Триумфальная Арка в Москве. Интересные факты, фото, описание, где находится

Триумфальная арка или Триумфальные ворота — знаковая достопримечательность Москвы, расположенная на Кутузовском проспекте (в районе Поклонной горы), она увековечила подвиг русских воинов, победивших армию Наполеона. На протяжении истории менялся не только облик ворот (изначально они были деревянными), но и их местоположение — до 1936 года они стояли на площади Тверская Застава (современная площадь Белорусского вокзала), затем их разобрали, позднее установив копию на нынешнем месте.

Величественная арка притягивает взгляды и считается настоящим украшением Кутузовского проспекта. Арка в наши дни не является проездной, к ней ведет пешеходная площадка с клумбами и скамейками, что удобно для туристов, которые могут без спешки подробно ознакомиться с архитектурой сооружения, имеющей много интересных деталей, а также сделать фотографии на память.

Где находится Триумфальная арка в Москве, как добраться

Московские Триумфальные ворота (второе название московской Триумфальной арки) находятся недалеко от Поклонной горы и Панорамы «Бородинская битва». Три объекта, связанные одной темой, образуют комплекс Победы. Арка установлена на прогулочной площадке, разделяющей встречное движение машин по Кутузовскому проспекту. Ее координаты: 55°44′12″ с. ш. 37°31′11″ в. д.

На остановке наземного общественного транспорта «Парк Победы» останавливаются автобусы, троллейбусы и маршрутные такси 22-х номеров. Но удобнее добираться сюда на самом быстром виде транспорта столицы – метро. Стация «Парк Победы» находится на Арбатско-Покровской линии темно-синего цвета.

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident
Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Общая характеристика арки

Арка на Кутузовской магистрали является копией сооружения, спроектированного в XIX веке О.И. Бове. Известный русский архитектор, отстраивавший Москву после пожара 1812 года, по указу императора создал мемориал Победы русского оружия в кровопролитной войне с французами.

Арочные ворота образуются двумя опорами-пилонами, симметрично окруженными шестью колоннами каждая. На лицевой стороне арки, обращенной в сторону Можайского шоссе, в нишах с постаментами стоят скульптуры воинов в древнерусских одеждах. Это аллегории Победы и Храбрости. Рядом с ними летают богини-Славы.

Над ними, в верхней части пилонов закреплены горельефы с композициями «Изгнание французов из Москвы» и «Освобожденная Москва». Еще выше, под карнизом – пояс из 44 гербов городов-защитников России. На самом верху арки – несущаяся шестерка лошадей, которой управляет богиня победы – Ника, приветствуя лавровым венком защитников Отечества. Общая высота сооружения 28 м.

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

История создания и существования памятника

Триумфальная Арка в Москве была построена в 1814 году для встречи русских войск, которые возвращались из победоносного похода, наголову разгромив войска Наполеона. Глава Кабинета Министров С.К. Вязмитинов издал приказ об организации торжеств, разослав его всем губерниям.

Одновременно император Александр I, подписавший мирный договор с Францией, известил об окончании войны Московского градоначальника Ф.В. Растопчина. Началась подготовка к торжественной встрече победителей и празднованию долгожданного мира.

Триумфальные ворота у Тверской заставы

Европейская традиция возводить подобные сооружения в честь победителей грандиозных сражений родилась еще в Древнем Риме. Они ставились (постоянно или временно) для торжественного въезда воинов в город. Первые парадные ворота в России появились при Петре Великом.

Строительство победных памятников началось одновременно в трех городах:

  • в Москве у Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала);
  • в Санкт-Петербурге на Нарвской заставе (у Обводного канала);

    Триумфальная Арка в Москве и Санкт-Петербурге почти братья-близнецы

  • в Новочеркасске, столице Донского казачества.

Тверская застава Москвы была избрано не случайно; это официальное место торжественной встречи императора по его возвращении из Западной Европы.

Возведенная деревянная арка возвышалась над московскими малоэтажными домами и производила грандиозное впечатление. Почти успели достроить сооружение и в Нарве, когда поступил приказ императора свернуть все работы по пышному празднованию события.

Александр I испугался, что многочисленные скопления народа перерастут в бунты. Новочеркасская арка не успела появиться тогда. Зато в 1817 году, в ожидании приезда императора в город, там возвели целых два подобных сооружения, не зная с какой стороны ждать самодержца. Сейчас город украшают две достопримечательности, посвященные одному событию, – Западные и Северные городские ворота.

