, расположенный в вестибюле музея, предлагает советские плакаты, марки и значки по ценам коллекционеров.

Как Петр Великий в Москве Триумфальные ворота поставил

К 400-летию Императорского дома Романовых

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин. Стансы

Обозревая многочисленные нововведения, смело позаимствованные за границей Петром Великим в период его царствования, невозможно не заметить, что коснулись они буквально всех сторон жизни русского народа. В самом деле, будь то бритье бород или укорачивание кафтанов, празднование Нового года 1 января или разрешение продажи табака — до всего было дело кипучей и энергичной натуре государя-реформатора.

Вот и Москва не осталась в стороне. Одним из новшеств, внедренных при Петре I, стало возведение в Первопрестольной триумфальных врат. Царь полагал, что Российская империя ничем не хуже Римской, где подобных сооружений было во множестве.

Но в отличие от иноземных обычаев, в соответствии с которыми строительство триумфальных арок приурочивалось к самым разным поводам, в России эти сооружения ставили в случае военных побед и коронаций. Интересно, что в Москве в основном воздвигали арки в честь сухопутных побед, а в Петербурге, провозглашенном столицей, — морских.

В 1720 году после сноса Тверских ворот Белого города на их месте образовалась обширная площадь, впрочем, долго не пустовавшая. Уже в следующем, 1721 году на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву царя Петра I, заключившего со шведами Ништадтский мир.

В 1721 году Петр I специально прибыл в Москву, чтобы вместе с многочисленной свитой совершить торжественный въезд по Тверской улице через триумфальные врата. О том, что происходило почти триста лет назад на нынешней Пушкинской площади, мы можем судить по историческому документу — «Реляции, что при отправлении торжественного входа Его Императорского Величества Всероссийского в Москву в 18 день декабря 1721 года, чинилось», составленной в Санкт-Петербурге в 1722 году.

«Когда Его Императорское Величество приблизился с Гвардиею и прочими учрежденными полками ко Тверским триумфальным воротам, тогда великим трубным гласом, так же литаврным и барабанным боем и пушечною стрельбою со всенародною родостию принят. И по вошествии в Белый город с башен и болверков пушечною стрельбою, и всех церквей колокольным звоном приветствовали».

У Тверских ворот Петра встречало московское начальство в полном составе: генерал-губернатор, губернатор и все «знатнейшие под их командой обретающиеся офицеры и прочие гражданские управители».

Изображение Тверских ворот того времени до нас не дошло, но благодаря сохранившемуся описанию ворот можно себе представить их торжественный облик. Описание называется «Врата триумфальные в царствующем граде Москве. На вход Царского Священнейшего величества, Императора Всероссийского, Отца Отечества Петра Великого с торжеством окончания войны благополучным миром между империею российскою и короною шведскою».

Петр повелел выстроить в Москве три триумфальные арки. Каждая имела свой глубокий смысл. Первая — «у Тверских ворот по Белому городу» — ставилась в знак прошедшей войны и должна была являть собою «мимошедшей войны благополучия, аки семена мира». Арка у Тверских ворот должна была быть построена «тщанием и иждивением именитых человек, господ Строгановых, архитектором Иваном Юстиновым». Эти ворота, по фамилии финансировавшего их купца, называли также Строгановскими.

Вторая арка — в честь достигнутого мира — «в Китае-городе, у собора Казанского. Тщанием Святейшего Синода. Архитектором Иваном Зарудным».

Третья арка — в честь плодов достигнутого мира, «образующих и надеемых». Место для арки выбрали у Мясницких ворот Земляного города (сегодня мы знаем это место как площадь Красные ворота). Арка называлась магистратской, так как строилась «тщанием и иждивением магистрата. Архитектором Иваном Юстиновым упомянутым».

Указания кому и на чьи деньги строить этим не ограничились. Подробное описание внешнего вида ворот также очень интересно. В частности, Тверские ворота приказано было украсить столпами с изображениями четырех главных добродетелей: правда с весами и мечом; премудрость с зерцалом и змием; целомудрие, сосуд «не весьма полно наливающее»; мужество, опершееся на обломок столпа, при себе льва имеющее.

Это с одной стороны ворот, а с другой — «любовь к отечеству в лице жены, город на руках пестующей». И еще разнообразные декоративные элементы, как то: статуи святых апостолов Петра и Андрея, картины баталий и атак, провидение в лице царицы с корабельным кормилом, державой и царским глобусом в руках и т.д. А над всем этим парил «герб Государев, Орел позлащенный». Эмблематика триумфальных врат петровской эпохи была богатой.

