Военное искусство Японии. Шлем Кабуто и маски Мэн-гу. Часть первая.

Традиционным японским шлемом принято считать Кабуто. Он, как правило, имел форму полусферы и состоял из нескольких металлических пластин или кожи, а в некоторых случаях шлемы изготавливали из комбинации этих двух материалов. На задней части кабуто крепили соединенные между собой лентами, изогнутые пластины, которые выполняли роль защиты для ушей и шеи. Как и многое японское военное снаряжение, шлем у средневекового японского самурая был предназначен не только для защиты бою, но и для определения статуса воина в обществе.

История самурайского шлема

Первый шлем самурая имел название сакаку-цуки кабуто, что переводится как «шлем бодающийся баран», который традиционно носили с доспехами танко. Его отличительной чертой является полоса, чем-то напоминающая гребень и протягивающаяся до лба, где в итоге она принимала форму клюва. В его состав входили две полосы согнутые в кольца, межу промежутками которых крепились прямоугольные, а иногда и треугольные пластины. На задней части шлема крепилась защиты для шеи.

После того как появился новый вид доспехов — кэйко, начали создавать другие типы шлемов, имеющие более округлую форму — мабидзаси-цуки кабуто ( в переводе означает «шлем с козырьком»), которые были в обиходе с 5 по 10 век. Форма мабидзаси-цуки была скопирована с Китайских и Корейских шлемов. В нем не было гребневидной полосы, а вместо этого присутствовал горизонтальный козырек. На макушке находилась трубка, которая, скорее всего, выполняла роль украшения и крепилась к круглой пластине.

Войны из знатного рода, обычно украшали свой шлем позолоченными металлическими рогами. Такая традиция появилась в конце 12 века, и со временем размер таких рогов стал увеличиваться. Однако в их функции входило не только украшение шлема, но и устрашение врагов, а в промежутке между ними часто изображали гербы кланов или даже лица демонов.

Искусство создания военных головных уборов

Эти шлемы были результатом мастерства, предназначенного для самураев самого высокого ранга, а также визуальным символом любого клана, который они представляли (отсюда различные символы и животные).

Разработаны манекены за 2,5 млн руб. для обучения медицинского персонала

Настасья Самбурская рассказала о суде с продюсером Виктором Дробышем

В 2020-м спрос на авто с пробегом в России побил все рекорды

Даже женщины, известные как самураи (они же онна-бугейся ), могли сражаться вместе с самураями-мужчинами в бою в шлемах кабуто.

Как объясняет Уильям Э. Дил в «Справочнике по жизни в средневековой и ранней современной Японии», «шлемы периода враждующих государств стали отражать величие эпохи в своих размерах, формах и сложном орнаменте».

Виды кабуто

Существует большое количество разновидностей японских шлемов, частично отличающихся друг от друга:

  • Хоси-кабуто
  • Кавари-кабуто
  • Дзунари-кабуто
  • Сайка-кабуто
  • Намбан-кабуто

Хоси-кабуто был создан в период Момояма и считается, что это самый ранний самурайский шлем. Носили его в комплекте с доспехами о-ёрой и состоял он из 12 сегментов, которые скреплялись выступающими декоративными заклепками.

Кавари-кабуто. Самым выделяющимся видом японского шлема за счет своей сложности и уникальности считается кавари-кабуто, который переводится как «фигурный» шлем. Практически все кавари-кабуто делались на заказ в одном экземпляре за счет его считались эксклюзивными и крайне редкими образцами. Позволить себе такой шлем могли только высокопоставленные лица, чаще всего это были военные командных чинов. Но и обычные солдаты могли носить подвиды кавари-кабуто: монари-кабуто- «шлем персик» и сиинари-кабуто — «шлем желудь».

Дзунри-кабуто в переводе звучит как «шлем, повторяющий форму головы» был очень распространен в период Эдо. В его состав входила пластина, идущая спереди назад, которая прикреплялась к ободу. В промежутках между креплениями располагались еще две пластины. Свою популярность он получит благодаря дешевой цене и простому дизайну.

Сайка-кабуто был назван так в честь города, в котором и был изобретен. Отличительной чертой этого шлема была восьми частная тулья, напоминающая конус. Снизу находился широкий венец, к которому крепились пластины. Чаще всего сайка-кабуто делали без козырька.

Намбан-кабуто был сделан по прототипу европейских шлемов, из-за чего и получил название «шлем южных варваров». Выглядел он как испанский кабассет, но декорированный и доработанный на азиатский лад японскими мастерами.

«Современные доспехи» XVI-XIX вв.

В 16 в. Япония стала налаживать связи с Европой, и постепенно появлялись новые тенденции. К середине столетия в стране появилось огнестрельное оружие, и необходимо было усовершенствовать броню. Предком современных доспехов стали тосэй-гусоку, грудь и спина в них состояла из цельных полос металла с кожаной подкладкой. Позже возникла броня окегава-до, где пластины соединялись не шнуровкой, а металлическими заклепками. Доспехи делали с вертикальными (татэхагиокэгава-до) и горизонтальными (ёкохаги-окегава-до) пластинками.