Постройка Триумфальной арки Осипа Бове

Обе деревянные арки (в Москве и Санкт-Петербурге) через несколько лет обветшали и были разобраны. Однако в северной столице под руководством архитектора В. Стасова приступили к возведению на том же месте парадных ворот из камня.

Николай I во время коронации (1826 год) заметил, что было неплохо и Москве восстановить утраченное сооружение. Работу над проектом поручили О.И. Бове, документ был утвержден только через три года.

К строительству приступили сразу же после принятия проекта, к моменту организованного властями праздника торжественной закладки Триумфальной арки часть фундамента уже была сделана. В подготовленное место вложили памятную плиту и «на счастье» — несколько серебряных рублей.

Архитектор и архитектура

Осип Иванович Бове известен тем, что руководил строительством и реконструкцией зданий в центральных районах Москвы после пожара 1812 года. Он родился в 1784 году в Петербурге. Его родители – художники встретились в России, когда неаполитанец Винченцо Джованни Бова приехал работать в Эрмитаж. Они окрестили ребенка именем Джузеппе, но все его звали по-русски Осипом Ивановичем.

Получив образование в Москве, он оказался в группе зодчих, работавших под руководством великих архитекторов М.Ф. Казакова и К.И. Росси. Когда началась Отечественная война, пошел служить корнетом в гусарский полк.

По возвращении был назначен в «Комиссию о строении Москвы», где нес ответственность за центр города: Арбатский, Тверской, Пресненский и другие районы. В 1814 году Осип Иванович стал главным архитектором. Благодаря ему новая, послевоенная Москва была отстроена в едином замысле, с размахом, став городом-монументом.

Под руководством Бове преобразились территории, прилегающие к Кремлю: был засыпан ров, заложен Александровский сад, перестроены Торговые ряды (позже замененные ГУМом). Благодаря ему появилась Театральная площадь с Большим театром, был построен Манеж, храмы, жилые дома, Первоградская больница. Основной стиль архитектурных сооружений – классицизм.

Скончался Осип Иванович в 1834 году в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Строительство Триумфальной арки. Материалы, используемые при создании

Триумфальная арка в Москве строилась с 1829 года в течение 5 лет. Для нее тщательно подбирался материал. Пилоны были сделаны из кирпичной кладки. Использовался камень из укрепления берегов Самотечного канала, который в это время подлежал разборке. Для облицовки стен велась добыча материала в селе Татарово Московского уезда (ныне территория Москвы).

Тот камень называли «татаровским мрамором». 12 колонн, статуи и квадрига с богиней Никой были выплавлены из чугуна. Над скульптурным декором работали художники И.Т. Тимофеев и И.П. Витали. Они выполняли композиции, пользуясь рисунками Бове.

Важным элементом была мраморная пластина со словами посвящения, утвержденными Николаем I. Надпись на русском и латинском языках содержала благодарность императору Александру I, победившему Наполеона и возродившему сожженный город.

По обеим сторонам от основного сооружения были установлены каменные строения для размещения в них дежурных гвардейцев. Сооружения соединялись с аркой решетчатой декоративной оградой.

В преддверии 100-летия победоносного окончания войны с Наполеоном, в 1912 году, памятник был отремонтирован и приведен в надлежащий вид. Следующая крупная работа по его обновлению производилась Н.Д. Виноградовым уже в середине 20-х годов прошлого века. Триумфальная московская арка О.И. Бове просуществовала 102 года.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.

Александр Александрович Смирнов

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В МОСКВЕ

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.

Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья — чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.

В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.

Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки грандиозного памятника не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям предстояло установить монумент в сложившемся городском пейзаже, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

После того как Исполком Моссовета утвердил проект реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект, приступили к работам строители. Им предстояло сделать абсолютно ровной площадь вокруг будущей арки, срыв возвышенность у Староможайского шоссе, проложить новый проезд шириной 15 метров для автотранспорта и подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с участком в середине проезжей части, на котором вырастала арка.

Над возведением монумента с большой любовью трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.

Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор — пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники — дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов — освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Композиция решена мастерски. Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф — «Освобожденная Москва»—выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,— он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов — и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки — и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров — и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.

Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829—1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие — медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.

Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.

© 1981, изд. «Московский рабочий», «Москва — героям 1812 года», Смирнов Александр Александрович. Публикуется с любезного согласия автора. Материал к публикации в электронном виде подготовил Поляков О.

