Знаменитые московские дома: Дом Мельникова как икона русского авангарда


Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке Москвы включён во все иностранные путеводители и, более того, известен всем интересующимся Москвой иностранцам. Но, (раз есть «но», значит, сейчас что-то пойдёт не так) сами москвичи про этот удивительный музей мало чего знают или не знают о нём вовсе.

А на самом деле в доме Мельникова удивительно всё: как советский архитектор развёл власть на строительство собственного арт-хаусного коттеджа в центе Москвы, как стал символом русского авангарда, как судились его родственники и в итоге победило государство, не выполнив своих обещаний. Хотя, на счёт последнего ничего удивительного :) Но хватит сумбура, погнали на виртуальную экскурсию! В отличие от реальной, на неё не надо записываться за месяц.

Ну, в первую очередь, обелим москвичей — дом архитектора Мельникова был закрыт до 2014 года, поэтому местные как-то про него подзабыли, а если и вспоминали, то только в контексте скандала вокруг имущественных споров: внучки архитектора судились между собой и с государством. Все хотели быть 100% собственником архитектурного комплекса. За время перепалок никто дом-музей не реставрировал и сейчас он находится в плачевном состоянии, хотя государство обещало, что как только здание попадёт под его опеку, сразу начнётся реконструкция. Ждём-с.

Итак, что это за здание такое и чем оно интересно?

Особняк был сконструирован и построен архитектором Константином Степановичем Мельниковым в 1927–1929 годах как собственный жилой дом и мастерская.Казалось бы, чего особенного?

Ну, посмотрите на сам особняк: много известно круглых авангардных зданий, построенных в советские времена? Во времена повсеместного строительства однотипных коммуналок, появилось это ни на что не похожее чудо. Да ещё и в 2-х минутах ходьбы от Арбата. В самом центре Москвы, где не было ни одного (!) частного строения.

Как так вышло?

Возможно, архитектор кому-то заплатил? Это ж сколько нужно было заплатить, чтобы нарушить столько правил?

Разгадка кроется в названии стиля здания — «конструктивистская архитектура». Суть конструктивизма вот в чём: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. В общем, архитектор утвердил проект при 2-х условиях: первое — он опробует идею круглого дома, которую можно использовать для популярных тогда коммунальных построек, второе — строительство должно обходиться очень дёшево.

Как Мельников решил вопрос удешевления? А вот как: стены он сделал не из сплошного кирпича, как во всех нормальных строениях, а из сетчатого каркаса, напоминающего пчелиные соты. На фото ниже Константин Мельников с женой в 1927 г рядом с каркасом здания.

Итак, из-за стиля «пчелиные соты» получалась, во-первых, значительная экономия кирпича, кроме этого его не надо было разбивать пополам, использовались только целые кирпичи, во-вторых, такая кладка хорошо распределяла нагрузки, строение значительно облегчалось, но при этом было устойчивым. Не нужно было тратиться на дополнительные несущие конструкции. Дом во время Второй Мировой войны даже выдержал ударную волну от рядом разорвавшейся бомбы. Вот как прочно!

Ок, вопрос дешевизны и прочности был решён. Как на счёт второй цели — понять, удобно ли жить в круглых коммуналках? Ведь предполагалось, что такие дома будут строиться, как типовые.

Я читала интервью директора музея, он утверждает, что Константин Степанович здесь слукавил. Архитектор давно мечтал о собственном доме, и строил его именно с таким прицелом. То есть он понимал, что круглые коммуналки не имеют перспектив. И общество с ним было согласно. Претензии сводились к тому, что хоть при такой форме расходуется минимум материала при максимуме площади, жить в нём не удобно. Если разделить этаж на части, получится такой дом-пицца с клетушками-квартирками. Так что в итоге собственный коттедж в центре был получен, а общественный проект был заморожен без каких-либо потерь.

На фото ниже портет архитектора в старости. Как видно по форме окна, позировал он в своём горячо любимом доме.

Но не стоит судить архитектора: во-первых, коттедж он возвёл на собственные деньги, а во вторых судьба новатора была непростой: спроектировав саркофаг для тела Ленина и павильон СССР, который, кстати, произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, Константин Степанович впал в немилость у действующей власти. В середине 1930-х годов он был отлучен от профессии, его имя было вычеркнуто отовсюду и до конца жизни он строил только простенькие подмосковные домишки.

