Образцово-показательный универмаг. Как в Москве открывали ЦУМ


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ

Адрес: Москва ул. Петровка, д. 2 Телефон Официальный сайт: tsum.ru

Часы работы: Ежедневно с 10:00 до 22:00

ЦУМ – это самый большой люксовый магазин в Москве. Именно поэтому в нем ежедневно собираются ценители моды со всей столицы. Уникальное торговое предложение торгового центра — это возможность совершать покупки по европейским ценам, не покидая пределов Москвы. Модельеры со всего мира приезжают сюда, чтобы представить свои новые коллекции. На таких показах всегда собирается очень много людей.

Что такое ЦУМ

Существует две версии того, что же означают эти три буквы.

Официальная расшифровка слова «ЦУМ» — центральный универсальный магазин. Это название одного из самых масштабных торговых центров в истории СССР и современной Российской Федерации, расположенного на пересечении ул. Петровка и Театральной площади в Москве.

Общая торговая площадь данного учреждения (с учетом этажей) — 69 квадратных километров, что и сегодня делает ЦУМ одним из самых масштабных торговых центров в Европе, да и во всем мире.

Также существует и другая расшифровка слова «ЦУМ» — центральный универмаг Москвы. Чаще так называют данный магазин приезжие, которые во все времена его существования составляли основную массу покупателей. Однако подобная расшифровка не совсем верна, поскольку со времени появления ГУМа именно он всегда считался главной торговой достопримечательностью Москвы.

История

История этого здания начинается с 1857 года, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз учредили . Спустя 23 года они переезжают в Москву, а в 1885 году отрывают магазин дамских шляп и галантереи. Здание было расположено рядом с центром московской торговли — «Кузнецкий Мост». Многие местные жители отмечали огромный ассортимент товаров магазина, чего не было в те годы ни в одном торговом помещении страны. Заведение развивалось с молниеносной скоростью, и через 4 года на его территории располагалось уже 25 отделов. Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз одни из первых в России стали располагать ценники непосредственно на самом товаре, а также ввели в практику обмен и возврат покупок. Каждое лето в магазине проходили распродажи.

В 1892 и 1900 годах произошли пожары. Они разрушили практически весь магазин, пришлось возводить новое здание. В 1908 году строительство семиэтажного заведения было окончено, выполнили его в стиле неоготики. Архитектором данного проекта стал Роман Клейн. В здании расположились отделы с женской и мужской одеждой, ювелирными украшениями, парфюмерией и товарами для детей. Оно пользовалось бешеным спросом у жителей города, там всегда были толпы покупателей.

В советское время магазин перешел во владение государству, и в 1922 году на его месте был открыт универмаг. А спустя 11 лет он получил название ЦУМ (Центральный Универсальный Магазин), которое сохранилось до сегодняшних дней.

Во время войны в здании располагались казармы для солдат. После ее окончания универмаг сменил направление своей деятельности в пользу продажи товаров высокого качества по большим ценам. В этот период была введена система самообслуживания и оплаты через кассу. В 1974 году управление магазина провело ремонтные работы, после которых здание обзавелось новой пристройкой.

В 2002 году развитие ЦУМа было передано компании Mercury. Это повлекло за собой большие изменения. В дополнение к основному построили новый корпус, что увеличило торговую площадь в 2 раза. Крытую галерею замуровали и сделали на ее месте витрины. После многих реконструкций постройка утратила свой исторически ценный внешний вид.

ЦУМ в начале пути

Изначально в магазине торговали только дамскими шляпками и «тысячью мелочей». Но востребованность, а вместе с ней и растущие доходы привели к тому, что очень быстро здесь стали открываться новые отделы. Уже через несколько лет их было два десятка, а к концу столетия — около пятидесяти. В новом магазине была выстроена и совершенно новая схема отношений «продавец-покупатель», исключающая вариант рыночной договорной торговли. Все цены были фиксированы, каждая вещь имела свою бирку со стоимостью. Также в торговом заведении предоставлялась масса удобств для покупателей:

  • возможность обмена и возврата товара;
  • доставка покупок по городу и почтой по всей территории России;
  • сезонные распродажи.

