Маршрут прогулки по Замоскворечью от Театрального музея

Замоскворечье (Москва, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские
    в Россию
  • Горящие туры
    в Россию

  • Марфо-Мариинская обитель в Москве

  • Третьяковская галерея, Москва

1/
10

Один из самых атмосферных районов старой Москвы, Замоскворечье, расположилось широким неправильным полумесяцем на противоположном Кремлю берегу Москвы-реки. История этой местности насчитывает вот уже более шести веков — но время здесь, кажется, совершенно не спешит: знай себе неторопливо фланирует по живописным переулкам под кронами вековых тополей, отдыхает в уютных скверах с фонтанами и наслаждается совсем не столичной тишиной.

Замоскворечье называли своей малой родиной Иван Шмелев и Александр Островский, здесь бывали, жили и гостили Лев Толстой, Федор Достоевский и Анна Ахматова. Количеству и качеству его достопримечательностей вполне мог бы позавидовать европейский город средней руки: в Замоскворечье расположены Третьяковская галерея, Марфо-Мариинская обитель, дома-музеи писателей, художественные и исторические музейные собрания, скверы, фонтаны… Благодаря тому, что в 1960-70-х гг. району был придан статус заповедника, здесь великолепно сохранилась историческая застройка 18-19 вв. — буквально каждый особняк является памятником архитектуры.

Театральный музей и дом Бахрушина

Отправная точка – Театральный музей имени А. А. Бахрушина (станция метро «Павелецкая»). Из метро выйдите к Валовой улице, поверните налево и пройдите по Валовой до музея Бахрушина, который располагается собственно на улице Бахрушина. До 1922 года она называлась Лужнецкая.

Театральный музей имени А. А. Бахрушина в Замоскворечьи

Театральный музей был создан в 1894 году известным русским купцом и меценатом А. Бахрушиным и был размещен в его бывшем усадебном доме. Здание музея было построено в 1896 году архитектором К. Гиппиусом в стиле ранней английской готики (псевдоготический стиль с присущими ему стрельчатыми арочками).

После революции Бахрушина назначили директором музея. Его коллекция оказалась сохранена, и музей не закрывался. Любителей интерьеров ожидает сюрприз — прихожая, холл на втором этаже, выполненные из темного дерева, а также огромное витражное окно сохранились полностью.

Помимо интерьеров и театральной коллекции, посетители могут насладиться уютным двориком, представляя себя во дворе усадьбы прошлого века.

Род Бахрушиных ведет начало с XVII века. Предлагаю направиться к особняку К. Бахрушина на Новокузнецкую улицу, 27/6. Для этого пройдите по улице Бахрушина в сторону, противоположную Садовому кольцу, на 1‑м Новокузнецком переулке поверните налево

Пройдите по этому переулку до Новокузнецкой улицы. На углу переулка и улицы находится особняк К. П. Бахрушина с садом перед ним.

Особняк К. Бахрушина на Новокузнецкой улице

Особняк был выполнен в 1895–1896 годах в стиле эклектики. Посмотрите на фасад здания — его богатый лепниной декор впечатляет. Над балконом со стороны переулка выполнен фронтон с путти и монограммой владельца, прямо над входом указан год окончания работ. К сожалению, балкон можно увидеть только через решетку, так как вход в сад закрыт.

Овчинниковская набережная

Небольшая, но очень красивая набережная, протянувшаяся между улицей Пятницкой и Руновским переулком. Набережная примечательна своими зданиями — преимущественно, постройки 17-18 веков. Писатель А. Н.Островский писал, что только здесь вы увидите «заповедник» купеческого Замоскворечья. И вправду — кажется, будто в переулках, которые выходят на Овчинниковскую набережную, все еще витает дух прошлого, тех времен, когда здесь жили опальные купцы, нравы потомков которых сатирически показал Островский.

