Post Views: 54 119
Мику Хатсуне
На вопрос, кто такая Мику Хатсуне можно ответить по разному.
Если в трех словах — это японская виртуальная певица.
Если просто коротко — это персонаж, олицетворяющий голос программы «Vocaloid», синтезирующей пение, разработанный фирмой Yamaha.(Собственно, от названия программы и пошел термин «Вокалоиды«, которых уже появилось порядочное количество).
Если вы хотите знать все — усаживайтесь поудобнее, разговор будет длинный!
Хатсуне Мику — предыстория
А вы знаете, что у такой, вроде бы чистокровной японки, как Мику, испанские корни? История начинается в 2000-м году, когда в Барселонском университете, при финансировании корпорации Yamaha началась разработка программы синтеза пения Vocaloid. Идея прижилась, в том числе и в России, где вышел Первый альбом вокалоид-музыки и состоялся Первый живой концерт вокалоида.
В то время много компаний занялось разработкой програмного обеспечения на основе этой технологии. На наше счастье, среди них оказалась японская «Crypton Future Media» английский источник из города Саппоро. Эта компания с 1995 года работала со звуком, разрабатывала приложения для синтезаторов, создавала библиотеки звуковых эффектов и фоновой музыки для компьютерных игр и рекламных роликов, сотрудничала с такими гигантами, как Sega, Sony, Nintendo, Apple, Dell, Microsoft, Roland и Yamaha. Выполняла заказы Министерства обороны Японии, а также Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. В 2004 и 2006 году Crypton создал голосовые банки MEIKO и KAITO соответственно, снабдив коробки с программами красочными иллюстрациями виртуальных певцов. С тех пор сочетание голосового банка и присущего ему персонажа стали называть вокалоидом. Подробно о вокалоидах При всей прогрессивности метода синтеза пения, продажи программного обеспечения шли неважно. Но грянул 2007 год, Yamaha обновила движок программы «Vocaloid» до 2-й версии и президент Crypton, Ито Хироюки, решил перейти в наступление.
Вокалоиды на концертах. Перспективы визуализации
Собственно говоря, с 2010 года, когда нам показали, так называемую, «голограмму» — проекцию, принципиально ничего нового не случилось. Улучшилось сглаживание, увеличилась частота кадров, сильно расширился экран, кое-где появилось даже два экрана, но принцип остался неизменным — двухмерная проекция.
Проблемой оставалось отсутствие технологий, обеспечивающих вывод голографического изображения в свободном пространстве и засилье псевдо-голограмм. Знаменитые голограммы в цилиндрах по сути голограммами тоже не являются. Вам просто показывают двухмерную картинку с той стороны, с какой вы на нее посмотрите.
Но не все настолько плохо. Спасение идет из той же Японии. Причем проблему решают с 2006 года, а в 2011 году появилась работающая технология создания изображения в свободном пространстве без дисплея!
Спасителями выступили Национальный институт передовой промышленной науки и технологии — AIST, университет Keio и Burton Inc. (Может кто знает их мотоциклы Kawasaki). Суть метода в том, что импульсы лазера в невидимом глазом спектре фокусируясь в определенной точке пространства переводят атомы азота воздуха в активное состояния и те излучают свет.
На скрине сверху видно крыло бабочки (сама бабочка прорисовывается не сразу), которая летала на высоте 2 — 3 метров. Видео летающей бабочки с комментариями можно посмотреть
(кстати, оно у нас вроде приводилось).
Конечно, видео не очень впечатляет, но учитывая, что прошло уже 2 года с момента его опубликование и это только первые шаги, можно с уверенностью сказать, что будущее за визуализацией с помощью голограмм в свободном пространстве. И это будущее ждать осталось не так уж долго…
Хатсуне Мику — рождение
Самая первая иллюстрация Хатсуне Мику
Хироюки-сан прекрасно знал, что для успешного продвижения любой продукции, по крайней мере в Японии, нужно создать яркий образ, соответствующий предлагаемому продукту, поэтому сосредоточил усилия на создании новой виртуальной звезды. В рождении Мику Хатсуне не было мелочей. Во-первых, ей было суждено появиться на свет в обличье девушки, так как мужские голосовые банки продавались гораздо хуже женских. Возраст, 16 лет, был тоже был выбран не случайно — у такой певицы репертуар может быть как на «взрослые» темы, так и совсем детским. Определен рост — 158 см и вес — 42 кг, неплохие показатели для Японии.
