Пушкина по праву считают своим в Санкт-Петербурге — с городом на Неве связана его юность, проведенная в Царскосельском лицее, сотрудничество с местными литературными журналами, создание ключевых произведений, наконец, последняя дуэль на Черной речке. Но родился, вырос, начал писать стихи, а позже встретил главную любовь своей жизни Наталью Гончарову, венчался с ней и провел первые месяцы супружеской жизни он именно здесь, в Москве.
В честь дня рождения Пушкина предлагаем настроиться на лирический лад и пройтись по местам, где разворачивались самые интересные события его жизни.
Главная загадка: место рождения
Перекресток Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка
Начнем с самого начала — с места, где 6 июня 1799 года появился на свет мальчик, которому будет суждено перевернуть представления современников о стихосложении и легко, будто играя, заложить основы современного русского литературного языка. Адрес дома, где родился Пушкин, долгое время был загадкой для его биографов. Сам поэт относился к этому вопросу несколько легкомысленно — например, утверждал, что родился на Молчановке. Это не может быть правдой: из дома на Большой Молчановке он 12-летним отбыл из Москвы в Царское Село, но известно, что семья Пушкиных много переезжала и с момента рождения Александра до его 12-летия успела сменить по меньшей мере 10 адресов.
В 1879 году в журнале «Русская старина» было опубликовано жизнеописание Александра Сергеевича. В нем приводилась выписка из архива церкви, где его крестили. Согласно справке, родился он в доме коллежского регистратора Ивана Скворцова. Тогда адрес дома был ошибочно определен как Немецкая улица (сейчас — Бауманская), 57. На доме была помещена памятная табличка. Позже ошибку исправили советские пушкиноведы — в 1927 году табличку перенесли на здание школы, расположенной по адресу: Бауманская улица, дом 40. Школа № 353 до сих пор носит имя поэта, однако родился Пушкин все-таки не здесь. Чтобы побывать на месте дома, где в 1799 году жили Пушкины, отправляйтесь на перекресток Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка. Дом коллежского регистратора Скворцова, конечно, не сохранился — сгорел в пожаре 1812 года.
Поварская улица, 27
Фото: wikimedia.org/Moreorless
В 1828 году Пушкин увлеченно работал над поэмой «Полтава». Как утверждают современники поэта – ушел с головой в изучение украинских народных песен, личности гетмана Ивана Мазепы и Полтавской битвы.
Слова современника
Зимой 1828 года Пушкин писал «Полтаву» и, полный ее поэтических образов и гармонических стихов, часто входил ко мне в комнату, повторяя последний написанный им стих; так он раз вошел, громко произнося: «Ударил бой, Полтавский бой!» Анна Керн
(1800–1879) Дворянка, мемуаристка
Поэма была готова к концу года. Первое чтение состоялось в скромном кругу друзей – слушателей было всего четверо: хозяин квартиры полковник в отставке Сергей Киселев, Петр Вяземский, граф Федор Толстой и сын генерала Башилова Александр, которого Пушкин «поощрял на поприще словесности».
Дом, в котором Пушкин впервые читал свою «Полтаву», можно увидеть и сегодня. Он расположен по адресу Поварская улица, 27. В новейшей истории Москвы стихи здесь звучали вряд ли – до 2010 года здание занимал Русско-германский банк (сейчас ликвидированный), сегодня его делят чартерная авиакомпания и агентство недвижимости.
Самых честных правил: дом дяди поэта
Старая Басманная улица, дом 36
Считается, что именно Василий Львович Пушкин научил маленького Александра Сергеевича писать стихи. Так это было или нет, сейчас установить довольно сложно. Но в том, что дядя повлиял на взгляды племянника на современную литературу, можно не сомневаться. Именно он способствовал тому, чтобы юный Александр был принят в престижный Царскосельский лицей, где его талант заметил «старик Державин».
Еще в лицейские времена (обучение длилось шесть лет) Александр Пушкин был принят в общество «Арзамас», выступавшее против архаики и напыщенности в современной литературе. Дядя и племянник состояли в «Арзамасе» оба — Василий Львович был одним из самых старших его членов.