Доспехи намбан-до и хатамуне-до создавались похожими на европейские — они состояли из сплошного панциря и традиционной юбки кусадзури.

Более дешевой разновидностью являлись татами-до и кавара-татами-до из тканевой или основы, на которую нашивали либо сталь, либо кожу.

Текст книги «Самураи. Первая полная энциклопедия»

Глава 5 Доспехи о-ёрой – классика японских самураев

Живет на устах Имя твое как песен слагателя! О воинской славе Только ковыль прошуршит В осеннем поле…

Сайгё (Сато Норикиё, 1118–1190)[5]5

Перевод А. Белых.
[Закрыть]

Не так давно японские археологи обнаружили неподалеку от вулкана Харуна в префектуре Гумма останки воина VI века, одетого в редкие для того времени пластинчатые доспехи.

Находка была обнаружена во время строительства местной дороги в районе, пострадавшем от вулканического извержения. По словам археологов, в тот момент, когда воина накрыло облаком горячего пепла, он сидел на коленях и смотрел в сторону вулкана, поэтому его доспехи и сам скелет хорошо сохранились. Самое интересно, однако, что они были изготовлены из заходящих друг на друга металлических пластин и по конструкции относились к редкому и дорогому типу кодзанэ-ёрой. Причем такие доспехи, что носил этот воин при жизни, удалось обнаружить впервые. Ранее их находили только в местах захоронения знати как ритуальные предметы. Из этого археологи делают вывод, что воин мог быть высокопоставленным военным или даже местным правителем. Однако самое главное то, что теперь можно доказательно говорить о том, что уже в то время в Японии существовали первые доспехи из металлических пластинок санэ (общее название пластинок из кожи или металла у доспехов кодзанэ-до, как правило, покрывавшихся лаком), хотя раньше считалось, что они появились намного позднее!

Доспех о-ёрой, якобы принадлежащий легендарному самураю Минамото-но Есицунэ (1159–1189). Музей Окаяма.

О-ёрой со знаками семьи Масамуне. Музей Гленбоу. Калгари. Канада

Как уже отмечалось в предыдущей главе, самураи были конными стрелками из лука, то есть, говоря языком современности, представляли собой «части быстрого реагирования», отличавшиеся высокой мобильностью. Главным приемом ведения военных действий для них стала стрельба из лука с коня. Поэтому старые доспехи, не вполне подходившие для этого, уже в конце VIII века начали постепенно заменяться на новые – о-ёрой («большие доспехи»), максимально приспособленные именно для такого боя, хотя по-настоящему массовыми они стали только в эпоху Хэйан. Внешне новые доспехи были немного угловаты и больше всего своей формой походили на ящик. Изготовление их было даже более трудоемким, нежели изготовление доспехов танко и кэйко, но зато они прекрасно отвечали своему главному предназначению – служить защитой для воина, который стрелял из лука, сидя верхом на лошади. Выделывались они из металлических пластинок, соединявшихся кожаными шнурами в полосы длиной около 30 см. Получались наборы полос, которые затем связывались между собой вертикальной шнуровкой кэбики-одоси, причем шнуры эти (одоси) были цветными и могли создавать на поверхности доспеха красивый узор. Важной их особенностью, несмотря на гибкость соединения, была большая жесткость. То есть, хотя они и выделывались из пластин, гибкостью подобные доспехи отнюдь не обладали! Кроме того, коробчатая форма доспеха делала его не слишком удобным для ношения. Одетый в них человек в какой-то степени становился… своего рода продолжением седла. В них ему было удобно сидеть и стрелять из лука, причем как вперед, так и назад, но и ничего более!

Наплечник о-содэ крупным планом.

Пластинки для доспехов японских воинов могли быть сделаны как из кожи, так и из металла, однако и в том, и в другом случае их непременно покрывали лаком, чтобы уберечь от высокой влажности; в сыром климате металлические пластинки без такого защитного покрытия быстро ржавели и приходили бы в негодность. Также принято было покрывать их снаружи толстой прокопченной кожей намэсигава. Причем размер пластинок с течением времени уменьшался. К середине периода Хэйан (ок. X века) стандартные размеры пластинок составляли 7,5×3,0 см; а к середине периода Камакура (ок. XIII века) – уже 7,0×2,4 см. Для того чтобы соединить пластинки между собой, на них в два или три ряда проделывали отверстия, через которые потом продевали шнуры, – только таким образом и никак иначе осуществлялся этот процесс. Выгода от такой конструкции заключалась прежде всего в том, что доспехи легко можно было подогнать по фигуре: добавил пару лишних пластинок или же, напротив, убавил – вот они и сидят на тебе как влитые. В некоторых случаях металлические и кожаные пластинки чередовали, иногда из металла делали более крупные пластины, прикрывающие особо уязвимые места, а кожаные использовали на боках и на спине. Во всех случаях пластинки всегда соединялись внахлест, так, чтобы доспехи получались многослойными и обеспечивали лучшую защиту. Если пластинки перекрывали друг друга в три слоя, то такое соединение называли татэна-си – «щит не нужен» – настолько прочную защиту давали такие доспехи облаченному в них воину.