Демонтаж арки

В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.

Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.

Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.

С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.

В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Перенос Триумфальной арки

Группа специалистов во главе с реставратором В.Я. Либсоном воссоздали в соответствии с сохраненными документами копию Триумфальной арки. Работы велись до 1968 года.

Новое сооружение возводилось с применением современных тому времени материалов и возможностей:

  • пилоны, бывшие ранее кирпичными, были сделаны из железобетона;
  • облицовка из «татаровского мрамора» заменена на крымский, светло-серый известняк;
  • ограда и постройки для караула не возводились;
  • 150 скульптур были отлиты вновь на Мытищинском заводе, а чугунные колонны по образцу единственной уцелевшей – на «Станколите»;
  • оставлена одна плита с благодарственным текстом к Александру I (на внешней стороне арки), с другой стороны поместили выдержку из приказа главнокомандующего М.И. Кутузова 1812 года, где он именует русских солдат «Спасителями Отечества». Слова великого полководца о мужестве народа, защищающего свою землю, сделали сооружение монументом Победы в войнах 1812 и 1945 годов.

Триумфальная Арка в Москве была вновь открыта в ноябре 1968 года, но уже не на ул. Белорусской.

Проблема установки грандиозного памятника

Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.

Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.

В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.

Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.

Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.

Реставрация

Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.

В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:

  • была заменена часть облицовки;
  • произведена чистка оставленного облицовочного камня;
  • восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
  • отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
  • железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
  • черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.

Стоимость работ обошлась городу в 230 млн. руб.

В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.

Скульптурные группы

Со стороны Елисейских полей:

  • Слева — Триумф 1810 года по случаю подписания Венского мира с фигурой Наполеона в центре, работа скульптора Жан-Пьера Корто
  • Справа — Марсельеза или Выступление волонтёров против прусских войск, оккупировавших Лотарингию в 1792 году, работа скульптора Рюда

Со стороны авеню де ла Гранд-Арме́ — работы скульптора Антуана Этекса:

  • Слева — Мир 1815 года, аллегорическая композиция
  • Справа — Сопротивление 1814 года

Как выглядит Триумфальная арка в Москве сегодня?

Величественное, красивое сооружение встречает прибывающих в город с западной стороны. После реставрации Московские ворота стали еще более притягательны для туристов.

Безопасная и озелененная площадка с цветниками посреди потоков несущихся машин позволяет осмотреть каждую деталь сооружения, сделать интересные снимки в непосредственной близости. В темное время суток включается подсветка, которая делает памятник еще интереснее.

Скульптуры арки

Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.

Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.

На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.

Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.

Композиция «Изгнание французов»

На горельефе изображен жестокий рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Под натиском русских воинов французы бегут, бросая оружие и оглядываясь в ужасе. На первом плане – могучий воин с мечом в руке, на его щите – герб России, у ног – поверженный враг с обнаженным торсом.

Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.

Композиция «Освобожденная Москва»

Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.

Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.

Барельефы

Со стороны Елисейских полей:

  • Слева — Представление Бонапарту пленного турецкого военачальника Саид Мустафы — Паши после битвы при Абукире 25 июля 1799 года, работа скульптора Сёрра Старшего
  • Справа — Похороны генерала Марсо 20 сентября 1796 года, работа скульптора P. H. Lamaire

Со стороны авеню де ла Гранд-Арме́:

  • Слева — Бой при Арколе 15 ноября 1796 года, работа скульптора Фёшера
  • Справа — Битва за Каноб в Египте 3 июля 1798 года, работа скульптора John-Étienne Chaponnière

По бокам:

  • Битва под Аустерлицем, изображающая победу над русским войском 2 декабря 1805 года, расположена со стороны улицы Ваграм, скульптор Жан Франсуа Гештер
  • Сражение при Жемаппе 6 ноября 1792 года, скульптор Карло Марочетти.

Интересные факты

В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.

Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.

Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).

Аналоги Триумфальной арки в мире

Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.

СтранаГородГодСобытие (назначение)
ФранцияПариж1836В честь Аустерлицкого сражения
ИндияНью-Дели1931Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны
ИспанияБарселона1988К проведению Всемирной выставки
ГерманияБерлин1791Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира
АнглияЛондон1828Вход в Букингемский дворец
ИталияРамини27г. до н.э.Арка Августа – ворота в город
РумынияБухарест1922В честь защитников независимости

Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.

Оформление статьи: Мила Фридан

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.

Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]