История музея А. Рублева
Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.
В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.
Настоящее Музея
В ХХI веке заведение продолжает интенсивно работать. Здесь проходят многочисленные мероприятия, выставки. Каждый год собирается конференция «Диалог культур. Россия-Грузия». Кроме того, обязательно проходят демонстрации новых работ, пополнивших фонд заведения: после реставрации посетители всегда могут ознакомиться с иконами или другими предметами. Одна из таких работ – рукопись «Лествица», автор которой писец Ферапонт, не так давно демонстрировалась в одном из музейных залов. Периодически в музее проходят выставки икон из частных собраний.
В год 70-и летнего юбилея (2017) экспозиции заведения пополнились новыми экспонатами, ранее находившимися на реставрации. Благодаря этому посетители музея смогли увидеть свыше 300 предметов. Появился и еще один новый экспонат – надгробная плита. Она была обнаружена на территории монастыря. Дата изготовления надгробья – 1543 год. Судя по надписи, плиту было установлено на могиле инока Вассиана Ракова.
Музейная экспозиция
Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева, икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.
В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.
В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.
«Вектор духовности»
- 29.11.2018
- Валерий Лукьяненко
Владимир д’Ар
Это не просто музей, а нечто большее — это собрание величайших и ценнейших древнерусских икон, духовное наследие нашего народа. Именно так лучше воспринимать то что мы с Вами увидим. Икона не просто изображение святых или попытка изобразить Бога, это Окно в другой, как говорится, Мир Невидимый, мир Любви, Принятия, Веры, Раскаяния и Прощения. Если изначально подготовить себя к восприятию того что вскоре увидишь именно с этих позиций, ты выйдешь впоследствии из стен этого музея обновленным, наполненным новыми силами, необъятной жизненной энергией для принятия этого Мира таким каков он есть, увидишь новый мир который открылся тебе с Другой Стороны, со строны бесконечного Света и Добра, почувствуешь себя прикоснувшимся к Истокам, вызывающим возвышенные и трепетные чувства. Ну, впрочем, тут у каждого своё, так что не будем углубляться и давайте же, осмотрим музей, его экспозиции.
Должен сказать, что отснять все произведения древнерусского искусства в Музее Рублева определенно нереально, да и нужно ли!?) В общем, мы увидим те иконы, фрески которые привлекли именно мое внимания и не только внимание, а нечто такое отозвавшееся внутри себя что не выразить словами. Фото из этого музея уже довольно старые, 2012 года — тогда я снимал еще исключительно на зеркальную камеру Canon 5D II и ряд фотографий конечно же уже не дотягивает до того уровня до которого дошла нынешняя фототехника с ее продвинутыми чувствительными матрицами. Ну это нам совсем не помешает как я понимаю. Итак, вперед!
Основан музей в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Павлом Максимовым, по инициативе которых и началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось в 1960-м и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч предметов собрания икон XII-XX веков, фресок, деревянных скульптур, а также археологических находок. Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Прежде чем зайти на территорию монастыря выразим почтение и уважение таланту легендарного древнерусского иконописца Андрея Рублева. У стен Андроникова монастыря (у юго-западной башни) уже в новейшее время построена каменная четырёхугольная со срезаными углами часовня-сень под восьмиугольным куполом. Освящена часовня Троицы Живоначальной 21 сентября 2011 года. Кстати 650-летие Спасо-Андроникова монастыря отмечалось в 2010 году.
Часовня небольшая, изящная и очень красивая. 03.
Внутри часовни находится флорентийская мозаика рублевской «Святой Троицы». Возведена часовня попечением фонда имени Андрея Рублева. Архитектор Евгений Катышев. 04.
Мозаика «Троица» Андрея Рублева для размещения в Троицкой часовне создана выдающимся итальянским художником Марио Антонуччи по древней флорентийской технологии из драгоценных и полудрагоценных камней с элементами золочения. 05.
Первоначальный памятник Андрею Рублеву работы скульптора В.Г. Ленской и архитектора Э.В. Яворского был установлен в сквере перед Спасо-Андрониковым монастырем еще в 1967 году к 600-летию Андрея Рублева. Этот небольшой памятник представляет собой фигуру иконописца, который сидит на скамье, держа в вытянутой руке доску с рисунком будущей иконы. Но в 1985 г. этот памятник был заменен на другой. А этот — перенесен на территорию Новосспасского монастыря. Как-то, пока, он себя там не очень уютно чувствует, как мне показалось. Постамент ему явно не помешал бы. 06.
На главной же аллее ведущей к Святым вратам монастыря в 1985 году установлен новый памятник Андрею Рублеву — наиболее известному и почитаемому русскому иконописцу московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, иноку этой обители работы известного скульптора Олега Константиновича Комова. Считается, что он более удачный в художественном отношении. 07.