Церемония прохода через Тверские триумфальные ворота была разработана заранее и не могла быть ни в коей мере и ни по чьему бы то ни было желанию изменена. Первой шла рота гренадеров. Затем гвардии Преображенский полк во главе с полковником — Петром I. За полковником следовали два подполковника — светлейший князь Александр Данилович Меншиков и Иван Иванович Бутурлин. За ними — четыре майора. За майорами — шеренга из восьми капитанов. Затем — восемь капитан-лейтенантов. За ними в две шеренги несли шестнадцать знамен. За Преображенским полком маршировал Семеновский, таким же порядком. За Семеновским — Ингерманландский, Астраханский, Лефортовский, Бутырский. «Шли до десятого часа по полудни. Потом распущены были по кватерам» (сохранена орфография источника).

Интересно, что в петровское время торжественное шествие победителей к Кремлю начиналось с двух сторон — либо от Серпуховской заставы, либо от Тверских ворот Земляного города. Все зависело от того, где и над кем была одержана очередная «преславная виктория»: над турками, например, или над шведами.

Так, в 1696–1697 годах войска входили через Серпуховскую заставу, поскольку возвращались с юга. А в 1702–1704 годах армия приближалась к Моск­ве с севера, поэтому полки входили в город по Тверской улице. Даже если царь Петр приезжал в Москву по другой дороге, то шествие начиналось оттуда, откуда прибывала в Москву армия.

Москвичи поначалу с опаской смотрели на новую традицию, однако постепенно привыкли и к торжественным парадам и триумфальным аркам, ставшим естественным следствием петровских побед.

История триумфальных врат не прервалась со смертью царя-работника (так Петра назвал Пушкин), сама жизнь диктовала необходимость ее продолжения, поскольку Москва, потеряв столичные функции, оставила себе право венчать на царство новых самодержцев из рода Романовых. Ритуал коронации предусмат­ривал проезд новоиспеченного государя через триумфальную арку.

Внук Петра I — Петр II также въезжал на коронацию через Тверские ворота Белого города: «Как скоро Его Императорское Величество триумфальные ворота пройти изволил, дан сигнал к пальбе из пушек, по окончании пушечной стрельбы стреляли полки трижды беглым огнем», — писали «Санкт-Петербургские ведомости» в 1728 году.

На коронацию императрицы Анны Иоанновны арку у Тверских ворот специально не строили. И дочь Петра Елизавета также повелела новую арку здесь не сооружать. В 1763 году триумфальные врата возвели к восшествию на престол Екатерины II (архитектор К.И. Бланк), в 1773 году — в честь победы над турками армии полководца П.А. Румянцева…

Снесенные в 1928 году Красные ворота (архитектор Д.В. Ухтомский; 1753–1757) очень напоминали своих собратьев, что радовали когда-то глаз москвичей. Что же касается Триумфальной арки, стоящей нынче на Кутузовском проспекте, то первоначально она была поставлена в 1834 году на площади Тверской заставы.

Но все же возведение триумфальных врат хотя и было в глазах Петра одним из атрибутов именно имперской России, которую создавал царь-реформатор, но не отвечало древним русским традициям. Еще с тех времен, когда только-только собиралась в единое государство древняя Русь, зародился у нас такой обычай — ставить по случаю военных побед храмы, посвященные святым покровителям, например Георгию Победоносцу или Дмитрию Солунскому. Ставились такие церкви и в Москве. Петр этой традиции изменил, и теперь уже другим Романовым, тем, кто царствовал в XIX веке, предстояло эту традицию восстановить.

Александр ВАСЬКИН

На Триумфальной площади

Последний участок Тверской улицы интересен, разве что, Московским драматическим театром (расположенным рядом с музеем современной истории), шикарным отелем «Мариотт» и вычурными магазинами, рассчитанными на внимание новых русских. Немного далее Тверская улица пересекается с Садовым кольцом и Триумфальной площадью, названной по торжественной арке, которая была установлена здесь во славу монархов в XVIII века. Её украшала статуя возничего, и москвичи шутили, что в Москве только два трезвых извозчика: тот, что на арке, и тот, что на крыше Большого театра.

Триумфальная площадь

Площадь фактически больше известна под её прежним советским названием – площадь Маяковского – благодаря монументальной статуе Маяковского, открытой в 1958 году. Его решительная поза и мешковатые брюки заставляют вспомнить стихи Маяковского, написанные в 1920-х годах: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза». За памятником возвышается гостиница «Пекин», жёлто-белое здание, украшенное художественными элементами эпохи китайско-советской дружбы.

