Постройка каноэ
Настоящее наслаждение испытываешь, двигаясь по воде в легкой, послушной малейшему движению весла, лодке. Построить такую лодку может каждый, имеющий время и некоторые навыки обработки древесины. Живой интерес читателей к каноэ, чертежи и описание которого можно посмотреть здесь, заставил нас продолжить эту тему.
Интерес оправдан. Ведь по грузоподъемности каноэ в сравнении с другими гребными лодками — вне конкуренции, а по весу — сравнимо только с байдаркой. Симметричные в нос и корму от миделя обводы, седловатость бортов и их завал в верхней части внутрь, плоское днище и большое удлинение придают корпусу каноэ хорошие ходовые качества, остойчивость и управляемость. Сидящие на кормовой и носовой банках гребцы шутя разворачивают лодку на месте вокруг вертикальной оси.
Каноэ, которое мы предлагаем вам построить в этот раз, имеет усовершенствованные обводы и иную технологию изготовления корпуса.
Обводы отличаются, прежде всего, смещением наибольшей ширины корпуса в корму от миделя, что при одиночном плавании уменьшает дифферент на корму и облегчает гребцу управление лодкой.
|
Таблица плазовых ординат по наружным размерам формообразующего каркаса корпуса каноэ | |||||||
Линия теоретического чертежа | Номера конструктивных шпангоутов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Полушироты от ДП | |||||||
Линия борта — ЛБ | 230 | 360 | 400 | 420 | 380 | 290 | 150 |
Линия наибольшей ширины корпуса — ЛНШ | 270 | 380 | 440 | 450 | 430 | 370 | 230 |
Высоты от ОП | |||||||
Линия борта — ЛБ | 430 | 390 | 380 | 370 | 380 | 410 | 470 |
Линия киля — ЛК | 30 | 20 | 10 | 10 | 20 | 30 |
Что же касается технологии, то корпус выклеивают на продольном наборе — матрице. Легко изгибаемые полосы тонкой водостойкой фанеры диагонально укладывают на эпоксидном клее в два слоя и более. Так можно строить узкие корпуса со сложными округлыми обводами (даже с указанным ранее завалом бортов внутрь) и получать прочную монолитную обшивку. Прочность обшивки в наиболее нагруженных местах может быть повышена за счет увеличения количества слоев материала. Например, среднюю часть длинного корпуса каноэ можно оклеить дополнительным слоем шпона.
Опыт показывает, что на строительство этой лодки потребуется не менее 120-140 часов (в зависимости от навыков и сноровки мастера). Все это время корпус должен находиться на стапеле. Поэтому помещение для работы должно быть не только просторным, но и отапливаемым в холодное время года.
Для возведения стапеля подойдут нестроганые сосновые доски толщиной 30-40 мм. Остальные части стапельного набора (поперечные шпангоуты-лекала, точно соответствующие теоретическому чертежу обводов корпуса, и продольные стрингеры) делают из обычной строительной фанеры и строганых сосновых реек разного сечения. Раскрой деталей стапеля по длине производят с учетом выбранных размерений лодки. При сборке их соединяют длинными шурупами. От точности сборки зависит качество будущего корпуса.
С помощью уровня тщательно выверяют горизонтальность стапеля. Его опоры (козлы) надежно крепят к полу, чтобы они случайно не сдвинулись с места при обшивке набора и позволили строгать и шлифовать снаружи оболочку корпуса.
Очень важно точно перенести с чертежа на фанеру форму шпангоутов и вырезать их по контурам. Внутренний технологический вырез в шпангоутах делают так, чтобы последние можно было надеть на балки стапеля. После расстановки их выверяют по высоте и продольной оси, ориентируясь по струне (стальной проволоке), туго натянутой вдоль стапеля над линией пересечения основной и диаметральной плоскостей теоретического чертежа. Нужно еще убедиться, что плоскости лекал-шпангоутов строго параллельны. Затем их прикрепляют шурупами к балкам стапеля.
|
Также точно вычерчивают и вырезают (но уже из водостойкой фанеры толщиной 15-20 мм) передний и задний штевни. Их устанавливают по месту и соединяют со средней балкой стапеля с помощью двух деревянных накладок. Соединение лучше всего сделать с помощью шкантов, которые впоследствии, при извлечении из корпуса набора-матрицы, можно будет спилить.
