Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru |
Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах
Москворецкого благочиния Московской епархии
- Престолы:
- Воскресения Христова (верхний храм),
- Успения Пресвятой Богородицы (главный престол нижнего храма),
- Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая (приделы нижнего храма)
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех»
. Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.
Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.
Вид на храм Воскресения Христова в Кадашах со стороны 1-го Кадашевского пер., фото 1882 г. из альбома Найденова |
В начале XX в. настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868 — 1922), прозванный в народе «кадашевским». Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, а во время 1-й мировой войны два лазарета для раненых. Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.
Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.
В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.
6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.
Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.
Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.
Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.
Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.
Достопримечательности Кадашевской слобода
Выйдя со станции метро «Третьяковская», вы попадете в Кадаши. Кадашевская слобода — крупнейшая и богатейшая из слобод Замоскворечья, в XVII веке она занимала территорию между Болотом, Полянской площадью, Ордынкой и Якиманкой.
Кадаши и Якиманка – экскурсия по улицам и переулкам Москвы
Изначально слободу населяли кадаши (бондари), с 1613 года здесь появилось ткацкое производство, снабжавшее полотняными изделиями царский двор. В начале XVI века Кадаши слились с находившимися южнее Толмачами — существовавшей с XIV века слободой толмачей (переводчиков), обслуживавших замоскворецких татар-ордынцев.
Между Кадашами и расположенными у стены Скородома стрелецкими слободами вплоть до XIX века сохранялось незастроенное пространство — «всполье», служившее общинным выгоном для скота. В XVIII веке вдоль радиальных улиц начали строиться усадьбы знати, в то время как в глубине переулков сохранялся слободской уклад.
Прокладка Водоотводного канала сделала пригодной для застройки пойму к западу от Якиманки. В 1880‑х годах в Лаврушинском переулке начали возводиться выставочные корпуса Третьяковской галереи. Ее реконструкция в 1980–2000‑х годах наложила отпечаток на весь облик района.
Наша прогулка начинается в Кадашевских переулках. Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова (2‑й Кадашевский пер., 7). Нынешняя церковь, построенная в 1687–1695 годах, является выдающимся памятником периода становления нарышкинского барокко.
Традиционный тип кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной «кораблем», обогащен здесь новыми формами белокаменного декора. Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством.
Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы. Ныне иконы Воскресенского храма разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
Далее пройдите на набережную Водоотводного канала. Он был проложен в 1770‑х годах по заболоченной старице Москвы-реки, когда потребовалось осуществить ремонт рухнувших в половодье 1783 года опор Большого Каменного моста.
Длина канала — 4 км, ширина — 30–50 м. Он позволил отвести часть избыточных вод и сделал пригодной для застройки пойму к западу от Якиманки. Устроенные в начале и конце канала Бабьегородская и Краснохолмская плотины со шлюзами сделали его судоходным (в 1930‑х годах они были разобраны). В результате прокладки канала образовался остров Балчуг.
Историческая застройка Кадашевской набережной, состоявшая преимущественно из однодвухэтажных особняков, была уничтожена частично в послевоенные годы и окончательно — в «лихие» 1990‑е.
Церковь Воскресения в Кадашах
Если смотреть на Замоскворечье с Боровицкого или Кремлевского холма или, например, с Большого Каменного моста, то среди крыш домов выделяются золотые купола храма Воскресения Христова в Кадашах и крест уходящей в небо колокольни. Уж очень по-особенному блестят эти купола на фоне невзрачной кровли стоящих рядом домов. Какая-то необъяснимая сила манит обязательно пойти и отыскать эту церковь, посмотреть на нее вблизи. Сделать это не так-то просто! Предстоит еще поплутать в узких лабиринтах Кадашевских переулков и тупиков. Но результат поиска никого не разочарует, едва окажемся мы в дворике храма. Именно в таких местах можно встретить осколки древней Москвы.
