Самые красивые станции московского метро: настоящие и будущие

На протяжении многих веков столица России является одним из наиболее красивых городов мира, который любого способен поразить своей роскошью, масштабами, а также богатейшим архитектурным и культурным наследием. В Москве с легкостью можно найти место, которое придется по вкусу именно Вам. Ведь здесь есть все, начиная от колоритной ночной жизни и заканчивая всемирно известными музейными центрами с потрясающими коллекциями экспонатов. Впрочем, созерцать прекрасное могут даже те туристы, которые волей судьбы оказались в Москве проездом, имея в запасе всего лишь несколько часов для осмотра местных достопримечательностей. Для этого вполне достаточно спуститься в столичное метро, которое без лишней скромности считается одним из самых красивых на планете.

На сегодняшний день в Москве многие станции подземки являются историческими памятниками, которые причислены к объектам культурного наследия. По мнению Иосифа Сталина советское метро должно было стать одним из символов эпохи. Поэтому в строительство, отделку и последующее украшение станций вкладывались огромные деньги. Что скрывать, ошеломительные результаты оправдывали даже самые смелые ожидания. Благодаря великолепным витражам, роскошному декору, многочисленным статуям, барельефам и мозаичным панно их запросто можно сравнить с «подземными дворцами».

Итак, почему бы нам сегодня не поговорить о семи станциях московского метрополитена, которые благодаря своей красоте и необычности всегда так и приковывали к себе взгляды людей.

Театральная

На станцию с довольно звучным названием «Театральная» можно долго смотреть. Ее особенность – это скульптурные вставки на тему театрального искусства СССР, которые можно увидеть на потолке с ромбовидными кессонами и позолоченными барельефами из керамики. Фигуры были созданы из глазурованного фарфора. Их силуэты – это женщины и мужчины, одетые в национальные костюмы. Все они заняты каким-либо видом искусства: играют на инструментах или танцуют.

До 1990 года станция «Театральная» носила другое название «Площадь Свердлова».

Немного истории

Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Сама транспортная система с 1992 года преимущественно именуется как Московский метрополитен.

Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, часть вагонов была эвакуирована. Постановление Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 года предполагало уничтожение оборудования метро в случае появления войск противника «у ворот Москвы».

Московское метро

Октябрьская

Изначально станция «Октябрьская» назвалась по-другому – «Калужская», что было, можно сказать, вполне логичным, ведь один из выходов вел на Калужскую площадь. Она была переименована в 1961 году.

Художественное оформление посвящено теме победы над захватчиками в Великой отечественной Войне. Здесь можно увидеть светильники на пилонах в форме факела, пол изготовлен из качественного материала гранита.

Путевые стены облицованы плиткой светлого оттенка и украшены венками с золотым орнаментом. Здесь изображена арка в светлое будущее, над которой взору открывается голубое небо.

Арбатская

«Арбатская» – одна из ближайших станций к Старому Арбату. Великолепная по дизайнерскому исполнению станция с эллипсовой формой центрального зала получила статус объекта культурного наследия.

Разрабатывалась по специальному проекту. Нижняя часть пилонов отделана красным мрамором, на стенах можно увидеть керамические декоративные элементы с живописными растительными мотивами.

Полы украшены в сочетании цветов мрамора: красного, черного и серого, имитирующих ковровый орнамент. Центральный зал, а также платформы освещают позолоченные люстры.

Таганская

Станция названа в честь Таганской площади, на которой расположен ее вестибюль. Вестибюль у станции один, как и один наземный павильон.

Здесь хочется остаться подольше, потому что есть на что посмотреть: спустившись вниз на эскалаторе, попадаешь в красивый аванзал. Это помещение круглой формы, с эффектным куполообразным потолком. Купол украшен фреской «Салют победы».

Платформенная часть у станции «Таганская» невероятно красива, напоминает готический замок, а ее главные украшения – это стрелковидные керамические панно, напоминающие по своему виду русские народные кокошники. Панно совершенно фантастические, поэтому сюда можно приходить как в музей!

Менделеевская. Серпуховско-Тимирязевская линия.

«Сочувствие»
Жуткая и одновременно печальная история связана с памятником бродячему псу на Менделеевской, установленным 17 февраля 2007 года. Памятник посвящен дворняжке по кличке Мальчик, жившему раньше в подземном переходе у станции. В 2001 году дворняжку зарезала фотомодель Юлия Романова. Подкармливавшие пса хозяева палаток вызвали милицию и даже скорую, но правоохранительные органы дело возбуждать не стали, и историю попытались замять. Мир не без добрых людей, и благодаря поддержке борцов за права животных девушку вызвали в суд, по решению которого ее признали невменяемой и приговорили к 1 году лечения в психиатрической лечебнице.

Надпись на памятнике гласит: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к бездомным животным». Она заставляет задуматься о том, что значит слово «человечность» и как оно важно в наши дни.