А вот здесь хорошо видны шнуры, которыми крепились о-содэ.

Если посмотреть на о-ёрой до того, как он будет надет, то можно увидеть, что он состоит всего из двух деталей, при этом передняя, левая и задняя его части соединены между собой в одно целое. Первой следовало надевать отдельную правую часть – вакидатэ, которая должна была держаться на шнуре, перекинутом через левое плечо, который завязывался под мышкой, в то время как еще один шнур удерживал ее на поясе. Затем надевалась остальная часть доспеха, которая должна была закрывать грудь, левый бок и спину и которая зашнуровывалась справа поверх вакидатэ, после чего завязывался пояс, удерживавщий доспехи на бедрах. Большие и тяжелые наплечники о-содэ, состоявшие из 6–7 рядов пластинок, играли роль своеобразных гибких щитов и крепились к наплечным ремням при помощи шнуров или ремешков. Точкой опоры для них на спине служил большой и тяжелый бант агэмаки из толстого шелкового шнура, соединявшийся с наплечниками специальными шнурами. Вне зависимости от цветов шнуровки доспехов эти шнуры, как и сам этот бант, всегда были красного цвета.

Узел агэмаки на шлеме сзади.

Кираса доспеха о-ёрой – то есть собственно нагрудная и наспинная часть панциря, называвшаяся до (или ко – так как и то и другое слово при желании можно перевести как панцирь!), обычно состояла из четырех рядов пластин, называвшихся накагава. Причем эти пластины были одинаковыми как на груди, так и на спине. Плечевые ремни, удерживавшие доспех на плечах, пристегивались к нагрудной пластине муна-ита застежками такахимо. Они представляли собой сдвоенные шелковые шнуры, одна пара которых имела на конце петлю, а другая – деревянную или костяную пуговицу овальной формы. Легко уязвимые места прикрепления застежек закрывали двумя пластинами. Правая была больше и называлась сэндан-но ита. Чтобы она была подвижной и не мешала движениям правой руки, ее собирали из трех коротких рядов мелких пластинок санэ, а вверху укрепляли небольшую железную пластину, покрытую кожей. Для левой руки подвижность была важна в меньшей степени, поэтому левая пластинка была узкой, вытянутой в высоту, делалась целиком из металла и закреплялась на доспехе неподвижно. Называлась она – кюби-но-ита. Пластины часто обтягивали кожей или тканью и украшали позолоченными медными накладками различной формы.

Лук и лакированный колчан для стрел. Выставка «Самураи. 47 ронинов». Москва.

Набедренники кусадзури состояли из пяти горизонтальных рядов пластинок. К кирасе крепились три кусадзури – по одной сзади, спереди и на левом боку. Четвертая из них являлась продолжением пластины вакидатэ.

Пластинки, из которых была сделана кираса, на груди обычно были не видны, так как их закрывал большой кусок выделанной кожи – цурубасири-до гава. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука его тетива (цуру) могла бы свободно скользить по коже, не рискуя при этом зацепиться за пластинки. В качестве рисунка использовались круги красного и синего цвета по палевому фону со вписанными в них стилизованными изображениями китайских геральдических львов сися голубого цветов, а сами круги были вписаны в решетку из красных или красно-синих ромбов. Стороны ромбов образовывал стилизованный растительный орнамент, то есть украшавший кожу узор был достаточно прихотливым и трудоемким. Иногда кожу красили еще до копчения; тогда краски меняли свой цвет под воздействием температуры, отчего получались куски кожи с коричневым рисунком на желтом фоне различных оттенков. Описанные выше геометрические узоры были наиболее характерны для эпохи Хэйан. В эпохи Камакура (1185–1333) и Намбокутё (1336–1392) в них стали появляться и другие мотивы, например, изображения драконов или буддийских святых. Строгой геометрии придерживаться перестали, отчего те же самые львы и растения располагались теперь в кажущемся беспорядке.

Карабицу ерой – сундук для хранения доспехов.

Очевидно, что в японских доспехах широко использовалась выделанная кожа, начиная с отделки тех же пластинок и изготовления для них шнуров и заканчивая оформлением нагрудника и прочих деталей доспеха. Обычно для этого брали оленью замшу или кожу буйвола. Интересно, что с VII–VIII веков, когда японцы переняли у китайцев буддизм, убийство животных, особенно полезных для человека, стало считаться большим грехом. Поэтому всеми занятиями, связанными с контактами с трупами людей и животных (похороны, свежевание туш, обработка шкур и выделывание кожаных частей доспеха), теперь стала заниматься каста париев, называвшихся буракумин или эта и считавшихся «недочеловеками». Однако и самураи, и буддийские монахи не отказывались от доспехов из кожи, как, впрочем, и от убийства себе подобных.