Типография Сытина и дом Смирнова

Следующий переход, к типографии Сытина, будет самым долгим – целых 9 минут. Пройдите на Пятницкую улицу, к дому 71/5. Для этого по Новокузнецкой идите в сторону Садового кольца до 5‑го Монетчиковского переулка.

По 5‑му переулку дойдите до 3‑го Монетчиковского, поверните налево, пройдите еще немного до 2‑го Монетчиковского переулка. Он выведет на Пятницкую прямо к нужному дому.

Огромное здание типографии И. Д. Сытина «Русское слово» было построено в 1903 году в стиле рациональный модерн, но с элементами неоготики. В советское время здание надстроили еще одним этажом, таким образом, оставив все декоративные элементы встроенными в стены.

В типографии на Пятницкой печатали каждую четвертую книгу в Москве. Это огромное производство было организовано по последнему слову техники. В 1905 году, во время восстания, здание было сожжено, но спустя год Иван Дмитриевич восстановил его.

Продолжайте путь по Пятницкой до доходного дома В. П. Смирнова (дом 65). Он построен в стиле неоготики в 1910 году. Посмотрите на множество башенок, стремящихся вверх. Узкие вертикальные окна, вертикальные эркеры — все это элементы неоготики.

Доходный дом Смирнова еще называют «Домом с орлом» за хищную птицу, расположенную над входом.

Географический ликбез

Современные границы Замоскворечья отличаются от исторических. Так, его изначальная география включала местность к югу от Москвы-реки вплоть до границ Земляного города (нынешнего Садового кольца). Сегодня же под административным районом Замоскворечье понимается лишь восточная часть этого «полумесяца», ограниченная с запада Большой Ордынкой. Зато южная граница заметно отодвинулась, присоединив район Павелецкого вокзала, Дубининской, Люсиновской и Мытной улиц. Впрочем, в путеводителях по Москве и на экскурсиях по-прежнему оперируют историческим понятием Замоскворечья.

Особняк Рекк и Усадьба Лепешкиных

Напротив дома Смирнова находится особняк Рекк, известный также как «Дом со львами». Он был построен в 1897 году по заказу В. Рекк. Автором проекта здания в стиле эклектика был архитектор С. Шервуд. Этот дом один из самых красивых на Пятницкой улице.

Дом разделен на два объема. Правый объем оформлен портиком с композитными колоннами с волютами-завитками ионического и листьями аканфа из коринфского ордера. Между колоннами по бокам от окна расположены две кариатиды – женские скульптуры, заменяющие колонну или пилястру.

По бокам фасада лежат два льва. Правый лев грозно смотрит в сторону улицы, а левый спит, положив голову на лапу. Левый объем здания представляет собой восьмиугольную башню с необычным куполом. Фасад особняка богато декорирован разнообразной лепниной в стиле французской архитектуры эпохи Людовика XIV.

Знаменитый особняк Рекк или «Дом со львами»

Чуть дальше по Пятницкой, 48, прямо напротив церкви Троицы Живоначальной в Вишняках, находится усадьба Лепешкиных, главный дом которой был построен в конце XVIII века.

Здание усадьбы имеет редкие для Москвы барочные аттики, которые придают зданию сходство с дворцом. Аттик — это декоративная стенка над карнизом здания. Фасад богато декорирован. На втором этаже между арками расположены пары кариатид, обращенных друг на друга.

Сейчас это строение занято Институтом астрономии РАН, и посмотреть на красивый фасад можно только через забор.

Обратите внимание на церковь Троицы Живоначальной в Вишняках напротив усадьбы (Пятницкая, 51). Первое упоминание о ней датировано 1642 годом.

В 1678 году она была перестроена в камне в честь победы над турками под городом Чигирином по приказу командира стрелецкого полка Матвея Вешнякова. В 1824–1826 годы церковь была реконструирована в стиле ампир на средства С. Лепешкина.

