Смертная казнь в Японии – приговоры и исполнение


История

Приговаривать гражданина к смерти можно лишь в некоторых развитых державах. Высшая мера наказания применяется по решению суда и используется, если доказана вина в чрезвычайно тяжелом преступлении. Страна восходящего солнца допускает казнь через повешение.

Одобрение высшей меры наказания обществом частично обусловлено историей, традициями. В прошлом смерть была нередким наказанием за потерю чести, неверность господину, незначительную по нынешним меркам ошибку. Сэппуку – самоубийство совершившего оплошность самурая – одна из известнейших особенностей средневекового японского быта. Традиция основывалась на идеях верности, чести, безупречной репутации. Сэппуку дозволялось сделать лишь представителям привилегированного класса. Совершавший сэппуку мог гордиться этим, хотя с точки зрения современного цивилизованного человека это невозможно.


Традиция смертной казни идет из глубины веков

В прошлом приговор к смерти через сэппуку был привилегией среднего класса, в то время как казнь считалась позором для провинившегося и его семьи. С раннего возраста юношей, девушек обучали исполнению сэппуку, прививали мысль о том, что этот ритуал – честь и преимущество самураев. Изменение восприятия началось в 1664-м, когда сегун Токугава Иэясу запретил самоубийство из-за смерти господина. На смену сэппуку пришел постриг в монахи, а смертную казнь пересмотрели законодательно.

Рекомендации для вынесения приговора

Сейчас применяются правила, разработанные по итогам суда над Норио Нагаямой – 19-летним юношей, виновным в 4 ограблениях, отягченных убийствами. Он совершил преступления в 1968-м, понес за них наказание в 1997-м. Первоначально преступника приговорили к пожизненному заключению, но затем признали решение неверным и определили ему высшую меру. По итогам дела сформировали 9 критериев, по которым определяют, допустимо ли казнить человека:

  • тяжесть;
  • мотив;
  • способ действий преступника;
  • число жертв;
  • чувства близких жертвы;
  • влияние события на общество;
  • возраст;
  • судимость;
  • показанная преступником готовность раскаяться.


Лишь в немногих развитых странах применяется смертная казнь

Число жертв влияет на результат судебного процесса сильнее, чем прочие факторы. Если зафиксирован один пострадавший, высшую меру применяют только в экстраординарных случаях, но статистика показывает, что в 32% случаев требования прокурора удовлетворяются. Если погибло двое, в 59% суд определит наказанием смертную казнь. Если жертвами убийцы стали 3 и более человек, вероятность удовлетворения запроса прокурора на высшую меру – 79%.

Как проводятся казни в Японии

Япония — одна из немногих развитых стран, где сохранилась смертная казнь. Только с 2000-го по 2009 год в Японии к казни были приговорены 112 человек, в отношении 46 приговор приведён в исполнение. В среднем смертник дожидается казни 6 лет – его убивают через повешение. При этом 86% японцев выступают за сохранение смертной казни.

Лишь в 2010 году японское правительство впервые немного приоткрыло перед местными журналистами, как выглядят тюрьмы для смертников. Известно, что таких тюрем для смертников 7, но их местоположение не раскрывается. Даже на эту экскурсию японских журналистов везли в автобусе с закрытыми окнами.

К смертной казни в Японии приговаривают только за убийство с отягчающими обстоятельствами. Существует 10 критериев, по которым определяется это «отягчение». Среди них, к примеру, такие, как «сильно ли переживали родственники убитого» и «вызвало ли это убийство общественный резонанс».

Японское правосудие гордится, что 99% приговоров в итоге оказываются верными. За последние 50 лет лишь один раз выяснилось, что смертник был приговорён несправедливо. Им оказался некий 63-летний человек, который к тому времени успел просидеть 17 лет в камере смертника за убийство 4-летней девочки. Стоит добавить, что японское правосудие является рекордсменом ещё в одной области: там суды выносят 99,8% обвинительных приговоров, и в этом отношении страна даже перебивает другую полуазиатскую державу, Россию, где таких приговоров 99,2%.

Место встречи узника со священником

Длительное нахождение в камере смертника – это одно из условий японской системы. Считается, что за это время могут всплыть какие-то новые обстоятельства убийства, и теоретически приговорённый может оказаться невиновным. В среднем с момента приговора до его исполнения проходит 5 лет и 11 месяцев. Всё это время смертник проводит в камере размером 2х5 метров, ему запрещено смотреть телевизор, слушать радио и пользоваться компьютером. На всё время отсидки ему положены всего 3 книги (на его выбор). Зато руководство тюрьмы поощряет смертников играть в настольную игру «Го» – самому с собой. Также самому с собой можно играть в шахматы. Для лучшего наблюдения за узником в его камере круглосуточно горит электрический свет.