Фамилию 初音 можно было перевести как «первый звук» или «первое пение птицы«, с именем было еще сложнее, Мику 未来,означало «будущее», но, если прочитать слоги отдельно (а, чуть позже, написание имени сменилось на ミク, одинаково по звучанию, но другое по смыслу, по сути как «Beatles» со своей измененной буквой в названии), получалось число 39 (кстати, благодаря этому мы получили День Мику или День 39, который отмечается 9 марта, так как в Японии принято указывать сначала месяц, а потом день). И это еще не все, Ми Ку — это, так называемое, кунное (собственно японское) прочтение цифр 39, но в японском языке используется еще и онное (основанное на китайском языке ) прочтение и 39 будет уже Сан Кью. Напоминает английское «Thank you», не правда ли? А вот собственно и все! Больше маркетологи Crypton не дали никакой информации, справедливо считая, что остальное поклонники придумают для себя сами и Мику для каждого будет своя, неповторимая и, естественно, самая лучшая!
Следующим шагом было обращение к известному токийскому иллюстратору Кею Гаро ( Kei Garou японский источник). Тут Ито Хироюки пришлось слегка обозначить характер будущей звезды для эскиза — «милая, но со слегка резким характером». Кей нарисовал два варианта образа Мику Хатсуне, с одним и двумя хвостиками, но, как он рассказывает в Своем интервью, был принят второй вариант (рисунок справа), чему Кей был несказанно рад. К слову, костюм и цветовая гамма вокалоида создавался не только по заказу Crypton, но и Yamaha, так что практически Все элементы наряда что-либо обозначают. Стоит добавить, что голос Мику дала, малоизвестная в то время, сейю (актриса озвучки) Саки Фуджита английский источник которой в то время было 22 года. До работы с Crypton она успела спеть пару опенингов и эндинг, а так же озвучить второстепенных героев в десятке анимэ. Незадолго да выхода программы, Эйджи Хирасава написал демо-песню «Звездные осколки«, которая оказалась Первой песней в череде тысяч хитов будущей звезды. 31 августа 2007 года все составляющие соединились вместе, программа поступила в продажу и Мику Хатсуне появилась на свет!
Что такое «Вокалоид»?
Программа «Вокалоид» синтезирует живой человеческий голос из вокальных фрагментов, взятых у живых исполнителей-«доноров» (или «сэйю» по-японски — актёры озвучки). «Донорами» голоса для вокалоидов могут быть как популярные в Японии исполнители, так и известные лишь узкому кругу японские актёры. Но чаще всего «доноры» предпочитают оставаться анонимными. Свой голос Хацунэ Мику подарила японская актриса озвучки Саки Фудзита.
Создатели максимально «оживили» поп-звезду, помимо возраста наделив её даже весом и ростом. Она весит 42 кг при росте 142 см. Японский пользователь, скрывающийся под ником Negipoyoc, разработал программу (MikuMikuSoine), позволяющую поклонникам даже спать (не заниматься сексом) вместе с Хацунэ Мику. Всё это, конечно, условно. Не условны только бешеные деньги, которые Хацунэ приносит создателям и при этом не капризничает, как живые артисты. Не это ли будущее шоу-бизнеса? Имя певицы так и расшифровывается: «хацу» — «первый», «нэ» — «звук», «мику» — «будущее», то есть «первый звук будущего». Ведь как удобно — нарисовал артиста на компьютере, записал с помощью программы «Вокалоид» его песни и отправил новую звезду в гастрольный чёс по городам и весям. Ну и что, что артист не имеет души, зато поёт круче любых живых исполнителей.
Идея создания виртуального артиста, конечно, ненова. Можно вспомнить фильм «Кто подставил кролика Роджера» (1988 г.), в котором наряду с обычными живыми актёрами «сыграл» мультяшный кролик Роджер. Или научно-фантастическую киноленту «Симона» (2002 г.) с Аль Пачино, где по сюжету режиссёр Тарански с помощью компьютерной программы создаёт виртуальную актрису Симону, которая становится безумно популярной. Не вытеснят ли вокалоиды со временем живых артистов, если их всё больше будут популяризировать и они будут приносить огромные деньги?
