Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии


Япония – это уникальная страна с неповторимой культурой и огромным количеством архитектурных и природных достопримечательностей, представляющих интерес не только для подданных императора страны Восходящего солнца и всего мира. Ратифицировав в 1992 году Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Япония открыла дополнительные возможности для сохранности значимых объектов и привлечения туристов. Ни для кого ни секрет, что включение того или иного сооружения, комплекса построек или природной локации в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО делает это место известным и притягательным для миллионов людей.

На сегодняшний день (2020 год) в Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО внесено 21 наименование на территории Японии:

  • 17 объектов культурного наследия;
  • 4 объекта природного наследия.

Объекты ЮНЕСКО в Японии на карте

#Наименование объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в ЯпонииГод внесения в списокМестоположение
1Исторические села Сиракава-го и Гокаяма1995Остров Хонсю
2Замок Химэдзи1993Остров Хонсю
3Национальный парк Сиретоко2005Остров Хоккайдо
4Остров Якусима199360 км южнее острова Кюсю
5Гора Фудзияма2013Остров Хонсю
6Фабрика по производству шелка в Томиока2014Остров Хонсю
7Мемориал Мира в Хиросиме1996Остров Хонсю
8Серебряные копи Ивами Гинзан2007Остров Хонсю
9Синтоистское святилище Ицукусима1996Остров Хонсю
10Острова Огасавара2011юго-восточнее острова Хонсю
11Кумано-кодо2004Остров Хонсю
12Горы Сираками1993Остров Хонсю

Объекты всемирного наследия [ править ]

ИмяИзображениеМесто расположенияДанные ЮНЕСКОПлощадь:Памятники
Буддийские памятники в районе Хорю-дзиПрефектура Нара660 (1993) i, ii, iv, vi586 га; (570,7 га)Hōryū-ji , Hokki-ji
Химедзи-дзёПрефектура Хёго661 (1993) я, iv107 га; (143 га)Замок Химэдзи
ЯкусимаПрефектура Кагосима662 (1993) vii, ix10 747 гаПриродный объект: древний лес умеренно теплого климата
Сираками-СанчиАомори / Префектура Акита663 (1993)16 939 гаПриродный объект: буковый лес Зибольда , горы.
Исторические памятники древнего КиотоКиото / префектура Сига688 (1994) II, IV1056 га; (3579 га)Камигамо Дзиндзя , Симогамо Дзиндзя , To-дзи , Киёмидз-дер , Энряк-джи , Даая-джи , Ninna-джи , Byodo-в , Удзига Джинджа , Kozan-джи , Saihō-джи , Tenryu-дзи , Кинкак джи , Ginkaku -ji , Рёан-дзи , Ниси Хонгандзи , Нидзе-jō
Исторические деревни Сиракава-го и ГокаямаГифу / Префектура Тояма734 (1995) iv, v68 га; (58 873 га)Сиракава-го , Гокаяма
Мемориал мира в Хиросиме (купол Генбаку)Префектура Хиросима775 (1996)0,4 га; (43 га)Атомная бомба Купол
Святилище ИцукусимаПрефектура Хиросима776 (1996) i, ii, iv, vi431 га; (2634 га)Ицукусима Дзиндзя
Исторические памятники древней НарыПрефектура Нара870 (1998) ii, iii, iv, vi617 га; (2502 га)Тодай-дзи , Кофуку-дзи , Касуга Тайша , Ганго-дзи , Якуси-дзи , Тосёдай-дзи , дворец Хейдзё , Первобытный лес Касугаяма
Святыни и храмы НиккоПрефектура Тотиги913 (1999) i, iv, vi51 га; (373 га)Футарасан Дзиндзя , Ринно-дзи , Никко Тошо-гу
Места Гусуку и связанные с ними объекты Королевства РюкюПрефектура Окинава972 (2000) II, III, VI55 га; (560 га)Tamaudun , Sonohyan-Утаки Ishimon , Накидзин замок , Zakimi замок , Katsuren замок , Nakagusuku Замок , Замок Сюри , Shikinaen , Seifa-Утаки
Священные места и паломнические маршруты в горах КииВакаяма / Нара / префектура Мие1142 (2004) ii, iii, iv, vi495 га; (1137 га)Seiganto-дзи , Куман хаятам тайся , Конгоб-дзи , Niukanshōfu дзиндзя , Куман Hongu Тайша , Niutsuhime дзиндзя , гора Ёсин , Ōminesan-джи , Коясано chōishi-митя , Jison в , Yoshino Mikumari дзиндзя , Kinbu дзиндзя , Кимпусэн-дзи , Yoshimizu Джиндзя , Кумано Нати Тайша , водопад Начи, первобытный лес Нати, Фударакусан-дзи , Кумано Кодо
СиретокоХоккайдо1193 (2005 г.) ix, x71 100 гаПриродный объект: полуостров и морская зона
Серебряный рудник Ивами Гиндзан и его культурный ландшафтПрефектура Симанэ1246 (2010) ii, iii, v529 га; (3134 га)Юноцу, Ивами Гиндзан Кайдо Юноцу-Окидомаридо, Место Дайкансё , Окидомари, Гиндзан Сакуноучи, Место Ятаки-дзё, Омори Гиндзан, Мия-но-маэ, Ивами Гиндзан Кайдо Томогаурадо, Место Яхадзу из Ивами-дзё, Резиденция Кумагайка, Ракан-дзи Гохьякуракан , Томогаура
Хираидзуми — храмы, сады и археологические памятники, представляющие чистую землю буддизмаПрефектура Иватэ1277 (2011) ii, vi187 га; (5998 га)Чусон-дзи , Моцу-дзи , Кандзидзайо-ин , Мурёко-ин, Кинкейзан
Острова ОгасавараТокио1362 (2011 г.)7939 гаПриродные достопримечательности: Чичидзима , Хаха-дзима , Муко-дзима, Иводзима.
Фудзисан, священное место и источник художественного вдохновенияСидзуока / Префектура Яманаси1418 (2013) iii, vi20 638 га; (49 376 га)Фудзи , Fuji Пять озер , Fujisan Hongu Сэнгэн Shrine , Kitaguchi Hongu Fuji Сэнгэн дарохранительница, Yamamiya Сэнгэн дарохранительница, Мурояма Сэнгэн дарохранительница, Suyama Сэнгэн дарохранительница, Higashiguchi Hongu Fuji Сэнгэн дарохранительница, Кавагути Сэнгэн дарохранительница, Fuji Omuro Сэнгэн дарохранительница, Oshino Hakkai, Михо нет Мацубара
Шелковая фабрика Томиока и связанные с ней участкиПрефектура Гунма1149 (2014) ii, iv7,20 га; (415 га)Шелковая фабрика Томиока
Объекты промышленной революции Мэйдзи в Японии: металлургия, судостроение и добыча угляKyūshū и Yamaguchi , Сидзуока и Иватэ префектур1484 (2015) ii, iii, iv307 га; (2408 га)Угольная шахта Хасима , бывший дом Гловера , Сюсейкан, угольная шахта Миике , металлургический завод Явата, маяк Муцуреджима , отражательная печь Хаги, Академия Сёкасондзюку, город-крепость Хаги
Архитектурные работы Ле Корбюзье, выдающийся вклад в современное движениеТокио1321 (2016) i, ii, vi0,93 га; (116,17 га)Национальный музей западного искусства
Священный остров Окиносима и связанные с ним места в регионе МунакатаПрефектура Фукуока1535 (2017) II, III98,93 га; (79 363,48 га)Окиносима , Мунаката Тайша
Скрытые христианские достопримечательности в регионе НагасакиПрефектура Нагасаки и префектура Кумамото1495 (2018) iii5 566,55 га (12 252,52 га)Кафедральный собор Шура , замок Хара , остров Хирадо
Модзу — Фуруичи Кофунгун, скопления древних кургановПрефектура Осака1593 (2019) iii, iv166,66 га (890 га)Mozu kofungun , Фуруичи кофунгун