Дом дяди на Старой Басманной был одним из любимых мест поэта. Именно сюда он нанес свой первый визит, вернувшись в Москву после Михайловской ссылки в 1826 году.
6 июня 2013 года в особняке Василия Пушкина открылся дом-музей. В нем воссозданы интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», посвященной горячей полемике «Арзамаса» с обществом «Беседа любителей русского слова», ратовавшим за сохранение идеалов классицизма. «Опасный сосед» — название фривольной поэмы Василия Львовича, пародирующей классический жанр путешествия: ее герои едут не из Петербурга в Москву, например, а из Москвы в некий бордель на окраине. Столкнувшись с ужасающими сценами разврата, главный герой бежит прочь от куртизанок и опасного соседа, сподвигшего на поход. В зале «Опасный сосед» в Доме-музее Василия Пушкина можно увидеть портреты членов «Арзамаса» и «Беседы…» и издания их произведений.
Волочин Н.М.: Пушкинские места Москвы и Подмосковья От автора
У С. Я. Маршака есть удивительные строки о том, что дома, улицы, площади и переулки сохраняют тепло человеческого прикосновения, помнят о далеком прошлом:
Все то, чего коснется человек, Приобретает нечто человечье. Вот этот дом, нам прослуживший век, Почти умеет пользоваться речью.
Наверное, именно в таком смысле можно говорить о пушкинской Москве. Совсем не похожа на старую Тверскую современная улица Горького, на Мясницкую — улица Кирова, на Страстную — Пушкинская площадь, и все же в современной Москве «вспоминают» о поэте многие дома, улицы, бульвары.
Москва была родиной Пушкина. Здесь прошло его детство, здесь воспринял он первые, самые живые и яркие «впечатленья бытия» — шумное разноголосье площадей и улиц, лабиринты узких переулков, разнообразный, пестрый московский люд в будни и праздники, «дворцы, сады, монастыри», древние башни Кремля…
В подмосковном Захарове, куда Пушкины выезжали на лето, мальчик оказывался во власти чарующей красоты неярких среднерусских пейзажей, здесь были долгие увлекательные прогулки, состоялось первое знакомство Пушкина с поэтическим миром народных обычаев, преданий, легенд…
Летом 1811 года Пушкин уехал из Москвы поступать в Царскосельский лицей и вернулся сюда лишь спустя 15 лет. Однако связи его с Москвой все это время не прерывались. Первое появившееся в печати его стихотворение «К другу стихотворцу» было опубликовано в московском журнале «Вестник Европы» в июле 1814 года. В последующие годы многие пушкинские произведения печатались в московских журналах и альманахах.
Находясь в южной ссылке, Пушкин переписывался со своим другом — поэтом и критиком П. А. Вяземским, жившим в Москве, и в 1823 году переслал ему для издания рукопись «Бахчисарайского фонтана». Поэма печаталась в московской типографии Августа Семена, одной из лучших в России типографий, и вышла в свет в марте 1824 года. Это была первая напечатанная в Москве книга Пушкина.
Возвращение Пушкина в Москву из Михайловской ссылки в сентябре 1826 года было воспринято современниками как важнейшее событие в жизни общества. «Вспомним первое появление Пушкина, и можем гордиться таким воспоминанием… Прием от Москвы Пушкину — одна из замечательнейших страниц его биографии», — писал в 1841 году С. П. Шевырев. «Надобно было видеть участие и внимание всех при появлении его в обществе! Когда в первый раз Пушкин был в театре, публика глядела не на сцену, а на своего любимца-поэта», — вспоминал позднее К. А. Полевой.
В первые недели, проведенные в Москве, Пушкин с радостью встречался с родными, друзьями и знакомыми. Уже через день после приезда в Москву, 10 сентября, Пушкин читал у своего ближайшего приятеля Сергея Александровича Соболевского написанную в Михайловском трагедию «Борис Годунов». Вслед за тем он читал «Годунова» у П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, у Веневитиновых; возможно, и в гостинице «Европа», где поэт жил в то время и где собирались у него друзья. Трагедия произвела на слушателей незабываемое впечатление. По словам Вяземского, Пушкин «в этом творении вознесся до высоты, которой он еще не достигал».