На территории Кадашевской слободы было несколько церквей: Иоакима и Анны, что на Якиманке, Космы и Дамиана, что в Кадашах, и др. Но центром слободы стала церковь Воскресения Христова. Раньше она называлась «что на Грязех», потому что Кадаши были расположены недалеко от старицы Москвы-реки, которая разливалась каждую весну, принося в слободу грязь. Церковь Воскресения в Кадашах служила основной вертикалью и композиционной доминантой Замоскворечья. Кроме того, она определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Храм Воскресения Христова в Кадашах имел главенствующее значение в ар¬хитектурно-художественном облике Замоскворечья, что давало ему особую привилегию. Испокон веков в Москве колокольный звон, призывающий верующих к заутрене, начинался с знаменитой колокольни Ивана – Великого, а остальные московские церкви с замиранием и трепетом ждали первого удара Успенского колокола. После этого отзывались звоном колокола Страстного, Высоко-Петровского и других крупных монастырей. Ну а следом за ними начинали петь колокола церкви Воскресения в Кадашах, и только потом всех остальных посадских храмов города.
Первое упоминание о храме на этом месте датируется 1493 годом. В 1654 году в Москве свирепствовала чума. «Но в то время как с запада приходили все вести счастливые, из Москвы давали знать, что здесь свирепствует моровая язва… В начале сентября князь Пронский дал знать царице, что моровое поветрие в Москве усиливается, православных христиан остается немного», – свидетельствует С.М. Соловьев. По некоторым данным, от чумы погибло две трети москвичей. Отразилось это и на жителях Кадашевской слободы. Удивительно, как быстро кадашевцы справились со столь серьезной бедой, ведь уже спустя три года после трагедии, в 1657 году, они перестроили деревянную церковь.
Спустя еще тридцать лет своими силами и средствами жители Кадашевской слободы возвели новое архитектурное чудо. Имя архитектора каменного храма Воскресения в Кадашах затерялось в лабиринтах истории. Предполагают, что им был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей. В 1970-х годах историком архитектуры и реставратором Галиной Владимировной Алферовой был создан труд «Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации», посвященный не только самой церкви Воскресения, но и всей Кадашевской слободе. Алферова по крупицам собирала в архивах информацию о Кадашах.
Галина Владимировна сделала неоспоримые, убедительные выводы о причине появления уникального архитектурного творения в Замоскворечье: «Столь высокохудожественный архитектурный памятник в Кадашевской слободе возник не случайно, а явился воплощением художественной идеи, как художественный образ, вобравший в себя творческие искания, раздумья и противоречия гениального автора, сына своего времени. Нельзя не подивиться вкусу зодчего и заказчиков – ткачей Кадашевской слободы, которые поднялись в своих стремлениях на столь высокий уровень художественного чувства, эстетических воззрений и неповторимого идеала красоты!»
Храм двумя этажами делится на два яруса: нижний – не¬затейливо-строгий – и верхний – более торжественный. Это два мира – дольний и горний. Как на русских иконах, чем выше изображаемое, тем оно больше, величественнее, так и в храме– чем выше, тем красивее, изящнее, царственнее. Архитектор, как и древний иконописец, хотел, чтобы внимание акцентировалось на том, что наверху, поэтому нижняя часть храма проста и незамысловата: из украшений здесь только неброские оконные наличники. Но чем выше мы поднимаем взор, тем богаче становятся украшения. Возле куполов узор делается совсем витиеватым со множеством сквозных участков, созда¬ющих сложную композицию рисунка.
При строительстве церкви Воскресения произошел синтез архитектурных стилей – традиционного русского и барочного, отличающегося декоративностью, возвышенностью, изяществом. Барочные детали храма – это в первую очередь белокаменная резьба в виде изогнутых гребней – знаменитых «петушиных гребешков», как их прозвали в народе. Наружные белокаменные украшения стен и колонн выполнены в виде побега виноградной лозы – одного из самых распространенных символов христианства. Для сравнения можно вспомнить иконографический тип «Христос Лоза Истинная». «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» – говорится в Евангелии.
Архитектор В.И. Баженов, проектировавший соседний храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, часто приходил в церковь Воскресения Христова в Кадашах и называл ее «зданием, обладающим «приятством» в том числе и из-за декоративности ее форм. Пять восьмериков завершаются пятью луковичными куполами, которые образуют сложную композиционную группу. Каждая из глав церкви как будто тянется вверх. Один из восьмериков расположен значительно выше четырех других, поэтому кажется, будто боковые купола пытаются дотянуться до центрального, уходящего крестом в самое небо, и возникает ощущение роста глав и церкви в целом.
