Часы работы Музея изобразительных искусств имени Пушкина в 2021 году
Главное здание
- Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
- Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
- Понедельник — выходной
- Кассы закрываются на час раньше
Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков
- Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
- Четверг и пятница — с 11:00 до 21:00
- Понедельник — выходной
- Кассы закрываются на час раньше
Музей личных коллекций (временные выставки)
- Основная экспозиция закрыта до 2023 года.
Прощание с поэтом
В зале № 15 можно познакомиться с завершающими годами жизни поэта. В его стенах экспонируются пушкинские рукописи, книги, личные вещи и документы последних лет. Здесь висят портреты людей из ближнего окружения, рукописные копии последних стихов и трагическая посмертная маска.
Величественный «Аванзал» завершает экскурсию по пушкинской эпохе и посвящен памяти рано ушедшего поэта. В нем возвышаются красивые напольные часы, изготовленные в XIX веке, а рядом находится копия памятника поэту работы Александра Михайловича Опекушина.
Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2021 году
Главное здание
- Для взрослых — 500 рублей
- Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
- Для детей от 7 до 18 лет — 250 рублей
- Для студентов РФ — 250 рублей
- Для граждан РФ от 18 до 24 лет включительно — 250 рублей
- Для граждан РФ 60 лет и старше — 250 рублей
Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
- Для взрослых — 500 рублей
- Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
- Для детей от 7 до 18 лет — 250 рублей
- Для студентов РФ — 250 рублей
- Для граждан РФ от 18 до 24 лет включительно — 250 рублей
- Для граждан РФ 60 лет и старше — 250 рублей
Усадьба Вязёмы
Дом-дворец усадьбы «Вязёмы»
Красивый дворец и парк в Московской области
называют поэтической родиной поэта. Всего в нескольких километрах отсюда – в небольшом селе Захарово Пушкин провел свое детство. Здесь он впервые увидел красоту русской природы, смог полюбоваться крестьянскими хороводами, услышал народные песни и познакомился с бытом, обычаями и повседневной жизнью провинциального дворянства России.
В наши дни обе усадьбы имеют статус музея-заповедника. На территории мемориального комплекса более 20 памятников истории – дворец с флигелями, старинные пруды, звонница XVI века, Преображенский храм и роскошные парки. В восстановленном доме бабушки Пушкина – Марии Алексеевны Ганнибал открыт музей, посвященный детству поэта.
Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина
Адрес: Москва, ул.Волхонка, д. 12.
Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя. Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.
Сказочный мир
Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.
Зал № 11. «Медный всадник»
В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками — Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» — сказочный мир, предназначенный для детских игр.
История
В 1893 году профессор МГУ, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств — с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов. В 1898 году состоялась церемония его закладки. Значительную часть денег на строительство внес меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Конкурс на проектирование выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Руководил постройкой архитектор Р.И. Клейн. В строительстве принимали участие архитекторы И.И. Рерберг и В.Г. Шухов, а также многие талантливые мастера того времени. Внутренняя планировка и план здания создавались в соответствии с идеями П.С. Бойцова. А интерьеры и фасады — работа Р.И. Клейна и его помощников.
31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт. Первым его директором в 1912–1913 годах был его основатель Иван Владимирович Цветаев. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны сами экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Здание, в том числе стеклянные крыши, пострадало от бомбежек. После войны, в октябре 1946 года, когда строение было восстановлено, состоялось открытие экспозиции. С 1980 года по инициативе Святослава Рихтера и директора ГМИИ И.А. Антоновой проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».
В 1985 году на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций, призванный сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. В настоящее время идет оцифровка экспонатов ГМИИ. Для всех экспонатов создаются паспорта, необходимые для учета, хранения и реставрации. Высокое качество электронной копии позволяет фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин. В случае реставрации будет возможно восстановить предмет.
Античный храм
Статья по теме
Здесь был императорский дворец, затем тюрьма. Как 100 лет назад создавался ГМИИ им. Пушкина Здание было оформлено, как огромный античный храм, что соответствовало его назначению: первоначально предполагалось, что здесь будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев понимал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением. Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В некоторых случаях копии делались впервые.
Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700–800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.
ГМИИ им. Пушкина. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Пушкинский музей — экспонаты
В коллекции ГМИИ собраны произведения западных мастеров от античности до XX века. Каждый из залов посвящён определённой эпохе. Вся коллекция насчитывает около 670 тысяч произведений экспонатов, но лишь 1,5 % фондов доступны широкой публике. На первом этаже в основном расположены предметы древности. Здесь расположен Египетский зал. Также представлены предметы древних народов, населявших Переднюю Азию и Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Один из самых уникальных экспонатов — уникальный клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое в 1871–1890 годах. Этот клад считался утерянным во время Второй мировой войны. Позже выяснилось, что вместе с другими трофеями он был вывезен из Германии в Советский Союз и хранился в строжайшей секретности в запасниках ГМИИ.