В тот же вечер у Соболевского поэт говорил о необходимости создания нового журнала и просил познакомить его с М. П. Погодиным, который, по его мнению, мог бы стать редактором, а также с теми, «с кем бы можно говорить с удовольствием».
Вскоре у Пушкина появилось в Москве много новых знакомых и среди них молодой польский поэт Адам Мицкевич, М. П. Погодин, возглавивший с октября 1826 года журнал «Московский вестник», издатель «Московского телеграфа» Н. А. Полевой, этнограф и археолог И. М. Снегирев, литераторы братья И. В. и П. В. Киреевские, В. П. Зубков — друг И. И. Пущина. Поэт часто посещал салон княгини З. А. Волконской, где собирались московские литераторы, музыканты, актеры.
1 ноября 1826 года Пушкин уехал в Михайловское. Возвратившись в Москву 19 декабря, он поселился у С. А. Соболевского и жил у него в течение пяти месяцев.
Литературная жизнь Москвы была в то время очень оживленной; об этом почти 40 лет спустя писал в «Русском архиве» Погодин: «В Москве наступило самое жаркое литературное время. Всякий день слышалось о чем-нибудь новом. Языков присылал из Дерпта свои вдохновенные стихи… Денис Давыдов с Кавказа; Баратынский выдавал свои поэмы. «Горе от ума» Грибоедова только что начало распространяться. Пушкин прочел «Пророка» (который после «Бориса» произвел наибольшее действие) и познакомил нас со следующими главами «Онегина», которого до тех пор была напечатана только первая глава… Вечера живые и веселые следовали один за другим у Елагиных и Киреевских за Красными воротами, у Веневитиновых, у меня, у Соболевского…»
Осенью 1826 года в Москве была издана отдельной книжкой вторая глава «Евгения Онегина», в 1827 году — поэмы «Цыганы» и «Братья-разбойники».
Об этом периоде московской жизни Пушкина — с осени 1826-го до весны 1827 года — сохранилось немало свидетельств в переписке, дневниках и мемуарах современников. Н. В. Путята, познакомившийся с Пушкиным через Баратынского в сентябре 1826 года, писал позднее, что Пушкин «легко знакомился, сближался, особенно с молодыми людьми, посещал разные слои общества». «Он стоял тогда,- утверждал Путята, — на высшей степени своей популярности». П. Л. Яковлев, брат лицейского товарища Пушкина, писал из Москвы в марте 1827 года своему дяде А. Е. Измайлову: «Судя по всему, что я слышал и видел, Пушкин здесь на розах. Его знает весь город, все им интересуются, отличнейшая молодежь собирается к нему, как древле к великому Аруэту (Вольтеру. — Н. В.) сбирались все имевшие немного здравого смыслу в голове».
19 мая 1827 года Пушкин уехал в Петербург; вернувшись в Москву 6 декабря следующего, 1828 года, он прожил здесь около месяца. В этот приезд он познакомился с Натальей Гончаровой.
Пушкин бывал в Москве почти ежегодно. Чаще всего он гостил у П. В. Нащокина, с которым его связывала давняя искренняя дружба.
С каждым приездом круг московских знакомых поэта становился все шире. Были среди них литераторы, ученые, актеры, художники, музыканты. Пушкин посещал московские театры, университет, работал в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Его интересовали не только московская культура и наука. Он хорошо знал и разные стороны московского быта: часто бывал на народных гуляньях, в великолепном Колонном зале дворянского Благородного собрания, в Английском клубе.
Многообразные впечатления московской жизни отразились в седьмой главе «Евгения Онегина», в черновых вариантах «Путешествия Онегина», в статье «Путешествие из Москвы в Петербург». В этой статье Пушкин отмечает существенные изменения в социальной жизни Москвы, в бытовом укладе горожан, характерные для 30-х годов.