Таким образом, вся архитектоника здания направлена на создание эффекта устремления церкви ввысь – к небесам. То же самое можно сказать и о системе декора. Украшения словно поднимаются по стенам, что делает церковь торжественной. «Объемы как бы теряют свою массивность, свойственную архитектуре середины XVII века, возникает зрительное впечатление, будто бы здание построено из тонких стенок. Композиция памятника создана так, что в нижних частях доминирует стена (значение ее постепенно ослабевает по мере движения вверх), а в верхней части главенствует декор. Так зодчий добивается впечатления, что памятник движется, живет, растет, «расцветает», – замечает Алферова.
Стены церкви были выкрашены суриком, и на красно-оран¬жевом фоне золотые главы, смотревшиеся то на фоне неба, то на фоне стены центрального барабана, поражали блеском и великолепием. Швы между кирпичами на стенах храма были раскрашены голубцом. Казалось, что все здание окутано легкой голубоватой дымкой. Небо как бы спустилось на землю. Невозможно было просто зайти в храм – сначала нужно было обойти его почти кругом и весь оглядеть снаружи. В церкви Воскресения зодчий воплотил принцип единства экстерьера и интерьера. Даже рисунок декора главного входа в церковь был практически идентичен рисунку деревянных украшений иконостаса внутри.
Входящий в церковь поражался ее внутренней и внешней целостности. Внутри, как и снаружи, взгляд устремлялся вверх. На второй этаж вели целых три лестницы, поэтому невольно хотелось подняться. Наверху прихожан встречал огромный, ярко освещенный позолоченный иконостас, написанный мастерами Оружейной палаты – учениками Симона Ушакова. Особенную художественную ценность представляли деревянные столбики, отделявшие иконы друг от друга. Они были сделаны из цельного дерева, а внутри – пустые. Резьба представляла собой плетение виноградной лозы, как и на стенах снаружи. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.
Не менее великолепна была роспись стен церкви, выполненная придворными живописцами. К сожалению, роспись была утрачена во время пожара 1812 года, и ее заменили в середине XIX века. Этот своеобразный эффект яркости, красочности, праздничности, контрастирующей с простотой первого этажа и трапезной, поражал всех присутствующих в храме. Старинный иконостас пострадал от наполеоновских варваров и во время советских гонений на церковь. Если вы хотите иметь представление об иконостасе церкви Воскресения, то можете отправиться в Донской монастырь: в соборе в честь Донской иконы Божией Матери один из иконостасов сделан по образцу Воскресенского.
В 1695 году три лестницы, ведущие на второй этаж, были убраны, и была построена высокая (более сорока трех метров) шестиярусная колокольня, которую в народе прозвали «большой московской свечой». Стройная, грациозная, взмывающая ввысь, она до сих пор является одним из главных высотных ориентиров Замоскворечья. Композиция церкви значительно изменилась, она приняла типичный вид «корабля». «Движение вверх как бы замедлилось, и все сооружение несколько отяжелело. Его первоначальный образ существенно изменился, хотя здание и не потеряло своей художественной выразительности», – пишет Алферова об изменениях конца XVII века. Нижний ярус колокольни и церковь объединила галерея, на которую можно было попасть только по специальной лестнице. Колокольня храма Воскресения по форме похожа на угловую Беклемишевскую башню Кремля. Быть может, архитекторами подразумевалась еще одна ось от Кремля через колокольню. С сорокаметровой высоты «большой московской свечи» Кремль и Замоскворечье были видны как на ладони. Главный колокол храма, весивший более четырехсот пудов, был отлит в 1750 году тем же мастером, который спустя несколько лет создаст знаменитый Успенский колокол колокольни Ивана Великого. В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджиев.
Два колокола Воскресенской церкви общим весом в пятьсот пятьдесят девять пудов находятся сейчас в Большом театре, куда они были переданы на временное пользование в 1938 году. В 1812 году церковь была разграблена. Французы похитили большую часть ценностей, дорогой утвари и икон. В Тихвинском приделе нижнего храма была устроена конюшня. Уходя из Москвы, французы подожгли храм, но чудесным образом огонь потух и не дошел до иконостаса. В результате реставрационных работ XIX века облик храма изменился: исчез круговой ход вокруг верхней церкви, лестницы по обеим сторонам колокольни разобрали и построили крытые паперти с полукупольным завершением.