Ежеквартально, специально к очередному сезону, компания издавала каталог свежей коллекции, который всем желающим отсылался по почте. К каталогу могли прилагаться образцы тканей, использованных в пошиве новой коллекции одежды. Что примечательно, в «Мюръ и Мерилизъ» продавался товар не только для представителей высшего сословия, но и для среднего класса, при этом вещи были отличного качества и по приемлемым ценам. Печатные издания того времени взахлёб пели дифирамбы универмагу, отмечая, что магазина такого уровня, размера и ассортимента нет больше нигде в России.

В конце века и на рубеже XX столетия ЦУМ дважды горел, что смотивировало владельцев к строительству нового здания. Семиэтажный красавец-универмаг в готическом стиле вырос на Петровке в 1908 году, вызвав бурю восторга у населения невиданным по тем временам оснащением. Внутри магазина работали информационные и справочные службы, лифты, комната отдыха. В универмаге уже было 80 отделов, бизнес расцветал, но вскоре случилась революция, которая поставила точку в «шотландском» этапе жизни ЦУМа.

Структура и описание

Сейчас торговую площадь в 70 тысяч квадратных метров занимают порядка 2 тысяч элитных брендов. Среди них: Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Brioni, Loro Piana, Chopard, Rolex, Graff, Garrard, Patek Philippe. Кроме одежды, на территории ЦУМа можно купить множество других товаров.

На первом этаже располагается парфюмерия и косметика, ювелирные украшения, а также первый в России магазин Apple Shop. Второй этаж полностью посвящен мужской одежде и обуви, а третий — товарам для женщин. На четвертом этаже находятся товары для детей, а также отделы нижнего белья и купальников. Пятый — посвящен товарам для дома и туризма. На цокольном этаже находиться гастрономический магазин высшего класса «Глобус Гурмэ», где можно купить овощи и фрукты, а также изысканные вина. Во время прогулок по бутикам можно перекусить на втором, четвертом и пятом этажах. Все эти заведения отличаются друг от друга видами кухонь и средним чеком. Каждый найдет место перекуса для себя.

ЦУМ в советский период

После революции ЦУМ был национализирован и в 20-х гг., с образованием Мосторга, перешёл под его эгиду. Спустя несколько лет центральный московский универмаг получил своё нынешнее название — ЦУМ. Отделы магазина постепенно заполнили товары народного потребления уже советского производства. В военное время ЦУМ работал на тыловиков, снабжая рабочих необходимыми вещами, а верхние этажи были отданы под казармы.

В послевоенное время центральный универмаг стал именно тем магазином, о котором и сейчас с ностальгией вспоминает поколение 40-х — 60-х. Сюда шли за дефицитом — французскими духами, югославской и финской обувью, японскими куртками и другим вожделенным импортом. Что-то можно было купить абсолютно свободно, просто придя в магазин, за многим стояли длинные очереди из москвичей и гостей столицы. В ЦУМе продавались товары высокого качества и немаленькой ценовой категории, что совершенно не смущало покупателей при имевшемся в СССР дефиците товаров. Торговые площади были очень востребованы и в 70-е гг. к зданию пристроили новый корпус. Магазин одним из первых ввёл самообслуживание с перемещением товаров «из-за спины» продавца на полки в торговом зале. Также кассовые аппараты из отдельной кабинки переместились на прилавок.

Услуги и сервис

К уровню обслуживания ЦУМ относится с повышенным вниманием, так как их клиенты придают этому большое значение. Состоятельные покупатели могут заказать себе персонального шопера, который поможет подобрать подходящие образы, которые с комфортом можно примерить в VIP-комнатах. Также на территории ЦУМа представлен сервис по вышивке персональных логотипов на одежде и аксессуарах. Профессиональные мастера окажут услугу по нанесению монограмм и инициалов, способных идеально дополнить образ. Своим покупателям ЦУМ предлагает и услуги ателье. Швеи смогут подогнать или перекроить купленные в магазинах товары, чтобы они идеально сидели на теле. Здесь возможно и заказать пошив по индивидуальным меркам костюма, сорочки или пальто таких брендов, как Brioni, Kiton, Tom Ford, Ermenegildo Zegna.