Исторические села Сиракава-го и Гокаяма


В труднодоступных горных районах острова Хонсю располагаются два села – Сирикава-го и Гокаяма, – которые еще до недавнего времени во время сильного снегопада и обильного снежного покрова могли быть отрезаны от остальной страны на долгое время. Жителям поселений не приходилось надеяться на помощь правительства и вынуждало их выживать и вести хозяйственную деятельность, полагаясь исключительно на собственные таланты и умения. Основным занятием в Сирикава-го и Гокаяма было выращивание шелкопряда, для чего верхние этажи жилищ приспосабливали под нужды «производства». Уникальные географические особенности и род деятельности местного населения привело к возникновению уникальной школы зодчества — «гассё-дзукури». Постройки, выполненные в этом стиле, отличаются не только самобытностью и функциональностью, но и органично вписываются в ландшафт. Именно благодаря этому села Сирикава-го и Гокаяма были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как «выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям».

Замок Химэдзи


Замок Химэдзи или «Замок белый цапли» — образ идеального средневекового оборонительного сооружения страны Восходящего солнца, послуживший прообразом для многих подобных строений в будущем. С военной точки зрения он был продуман до мельчайших деталей – даже сады, окружающие замок Химэдзи, являлись своеобразным первым рубежом обороны. Они представляли собой спиралевидные лабиринты с множеством тупиков, в которых по замыслу инженеров должны были теряться и дезорганизовываться войска противника. А хороший обзор и радиус обстрела со стен замка мог бы хорошо проредить личный состав штурмующих, сделав попытку взятия крепости провальной в самом зародыше.
В 1927 году замок Химэдзи был объявлен Национальным достоянием Японии, а в 1993 году попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк Сиретоко


Одно из самых малонаселенных мест Японии с прекрасно сохранившейся практически в первозданном виде дикой природой – полуостров Сиретоко, расположенный на Хоккайдо. Образованный в 1964 году на его территории одноименный национальный парк позволил сохранить одно из самых уникальных мест мира. По мнению специалистов ЮНЕСКО, принявших решение о включение этой территории в список Всемирного наследия, полуостров Сиретоко является одной из самых богатых экосистем мира, построенной на довольно тесном взаимодействии морской и наземной флоры и фауны. Одних только альпийских растений на территории всего в 71 100 гектаров насчитывается более 300 видов. Среди значимых представителей фауны стоит отметить бурых медведей, оленей и рыбных филинов.
Кроме того, полуостров Сиретоко – это самый южный регион в северном полушарии, где можно наблюдать дрейфующие льды