В книге великого собирателя русского слова и народной мудрости В.И. Даля «Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и прочего» можно встретить интересную пословицу: пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах. Оказывается, в приходе Воскресенской церкви жил московский голова 1843-45 годов Андрей Петрович Шестов, который вошел в историю благодаря редкому для России качеству – он не воровал и другим не позволял. Вот как объясняет происхождение пословицы «Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах» писатель и этнограф С.М. Максимов в книге «Крылатые слова»: «Не замечал, да и не хотел слышать и видеть Шестов, что против него собирались враги и предпринимались воинственные походы. На городскую казну смотрел он купеческим оком и сторожил и умножал ее так, что когда к концу первого года стали ее считать, то вышло дивное дело, неслыханное событие: возросла казна до больших размеров от скоплений и сбережений и от умного хозяйства. Сам Шестов вошел в большую цену и славу, и имя его сделалось известным даже малым ребятам. И – шутка сказать! – перевернул из-за него наново московский люд старую, уже твердо устоявшуюся на ногах пословицу: «правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла».
В начале XX века настоятелем храма был протоиерей Николай Смирнов, прозванный в народе Кадашевским. Отец Николай отличался исключительной энергией, никогда не уставал, всюду шел впереди, ни на минуту не ослабевая. Он обладал большими дарованиями: был превосходным певцом, чтецом, проповедником, вдохновенным совершителем бого¬служения, молитвенником, духовником, писателем, организатором, администратором и общественным деятелем. Он отличался безустанной и разнообразной деятельностью: организовал сестричество, которое ухаживало за больными и стариками, создал народный хор, открыл при храме лазарет для раненых во время Первой мировой войны. Епископ Арсений Жадановский вспоминал: «Кадашевский храм, как и другие храмы, мало посещался прихожанами и не был для них училищем благочестия. Тогда отец Николай решился на следующий радикальный поступок. «Если люди ленивы к слову Божию, я сам к ним пойду». И он пошел на Канаву, в прилегавшие к Кадашам трактиры, и там стал совершать вечерние богослужения. Это было смело и вызывало много разных толков в обществе, но отец Николай не убоялся, не смутился, утешаясь усердием новых своих духовных друзей, не любивших вдохновенное служение доброго батюшки в чайных и столовых, где потом открыли аудитории для нравственных чтений с показом световых картин».
В конце 1934 года церковь была закрыта. В советское время здание занимали государственные учреждения, архив Комитета госбезопасности и даже спортивный клуб колбасной фабрики. После Великой Отечественной войны в храме проходили реставрационные работы под руководством уже упоминавшейся Галины Алферовой – знаменитого архитектора-реставратора. Специалисты постарались придать этому великолепному памятнику архитектуры облик XIX века. В 1964 году в восстановленном здании храма разместился Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени Грабаря. Учреждение, призванное сохранять памятники культуры, варварски отнеслось к церкви. В 1966 году в «Комсомольской правде» появилась статья известного художника П.Д. Корина, в которой он писал: «Есть в Москве Кадаши. Знаменитый красой своею собор XVII века. Сейчас Кадаши под угрозой. Нет необходимости, полагаю, в первом этаже собора устраивать цеха столярной мастерской. Химические процессы, вибрация, прокладка труб санитарных узлов могут оказаться губительными для здания, стоящего, по данным археологических исследований, на песке». До начала 1990-х годов храм и всю его территорию занимали промышленные предприятия. Вокруг церкви появились наскоро построенные складские помещения. Часть ограды и ворота были утеряны.
Во дворе церкви остался только дом, принадлежавший священнику. В храме были сломаны металлические конструкции, поддерживающие перегородки, и до сих пор существует угроза обрушения здания. А ведь вплоть до начала 2000-х годов в храме работала химическая лаборатория с рентгеновским оборудованием. В 1992 году на собрании прихожан был заново образован приход церкви Воскресения. Настоятелем стал протоиерей Александр Салтыков – профессор церковного искусства, ратующий за восстановление архитектурного шедевра в Кадашах. Прихожане отчистили двор храма от промышленного мусора и отходов, но церковь по-прежнему занимал ВХНРЦ. Реставраторы не собирались возвращать ее верующим, несмотря на указ президента РФ Б.Н. Ельцина от 1993 года, согласно которому все храмы передавались Русской православной церкви. Сначала реставраторы предоставили общине один из приделов церкви, и перед службой прихожанам выдавались одноразовые пропуска на «режимный объект». После службы сотрудники ВХНРЦ использовали помещение, в котором проходила Божественная литургия, для своих рабочих нужд, курили прямо на месте, где некоторое время назад стоял престол. В 1996 году отцом Александром был освящен один из сараев, который стал церковью Святого Иова Почаевского.