Для клиентов торгового центра, совершивших покупку от 300 тысяч рублей, существует услуга бесплатного такси VIP-класса. Чтобы ею воспользоваться нужно просто обратиться к продавцу и заявить о желании воспользоваться данной опцией. Доехать можно до любой точки Москвы в пределах МКАДа. Для посетителей с личным автомобилем ЦУМ предлагает крупнейшую в городе подземную парковку, оснащенную современным оборудованием. Если же шопинг в торговых центрах не доставляет никакого удовольствия, клиент может перейти в интернет-магазин с доставкой до дома. Менеджеры работают круглосуточно, поэтому покупки удастся совершить даже ночью. На официальном сайте ЦУМа размещаются самые актуальные акции и скидки, а также выкладываются новые модели одежды и аксессуаров.

ЦУМ в годы войны и после нее

Однако шиковать магазину пришлось недолго – началась Великая Отечественная война. В этот период положение ЦУМа изменилось. Теперь верхние его этажи были переоборудованы под казармы. А на нижних продолжали продавать товары, однако только рабочим и только по карточкам. Эта система просуществовала вплоть до конца войны.

После победы полноценная работа универсального магазина была восстановлена в кратчайшие сроки. Более того, для обеспечения нужды покупателей за ЦУМом закрепили часть советских фабрик и заводов, которые должны были обеспечивать магазин достаточным количеством товаров.

К сожалению, качество товаров стало ухудшаться, поскольку главным приоритетом стало их количество. Чтобы удовлетворить растущий спрос, фабрики и заводы часто выпускали продукцию отвратительного качества, а покупатели за неимением лучшего вынуждены были брать, что есть. Для этого приходилось выстаивать многочасовые очереди.

В редких случаях в ЦУМе можно было приобрести и заграничные товары. Правда, это было большой редкостью и невероятным везением. Иногда, чтобы выполнить план продаж, дефицитные и импортные товары специально поступали в продажу в конце месяца или перед важными праздниками.

В 70-80 гг. в магазине начался период экспериментов. Чтобы оптимизировать работу,, была введена система самообслуживания, а также упрощенная система оплаты.

Интересные факты

На протяжении всей своей истории ЦУМ занимался новаторской деятельностью в сфере торговли. Он был первым магазином, который отказался от карточной системы и предложил покупателям самостоятельно выбирать одежду, оплачивая ее на кассе. Необычный подход к бизнесу нынешних руководителей помог перестроить старый универмаг в прогрессивный department store, отвечающий всем мировым стандартам. Благодаря этому известные мировые бренды пришли в Россию. Также команда ЦУМа создала площадку, на которой молодые дизайнеры могут организовать собственные показы. Все это, безусловно, помогает развивать fashion-индустрию страны.

На обломках СССР

После распада СССР ЦУМ продолжал существовать, но нуждался в адаптации к условиям рыночной экономики. С этой целью в 1992 г. он был превращен в открытое акционерное общество. Через несколько лет был проведен международный тендер с целью найти инвесторов и переоборудовать здания универмага.

Победителем стала немецкая компания ReDesign Einrichtung GmbH, стараниями которой торговая площадь ЦУМа возросла. Магазин преобразился. Было достроены дополнительные лестницы, стоянки для автомобилей, установлены лифты. Также была оптимизирована система обслуживания и оплаты. И в 1997 г. ЦУМ предстал перед покупателями в новом, более современном виде.

ЦУМ сегодня

Разобравшись с тем, что такое ЦУМ, а также изучив его историю, давайте узнаем, как же обстоят у этого магазина дела сегодня.

В начале 2000-х годов управление торговым центром взяла на себя компании Mercury. Благодаря ее инициативе сегодня о том, что такое ЦУМ, знают далеко за пределами страны. Теперь на его территории находятся не только магазины, но и открыто 3 кафе, химчистка и салоны красоты.

Кроме того, современный ЦУМ активно участвует в социальной жизни общества. Здесь проводятся художественные, фото- и видеовыставки, а также благотворительные мероприятия.

Но есть у этого универсального магазина и недостатки. К ним относится не всегда продуманная реклама внутри ЦУМа. С ней связано несколько скандалов. К счастью, руководство торгового центра смогло услышать покупателей и пойти навстречу их просьбам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]