В «присмиревшей», по выражению Пушкина, Москве все говорило об упадке, запустении, обеднении дворянства: «… огромные боярские дома стоят печально между широким двором, заросшим травою, и садом, запущенным и одичалым… На всех воротах прибито объявление, что дом продается и отдается внаймы, и никто его не покупает и не нанимает».
Вместе с тем Пушкин отмечает значительный прогресс в экономическом и культурном развитии города. «… Москва, утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях: промышленность, сильно покровительствуемая, в ней оживилась и развилась с необыкновенною силою… С другой стороны, просвещение любит город, где Шувалов основал университет по предначертанию Ломоносова».
Последний раз Пушкин приехал в Москву 3 мая 1836 года. Поэт прожил здесь две с половиной недели; 20 мая он уехал из родного города навсегда.
Изучать пушкинские места Москвы и Подмосковья начала Пушкинская комиссия, созданная в июне 1927 года при секции «Старая Москва» Общества изучения Московской области. В состав комиссии вошли знатоки Москвы — историки, археологи, архитекторы. Итогом их работы явился изданный в 1930 году сборник «А. С. Пушкин в Москве» под редакцией профессора М. А. Цявловского. В статьях Л. А. Виноградова, Н. П. Чулкова, Н. П. Розанова, помещенных в сборнике, во-первых, «окончательно и бесповоротно» было определено место рождения Пушкина и, во-вторых, опубликован перечень мест, «где жил и бывал Пушкин в Москве», составленный путем кропотливейшего обследования большого числа метрических книг и «исповедных ведомостей», старых указателей и газет, архивных материалов. Список пушкинских мест Москвы явился, таким образом, результатом огромной работы, выполнявшейся целым коллективом авторитетнейших ученых на протяжении нескольких лет.
Сведения о том, какие места в Москве и Подмосковье были связаны с пребыванием Пушкина, встречаются в его письмах, в переписке и дневниковых записях его современников, в мемуарных источниках. Кроме того, к числу пушкинских принято относить и те места, где он мог бывать в силу семейных, дружеских, деловых или традиционных связей. В ряде случаев приходится лишь предположительно относить тот или иной дом к числу мемориальных. Так, не удалось установить, где жил Д. Н. Свербеев в 1836 году, когда его посетил Пушкин; в списке указывается его адрес 1839 года, поскольку не исключено, что и тремя годами ранее Свербеев жил там же.
Разумеется, в список не могли войти все места, связанные с пребыванием поэта в Москве: ведь о многих его посещениях московских друзей и знакомых не сохранилось документальных свидетельств. Например, почти не встречаются адреса в Замоскворечье. Между тем П. А. Вяземский вспоминал, что была «одна зима или две», когда его, Г. А. Римского-Корсакова и Пушкина «знакомые и незнакомые зазывали… и в Немецкую слободу, и в Замоскворечье». Однако каким бы неполным ни был традиционный перечень пушкинских мест, он, безусловно, отражал самые важные и существенные связи Пушкина с Москвой.
Перечень этот был несколько расширен в путеводителе «Пушкинская Москва», изданном в 1937 году также под редакцией М. А. Цявловского (составители: Н. Р. Левинсон, П. Н. Миллер, Н. П. Чулков), и затем с незначительными изменениями повторен в книге Н. С. Ашукина «Москва в жизни и творчестве А. С. Пушкина» (М., 1949). Пушкинским местам Подмосковья посвящена книга Н. П. Верховской, вышедшая в 1962 году.
С тех пор Пушкиниана обогатилась новыми материалами; в документальных сборниках, исследованиях, статьях уточнены сведения о местах, где бывал Пушкин, о московских знакомых поэта. В числе последних работ книги: Черейский Л. А.
Пушкин и его окружение (Л., 1975),
Дементьев М. А.
и
Ободовская И. М.
Вокруг Пушкина (М., 1975); статьи:
Шилов К. В.
Московский адрес («Прометей», 1974, № 10),
Белецкая Е. А.
Здесь венчался Пушкин… («Строительство и архитектура Москвы», 1976, № 12) и ряд других исследований.