Возобновились службы, и мало-помалу налаживалась духовная жизнь прихода, ютившегося в каретном сарае. А по соседству в огромном храме реставраторы на паперти жарили шашлыки на мангале. Клир и община церкви не раз обращались во все инстанции, но практически безрезультатно. В течение восьми лет службы проходили в церкви Иова Почаевского, и только в 2004 году по распоряжению президента В.В. Путина храм был передан общине. Но этому предшествовали самостоятельные попытки прихожан вернуть церковь. 2 августа 2004 года верующие перекрыли путь работникам ВХНРЦ к храму, огородили его колючей проволокой и заперли ворота. Отец Александр совершил молебен об освобождении церкви Воскресения в Кадашах, были заново установлены иконы. Закон был на стороне прихожан, так как срок действия договора ВХНРЦ с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы истек еще в 2001 году. Открылась новая страница истории церкви Воскресения в Кадашах. Когда прихожане впервые вступили в освобожденный реставраторами верхний храм, они поразились творившемуся там хаосу: окурки, пустые бутылки, хлам и мусор валялись прямо в алтарной части. На месте престола стоял бильярдный стол. Пришлось приложить немало усилий, чтобы привести храм в порядок.
Проблемы кадашевцев не закончились. По сообщению новостного портала lenta.ru: «Тучи над Кадашами сгустились еще в первой половине «нулевых», когда выступила с проектом строительства элитного жилого комплекса «Пять столиц». Инвесторы собирались построить пять домов высотой до шести этажей. Вместе с квартирами в Кадашах планировали строить развлекательный центр с рестораном, музыкальным салоном и зимним садом, а также спортивный комплекс с тренажерным залом, бассейном с лягушатником, сауной и спа-центром. Пять жилых домов должны были обступать церковь Воскресения и поглощали 300-летние палаты Оленевых». Полузаброшенные здания советского производственного комбината, находящиеся на территории церкви Воскресения в Кадашах, в 1990-х годах были приватизированы . Исторические здания возле храма (дом дьякона XIX века, палаты Оленевых XVIII века и др.) оказались под угрозой сноса. Благодаря самоотверженности жителей Кадашей, которые несколько раз баррикадировались в домах, незаконно предназначенных для сноса, и голыми руками сражались с дюжими сотрудниками ЧОПа, разрушение памятников архитектуры было остановлено. Вскоре прокуратура РФ запретила стройку и снос старинных зданий на территории Кадашевской слободы.
Церковь Воскресения получила паспорт памятника архитектуры федерального значения, определяющий границы его территории и запрещающий на ней любое строительство. Эти события получили название «битва при Кадашах». В 2009 году обсуждение проекта строительства офисно-жилого центра возобновилось, так как по выводам экспертной комиссии здания, подлежащие сносу, не являются носителями историко-культурной ценности. Некоторые старинные сооружения уже безвозвратно утеряны. Защитники Кадашей полагают, что строительство жилого комплекса разрушит архитектурный ансамбль Замоскворечья и может повредить фундамент церкви Воскресения. Вопрос до сих пор остается открытым. Особенно яростно жителям Кадашей приходится отстаивать здание бывшей колбасной фабрики купца Н.Г. Григорьева, построенной в 1878 году за церковью Воскресения. В начале ХХ века фабрика Григорьева была крупнейшим колбасным предприятием Москвы – на ее долю приходилось почти половина всей выпускаемой продукции. Возможно, мы больше никогда не увидим этот памятник архитектуры XIX века. Недавно при церкви Воскресения открылся музей «Кадашевская слобода» — краеведческий музей Замоскворечья. Здесь представлена коллекция предметов церковного обихода, найденных во время ремонтных работ в 2000-х годах.
Церковь Воскресения в Кадашах хранит многие святыни. Например, частицы мощей оптинских старцев, преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, преподобного Иова Почаевского. Кроме того, в церкви имеется несколько особо почитаемых икон: образ святого царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из разрушенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, где завершился мученический путь царской семьи; Богоматерь Почаевская, Тихвинская икона Божией Матери – престольная икона храма. Жаль, что находившийся до революции 1917 года в Воскресенском храме почитаемый образ Божией Матери Кадашевской теперь хранится в Историческом музее.