В эпоху Хэйан, особенно в самом начале, соединительные шнуры, с помощью которых пластинки доспеха соединялись между собой, делались в основном тоже из кожи, иногда крашеной или покрытой тисненным на ней орнаментом. Позднее их стали делать из предварительно окрашенной шелковой пряжи, а сам процесс шнуровки превратился в настоящее искусство, в котором тесно переплелись эстетическая и практическая стороны: по цвету шнуров и их узорам на доспехах самураи теперь легко отличали своих от чужих. Считается, что обычай различать кланы по цветам вошел в моду еще в годы правления императора Сэйва (856–876), когда семья Фудзивара выбрала своим цветом светло-зеленый, Тайра – пурпурный, Минамото – черный, Татибана – желтый и т. д. Доспехи легендарной императрицы Дзингу, например, имели темно-малиновую шнуровку, поэтому они так и назывались – «доспехи красного шитья». С другой стороны, изучение батальных полотен показывает, что воины противоборствующих сторон очень часто носили одинаковые цвета, и хотя самым предпочитаемым был красный, цвета доспехов у известных воинов могли быть самыми разными. Например, в «Неофициальной истории Японии» («Нихон гайси»), относящейся к 1184 году, написано: «…тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; ‹…› тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а в желтых – Сасаки Такацуна

». Причем все они никакого отношения к вышеназванным кланам не имели. И то, как выглядели доспехи этих воинов, конечно же, все знали. К тому же знать, кто и во что одет, самураю было просто необходимо: ведь в Японии X–XV веков отрубивший голову знатному противнику получал от своего сюзерена богатую награду. Существовал специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из Древнего Китая и означавший «взял голову и получил повышение». Что же касается белого цвета (в Японии это был цвет траура), то его обычно носили воины, демонстрировавшие свое стремление умереть в бою либо сражавшиеся за заведомо безнадежное дело.

Карабицу ерой (с доспехом внутри).

Различались доспехи не только по цвету шнуров, но также и плотностью их плетения. И если по цвету судили о клановой принадлежности воина, то по характеру плетения – о его ранге и положении в клане. Тугая и искусная шнуровка, практически полностью закрывавшая поверхность пластинок, указывала на его высокий ранг и применялась главным образом в доспехах всадников, тогда как у пехотинцев-асигару («легконогих») она была очень редкой, да и самих шнуров, соединявших пластины доспеха, было немного. Распространенными цветами для шнуровки доспехов были ака (красный), хи (оранжевый, «огненный»), курэнай (малиновый), куро (черный), мидори (зеленый), кон (синий), ки (желтый), тя (коричневый, «чайный»), сиро (белый) и мурасаки (фиолетовый). Синий цвет, получаемый из краски индиго, был популярен более других, прежде всего потому, что эта краска защищала шелк от выцветания, тогда как марена и соя (красный и фиолетовый цвета) его разрушали, из-за чего красно-фиолетовую шнуровку нужно было восстанавливать чаще, чем любую другую. То есть носившему такие вот красные доспехи воину требовалось чаще других отдавать их мастеру в починку, что было совсем недешево! Очень элегантно выглядели и соединявшие пластинки кожаные ремешки одосигэ (что дословно означает «устрашающий волос»), сделанные из белой кожи с нанесенными на них изображениями цветов вишни красного цвета. Особым шнуром (мимиито), цвет которого отличался от цвета основной шнуровки, оплетали еще и края доспехов, и он обыкновенно был толще и прочнее, чем все остальные шнуры. Пластинки обычно также окрашивали в разные цвета, для чего использовали органические пигменты. Так, в черный цвет их красили обыкновенной сажей; в ярко-красный – киноварью, которую получали, смешивая серу и ртуть; коричневый цвет получали пропорциональным смешением красного цвета с черным. Популярность лакированных пластинок темно-коричневого цвета была вызвана распространенным в Японии обычаем пить чай и модой на старинные предметы, по традиции предпочитавшиеся новым, тогда как красно-коричневый лак позволял создать впечатление металлической поверхности, изъеденной ржавчиной. Некоторые мастера соединяли лак с рубленой соломой и добавляли в него даже толченый коралл. В особо богатых доспехах применялся «золотой лак», получавшийся от добавления в него золотой пыли или тонкого листового золота. Красный цвет считался цветом войны. На красных доспехах вблизи была не так заметна кровь, зато издали они, напротив, производили устрашающее впечатление: казалось, что одетые в них люди забрызганы кровью с головы до ног. Следует отметить, что доспехи, раскрашенные в разные цвета, были очень красивы и в полной мере отражали утонченные вкусы эпохи Хэйан, поэтому неудивительно, что они так полюбились самураям, что в течение долгого времени – с VIII по XV век – те считали их единственно достойными великих воинов.