Сначала Хацунэ Мику завоевала Японию, на очереди завоевание США, Мексики и Китая.
Первые шаги
Перед самым началом продаж программы, Crypton создал специальный сайт, где появилась иллюстрация Мику, описывалось, кто такая Мику Хатсуне и, самое главное, где пользователи программы могли размещать свои творения и свободно общаться. К слову, сайт piapro.jp существует до сих пор и на нем постоянно появляются новые работы. Зеленоволосая виртуальная звезда приглянулась японцам, её новые песни захлестнули не только криптоновский сайт, но и популярный японский видеохостинг NicoNicoDouga, откуда выплеснулись на Youtube.
Вскоре сбылось предсказание маркетологов, у Мику, совершенно независимо от создателей, появился самый известный аксессуар, которого и в помине не было при её появлении — «нэги» или лук-батун, близкий азиатский родственник лука-порея. С этим, казалось бы, чисто японским растением, Мику приобрела еще и русско-финские корни. Всё началось в 2006-м, когда весь интернет облетел флеш-ролик, в котором под песню «Полька Евы» (известной у нас как «Яп цуп цоп») финской фолк-группы «Loituma» героиня аниме «Блич» Орихимэ Иноуэ вертит в руках лук-батун. открывая ссылку приглушите звук!!! Практически сразу после появления Мику, 6 сентября, запоминающаяся мелодия была перепета новоявленной звездой и выложена на Nico и Youtube. Вместе с мелодией у Мику остался и лук-порей, который как-то незаметно, с течением времени, заменил изначальный батун.[video:
https://youtu.be/kbbA9BhCTko
align:center]
Ну а откуда здесь русские корни? Сама мелодия появилась в Восточной Финляндии в конце 18-го века, когда Швеция уступила права на Финляндию России и, нередко, в то время в некоторых финских городах российских солдат было больше, чем местных жителей. Мелодия почти полность повторяет русский народный танец «Смоленский Гусачок» популярный у солдат из Западной России. Танец прижился на новой почве, стал народным, а в 1937 году Эйно Кеттунен написал к польке финский текст. Прикол в том, что припева «Яп цуп цоп… » не было в оригинальной песне, его добавила сама группа «Loituma» и он состоит из ничего не значащих слов (типа тили-тили, трали-вали). Со слов участников группы, родился он во время гастролей в Москве в 90-х годах на репетиции в Доме Красной Армии. Ничего не подозревающие представители Криптона поспешили о, как ничто другое показывает возможности их програмного обеспечения для создания развлекательного контента.
Иллюстрация к песне MELT
Тем временем, меньше чем через 2 недели после появления программы, доход от продаж превысил 57 млн йен, значительно превысив доход от любого другого програмного обеспечения в Японии. А на Nico Nico появлялись сотни и сотни новых песен с вокалом Мику. На волне популярности новой программы появлялись и приобретали популярность новые талантливые музыканты.
В частности 7 декабря 2007 года на Nico появилась песня музыканта Ryo «Melt» ( Meruto), которая мгновенно набрала сотни тысяч просмотров. Но тут случился небольшой конфуз. Не ожидавший такой популярности Ryo, использовал при оформлении видео иллюстрацию (картинка слева) художника 119 (Hikeshi) без разрешения последнего. Пришлось принести свои извинения. Неожиданно, Hikeshi заитересовался творчеством Ryo и, в конце декабря, они объединились в группу Supercell, в которую в общей сложности входило 11 музыкантов и иллюстраторов. Уже в феврале на Nico была выложена песня «Koi wa Sensou» (Love is War), в мае «World is Mine» (Worudo izu Main), в июне «Black Rock Shooter» (Burakku Rokku Shutu),(кстати, песня была написана композитором под впечатлением иллюстрации (той, что внизу), а одноименное аниме вышла 2 года спустя, уже по мотивам песни), а в августе 2008 на Comiket 74, музыканты представили свой первый альбом под названием «Supercell», который дошел до 4-го места национального хит-парада.