По словам директора музея «Мельников разошелся с линией партии. Вспомните надпись на фасаде дома: «Константин Мельников. Архитектор». Написать такое в 29-м году…я думаю, что у этого человека рано или поздно возникли бы проблемы со сталинским режимом. Он высоко ценил себя».

Москвич

«Волковым» переулок называется вовсе не оттого, что соседствует с границей зоопарка, из-за ограды которого время от времени доносятся крики животных, а иногда протяжный вой. Топоним еще с конца XVIII века связан с фамилией московских домовладельцев, братьев Волковых.

Этот заповедный уголок Пресни отмечен высокой степенью концентрации архитектурных изысков. Многие прохожие замечали причудливый особняк за оградой по адресу Волков переулок, 15, облицованный светло-зеленой керамической плиткой-кабанчиком, и ужасались крайней степенью запустения, обгоревшей и провалившейся крышей. Отчасти это последствия пожара, случившегося 24 мая 2015 года в соседнем кафе и зацепившего огнем и упомянутый особняк. Спасатели добросовестно и от души полили здание водой, отчего пострадали еще и внутренние пространства. Дом, никак не отапливающийся, немедленно пропитался сыростью и покрылся плесенью.

За год до событий отсюда выехал районный противотуберкулезный диспансер №10, ликвидированный в рамках программы оптимизации столичного здравоохранения. К моменту пожара дом в Волковом переулке уже год как обладал статусом выявленного объекта культурного наследия. В 2021 году он стал памятником регионального значения.

В начале 2017-го власти приняли решение реставрировать здание. Процесс так и не начался, инвестор не нашелся.

А между тем авторство образца стиля модерна принадлежит далеко не последнему мастеру архитектуры Владимиру Дмитриевичу Адамовичу (1872–1941). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он работал помощником Федора Шехтеля на таких его знаковых объектах, как собственный особняк в Ермолаевском переулке, особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке, дом М. С. Кузнецова на проспекте Мира и дом Малича на Садовой-Самотечной улице. В 1900 году Адамович поступил на службу в Строительный отдел Московского городского правления и занялся собственной практикой. Среди важнейших объектов в наследии зодчего — неоклассический особняк (1913–1915) текстильного фабриканта Второва в Спасопесковском переулке, где ныне располагается резиденция посла США. Здание, построенное Адамовичем в соавторстве с коллегой-архитектором В. Маятом, получило название «Спасо-Хаус».

Ансамбль небольшой усадьбы с трехэтажным каменно-деревянным особняком (1904–1905) и надворными хозяйственными помещениями в Волковом переулке стал одной из первых самостоятельных построек архитектора. В интерьере еще чувствуется влияние почерка учителя Адамовича, гениального Шехтеля — в цветном витраже лестницы, металлическом фонаре, входной зоне с зеркалом, фацетных стеклах окон, резных дубовых панелях кабинета, да и в рисунке ограды.

1907 год

Заказчиком проекта Адамовича был потомственный почетный гражданин Виктор  Кузьмич Мельников, выпускник Московского коммерческого училища, совладелец и распорядитель Торгового дома в форме товарищества на вере «В. К. Мельников, Н. И. Кусаков и Ко», продавец топлива. Также предприниматель занимал пост директора Московского общества «Кудиново-электрические угли» и с 1913 года являлся членом правления Акционерного общества Мальцовских заводов. Молодому предпринимателю в наследство от отца, «орловского 2-й гильдии купца Мельникова», перешли чугунолитейный и стекольный заводы, которые вместе с лесными и луговыми угодьями были переданы Мальцовскому обществу. Мельников при этом оставался его пайщиком.

В годы Первой мировой войны стекольный завод закрылся, а чугунолитейный работал на военное ведомство, производя корпуса для бомб и гранат.

Известно, что семейство Мельниковых — Владимир Кузьмич, его супруга Мария Александровна с дочерью Лидой от первого брака и их общей дочерью Натальей — в начале 1920-х годов эмигрировало во Францию и поселилось в Ницце. Когда Мария Александровна 1936 году умерла, Мельников женился повторно. Скончался 20 ноября 1956 года и упокоился на частном кладбище Кокад в Ницце.