При подготовке настоящей книги список пушкинских мест был уточнен в соответствии с изменениями в названиях улиц и нумерации домов и дополнен несколькими новыми адресами.
Содержание данной книги составляет, так сказать, расшифровка каждого из «пушкинских» адресов. Очерки, входящие в книгу, строятся на мемуарах, сведениях краеведческого, биографического, иногда литературоведческого характера. Такое сочетание разнородных материалов и помогает ощутить неповторимый колорит пушкинской Москвы, разглядеть, почувствовать «нечто человечье» в старинном, порой до неузнаваемости перестроенном доме.
Мысленно же «реконструировать» перестроенные или вовсе не сохранившиеся здания помогли изображения домов на старинных гравюрах и литографиях, а также описания их в путеводителях 1820-1830-х годов. Наибольший интерес в этом отношении представляет книга «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского…», части 3 и 4 (М., 1831; далее в книге — «Исторический путеводитель»).
Очень ценные сведения о мемориальных памятниках пушкинской эпохи содержатся в документах, хранящихся в Московском городском историческом научно-техническом архиве (МГИНТА). На каждый московский дом здесь заведено особое «дело», где сосредоточена инженерно-техническая документация, собиравшаяся в течение многих десятков лет. Ознакомление с архивными делами, относящимися к «пушкинским» домам, выявило важные материалы: планы владений, по которым можно судить об их размерах и характере застройки, чертежи фасадов 1830-1840-х годов1*.
На основании архивных источников даны также и краткие описания некоторых домов и усадеб. Сопоставление старых изображений зданий с реальными сохранившимися домами помогло мысленно освободить здания от позднейших наслоений, вернуть им утраченный облик пушкинского времени.
Архивные документы были для автора и надежной опорой при решении спорных вопросов: ведь анализируя разнородные материалы о домах, приходилось сталкиваться со многими противоречиями и неточностями. Все же в вопросах атрибуции мемориальных домов остается еще много неясного, и потому нередко приходится ограничиваться лишь предположениями.
Книга не претендует на полное раскрытие такой серьезной, обширной и многогранной темы, как «Пушкин и Москва». В ней рассказывается лишь о местах, хранящих память о Пушкине, и немного о людях, с которыми поэт встречался, приезжая в Москву.
При работе над книгой мне приходилось консультироваться с историками, литературоведами, архитекторами; искренне благодарю А. З. Крейна, В. В. Кунина, Е. В. Музу, В. С. Попова, М. В. Фехнер за ценные советы и замечания.
Примечания
1* (Архивные чертежи, в отличие от прочих изображений домов, выполнены в книге коричневым цветом.
)
Я помню чудное мгновенье: первая встреча с Натальей Гончаровой
Тверской бульвар, дом 22
Зима 1828 года стала одной из самых теплых в жизни Пушкина. На одном из балов в доме танцмейстера Йогеля он, почти 30-летний, встретился с Натальей Гончаровой. Ей тогда было 16, она была хороша собой, строга и очень серьезна. На горячие признания поэта юная красавица отвечать не спешила, хотя Пушкин получил официальное разрешение ее семьи навещать ее дома. Он, как пишут в своих воспоминаниях его друзья, тогда твердо решил распрощаться с холостой жизнью, полной мимолетных увлечений, и мечтал о создании семейного очага.
Родители возлюбленной Пушкина имели на этот счет свое мнение, и, когда он попросил руки Гончаровой, ее мать уклончиво ответила, что та еще слишком молода для замужества. Тем не менее он не отступил и ухаживал за Гончаровой три года, пока не получил благословения. Во время одной слишком затянувшейся размолвки Пушкин даже объявил, что стихотворение «Мадонна» («…Чистейшей прелести чистейший образец»), написанное им Гончаровой, в действительности было посвящено другой женщине. Впрочем, все ссоры закончились к 1831 году, когда счастливый жених повел возлюбленную под венец.
Дом, который брал в аренду танцмейстер Йогель, не сохранился. Но романтическую прогулку по Тверской в память об этой встрече можно совершить и сегодня. А потом свернуть на Тверской бульвар, где любил гулять Пушкин, и дойти до церкви Вознесения в Сторожах у Никитских ворот, где 18 февраля 1831 года Наталья Гончарова стала женой поэта.