Замки Японии

Помимо святилищ, для туристов также открыты многочисленные японские замки. Всего в стране сохранилось около 50 старинных замков; некоторые из них, как, например, замок в Хиросиме, были разрушены во время Второй мировой и впоследствии отстраивались заново. Другие сохранились с XVII века в первозданном виде. К таким относится, в частности, легендарный замок Коти, который находится в одноименной префектуре. Нельзя сказать, что с замком связаны какие-то громкие военные даты: Коти известен тем, что в нем единственном сохранилось нетронутое внутреннее кольцо укреплений.

Остров Якусима

Япония – это только современные города, передовые технологии и высокая плотность населения, но и уникальная природа. Если на севере острова Хоккайдо можно наблюдать дрейфующие льды и фауну, характерную для большей части России, то всего в 60 км к югу от Кюсю располагается уникальный тропический лес, сохранившийся на большей части острова Якусима. Именно девственные леса и хорошо сохранившееся разнообразие флоры и фауны помогло повысить статус острова до глобального значение – в 1993 году он стал часть списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно это место помещают более 300 000 туристов при постоянном населении острова всего чуть более 13 000 человек. Их привлекают термальные источники, тропические водопады и, конечно, колонии обезьян, облюбовавшие эти места еще раньше появления тут первого человека.

Острова Японии

И, наконец, поговорим об островах, составляющих большую часть страны. Скажем, крупнейший остров Японии Хонсю: он отличается гористым рельефом, здесь же находится вулкан Фудзияма, который неоднократно привлекал внимание творцов Японии. Здесь много городов, это и Токио, и древние столицы страны — Киото и Нара, а также Нагоя, Иокогама и Осака.

Хоккайдо — самый северный и второй по величине остров Японии, треть которого покрыта лесами. Когда-то давно остров населяли племена айнов — судя по описаниям путешественников, выходцев из Восточной Сибири. Позже, когда японцы стали продвигаться на север, айнов постигла судьба американских индейцев. Однако, как и индейцы, айны частично уцелели. Сейчас существуют несколько айнских поселений на Хоккайдо, которые поддерживаются японскими властями — как в научных целях, так и для привлечения туристов.

Но не только своими антропологическими особенностями интересен Хоккайдо. Уникальная природа сохранилась в 6 национальных парках, одновременно являющихся заповедниками. Здесь же насчитывается около 10 озер с горячими минеральными источниками вулканического происхождения. 



Фудзияма


Фудзияма – это не только действующий слабоактивный вулкан, но и неиссякаемый источник для творчества в японском искусстве. Более того, Фудзияма является священной горой для японцев – тут расположено множество культовых синтоистских построек, а самому вулкану приписывают божественные свойства. Она настолько популярна в Японии, что многие культовые компании носят имя, образованное от знаменитого топонима — Fujifilm, Fuji Television, Fuji Heavy Industries и другие.
На сегодняшний день Фудзияма является одной из самых главных точек притяжения для туристов со всего мира и самой главной ассоциацией с островным государством. Объект Всемирного наследия Юнеско с 2013 года. Несмотря на важное национальное значение, она находится в частной собственности синтоистского Великого храма Хонгу Сэнгэн. Дарственная на эту территорию была получена монахами еще в далеком 1609 году из рук сёгуна Токугава Хидэтада. Право частной собственности ни разу не оспаривалось и соблюдается японским правительством и обществом по сей день!

Архитектура древней Японии

Необычность японской архитектуры характеризуется деревянными строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами. Поскольку в Японии тепло и нередко льют обильные ливни, то такое не удивительно. К тому же местные строители всегда учитывали опасность подземных толчков.

Из древне-японских строений, дошедших до нашего времени, самыми знаменитыми являются синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Они созданы из дерева, имеют плоские, сильно выходящие за территорию строения двускатные крыши, надёжно укрывающие от осадков. Храм Идзумо весьма велик, возвышается он на 24 м.

Идзумо фото

Вхождение в страну буддизма отразилось на динамике местного стиля архитектуры.

Одно из главных технических новшеств — постройка фундамента из камня. Древнейшие синтоистские строения были закреплены на сваях, врытых в землю, тяжесть распределялась на них, что весьма ограничивало площадь и высоту постройки. Для периода Асука (7 в.) характерно увеличение числа выгнутых крыш со слегка поднятыми углами, таких, какие мы можем видеть на традиционных храмах и пагодах Японии. Для строительства монастырей разрабатывается особое планирование храмовых комплексов.

Фабрика по производству шелка в Томиока

В провинции Гумма находится старейшее шелкоткацкое предприятие Японии, введенное в эксплуатацию в 1872 году и работавшее до 1987 года. Представляет особый интерес, как хорошо сохранившийся памятник промышленной революции на раннем этапе в Восточной Азии. Предприятие имеет для Японии и большое экономическое значение – благодаря его мощностям, страна Восходящего солнца в короткий период смогла стать крупнейшим экспортером шелка в мире, поставляя продукции в основном на рынки Франции и Италии. Внесение в список исторических памятников Японии, а впоследствии в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО позволило фабрике дойти до наших дней, как выдающемуся образцу технологического ансамбля.