Лужков мост и Болотная площадь
По пешеходному Лужкову мосту (он был построен в 1990‑х годах, название, формально указывающее на некогда существовавшие здесь луга, намекает и на имя тогдашнего московского градоначальника) перейдите на Болотную площадь.
Она расположена на месте заболоченного луга, который в XV–XVIII веках зимой был местом торгов, народных развлечений и публичного наказания преступников. 10 января 1775 года на площади был казнен предводитель казачьего бунта Е. И. Пугачев. В XIX веке на площади были возведены каменные лавки и склады.
В советское время на площади разбит сквер, в центре которого установлен памятник И. Е. Репину, представляющий собой фигуру художника с палитрой и кистями в руках у мольберта с накинутой драпировкой.
В 2001 году в восточной части площади установили скульптурную композицию М. М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»: двое играющих в жмурки детей в окружении сонма аллегорических монстров — олицетворений пороков.
В прилегающей к площади акватории Водоотводного канала устроены 4 плавающих фонтана.
Лаврушинский переулок
Вновь пройдя по мосту, направляйтесь в Лаврушинский переулок. Дом Гусятниковых (№4) и соседствующие с ним с двух сторон палаты XVII–XVIII веков. ныне занимают различные службы Третьяковской галереи. Депозитарий (№8) был построен для хранения фондов галереи на период реконструкции.
Крупнейший музей русского искусства — Государственная Третьяковская галерея, своим возникновением московскому купцу и промышленнику П. М. Третьякову. С 1856 года он коллекционировал произведения современных ему русских художников, а в 1892‑м передал свое собрание в дар Москве, оставаясь пожизненным попечителем галереи.
В 1918 году Третьяковская галерея была национализирована и вскоре окончательно определилась как ведущий музей русского искусства. В советское время собрание пополнялось за счет национализированных частных коллекций, работ русских художников из Румянцевского музея и некоторых других собраний, а также путем закупок и обмена с другими музеями.
В настоящее время в собрании Третьяковской галереи насчитывается более 130 тыс. экспонатов. В Лаврушинском переулке размещена экспозиция русского искусства XII–начала XX веков. С наибольшей полнотой и разнообразием представлено реалистическое искусство второй половины XIX века.
Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Начиная с 1874 года к дому последовательно пристраивались корпуса, предназначенные для размещения коллекции.
В настоящее время от старой усадьбы в относительно неизменном виде сохранился лишь стоящий на красной линии улицы флигель. Уцелел также фасад, пристроенный к усадебному дому Третьяковых в 1904 году по проекту В. М. Васнецова. Остальные музейные постройки были уничтожены в ходе реконструкции 1990‑х годов.
В числе жильцов построенного в 1930‑е годы «Дома писателей» (№17) был критик О. С. Литовский — один из организаторов травли М. А. Булгакова. Месть Мастера была изящна: в своем романе он детально описал дебош, который ведьма-Маргарита устраивает в квартире «критика Латунского» (хотя дом в интересах сюжета помещен в Николопесковский переулок).
Во дворе писательского дома можно увидеть палаты (№17 / 5), построенные в 1660‑х годах для думного дьяка С. С. Титова — приближенного царя Алексея Михайловича. А на углу Большого Толмачевского переулка к 150-летию Третьяковской галереи был устроен оригинальный «Фонтан искусств».
Толмачевский и Старомонетный переулки
Городской усадьбой Демидовых (№№3, 5) в 1850‑х годах владела графиня М. Ф. Соллогуб, устраивавшая здесь знаменитые литературные салоны.
Повернем налево по Старомонетному переулку, где на месте государева Хамовного двора в первой трети XVIII века располагался Монетный двор. Здесь по сей день сохраняются усадьбы первой четверти XIX века (№№ 22, 27, 29 и др.)
Построенная в конце XVII века церковь Николая Чудотворца в Толмачах (Мал. Толмачевский пер., 9) в 1929 году была передана Третьяковской галерее в качестве запасника. В 1990‑х годах восстановленная церковь стала храмом-музеем. В 2000 году сюда из галереи была перенесена древняя икона Владимирской Божией Матери — одна из самых почитаемых на Руси.
Как проходят богослужения
В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.
По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.
Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:
- проскомидия;
- литургия оглашенных;
- литургия верных.