Доспех о-ёрой с белой шнуровкой. Токийский национальный музей.

Шнуры для доспехов были двух видов: кожаные – кава-одоси и шелковые – ито-одоси. Плотное одноцветное плетение кэбики-одоси было самым популярным и одновременно наиболее простым. Плетение кожаными шнурами, когда на желтых, белых или палевых полосах штамповался мелкий рисунок в виде цветов сакуры, обычно темно-синих, коричневых или зеленых, называлось кодзакура-одоси. Это были древнейшие виды плетения, появившиеся, видимо, на рубеже X–XI веков и пользовавшиеся большой популярностью во время войн между кланами Минамото и Тайра. Если на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда пластинок сплетались шнурами белого цвета, то это было плетение ката-одоси. Если шнуры другого цвета располагались внизу, называлось коситори-одоси (коси означает «бедра»); а если полосы чередовались, то это уже было дан-одоси. Плетение из разноцветных полос называлось иро-иро-одоси. Вариант плетения иро-иро-одоси, при котором цвет полосы посередине заменялся другим, назывался катами-гавари-одоси – дословно «замена у половины тела». Этот тип плетения был очень популярен в эпоху Муромати. Очень сложным и элегантным было распространившееся с XII века плетение сусого-одоси, когда цвет каждой новой полосы был темнее предыдущего, начиная с верхней белой полосы вниз, причем очень часто между верхним белым цветом и более темными цветами внизу помещалась желтая полоса. Если светлые полосы были внизу, а темные сверху, то это был тип ниои-одоси, и оба этих вида плетения были популярны во время войны Гэмпей. Довольно редким было древнее плетение в виде шевронов: сага-омодака-одоси с углом верх и омодака-одоси – углом вниз. Цумадори-одоси имел шевронный узор в виде половины угла и часто употреблялся в начале эпохи Муромати. Шахматное плетение называлось сикимэ-одоси. Зигзагообразный узор на кожаных шнурах фусинава-мэ-одоси был наиболее популярен в период Намбокутё. На шнуровке мог быть изображен также герб владельца доспехов – его мон. Например, изображение японской свастики мандзю (обращенной влево) отличало клан Цугару, доминировавший на севере Японии. Линии плетения могли также идти волнами, как, например, в плетении татэвакэ-одоси, а могли составлять оригинальный цветовой узор, как, например, у плетения ката-цумадори-одоси.

Вообще-то все части доспехов должны были иметь одинаковый рисунок шнуровки, будь то рисунок на о-содэ или на кусадзури. Однако на доспехах до-мару и харамаки-до их о-содэ могли иметь один рисунок, который повторялся также и на груди и на спине, а вот на пластинах кусадзури мог быть другой. Чаще всего при этом использовался самый темный цвет полос на о-содэ.

В то время вместе с о-ёрой носили бронированный рукав, котэ, только на левой руке, чтобы правая оставалась совершенно свободной для натягивания тетивы лука. Бронированный рукав выглядел как обычный матерчатый мешок, который с внешней стороны усиливали нашитыми на него железными пластинами и который привязывался под мышкой. Под броню самураи надевали ёрои хитатарэ – украшенный вышивкой и помпонами халат. Большие мешковатые штаны хакама заправлялись в поножи, а широкие рукава затягивались шнурками у запястий. Для удобства левый рукав не заправлялся в котэ, а выпускался наружу и затыкался за пояс. Поножи представляли собой просто три согнутые железные пластины, которые привязывались к ноге. Обувь из медвежьей шкуры и кожаные перчатки для стрельбы из лука завершали вооружение самурая ниже шеи.

Конный самурай в доспехе о-ёрой и сопровождающие его пешие воины в доспехах харамаки-до. Токийский национальный музей.

С доспехом о-ёрой было принято носить тяжелый шлем кабуто, состоявший из нескольких железных пластин, скрепленных при помощи больших конических заклепок, головки которых выступали над их поверхностью. Иногда, глядя на эти заклепки, можно подумать, что они излишне велики, однако чаще всего мы видим не сами заклепки, а полушария, закрывающие их сверху ради красоты!

В тулье шлема сверху делали отверстие диаметром около 4 см – тэхэн, служившее не только для вентиляции, но и для более прочного закрепления шлема на голове. Осуществлялось это следующим образом. Волосы собирались в узел. Затем на голову надевалась шапочка самурая эбоси, и вот этот-то узел вместе с частью шапочки и выправляли наружу через отверстие на макушке шлема. И это было очень важно, так как шлемы в то время не имели подкладки и удерживались на голове только благодаря завязкам под подбородком и этому пучку волос. В период Камакура (XIII–XIV века) самураи перестали собирать волосы в узел, поэтому отверстие в шлеме утратило часть своих функций. Более того, в довольно крупное отверстие на макушке шлема могли попасть стрелы, когда самураи наклоняли голову вперед[6]6

Интересно, как о возможном попадании стрел в отверстие тэхэн говорится в «Хэйкэ Моногатари» («Повесть о доме Тайра»): «Возьмитесь за руки и переправляйтесь цепочкой. Если голова коня скроется под водой, поднимите ее; если враг выпустит стрелу, не хватайтесь за лук, чтобы сделать ответный выстрел. Наклоните голову, и стрела скользнет по назатыльнику шлема, но не наклоняйтесь слишком низко, иначе стрела попадет в отверстие на макушке».