Мемориал Мира в Хиросиме


Самое посещаемое место в Хиросиме – это полуразрушенное трехэтажное здание бывшего Выставочного центра торгово-промышленной палаты города или «Гэмбаку Дому». Оно было спроектировано и построено чешским архитектором Яном Летцелом в 1915 году в очень нетипичном для японских городов стиле, характерном для европейской городской застройки того времени. В 1945 году Хиросима подверглась американской атомной бомбардировке, в результате которой город был полностью уничтожен, а десятки тысяч мирных жителей сгорели в ядерном пожаре, либо от лучевой болезни в течение нескольких последующих лет. Но здание каким-то неведомым образом смогло частично уцелеть, несмотря на то, что находилось всего в 160 метрах от эпицентра взрыва. После окончания Второй мировой войны японские власти не восстанавливали сооружение, но укрепили его оставшиеся стены, предотвратив дальнейшее их разрушение. Здание «Гэмбаку Дому» стало мемориалом Мира, напоминающим об ужасах войны и тысячах бессмысленных жертв и людских страданий.
В 1996 году, несмотря на активные протесты китайских и американских властей, Мемориал Мира в Хиросиме был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как символ чудовищных последствий применения атомного оружие. Посещение достопримечательности входит в обязательную программу школьного образования Японии.

Объекты культурного наследия Японии исторического значения

Определение 1
Объекты культурного наследия исторического значения Японии – это памятники архитектуры, селитебные ландшафты, мемориальные комплексы, имеющие особое значение для истории Японии и её народа и представляющие общемировой культурный интерес.

К объектам культурного значения, рассказывающим о различных страницах истории Японии, можно отнести различные мемориалы, архитектурные ансамбли различных исторических эпох, рассказывающие как о древней, так и современной истории Японии.

Исторические памятники старой части Киото и в городах Удзи и Оцу, включены в список Всемирного наследия в 1994 г. Построенный в 794 г. по модели столиц древнего Китая город Киото был имперской столицей Японии с момента своего основания до середины XIX в. Киото, бывший центром японской культуры на протяжении более 1000 лет, демонстрирует историю развития японской деревянной архитектуры. Здесь сосредоточено около 2000 исторических памятников: сады и парки с кленами момидзи, старинные дворцы и площади. В восточной части Киото располагается один из самых красивых буддийских храмовых ансамблей – Киёмидзудэра («храм чистой воды») с воротами Ниомон.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Культурное наследие Японии 450 ₽ Реферат Культурное наследие Японии 250 ₽ Контрольная работа Культурное наследие Японии 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Искусство японских садов Киото повлияло на ландшафтное садоводство во всем мире.

Исторические села Сиракаваго и Гокаяма. Находятся в горном районе о. Хонсю. Зимой эти села отрезаны от сухопутного сообщения с остальной частью острова. В селах сложилась особая форма жилищ – деревянные двух- и трёхэтажные дома с крутыми соломенными крышами, дома сделаны без гвоздей, крепежом являются пенька или ореховые прутья.

Серебряные копи Ивами Гинзан на о. Хонсю основаны в 1526 г., и к началу XVII в. около пятисот шахт ежегодно производили до 38 тонн серебра (около трети мирового производства. Для охраны рудников на вершинах холмов были построены крепость, высокие заборы и замок Ямабуки.

Шелкоткацкая фабрика Томиока представляет собой один из самых ранних и сохранных памятников научно-технической революции в Восточной Азии, функционировала в 1872–1987 гг. Все здания фабрики хорошо сохранились и практически не изменились с момента постройки. Фабрика состоит из четырёх кластеров: ферма выращивания тутового шелкопряда; кладовые, где хранились яйца шелкопряда; шёлковая фабрика и профессиональное училище для рабочих.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Объекты промышленной революции периода Мэйдзи: металлургия, судостроение и угольная промышленность. Охраняется 11 кластеров (угольных шахт, металлургических предприятий и вервей), свидетельствующих о промышленной революции в Японии на рубеже XIX–XX вв.

Мемориал Мира в Хиросиме, включен в список Всемирного наследия в 1995 г. Бывший выставочный центр торгово-промышленной палаты Хиросимы, единственное здание, частично разрушенное в эпицентре ядерного взрыва 6 августа 1945 г. Люди, находившееся в нем, сгорели либо испарились. Погибло около 70 тыс. человек, еще столько же умерло позднее. Рядом с Куполом взрыва расположен Мемориальный парк мира. В парке находятся музей, несколько памятников, ритуальный колокол и надгробие. Рядом горит огонь мира, который будет погашен после полного уничтожения ядерного оружия. На строениях сохранились тени испарившихся людей.