На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.
Храмы на Большой полянке
Название одной из главных улиц Замоскворечья, Большая Полянка, данное в конце XVIII в., напоминает о бывших здесь в древности полях.
Храм Григория Неокесарийского в Дербицах был поставлен по обету московским князем Василием II (он был освобожден из татарского плена 17 ноября 1445 года, в день памяти этого святого). Каменная церковь в Дербицах («над оврагами») была возведена в XVII веке.
Ее изразцовое убранство выполнено, как полагают, знаменитым белорусским гончаром С. И Полубесом. Иконы, принадлежащие кисти знаменитого царского мастера С. Ушакова, в настоящее время находятся в Третьяковской галерее. В XIX веке был построен северный придел Боголюбской Богоматери в формах ампирной псевдоготики.
Дойдя до церкви Успения в Казачьей слободе (№37), перейдите Полянку и направляйтесь в 1‑й Хвостов переулок. Приметный дом в новорусском стиле (№5) построен в 1990‑е годы.
Как добраться до церкви
Воскресенская церковь находится по адресу: город Москва, 2-й Кадашевский переулок, дом 7.
Доехать до церкви можно на метро (станция Третьяковская) и далее дойти пешком (610 метров). На схеме ниже показан возможный маршрут от станции метро до церкви.
Кроме метро можно воспользоваться автобусом М5: выйти на остановке «3-й Кадашевский переулок» и пройти к церкви согласно ниже приведенной схеме.
Церковь в Кадашах в Москве за свою многовековую историю перенесла много бед и несчастий. Но стены его крепки, как крепка вера его многочисленных прихожан.
Достопримечательности Якиманки
Переулок выведет вас на улицу Большая Якиманка. Современное название она получила в конце XVII века по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, некогда находившейся на пересечении улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда и снесенной в 1933 году.
В XIV–XV веках по нынешней Якиманке проходила большая дорога на Калугу. После Смутного времени здесь поселили пленных поляков. Образовалась Панская слобода, прозванная «Старыми панеми». Многие «паны», обзаводясь семьями, принимали православие, и в 1640 году в слободе появился деревянный Благовещенский храм.
В 1730 году церковь (№32/2), переосвященная во имя преп. Марона Сирийского, была перестроена в камне. Церковь Ивана Воина (№46), по преданию, была сооружена на вклад Петра I с использованием собственноручно исполненного царем чертежа.
Особняк купца Н. В. Игумнова (№43), где сегодня размещается посольство Франции, радует глаз тщательно выполненными декоративными деталями в древнерусском стиле. Этот терем-дворец построил в 1893 году Н. И. Поздеев, городской архитектор Ярославля, влюбленный в зодчество древнего города.
В здании Третьяковской галереи на Крымском валу (№10/14) размещается экспозиция отечественного искусства ХХ века: работы мастеров авангарда, социалистического реализма, «сурового стиля», «анде граунда» и других направлений.
В окружающий здание Парк Исскуств «Музеон» в 1991 году были перевезены демонтированные с московских улиц и площадей памятники коммунистическим деятелям, многие из которых были созданы выдающимися советскими скульпторами разных поколений.
В дальнейшем к ним прибавились работы современных советских скульпторов. Осенью 2013 года территория парка расширилась за счет присоединения к нему новой пешеходной зоны – Крымской набережной.
Рядом с громадой «Президент-отеля» стоит изящная церковь Николая Чудотворца в Голутвине (1‑й Голутвин пер., 14). В XV веке на этом месте размещалось подворье коломенского Голутвина Богоявленского монастыря.
Прихожанами церкви в разное время были актер М. С. Щепкин, братья Рябушинские, несколько поколений рода Третьяковых. Рядом с церковью и сегодня стоит дом, в котором родились знаменитые коллекционеры братья Павел и Сергей Третьяковы.
Выйдя на Крымскую набережную, вы увидите аляповатый 98-метровый монумент, изображающий Петра I на палубе корабля. Он был воздвигнут на стрелке Балчуга в 1997 году в ознаменование 300-летия Российского флота.
Автором сооружения является известный скульптор З. К. Церетели, «творчески переработавший» отвергнутый потенциальными заказчиками памятник 500-летию открытия Америки. По периметру искусственного острова, служащего основанием памятника, вмонтированы фонтаны, создающие впечатление рассекающего воду корабля.