Лиловые обои и знаменитые обеды: дом, где Пушкин был очень счастлив
Улица Арбат, дом 53
В здании, где сегодня находится Мемориальная квартира А.С. Пушкина, почти два века назад прошли самые счастливые месяцы его жизни. В эту квартиру в пять комнат, наспех нанятую менее чем за месяц до свадьбы, Пушкин привез свою Наталью. Также в распоряжении новобрачных оказались кухня, антресоли, конюшня и каретный сарай.
Современники поэта, всю зиму и весну 1831 года наносившие визиты семье, с удивлением записывали в дневниках свои впечатления — такой квартиру Пушкина они не представляли. Уютное жилище с модными лиловыми бархатными обоями с набивным цветочным узором, полное книг, притягивало всех, как магнит. Пушкины давали обеды, славившиеся по всей Москве, он читал стихи, она была мила и очаровательна, и оба были как два голубка — на этом сходились все гости. «Всем казалось странно, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство», — писал в своих воспоминаниях сенатор Александр Булгаков.
Пушкин и Гончарова планировали жить в этой квартире долго, однако провели в ней всего три месяца — с февраля по май. Пришлось уехать, потому что поэт страшно поссорился с тещей, слишком рьяно вмешивавшейся в его семейную жизнь. На лето супруги сняли дачу в родном для поэта Царском Селе, а потом обосновались в Петербурге.
Воротниковский пер., д. 12.
Мемориальная доска: Здесь в мае 1936 года, в последний приезд в Москву, у своего друга П. В. Нащокина останавливался А. С. Пушкин.
Статья по теме
Загадка поэта. Как на самом деле выглядел Пушкин?
Нащокин был известным Московским богачом и кутилой, и в его доме гостило множество людей. Нередким гостем здесь был и Пушкин. В 1831 году он писал жене: «Здесь мне скучно; Нащокин занят делами, а дом его такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идёт. С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Всем вольный вход; всем до него нужда; всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет; угла нет свободного — что делать?.. Вчера Нащокин задал нам цыганский вечер; я так от этого отвык, что от крику гостей и пенья цыганок до сих пор голова болит».
Нащокин нередко выручал Пушкина: один раз он помог ему с оплатой огромного карточного долга, в другом — расстроил намечавшуюся дуэль. В последние годы жизни он был для Пушкина одним из самых близких друзей. «Любит меня один Нащокин», — писал поэт Наталье Николаевне 14 мая 1836 года. Смерть друга Нащокин переживал трудно. Н. Куликов, навестивший его через несколько дней после смерти Пушкина, нашел его метавшимся из стороны в стороны и повторяющим: «Если бы я в то время жил там… …Я бы не допустил их дуэли, я бы и Дантеса, и мерзавца отца его заставил бы уважать такого поэта, поклоняться ему и извиниться перед ним».
Театры: Большой и Малый
Театральная площадь
В Большом театре Пушкин впервые побывал после возвращения из Михайловской ссылки в 1826 году. В тот день давали комедию «Аристофан». Спектакль поэту понравился, и он стал частым гостем театра. На сцене Большого шли первые постановки его «Кавказского пленника», «Руслана и Людмилы» и других произведений. В любимый театр он приводит и Евгения Онегина в первой главе одноименного романа. Тот приходит на балет Шарля Луи Дидло с тогдашней примой Большого Авдотьей Истоминой, которая «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна». Но ни хореография Дидло, ни балерина (кстати, любимица Пушкина) внимания Онегина не удостаиваются — он опаздывает, «идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», в общем, ведет себя вызывающе.
К слову, сам Пушкин не всегда был образцовым зрителем. Например, в 1832 году он посетил Малый театр, в котором гастролировала некая французская труппа. Свои впечатления он коротко описал в письме жене так: «…чуть не заснул от скуки и усталости».