Изготовленный заранее киль подгоняют к штевням и временно закрепляют шкантами в средних вырезах шпангоутов-шаблонов. Также раскладывают по шпангоутам внутренние привальные брусья левого и правого бортов.
Убедившись, что киль и оба привальных бруса имеют плавную погибь, симметричны относительно диаметральной плоскости и хорошо прилегают к шаблонам шпангоутов, их окончательно крепят латунными шурупами к штевням, предварительно промазав эпоксидным клеем места соединения.
Рейки (они являются стрингерами каркаса, на котором можно будет выклеить «скорлупу» корпуса) шкантами крепят в вырезах шпангоутов. Со штевнями их соединяют проволочной скруткой. При снятии выклеенного корпуса с каркаса проволоку перекусывают кусачками.
После монтажа всех элементов каркас каноэ обрабатывают ленточно-шлифовальной машинкой, снимая выступающие кромки стрингеров и скашивая по бокам киль. Обработку периодически контролируют, накладывая на каркас под углом 45° от киля до привального бруса полосу фанеры или шпона (толщиной 2,5 мм) будущей обшивки.
Если полоса хорошо прилегает к каркасу и образует плавную форму обводов корпуса, то можно приступать к основной части работы — выклейке корпуса.
Теоретический стандартный чертеж корпуса каноэ
Здесь ОЛ означает основную линию чертежа, которая проходит параллельно днищу лодки. ДП — это диаметральная плоскость, условно разделяющая площадь корпуса вдоль на две полностью симметричные части. ВЛ1 означает одну из линий, которая образуется гранью между мокрым и сухим бортом при установке каноэ на воду. ГВА – это главная ватерлиния, ЛБ – линия борта, Б1, Б2 — батоксы, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – шпангоуты, которые создают форму поперечных обводов. Так как корпус каноэ от 6 шпангоута полностью симметричен, на чертеже представлена только половина длины лодки.
Такую модель, обшивка которой представляет собой доски или рейки, удобнее собирать по поперечным лекалам с формой, аналогичной форме шпангоутов. Их можно единожды жестко смонтировать на стапеле и потом собирать сколько угодно корпусов каноэ одинакового типа.
Сначала с чертежа на лекала переносятся все контрольные точки. Они представляют собой отметки линии ДП, основной линии корпуса, ватерлинии и линии борта. Затем на стапель крепятся лекала шпангоутов, сделанные в полном соответствии с чертежами. После этого в верхней кромке ДП протягивается струна из стальной проволоки, нужная для того, чтобы проложить отметки ДП на лекалах. Все лекала должны лежать параллельно друг другу.
На крайние лекала устанавливаются ахтерштевень и форштевень. Получается остов корпуса, имеющий контур, аналогичный обводам будущего каноэ. Если по лекалам вдоль этого остова проложить тонкую рейку, она соприкоснется с каждым лекалом только в одной точке. Это означает, что с их кромок нужно снять малку. После этого временно несколько реек-рыбин приклеивают от ахтерштевня до форштевня.
Затем готовят материал для обшивки из реек или досок, хорошо обрабатывая их кромки. Сама обшивка делается вгладь или внакрой. При обшивке внакрой на корпус накладываются отмалкованные кровки так, чтобы толщина их перекрытия была не меньше, чем толщина двух досок.
Обшивку начинают укладывать с днищевой доски. Ее кладут по ДП и соединяют со штевнями при помощи клея и шурупов. К лекалам доски крепятся гвоздями, которые прибиваются к кусочкам фанеры. По кромкам вдоль корпуса они соединяются гвоздями или небольшими шурупами. Для того чтобы соединения было герметичным, перекрой прокладывают ленту стеклоткани, пропитанную эпоксидной смолой.
После того, как обшивка будет окончена, весь временный крепеж удаляется, корпус каноэ снимается с лекал и устанавливается на кильблоки. После этого через каждый 15-30 сантиметров (зависит от размеров каноэ) вставляются рейки шпангоутов. Они изготавливаются из дуба или ясеня. Рейки плотно прижимаются к обшивке, а потом приклепываются к ней заклепками-гвоздями.