Возможно, нелишним будет добавить здесь одну небольшую деталь, касающуюся личности бывшего фабриканта, некогда владельца московского особняка в Волковом переулке. После того как в Германии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, Владимир Кузьмич Мельников оказывал посильное содействие в спасении русских еврейских беженцев.

Сейчас многострадальный объект, находящийся в хозяйственном ведении ГУП «М.Прогресс», предприятия, до недавнего времени называвшегося «Преображенским рынком», как невесту, одним лотом в 51,9 млн рублей выставили на аукцион. Кто станет владельцем недвижимости, выяснится 10 апреля. Непонятно, будет ли передача покупателю исторического здания, занесенного в Красную книгу «Архнадзора», сопровождаться специальными обременениями по сохранению, но продавцы особняка уже порекомендовали вектор его современного использования — медицинский.

Фото: Марк Райцес, pustvu.com

Двор дома

Но хватит истории. Теперь о нашей прогулке.

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке заметить довольно сложно: фасад ничем не примечателен и можно с лёгкостью пройти мимо, не признав в нём всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда.

Вход на территорию двора свободный. Кроме нас было всего пара посетителей.

Двор на удивление тихий, а ведь всего-то в паре кварталов шумит Старый Арбат!

Во дворе несколько примечательных стендов с зарисовками и фотографиями Константина Степановича.

Как и сам архитектурный комплекс, стенды довольно авангардные: если смотреть с определённых точек, то из, казалось бы, разрозненных стендов можно сложить общую картину.

Свернув с шумного Арбата в тихий Кривоарбатский переулок, трудно пройти мимо дома под номером 10, диковинного особняка цилиндрической формы, стоящего в глубине двора, чуть поодаль от деревянного забора. Это Дом Мельниковых. Уникально здесь всё: и проект, и игра с пространством, и царящая внутри атмосфера, и, самое главное, создатель – великий русский архитектор Константин Степанович Мельников, гений и новатор. Судьба не всегда благосклонна к гениям, и именно она позволила Константину Степановичу воплотить в родном городе лишь малую часть задуманных им проектов; реализуй он хотя бы половину – современная Москва была бы совсем иной.

В 1927 году Константин Мельников получил от властей земельный участок под строительство частного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. Сам факт получения подобного разрешения в стране, в те годы отвергавшей буржуазные ценности в виде индивидуального жилья в пользу домов-коммун, был сродни чуду, но Мельников – известный и востребованный архитектор, получающий заказы как на родине, так и из-за границы, автор советского павильона на Международной выставке декоративного искусства в Париже и большинства новых московских клубов – мест досуга для человека нового времени, и создатель первого саркофага для тела Ленина. Можно предположить, что именно этим объяснялась благосклонность власть имущих.

Проект собственного дома Мельникова был признан экспериментально-показательным, нового и экспериментального тут действительно было немало, например, форма здания в виде двух совмещенных цилиндров и особая конструкция стен – кирпичная кладка создавала ажурный каркас, благодаря чему строительство можно было удешевить; освободившиеся проемы в стене (их было около двух сотен) заполнялись строительными отходами, а остальные стали шестиугольными окнами. Процесс сооружения дома, окончательно построенного в 1929 году, вызвал немало слухов среди москвичей. Многие, например, всерьез утверждали, что под Арбатом строится подземный завод, а непонятные конструкции на поверхности – его трубы. И сегодня, когда с момента постройки минуло почти девяносто лет, Дом Мельникова выглядит как нечто инопланетное, но неизменно притягивающее всех, кто его когда-либо видел, поэтому давайте скорее зайдем внутрь.

