Почему «Красные Ворота»? От XVII века до наших дней

Координаты: 55°46′06″ с. ш. 37°38′55″ в. д. / 55.768500° с. ш. 37.648778° в. д. / 55.768500; 37.648778 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.768500&mlon=37.648778&zoom=14 (O)] (Я)

У этого термина существуют и другие значения, см. Красные ворота (значения).

Красные ворота

— триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Память о ней сохранилась в названии площади Красные Ворота.

История

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Впоследствии его жена, Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели. Причины столь незаурядных решений строительства из дерева до конца не ясны.

В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея, перед залом Петра I.

3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных ворот родился М. Ю. Лермонтов (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили[1].

Попытки сноса арки Красных ворот предпринимались московскими властями ещё в середине XIX века. Так, в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига[2]. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки. Площадь, на которой они находились, сейчас называется площадь Красных Ворот. В 1935 году на этом месте была открытаодноимённая станция метро, а в 1953 году над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1941 году площадь была переименована в Лермонтовскую. Её часть с внутренней стороны Садового кольца, примыкающая к «старому» вестибюлю станции метро, была заново переименована в площадь Красных Ворот в 1986 году, с сохранением названия Лермонтовской площади за сквером на развилке Каланчевской и Новой Басманной улиц, где стоит памятник поэту.

Несколько раз поднимался вопрос о воссоздании арки[3], однако в связи с транспортной перегруженностью площади её восстановление маловероятно.

Сохранившиеся элементы

  • Золочёный ангел, венчавший верхнюю часть ворот, хранится в Историческом Музее.
  • Фигурки Путти находятся в Музее Щусева.
  • Белокаменные замковые камни большой и малой арок находятся в экспозиции Музея Коломенское.
  • Некоторые декоративные элементы находятся в Музее истории Москвы.
  • Red Gate — model.jpg

    Макет ворот и аллеи, которая к ним вела

  • Red gate moscow angel.jpg

    Ангел, ГИМ

  • Red Gate — model and putti.jpg

    Путти с ворот, Музей Щусева

  • Detail of Red gate 03.JPG

    Замковый камень с головой ангела. Деталь большой арки Красных ворот, Музей Коломенское

  • Detail of Red gate 02.JPG

    Замковый камень с головой ангела. Деталь малой арки Красных ворот, Музей Коломенское

История площади

В прошлом, вплоть до начала 18 века, в окрестностях современной площади внутри и снаружи Земляного вала располагались огородные слободы: внутри — дворцовая, на внешней стороне — принадлежащая Вознесенскому монастырю. Однако, сообщения между ними не было — ближайшими воротами были Покровские в районе современной площади Земляной Вал и Басманной улицы.

Отсутствие ворот доставляло местным жителям неудобства, поэтому в валу появились проломные ворота, а в 1709 году на их месте воздвигли деревянную Триумфальную арку в честь победы в Полтавской битве, которая стала переломным моментом в Северной войне. В конце 18 века, когда Земляной вал потерял актуальность и был окончательно срыт по приказу главнокомандующего Москвы графа Захария Чернышёва, вокруг арки фактически образовалась обширная площадь. Кроме самих ворот, довольно значительной постройкой на площади была церковь Трёх Святителей (в Огородниках).

Деревянные ворота не отличались надёжностью и часто горели, после чего их приходилось перестраивать. В 1742 году они были возведены ещё раз — по проекту архитектора Михаила Земцова, однако, спустя несколько лет они вновь сгорели, и в 1757 году императрица Елизавета Петровна повелела построить их из камня в стиле барокко по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского. Высота новых ворот составила 26 метров — гораздо выше, чем предыдущие; их украсили лепниной и росписями, а сверху установили 8 скульптур, изображающих благодетели, и бронзовую статую Фамы (богиня молвы) с пальмовой ветвью и трубой. Впоследствии декоративное оформление ворот неоднократно претерпевало изменения, хотя капитально их больше не перестраивали.

Красные ворота и церковь Трёх Святителей в 1890-х годах

В начале 20 века, когда в Москве развивалась трамвайная сеть, одна из линий прошла прямо через арку Красных ворот.

К сожалению, в 1927 году ворота и расположенная вблизи них церковь Трёх Святителей были снесены, поскольку они, по мнению городских властей, мешали проезду городского транспорта. Однако, память о них частично сохранилась: в 1935 году на площади открылась станция метро «Красные Ворота», южный вестибюль которой, построенный по проекту архитектора Николая Ладовского, был выполнен в виде арки Триумфальных ворот.

В 1925 году площадь получила официальное название — Красноворотская, но в 1941 году её вновь переименовали: теперь она стала Лермонтовской — к 100-летию со дня смерти поэта Михаила Лермонтова, который родился в доме генерал-майора Карла фон Толля напротив Красных ворот и был крещён в церкви Трёх Святителей. К сожалению до наших дней дом Лермонтова не сохранился — как и Красные ворота, и церковь, он был снесён в 1927 году.