Площадь Революции

В нишах каждой из арок станции «Площадь Революции» установлены бронзовые фигуры, изображающие работников СССР разных профессий.

Изначально архитектор Душкин планировал сделать станцию светлой, однако его соавтор – Матвей Манизер, настоял на том, чтобы на станции были размещены скульптуры, изображающие людей «нового мира»: шахтеров, матросов, студентов. В итоге, идея Матвея Манизера реализовалась, но станция получилась тяжеловесной, а фигуры «скованными».

Тем не менее, «Площадь революции» понравилась Сталину. Она производит впечатление и у туристов – они охотно останавливаются, чтобы все рассмотреть и сфотографировать.

Замоскворецкая.

  • Год открытия: 1938
  • Количество станций: 21
  • Время: 57 минут

Если ты не любишь посещать врачей, в частности стоматологов, боюсь, эта станция не для тебя. Подсвеченные купала с нишами «Сокола» напоминают операционные лампы, а звуки от приближающихся поездов и захлопывающихся дверей могут вызвать не самые приятные воспоминания.

Эта станция порадует и любителей поэзии, и архитекторов. «Маяковская» встречает пассажиров строчками из поэм и стихотворений революционера, а конструкция подземного зала удивляет своей легкостью и безупречностью. А это, к слову, первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Строгости и четкости «Новокузнецкой» позавидует любая советская постройка. Станция чем-то напоминает итальянские катакомбы, освещенные электрическими факелами.

Маяковская

Сокол Новокузнецкая

Новокузнецкая

«Новокузнецкая» была открыта во время войны. Примечательно, что тематика оформления станции – героическая борьба советского народа с захватчиками во время Великой Отечественной, на момент создания эскизов война еще вовсю шла.

Станция имеет один вестибюль, расположенный в наземном павильоне в виде ротонды. Павильон выкрашен в желтый цвет. Внутреннее пространство «Новокузнецкой» богато декорировано барельефами на тему героизма и патриотизма народов СССР во время войны. На потолке расположены шесть мозаичных панно, которые выполнялись по эскизам художника Александра Дайнеко.

Интересная деталь станции – мраморные скамейки, которые в свое время были вывезены из храма Христа Спасителя перед его уничтожением.

Комсомольская

«Комсомольскую» относят к «парадной» станции, и это неудивительно, ведь ее проектировкой занимался легендарный архитектор Щусев Алексей Викторович, автор Мавзолея. Декором станции занимался не менее знаменитый художник – Павел Корин.

Когда входишь на станцию, кажется, что оказываешься во дворце – здесь настолько торжественно, просторно и красиво, что не хочется уходить. Потолок «Комсомольской» украшен мозаичными панно из ценных камней и смальты. Великолепная архитектура и блистательная отделка!

Интересный факт: майоликовые панно, изображающие тех, кто участвовал в строительстве станции, в свое время получили Сталинскую премию.

Берлин, Германия

У берлинского метрополитена богатая и трагическая история: он серьезно пострадал во время Второй мировой войны, был разделен после возведения Берлинской стены и вновь объединен после ее падения.

«Шагающая» скульптура немецкого мастера Рольфа Библя на станции Vinetastraße, украшенная рыцарскими доспехами решетка на Fehrbelliner Platz, картины с видами Хайдельберга на станции Heidelberger Platz, красочные панно на Paulsternstraße — знакомство с современной берлинской подземкой можно сравнить разве что с посещением музея.

  • 11 способов подружиться с Берлином

Маяковская

«Маяковская» считается одной из самых красивых станций Москвы, чтобы понять почему, ее стоит увидеть хотя бы раз. В футуристической станции обилие символов и посылов, которые были заложены при строительстве. В частности, металлическая окантовка, повлиявшая на архитектуру, состоит из фрагментов дирижабля, ранее построенного по проекту Циолковского. Рядом с ними были уложены пластины орлеца – это чрезвычайно редкая разновидность полудрагоценного родонита.

Гордость «Маяковской» – это 34 мозаики, выполненных живописцем Дайнеко.

Интересный факт: в 1938 году станция получила Гран-при в Нью-Йорке, а в 1980 году завоевала статус памятника архитектуры. Проект стал классикой, на которую ровняются даже сегодня.

Самые красивые станции московского метро: настоящие и будущие

Московское метро без преувеличения самое красивое в мире. 44 из почти 190 станций подземки признаны объектами культурного наследия, то есть историческими памятниками. Вспомним же, с чего этот триумф начинался, а еще посмотрим, каким метро будет в недалеком будущем, в 2021 году.

В разное время такие станции как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» были удостоены международных премий и вошли в учебники мировой архитектуры как образцы совершенства формы и содержания. Кстати, первая линия метро «Сокольники» — «Парк культуры» открылась еще в 1935 году. Вот одна из немногих фотографий тех лет, москвичи едут на работу:

Но первыми, конечно, подземку опробовали счастливые строители. Кстати, профессия метростроевца в те времена стала одной из самых престижных.

