Скульптура «Рабочий и колхозница» — это известная композиция, расположенная у северного входа ВДНХ в Москве и выражающая идеологию Советского государства в период строительства социалистического строя. Памятник сооружен для Всемирной выставки в Париже 1937 года, идея его создания принадлежит архитектору Борису Иофану, а воплотила в жизнь проект скульптор Вера Мухина.
Можно ли назвать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» памятником? В каком-то смысле — да, поскольку это памятник советской эпохе.
Исторические факты
Автором уникальной скульптуры стал архитектор Борис Иофан
Автором этого уникального проекта стал Б.М. Иофан, скульптор и архитектор. Реальную жизнь памятник обрел при содействии Мухиной В. И. Делали масштабную скульптуру на ЦНИИТМАШ. По изначальной задумке автора главных героев планировалось сделать полуобнаженными. Но «цензура» того времени не могла остаться в стороне. Было внесено предложение надеть на пару наряды рабочих, что и стало главной причиной появления на скульптурах одежд из тонкого листа.
Интересные моменты
После того, как скульптуру установили в Москве, после выставки в Париже, автор и архитектор сооружения Мухина, назвала ее «пенек». Все дело в том, что изначально постамент для монумента был очень массивным и высоким, но перевести из Парижа его не удалось. А в Москве, около входа в ВДНХ был установлен очень низкий, маленький постамент, который просто рушил весь композиционный замысел.
Увидев установленную уже скульптуру, Мухина пришла в ужас, и пыталась протестовать, но все ее попытки не привели ни к каким результатам.
В российском городе Бикин существует уменьшенная копия монумента «Рабочий и Колхозница» — она выполнена в гипсе, и намного меньшего размера.
Простояв 60 лет, монумент пришел в ужасное состояние, но никаких решений по реставрации никто не планировал принимать, и тогда была устроена показательная акция, чтобы были приняты меры к спасению скульптуры — на фигуры монумента были надеты одежды, в цветах российского флага, и находились в таком состоянии 3 дня.
На сегодняшний день скульптура приобрела свой первоначальный облик — постамент наконец установлен приемлемого размера, сама скульптура отреставрирована и вычищена. И несмотря на все перипетии судьбы, продолжает восхищать своих посетителей красотой и мощью композиции.
Из чего состоит знаменитый памятник
Памятник состоит из 5000 мелких деталей, соединенных с помощью резьбы и сварки в единую конструкцию
Несмотря на тот факт, что этот огромный монумент смотрится, как целостная, монолитная конструкция, в нем присутствует 5 000 деталей. Все элементы при помощи резьбы и сварки соединили в единую каркасную композицию. Главным материалом для изготовления стала нержавеющая сталь, покрытая никелем и хромом. По своим свойствам сплав уникален. Он ковкий и гибкий, легко поддается работе, не восприимчив к коррозионным воздействиям, на нем не образуется налет. Кстати, это первая скульптура в Советском Союзе, где он был задействован. Что касается толщины материала, то она составляет 0,5 миллиметра. По сути это тоньше, чем кожа человека.
Шарф колхозницы
Руководитель проекта Вера Мухина с трудом отстояла наличие шарфа у колхозницы
В целом конструкция собиралась всего одиннадцать дней. В создании памятника принимали участие двадцать пять человек. Бригадой рабочих руководила В. И. Мухина. Серьезные баталии были вызваны шарфом колхозницы. Цензоры требовали его убрать, Мухина же отстаивала свою точку зрения, указывая на то, что отсутствие этого элемента гардероба не пойдет на пользу творению. Без него исчезнет нужная горизонталь и иллюзия того, что происходит постоянное движение. Несмотря на все споры, Мухина все-таки отстояла свою точку зрения и шарф никто не убрал.
Находясь возле памятника, создается ощущение, что стоишь возле небоскреба
В Париже во время посещения выставки этот памятник произвел настоящий фурор. Несмотря на то, что его высота относительно небольшая, 33 метра, посетители рассказывали, что возникает необъяснимое ощущение. Как будто перед тобой находится небоскреб. Стоит отметить, что павильон Советского Союза располагался напротив орла Германии, который на фоне нашего монумента потерялся. Это даже стало причиной насмешек в сторону немецкого правительства.
Тайны стальной пары. Непростая судьба «Рабочего и колхозницы»
«Рабочий и колхозница» – такой же символ нашей страны, как «Родина-мать». Прославившая Советский Союз скульптура была создана для Всемирной выставки, проводившейся в Париже в 1937 году.
Птичка Гитлера
Тогда на берегу Сены возле Эйфелевой башни было возведено несколько павильонов разных стран. Советский Союз на эту выставку позвали впервые. Ну и разумеется, молодой стране хотелось продемонстрировать свою силу и новаторство. Надо сказать, это удалось – советский павильон стал шоком для французов и всех гостей Франции того года. Павильон СССР ничем не напоминал старорусское зодчество, это был чистый новоимперский модерн.