После распада СССР площади решили вернуть историческое название, но при этом оставить на карте города и Лермонтовскую площадь тоже. Для этого большую площадь разделили на две поменьше: в 1993 году та её часть, что расположена внутри Садового кольца, стала площадью Красные Ворота, а та, что за его пределами — осталась Лермонтовской площадью.

Долгое время площадь представляла собой асфальтовое поле с парковкой, но в 2021 году её реконструировали и благоустроили: у станции метро организовали пешеходную зону, насыпали небольшие искусственные холмы, высадили деревья и кустарники.

Литература

  • А. Михайлов.
    Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. Государственное издательство по строительству и архитектуре. М.: 1954. С. 381. Тир. 7000 экз. Стр.99-123 (илл.)
: неверное или отсутствующее изображениеВ этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011 года

.

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Красные ворота

В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним. За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко. – Я тебе пг’иказывал не пускать их жг’ать этот ког’ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг’чук с поля тащил. – Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр. Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией. За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!» «Куда это собрались?» подумал Ростов. Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело. – Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их. – Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл. – И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу. – Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный. – Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов. – Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели. – А мои две недели не ели, – отвечал Денисов. – Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер. – Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров. – Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам… – К чог’ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру. – Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле. – Собака на забог’е, живая собака на забог’е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался. – Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям? Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами. На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно». Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы… Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем. – Меня за г’азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг’ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он. Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.

Почему «Красные Ворота»? От XVII века до наших дней

Удивительно, но так уж распорядилась судьба, что именно станция метро донесла до нас исконное название, что носило до начала XX века это место, и на настоящий момент только старые фотографии сохранили для нас первоначальный вид площади Красных Ворот и саму триумфальную арку. Попробуем собрать воедино крупицы оставшейся информации.

Площадь Красные Ворота расположена на Садовом кольце, между Садовой-Спасской и Садовой-Черногрязской улицами, в Басманном и Красносельском районах Центрального округа Москвы. В XVII веке на этом месте не было ни площади, ни триумфальной арки, шел только земляной вал, и местность была заселена весьма слабо. Для въезда в город в валу были сделаны ворота. Они назывались Мясницкими, или Фроловскими по выходившей к ним улице. Рядом с воротами располагалась церковь Трех Святителей. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня.

Изначально Красные Ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Впоследствии его жена Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Эта арка сгорела при большом пожаре 1737 года и была восстановлена в 1742 по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошел еще один пожар, и эти ворота опять сгорели.

В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную, построенную архитекторами Екатерины I. Строительство Красных Ворот длилось четыре года. Это был типичный образец стиля барокко с богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами, которые символизировали Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство и Милость. Ворота были украшены пятьюдесятью яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея перед залом Петра I.

До середины XVIII века ворота так и назывались Триумфальными. Позже за ними прочно установилось название Красных Ворот, потому что через них шло движение из центра города в Красное село. Также существует мнение, что «Красными» ворота прозвали жители за их красоту. Что касается цвета самой арки, то первоначально ворота были окрашены в белый цвет. В красный цвет их окрасили только в XIX веке.

После 1812 года земляной вал срыли, а площадь перед Красными Воротами со стороны города в 1820-х годах застроили. 3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных Ворот родился М. Ю. Лермонтов. Крестили новорожденного в церкви Трех Святителей.

Красные Ворота часто украшались портретами правителей России. Изначально над пролетом арки располагался портрет Елизаветы Петровны, окруженный блестящим ореолом. В 1825 году он был заменен двуглавым орлом для коронации Николая I. В советское время на них вешали плакаты с Лениным.

Попытки сноса арки Красных Ворот предпринимались московскими властями еще в середине XIX века. Так, в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига. Позже, с появлением в Москве трамвая, одна линия пролегла сквозь арку Красных Ворот, что вызвало протесты среди тогдашних ценителей старины.

К началу XX века ворота сильно обветшали, сбилась лепнина, стерлись богатые росписи. Весной 1926 года арку «отреставрировали», убрав державный элемент в виде двуглавого орла и лепнину в «медальонах», исчезли и статуи, что были на ней когда-то. Красные Ворота побелили. Однако в таком виде они простояли недолго. Уже в декабре Президиум Моссовета из-за необходимости «урегулировать уличное движение» принял решение их снести. К уничтожению памятника приступили 3 июня 1927 года. Многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны и расколоты.

Великолепные триумфальные ворота были уничтожены как мешающие проезду городского транспорта! Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трех Святителей у Красных Ворот.

Но история Красных Ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который сейчас многие считают Красными Воротами, давшими название площади. Станция была открыта 15 мая 1935 года. Автор наземного вестибюля — архитектор Н. А. Ладовский. В интерьере станции запечатлен символический образ Красных Ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала и отделка пилонов выполнены из красного грузинского мрамора. В 1938 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции метро Красные ворота получил Гран-при.

Дом, где родился М. Ю. Лермонтов, находился совсем рядом. На его месте в 1949—1953 годах архитектором А. Н. Душкиным было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен второй, северный выход из метро Красные ворота. С 1962 года станция называлась Лермонтовской, а в 1986 году она стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Теги: архитектура, города, достопримечательности, Москва, культура, история

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]