В 1980‑х годах, во время очередного ремонта, самосвал с песком подъехал к главному входу и провалился под землю! Как потом оказалось, от усадьбы Лепешкиных до церкви шел подземный ход. Его использовал купец с семьей для посещения служб. Ход, по словам директора Института астрономии, надежно засыпали.

Дом Исаева и Особняк Коробковой

Далее предлагаю прогуляться к дому 49А, корпус 2, который находится во дворе. Это доходный дом К. Исаева, построенный в 1903 году в стиле модерн.

Рассмотрим особенности его декора. Дом симметричен, его фасад увенчан криволинейным аттиком под глубоким козырьком. Окно лестничной площадки, расположенное посередине, оформлено очень стильно. Оно обведено растительным пояском и элегантно перехвачено горизонтальными белыми поясками в нескольких местах.

Между третьим и четвертым этажами архитектор Кекушев поместил картуш на цветочном фоне. Однако хозяин дома так и оставил его пустым.

Следующая точка на маршруте №6 находится по адресу Пятницкая, 33. Это особняк Коробковой. Перестроен этот дом в 1894–1899 годах архитектор Лев Кекушев. Он украшал фигурой льва или головой этого животного свои строения. Если приглядеться, то сверху на крыше, под ажурной решеткой можно увидеть знаменитого кекушевского льва.

Сама крыша оформлена в типичном стиле модерн с активным использованием кованого металла для украшения, это и эркер — выдающееся окно над входом на втором этаже. Обилие скульптурных композиций на фасаде и один из самых характерных элементов стиля модерн — маскарон (серьезная женская голова над окнами первого этажа).

В особняке сохранилась богатая отделка интерьеров. Особенно эффектна парадная кружевная лестница, которая завершается маленьким полукруглым балкончиком.

Увлекательный Маршрут от Площади трех вокзалов до Лубянки по достопримечательностям Москвы.

Болотная площадь

Болотная площадь представляет собой большой сквер на острове между рекой Москвой и Водоотводным каналом. В старину на здесь проходили кулачные бои, на которых присутствовали даже государи. Кроме того, на этой площади казнили государственных преступников. Сегодня площадь — место сбора молодежи, членов неформальных субкультур, барабанщиков и фаерщиков, а также митингов оппозиции.

В одном конце площади, у входа в сквер, установлен большой фонтан со строгими колоннами и литыми решетками; в другом конце сквера расположена скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых», а в центральной части сквера разбит большой цветник и, лицом к Москве реке, установлен памятник Репину. Ну а с Болотной набережной открывается великолепный вид на фонтаны, установленные в Водоотводном канале, которые особенно красивы ночью за счет разноцветной подсветки.

Храм Климента и церковь «Всех скорбящих»

Пройдите чуть дальше по Пятницкой до Климентовского переулка. Вы увидите нарядный Храм священномученика Климента папы Римского. Святой Климент жил в IV веке, его почитают и православные, и католики, так как тогда еще не было разделения церквей.

Деревянный храм впервые упомянут в письменных источниках в связи с битвой в 1612 году между русскими и польско-литовскими войсками в Смутное время. Эта битва стала переломной точкой в ходе войны — у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от литовско-польских захватчиков.

Первый каменный храм был построен на этом месте в 1657 году. В 1769 году было завершено строительство пятиглавого барочного храма, дошедшего до наших дней.

Нарядный декор здания соответствует стилю барокко: яркие цвета фасада и главок, парные колонны, сложные наличники, разорванные фронтоны, овальные окна, фигурные главки, тонкие лепные орнаменты и картуши.

На углу Климентовского переулка, 16 и улицы Большая Ордынка, 21 находится городская усадьба Долговых-Жемочкиных. Главный дом в классическом стиле построен около 1770 года на сводчатом подклете рубежа XVII-XVIII веков. По обычаю XVIII века главный дом усадьбы поставлен в глубине владения, перед ним простирается обширный парадный двор.