Серебряные копи Ивами Гинзан


Серебряные рудники рядом с деревней Омори – самый спорный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии, поскольку он был включен в список несмотря на то, что было дано отрицательное экспертное заключение о его значимости. Тем не менее, на сегодняшний день это не просто запрошенные рудники, но прирордно-архитектурный заповедник площадью 400 Га в относительно малочисленном регионе острова Хонсю рядом с густым лесом и горами Тюгоку.
Свою историю серебряные копи Ивами Гинзан ведут с 1526 года, когда были обнаружены залежи драгоценного металла, и началась его интенсивная добыча. Максимальный пик производства был достигнут в начале XVII века, когда ежегодно добывалось 38 тонн серебра. Это были внушительные объемы для той эпохи, которые составляли приблизительно треть мирового производства. Копи Ивами Гинзан имели стратегическое значение для Японии, что подчеркивалось большим количеством фортификационных сооружений по периметру. Из этого серебра чеканились монеты знаменитого сёгуната Токугавы.

К 1823 году рудник начал иссякать, а в 1923 году окончательно закрыт и заброшен.

Эпоха Ямато


Глиняная статуэтка. Конец периода дзёмон. II в. до н.э.

Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III-IV вв. н.э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.

Период с IV по начало VII в. носит название курганного («кофун дзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство — а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов — не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства— изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом предков и культом Солнца, что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности (мифологическо-летописные своды «Кодзики», «Нихон сёки»).

Культ предков в синтоизме

Культ предков имеет особое значение для исконно японской религии — синтоизма, а значит, и для всей культуры Японии. Наряду с отмеченной выше открытостью к иноземным влияниям культ предков представляет собой другую мощную движущую силу развития японской цивилизации, силу, которая обеспечивала преемственность в ходе исторической эволюции.

На государственном уровне культ предков воплотился в культе богини Солнца Аматэрасу, считающейся прародительницей правящего рода. Среди цикла мифов, посвященных Аматэрасу, центральное место занимает повествование о ее сокрытии в небесной пещере, когда мир погрузился во тьму и пребывал в ней до тех пор, пока богам с помощью магических приемов не удалось выманить богиню из ее прибежища.


Деталь глиняной статуэтки. III-II тыс. до н.э.

Пантеон раннего синтоизма включал божеств — предков родов, которые занимали ведущее место в социальной структуре японского общества в период оформления мифа как категории государственной идеологии. Божества-первопредки считались полифункциональными защитниками родов, выводивших от них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным ландшафтным божествам, имевшим, как правило, местное значение.

Появление буддизма

К середине VI в. в государстве Ямато была достигнута определенная политическая стабильность, хотя смягчение центробежных тенденций все еще оставалось одной из основных забот правящего рода. Чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, освящаемую родовыми и региональными культами синто, японские правители обратились к религии развитого классового общества — буддизму.

Трудно переоценить роль, которую сыграл буддизм в истории Японии. Помимо его вклада в становление общегосударственной идеологии вероучение буддизма формировало новый тип личности, лишенной родовой привязанности и потому более пригодной для функционирования в системе государственных отношений. Процесс буддийской социализации не был когда-либо завершен полностью, но тем не менее на данном этапе исторического развития буддизм служил той цементирующей силой, которая обеспечивала идейную гомогенность японского государства. Велика была и гуманизирующая роль буддизма, привносящего положительные этические нормы общежития, которые приходили на смену табуациям синто.


Глиняный сосуд. Период дзёмон. VIII-I тыс. до н.э.

Строительство буддийских храмов

Вместе с буддизмом в Японию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этой религии. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображений будд и бодхисатв, других предметов культа. Синтоизм в то время еще не имел развитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведения богослужений.

Планировка первых японских буддийских храмовых комплексов с их ориентацией с юга на север в целом соответствует корейским и китайским прототипам. Однако многие конструктивные особенности строительства, например антисейсмичность сооружений, свидетельствуют о том, что храмы и монастыри возводились при непосредственном участии местных мастеров. Важным свойством многих первых буддийских храмов Японии являлось также отсутствие в них помещения для молений—особенность, унаследованная от композиционного построения синтоистских храмов. Интерьер предназначался не для молений, а для сохранения храмовых святынь.

Наиболее грандиозным буддийским культовым сооружением стал храм Тодайдзи, комплекс которого занимал более 90 га (возведен в середине VIII в.). Храм символизировал мощь государства. Помимо чисто религиозных нужд он использовался и для проведения светских церемоний общегосударственного значения, например для присвоения чиновничьих рангов. «Золотой павильон» («кондо») Тодайдзи неоднократно отстраивался после разрушительных пожаров. В настоящее время он является самым большим деревянным сооружением в мире. Его высота — 49, ширина — 57, длина — 50 м. В нем размещается гигантская статуя космического будды Вайрочаны высотой 18 м. Однако «синдром гигантомании» был преодолен довольно быстро, и в дальнейшем ничего подобного храмовому комплексу Тодайдзи сооружено не было. Характерным становится стремление к миниатюризации.


Танцор. Ханива. Период кофун. Середина III — середина VI вв. н.э.

Буддийская скульптура

В VII-VIII вв. континентальная буддийская скульптура почти полностью подавляет местную иконографическую традицию. Бронзовые буддийские статуи либо ввозились из Кореи и Китая, либо изготавливались приезжими мастерами. Наряду с бронзовой скульптурой со второй половины VIII в. все более распространенным становится изготовление лаковых, глиняных и деревянных буддийских изображений, в облике которых заметно влияние местного иконографического канона. По сравнению со скульптурой монументальная храмовая живопись занимала в изобразительном каноне намного меньшее место.