Самой красивой станцией считают «Маяковскую». Еще в 1939 году, через год после ее ввода, проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. И это в суровые сталинские времена!

Во время войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года здесь прошло заседание Московского Совета депутатов. На нем выступил сам Сталин. На станцию он приехал на поезде со стороны «Белорусской». А вот уже послевоенная фотографии станции, 1947 год:

В один год с «Маяковской» открылась станция «Площадь революции». По замыслу авторов, в зале размещены скульптуры, изображавшие людей и животных «нового мира»: матросов, солдат, шахтеров, студентов, пограничника с собакой и других.

В 41-м в скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию и возвращены после окончания войны. Многие из них пострадали при перевозке, но были полностью восстановлены.

Станция «Новокузнецкая» открыта в разгар войны, в 43-м году. Потолок зала украшает шесть панно ленинградского художника Владимира Фролова. Изготавливал он их, умирая от голода в осажденном городе. Это были последние его работы. Панно вывезли из блокадного города по Дороге жизни. Примечательно, что мраморные скамейки станции были вынесены из храма Христа Спасителя перед его разрушением.

Вся помпезность сталинского ампира выразилась в архитектуре «Комсомольской». Тема оформления здесь — борьба русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага.

Вот панорамное фото станции, сделанное одним умельцем из ЖЖ.

Особенность станции «Театральная» — скульптурные вставки из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигуры изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Почему-то из 11 существовавших в 1938 году советских республик здесь представлено только семь.

При проектировании станции «Новослободская» авторы хотели сделать что-то сказочное. И это у них получилось. Москвичи окрестили станцию «подземной сказкой» и «каменным цветком».

Панорамное фото от уже знакомого умельца:

Станция «Таганская», доля арестантская, пела группа «Любэ». Зал украшен фигурами, изображающими советских бойцов. Кстати, во время строительства чуть не снесли мешавшую церковь Николая Чудотворца. Однако благодаря инженерам-умельцам ее удалось сохранить.

Вот советское фото 50-х:

«Киевская» на кольце логично посвящена Украине. 18 пилонов станции украшены мозаичными панно на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. На торце зала – большое панно с Лениным и строчками советского гимна. Кстати, один из выходов со станции в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена.

«Проспект мира» отличается от других станций тем, что выход в город здесь осуществляется через наземный вестибюль, встроенный в жилое здание. Зал вестибюля декорирован смальтовым панно «Матери мира».

«ВДНХ» — одна из самых глубоких станций московского метро. Глубина — 53,5 метров, это больше чем высота двенадцатиэтажного дома. Минимализм оформления зала станции разбавляют круглые литые решетки на вентиляционных отверстиях и люстры с хрустальными светильниками.

Станция «Выставочная» была открыта совсем недавно, в 2005 году. И изначально называлась «Деловой центр». Но потом была переименована из-за близкого расположения к «Экспоцентру». Оформление здесь выполнено в популярном сегодня стиле хай-тек, с использованием стекла и стали. На втором «этаже» станции — фотогалерея.

А вот одна из самых последних станций – «Новокосино». Открыта прошлым летом. Здесь за основу оформления был взят минимализм и модная нынче серо-черно-белая гамма. Это одна из первых станций из глобального плана Сергея Собянина по развитию метро до 2020 года.

Всего к 2021 году, по задумке Собянина, будет построено 79 новых станций. Протяженность метро увеличится на 160 км всего за семь лет. Доехать до далекого Новопеределкино или Ховрино из центра можно будет за 30-40 минут. 90% москвичей получат подземку в шаговой доступности. Проекты оформления некоторых станций уже можно оценить сейчас. В них минимализм сменяют яркие тона, а простые архитектурные формы – геометрически сложные решения. Время идет, а метро хорошеет. Вот некоторые из эскизов.

«Улица 800-летия Москвы»

«Спартак»

«Селигерская»

«Раменки»

«Ломоносовский проспект»

«Косино-Ухтомская»

«Жулебино»

Новослободская

Сразу после открытия станцию «Новослободская» коренные жители Москвы окрестили ее «Каменным цветком», «Подземной сказкой». Чтобы заслужить такие названия, скорее всего, вы согласитесь, нужно было произвести невероятное впечатление!

Архитектура станции невероятно проста, но в этом и кроется ее изюминка. Эта простота была настолько продумана, что на нее пытаются ровняться.

Главное украшение «Новослободской» – это 32 стеклянных витража невероятной красоты. Примечательно, что стекла были привезены из Рижского кафедрального собора, а орнаменты были позаимствованы из книг православных священников. Панно «Мир во всем мире» создавалось по образцу икон Богоматери иконописцем Павлом Дмитриевичем Корином.

2 0

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]