После пожара 1812 года усадьба была перестроена в стиле ампир и стала считаться одним из лучших образцов позднего московского классицизма. Пройдите также пройти к заднему фасаду главного дома с полукруглой террасой и лестницами в сад. Для этого с Климентовского переулка нужно свернуть направо, не доходя последнего дома переулка.

Напротив усадьбы Долгова по Большой Ордынке, 20 располагается Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», построенная в 1831–1836 годах, точнее перестроенная после пожара 1812 года, в котором пострадала первоначальная церковь, созданная Василием Баженовым еще в 1783–1791 годах.

Бове пристроил к храму ротонду, причем он бережно сохранил все, что создал Баженов, использовал его композицию и декор при проектировании нового объема здания. Посмотрите на купол ротонды Бове и купол колокольни Баженова — их пропорции и завершения очень похожи.

Достопримечательностью церкви «Всех скорбящих радость» являются интерьеры ротонды. Величественная ионическая колоннада впечатляет масштабом, купол украшен изящной росписью. Храм построен в стиле ампир, как и большинство построек Бове после войны 1812 года.

С 1930 по 1940‑е годы храм использовался как запасник Третьяковской галереи, что спасло его от печальной участи многих московских церквей.

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Храм Святителя Николая и Марфо-Мариинская обитель

После осмотра храма «Всех скорбящих радость» вернитесь к Климентовскому переулку и пройдите по Большой Ордынке до храма святителя Николая в Пыжах (дом 27/6). Храм был построен в 1657–1672 годах.

Впечатляет редкое даже для узорочья XVII века богатство декоративного убранства церкви. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Очень красиво оформлена шатровая колокольня с «висящей» аркой входа. Сам храм украшен пышными ярусами кокошников.

По Большой Ордынке идите дальше до Марфо-Мариинской обители (дом 34). Монастырь был основан великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой князя Сергея Александровича.

Главная ее постройка — Покровский собор. Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в стене. Собор был воздвигнут в 1908–1912 годах в неорусском стиле с элементами модерна. Каждый фасад собора оформлен по-разному с большим вкусом и мастерством.

Длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. С запада находятся две звонницы, каждая из которых увенчана вытянутой главой. На западном фасаде можно рассмотреть мозаичную икону Спаса Нерукотворного.

После прогулки по Марфо-Мариинской обители пройдите дальше — на Полянку. Для этого выйдите на Большую Ордынку и поверните направо, пройдите до 1‑го Казачьего переулка. Затем поверните направо на него и пройдите до улицы Большая Полянка. На перекрестке поверните налево и пройдите по Большой Полянке.

Вы подойдете к красивому неоготическому «замку» на Большой Полянке, 45, Это особняк Новиковых, построенный в 1907 году. Готические элементы (устремленные вверх башенки, вытянутую стрельчатую арку) особняк получил позднее при следующих хозяевах.

Сегодня в особняке располагается детский культурный центр Юрия Башмета. Внутри сохранились исторические интерьеры. Советую зайти в особняк, подняться по лестнице, восхититься готическим потолком и прогуляться по залам и комнатам. Если в залах не проходят уроки или репетиции, то сотрудники центра разрешают в них заглянуть.

Новое Болвановье

Современные 1-й и 2-й Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке». По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен еще в 1465 г. По мнению П.В. Сытина, эта Болвановка, как и заяузская, соседствовала с кузнечными слободами, откуда он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле. На самом деле именно сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы, а эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III: «и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».

Храм Успения, церковь Неокесарийского, особняк Демидовых

По Большой Полянке вернитесь к дому 37, храму Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе. Он был построен в 1695–1697 годах в стиле московского барокко. На примере этого здания очень хорошо просматривается основной принцип строительства русских храмов — восьмерик на четверике.

Черты барокко хорошо видны в оформлении наличниковокон — они декорированы разорванными фронтонами, а также по углам расположены сдвоенные колонны. Колокольня возведена сто лет спустя, в 1797–1798 годах, в классическом стиле. Тогда церковь и приобрела современный вид.