В залах второго этажа представлено более тысячи экспонатов древней Греции и Рима. Это античные амфоры и керамика, скульптура. Здесь находятся копии известнейших скульптур античности. Посетители увидят предметы средневековья и эпохи Возрождения. Представлены работы мастеров 19-го и 20-го столетия, а также большая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе произведения знаменитых художников, таких как Матисс и Пикассо, Гоген и Ван Гог. Особое место занимает коллекция византийских икон. Можно увидеть работы европейских мастеров, таких как Кранах, Боттичелли, Пуссен и Давид. Жемчужинами коллекции являются иконы «Мадонна с Младенцем на троне» и «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами». Многие из предметов оказались в МГИИ после Великой Отечественной войны, в том числе из Дрезденской галереи. Северное Возрождение представлено в зале под названием «Искусство Германии и Нидерландов 15–16 веков». Работы Рембрандта и его учеников расположены в отельной экспозиции. голландской школы 17 столетия. Особой популярностью пользуются залы «Итальянский дворик» и «Греческий дворик». «Греческий дворик» имеет трехуровневый пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. А зал «Итальянский дворик» повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре. В ГМИИ многие экспонаты не достаются из запасников, поскольку существуют нормы, согласно которым определено размещение и хранение экспонатов. Музейная экспозиция постоянно изменяется, так как одновременно все экспонаты не могут быть выставлены на обозрение посетителей. Проводятся также выставки шедевров из крупнейших картинных галерей мира.
Экспозиция импрессионистов
В фонд зала импрессионистов в Пушкинском музее входят работы всемирно признанных мастеров, среди которых Пикассо, Моне, Сезанн. Импрессионизм появился во Франции как ответная реакция на примитивизм и абстракционизм. И по цветовой гамме, и по технике работы мастеров этого направления отличаются удивительным разнообразием, но главное, что их объединяет, это оригинальность каждого полотна, личность художника, обращенная к зрителю через язык цветов и теней.
В коллекции музея хранятся картины, составляющие достояние мировой живописи. О некоторых из них нужно сказать отдельно.
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо
Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Полотно Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.), олицетворяет собой контраст статики и динамики, унылой реальности и внутренней полной движения жизни. Хрупкая артистка бродячего цирка, изгибаясь и поднимая кверху руки, репетирует свой номер, балансируя на сером шаре. Она смотрит вниз, пытаясь угадать траекторию движения предмета, — и улыбается.
Прямо перед ней на кубе сидит атлет. Сквозь плотно прилегающую к телу майку виды очертания мышц спины. Своей статичной позой, твердостью посадки и силой мускулистого тела он напоминает статую. Фигура атлета гармонично вписывается в изображенную на картине угрюмую природу, обрамленную однообразными холмами и серым невзрачным небом. И только хрупкая девочка выделяется из этого деревенского пейзажа. Она могла бы улететь ввысь, но не способна противостоять силе земного притяжения, и все, что ей остается здесь, — балансировать на шаре.
«Красные рыбы», Анри Матисс
«Красные рыбы», Анри Матисс
Еще одним удивительным образцом искусства импрессионистов является картина Анри Матисса «Красные рыбы»: золотые рыбки, яркие и хрупкие, помещены в тесное пространство цилиндрического сосуда. По сравнению со стоящими на столе горшками с цветами они кажутся несоразмерно большими.
Живописец следует принципу обратной перспективы: нарушая законы пропорций, художник выдвигает на первый план наиболее важные в композиции объекты. Такой подход Матисс позаимствовал из техники иконописи и персидских миниатюр. Красный цвет символизирует жизнь, движение, красоту. Идея витальности подчеркивается обрамляющей аквариум зеленью — листьями цветов и растений. Это одна из наиболее оптимистичных картин наследия импрессионистов.
«Бедный рыбак», Пьер Пюви де Шаванн
Иное впечатление производит на зрителя произведение Пьера Пюви де Шаванна «Бедный рыбак». К берегу реки приставлена старая лодка. В ней, скрестив на животе руки, стоит рыбак. Его голова наклонена, лица не видно. У него тоскливо на душе, какие-то тяжелые думы терзают его одинокое сердце. Хотя он не один — за ним на берегу изображены двое детей-сирот, мальчик и младенец, — в этом мире у него больше нет ни одной близкой души.
Пьер Пюви де Шаванн «Бедный рыбак»
Все полотно пронизывает идея разобщенности — все 3 персонажа картины находятся на расстоянии друг от друга. Они связаны родственными узами, но между ними нет любви. В черных лохмотьях сына, в непристойной наготе брошенного на земле младенца, в отвернувшемся от них и углубившемся в себя отце виден след, который тяжелая утрата оставила на их судьбах. Преобладание на полотне серо-желтых оттенков символизирует безнадежность и глубокую тоску.