Выложил ниже еще одну фотографию этого памятника (с видом на Святые врата) поскольку посчитал символичным о облюбовавших памятник иконописцу в момент этой съемки) Что интересно, голубь на голове скульптуры непрывно и довольно долго вертелся вокруг своей оси по часовой стрелке — не видел такого раньше) 08.
Отмечу, что есть еще один комовский памятник Андрею Рублеву во Владимире. Памятник открыт в августе 1995 года к 1000-летию города. Однако нам именно в Музей имени Рублева)
Коллекция Музея имени Рублева
начала формироваться в 1954 году с первыми научными экспедициями работников музея, которые были направлены на составления описи монастырей России и списка пострадавших икон. Первые пять работ перешли из Краеведческого музея города Владимира и были отобраны из тех произведений, которые, по мнению местного руководства, подлежали уничтожению. Второй ценный привоз произошёл в 1955-м, когда были переданы произведения из Евфимиева монастыря в Суздале. На момент официального открытия музея в 1960 году, коллекция состояла из 317 памятников искусства. В последующие годы музейное пространство активно пополнялось: с 1970 по 2000-е года хранилище значительно увеличилось за счёт даров частных лиц и государственных организаций. По состоянию на 2021 год, экспозиция содержит более 13 тысяч предметов: иконы, археологические находки, рукописные и старопечатные книги, а также оригиналы и копии фресок. Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. 09.
Церковь Архангела Михаила
Музейная коллекция содержит более 4,5 тысяч икон XIII-XX веков. Из наиболее редких произведений — «Спас Вседержитель» XIII века, «Спас Нерукотворный» XIV века, «Иоанн Предтеча» XV века, «Архангел Гавриил», а также «Благоверные князья Борис и Глеб» начала XX века. Также там выставляются работы, выполненные мастерами из Романова-Борисоглебска: прориси мастера Африкена Лисихина, на которых изображены образы Богородицы, а также лист «Спас Романово-Борисоглебский». 10.
Основная экспозиция музея располагается в Трапезной палате и храме Архангела Михаила. Она занимает более десяти залов и знакомит посетителей с выдающимися образцами художественного творчества XI-XVII веков. 11.
Вид на Москву (бывшую Рогожскую слободу) из окон Церкви Архангела Михаила (через двойное стекло). 12.
Основная миссия музея – помочь людям открыть для себя икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства, «укоренить» их в собственной культурной традиции. В тысячелетней истории русского искусства основная часть – семь столетий – приходится на допетровское время, когда художественная культура развивалась в рамках религиозного мировоззрения.
Теперь осмотрим экспозиции музея. Особо комментировать представленные в этом материале произведения древнерусского искусства нет никакой необходимости, вы сами Всё увидите и почувствуете. А посему, почти замолкаю… 13.
Церковь Архангела Михаила. Музей Андрея Рублева.
14.
Церковь Архангела Михаила. Музей Андрея Рублева.
Троица Андрея Рублева в Музее конечно же есть, но это копия естественно. 15.
Троица Андрея Рублева. Копия.
Еще одна работа Андрея Рублева «Страшный Суд. Летящий Ангел»
. Копия фрески. В 1956 году Давид Арсенишвили (директор Музея) предложил Н.В. Гусеву выполнить копии росписей 1408 года во владимирском Успенском соборе, созданных преподобным Андреем Рублевым и Даниилом. Это оказалось своевременным поскольку последующая реставрация этих рублевских фресок считается среди специалистов неудачной. 16.
Андрей Рублев. «Страшный Суд. Летящий Ангел». Копия.
Икона Богородица Одигитрия Смоленская
17.
Икона Богородица Одигитрия СмоленскаяВеликомученик Георгий, с житием.
Первая треть XVI в. Московская школа. 129,5 х 100.
Происходит из Пятницкой церкви города Дмитрова.
Поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1959 г. из Дмитровского краеведческого музея. 18.
Великомученик Георгий, с житием. Первая треть XVI в.
19.
Великомученик Георгий, с житием. Фрагмент.
20.
Знаменитая чудотворная икона Святитель Никола Зарайский.
Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы») рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского». Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном (будущем Зарайске) 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей. 21.
Икона Святитель Никола Зарайский
Преподобный Сергий Радонежский в житии
(Мастерская Дионисия, Феодосий (?). Начало XVI века. 22.
Преподобный Сергий Радонежский в житии
Икона Успение Богородицы. Дионисий.
Вторая половина XV века. Успенский собор в Дмитрове. 23.
Икона Успение Богородицы. Дионисий.Вторая половина XV века.
Троица Живоначальная. 1484-1485. Старец Паисий.
Московская школа.
Икона поступила в Музей им. Андрея Рублева в 1954 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря.