Продолжайте прогулку по Большой Полянке в сторону центра. Вам нужен дом 29 — это одна из красивейших святынь Москвы, которую за яркую и красивую роспись прозвали «красной», то есть красивой. Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах была построена в 1668–1679 годах.

Впоследствии после завершения строительства церковь Григория Неокесарийского в Дербицах стала придворной, хотя и находилась за пределами Кремля. Ее регулярно посещали члены царствующей семьи. Обратите внимание на одну интересную деталь: кресты куполов увенчаны маленькими коронами — это знак того, что храм царский.

Архитектура храма также необыкновенна. Это русское узорочье с рядами огненных кокошников, богатым декором наличников окон и разноцветным ярким фасадом. Фасады колокольни и четверика украшены поясом из девяти тысяч многоцветных изразцов рисунка «павлинье око». Краски изразцов до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Внутреннее убранство храма не менее великолепно. Впечатляет огромный иконостас в шесть рядов. В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Храм святого Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Из икон, переданных в музей, в Третьяковской галерее можно увидеть только одну — ценнейшую Богоматерь Елеуса Киккскую.

По пути к Третьяковке пройдите до дома номер 13, за ним поверните направо, по пешеходной дорожке пройдите до Старомонетного переулка. Далее возьмите чуть левее и выйдите на Большой Толмачевский переулок. Он вас и выведет в пешеходный Лаврушинский переулок, который упирается в красивую усадьбу Демидовых.

Дом в классическом стиле был построен в конце XVIII века. С того времени он сменил несколько владельцев. После войны 1812 года дом сильно пострадал, а в 1814 году был восстановлен и перестроен. Сегодня мы видим оформление фасада того времени.

С 1942 года главный дом принадлежит Научной педагогической библиотеке имени К. Д. Ушинского. Самое уникальное в усадьбе — это превосходная чугунная ограда. Это чудо литейного искусства XVIII века было создано в 1760‑е годы на одном из демидовских заводов по чертежам архитектора Ф. С. Аргунова.

Третьяковская галерея

Здание Третьяковской галереи занимает почти весь Лаврушинский переулок, основателем ее является Павел Михайлович Третьяков. Однажды после посещения Эрмитажа Павел Михайлович решил заняться коллекционированием произведений живописи.

Первые полотна Павел Михайлович купил в 1850 году, когда ему было всего 19 лет. В течение 35 лет он собирал свою богатейшую коллекцию. Его цель была собрать наиболее полную коллекцию лучших произведений отечественных художников.

Собирая картины русских живописцев, Третьяков оказывал поддержку отечественной художественной школе. Удивительно, каким образом из множества картин он выбирал самые лучшие.

Из всех московских коллекционеров только Третьякову было предоставлено право первым выбирать работы в мастерских художников. Павел Михайлович был смелым коллекционером, который не признавал чужих авторитетов.

Основой для будущей галереи стал небольшой особняк, купленный братьями Третьяковыми в Лаврушинском переулке. В 1872–1874 годах рядом с жилым домом было выстроено первое помещение галереи для 1500 работ. В 1880‑е годы двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом Третьяковых. Собрание получило статус музея.

В 1893 году была открыта «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». К тому времени в ней собрано уже 1287 произведений живописи, 518 — графики и 15 скульптур! Сегодня коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 140 000 единиц!

Вернемся к архитектуре здания Третьяковской галереи. Ее визитная карточка — сказочный фасад, знаменитый на весь мир. Он построен по эскизам известного художника Виктора Васнецова в 1902–1904 годах в неорусском стиле.

На входе сразу три древнерусских терема, верх стены увенчан по центру килевидным обрамлением в виде кокошника, окаймляющего старинный герб Москвы. Такой фасад, как театральная завеса, закрывает три разрозненных фасада старых зданий единой декоративной стеной.

