Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.
Большой театр в Москве — история
В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза.
Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.
По проекту А. Михайлова в 1821–1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.
«Город на память». 359. Театральная площадь и Большой театр
13 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 359. Театральная площадь и Большой театр
Историю Большого театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Ещё на стадии строительства урусовского театра случился пожар и князь передал дела своему английскому компаньону Майклу Медоксу, который и выстроил трёхтажное кирпичное здание под тесовой крышей. Открытие Петровского (по названию улицы Петровки) театра состоялось в 1780 году.
В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.
После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.
Смотрите старые фотографии: Большой театр. 1854-1870 гг.: https://pastvu.com/p/25944 (первая фотография Большого театра)
Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».
Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.
Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье — театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.
Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» — торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.
Его высота, по сравнению с прежним зданием, увеличилась почти на четыре метра. Портик с колоннами Бове был сохранён, но появился второй фронтон, а алебастровая тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона размещён алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Вдоль боковых фасадов появились галереи — наклонные козырьки на чугунных столбах.
Но самые значительные изменения произошли внутри. Кавос спроектировал зрительный зал, как музыкальный инструмент, добившись уникальных акустических свойств. На качество звука работали деревянные панели из резонансной ели в отделке стен, деревянный потолок вместо железного, даже декор лож, выполненный из папье-маше. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра, а в центре — парадная царская ложа.
«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение»,- писал архитектор Альберт Кавос.
На потолке вокруг люстры академиком А.Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы», причём художник позволил себе некоторую шалость, изобразив выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках. Первый занавес был создан итальянским художником Казроэ Дузи и изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». С 1896 года в начале и в финале спектакля использовался новый занавес «Вид на Москву с Воробьевых гор», а в антракте — «Торжество муз» (оба были созданы художником П.Ламбиным).
К концу XIX века выяснилось, что театр стоит на деревянных сваях, имеющих неприятную тенденцию гнить, чем вызывать осадку здания и трещины в стенах. Срочный ремонт фундамента частично спас ситуацию, но в 1902 году случилось проседание стены прямо во время спектакля и двери средних лож заклинило. Впрочем, проблема с фундаментом вскоре отошла на второй план, ибо грянула революция, радикально избавлявшаяся от всего старорежимного.
Само существование Большого театра оказалось под угрозой, но в 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени Большой уже получил статус академического театра. В его зале теперь проходили и Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Со сцены Большого театра было провозглашено о создании нового государства — Союза Советских Социалистических Республик.
В двадцатые годы в театре провели работы по укреплению стены, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Противоаварийными работами руководил архитектор И.Рерберг, а затем последовала перепланировка лестниц, создание новых репетиционных залов и артистических уборных, капитальная реконструкция сцены.
В советские годы взамен дореволюционных появились три новых занавеса и все созданы при участии художника Фёдора Федоровского: с 1920 года — раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, с 1935 года — занавес с датами революционных событий «1871, 1905, 1917» (Парижская коммуна, Декабрьское вооружённое восстание и Великая Октябрьская социалистическая революция), ну а самый известный, с 1955 года — «золотой», парчовый с вытканной государственной символикой СССР.
Смотрите старые фотографии: Большой театр. Маскировка. 1941 год: https://pastvu.com/p/501582
К началу Великой Отечественной войны театр был закрыт на ремонт, часть труппы была эвакуирована в Куйбышев, а остальные ушли в армию, выступали в составе фронтовых бригад. 22 октября 1941 года авиационная бомба попала в здание, нанеся значительный ущерб. В частности, были уничтожены скульптуры муз Эрато и Терпсихоры на фасаде. Они были заменены копиями, которые сильно отличались от оригиналов. После восстановительных работ Большой открылся в 1943 году постановкой оперы «Иван Сусанин», известной прежде как «Жизнь за царя».
Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.
В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета… — Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… Большой театр».
Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.
Смотрите старые фотографии: Копьевский переулок. Здание бывшей гостиницы «Русь». 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/326674
29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям — научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.
В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром — фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.