Адрес: Малая Дмитровка, 1/7
Мемориальная доска: В 1832 году этот дом посещал поэт Александр Сергеевич Пушкин.
В конце сентября 1832 года Пушкин был приглашён на обед графом Уваровым вместе с профессором университета И. Давыдовым. Приглашение было знаком уважения поэту, хотя отношения между ним и графом назвать гладкими нельзя.
Сергей Уваров — один из виднейших политических деятелей своего времени, Министр народного просвещения Российской империи (1833–1849). На момент встречи с Пушкиным он был президентом Императорской Российской академии наук, а его дом являлся одним из культурных центров Москвы. В Москве графа считали противоречивой фигурой: с одной стороны, многие говорили о его блестящем уме, либеральном образе мыслей, образованности. С другой стороны, известны и «низкие поступки» графа.
27 сентября Уваров встретился с Пушкиным, и они вместе посетили лекцию профессора Ивана Давыдова в Московском университете. Студент Иван Гончаров, в будущем — автор «Обломова», присутствовавший на той лекции, так писал об этом: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию… «Вот вам теория искусства, — сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную. Мы все жадно впились глазами в Пушкина.
Статья по теме
Гений, море и скука. Классики русской литературы о Крыме
Давыдов оканчивал лекцию. Речь шла о «Слове о полку Игоревом». Тут же ожидал своей очереди читать лекцию, после Давыдова, и Каченовский. Нечаянно между ними [Пушкиным и Каченовским] завязался, по поводу «Слова о полку Игоревом», разговор, который мало-помалу перешел в горячий спор. «Подойдите ближе, господа, — это для вас интересно», — пригласил нас Уваров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить, как велико было наше наслаждение — видеть и слышать нашего кумира. Я не припомню подробностей их состязания, — помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож. Его щеки ярко горели алым румянцем и глаза бросали молнии сквозь очки. Может быть, к этому раздражению много огня прибавлял и известный литературный антагонизм между ним и Пушкиным».
Дом графини из «Пиковой дамы». Точнее, его прототип
Улица Большая Дмитровка, дом 7/5
По этому адресу в пушкинские времена никакая графиня не проживала — это был комплекс доходных домов генеральши Глебовой-Стрешневой. В одном из них жил страстный карточный игрок и шулер, по свидетельству современников, Василий Огонь-Догановский. Пушкин, известный своей азартностью, частенько сидел за зеленым сукном у Огонь-Догановского и в 1830 году проиграл ему огромные деньги — 25 тысяч рублей. Уплатить долг чести он не мог и был вынужден просить победителя об отсрочке. Тот милостиво согласился. Возможно, в благодарность за это Пушкин спустя несколько лет вывел Огонь-Догановского среди персонажей «Пиковой дамы» под именем Чекалинского, с которым садится за свою последнюю игру Германн.
Дом Глебовой-Стрешневой, в котором собиралось лихое карточное общество, Пушкин использовал как прототип дома графини-картежницы, сыгравшей злую шутку с главным героем. Кстати, роковая комбинация «тройка — семерка — туз» после выхода повести, мгновенно ставшей популярной, ушла в народ. Пушкин позже писал в дневнике: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют (ставят. — Прим. mos.ru) на тройку, семерку, туза».
Памятник нерукотворный: Пушкин после смерти
Тверская улица
Кстати, Большая Дмитровка, на которой стоят дома Глебовой-Стрешневой, в 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, была переименована в Пушкинскую улицу. 1930-е годы в СССР вообще были отмечены огромным интересом к Пушкину, его образ реактуализировали, искали в его вольнолюбивой лирике близость советской идеологии и старательно отделяли поэта от «буржуазного контекста» времени, в которое он жил.
Апогеем событий юбилейного, 1937 года стало 10 февраля. В день смерти Пушкина площадь наполнилась тысячами людей, собравшихся почтить память поэта, которого к тому моменту с глубоким пафосом называли «национальным поэтом всех народов СССР». Главным событием митинга стало обновление надписи на постаменте памятника: на нее была возвращена надпись «Что в мой жестокий век восславил я свободу» — строка из стихотворения «Памятник».