Самый первый Rock Black Shooter
В декабре этого же года группа выложила последнюю песню на Nico Nico Douga — «Hajimete no Koi ga Owaru Toki» (Когда уходит первая любовь), после чего в музыкантов мертвой хваткой вцепилась Sony Music. Последнюю песню с вокалом Мику Хатсуне Ryo представил в конце августа 2012 года, это была «Odds & Ends»( 14 место в чартах), после чего окончательно сосредоточился на работе с живыми вокалистками…
Практически сразу же после релиза программы, 21 сентября 2007 года на Nico появляется песня «Packaged», от группы Livetune (в составе kz и, ушедший через полтора года Kajuki P). Уже на Comiket 73 в декабре 2007 группа представила альбом «Re:package», дошедший до 5 места в национальном чарте. Музыканты вскоре прибилась к другому гиганту музыкальной индустрии Victor Entertainment и уже из под его крыла выпустили в 2009 году альбом ремиксов «Re:Mikus», в 2010 сингл «Yellow». В 2012 году перепрыгнув к студии Toy’s Factory уже в одиночестве kz представляет альбом «Tell Your World EP» ( 4 место), годом позже «Re:Dial» и весной 2014 «Decorator EP». Несмотря на работу и с живыми вокалистами, не похоже, что kz собирается покинуть Мику, несмотря на то, что его последний, на момент написания статьи, альбом занял лишь 19 место.
В том, что популярность альбомов «мэтров» вок-музыки снижается нет ничего удивительного, появляются новые композиторы, как, например сверх продуктивный DECO*27интервью или Mitchie Mинтервью с его секретами сверх реалистичного вокала..
Количество композиторов, работающих с Мику Хатсуне не поддается подсчету, а сама Мику — самая продуктивная исполнительница в Мире, каждую неделю появляется не меньше одного нового альбома с её вокалом и бесчисленное множество синглов. Популярность виртуальной звезды захватила все уголки планеты, появились информационные фан-сайты, такие как mikufan.com на английском языке и www.mikupa.ru на русском. Помимо привычного азиатского региона, наибольшую популярность Мику приобрела в Соединенных Штатах (благодаря агрессивной рекламной компании), Франции и буквально захлестнула Латинскую Америку.
Мику как вокалоид
Мику такая разная!
Сегодня вокалоиду Мику Хатсуне посвящено немало тематических страниц и каталогов, но рассматривают ее как часть проекта Vocaloid и никак не по отдельности. Были попытки (даже успешные) выпустить побочную продукцию, например мангу с ее участием, но особого успеха эти идеи не получили. Возможно, потому, что кроме ее голоса и чудного внешнего вида никому ничего и не нужно?
На нашем сайте, посвященном тематике вокалоиды, Хатсуне Мику также рассматривается как один из всех вокалоидов, а не как достойный поклонения персонаж. Разумеется, у нее есть масса поклонников по всему миру, число их исчисляется миллионами, но это не столь агрессивные фэны, как, например, поклонники определенных металл-групп.
Возвращаясь к истории, стоит упомянуть, что Мику Хатсуне популяризовали поочередно самыми разными способами: ее изображение нанесли на авто, участвующее в гонках, ее образ задействовали в одном аниме, выпустили мангу с ее участием, в дальнейшем она стала «участвовать» наравне с другими популярными вокалоидами в играх серии Project Diva (которые получили успешность не меньшую, чем оригинальный проект), и наконец, Хатсуне Мику стала участвовать на концертах в виде голограммы!
песни Хатсунэ Мику на концерте: World is Mine, англ. субтитры
Концертная деятельность
До появления Мику Хатсуне эта часть непременно вызвала бы удивление. Компьютерная программа и вдруг концерты… Тем не менее к 2009 году популярность виртуальной звезды стала такой, что стало ясно, пора в народ… Команда Crypton приняла новый вызов и 22 августа 2009 года, в рамках фестиваля Animelo Summer Live в сопровождении живых музыкантов состоялось Первое «живое» выступление Хатсуне Мику , где она исполнила 2 песни. А уже через пол года, 9 марта 2010 года в зале Zepp Тokyo, состоялся полноразмерный сольный концерт известный всем поклонникам!