На самом деле здание было построено как послевоенная штаб-квартира для службы госбезопасности, но никогда не использовалась в этом качестве – единственными приметами деятельности, для которой оно предназначалось, являлись красные и зелёные лампочки над дверями, выходящими в коридоры, они должны были бы сообщать о том, идут ли допросы внутри комнат, которые являются теперь номерами гостиницы.

Памятник Маяковскому

Чуть дальше главного входа на станцию метро «Маяковская» виднеется массивный портик с квадратными колоннами и внушительный фасад Концертного зала имени Чайковского. Первоначально построен в качестве театра для авангардного режиссёра Мейерхольда, который хотел, чтобы он был спроектирован «для замечательного будущего на сто лет вперёд»; в нём должно было быть две круглые сцены, способные поворачиваться, опускаться или подниматься по желанию режиссёра, и «башня творчества» на углу Тверской улицы, предназначавшаяся для артистических экспериментов.

Потом Мейерхольд был арестован и расстрелян, а в 1938 году театр был преобразован в концертный зал, теперь используемый для выступлений Государственного симфонического оркестра, а также зарубежных исполнителей. В том же самом году завершилось строительство станции метро «Маяковская», получившей международную известность за необычное освещение и красоту, а также за свои функции во время войны.

Концертный зал Чайковского

Как одна из самых глубоких станций метро она принимала гостей во время торжественного заседания Московского совета депутатов трудящихся по случаю 24-й годовщины революции в ноябре 1941 года, когда фашисты были на подступах к Москве, в ходе которого Сталин проводил совещание с собранными по его приказу генералами и партийными деятелями.

Эта станция также служила общественным бомбоубежищем – прямо на платформе были разложены постели, стояли раскладушки, здесь люди пережидали воздушную атаку. Пройдя мимо Московского театра сатиры и сада «Аквариум» где расположены театр имени Моссовета и круглосуточный ресторан «Свет звёзд» вы выйдете к началу следующего маршрута: Патриаршие пруды и окрестности.

Спасти Пушкинскую площадьАлександр Васькин, 2011

Площадь у Тверских ворот Белого города

За свою долгую жизнь площадь, о которой мы поведем рассказ, носила, по меньшей мере, четыре названия: у Тверских ворот, Страстная, Декабрьской революции и, наконец, Пушкинская. Каждое из названий олицетворяет историческую эпоху, повлиявшую на его возникновение.

Изначально площадь возникла на месте Тверских ворот Белого города, окружавшего мощной каменной стеной ту часть Москвы, что вмещала в себя Кремль, Китай‐город и приставшую к нему местность. Возведение крепостной стены началось при царе Федоре Иоанновиче в 1585 г. и продолжалось до 1591 г. под руководством известного русского зодчего Федора Коня. Правда, в документах XVI–XVII вв. упоминаются и другие даты окончания строительства: от 1589 г. до 1593 г.[1]

Возведение крепостной стены Белого города началось при царе Федоре Иоанновиче (1557–1598). Строительство еще не было закончено, как к Москве со своим войском подошел крымский хан Казы-Гирей. Непрошенные гости недолго простояли у стен Москвы и вскоре убрались восвояси, несолоно хлебавши.

С началом строительства потянулись в Москву ремесленных дел мастера, работники разных профессий — каменщики, плотники, кузнецы, гончары, да и те, кто, как говорится, просто умел в руках лопату держать. Работы было предостаточно, посему и народу требовалось «вельми презело». Как писал Джером Горсей, дипломат аглицкий, которому еще отец Федора Иоанновича, Иван Грозный своими сокровищами хвастался (см. одноименную картину), «за сооружение каменной стены кругом всей Москвы» царь призвал «семь тысяч каменщиков».

Всем миром возводили стены Белого города. К строительству привлекли как людей подневольных, так и «охочих людей», зарабатывавших «смотря по делу, от чего что пригоже». В сохранившейся челобитной того времени читаем: «Как на Москве царев белой каменной город делали, деды наши и отцы, и мы, сироты ваши, у того городового дела в кирпичниках были, кирпич делали».

Строили стену за счет казны, то есть за счет народа: «А камень белой, тесаной и неочищеной, привозят к Москве из тех городов уездные крестьяне, на кого сколко в году положено поставить вместо иного обороку», — свидетельствовал один из современников. А люди побогаче — торговые да посадские — выкатывали деньгу на строительство. Брали и с иноземцев. Так, уже упомянутый Горсей дважды просил царя Федора Иоанновича освободить английскую торговую компанию от уплаты специального налога, введенного в связи с постройкой стены Белого города.