Первая неожиданность, подстерегающая гостей, кроется сразу за входной дверью. Многие ожидают увидеть за ней буйство красок и форм, но здесь их не найти – посетителей встречает небольшая уютная передняя с вешалками для верхней одежды и полкой для головных уборов, на которой до сих пор лежат шляпы, принадлежавшие Константину Степановичу Мельникову и его жене, Анне Гавриловне. Чуть поодаль видна лестница на второй этаж, по которой нам ещё предстоит подняться, а пока, сворачиваем в коридор и попадаем в столовую, где почти ничего не напоминает об авангарде, разве что одно боковое шестиугольное окно. Небольшой буфет, стол овальной формы, стулья, светильник над столом – всё это создает эффект присутствия не в доме в самом сердце Москвы, а где-то на загородной даче. Кажется, что хозяева лишь ненадолго вышли на улицу по делам и скоро вернутся. На стене – написанные Виктором Мельниковым портреты членов семьи, особое место тут занимает портрет Анны Гавриловны Мельниковой, жены и музы, вдохновлявшей Константина Степановича на творчество.

Всё, что находится рядом со столовой, так же создает впечатление домашнего уюта: и кухня с предметами утвари – ровесниками дома, и две детские комнаты, и специальная гардеробная, где члены семьи переодевались после возвращения с улицы – наверх было принято подниматься только в домашней одежде. Проходя по коридору, нельзя не обратить внимания на небольшую лестницу вниз – спустившись по ней, мы ненадолго попадаем в подвал, где не только находится кладовая для продуктов, но и берут начало уникальные системы отопления и вентиляции, придуманные Константином Степановичем. Обе системы функционируют и сегодня – в доме, не оборудованном центральным отоплением и стеклопакетами, тепло даже в середине промозглого московского марта. Камень, которым облицованы стены в подвале, остался от цокольного этажа дома, когда-то стоявшего здесь, — ещё одно простое и функциональное решение. Вернувшись на первый этаж, стоит внимательно посмотреть на одну из стен напротив кухни. Два неприметных отверстия в ней – система связи между первым этажом и мастерской, Анна Гавриловна использовала их, чтобы звать мужа и детей на обед.

Поднимаясь на второй этаж, заранее ожидаешь увидеть там что-то необычное, но реальность превосходит все ожидания, да так, что просто захватывает дух, – мы находимся в гостиной Дома Мельниковых. В гостиной как нельзя лучше понимаешь, насколько гениально тут использовано пространство: первый этаж, предназначенный для приема пищи, готовки и прочих бытовых нужд, не предполагающих долгого нахождения там, — это приглушенный свет и низкие потолки. Второй этаж, как пространство для жизни, – это много света и воздуха. Свет поступает через простирающееся от пола до потолка окно, выходящее в переулок, а высокий потолок создает идеальную акустику. Здесь Мельниковы принимали гостей и проводили вечера, слушая музыку, — когда-то тут стояло пианино. В углу спрятано единственное в доме восьмиугольное окно; говорят, что сделать его Константин Степанович придумал ещё в процессе строительства, когда заметил луч от заходящего солнца, упавшего в будущую гостиную в этом месте. Рядом находится печь, сложенная Константином Степановичем, и рабочий стол: в 1942 году, когда его сын Виктор окончил Суриковское училище, старший Мельников отдал ему свою мастерскую, переехав в гостиную. В гостиной полно деталей, которые обязательно нужно увидеть, например, оригинальные светильники и ряд полок под книги и журналы; нетрудно догадаться, что всё это тоже создано Константином Степановичем. Кроме того, гостиная – именно то место, где соприкасаются два образующих дом цилиндра.

Зона гостиной четко отделена от ещё одного помещения на втором этаже – спальни. Глава семейства считал сон важнейшим источником восстановления организма, поэтому всё в спальне продумано до мелочей: стены окрашены золотистой краской (Константин Степанович говорил, что, благодаря этому цвету, в спальне «виден воздух»), поступающий из окон свет приглушен, а потолки такие же невысокие, как на первом этаже, но эффекта тесноты, характерного для спальных ячеек в домах-коммунах, тут нет в помине. Когда-то в спальне вообще не было мебели, кроме уникальных вырастающих прямо из пола кроватей, но они, увы, сохранились только на фотографиях; во время войны Анна Гавриловна с дочерью уехали в эвакуацию, а отец и сын Мельниковы остались дома. Зимой дров не было, поэтому печь приходилось топить разобранными кроватями. Сейчас о них напоминают лишь оставшиеся перегородки, отделявшие кровать родителей от детских кроватей.