Овчинная слобода

По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 гг. в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков — Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского. Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.

Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Но при всем этом в средневековье овчины считались одеждой исключительно простонародья. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.

Храмы Святителя Николая Вознесения Христова

Слева от основного здания галереи находится новое здание, достроенное в 1989 году, и которое называется Инженерный корпус. Сквозь арки в Инженерном корпусе пройдите к церкви Николая в Толмачах. Она вошла в музейный комплекс, так как является хранительницей самой древней на Руси Владимирской иконы Божией Матери.

Храм святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, 9) впервые упомянут в хрониках в 1625 году. Каменный храм был возведен в 1697 году в стиле московского барокко. В 1834 году были возведены новые ампирные колокольня и трапезная. Храм посещала семья Третьяковых, впоследствии храм был реконструирован на их средства.

Третьяковская галерея находится на территории бывшей Кадашевской слободы. Эта слобода была крупнейшей в Замоскворечье, она насчитывала более 1000 дворов.

Предлагаю пройтись к главному храму Замоскворечья — храму Воскресения Христова в Кадашах. Он находится по адресу 2‑й Кадашевский переулок, 7.

Для этого пройдите по Лаврушинскому переулку до дома 15, строение 1, после него поверните направо и по дорожке дойдите до 1‑го Кадашевского переулка. Поверните на нем налево, пройдите до Кадашевского тупика, со стороны которого будет вход в музей Кадашевской слободы и сам храм.

Местоположение храма в Кадашах – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой, определяло его важное положение и значимость.

Церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой Замоскворечья. Колокольные звоны после Кремля начинались именно здесь, а потом их подхватывали другие храмы и церкви.

Храм был построен в 1687 году, в 1695 году сооружена колокольня в стиле московское (нарышкинское) барокко: тонкая белокаменная резьба, разорванные фронтоны наличников окон, изящные «петушиные гребешки» и карнизы.

На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы — единственные в Москве, которые расположены непосредственно на здании храма. В церкви Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря, что уникально для храмового зодчества.

Верхний храм с одним главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами.

Почти каждый день по территории храма проходит экскурсия с подъемом на колокольню Полюбоваться видами города сверху — бесценно!

Немного истории

Первое название района, под которым он упоминается в хрониках 14-15 вв., — Заречье. Не правда ли, само это имя передает деревенскую безыскусность, патриархальный покой и размеренность течения жизни? Уклад быта его жителей был под стать: начинали и заканчивали день рано, а по вечерам пили чай во двориках или у раскрытых окон, непременно перед огромным самоваром. Селился в Заречье в основном простой люд: кузнецы и кожевники, овчинники, толмачи, стрельцы…

Как воспоминания о первых веках существования района остались названия замоскворецких улиц: так, по Большой Ордынке переправляли в Орду собранную с русичей дань, а оживленная торговая Пятницкая получила имя по церкви святой Параскевы, имя которой в переводе с греческого означает «пятница».

В 17 в. из-за дешевизны земли Замоскворечье облюбовали купцы для строительства усадеб, складов и дворов — так здесь стали возникать целые имения с обширными садами и огородами. Вплоть до начала 19 в. район состоял из отдельных больших кварталов — слобод, где селились купцы, мещане и ремесленники. Атмосфера патриархальности, провинциальности и спокойствия привлекала в Замоскворечье и представителей родовой знати, и творческих людей, усадьбы которых по сей день остаются жемчужинами района.

20 век кардинально изменил облик Замоскворечья: многие храмы разрушили, появились станции метро и современные широкие магистрали, был заложен Дом на набережной. Ну а в числе самых недавних достопримечательностей района — комплекс зданий Дома музыки, памятник Петру I и Новая Третьяковка на Крымском валу.

Музей московских стрельцов рассказывает об основных обитателях Замоскворечья при Иване Грозном.