Федор Конь на фоне выстроенного им Смоленского кремля (скульптор О. Комов)

Белый город на плане швейцарского художника Маттеуса Мериана, 1638 г.

Первыми стали возводить Тверские ворота, а уже от них повели стены в разные стороны, что, наверняка, неслучайно — Тверская дорога была главной, царской. Ее требовалось заградить в первую очередь.

Уже в те времена было известно, что московская почва во многих местах, в том числе и на нынешней Пушкинской площади, перенасыщена грунтовыми водами, расположенными слишком близко от поверхности земли. Построить каменную башню на глиняной почве, держащую к тому же на себе медные пушки, было делом непростым[2].

Белый город на плане «Императорского Столичного города Москвы», 1739 г.

Как была обеспечена устойчивость Тверской башни Белого города? По несложной, но любопытной задумке Федора Коня башня должна была прочно стоять на двух рядах толстенных белокаменных плит. Но как сделать так, чтобы плиты «не играли» и, учитывая тяжесть нагрузки на зыбкую почву, прочно держали огромные стены? Цемент тогда еще не изобрели. Зато лесов вокруг Москвы было вдоволь. Там и добыли недостающий связующий элемент — дубовые бревна.

Первым сладили фундамент Тверских ворот. Для начала в вырытый землекопами котлован забили несколько рядов дубовых свай, разных по высоте, половина из них выступала из земли на 50, а другая — на 80 сантиметров. Затем плотно утрамбовали землю — так, чтобы она покрывала только невысокие сваи. На них и уложили первый ряд бутовых плит, упиравшихся по бокам в сваи большей длины, выступавшие из земли. Таким образом, образовалась ровная поверхность.

Следом поверху выложили второй слой каменных плит, накрывающих теперь уже и более высокие сваи. Получившееся основание в разрезе напоминало привычную кирпичную кладку; тем не менее, оно обладало очень важным для фундамента свойством — упругостью, повышающей сопротивляемость будущей стены артиллерийскому обстрелу.

Таким же сделали фундамент и других ворот Белого города, стоявших на глиняной почве, в частности Мясницких.

Толщина высоких десятиметровых стен достигала шести метров (и в этом они могут сравниться с Великой Китайской стеной). Основным строительным материалом были кирпич и известняк, из которого издавна сооружали в Москве соборы и другие значительные здания. Кремль в XIV в. также выстроили из известняка. Поэтому и зовется древняя Москва белокаменной. Впрочем, и в других европейских городах древние крепости тоже строили из благородного светлого камня. Например, при возведении лондонского Тауэра использовали песчаник.

Наш камень, белый подмосковный известняк, обладая ровной, без раковин, поверхностью, отличался важным декоративным свойством — наличием собственного оттенка, например, палевого, жёлтого или розового. Для предохранения мягкой поверхности белого камня от воздействия осадков его после облицовки покрывали защитным лаком — фирнисом, который, проникая внутрь камня, укреплял его и сохранял декоративные свойства в течение десятков и сотен лет.

Мясницкие ворота Белого города (с картины А. Васнецова)

Стена получилась протяженной — почти 10 километров; исходя от Водовзводной башни Кремля, она шла вдоль Пречистенской набережной, и дальше — по направлению современного Бульварного кольца до Москвы-реки, затем по Москворецкой набережной до стены Китай‐города. Вдоль стены, напоминавшей по форме букву С, проходил ров с водой. Река Неглинка протекала под стеной через «трубу» (отсюда и название Трубных площади и улицы).

До того, как стать Белым, город назывался Царским — еще при Иване Грозном, повелевшем расселить в его пределах опричников. Сам же царь выстроил себе двор на Ваганьковском холме, т. е. тоже в пределах Белого города (на месте нынешнего Пашкова дома).

Было и третье название — Иван‐город. В дневнике польского дворянина Маскевича, посещавшего Россию в 1609–1612 гг., читаем:

«Китай‐город и Кремль находятся внутри третьего замка, Иван‐города (Белого города), который окружен валом и выбеленною стеною, отчего некоторые называют его Белым городом. В нем столько же ворот, сколько башен. Все же замки обтекает Москва-река, в ней много мест мелких, но топких, оттого наши охотнее переплывали ее, нежели переходили вброд.

Иван‐город равным образом застроен домами бояр и посадских людей, так что нет ни одного пустого места; только при воротах, ведущих в Кремль и Китай‐город, есть небольшие незастроенные пространства. Впрочем, так как дома находятся в значительном расстоянии от стен и палисада, то здесь довольно много места для защиты от неприятеля».