Чтобы попасть в главное помещение дома – мастерскую, поднимаемся по винтовой лестнице со второго этажа на третий. Оказавшись наверху, понимаешь главную идею, заложенную старшим Мельниковым, и незаметную на первый взгляд: дом символизирует собой человеческую жизнь: от низменных потребностей мы поднимаемся выше и выше, пока не достигаем возможности создавать что-то самостоятельно, ведь возможности каждого человека поистине безграничны. Как и в гостиной, в мастерской много воздуха и света, но его источники находятся не в одном большом окне, а во множестве шестиугольных окон, пронизывающих комнату насквозь; работать тут – одно удовольствие. При желании, на мастерскую можно посмотреть сверху, — для этого есть узкая лесенка, ведущая на специальный антресольный балкон.

Константин Степанович рассматривал оттуда лежащие на полу эскизы, а его сын Виктор Константинович проводил там лекции по живописи для студентов. С балкона можно выйти на крышу, служившую в теплое время года местом для семейных чаепитий. В последние годы Дом Мельниковых стал объектом споров между потомками его создателя и государством. Умерший в 2006 году Виктор Константинович Мельников сначала завещал дом дочерям при условии учреждения там музея, но затем всё изменил, исключив обеих дочерей и завещав дом государству. Несколько лет назад Министерство Культуры приняло решение о создании музея и попросило прописанную и проживавшую в доме дочку Виктора Мельникова освободить помещение. Та отказалась и разразился грандиозный скандал, закончившийся её выселением в 2014 году. Все скандалы и суды не лучшим образом влияют на памятник авангарда – пока дом целиком не принадлежит государству, там невозможно сделать ремонт, в котором он сильно нуждается. Чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте лучше попробуем представить, какой была бы Москва, если бы ход истории сложился по-другому, и вместо хрущевских пятиэтажек, где-нибудь на юго-западе столицы, появились бы кварталы цилиндрических домов с шестиугольными окнами. До чего же мечтается хорошо!

Текст и фотографии — Евгений Лесняк Как найти: Кривоарбатский переулок, д. 10 (двор Дома Мельникова)

Внутренне убранство

Так как внутрь дома-мастерской мы не входили (записываться на экскурсию нужно за месяц и в день пускают всего 5 человек), то фото внутреннего убранства взяты с частного блога и с репортажа на meduza.io.

Итак, здесь нет привычной системы комнат: по сути, это однокомнатный трёхэтажный коттедж!

Всего три уровня. Первый уровень – жилой: столовая, кухня, туалет, детские комнаты. Второй – спальня. Третий – гигантская мастерская, где потолки в два раза выше.

Чтобы было понятнее, вот макет в разрезе.

В помещении 36 окон-сот. Высота стен от 2,6 до 5 метров.

Всё осталось в первозданном виде, как и почти 100 лет назад!

Архивные фото стоят прямо на лестнице.

Жилой этаж.

Начало строительства и архитектура

Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.

Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович.

Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки.

В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.

Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса.

Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов:

точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами.

Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.

Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Стоимость посещения

  • Вход на территорию двора бесплатный.
  • Посетить дом Мельникова самостоятельно, к сожалению, невозможно.
  • Посещение в составе организованной экскурсии стоит 600 р с человека, 300 р — льготный билет (цена актуальна на начало 2018 года). Купить билеты он-лайн можно здесь. В день принимают максимум 5 (!) человек.

Вот официальный комментарий музея: «Ограничение установлено специально, чтобы перекупщики не забронировали все билеты специальной программой. Дом Мельникова может принять в месяц не более 100 человек. К сожалению, мы не можем обеспечить более массовое посещение для всех желающих.»

Короче, в само здание попасть непросто, а вот погулять во дворе теперь может любой желающий.

Мельникова называют архитектором, опередившим время на десятилетия. Его дом в Кривоарбатском переулке есть в каждом учебнике архитектуры и его изучают студенты во всем мире. Более того, дом-мастерская входит в список объектов культурного наследия.

Забавно, что дом через 100 лет выглядит таким же современным и авангардным, как и в начале 20-го века. А ещё сюда всегда можно зайти во время прогулки по Арбату. 2 минуты пешком!

Как вам дом? Сходите?

Посещение Дома Мельникова возможно только в составе организованных групп с экскурсоводом.

