Музей истории Московского метрополитена

Музей метро создан благодаря усилиям энтузиастов из числа ветеранов метрополитена Москвы, организовавшим сбор экспонатов из личных коллекций, отслуживших свой срок устройств и механизмов, исторических документов. Собрание имеет статус народного музея и бесплатно для посещения, в том числе и с экскурсоводом. Находится экспозиция на действующей станции метро Выставочная, в помещении Центра профессиональной ориентации метрополитена – соседство очень полезное для обеих сотрудничающих сторон.

История создания

Идея создания музея витала в воздухе не один год. Зинаида Троицкая, занимавшая в 60-е годы должность зам.начальника Московского метрополитена, поддержала ветеранов, предложивших организовать постоянно действующую экспозицию.

Сотрудники метрополитена считали: узнать больше о московском метро, увидеть вещи, с которыми не сталкиваешься в повседневной жизни, будет интересно москвичам и гостям столицы.

Они оказались правы. После открытия музея в 1967 году в его залах всегда есть посетители. Желающих узнать метро поближе оказалось предостаточно.

Обзор экспонатов

Собирали коллекцию по крупицам. Первые экспонаты приносили сотрудники метрополитена. Энтузиасты нашли документы, списанную технику, приборы, фотографии различных лет, киноматериалы. Позвали на помощь сотрудников городского архива, государственной библиотеки им. В.И.Ленина, служащих управления метрополитена.

Со временем коллекция разрослась. Сейчас музей занимает несколько просторных залов.

А вот, пожалуй, самое интересное:

  • настоящая кабина метропоезда;
  • действующая модель турникета;
  • действующая модель эскалатора;
  • турникет старого образца годов в рабочем состоянии;
  • настоящие светофоры;
  • макеты метропоездов;
  • коллекция фуражек работников метрополитена других стран;
  • настоящий отрезок железнодорожного полотна с контактным рельсом и светофором;
  • большая коллекция жетонов. Есть металлические, пластиковые жетоны из Москвы и Питера;
  • автомат для размена «пятачков» в разрезе;
  • уникальное собрание проездных билетов. Сохранились билеты за 1935 год;
  • примитивная счётная машинка.

В 30-60 годы продавались билеты, которые действовали определённое время после покупки.

Посетители всегда с интересом рассматривают пульты управления движением поездов. Коллекция состоит из нескольких пультов, начиная от первого с ручным управлением до современных автоматизированных систем. Последняя рабочая модель пульта управления показывает реальную ситуацию в московской подземке.

Музей Московского метрополитена

Полное название музея: «Народный музей московского ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитена имени В.И. Ленина». Экспозиция музея расположилась на 2 и 3 этажах южного вестибюля станции московского метро «Спортивная».

После того, как была открыта первая очередь метрополитена в Москве, появилась идея о создании музея. Группа ветеранов предложила организовать постоянную экспозицию. Зинаида Троцкая, в тот период занимала должность заместителя начальника Московского метрополитена, поддержала ветеранов. Музей был создан в 1967 году.

Первоначальная экспозиция включала в себя все лишь документы о людях, связанных с метрополитеном. Но постепенно фонды и экспозиция пополнялись новыми интересными вещами. Энтузиасты взялись за поиск и подбор экспозиции музея: документальных материалов, фотографических снимков, образцов различных технических устройств и т.д.

Материалами поделились Государственный архив кинофотодокументов, некоторые предметы из фондов которого перешли в экспозицию музея, Управление метрополитена, Государственная библиотека имени В.И. Ленина. В состав экспозиции вошли экземпляры оборудования. Поучаствовали в пополнении перечня экспонатов и частные лица, подарившие учреждению различные документы и вещи.

У лестниц перила, которые раньше были у эскалаторов, коллекция старых светильников, модель эскалатора в разрезе и среза метрополитена во всю глубину. Ещё одно оригинальное решение – оформление музейных витрин в виде окон вагонов московского метро.

Отдельные экспонаты позволяют получить представление о масштабных строительных работах в Москве в 1932 году. С той эпохой позволяют ознакомиться не только фотографические снимки и документальные материалы, но и инструменты, при помощи которых рыли тоннели в то время. Отдельный крупный раздел музея посвящён Великой Отечественной войне.

Что интересного

Есть уникальные коллекции жетонов (металлических, пластиковых – не только московские) и проездных билетов. В собрании проездных билетов можно увидеть старые экземпляры (билет 1935 года). Коллекция фуражек работников метро из других государств. Счётная машинка, стрелочные телефоны, в разрезе автомат для размена монет и многие другие любопытные вещи.

Есть макеты поездов, модели турникета и эскалатора, настоящие светофоры, турникет старого образца, находящийся в рабочем состоянии. Отрезок железнодорожного полотна, на котором имеются контактный рельс и светофор.

Собрание пультов, предназначенных для управления движением поездов: от прибора с ручным управлением до автоматизированных систем. И настоящая кабина машиниста.