Достопримечательности Черниговского переулка

Следующая точка на маршруте — Черниговский переулок, на котором сосредоточено сразу несколько удивительных архитектурных памятников.

По 2‑му Кадашевскому переулку выйдете на улицу Большая Ордынка, поверните направо и затем почти сразу налево, на Черниговский переулок. Переулок два раза меняет свое направление, причем оба раза под прямым углом.

Дом 9/13 — самый эффектный в переулке, это усадьба Ржевских. Первым известным нам хозяином участка стал офицер Преображенского полка, капитан В. Т. Ржевский. Именно он в 1710 году выстроил палаты, лежащие в основе главного корпуса здания. Ржевский специально обратил дом парадным фасадом в тихий переулок, а не на оживленную улицу.

В середине XVIII века владельцем усадьбы стал поручик конной гвардии Илья Ржевский. Возможно, именно этот поручик стал прототипом героя известных фривольных анекдотов.

После войны 1812 года дом перестраивался и приобрел ампирные черты. Центральная часть была выделена мощным дорическим портиком. Во второй половине XIX века была изменена отделка фасада. На нем появились наличники и лепнина в стиле необарокко.

В начале XX века в особняке разместилась частная мужская гимназия педагога-энтузиаста В. Д. Касицына. Перестройка здания под это образовательное заведение шла под руководством архитектора В. В. Шервуда.

На втором повороте Черниговского переулка находится розовое здание бывшего доходного дома И. Ф. Нейштадта (Большая Ордынка, 9/2). Он был построен в неоклассическом стиле архитектором в 1913–1916 годах.

Здание очень нарядное, оно украшено так, будто выходит на главную улицу Москвы, а не в тихий переулок. Фасад декорирован пилястрами и полукруглыми эркерами. Над окнами третьего этажа стены украшены барельефными панно с музыкантами в полный рост.

Владелец дома любил музыку. Над окнами пятого этажа помещены барельефные композиции полуобнаженных женщин и мужчин, очень похожих на древнегреческих богов, слушающих музыку, которая доносится с барельефов нижнего этажа.

Пройдите дальше по Черниговскому переулку. После второго его поворота вы окажетесь рядом с двумя церквями, а чуть вдали увидите высокую зеленую колокольню. Переулок назван по пятиглавому храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Федора. Построен существующий храм в 1675 году на месте деревянной церкви.

Архитектура храма в честь этих двух мучеников характерна для русского узорочья: ярусы кокошников, их килевидная форма, изящные барабаны с каменным декором. Вокруг каждого барабана – еще один ярус маленьких кокошников.

Напротив Черниговского храма — храм Иоанна Предтечи под Бором, построенный предположительно в 1658 году также на месте деревянного здания. Очень красив южный фасад церкви, выходящий в переулок.

Обратите внимание на необычное оформление портала двери, а также необыкновенные резные килевидные наличники на окнах. На втором этаже расположены элементы древнерусского зодчества — бегунок и поребрик.

Зеленая колокольня к этой церкви была построена довольно далеко от нее, на Пятницкой улице, в 80‑е годы XVIII века, то есть спустя сто лет после возведения самой церкви. В декоре колокольни использованы приемы классической ордерной архитектуры: дорической, ионической, коринфской.

Увидеть другие Храмы и Соборы Москвы, можно прогулявшись по маршруту от Соборной площади до Храма Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.

Из Черниговского переулка выйдите направо, на Пятницкую улицу, до дома 13. Это доходный дом И. М. Гальперина с магазином. Это самый популярный тип доходных домов в начале XX века. Он был построен в 1908–1909 годах

Стиль доходного дома Гальперина специалисты называют как рациональный модерн. Его фасад лаконичен и строг, а также полностью симметричен. Все вертикальные части фасада облицованы керамической плиткой «кабанчик» темно-зеленого цвета.

На крыше можно увидеть так называемые фиалы — готические шпили, они подчеркивают устремление фасада ввысь.