Застройка территории Белого города началась в XIV в., когда город был окружен валом и рвом. Уже в следующем веке на его территории находились боярские усадьбы, монастыри (Рождественский, Сретенский). В конце XV в. в Белом городе были поставлены Пушечный двор, Колымажный двор, другие ремесленные предприятия.

Согласно летописям того времени, Белым городом называли и саму крепостную стену. Соловецкий летописец начала XVII в. писал: «В лето 7097 (т. е. 1589 по современному летоисчислению) совершен бысть на Москве Белый город каменной и нарекли Царев город».

Всего в стене Белого города возвели 27 башен. Тверская башня, как и большинство ее собратьев, была многоугольной, высотой до 20 метров, имела несколько боевых ярусов и затейливое шатровое завершение. Внешний вид башен Белого города, по отзывам въезжавших в Москву гостей, был весьма своеобразным.

Приезжавший в Москву в середине XVII в. сын антиохийского патриарха Павел Алеппский писал:

«В Белой стене более 15 ворот, кои называются по именам различных икон, на них стоящих. Все эти надворотные иконы имеют кругом широкий навес из меди и жести для защиты от дождя и снега. Перед каждой иконой висит фонарь, который опускают и поднимают на веревке по блоку; свечи в нем зажигают стрельцы, стоящие при каждых воротах с ружьями и другим оружием.

Иноземец Исаак Масса, оставивший «Краткое известие о Московии в начале XVII века», пишет, что в Тверских воротах Белого города было два проезда, в отличие, например, от Арбатских, имевших лишь один проезд.

А старинный документ 1646 года «Роспись городовым порухам», рассказывающий о состоянии городского хозяйства Москвы, указывает на то, что в Тверской башне были устроены специальные помещения — «застенки», вероятно, для хранения боеприпасов. Застенков было два, и оба они пришли к середине XVII в. в плачевное состояние, требующее ремонта: один «застенок весь валится розно и у караульной избы осыпалось того застенку в длину по подошве 5 сажен», а другой «застенок по верху кругом осыпался и розщелялся». Оно и понятно — к тому времени использовались «застенки» все реже и реже.

Во всех воротах имеется по нескольку больших и малых пушек на колесах. Каждые ворота не прямые, как ворота Ан-Наср или Кин-Насрин в Алеппо, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решетчатую железную дверь, которую спускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом, ее нельзя сломать, а поднять можно только сверху».

В десяти башнях пробили ворота — по числу пересекавших границу Белого города улиц. Каждые ворота нарекли по улице, через них проходящей. Сколько воды утекло с тех пор, но сегодня, когда стены нет, память о ней незримо присутствует в названиях московских площадей — Яузские ворота, Покровские ворота, Мясницкие ворота, Петровские ворота, Никитские ворота, Арбатские и Пречистенские…

Недавняя уникальная находка реставраторов подтвердила тот факт, что крепостные ворота на Руси нередко нарекали в честь располагавшихся на них икон. В процессе реставрационных работ в апреле 2010 г. в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля обнаружились старинные надвратные иконы, замурованные под слоем штукатурки в 1930-е гг.

На Спасской башне открылась икона с изображением образа Иисуса Христа с припадающими к нему святыми — преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Время написания фрески достоверно не известно, создана она была не ранее середины второй половины XVII в. Именно эта икона и дала название башне, именовавшейся ранее Фроловской.

Над воротами Никольской башни была замурована икона Святителя Николая Чудотворца, относящаяся к концу XV — началу XVI вв., поврежденная во время боев в октябре 1917 г.

Чертольские ворота Белого города (с картины А. Васнецова)

Впрочем, что значит — стены нет? Она есть, только под землей. В ходе недавних археологических изысканий найдены фундаменты крепостных стен в самых разных местах Белого города, в том числе и на Пушкинской площади. На Хохловской площади раскопана крепостная стена длиной более пятидесяти метров, хорошо сохранились фундамент и кладка, а также уникальные археологические детали. Археологи обещают, что в обозримом будущем остатки стен будут музеефицированы и выставлены на обозрение.

Тверские ворота открывали путь на одну из самых древних улиц Москвы — Тверскую. Как и следует из названия, улица поначалу была дорогой на Тверь, именно по этой улице въезжали в Москву великие князья, цари, императоры и прочие высокопоставленные лица, не говоря уже о чинах поменьше. Посему улицу также называли и Царской.