Камеры смертников

Смертника выводят гулять на полчаса 3 раза летом и 2 раза зимой, зато он каждый день может принимать душ продолжительность 15 минут. Питание узников скромное, и составляет всего 1500 калорий в день. Скудное питание стимулирует смертников работать, это поощряется руководством тюрьмы. Заработок узников за месяц (за поклейку коробок или сборку простых деталей) составляет 4-5 тысяч иен (это около 50-60 долларов). На эти деньги можно дополнительно покупать продукты.

Смертник узнаёт о предстоящей казни за полчаса до неё. К нему (по желанию узника) приходит буддистский или синтоистский священник. Японцам-христианам же остаётся только помолиться самим у деревянного креста в специальной комнате. Узника казнят через повешение в специальной комнате. На потолке в ней приделан крюк, а в полу находится специальный люк. Смертник становится с верёвкой на шее на этот люк, а в соседней комнате трое охранников одновременно нажимают кнопки – срабатывает только одна из них (это делается, чтобы никто из 3-х точно не знал, кто же на самом деле привёл исполнение приговора), и люк открывается.

Через 20 минут приходит врач констатировать смерть. Родственники казнённого могут позднее забрать тело и похоронить его по своему усмотрению. Каждый из 3-х палачей получает премию в 20 тысяч иен (около 230-250 долларов).

Общественное мнение в Японии всецело за сохранение смертной казни. Если в 1999 году за неё выступали 79% японцев, то в 2009 году – уже 86%. Против казней – лишь 6% (остальные не имели мнения). Различные правозащитные организации из белых людей (типа Human Rights Watch) методично призывают одуматься японское правительство и отменить смертную казнь. И каждый раз власти так же методично объясняют правозащитникам, что в Японии существуют свои культурные нормы.

Для несовершеннолетних

В Японии совершеннолетним считается гражданин, достигший 20 лет. Власти страны подписали Конвенцию о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, тем самым приняв запрет на смертную казнь для преступников в возрасте до 18 лет. Если возраст совершившего тяжкое деяние человека в промежутке 18-20 лет, вероятность запроса прокурором высшей меры наказания крайне мала, но юридически возможность ее применения существует.

С 1966 года высшую меру наказания назначили 10 несовершеннолетним гражданам, совершившим убийство. Восемь приговоров приведены в исполнение; последний вердикт вынесен в 2012 году.


Запрос смертной казни – большая ответственность для прокурора

В древней Японии была распространена торговля «Ночным золотом»

Ночное золото — фразеологизм, которым обозначается продукт жизнедеятельности человека, его фекалии, используемые в качестве ценного и сбалансированного удобрения. В Японии эта практика применялась довольно широко. Притом отходы богатых людей продавались по более высокой цене, потому что их питание было обильным и разнообразным, поэтому в получаемом «продукте» оставалось больше питательных веществ. Различные исторические документы начиная с IX столетия подробно описывают порядок процедур для туалетных отходов.

Важность справедливости

Отношение к высшей мере наказания неоднозначное. Некоторые страны (например, США) практикуют такое наказание, другие наложили мораторий, но не исключили из норм судебной системы (так поступила Россия), третьи полностью запретили на своей территории (в частности Франция). В державах, допускающих высшую меру наказания, обычно не спешат приводить приговор в исполнение: смертник ожидает участи годами, десятилетиями. Япония – не исключение. Сотни людей, приговоренных к смерти, ждут своего часа в тюрьмах.

Большинство японцев считает действующую систему правильной, справедливой, разумной. Опросы доказывают: 80,8% граждан уверено, что высшая мера наказания неизбежна. Смерть убийцы – попытка общества восстановить справедливость и наказать преступника, одновременно обезопасив себя от повторения случившегося. Поскольку существует вероятность судебной ошибки, суды медлят с исполнением приговора, предоставляя осужденным шанс на оправдание, пересмотр дела.