После этого эпохального события, Мику объездила все крупные города Японии, была с гастролями в Азии и США, давала по 2 — 3 полноразмерных концерта с живым аккомпаниментом в год (это не считая концертов основанных на технологии MMD ,без музыкантов) и, наконец, в сентябре 2015 года выступила на главной концертной площадке Японии, в Ниппон Будокане . The Beatles были первой западной группой, выступившей в этом зале, Хатсуне Мику — первой виртуальной исполнительницей. Не провести параллели просто невозможно! Тем более виртуальную певицу уже приняли за свою в мире популярных музыкантов — недавно она выступала на разогреве Леди Гага. В 2012 году Мику увлеклась классикой. В конце года она выступила с Японским филармоническим оркестром с ораторией Ihatovскачать, чуть после поучаствовала в вокалоид-опере «The End» ,(ссылка пока не работает) которую меньше чем через год поставили в театре в центре Парижа. Были еще проекты классической музыки с участием вокалоидов, но серьезного продолжения они не получили.
MikuMikuDance или просто MMD
MMD модель TDA Miku
MMD модель TDA Miku
На волне популярности Мику в феврале 2008 года Yu Higuchi представил программу 3D анимации, позволяющую создать танец трехмерной модели Мику Хатсуне и сделать видео, в том числе со звуком. Програма вопиюще бесплатна, есть варианты на японскои и английском языках, проста в освоении. Первая дефолтная модель Мику — Animasa Miku была долгое время довольно популярна и на ее основе было выпущено много вариантов Мику и не только. Удачными моделями можно назвать DT Miku — извлеченную из игры SEGA и, неожиданно, TDA Miku (картинка слева) — крайне популярную не только за собственные достоинства, но и за легкость в редактировании, вариантов которой в виде не только Мику, но даже и парней явно перевалило не за одну тысячу. Но, несомненно, лучшей моделью стала Appearance Miku (ссылка пока не работает) от Mamama, которую иначе как кавайлоид (от японского «кавай»-милый) и не называют!
Программа постоянно развивалась, появилась возможность захвата движений с помощью сенсора Kinect, возможность поместить Мику в Реальность, вместе с этим увеличивалось количество моделей (не обязательно Мику и необязательно вокалоидов), сцен где могла выступать модель, предметов, которыми она могла пользоваться. Дважды в год, чуть ли не с 2008 года, на Nico Nico проводятся конкурсы видео на кубок MMD. Тем не менее в мае 2011 года разработчик программы объявил, что оставляет свое детище. Хватило его чуть больше, чем на 2 года, летом 2013 года Хигучи-сан вернулся с 8-й версией программы. (К слову, последняя, на момент написания статьи версия программы 9.26/9.26 (64-bit) / December 2014) А в феврале 2013 года на японском телевидении уже транслировалось анимеанглийский источник, полностью сделанное с помощью программы MMD. Впрочем мы немного отошли от темы нашего разговора.
Концерты вокалоидов. Визуализация
Задача была непростая, разместить полностью виртуальную певицу среди вполне реальных музыкантов. В принципе, кое-какие наработки уже были — проекция на прозрачный экран. Но сквозь виртуальную певицу бессовестно просвечивали живые музыканты, что напрочь убивало всю иллюзию реальности.
Была применена следующая схема, проектор оставили, а вот с экраном сделали несколько интересных вещей….
На сцену поставили прозрачный экран, таким образом, чтобы в поле зрения зрителей, смотрящих в этот экран, не попадало никаких ярких или подсвеченных предметов. Сразу за ним поставили полупрозрачный сферический экран, на который и спроецировали изображения виртуальной певицы.
Пока в зале было включено освещение, на сцене стояло обычное стекло. Но как только погас свет, перед зрителями образовалось некое темное окно в Виртуальный мир в котором появилась Богиня! (Ну, по крайней мере, поклонники, оказавшиеся на этом концерте думали именно так. Уверен!)
Теперь, благодаря продуманному освещению, сквозь проекции не просвечивали реальные объекты, а сферичность экрана создавала эффект псевдообъемности. Так что голограмм на сцене никогда не было — была обычная плоская проекция, приукрашенная некоторыми оптическими эффектами.
Надо добавить, что на первом из серии концертов MikuPa вообще не было ни прозрачного экрана, ни проектора. Они использовали просто большую плазменную панель, которую поставили между музыкантами. Выглядело это примерно так:
Потом панель то ли разбили, то ли залили водой, короче, по тем или иным причинам, перешли на технологию с проекторами.