Затем по верхним кромкам бортов лодки внутри корпуса устанавливаются привальные брусья. Они придают бортам жесткость и крепятся на шурупах и эпоксидной смоле. Привальные брусья прочно скрепляют с верхними краями шпангоутов. В том случае, если планируется собирать запалубленную лодку, привальные брусья станут опорой для бимсов настила палубы. Если палубы нет, борт у каноэ накрывают планширем, края которого немного выступают наружу, а поперек корпуса устанавливают несколько распорок. Их количество зависит от длины лодки.
После такого строительства получается каноэ с легким, прочным и герметичным корпусом. Его обшивка представляет собой жесткую сплошную оболочку, элементы которой не смещаются относительно друг друга ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает полную водонепроницаемость корпуса. Главное, чтобы он состоял из качественной древесины, не имеющей сучков и впадин.
Фото каноэ – процесс постройки:
Для изготовления каноэ собственными силами нужно иметь сухое отапливаемое помещение площадью, достаточной для сборки каркаса выбранных вами размерений, чертеж лодки и материалы для стапеля, набора и обшивки корпуса. | Пользуясь таблицей плазовых ординат необходимо вычертить в натуральную величину шпангоуты-лекала и штевни. С помощью копирки, подкладываемой под чертеж, их контуры переносят на фанеру толщиной 15 мм. Чертеж и копирку прикрепляют к фанере мелкими гвоздиками. |
Шпангоуты выпиливают электролобзиком по контуру. Одинаковые по форме шпангоуты вычерчивают, используя как шаблон первый из них. | Внутри шпангоутов-лекал выпиливают фанеру так, чтобы шпангоуты можно было плотно надеть на несущие балки стапеля, где их точно выставляют по месту и фиксируют деревянными накладками на гвоздях или шурупах. |
Чтобы доработать наружные контуры одинаковых по форме шпангоутов, их шкантами скрепляют вместе и в таком положении прижимают к верстаку. Следы от пилки лобзика удаляют ленточно-шлифовальной машинкой. | Штевни устанавливают в нужное положение, сверяясь с чертежом, и прикрепляют к стапелю прочными фанерными накладками на шурупах. Киль и оба привальных бруса раскладывают в вырезы шпангоутов и отрезают до нужной длины, не соединяя их со штевнями и поперечным набором. |
Материалы и инструменты
Масштабный чертеж выкраиваемых деталей каркаса каноэ: А — штевни; Б — сечения по шпангоутам.
При изготовлении каноэ своими руками главное – приобрести качественные материалы и инструменты. В качестве основного материала здесь выступает фанера. Материал выбирается влагостойкий, а листы фанеры нужно подбирать больших размеров, чтобы легче было их соединять. Толщина материала должна составлять не менее 6 мм, причем состоять она должна из нескольких слоев.
Помимо фанеры, вам еще понадобятся хорошо пропитанные специальными антисептиками доски, а также деревянный брус с сечением примерно 1х 0,5 см. Влажность всей древесины должна составлять 12%. При этом поверхность на себе не должна иметь трещин и сильных повреждений. Помимо материалов, вам пригодятся для работы такие инструменты:
- электролобзик (желательно с лезвиями);
- плоские и крестовые отвертки;
- гвозди;
- молоток;
- стамеска;
- дрель;
- эпоксидный клей самого высокого качества;
- плотная пленка;
- ножницы;
- простой карандаш для разметок;
- силикон;
- лак по дереву и кисточка;
- металлические пластинки и уголки;
- саморезы.
Каноэ по технологии СиС своими руками
Длинна лодки 4,2 м, ширина 97 см в миделе, высота в миделе 37 см
А дальше пошла стандартная для технологии СиС работа:
в вырезанных заготовках сверлятся по контуру отверстия через равные расстояния и заготовки сшиваются пластиковыми кабельными стяжками
далее вытащил все стяжки, сформировал галтель на всех швах и проклеил все швы двумя слоями стеклоткани. пропитал все на горячую эпоксидкой.
Перевернул лодку. прошпаклевал швы, зашкурил поверхность
далее пошла оклейка лодки стеклотканью, на заднем фоне хорошо видны коробки с эпоксидкой