[Закрыть]. В конце концов делать это отверстие перестали; и к началу периода Муромати (XV век) об их существовании напоминали только украшения, которые крепились на его месте снаружи. Большой изогнутый, словно у римского легионера, затыльник шлема – сикоро, как и все остальные части доспеха, собирался из пластинок кодзанэ. Но обратите внимание, что его края при этом были выгнуты наружу и вверх в форме латинской буквы «U». Эти выступы – фукигаёси – покрывались тисненой кожей, так же как и козырек шлема, и защищали лицо воина сбоку. Шлем украшался еще одним небольшим узлом агэмаки, который находился у него сзади, и различными мелкими декоративными деталями из меди.

Шлем хоси-кабуто с эмблемой цветка павлонии между кувагата.

Общий вес доспехов достигал 27–28 кг; при этом нагрузку на плечи несколько снижало седло, на которое своим нижним краем опиралась кираса. Однако, когда самурай спешивался, полные доспехи оказывались слишком тяжелыми для продолжительного ведения боя. К тому же они были довольно длинными, так что существовала даже идиома «носить длинные доспехи». В любом случае нужно подчеркнуть, что доспехи о-ёрой, как, впрочем, и все остальные доспехи воинов того времени, униформой для них не являлись. Каждый комплект делался на заказ и выполнялся строго индивидуально, точно так же, как и рыцарские доспехи в Западной Европе, хотя внешне они и походили друг на друга, словно близнецы. Тем не менее среди них не было и двух одинаковых, и каждый такой доспех имел собственное название, подчеркивающее характерные особенности его устройства. Название доспеха обязательно включало цвет шнуров, название материала, из которого он был сделан, тип плетения и, наконец, тип, к которому относился сам этот доспех. Например, доспех о-ёрой с чередованием красных и синих шелковых шнуров имел следующее название: ака-кон ито дан-одоси ёрой, причем первым в нем всегда шел цвет, который находился у него сверху. А название ака-кодзакура-сиро-гава-одоси-но-о-ё-рой принадлежало доспеху о-ёрой, в котором шнуровка была выполнена кожаными ремнями одосигэ с красными цветами вишни, изображенными на белом фоне!

Шлем с таким огромным сикоро мог быть либо очень древним, либо новоделом, изготовленным на заказ. Экспонат музея искусств Чайзен университета Висконсин-Мэдисон. Висконсин.

Меч начала периода Камакура. Такой меч держали одной рукой, но он уже имеет все признаки классического нихонто – японского меча с изогнутым клинком. Токийский национальный музей.

Что касается наступательного оружия, которым пользовались воины, носившие доспехи о-ёрой, то обычно они имели при себе меч, кинжал, лук и алебарду с длинным клинком, похожим на меч, называвшуюся нагината. Меч главным оружием самурая в то время еще не считался, но уже к XI веку и его конструкция и способ употребления достигли своего совершенства. Но все же это было просто оружие, такое же, как и любое другое, и легендам о самурайском мече, как и о самих самураях, еще предстояло сложиться. Мечи ранних воинов, известные как тати, носили на поясе лезвием вниз. Это был, судя по изображениям на свитках, единственный общепринятый способ, поскольку только так его и можно было носить с громоздкими доспехами о-ёрой. К ножнам был прикреплен деревянный или плетеный диск, на который наматывалась запасная тетива для лука, поскольку именно лук был в это время главным оружием воина, и ему следовало позаботиться даже о такой «мелочи», чтобы не остаться безоружным в разгар боя! Луки были сложносоставные, как и большинство азиатских луков. Их собирали из бамбуковых планок, отдельные детали делали из других сортов дерева, и все это обматывали волокном ротанговой пальмы. Одной из любопытных особенностей японского лука было то, что при стрельбе его держали не посредине, а примерно в том месте, что находилось в трети длины от его нижнего конца. Так из него было удобнее стрелять с седла. Самураи часами упражнялись в искусстве стрельбы, пуская длинные бамбуковые стрелы со скачущей лошади. Наконечники стрел имели разную форму и, соответственно, служили разным целям. Открытые V-образные, похожие на ножницы наконечники, возможно, предназначались для разрезания скрепляющих доспехи шнуров, хотя первоначально они, вероятнее всего, использовались для охоты. Забавный наконечник в виде большой деревянной репы со сквозными отверстиями, который свистел в полете, также находился в колчане у воина, и такие стрелы использовались для подачи сигналов и устрашения врага. При этом стрелы самураи носили в колчане, который обычно подвешивали на поясе справа, а вытаскивали их из него не через плечо, как это было принято на Западе, а вниз!