Скульптура изображала не только будд и бодхисатв. Поскольку буддизм принес с собой концепцию личности, отличающуюся большей индивидуализированностью, нежели та, которую успел к этому времени выработать синтоизм, то не случайно, что с середины VIII в. наблюдается интерес к портретному изображению выдающихся деятелей японского буддизма (Гёсин, Гиэн, Гандзин и др.). Однако портреты эти еще лишены личностных черт человека и тяготеют к типизации.

Строительство столицы — Нара

К 710 г. было завершено строительство постоянной столицы Нара, представлявшей собой типичный чиновничье-бюрократический город с определенной планировкой, подобной столице танского Китая — Чанъани. С юга на север город был разделен девятью улицами, а с запада на восток — восемью. Пересекаясь под прямым углом, они образовывали прямоугольник размером 4,8 на 4,3 км, в 72 кварталах которого вместе с ближайшими пригородами могло, согласно современным оценкам, проживать до 200 тыс. человек. Нара была тогда единственным городом: уровень развития сельского хозяйства, ремесел и социальных отношений еще не достиг той ступени, когда возникновение городов стало бы повсеместной необходимостью. Тем не менее колоссальная по тем временам концентрация населения в столице способствовала развитию продуктообмена и товарно-денежных отношений. В VIII в. в Японии уже чеканилась собственная монета.


Стенная роспись гробницы. V-VI вв.

Создание свода законов

Строительство столицы по континентальному образцу представляло собой одну из важных мер по превращению Японии из полуварварского королевства в «империю», чему должны были способствовать многочисленные реформы, начавшие активно проводиться с середины VII в. В 646 г. был обнародован указ, состоящий из четырех статей.

  • Согласно статье 1-й, упразднялась прежняя наследственная система владения рабами и землей; вместо этого провозглашалась государственная собственность на землю и в соответствии с чиновничьими рангами выделялись фиксированные кормления.
  • Статья 2-я предписывала новое территориальное деление страны на провинции и уезды; определялся статус столицы.
  • Статья 3-я объявляла о переписи дворов и составлении реестров для передела земли.
  • Статья 4-я отменяла прежнюю произвольную трудовую повинность и устанавливала размеры натурального подворного обложения продуктами сельского хозяйства и ремесла.

Вся вторая половина VII в. отмечена повышенной активностью государства в области законодательства. Впоследствии отдельные указы были сведены воедино, и на их основе в 701 г. завершено составление первого универсального законодательства «Тайхорё», служившего с добавлениями и модификациями базой феодального законодательства на протяжении всего средневековья. Согласно «Тайхорё» и «Ёрорё» (757 г.), административно-чиновничий аппарат японского государства представлял собой сложную и разветвленную иерархическую систему со строгим соподчинением сверху донизу. Экономическую основу страны составляла государственная монополия на землю.


Стенная роспись гробницы Токамацу-дзука. VI в. н.э.

Построение идеологической основы государства

На протяжении VII-VIII вв. японское государство пытается идейно обосновать сложившиеся и вновь создаваемые институты управления. В первую очередь этому должны были послужить мифологическо-летописные своды «Кодзики» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 г.). Мифы, записи исторических и полулегендарных событий подверглись в обоих памятниках существенной обработке. Основной целью составителей было создание государственной идеологии, иначе говоря, состыковка «мифа» и «истории»: повествование «Кодзики» и «Нихон сёки» делится на «эру богов» и «эру императоров». Следовательно, тогдашнее положение царского рода, а также других наиболее могущественных родов из среды родо-племенной аристократии находило обоснование в той роли, которую играли божества-первопредки во время «эры богов».

Составление «Кодзики» и «Нихон сёки» знаменует важный этап в создании общегосударственной идеологии на основе синтоистского мифа. Эту попытку следует признать весьма удачной. Миф был приведен в соответствие с реалиями истории, а система сакральных генеалогий вплоть до XX в. играла выдающуюся роль в событиях японской истории.


Ритуальные буддийские объекты. Старый дворец Киото. VII-VIII вв. н.э.

Уменьшение роли буддизма

Одновременно с активным привлечением синтоизма к государственному строительству буддизм теряет свои позиции в данной сфере. Особенно заметно это становится после неудавшегося переворота, предпринятого буддийским монахом Докё в 771 г. Чтобы избежать давления буддийского духовенства, обосновавшегося в храмах и монастырях Нара, в 784 г. столица переносится в Нагаока, а в 794 г. — в Хэйан. Лишившись в значительной степени государственной поддержки, буддизм тем не менее в громадной степени способствовал формированию выделявшейся из коллектива личности и постоянно участвовал в процессе ее социализации. В этом заключается его непреходящая значимость в истории Японии.

Китайское влияние на культуру Японии

Несмотря на то что составление «Кодзики» и «Нихон сёки» преследовало одни и те же цели, «настоящей» династийной хроникой была признана только «Нихон сёки». Хотя оба памятника были составлены на китайском языке («Кодзики» — с большим привлечением фонетической записи иероглифов «манъёгана»), «Кодзики» была записана Оно Ясумаро с голоса сказителя Хиэда-но Арэ. Использовался, таким образом, привычный синтоизму «устный канал» передачи сакральной информации. Только тогда, согласно убеждениям приверженцев традиционализма, текст становился текстом истинным.