Реставрирована К.Г. Тихомировой и И.В. Ватагиной в 1955 и 1975 гг. Сохранность: значительно утрачены одежда правого (особенно хитон) и среднего Ангелов, нимб правого Ангела. На одежде левого и на рукаве среднего Ангелов авторская живопись утрачена. 24.
Троица Живоначальная. 1484-1485. Старец Паисий.
Архангел Гавриил. Из деисусного чина. Тверь.
Вторая четверть XVI в.
Реставрация: Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974. Салтыков 1981. 131 × 59 см.
25.
Архангел Гавриил. Из деисусного чина. Вторая четверть XVI в.
Св. Иоанна Предтеча из Деисусного чина храма в селе Ободово Тверской области
. Тверская школа. Икона первой половины XV века.
Реставрация: Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974: Конец XIV — начало XV вв. Салтыков 1981: Вторая половина XV в.
80.5 × 57.5 см. 26.
Св. Иоанна Предтеча из Деисусного чина храма в селе Ободово Тверской области.
Икона Богоматери из села Ободова. Тверская школа
. Из деисусного поясного чина. Тверь. Первая половина XV века. 80 × 57.5 см. 27.
Икона Богоматери из села Ободова. Первая половина XV в.
Архангел Гавриил. Конец XV — начало XVI вв.
28.
Архангел Гавриил. Конец XV — начало XVI вв.
Богоматерь из деисусного чина (Миропросительница)
Покровской деревянной церкви села Чернокулова Юрьев-Польского района Владимирской области. Ростово-Суздальская школа. Начало XVI в. 130 × 56 см. 29.
Икона Богоматерь из деисусного чина (Миропросительница)Архангел Гавриил из деисусного чина.
XV-XVI вв. Конец XV — начало XVI вв. Ростовская школа. Автор неизвестен. 30.
Архангел Гавриил из деисусного чина. XV-XVI вв.
Троица Живоначальная. Конец XV — начало XVI вв.
Традиция Троице-Сергиевой лавры. 145×116. Происходит из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича. Икона была вывезена в Музей имени Андрея Рублева экспедицией 1964 г. Реставрирована (не до конца: остались записи на крыльях, трапеза раскрыта неполностью) А.В. Кириковым в 1970 г. после выставки 1967 г. в ГТГ. Сохранность: по всей поверхности мелкие выпады, потёртости, утрачен фон. 31.
Троица Живоначальная. Конец XV — начало XVI вв.
Святитель Николай Чудотворец. Первая половина XV века.
Из Калининского краеведческого музея. 128 × 85 см. Дерево, темпера.
32.
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай Мирликийский, кон. XV в. Тверь.
Никола XVI в., благословляющая десница переписана новообрядцами в «малаксу», справа от неё заметны сохранившиеся концы изначальных двух перстов. 33.
Святитель Николай Мирликийский, кон. XV в. Тверь.
Иконостас Спасо-Евфимиевского монастыря г. Суздаля. 1660-е.
34.
Иконостас Спасо-Евфимиевского монастыря г. Суздаля. 1660-е.
35.
Иконостас Спасо-Евфимиевского монастыря г. Суздаля. 1660-е.
36.
Иконостас Спасо-Евфимиевского монастыря г. Суздаля. 1660-е.
Иконостас церкви Благовещения города Юрьевца (первая треть XVIII века).
37.
Иконостас церкви Благовещения города Юрьевца (первая треть XVIII века)
38.
Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Преподобный Нил Столобенский. 2-я пол. XIX в. Тверская губерния.
39.
Преподобный Нил Столобенский/ 2-я пол. XIX в. Тверская губерния.
40.
Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Фрагмент фрески с изображением Архангела
41.
Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Фрагмент фрески с изображением Архангела Михаила
42.
Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Богоматерь Неопалимая Купина
XVII век. Поволжье. Из Троицкого Макарьево монастыря в Калязине. 43.
Богоматерь Неопалимая Купина
Богоматерь Владимирская. Около 1676 г.
Из Похвальской церкви села Орел, Березниковского района Пермской области. 44.
Богоматерь Владимирская. Около 1676 г.
Архангел Гавриил. Конец XVII в.
45.
Архангел Гавриил. Конец XVII в.
Богоматерь Иерусалимская. 1710 год.
46.
Богоматерь Иерусалимская. 1710 год.
Богоматерь Живоносный Источник. 1703 год.
Кирилл Иванов Уланов. 170,5 × 116 см. Дерево, темпера. Из церкви Архангела Михаила в Бронницах (Московская область). 47.
Богоматерь Живоносный Источник. 1703 год.
Святитель Николай Мирликийский
48.
Святитель Николай Мирликийский
Икона Благодатное небо.
(Что тя наречем). XVII век. Неизвестный автор. Дерево, паволока, левкас, темпера. 49.
Икона Благодатное небо. XVII век.