Проект павильона начали разрабатывать за два года до выставки, и наши архитекторы, зная, где он будет располагаться, создали проект высокой и очень длинной галереи (34 на 165 м), под которой проходила автострада. Цель была ясна: показать силу и мощь Советского государства, его способность противостоять любой угрозе. До сих пор непонятно, было ли это просто совпадение, но напротив советского павильона возводила свой павильон Германия, и перед немецким архитектором Шпеером стояла точно такая же цель – показать силу и мощь.
Шпеер утверждал, что он выкрал и скопировал чертежи советского павильона. Но на самом деле эти чертежи ему передал главный архитектор Парижской выставки, который был фанатом Адольфа Гитлера. И когда Гитлеру доложили, что советская скульптура на павильоне будет выше германского сооружения на длину поднятых рук, он приказал надстроить немецкий павильон и установить сверху орла. Но птица все же оказалась маленькой и выглядела нелепо. Немецкий павильон уступил советскому и по красоте, и по идейному наполнению, и по динамике. Но все же Гран-при Парижской выставки мы поделили с немцами.
Все знают, что автором «Рабочего и колхозницы» была Вера Мухина. Но это не совсем так. Автором и павильона, и венчающего его монумента был архитектор Борис Иофан. Именно он придумал двухфигурную идею как выражение совместной победы крестьянства и пролетариата в революции. Прообразом для Иофана послужили античные статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». По проекту Иофана фигуры должны были делать шаг не только вперед, но и вверх, то есть как будто они поднимаются на ступень. Но у Веры Мухиной они делают только шаг вперед.
Вера Мухина
Ей была поручена практическая доработка идеи Бориса Иофана. Комиссия, возглавляемая Молотовым, выбрала именно ее план пластического воплощения. Надо сказать, он был непревзойденным. Рабочий и колхозница должны были быть молоды, красивы, сильны и смотреть в светлое советское будущее.
Вера Мухина была очень целеустремленным человеком, она выжимала все силы из огромной бригады архитекторов и художников. Они пахали сутками напролет и так сроднились со своим творением, что рисовали на него карикатуры со слонами и пропеллерами.
Лепили с танцора и энкавэдэшницы
В музее на ВДНХ вам и сегодня расскажут, что прообразами мухинской пары послужили «все юноши и девушки молодого Советского государства». Это, конечно, да. Но нет. На самом деле туловище рабочего лепили с балетного танцора, а его лицо – это лицо спортсмена Сергея Каснера (Мухина, как и ее немецкая современница Рифеншталь, вдохновлялась спортивными парадами). А натурщицей для колхозницы выбрали «комсомолку, спортсменку и просто красавицу» из НКВД, 18-летнюю Анну Богоявленскую (и как только фамилию пропустили!). Мухина понимала всю свою ответственность: для советской скульптуры должны позировать идейно проверенные вдоль и поперек спецкадры. Ну а народу рассказали, что прототипами стали строитель и откатчица «Метростроя».
Молотов лично принимал макет скульптуры. Он велел омолодить девушку – убрать мешки под глазами, одеть обоих (изначально они были обнажены на манер греческих статуй). Молотова также раздражал развевающийся шарф, и он сказал его убрать. Но Вера Мухина схитрила. Сказала, что шарф – это не что-то там буржуазно-легкомысленное, а нужен для равновесия, чтобы статуя не опрокинулась. Хотя технически вся конструкция и без шарфа могла стоять вертикально. Молотов отступил. Потом на Мухину написали донос, и в складках юбки стали искать профиль Троцкого. Это сегодня кажется уморительно смешным, а тогда это было просто уморительно – в самом физиологическом смысле. Так или иначе, форму складок несколько раз меняли. Ну а потом на заводе сделали монумент в натуральную величину – из авиационной нержавеющей стали, а не из более привычных бронзы и меди.
Франция хотела купить статую у Сталина
Во Францию эту пару везли по частям на 28 железнодорожных платформах. Когда проезжали Польшу, то крупные фрагменты не могли проехать через тоннель, застревали, поэтому их расчленили на более мелкие.
Еще на Парижской выставке посетители обратили внимание, что советская скульптурная группа меняет свой цвет в зависимости от освещения. Сталь не поглощала, а отражала свет. На рассвете монумент был розовым, днем – серебристым и холодным, а на закате он становился золотым. Французам настолько понравилась советская композиция, что они начали собирать деньги, хотели купить ее и оставить во Франции. Но Сталин, конечно, отказал: «Эти два гиганта должны вернуться на родину, в Советский Союз, здесь мы найдем для них достойную площадку».
Вера Мухина очень хотела, чтобы в Москве монумент поставили у воды. Но «Рабочего и колхозницу» решили разместить на ВДНХ. Открытие павильона с монументом произошло 1 сентября 1939 года, в тот самый день, когда случилось вторжение фашистов в Польшу, через которую двумя годами ранее с таким трудом провозили стальную пару.
Разместили монумент на 10-метровом постаменте. На «маленьком пеньке», как говорила Мухина. Все достоинства необычайной пластики, созданной скульптором, потерялись.
