Грановитая палата: история
Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг
. В это время Москва, объединив вокруг себя княжества, становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам. В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». К строительству были привлечены архитекторы Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари.
В 1491 г. на Соборной площади, слева от Успенского собора началось возведение нового светского здания — Большой палаты. В последствие она была переименована в Грановитую, что связано с наружной обработкой фасада граненым камнем. Подобная отделка была характерна для итальянского архитектурного стиля эпохи Возрождения. Располагалось здание перед приемным покоем Кремлевского дворца. Вблизи была выстроена Средняя палата и Верхнее крыльцо. На крыльце сходилось три лестницы, именуемые Красным крыльцом, Золотой решеткой и Благовещенской папертью.
Красное крыльцо
Красное крыльцо — это площадка, перед входом в Святые сени. По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II. В 1682 г. на Красное крыльцо для расправы разъяренная толпа требовала свою царицу Наталью Кирилловну и ее сыновей: Ивана и Петра Алексеевичей. По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили.
И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В. В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем. Во время русско-польской войны в начале XVII в. живопись на стенах была повреждена. Восстановить изображения удалось только при царе Алексее Михайловиче. Работой занимался знаменитый живописец Симон Ушаков. В 1668 г. стенопись была полностью восстановлена, а в 1672 г. Ушаков детально описал изображенные на стенах рисунки. Это описание пригодилось гораздо позже, когда мастерам снова пришлось восстанавливать стены и изображения на них.
Южный фасад здания
Через 10 лет случился пожар, разрушивший дворцовые здания. Повреждения палаты были достаточно сильными. Восстанавливали здание при князе Голицыне. Работами по восстановлению в 1684 г. руководил Осип Старцев знаменитый московский зодчий.
Он заново реставрировал дворец. Сгоревшая белокаменная резьба была заменена новой, сохранившейся до сегодняшнего дня. Сдвоенные окна были украшены белокаменными наличниками и колонками, увитыми лозой винограда. Особого внимания заслуживала крыша, покрытая по золотому основанию цветным орнаментом. В 1696 г. случился еще один пожар и крыша сгорела. Что касается внутреннего убранства палаты, то оно неоднократно менялось. Первая роспись относится к концу XVII в. во время царствования Федора Иоанновича, лик которого запечетлен на царь-пушке. В этом периоде библейские сюжеты переплетались с бытовыми и историческими сценами. Стены были расписаны портретами великих русских князей, в том числе Рюриковичей: Святослава и Игоря Старого.
Вид Красного крыльца со стороны Колокольня Ивана Великого
При Петре I зал использовали для проведения комедий и прочих увеселительных мероприятий. Поэтому настенную живопись на библейские темы забелили известью. Во времена Павла I стены обили бархатом. Со временем бархат был снят, а настенная живопись была восстановлена по описи, над которой потрудился С. Ушаков. Восстановлением занимались в 1882 г. иконописцы братья Белоусовы по велению императора Александра III.
Стены говорят
Грановитая палата, возведенная в 1491 году итальянскими мастерами, была в то время самой большой не только в России, но и в Западной Европе. Площадь — 495 квадратных метров, высота — 9 метров, ширина стен — 1,5 метра. Здесь была сосредоточена вся политическая, духовная и светская жизнь государства: праздновал победы Иван Грозный, отмечал Полтавскую баталию Петр Великий, принимали послов и давали коронационные обеды. Грановитая палата и сейчас, несмотря на преклонный возраст — 528 лет! — продолжает исправно служить государству Российскому. Это здесь Президент России дает парадные обеды, когда приезжают с официальными визитами главы мировых держав.
Больше пяти веков всех заходящих сюда — а теперь и нас с вами — встречает удивительный небесный свод, покоящийся всего на одном столбе-пилоне. Шедевр архитектуры! На пилоне — изображения животных, каждое из которых олицетворяет качество, необходимое мудрому правителю. Всмотримся в божественные сюжеты на «небе». На них — Сотворение мира, созданного за шесть дней.
В седьмом мы живем сейчас.
И как же актуальны притчи на западной стене Грановитой палаты, направо и налево от входа! Мы видим судью, который берет взятку: мешок с деньгами и золотой кубок. Богатого, но виновного судья отпускает. Бедного, и невинного сажает в темницу, ангелы несут ему венец мученика. Но пока неправедный служитель Фемиды веселится со своими друзьями, внизу открывается страшная пасть — геенна огненная, куда опускается опутанная узами-грехами душа судьи. Надпись гласит: «Судия неправедный пирует, а душа его зле во ад исходит. О горе судиям неправедным».