Описанные здесь доспехи и оружие явно говорят о том, что мирная бюрократия, стоявшая у власти со времени Великих Реформ, постепенно стала все больше уступать давлению со стороны новых военных кланов, а те все больше и больше ощущали себя неким единым сообществом, боевым братством. Войны с аборигенами по поручению правительства давали самураям в приграничных районах хорошую практику, но настоящую военную науку они постигали в битвах с точно такими же воинами противоположной стороны. Однако влияние отдельных мятежей и восстаний на общий ход японской истории было бы незначительным, если бы оно не способствовало формированию самурайских традиций. В последующие годы самураи вдохновлялись призывом подражать деяниям предков, да так, что при вызове на поединок стало в обычае провозглашать свою родословную и историю своего дома, что придавало им большую значимость и в собственных глазах, и в глазах их противников.

На этой ксилографим Кобаяси Киочика (1847–1915), изображен самурай Тайрано-Таданори, который собирается заснуть под цветущей сакурой. Интересна она, однако, не своим сюжетом, а тем как точно выписаны на ней все детали его доспеха о-ёрой. Обратите внимание, что он сидит, не сняв пластины ваидатэ, которая закрывает ему правый бок. Хорошо видны все её завязки и способ крепления. Музей искусств Лос-Анджелеса.

Кабуто[ | ]

Хоси-кабуто Кониси Юкинага в шлеме с маэдатэ и вакидатэ. Гравюра Утагава Ёсиику, 1867 г. Портрет Яманака Юкимори (англ.)русск. (1545-1578) в шлеме с маэдатэ. Ксилография Цукиока Ёситоси, 1886 г.
Ранний шлем — хоси-кабуто

(яп. 星兜), носимый с доспехами о-ёрой, был с полусферической тульёй, состоящей из 8—12 сегментов, между склёпанных 5—6 декоративными заклёпками. На макушке шлема находилось отверстие
тэхэн
. Вокруг основания тульи приклёпывалась пластина
косимаки
. Он сформировался под влиянием шлемов
сёкаку-цуки-кабуто
и
мабидзаси-цуки-кабуто
. К периоду Хэйан также относятся не получившие широкого распространения шлемы
ити-маи-фусэ-кабуто
, тульи которых, возможно, сделаны из одного куска железа. Спереди приклёпывался небольшой, почти вертикальный козырёк. В тулье делалось 2 или 4 отверстия, прикрытых заклёпками, в которые крепились кожаные ремешки, а к ним крепился шёлковый подбородочный шнур. К косимаки крепилось сикоро, состоящее из 5 вертикальных рядов, каждый из которых состоял из 100—138 маленьких пластинок.

С конца XII века[2] кабуто украшались нашлемной фигурой кувагата

, обычно в виде плоских «рогов», изготовлявшихся из золота или меди, и служивших для отличия известных воинов[3]. В это же время появляется
дайэндзан-бати
или
мару-бати
. Их главной чертой была практически совсем полусферическая форма тульи, отсюда и название. Она состояла из 12—28 пластин. Вдоль заднего края каждой пластины делались небольшие рёбра, значительно усиливающие прочность шлема. Помимо этого они также украшались серебрёнными или золочёнными медными пластинами. С XIII века в качестве подшлемника используют шапочку, пришитую к венцу шлема. К XIV веку на тулью хоси-кабуто уходило уже до 36, и до 15 заклёпок на каждое соединение.

В XV веке размер шлемов увеличивается, а степень декорированности уменьшается. В результате появился новый тип — судзи-кабуто

(яп. 筋兜), заклёпки на тулье которого не были видны. Однако были видны рёбра на краях пластин. Козырёк уже не был вертикальным, а находился под некоторым углом. Почти горизонтальным в результате расширения стало
сикоро
, поэтому под него дополнительно крепилась другая защита, представлявшая собой нашитые на матерчатую основу прямоугольные пластины.

Тогда же широкое распространение получают личины — со-мэн

, или
мэмпо
, нередко имевшие гротескные черты: оскаленный рот с зубами, крючковатый или приплюснутый нос, усы или бороды. Такие маски изготовлялись из железа и покрывались лаком, для защиты горла снизу к ним прикреплялись пластинки
тарэ
[4].

В XVI столетии, с ростом численности феодальных армий, кабуто разделяются на 2 типа. Первый, используемый простыми солдатами, состоял из 6, 8, 12 или 16 сегментов; на офицерских шлемах их число составляло 32, 64, 72 или 120, причём столь многосегментые шлемы, по причине ненадёжности, были, скорее всего, небоевыми. Кроме того, полусферическая форма тульи теряет монополию и в значительной мере вытесняется другими формами — преимущественно, асимметричными, с выступающими боковинами.