Тверские ворота на ночь запирались. Закрывали и отпирали ворота специальные люди — воротники, стражники на воротах — обитатели Воротниковской слободы (отсюда и название Воротниковского переулка). Ворота на Тверскую улицу находились в двух местах: в Белом городе и Земляном (на его месте позже возник Камер-Коллежский вал).

Но не только воротами защищали въезд в Белый город. Чтобы москвичи чувствовали себя «как за каменной стеной», для большей безопасности улицы перегораживали еще и поперек, толстыми бревнами-решетками. И если вдруг враги пробрались бы через ворота в город, то полагалось стоявшим у решеток сторожам немедля трещотками оповещать местное население, созывая всех на помощь. Бревнами-решетками начали охранять Москву по царскому указу Ивана III еще в 1504 г., а просуществовали они до 1750 г.

Зачем вообще нужны были ворота? Они являлись важной частью фортификационного сооружения, в которое превращалась крепостная стена в военное время. Будучи третьим кольцом обороны Москвы (после Кремля и Китай‐города), Белый город признавался современниками одной из самых мощных крепостей Европы. Белогородские стены имели несколько ярусов бойниц, позволявших вести длительный непрерывный огонь.

Ворота были необходимы и в мирные дни, особенно ночами. И закрывали их от большого количества стекавшихся в Москву «шальных людей», коих в России во все времена было в избытке. Известно, например, что еще в 1722 г. Петр I посоветовал гостям, которые приехали в Кремль 1 января, чтобы поздравить царскую семью с Новым годом, разъехаться по домам засветло «во избежание какого-либо несчастья, легко могущего произойти в темноте от разбойников». А темнота, надо сказать, была повсеместная. Ведь во всем городе освещалось лишь Красное крыльцо перед Грановитой палатой Кремля, да и то по праздникам. Только в 1730 г. на улицах Москвы появились первые фонари, которые зажигали лишь в те вечера, когда в Кремле принимали гостей, чтобы последним было безопасно добираться восвояси. С конца XVIII в. фонари стали освещать улицу постоянно. Но поскольку с фонарями был связан риск пожара, то в лунные ночи и летом их не зажигали.

До того, как на Тверской установили освещение, в темное время суток горожане обходились фонарями, которые они носили с собой. Но лишний раз на улицу старались не ходить. Того же, кто встречался воротникам и стражникам с фонарем, пропускали дальше только за специальную мзду. А если фонаря при путнике не было, то его могли запросто заподозрить в желании остаться незамеченным и, следовательно, совершить что-то нехорошее. Таких не пропускали, а задерживали и сажали в острог «предварительного заключения» до выяснения личности.

Не одни лишь шальные люди стремились в разраставшуюся Москву. Во все времена здесь жила богатая публика. Но в Кремле и Китай‐городе знать уже не умещалась, вот и стали давать им земельные наделы в Белом городе для дальнейшего заселения. Подать с новых вотчин они не платили, считались «обеленными» от них. Отсюда и еще одна версия происхождения названия Белого города, где жили «обеленные». Другая версия, более распространенная, напрашивается сама — камень, из которого возвели стены, был белым.

В Белом городе слободами жили также ремесленники и купцы, переселившиеся в Москву из ближайших (и не очень) русских городов: из Дмитрова, Новгорода, Твери и других (отсюда и названия современных Малой и Большой Дмитровки). Именовались слободы и по названию ремесел — Соляная, Мясницкая, Лубяная, Кузнечная и т. д. (еще раз убеждаешься, насколько важным является сохранение исторических названий московских улиц)[3].

С укреплением российской государственности и увеличением территории страны оборонительная роль московских крепостных стен становилась все менее важной. Последние полки иноземных солдат со стены Белого города можно было увидеть разве что в Смуту. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись.

Тверские ворота были снесены в 1720 г., а на их месте образовалась площадь, впрочем, долго не пустовавшая. Уже в следующем, 1721 г. на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву царя Петра I, заключившего со шведами Ништадтский мир.

Возведение триумфальных врат на площадях Москвы и Санкт-Петербурга стало одним из тех многочисленных новшеств, что пришли в Россию в царствование Петра. В отличие от традиции Запада, где строительство арок приурочивалось к самым разным поводам, в России арки ставили в случае военных побед и коронаций. Интересно, что в Москве, в основном, ставили арки в честь сухопутных побед, а в Петербурге, провозглашенном столицей в 1712 г., — морских.