Адрес: 119048, Москва, Хамовнический вал, д. 36. Станция метро «Спортивная», южный вестибюль. Телефон

Впечатления

Музей производит хорошее впечатление. Экспонаты рассортированы по группам и годам. Много настоящих приборов, действующих моделей.

Проходят видеоэкскурсии. Можно «заглянуть» в метро Минска или Питера.

Надписи чёткие, понятные. Поражает обилие хорошо сохранившихся документов, бумажных, картонных билетов 30-40-х годов.

Как и в музее вооруженных сил в Москве, большой раздел посвящён Великой Отечественной войне. Сохранилось много фотографий, плакатов, вырезок из газет военных лет.

Оказывается, на собранные сотрудниками деньги, был построен бронепоезд с названием «Московский метрополитен». Работники ремонтных мастерских в годы войны выпускали мины для фронта. Боеприпасы тоже выставлены под стеклом.

Музей часто посещают школьники и студенты. Здесь можно найти документы по истории метрополитена, разобраться, как устроены приборы и механизмы. Для реферата или курсовой материала – хоть отбавляй.

Подобно музею анимации в Москве, здесь фотосъёмка разрешена. Сотрудники ответят на все ваши вопросы.

Хочется верить, что со временем музей переедет в более просторное помещение. Стоит добавить больше рекламы для привлечения посетителей. Вход в музей – неприметный. Вывеска не обновлялась несколько лет. Сразу не догадаешься, что за обычной дверью находятся уникальные экспонаты.

После посещения музея, вы узнаете много нового. Но не спешите сразу отправляться домой. Загляните в московский музей ретро-автомобилей. Как и в метрополитене, вас ожидает невероятная экскурсия в мир машин прошлого времени. А потом сравните Mercedes-Benz 50-x c нынешними.

Ну а если Вы моряк, то Вам будет интересна экскурсия по подводной лодке. Узнайте как, по этому адресу: https://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/moskovskij-muzej-podvodnaya-lodka-v-parke-severnoe-tushino.html

Центр профориентации и музейные экспозиции

Профессиональная ориентация будущих работников метрополитена более доходчива с размещением в Центре закрытого на реконструкцию народного музея метро, размещаемого ранее на станции Спортивная. Избыток помещений позволил разместить музейные экспозиции без ущерба наглядности и делению на тематические разделы. Экспонаты размещены вдоль достаточно протяженных стен, на специальных стеллажах и в витринах. Довольно старый диспетчерский стол с суконным покрытием столешницы использован не только как самостоятельный экспонат – на нем выставлены образцы давней оргтехники. Это телефонный аппарат с дисковым набором и клавишами прямого вызова, раритетная пишущая машинка и другие устройства.

Московское метро до сих пор носит имя Ленина, и бюст былого вождя представлен в экспозиции наряду с традиционными памятными знаменами за успехи в труде. Закономерно и правильно здесь представлены стенды о трудовых династиях работников подземного транспорта, нет ничего более привязывающего к определенной профессии, нежели следование трудовому пути предков. Дополняется экспозиция фотографиями эпизодов вручения памятных знамен, витриной с подаренными к памятным датам сувенирами.

Рядом с описанной экспозицией находится витрина с моделями локомотивов и целых составов поездов. Паровозы представлены как исторические предшественники электрических локомотивов, они действительно использовались в некоторых метро мира до электрификации. Московский метрополитен сразу был ориентирован на электрическую тягу. Составы поездов формировались из локомотивов и вагонов, конструкция и внешний вид которых со временем менялся, порой значительно. На стенде эти изменения можно наблюдать наглядно.

Следующая экспозиция музея метро демонстрирует архивные фотографии, запечатлевшие эпизоды создания и эксплуатации подземных путей сообщения. Старые черно-белые снимки сохранили облик станций метро давних лет, сцены наиболее памятных событий. Здесь же былые схемы линий метро, разительно отличающиеся от нынешнего состояния магистралей. Весьма приметный экспонат – макет бронепоезда Московский метрополитен, оригинал которого был построен на добровольные пожертвования работников в 1943 году.

Страницы 1 из 3 1Следующие

Метки: Москваотдых с детьми

Контакты, режим работы, цены

Музей находится по адресу: г. Москва, Хамовнический вал, д.36. Станция метро «Спортивная». Ориентир – высотное здание отеля «Юность» (Хамовнический вал, 34).

Добраться до музея можно на метро (выйти на ст. «Спортивная). Из разных районов столицы можно доехать до Хамовнического вала на автобусе или троллейбусе.

В 200 м от станции метро находится автобусная остановка «Улица Хамовнический вал». Маршруты № 05, 015, 64, 132.

В 490 м – остановка троллейбуса «Лужнецкий проезд». Ходит троллейбус №15.

Радует, что вход в музей бесплатный. Телефон для консультаций и записи на экскурсию: +7 499 321-64-61. Директор музея – Черкасский Константин Аркадьевич.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]