Текст же «Нихон сёки» с самого начала возникает как текст письменный. Ввиду активного распространения китайской письменности, создававшей новые возможности в фиксации и хранении важных культурных ценностей, перед японским обществом встал вопрос о том, какую речь — письменную или устную — следует признать более авторитетной. Вначале выбор был сделан в пользу первой. Языком культуры на некоторое время стал китайский литературный язык. Он обслуживал прежде всего потребности государства. На китайском языке велись хроники, составлялись законы. В качестве учебников в государственных школах, учрежденных в VIII в., использовались произведения китайской философской, социологической и литературной мысли.


Деревянные даосские ритуальные фигурки. Киото. IX в. н.э.

Средневековая японская поэзия известна теперь всему миру. Но первая из дошедших до нас стихотворных антологий —«Кайфусо» (751 г.) — представляет собой собрание стихов на китайском языке. Через некоторое время составляется и антология японской поэзии— «Манъёсю», стихи которой были записаны «манъёганой». Эта антология подвела итог многовековому развитию японской поэзии. В «Манъёсю» вошли стихи различных временных пластов: образцы фольклорной и культовой поэзии, авторские сочинения, еще не утратившие связь с народным песенным творчеством. Последние вплотную приблизились и к индивидуальному творчеству. Однако большая престижность китайского языка привела к тому, что после составления «Манъёсю» японские стихи надолго исчезают из сферы письменной культуры. Следующая антология на японском языке — «Кокинсю» — появляется лишь в начале X в. Стихи «Кокинсю» обнаруживают как преемственность по отношению к «Манъёсю», так и многие качественные отличия. Это свидетельствует о непрерывном совершенствовании поэтической традиции, несмотря на долголетнее вытеснение японской поэзии из разряда официальной культуры.

Конечно, главные достижения ждали японскую культуру впереди. Период, непосредственно предшествующий блистательной и вполне самостоятельной средневековой культуре хэйана, был в значительной степени временем упорного и плодотворного ученичества. Тем не менее даже при самых разнообразных заимствованиях японцам удалось сохранить преемственность по отношению к прошлым достижениям собственной культуры. К середине IX в. японская культура, обогащенная иноземными заимствованиями, уже обладала достаточной внутренней энергией для самостоятельного развития.

Синтоистское святилище Ицукусима


Синтоистское святилище Ицукусима было возведено в VI веке на одноименном острове в префектуре Хиросима. На протяжении своей истории оно неоднократно разрушалось и воссоздавалось по древним эскизам и чертежам. Самое известное сооружение святилище – это огромные 16-метровые ворота-тории, стоящие прямо в воде в небольшой бухте, защищенной от внешних ветров и сильных волн. В своем нынешнем виде они дошли до нас с 1875 года, когда были восстановлены по историческим эскизам, известным с 1168 года.
На территории острова Ицукусима с древних времен запрещено умирать и рождаться. Это правило соблюдалось еще относительно недавно – все въезжающие осматриваются и слишком пожилые люди, а также женщины последних сроков беременности и изможденные люди отправляются обратно на основные острова японского архипелага. Кроме тог, на остров нельзя завозит собак, которые могут распугать птиц и разрушить ту природную гармонию, которая сложилась в священном месте между миром людей и пернатых!

Храмы Японии

В первую очередь Япония известна своими неповторимыми храмами, некоторые из них буквально поражают своей красотой даже тех, кто не очень увлекается храмовой архитектурой. Особенно отличился в этом плане город Киото, где только буддийских храмов, переживших и Вторую мировую войну, осталось около 1600. Конечно же, вряд ли будет возможность за один визит изучить все; так что имеет смысл в первую очередь увидеть те храмы, о внешнем убранстве которых ходят легенды. Например, Гинкаку-дзи (другое, неофициальное название — «Серебряный павильон»). Поначалу предполагалось, что весь он будет покрыт серебром в честь богини Каннон, но начавшаяся война помешала этому замыслу. Павильон задумывался для отдыха сегуна. Это тихое, необычайно гармоничное место, и в своем нынешнем виде храм прекрасен безо всякого серебра.

Посещая храмы Японии, следует соблюдать правила приличия: не разговаривать громко ни в здании храма, ни на его территории, снимать обувь на входе (иногда в храмах выдают специальные тапочки), а также обращать внимание на запрещающие таблички. Фотографировать, как правило, можно, но лучше уточнить это у служителей.

А вот если доведется побывать в Осаке, то запомните: к югу от этого города находится святилище Коя-сан. Оно было построено в IX веке до нашей эры, и от самого храма к подножию горы отходит знаменитая тропа паломничества, которой уже много сотен лет.

Впрочем, осуществлять весь подъём на своих двоих необязательно — по кабельной дороге можно подняться на гору за несколько минут. Открывающиеся виды того стоят!