Если сравнивать эти технологии со стороны зрителей в зале, то для них, однозначно, лучше проекция, так как они в полной мере наслаждаются эффектами псевдо-объема. (Справедливости ради, надо сказать, что этот эффект различим далеко не во всем зале). А вот зрители, наслаждающиеся концертом на экране, этих тонкостей не видят. Зато лучи от прожекторов проектора сразу бросаются в глаза. Сравним Мику Хатсуне на плазме (первый скрин) и в виде проекции (второй)
Так или иначе, на момент написания статьи, основным способом визуализации виртуальных певцов является именно проекция.
В некоторых случаях режиссеры обходят узкие моменты этой технологии (практически все концерты Magical Mirai), а, иногда, садятся в лужу везде, где только можно (провальный Концерт в Кансае).
Но описание современных технологий будет неполным без упоминания о методе дополненной реальности. Суть метода в том, что компьютер, обрабатывая реальное видео, «вписывает» в него виртуального исполнителя. Собственно, сам метод далеко не новый и сотни раз использовался для создания компьютерных эффектов в кино. Новое в нем то, что теперь быстродействия компьютера хватает для того, чтобы сделать это в режиме реального времени, «на лету».
Чуть справа от ноги Иа можно заметить метку на полу — точка отсчета для компьютера, который будет строить недостающее изображение.. А чуть позади танцоров — белые линии, границы, которые вокалоид пересекать не будет. Как видно, эффект потрясающе реалистичен!
Есть пара подводных камней, движения на репетиции должны быть выверены таким образом, чтобы танцор и вокалоид не соприкоснулись. Реакции аннигиляции и вселенского взрыва, конечно, не будет, но виртуальная певица, проходящая сквозь живого артиста будет выглядеть нелепо…
Но самое главное и обидное в этом методе, зрители НЕ ВИДЯТ ИСПОЛНИТЕЛЯ НА СЦЕНЕ! Все прекрасное изображение строится только на экране монитора. Поэтому использовать этот метод можно (и нужно) только для записи клипов или концертов в стиле квази Live (как бы живой концерт), когда, несмотря на наличие сцены и зрителей (как правило, немногочисленных) все затачивается под студийную запись.
К слову, начиная года с 2021, нередко на концертах можно видеть и проекцию (для зрителей в зале) и компьютерную модель (для телезрителей). В частности на концерте китайских вокалоидов 2017 г было именно так. К сожалению, в этих случаях телезрители видят раздвоенного исполнителя (хорошо видно на скриншотах китайского концерта), хотя операторы и пытаются свести этот эффект к минимуму.
Мику Хатсуне и Зимний фестиваль
Первая иллюстрация Мику в зимнем стиле
С 2010 года Мику активно участвует в Зимнем фестивале (ссылка пока не работает) в городе Саппоро. Теперь фестиваль немыслим без обилия ледяных фигур Мику, зимних концертов, выставок и распродаж, а также трамвайчика, расписанного портретами Мику. Благодаря Зимнему фестивалю, мы познакомились с образом Снежной Мику, волосы и глаза которой имеют более глубокий синий цвет. Последнее время, на официальный дизайн Снежной Мику среди иллюстраторов проходят конкурсы, каждый год тема дизайна меняется. Вот сейчас я был почти готов сказать, что Снежная Мику воодушевила илюстраторов на создание символа весны — Сакура Мику, но, выяснилось, что первая весенняя Мику в вишневых тонах (картинка справа) появилась гораздо раньше — в декабре 2008 года. А вот первый зимний вариант Мику (картинка слева) появился лишь в январе 2010, видимо под впечатлением Зимнего фестиваля. Картинка назвается даже не «Снежная Мику», а «Ледяная Мику». Существует еще летний вариант — Клубничная Мику с зелеными волосами и осенний, с волосами цвета чая с молоком.
Первый эскиз Sakura Miku
Вокал Мику Хатсуне
Изначально виртуальная звезда появилась с одним голосовым банком (банк характеризуется некоторыми свойствами голоса, которые невозможно корректировать в программе). Но 30 апреля 2010 года вышло дополнение к программа под названием Hatsune Miku Append, состоящее из шести!!! дополнительных голосовых банков, что серьезно расширило возможности программы. Теперь голос певицы мог иметь следующие оттенки: Soft (нежный голос), Sweet (ясный, детский голос), Dark (мощный, эмоциональный голос), Vivid (яркий вокал), Solid (громкий, чистый тон) и Light (невинный, ангельский оттенок).