В 1721 г. Петр I специально прибыл в Москву, чтобы вместе с многочисленной свитой совершить торжественный въезд по Тверской улице через триумфальные врата. О том, что происходило почти триста лет назад на нынешней Пушкинской площади, мы можем судить по историческому документу — «Реляции, что при отправлении торжественного входа Его Императорского Величества Всероссийского в Москву в 18 день декабря 1721 года, чинилось», составленной в Санкт-Петербурге в 1722 г.

Традиция возведения в российских городах триумфальных арок зародилась при Петре I

«Когда Его Императорское Величество приблизился с Гвардиею и прочими учрежденными полками ко Тверским триумфальным воротам, тогда великим трубным гласом, также литаврным и барабанным боем и пушечную стрельбою со всенародною родостию принят. И по вошествии в Белый город с башен и болверков пушечною стрельбою, и всех церквей колокольным звоном приветствовали».

У Тверских ворот Петра встречало московское начальство в полном составе: генерал-губернатор, губернатор и все «знатнейшие под их командой обретающиеся офицеры и прочие гражданские управители».

Изображение Тверских ворот того времени до нас не дошло, но благодаря сохранившемуся описанию можно себе представить их торжественный облик. Документ называется «Врата триумфальные в царствующем граде Москве. На вход Царского Священнейшего величества, Императора Всероссийского, Отца Отечества Петра Великого с торжеством окончания войны благополучным миром между империею российскую и короною шведскою».

Петр повелел выстроить в Москве три триумфальные арки. Каждая имела свой глубокий смысл. Первая — «у Тверских ворот по Белому городу» ставилась в знак прошедшей войны, и должна была являть собою «мимошедшей войныблагополучия, аки семена мира». Арка у Тверских ворот должна была быть построена «тщанием и иждивением именитых человек, господ Строгановых, архитектором Иваном Юстиновым». Эти ворота по фамилии финансировавшего их купца называли также Строгановскими.

Строгановские триумфальные врата. Купцы Строгановы неоднократно выступали в роли финансистов строительства триумфальных ворот в Москве, так было и в 1709 г. после Полтавской победы

Вторая арка — в честь достигнутого мира — «в Китае городе у собора Казанского. Тщанием Святейшего Синода. Архитектором Иваном Зарудным».

Третья арка — в честь плодов достигнутого мира, «образующих и надеемых». Место для арки выбрали у Мясницких ворот Земляного города (сегодня мы знаем это место как площадь Красные ворота). Арка называлась магистратской, т. к. строилась «тщанием и иждивением Магистрата. Архитектором Иваном Юстиновым упомянутым».

Указания, кому и на чьи деньги строить, этим не ограничились. Подробное описание внешнего вида ворот также очень интересно. В частности, Тверские ворота приказано было украсить столпами с изображениями четырех главных добродетелей: Правды с весами и мечом; Премудрости с зерцалом и змием; Целомудрия, сосуд «не весьма полно наливающего»; Мужества, опершегося на обломок столпа, при себе льва имеющего.

Красные ворота

(с картины Бодри, 1844 г.)

Это с одной стороны ворот, а с другой — «любовь к отечеству, в лице жены, город на руках пестующей». И еще разнообразные декоративные элементы, как-то: статуи святых апостолов Петра и Андрея, картины баталий и атак, провидение в лице царицы с корабельным кормилом, державой и царским глобусом в руках и т. д. А надо всем этим парил «герб Государев, Орел позлащенный». Эмблематика триумфальных врат петровской эпохи была богатой.

Церемония прохода через Тверские триумфальные ворота была разработана заранее и не могла быть ни в коей мере и ни по чьему бы то ни было желанию изменена. Первой шла рота гренадеров. Затем гвардии Преображенский полк во главе с полковником — Петром I. За полковником следовали два подполковника — Светлейший князь Александр Данилович Меншиков и Иван Иванович Бутурлин. За ними — четыре майора. За майорами — шеренга из восьми капитанов. Затем — восемь капитан-лейтенантов. За ними в две шеренги несли шестнадцать знамен. За Преображенским полком маршировал Семеновский, таким же порядком. За Семеновским — Ингерманландский, Астраханский, Лефортовский, Бутырский.

«Шли до десятого часа по полудни. Потом распущены были по кватерам» (орфография источника сохранена).

Интересно, что в петровское время торжественное шествие победителей к Кремлю начиналось с двух сторон — либо от Серпуховской заставы, либо от Тверских ворот Земляного города. Все зависело от того, откуда возвращалась армия. Так, в 1696 г. и 1709 г. войска входили через Серпуховские ворота, поскольку шли с юга. А в 1702, 1703, 1704 гг. — с севера, поэтому они шли по Тверской улице. Даже если царь Петр приезжал в Москву по другой дороге, то шествие начиналось оттуда, откуда прибывала в Москву армия.