Ресторан «Карлсон» и бизнес-

После такой интенсивной и насыщенной прогулки — самое время отдохнуть за чашкой кофе. Предлагаю подняться на крышу современного бизнес- в ресторан «Карлсон» по адресу Овчинниковская набережная, 20/1.

Здесь вы можете насладиться видами Замоскворечья, Кремля, высотки на Котельнической набережной, а также видами на другие высотки Москвы. От дома Гальперина необходимо пройти до дома 17, после него повернуть налево и далее дворами выйти в Пятницкий переулок.

Пересеките его, пройдите дальше до Садовнического проезда (улица с трамвайными путями), далее пройдите по проезду почти до Водоотводного канала. Справа от вас будет здание бизнес-центра. Весь путь займет у вас около 7–10 минут.

Раз уж вы оказались на Водоотводном канале, предлагаю еще немного прогуляться, чтобы увидеть интересный объект современной архитектуры. Бизнес- находится на Озерковской набережной, 22 (если выйти из ресторана «Карлсон», это примерно 6–7 минут ходьбы направо вдоль набережной).

Динамика, изогнутые формы, много стекла — все это придает комплексу очень современный и стильный вид, а также он хорошо вписывается в городской ландшафт, повторяя изгибы реки.

Бизнес- в 2013 году получил международную архитектурную премию Euro­pean Prop­er­ty Award.

Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной – одно из немногих сохранившихся каменных жилых зданий середины 17 века. История этого уникального дома полна тайн и загадок. Сохранившиеся сведения о строительстве палат, об их владельцах, отрывочны и часто основываются на легендах и преданиях, например, о секретных подземных ходах, которые связывают это здание с Кремлем.

Первыми владельцами городской усадьбы одни историки считают думного дворянина Ивана Берсень-Беклемишева, другие полагают, что здесь был двор известной исторической личности Малюты Скуратова. Первым же документально подтвержденным владельцем усадьбы является состоятельный купец Аверкий Кириллов. Палаты составляют единый архитектурный комплекс с церковью Николая Чудотворца и служебными постройками вдоль набережной.

  • Москва, Берсеневская набережная, д. 20.

Метро «Новокузнецкая»

После БЦ «Аквамарин» направляйтесь к станции метро «Новокузнецкая», чтобы завершить прогулку по Замоскворечью.

С Озерковской набережной поверните налево, в Озерковский переулок, затем поверните направо, на Большую Татарскую улицу, с которой сверните налево, в Климентовский переулок. Он выведет на Новокузнецкую улицу почти к метро.

При этом данная станция метро достойна отдельного рассказа. «Новокузнецкая» очень красивая станция, главное ее украшение — мозаичные панно на потолке, их создание — одна из самых важных страниц во всей истории метрополитена.

Мало кто знает, что эти удивительные панно создавались в блокадном Ленинграде в 1941–1942 годах. Без еды, без теплой одежды, практически в темноте, в неотапливаемом здании Академии художеств В. Фролов на протяжении нескольких месяцев набирал из маленьких кусочков смальты яркие, жизнерадостные мозаики по эскизам А. Дейнеки.

Фронтовая норма еды престарелого художника — 125 граммов хлеба в день. 3 февраля 1942 года Владимир Александрович умер от голода. «Новокузнецкая» стала последней его работой… Станцию метро открыли в 1943 году.

Татарская слобода

Целый ряд названий в этом районе: Большая Татарская, Татарская улицы, Большой и Малый Татарские переулки свидетельствуют о существовании здесь большой Татарской слободы, где жили выходцы из поволжских ханств. Тут же обитали и толмачи, переводчики Посольского приказа, отчего эта местность стала называться Толмачи. Ее центром являлась церковь Никиты, «что в Старых Толмачах». Ныне о ней напоминает Старый Толмачёвский переулок. Позднее они были переселены примерно к километру западнее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]