В 2011 году, Crypton аннонсировал англоязычную версию Мику Хатсуне. Боже мой! Лучше бы он это не делал. У Фуджиты-сан, сейю, давшей голос Мику, явно не было таланта к иностранным языкам. Работа шла очень тяжело , пришлось даже выписывать специалистов из Америки. Тем не менее проходил 2012 год, появлялись демо-записи не выдерживающие никакой критики, но в конце года таки появилась англоязычная Мику, сопровождаемая такой иллюстрацией, что я даже не могу представить ее в этой статье. Новый голосовой банк был встречен весьма прохладно. Только в сентябре 2013 года вышло обновление програмного обеспечения до 3-й версии Vocaloid, включающее в себя и англоязычный голосовой банк приемлимого качества. На момент написания статьи, осень 2015 года программа Мику Хатсуне практически обновилась до 4-й версии, по крайней мере демо-записи обещают, что новая версия будет весьма удачна!
[править] Собственно, Мику
Каноничный вариант панцушота
Хацуне Мику относится ко второму поколению вокалоидов и появилась в нём второй по очереди; её волосы разделены на два хвоста; раздвоен на конце и её характерный атрибут — неги (лук-батун, начиная с переделки видео Loituma Girl она то и дело вертит его в руках), и даже её панцу двухцветные — белые в циановую (светло-сине-зелёную) полосочку. Почему же она стала не второй, а первой?
Голос Мику, как это ни печально, позаимствован у не самой известной сэйю, на момент создания программы вообще не имевшей никаких значимых работ в озвучке и создании песен, что, будучи помноженным на несовершенство технологии, привело к появлению довольно неоднозначного голоса (одни считают его очаровательным, а другие — ужасно писклявым).
Собственно, фагготрия свелась к тому, что 95% виабу фапают на её полосатые панцу, и лишь немногие видят в Мику не только красивое личико, тельце и трусики, но и голос, который с опытом, пряморукостью пользователя и новыми патчами становится всё лучше и лучше.
В 2009 году на блоге Криптона появилось сообщение о том, что если страничка Мику на Фейсбуке наберёт 39390 лайков (такое количество связано с тем, что число 39 на японском звучит как на английском «спасибо», а в другом варианте произносится как «Мику»), то будет сделано расширение голосовой базы Мику до полноценных английских фонем. Как и следовало ожидать, это случилось, и криптоновцы совместно с англичанами договорились насчёт записи англоязычной версии Мику к концу 2011 года. Два года поклонники Мику старательно воспитывали в себе добродетель терпения, и вот наконец 31 августа 2013 года обещанная английская версия наконец вышла в свет.
Hatsune Miku: Project DIVA
Почуяв запах денег, корпорация SEGA не осталась в стороне, разработав к лету 2009 года ритм игру с участием Мику Хатсуне и других вокалоидов. Суть геймплея — нажимать определенные кнопки соответствующие определенным символам, появляющимся на экране на фоне того или иного клипа.
Коммерческий успех превратил игру в целую серию… Изначально игра вышла на PlayStation Portable, через год вышли Hatsune Miku: Project DIVA Dreamy Theater для PS3 и Project DIVA 2nd. Варианты игр (в том числе и для уличных автоматов) разрабатываются до сих пор. Появляются новые песни, костюмы, предметы, улучшается графика, появляются он-лайн сервисы, но суть геймплея не меняется.
В 2012 году появилась версия с чиби — формами Мику и ее друзей, Project Mirai под платформу Nintendo 3DS, через год вышло продолжение этой версии игры. В том же 2012-м году выпускается -Project DIVA- F под PS VITA , в 2021 году готовится к выпуску Х-версия.
SEGA не обошла вниманием платформу iOS, выпустив две мобильные версии игры Miku Flick. Системе Android повезло меньше, версия Hatsune Miku Live Stage Producer имеет всего 25 песен и обновления на нее не планируются…
Игра, несмотря на очевидную простоту, оказалась крайне популярной в Японии. К 2014 году было продано почти 5 миллионов копий. В последнее время рынок серьезно расширился за счет Соединенных штатов, куда поставляются адаптированные ( с субтитрами) игры.