Время начала экскурсий — 13:00 (В период с 1 ноября по 31 января — 12:00)

Экскурсии в Дом Мельникова проводятся ежедневно, кроме воскресенья и понедельника.

Просим с пониманием отнестись к тому, что до проведения консервационных и реставрационных работ из-за технического состояния Дома Музей имеет возможность проводить только одну экскурсию в день для группы не более 5 человек.

Билеты поступают в продажу на ресурсе Timepad автоматически в 11:00 по московскому времени дважды в месяц — на две недели вперед

Продажа билетов на посещение Дома Мельникова осуществляется исключительно через Timepad. Музей не несет ответственности за поддельные билеты, приобретенные через третьи руки.

Внимание: ресурс Timepad не бронирует билет на время ввода анкетных данных.

Продажа билетов на март 2021 года завершена. Билеты на апрель поступят в продажу 15 марта в 11:00 по московскому времени.

КУПИТЬ БИЛЕТ

Для покупки билета необходимо сообщить имя, фамилию и отчество посетителя согласно паспортным данным.

Будьте внимательны при вводе личных данных. Билеты именные, данные документов сверяются охраной Дома Мельникова с ФИО, указанными в билете. Заменить участника экскурсии невозможно.

Возврат билета возможен не позднее, чем за 24 часа до начала экскурсии.

Возврат осуществляется согласно правилам ресурса, где он был приобретен.

Непосредственно на экскурсии необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность:

для граждан РФ — паспорт гражданина РФ;

для граждан от 7 до 14 лет — свидетельство о рождении;

для граждан других стран — загранпаспорт;

Льготной категории граждан необходимо при себе иметь документ, подтверждающий право на льготу. В противном случае вас попросят доплатить сумму полного билета.

Доступ на экскурсию разрешается для детей в возрасте старше 6 лет при условии сопровождения их взрослыми посетителями.

Без предъявления документа, удостоверяющего личность, посетитель в Дом не допускается.

Продолжительность экскурсии — 1,5-2 часа.

Стоимость электронных билетов — 1000 руб., льготный — 500 руб.

Льготные категории посетителей:

Лица от 7 до 18 лет независимо от гражданства;

Студенты;

Пенсионеры-граждане Российской Федерации.

Адрес Дома Мельникова: Москва, Кривоарбатский пер., д. 10 (ст. метро «Смоленская», «Арбатская»).

Сбор группы осуществляется во дворе Дома Мельникова за 10 минут до начала экскурсии.

При себе необходимо иметь паспорт, билет в электронном или распечатанном виде, медицинскую маску и перчатки.

Перед началом экскурсии у посетителей будут проверять температуру бесконтактным способом.

Посетитель с температурой выше 37.5 на экскурсию не допускается.

Внутри Дома выдается специальная сменная обувь (одноразовые тапочки). При желании вы можете принести чистую сменную обувь с собой.

Если на экскурсию записан ребенок, просим родителей взять для него чистую сменную обувь.

Просим также учитывать, что в интерьерах дома Мельникова нет туалета для посетителей.

Перед посещением Дома просим вас ознакомится с Правилами экскурсионного посещения Дома Мельникова и осуществления фото– и видео съёмки:

Правила экскурсионного посещения Дома Мельникова.
  1. Посещение Дома Мельникова осуществляется по электронным билетам в составе экскурсионной группы, численность которой не должна превышать 5 человек.
  2. Экскурсии проводятся один раз в день, со вторника по субботу. Начало экскурсий в 13.00 (в период с 1 ноября по 1 февраля — в 12.00). Продолжительность экскурсии – 1 час 40 минут.
  3. Продажа электронных билетов на экскурсионное посещение производится на электронном ресурсе, ссылка на который размещается на официальном Интернет-сайте музея www.muar.ru в разделе «Посетителям Дома Мельникова».
  4. Электронные билеты на экскурсионное посещение являются именными. При бронировании необходимо указать фамилию, имя, отчество экскурсанта. Данные экскурсанта замене не подлежат.
  5. Доступ на экскурсии осуществляется только при предъявлении билета в бумажной или электронной форме и документа, удостоверяющего личность, в соответствии с датой, указанной на билете.
  6. В случае несовпадения данных, указанных в билете, с данными в документе, удостоверяющем личность, посетитель на экскурсию не допускается. В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, посетитель на экскурсию не допускается.
  7. Доступ на экскурсию разрешается для детей в возрасте старше 6 лет при условии сопровождения их взрослыми посетителями.
  8. В ходе экскурсионного посещения экскурсанты обязаны оставить верхнюю одежду и сумки (портфели, пакеты и др.) в прихожей Дома Мельникова и использовать одноразовую обувь, предоставляемую им бесплатно.
  9. В ходе экскурсионного посещения разрешается бесплатная любительская фото и видео-сьемка согласно утвержденным Правилам осуществления фото- и видеосъемки на территории объекта культурного наследия федерального значения «Экспериментальный жилой дом, 1927-1929 гг., арх. Мельников К.С.».
  10. В ходе экскурсионного посещения не разрешается: − прикасаться к предметам мемориальной обстановки Дома Мельникова (включая ковры, мебель, предметы декративно-прикладного искусства, предметы быта, книги, архивные материалы, живопись, графику, фотографии и др.), стенам, дверям, окнам, встроенной мебели, осветительным приборам и др.;прикасаться в предметам мемориальной обстановки Дома Мельникова (включая ковры, мебель, предметы декративно-прикладного искусства, предметы быта, книги, архивные материалы, живопись, графику, фотографии и др.), стенам, дверям, окнам, встроенной мебели, осветительным приборам и др.; − находиться в помещениях Дома Мельникова самостоятельно, без сопровождения экскурсовода; − находиться в помещениях Дома Мельникова в верхней одежде с сумками (портфелями, пакетами и др.); − проносить в помещения Дома Мельникова еду и напитки, а также любые предметы, которые могут нанести ущерб интерьерам или предметам мемориальной обстановки Дома Мельникова; − подниматься на внутренний балкон местерской на третьем этаже и террассу Дома Мельникова без разрешения экскурсовода.
  11. В случае несоблюдения посетителем настоящих Правил, Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых оставляет за собой право отказать в посещении Дома Мельникова, при этом стоимость билета на экскурсионное посещение не возмещается.
  12. Приобретая билет на экскурсионное посещение, экскурсант подтверждает свое согласие с настоящими Правилами и обязательство следовать им.
Правила осуществления фото- и видеосъёмки на территории Дома Мельникова.

Внутри Дома Мельникова и на прилегающей к нему территории разрешается бесплатная любительская фото- и видеосъёмка при условии соблюдения следующих ограничений:

  1. Полученные изображения могут быть использованы исключительно для личного потребления, не разрешается их публичное воспроизведение в печатном или электронном виде, использование в коммерческих целях и передача третьим лицам, за исключением размещения указанных изображений на личных страницах пользователей в социальных сетях.
  2. Съёмка на территории двора Дома Мельникова разрешается в часы, когда территория открыта для публичного посещения. Съёмка внутри Дома Мельникова разрешается в ходе экскурсионного обслуживания посетителей.
  3. Не разрешается съёмка посетителей Дома Мельникова и сотрудников Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых без их согласия.
  4. Не разрешается использование штативов и фотовспышки.
  5. На территории двора Дома Мельникова не разрешается съёмка с использованием профессиональной техники и дополнительного реквизита без предварительного согласования с Государственным музеем Константина и Виктора Мельниковых. Музей не приветствует использование территории двора Дома Мельникова в качестве места проведения фотосессий и фасадов Дома Мельникова в качестве фона для моделей.
  6. Условия проведения фото- и видеосъёмки для профессиональных целей оговориваются отдельными соглашениями между фотографом и Государственным музеем Константина и Виктора Мельниковых.
  7. Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых оставляет за собой право отказать в проведении съёмок без объяснения причин.

Мы просим с уважением относиться к истории Дома и памяти его автора Константина Мельникова, чья профессиональная карьера оборвалась в середине 1930х годов из-за поверхностного отношения к его архитектурным решениям и несправедливых обвинений в формализме.

При посещении двора Дома Мельникова просим вас соблюдать следующие правила.

По вопросам, не связанным с бронированием мест для посещения Дома Мельникова, вы можете обратиться по электронной почте: [email protected]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]