Спас Смоленский со святыми Сергием и Варлаамом
Вторая пол. XVII в. Из Христорождественского собора г. Балахны. 50.
Спас Смоленский со святыми Сергием и Варлаамом
Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVII века.
51.
Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVII века.
Икона Спас в Силах
Третья четверть XVI в. Средняя Русь. 148 × 106 см 52.
Икона Спас в Силах
Илия Пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI в.
53.
Илия Пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI в.
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) с житием.
Вторая половина XVI в. Вологодские земли. 54.
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский).
Архангел Михаил, с деяниями. XVI век. Великий Устюг.
Из церкви Успения в Ляльске Кировской области. 55.
Архангел Михаил, с деяниями. XVI век. Великий Устюг.
Мученики Косма и Дамиан, апостол Иаков, брат Господень.
Первая половина XVI в. 56.
Мученики Косма и Дамиан, апостол Иаков брат Господень.
Сошествие во ад. XVI век.
В древности иконы «Сошествия во ад» — их так не называли, это были, собственно, иконы Воскресения Христова. Ад здесь представлен побежденным и бессильным. Ангелы деловито связывают оковами бесов… 57.
Сошествие во ад. XVI век.
Никола Зарайский с житием. 1552 год.
58.
Никола Зарайский с житием. 1552 год.
Царские врата (Василий Великий и Иоанн Златоуст).
Вторая четверть XVI в. Автор неизвестен. Раскрыты А.Б. Кириковым в 1960-1961 годах в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Створки врат опилены сверху и снизу, навершие не сохранилось. На лицевой стороне небольшие перепады уровня досок по стыкам. Мелкие выпады и отдельные потертости красочного слоя. Размер: 102 х 44,5 см (левая створка); 101 х 44 см (правая створка). 59.
Царские врата (Василий Великий и Иоанн Златоуст).
Святитель Николай Чудотворец прпеподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский. XVI в.
60.
Свт. Николай Чудотворец прп. Антоний Великий и прп. Афанасий Афонский. Икона XVI в.
Святитель Николай Мирликийский с явлением Богоматери Преп. Сергию Радонежскому
(в верхней части иконы слева) и избранными святыми. 61.
Святитель Николай Мирликийский.
Иоанн Предтеча. XVI в.
Из иконостаса Троицкого храма Махрищского монастыря. 62.
Иоанн Предтеча. XVI в. из иконостаса Троицкого храма Махрищского монастыря.
Икона «Богоматерь Тихвинская» 1550-х
годов из Успенского собора в г. Дмитрове Московской области. Замечательна тем, что вместо «классического» золотого фона имеет необычный лазурный фон. 63.
Богоматерь Тихвинская
Святитель Николай Мирликийский
Иконы «Богоматерь Тихвинская» и «Святитель Николай Мирликийский» 1550-х годов из Успенского собора в г. Дмитрове Московской области замечательны тем, что вместо «классического» золотого фона имеют необычный лазурный фон: 64.
Святитель Николай Мирликийский
Богоматерь Умиление. 1560-е гг.
65.
Богоматерь Умиление. 1560-е гг.
66.
67.
Снимки Владимира д’Ара (Обсуждение в ЖЖ)
Теги: История, Россия, Русь, фоторепортаж Категории: Библиотека, Искусство, Основные разделы, Религии мира
Как добраться
Музей расположен на территории Таганского района на Андроньевской площади дом №10. Доехать до заведения можно:
- Общественным транспортом. К остановке «Андроньевская площадь» ходят – трамвай №№45, 40, 43, 20, троллейбус №53, автобус Н4, М8. Также можно доехать до музея автобусами №730 или №125 – остановка находится рядом с музеем и носит одноименное название.
- Маршрутным такси №199.
- Такси, заказав авто через сервис Такси Везёт, Gett, Maxim, Яндекс. Такси или другие.
- На метро. Ехать по Калининской линии до ст. «Площадь Ильича». Далее одну остановку автобусом №№ М8, Н4, 40, 125, 730. Одну остановку предстоит также проехать, если воспользоваться трамваем №53, если ехать по Люблинско-Дмитриевской линии до ст. «Римская». Далее необходимо проехать 2 остановки на автобусе №40.
Экскурсии
Чтобы каждый посетитель смог выбрать для себя наиболее подходящий вариант осмотра экспозиции, сотрудниками музея предоставляются различные услуги:
- Групповые экскурсии для групп более 5-и человек на русском или английском.
- Организовано разные виды экскурсий – обзорные, расширенные, с возможностью получить больше информации по отдельной теме. Есть экскурсии, посвященные самому комплексу монастыря, истории российского иконостаса, древнерусской живописи.
- Индивидуальные экскурсии для групп менее 5 человек.
- Экскурсии для школьников.
- Экскурсии по временным экспозициям.