Денег не было, но они держались
На необходимой высоте, которая и задумывалась в прошлом веке, композиция оказалась только в 2009 году. Но это уже наши времена, а до этого, на исходе Советского Союза, «Рабочему и колхознице» тоже, казалось, пришел конец – они находились в весьма плачевном состоянии. Чтобы обратить внимание властей на эту катастрофу, остроумные архитекторы «приодели» «Рабочего и колхозницу». Ее – в красный сарафан, его – в синий комбинезон. Шарф был раскрашен в цвета российского флага.
В 2003-м монумент сняли с пьедестала, распилили на части и отправили в ангар. Потом начался кризис… Денег надо было много, потому что и беды были грандиозными. Материал – нержавейка, – который поначалу казался прогрессом и достоинством, теперь стал основной проблемой: коррозия разъела большую площадь скульптуры. Ну а каркас, сделанный по принципам авиастроения, просто рассыпался.
Восстановление начали после 2006 года, собрав деньги с миру по нитке: что-то из бюджета, что-то у частного капитала. Но все получилось. Каркас пришлось заменить полностью, а вот обшивку только на 12%. Для «Рабочего и колхозницы» даже изобрели специальную пасту, которая и чистит, и защищает, как крем. Ее понадобилась ровно 1 тонна.
К 2009 году восстановили и платформу для фигур пары (ее видели только французы на той выставке в 37-м). «Рабочий и колхозница» вернулись на свое место. Пара весит 180 тонн, и один из подъемных крюков прицепили как раз к «буржуазному» шарфу, который так не нравился Молотову.
И теперь, глядя на стальную пару, воплощавшую искренность и идеалы советской эпохи, мы верим, что когда-нибудь Рабочий и Колхозница все-таки увидят счастливое будущее нашей многострадальной страны.
А вы знали?
В 1947-м скульптура стала эмблемой «Мосфильма». Правда, на заставке не оригинальный монумент, а его авторская копия. Мухина делала ее специально для киностудии.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №10-2019 под заголовком «Тайны стальной пары».
Реставрация
На реконструкцию скульптуры — замену каркаса — ушло 6 лет
В первоначальном виде скульптура стояла около семидесяти лет. Затем решили, что ей необходима реставрация. В 2003 году она была демонтирована. Все наружные детали не пострадали и отлично сохранились. Менять пришлось только каркас, но и на это потребовалось почти шесть лет.
На чем стоит монумент
Монумент размещен на павильоне, в котором был организован музейно-выставочный комплекс
В настоящее время памятник «Рабочий и колхозница» находится на павильоне, размер которого 34,5 м, с советским гербом, диаметр которого три с половиной метра, в окружении оригинальных скульптур. Конструкция является точной копией изначальной версии. Восстановительные работы велись по кинохронике. В постаменте был организован музейно-выставочный комплекс. Его экспозиция полностью посвящена эпохе, ушедшей в прошлое безвозвратно.
Источник
История скульптуры
Создание
Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану[3][4], победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот»[4].
На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская»[4][5].
Гармодий и Аристогитон | Ника Самофракийская |
На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором приняли участие В. А. Андреев, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр. Лучшим признали проект В. И. Мухиной.
Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.
При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), а при сборке композиции в январе-августе 1939 года повреждённые элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта[6][7].
В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинского шлюза со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Монумент Мухиной планировалось установить на нижнем центральном пирсе Рыбинского шлюза, но, поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ)[8][9]. В Рыбинске вместо монумента «Рабочего и колхозницы», в 53 году был установлен монумент «Волга». Так как установку «Рабочего и колхозницы» стремились завершить к моменту открытия ВСХВ, выстроенный постамент оказался более чем в три раза ниже первоначального тридцатисемиметрового павильона в Париже[10]. Мухина неоднократно возражала против такого решения:
Мне остаётся только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры[11].
В 1979 году была проведена реставрация скульптуры.
В конце 1980-х годов существовали планы переместить монумент на другое место. В 1987 году был объявлен конкурс на подыскание нового места для «Рабочего и колхозницы»; по одному из вариантов монумент должен был занять место у Государственной картинной галереи на Крымском валу, однако эти планы не осуществили[11].
Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.[12]
Реконструкция
В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года[13]. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами[6]. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников[14]. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.
Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка[14]. Если высота старого постамента составляла порядка 10-11 метров[10][15], то новый лишь немного ниже изначальной конструкции.
Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года[16][17][18].
4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный . В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².
Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей[19][20].
После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» входил в состав музейно-выставочного объединения «Столица» (затем — МВО «Манеж»), но в 2021 году был передан на баланс ВДНХ. Одновременно с этим, постоянная экспозиция комплекса была демонтирована, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ.
Помещение используется руководством ВДНХ для выставок, например — «Казимир Малевич. Не только «Чёрный квадрат»».
- Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже
- «Рабочий и колхозница» на низком постаменте, 1983 год.
- Монтаж скульптуры
- Оригинальный герб 1937 года
- Вид скульптуры на старом постаменте