Нашлемные фигуры становятся более сложными и, как правило, состоят из вакидатэ

(боковых рогов) и
маэдатэ
(центральной фигуры, изображающей солнце или месяц)[5]. Наряду с металлическими, широко использовались и деревянные бычьи рога[6], а также оленьи рога из дерева, оклеенного лакированной бумагой —
роккаку
[7]. В это же время появляется много нестандартных шлемов — кавари-кабуто, в том числе фигурных, имитировавших головы животных, мифических существ, растений, морских волн и т. п[8].

Образ самурая

Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

Женщины-самураи

Женщины-самураи
Когда мы произносим слово «самурай», сразу приходит образ мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с представителями сильного пола. Нагината (длинный меч самурая) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что онна-бугэйся вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

Примечания[ | ]

  1. Носов К. С.
    Вооружение самураев. — М.; СПб., 2004. — С. 23.
  2. Шлем самурая // Удивительная Япония.
  3. Конлейн Т. Д.
    Оружие и техника самурайских воинов. — М., 2010. — С. 44.
  4. Синицын А. Ю.
    Самураи — рыцари Страны восходящего солнца. — СПб., 2011. — С. 292.
  5. Оружие и доспехи самураев // Miuki Mikado. Виртуальная Япония.
  6. Тёрнбулл Ст.
    Самураи. Вооружение, обучение, тактика. — М., 2009. — С. 33.
  7. Конлейн Т. Д.
    Указ. соч. — С. 122.
  8. Носов К. С.
    Указ. соч. — С. 81.

LiveInternetLiveInternet


Возможно, вы умеете складывать пилотки и шапки из газеты. Все папы и мамы должны бы это уметь.
Особенно, если в семье растут мальчики.

Оказывается есть еще варианты. И более интересные.

Мне понравился вот такой самурайский шлем.

Делается без ножниц и клея из бумаги (или газеты). Складывается способом оригами.

Порадуем наших мальчишек!

Нам понадобятся:

лист плотной бумаги размером 50×50 см и линейка.


1. Сложите квадрат «косынкой». У вас получится большой равнобедренный треугольник.

2. Отогните длинную сторону получившегося треугольника на себя. Загладьте складку линейкой.

3. Переверните деталь складкой вниз — так, чтобы вершина треугольника смотрела на вас. Острый угол треугольника («рог») отогните вверх на себя. Соедините «рог» с вершиной треугольника.

4. Точно также загните второй острый угол. Пригладьте бумагу руками, чтобы она не топорщилась. У вас должен получиться квадратик с торчащими из одного угла маленькими «рожками».

5. Возьмитесь за эти «рожки» и сложите верхний слой бумаги, образовавшей квадратик, пополам.

6. Затем «рожки» чуть отогните в стороны:один вправо, другой влево. Снова прогладьте заготовку линейкой.


7. Следующий слой бумаги (треугольник в нижней части квадрата под «рожками») сложите так, чтобы его вершина расположилась посередине верхнего треугольника «между рожками».

8. Основание среднего треугольника сложите ещё раз так, чтобы оно оказалось вровень с основанием верхнего треугольника — должна получиться каёмка.


9. Переверните заготовку обратной стороной, «рожками» от себя. Нижний край квадрата загните кверху. У вас получится маленький треугольник, как на рисунке.

10. Загните небольшие боковые уголки под левым и правым «рогом». Прогладьте загнутые уголки линейкой.


11. Заверните основание маленького треугольника (который мы сложили в п. 9) четыре раза, заправляя боковые уголки вовнутрь складки. В итоге у вас должна получиться фигура треугольника с каймой в основании и маленькими «рожками» наверху.

12. Низ шапки тщательно прогладьте линейкой, чтобы боковые уголки не выскочили наружу из складки, иначе шапка может развернуться.

Шлем самурая будет выглядеть наряднее, если вы его раскрасите.

  • Бронзовой краской из пульверизатора загрунтуйте всю шапку, предварительно закрыв центральный треугольник.
  • В центре белого треугольника нарисуйте красный круг — символ Японии.
  • Части под рожками раскрасьте красной краской, а над рожками — чёрной.

Ну а теперь — можно играть!

В наше время существует много возможностей порадовать детей. Как вам, например, вот такой детский мотоцикл на аккумуляторе? Стоит, конечно, недешево. Но в качестве подарка очень хорош! Есть даже для малышей 2-5 лет.

Middle_name

Серия сообщений «занятия и игрушки для детей»:
Часть 1 — Рисование пальцами Часть 2 — Игрушка Кот-Ловун МК (Видео) … Часть 38 — Тигренок из помпонов МК Часть 39 — Идея для детского праздника: груша с сюрпризом Часть 40 — Шлем самурая из бумаги Часть 41 — Детский домик из пляжного зонтика (идея от «Бурды») Часть 42 — Мотоцикл из зажигалки!)))) Вот это да! … Часть 47 — Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев до 2 лет Часть 48 — Мягкие кукольные домики. Идеи и мастер-классы Часть 49 — Кукла-сплюшка Мастер-класс

Численность самураев

Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси — воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод — самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]