Острова Огасавара


Острова Огасарава (или Бонинские острова) – это уникальное место, называемое японцами «раем на Земле». Представляющие собой группу из 30 небольших по большей части необитаемых островов, они сохранили уникальную экосистему, представляющую ценность для всего мира. На площади всего 104 км2 произрастает более 140 видов растений, 73 из которых можно встретить только тут. Кроме того, на Бонинских островах водятся уникальные насекомые, например, огасаварская стрекоза, также являющиеся эндемиками региона. Прибрежные воды славятся своей прозрачностью и привлекают дайверов со всего мира коралловыми рифами и разнообразной яркой морской фауной.
Особое значение острова Огасарава представляют для китов, которые ежегодно приплывают в окрестные воды для воспроизведения потомства. Биологи неофициально называют Бонины «детским садом для китов». А туристов в этот регион привлекает возможность поплавать с настоящими океанскими дельфинами, которые любят резвиться в прибрежных водах на радость детей и их родителей!

Кумано-кодо


Кумано-кодо – это разветвленная сеть паломнических троп, известная с 907 года. С 1090 года по Кумано-кодо императоры Японии неоднократно совершали паломничество к трем важнейшим синтоистским святилищем недалеко от древней столицы Японии – города Нара:

  • Святилище Кумано-Хонгу-тайся
  • Святилище Кумано-Хаятама-тайся
  • Святилище Кумано-Нати-тайся

Паломнические тропы проходят через живописные регионы страны, переваливаются через поросшие густым лесом Горы, проходят вдоль рек, спускаются к океану и даже частично проходят вдоль побережья. На всем их протяжении можно встретить многочисленные камни с древними надписями, могилы важных людей, буддийские и синтоистские монастыри и бесчисленное количество памятных мест. В 2004 году 5 основных троп Кумано-кодо были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самая протяженные паломнический путь составляет 160 км в длину!

Предварительный список [ править ]

Предварительный список состоит из сайтов, ранее номинированных, но еще не включенных в список.

ИмяИзображениеМесто расположенияДанные ЮНЕСКОПамятники (неполный перечень)
Храмы, святыни и другие сооружения древнего КамакураПрефектура Канагава370 (1992) iii, ivЦуругаока Хатиман-гу , Дзюфуку-дзи , Кенчо-дзи , Зуйсэн-дзи , Котоку-ин , Какуон-дзи, Руины Буппо-дзи, Руины Юфуку-дзи, Руины Хоккэдо, Руины резиденции Ходзака Тогкиваат Перевал, Перевал Кехайдзака, Перевал Дайбуцу, Гокураку-дзи , Энгаку-дзи , Храм Эгара Тендзин, Джокомё-дзи, Перевал Асаина, Руины Тосё-дзи, Перевал Нагоши, Сёмё-дзи, остров Вакаэ
Хиконэ-дзёПрефектура Сига374 (1992) i, ii, iii, ivЗамок Хиконэ
Аска-Фудзивара: археологические памятники древних столиц Японии и связанные с ними объектыПрефектура Нара5097 (2007) ii, iii, iv, v, viIshibutai Kofun , Takamatsuzuka Гробница , Kitora Гробница , Kawara-дер , Аск-дер , Ока-дер , Ямад-дер , Фудзиваракё , Три гора Ямато
Археологические памятники Дзёмон на Хоккайдо, Северном Тохоку и других регионахХоккайдо , Аомори / Иватэ / префектура Акита5398 (2009) iii, ivSannai-Maruyama сайт , Odai Ямамото I сайт
Садо комплекс наследия шахт, в первую очередь золотые приискиПрефектура Ниигата5572 (2010) ii, iii, ivШахты Садо
Хираидзуми — Храмы, сады и археологические памятники, представляющие чистую буддийскую землю (продолжение)Префектура Иватэ5760 (2012) ii, iii, viМесто Широторитатэ, Таккоку-но-Ивайя, Место Янаги-но-Гошо, Место Чоджагахара Хайджи, Место Хонедера-мура Шоен
Остров Амами Осима, остров Токуносима , северная часть острова Окинава и остров ИриомотэПрефектура Кагосима Префектура Окинава6160 (2016) ix, xОстров Токуносима , Амами Осима , остров Ириомотэ

Горы Сираками


Горы Сираками – единственное место в Восточной Азии, где сохранились девственные буковые леса. Именно нетронутая природа и послужила основным поводом для включения природного заповедника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году, как «выдающийся образец происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ».
Площадь охраняемой зоны составляет более 1300 км2. В густых лесах, состоящих не только из бука, но и сосны, клена и кедра, обитают крупные млекопитающие – кабаны, черные медведи, антилопы и куницы. Также горы Сираками являются пристанищем для 87 видов птиц, особый интерес среди которых представляют черный дятел и беркут. Несмотря на особо охраняемый статус, на территории гор можно охотиться. Правда, для этого необходимо получить особое разрешение властей местной префектуры.

Отрывок, характеризующий Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии

Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды. В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места. Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе. Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение. Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано. – Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня… Берг покраснел и улыбнулся. – И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи. Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было. Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову. – Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен… И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. – Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло… Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч. – Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня. Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее. С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых. Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие: – В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе. Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом. Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой. Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу. – Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой. – Как вы похорошели! «Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи. – А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее. Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS. Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]