С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте: https://www.bolshoi.ru Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра: https://expertmus.livejournal.com/86418.html
Смотрите старые фотографии: Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год: https://pastvu.com/p/456463
Смотрите старые фотографии: Большой театр. 1974 год: https://pastvu.com/p/266808 В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Смотрите старые фотографии: Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.: https://pastvu.com/p/50048
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но объединенные общим чувством, имя которому — любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».
Фестиваль «Круг света» (2013)
Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.
Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.
Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год: https://www.retromap.ru/
Нивелирный план Москвы. 1888 год: https://www.retromap.ru/
Смотрите старые фотографии: Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год: https://pastvu.com/p/111155
Этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов.
Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры. На сайте https://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2989 можно ознакомиться с дискуссией горожан о современных границах Театральной и где установлен Маркс: на Театральной (Свердлова), в сквере у памятника Марксу или вообще на площади Революции? Можно предположить, что многие случайные прохожие ответили бы — конечно, на Революции.
Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.
Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась ещё с довоенного времени.
Смотрите старые фотографии: Площадь Свердлова. 1936 год: https://pastvu.com/p/637892 Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название — «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».
Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета — чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.
Это эскиз варианта оформления станции 1937 года: вместо людей искусства на майоликовых барельефах предполагалось изобразить физкультурников.
Сотрудники Мосметро за уборкой станции «Театральная»
В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же — Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.
Смотрите старые фотографии: Фонтан Витали и панорама Воскресенской площади. 1870-1875 гг.: https://pastvu.com/p/831
Смотрите старые фотографии: Театральная площадь. Фонтан Витали. 1913 год: https://pastvu.com/p/109
По обе стороны площади расположились гостиницы — «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.
Смотрите старые фотографии: Отель «Континенталь». 1908 год: https://pastvu.com/p/17726
В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».
А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове.
Смотрите старые фотографии: Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.: https://pastvu.com/p/60231
В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки — возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.
Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.
Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века — электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.
Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете — Сущёвский Вал…
Все фотоистории проекта «Город на память»:
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Большой театр, город на память, прогулки по Москве, Театральная площадь, станция Театральная.
Другие публикации
Евгений Чесноков 09.02.2021 в 00:05
«Город на память». 639. Столешников переулок
Происхождение названия Столешникова переулка имеет отношение к ткацкому ремеслу — слово «столешник» в старину означало «скатерть».
Евгений Чесноков 22.01.2021 в 00:16
«Город на память». 638. Поварская улица — Кекушев, Веснины, Толстой, Михалков
Финальный отрезок Поварской улицы представляет архитектурные изыски и городские истории на любой вкус.
Евгений Чесноков 21.01.2021 в 18:00
«Город на память». 637. Поварская улица — Бунин, Жилярди, Горький, Гнесины
Прогулка по Поварской улице продолжается. Каждый дом, каждая усадьба здесь связаны с именами выдающихся деятелей культуры.
Евгений Чесноков 19.01.2021 в 02:04
«Город на память». 636. Поварская улица — Воровский, Фемида, Кальмеер
В древности по трассе нынешней Поварской улицы проходила торговая Волоцкая дорога, ведущая из Москвы к Великому Новгороду.
Евгений Чесноков 13.01.2021 в 01:28
«Город на память». 635. Московские кинотеатры. «Урал»-«Янтарь»
Ревизия показала, что за последние годы кинотеатры советской постройки понесли большие потери, но ещё сохранившиеся продолжают борьбу за зрителя.
Евгений Чесноков 11.01.2021 в 23:30
«Город на память». 634. Московские кинотеатры. «Саяны»-«Улан-Батор»
В кинотеатре «Спутник» в Лефортово зрители могут не только посмотреть новые фильмы, но и побывать на выставке раритетного кинопроекционного оборудования.
Евгений Чесноков 10.01.2021 в 22:48
«Город на память». 633. Московские кинотеатры. «Полярный»-«Сатурн»
Самый известный московский кинотеатр носил название «Россия», он открылся в 1961 году и сохранил на фасаде оригинальную вывеску. Сейчас зал арендует Театр мюзикла.