Внук Петра I, Петр II также въезжал на коронацию через Тверские ворота Белого города: «Как скоро Его Императорское Величество триумфальные ворота пройти изволил, дан сигнал к пальбе из пушек, по окончании пушечной стрельбы стреляли полки трижды беглым огнем», — писали «Санкт-Петербургские ведомости» в 1728 г.

На коронацию императрицы Анны Иоанновны арку у Тверских ворот специально не строили. Дочь Петра Елизавета также повелела новую арку здесь не ставить.

В 1763 г. триумфальные врата возвели к восшествию на престол Екатерины II(арх. Д. В. Ухтомский), в 1773 г. — в честь победы над турками армии полководца П. А. Румянцева. Снесенные в 1928 г. Красные ворота (1753–57 гг., арх. Ухтомский) очень напоминали своих собратьев, что радовали когда-то глаз на той площади, о которой мы рассказываем в этой книге.

Триумфальные арки строили, а вот крепостная стена Белого города тем временем разрушалась. Воцарившаяся в 1741 г. императрица Елизавета Петровна повелела приступить к сносу сильно обветшавшей к тому времени стены. Но если возвели стену за каких-то пять-шесть лет, то разрушение ее заняло гораздо больше времени и растянулось до Екатерининского времени. Может быть, потому, что снос — дело не менее ответственное, чем строительство (а, может быть, потому, что тогда не было еще большевиков), и в любом деле нужно умелое и профессиональное руководство.

Триумфальные врата на Страстной площади. Рисунок из коронационного альбома Екатерины II, автор М. Махаев, 1760-е гг.

На представленной иллюстрации мы видим Триумфальные ворота, поставленные в честь восшествия на престол царя Александра I, украшенные вензелем императора и коронационными атрибутами. По правую сторону от ворот выглядывает старая колокольня Страстного монастыря. Рисунок ценен тем, что показывает «допожарное» устройство площади и Тверской улицы, увиденных художником со стороны Охотного ряда. На первом плане — особняк Е.И. Козицкой (1790-е гг., арх. М. Казаков). В этом доме в 1824–1829 гг. жила княгиня Зинаида Волконская, в салоне которой бывали Пушкин, Вяземский, Баратынский; сегодня на этом месте — Елисеевский магазин. Слева — церковь Димитрия Солунского с шатровой колокольней XVII в.

Несколько десятилетий приговоренная к сносу стена стояла полуразрушенной (ну почти как Колизей, которому в свое время также грозило уничтожение — хозяйственные римляне долго растаскивали по домам колизейские камни — травертины), до тех пор, пока однажды часть стены Белого города не обрушилась и не погребла под собой нескольких человек. Вот тогда и решили самовольный разбор прекратить и снести окончательно. Кое-что все же из камней крепостной стены успели построить: Воспитательный дом и дом генерал-губернатора графа Чернышева на Тверской.

Триумфальные ворота на Страстной площади

(с рисунка Ф. Алексеева, 1800-е гг.)

Эта фотография 1930-х гг. сделана с того же места, где когда-то Алексеев рисовал Триумфальные ворота. Справа — Елисеевский гастроном (или № 1).

Привлекает внимание, конечно, двухэтажный троллейбус — примета довоенной Москвы. На заднем плане — «труба» кинотеатра «Центральный», а за ним — дом Сытина.

Каменный приказ, созданный в июне 1774 г. под руководством генерал-губернатора Москвы князя М. Н. Волконского, получил предписание: крепостные стены порушить. Императрица Екатерина II пожелала, чтобы на месте крепостной стены устроили бульвары — на всем ее протяжении. Так возникло Бульварное кольцо Москвы.

На этом рисунке Ф. Алексеева (1801 г.) Триумфальные ворота на Страстной площади изображены художником уже более детально и с другой стороны. Рисунок выполнен вскоре после коронации Александра I. Слева от ворот — церковь Димитрия Солунского с колокольней. Триумфальные ворота резко контрастируют с их окружением, создающим картину патриархальной и бывшей столицы начала XIX века.

Сегодня Тверская улица окольцована бульварами. На ней встречаются Тверской и Страстной бульвары. Пушкинская площадь и Страстной бульвар — из одной семьи, ведь до переименования площадь так и называлась — Страстная. И даже нумерация Пушкинской площади и Страстного бульвара совпадает — по четной стороне, до дома № 8.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]