«Завтрак на траве», Клод Моне
Клод Моне «Завтрак на траве»
Картина Клода Моне «Завтрак на траве» представляет собой своеобразный диалог с одноименным и несколько вызывающим полотном Эдуарда Мане (хранится в Париже). На полотне Клода Моне показан отдых аристократически воспитанного общества: элегантно одетые мужчины и женщины мирно отдыхают на природе. На расстеленной белоснежной скатерти расставлены тарелки, бокалы, бутылки с вином, пирожные и закуска.
Дамы мирно беседуют, молодой мужчина, прислонившись к дереву, отдыхает, другой задумчиво курит трубку… Типичный отдых благородного общества. Ничто не говорит здесь ни о страсти, ни о сильных чувствах.
Можно представить, что ничего необычного здесь уже не может произойти, однако некую пикантность картине придает выцарапанное на стволе березы сердечко и буква Р (Pierre? Pauline?), а также одинокая фигура мужчины в цилиндре. Среди веселого непринужденного пиршества он производит впечатление отшельника, ревниво наблюдающего за чужой жизнью. Он спрятался за ствол дерева, его никто не замечает, а он повернул голову и внимательно слушает чужие разговоры.
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
Трудолюбивые крестьяне, согнувшись над кустами созревшего винограда, бережно срывают спелые грозди. На женщинах надеты простые длинные юбки, холстяные рубахи, платки. Вдали видны их дома, которые они покинули еще ранним утром. Это юг Франции, Прованс — место, прославленное своими виноградниками и лавандовыми полями. Здесь Ван Гог прожил всего несколько месяцев в 1888 г., но здесь, за 2 года до гибели, он обрел вдохновение для создания лучших своих произведений — «Подсолнухов», «Ночного кафе» и «Красных виноградников».
Полотно написано крупными мазками, что создает ощущение слияния контуров (техника импасто). Люди и поле, на котором они трудятся, — единое целое. На шедевре мастера мы видим крестьян в разгар рабочего дня, когда круглый отчетливо выписанный диск солнца безжалостно палит и сушит землю, траву, виноградные листья. Здесь почти нет зеленого цвета. Желтое небо, желтое поле, желтая дорога, — и только красные виноградники и голубые фигурки деревьев и людей.
В Россию полотно привез российский предприниматель и коллекционер И.А. Морозов. После национализации 1923 г. картина попала в музей.
«А ты ревнуешь», Поль Гоген
«А ты ревнуешь» Поль Гоген
На берегу реки под палящим зноем расположились две молодые женщины. Их крепкие обнаженные тела пронизывает приятная истома. Она думают, разговаривают и мечтают только об одном — о любви. Одна из женщин поворачивается к другой и спрашивает: «А ты ревнуешь?».
Эту картину Поль Гоген считал одним из лучших своих произведений. Как и на большинстве других таитянских полотнах мастера, в ней преобладают теплые тона и практически отсутствует тень. Солнце стоит высоко над землей. Это жаркий летний день, но таитянки не боятся солнца, не стыдятся наготы. Они — дети природы, ее часть. Красные цвета юбок женщин контрастирует с зеленой листвой дерева, что подчеркивает страстность, энергию женщин, их любовь к жизни и наслаждениям.
Гоген написал полотно в 1892 г. и через 3 года продал его на распродаже в Париже за 500 франков (около 20 долларов, 40 руб. по курсу начала ХХ века). В 1908 г. произведение приобрел и привез в Москву коллекционер С.И. Щукин, а после революции оно попало сначала в ГМНЗИ, потом — в ГМИИ им. Пушкина.
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — информация для туристов
Подразделениями ГМИИ являются Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Создан Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который организует выставки и встречи с художниками, представления и музыкальные концерты. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает лекции, экскурсии и кружковые занятия. Разработано более 15 различных маршрутов, позволяющих осмотреть экспонаты, созданные мастерами различных исторических периодов. Для посетителей организуются экскурсии с гидом-экскурсоводом на русском и иностранных языках. Для удобства возможно представление транспортного обслуживания — легковых машин и автобусов. Предлагаются услуги аудиогида. Экскурсии в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно забронировать.
Первый в своём роде
Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым, внуком писателя.
Статья по теме Марина Цветаева. Жизнь в стихах
Святогорский Свято-Успенский монастырь
Вид на Свято-Успенский собор
Могила поэта и некрополь его ближайших родственников находятся в поселке Пушкинские горы, в старинном мужском монастыре. Христианская обитель на Псковских землях была основана в 1560-е годы по указу русского царя Иоанна IV Грозного. На Святой горе возвышается каменный Успенский собор.
Родовой некрополь расположен у апсиды монастырского храма. Это скромная усыпальница с двумя каменными надгробными плитами и табличкой, на которой выбиты имена, фамилии и даты жизни деда, бабушки, родителей и младшего брата поэта. Сам Пушкин похоронен в отдельной могиле, под красивым белым обелиском.
← РОССИЯ | ЕВРОПА → |