Евгений Чесноков 09.01.2021 в 23:19
«Город на память». 632. Московские кинотеатры. «Орёл»-«Полёт»
Как писал в 1954 году путеводитель «По Москве», «в пятой пятилетке в Москве намечается построить 27 новых благоустроенных кинотеатров на 12500 мест».
Евгений Чесноков 08.01.2021 в 12:33
«Город на память». 631. Московские кинотеатры. «Ладога»-«Орбита»
Содержание и ремонт кинотеатров требовали серьёзных расходов и администрациям кинотеатров ничего не оставалось, как сдавать помещения в аренду.
Евгений Чесноков 07.01.2021 в 17:50
«Город на память». 630. Московские кинотеатры. «Звёздный»-«Кунцево»
В третью часть обзора советских кинотеатров попал уникальный технический аттракцион — Круговая кинопанорама, открывшаяся 16 июня 1959 года на ВДНХ.
Евгений Чесноков 06.01.2021 в 22:30
«Город на память». 629. Московские кинотеатры. «Волга»-«Звезда»
В зданиях советской постройки успешно работает сеть Москино, которая спасла от закрытия 13 больших и маленьких кинотеатров.
Евгений Чесноков 05.01.2021 в 00:53
«Город на память». 628. Московские кинотеатры. «Авангард» — «Владивосток»
«Город на память» навёл справки о 138 кинотеатрах, работавших в Москве в 1970-1980-х годах.
Евгений Чесноков 23.12.2020 в 02:08
«Город на память». 627. Камушки и «Москва-Сити»
Камушками называют пресненский жилой микрорайон, расположенный почти на самом берегу Москвы-реки на месте старых Дорогомиловских каменоломен.
23.11.2020 в 11:28
Жизнь в красной зоне
Будни ковидного госпиталя на ВДНХ.
Евгений Чесноков 09.11.2020 в 22:51
«Город на память». 625. Красноказарменная улица
Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.
Евгений Чесноков 08.11.2020 в 13:34
«Город на память». 624. Рогожская слобода
Своим возникновением Рогожская слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей старообрядцам землю в благодарность за вклад в борьбу с эпидемией чумы.
Архитектура
Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими.
автор: Ребров Александр
Квадрига
На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.
Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены — 25 метров, ширина — 26,3 метра, высота — 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены — 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.
Большой театр или храм Аполлона
Снова был объявлен конкурс на восстановление здания, в котором победил проект Кавоса. В целом он сохранил задумку Бове, но увеличил высоту строения и изменил его ,пропорции. Это чертёж проекта Кавоса.
Восстановительные работы продолжались три года, и торжественное открытие обновлённого здания произошло в 1856 году: в театре прошла опера Беллини «Пуритане».
И тут ещё один интересный факт: при пожаре алебастровая скульптура Аполлона над главным входом была уничтожена, и её заменили бронзовой квадригой авторства Петра Клодта. Интересно, для чего над главным входом в театр была в своё время установлена скульптура Аполлона? А самое главное: здание театра очень напоминает по своим очертаниям храм Аполлона.
Интересно, что думала об этом тогдашняя православная церковь, которая, согласно официальной исторической версии, была широко популярна в народе и вообще имела большую власть и влияние на все процессы в обществе? И как же получилось, что в центре Москвы вдруг возник храм Аполлона? Или, может, внешнее сходство здания театра с храмом Аполлона и наличие его статуи над входом — это просто совпадение? А может быть, в этот исторический период православие не было уж столь популярным и влиятельным? Что там говорят о дате крещения Руси? 988 год? А почему же в XVIII–XIX веках в центре Москвы строят храм Аполлона? Кстати, Санкт-Петербургский Большой театр украшен скульптурой Минервы. Тоже, наверное, совпадение. Очередное. Через десять лет здание Большого театра также подверглось некоторым восстановительным работам: была проведена реконструкция тыльной стороны театра, а ещё спустя несколько лет реконструировали фундамент, но в целом здание сохранило свою форму.
Реконструкция Большого театра
В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.
Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции — 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы — это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены — И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины — Г. Уланова, М. Плисецкая и М. Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.
Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.