Японцы считают, что смертная казнь дает родственникам жертв чувство успокоения, отмщения. Известно, что многие тяжкие преступления в стране совершаются близкими людей, ставших жертвами преступников. Не видя справедливости в вынесенном приговоре, они нарушают закон, желая возмездия. Судебная система, допускающая смертную казнь, уменьшает вероятность подобных случаев. Хотя мир давит на Японию, вынуждая отказаться от действующих норм, лишь 9% населения считает, что казнь необходимо упразднить. Более половины жителей страны убеждено, что совершивший особо опасное деяние должен отдать жизнь.


Смертная казнь – предмет дискуссий

В Японии было и остаётся достаточно много христиан

Христианство появилось в Японии в середине 16 века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск — иезуит Франциск Ксаверий. Но мессионерство длилось не долго. Вскоре сёгуны стали видеть в христианстве (как вере иностранцев) угрозу. В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих. В качестве оправданий своих действий он указывал на то, что некоторые новообращенные японцы оскверняли и разрушали буддийские и синтоистские святилища. Репрессивную политику продолжил и политический преемник Хидэёси Токугава Иэясу. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию[8]. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпевали заключение в тюрьмы или ссылки. Политика Токугавы обязывала все японские семьи регистрироваться в местном буддийском храме и получать свидетельство, что они не являются христианами.

Камера смертников

В Японии камеры смертников действуют в городах:

  • Токио;
  • Осака;
  • Нагоя;
  • Сендай;
  • Фукуока;
  • Хиросима;
  • Саппоро.

Учреждения для содержания смертников не относятся к тюрьмам, а преступники располагают меньшими правами, нежели обычные заключенные. Все лица содержатся в одиночестве; общение, физические занятия, телевидение под запретом. Посещения строго ограничены.


Возможности смертников ограничены

Исполнение приговора

Ордер на исполнение выписывает министр юстиции после консультации в министерстве. После подписания на вынесение отводится 5 дней. Смертник узнает о решении утром последнего дня своей жизни.

Запрещено казнить преступников в национальные праздники, по субботам и воскресеньям, в период 31 декабря – 2 января.

Метод осуществления приговора – повешение в специальной камере. Семья, представители осужденного, СМИ узнают о событии после приведения приговора в силу. С 2007-го принято решение публиковать имена и возраст казненных, список совершенных ими правонарушений.


О казни преступник узнает в день смерти

Эффективность правосудия страны

Высшая мера применяется в Японии крайне редко и только в случае очень жестокого преступления.

Мнения о влиянии смертной казни на эффективность системы правосудия расходятся. Социологи считают, что институт высшей меры наказания малоэффективен и не сдерживает рост преступности. В противном случае страны, отказавшиеся от этого способа, столкнулись бы со всплеском тяжелых правонарушений.

Противники этой позиции считают, что самое тяжелое наказание и то, как о нем говорят в СМИ, внушает людям страх и ограничивает их способность к тяжким действиям. В качестве аргумента приводится статистика: в Японии низок уровень преступности в целом, тяжких преступлений в частности. Страна по праву входит в число самых безопасных в мире.

Недавние казни

Самое громкое дело последнего времени – наказание Сатоси Уэмацу, в 2016-м устроившего резню в доме для людей со специфическим развитием. Жертвами убийцы стали 19 человек, 20 получили ранения. Сатоси Уэмацу работал в учреждении 3 года, совершил преступление через несколько месяцев после увольнения.

Последняя смертная казнь в Японии осуществлена 26 декабря 2019 года. Наказание понес Вэй Вэй – гражданин Китая, убивший в 2003-м семью из трех человек в Фукуоке. Вместе с ним в преступлении приняли участие двое граждан Китая, вскоре бежавших на родину. Один из них приговорен к пожизненному заключению, второй казнен.

Виновный должен быть наказан

Возможно, данный вид наказания всё ещё практикуется в Японии благодаря её вековым традициям, ведь издавна провинившийся в этой стране должен был расплатиться своей жизнью. Раньше такому исходу способствовали обычаи, говорящие о том, что любой позор может быть смыт лишь кровью, однако в отличие от нашего времени, в эпоху самураев смерть могла быть благородной.

В этом случае приговорённый имел право на совершение сэппуку (ритуальное самоубийство через вспарывание живота с последующим обезглавливанием), после которого мог быть похоронен со всеми почестями. Впрочем, с наступлением эры Мэйдзи и запрета на свободное использование оружия традиция изжила себя. Смертная казнь в Японии через сэппуку более не практиковалась, другие же методы, напротив, очерняли приговорённого, поэтому эта мера наказания уже не была благородной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]