Чем не борьба с коррупцией! Чем не наглядное напоминание «людям государевым» о службе на благо Отечества…
Старинный Кремль угрюмо задремал Над берегом реки оледенелой, И колокол гудящий замолчал, Затворен храм и терем опустелый. Как старый Кремль в полночной тишине Является и призрачен, и страшен, В своей зубчатой затворясь стене И вея холодом угрюмых башен! Николай Огарев
Повернемся на 180 градусов, к восточной стене, которая согласно традициям древней Византии всегда являлась главной; по легенде, на востоке находится рай. В Византии юго-восточный угол был императорским; у нас его станут называть «красный угол» и всегда ставить здесь кресло хозяина. Стоял здесь и трон государя — до последнего российского императора Николая II. А на стене — изображения первых князей династии Рюриковичей — Рюрика, Святослава и Игоря — дедушки, папы и внука. Рядом их потомок, святой князь Владимир, крестивший нашу страну в 988 году. С ним его двенадцать сыновей, коих он поучает жизни…
Поворот к южной стене — и перед нами уже царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, правивший 14 лет. Именно при нем Грановитая палата была расписана сюжетами, которые мы видим сегодня. Федор Иоаннович умер в 41 год, бездетным, после его смерти пресеклась древняя династия Рюриковичей, дольше всех — с IX по XVI век — правившая в Европе. А рядом с ним, протягивая руки к престолу, стоит брат его жены — царицы Ирины, Борис Годунов, фактически соправитель царя, стремившийся к власти.
Борис Годунов был венчан на царство. Но это не принесло счастья его семье. Правил он всего семь лет. А потом, после его внезапной смерти в Смутное время, убивают жену и сына, дочь уходит в монастырь. Встал вопрос о самом существовании нашего государства. Но мы выстояли, на престоле появилась новая династия Романовых.
Для первого государя Михаила Федоровича и будут строить терема в Кремле в начале семнадцатого века.
Но мы еще идем по пятнадцатому.
Грановитая палата — достойный памятник русской архитектуры
Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи
. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата. Представляет она собой большой торжественный зал. Особую красоту ему добавляет система крестовых сводов. Эти своды опираются на центральный столб. Зал поражает своими размерами: площадь составляет 495 кв. м, высота 9 м. Днем его освещает солнечный свет из 18 окон, расположенных с трех сторон.
Святые сени, южная сторона
В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи — библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы. Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда».
Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один портал.
Интерьер палаты
Убранство палаты
Вся палата представляет собой единый квадратный зал площадью 495 кв. м, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Стены и своды величественного зала расписаны сверху донизу. Великолепные фрески на сюжеты русской и церковной истории поражают каждого, кому посчастливилось увидеть их воочию. Их выполнили приглашенные Александром III художники братья Белоусовы из села Палех Владимирской губернии по той же описи Ушакова.
Современный вид палаты с выходом в Святые сени
На западной части свода изображен Саваоф, которого окружают девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, престолы и троны. Другие сюжеты изображают Сотворение Мира. На склонах свода, переходя от небесного к земному, показаны праотцы, пророки и евангелисты. На стенах написаны сюжеты из русской истории, а также библейские притчи и сказания. Росписи на восточной стене иллюстрируют повесть XVI века «Сказание о князьях Владимирских» с идеей богоизбранности Московского царства, ставшего «третьим Римом», то есть наследником Рима и Константинополя, древних центров христианства. «Сказание» показывает связь династии Рюриковичей с родом римского цезаря Августа. Когда-то император Август отдал часть своих земель между Вислой и Неманом своему брату Прусу. Через 14 веков новгородцы пригласили прусского князя Рюрика к себе на княжение. На стенах мы видим первых Рюриковичей, правивших на Руси в IХ-Х веках: Рюрика, Игоря, Святослава и, наконец, князя Владимира, крестившего Русь в 988 году и этим поставившего ее в один ряд с европейскими государствами. Другая иллюстрация к «Сказанию», на южной стене, показывает принесение царских регалий на Русь из Византии, что говорит о наследовании власти московскими правителями от византийских императоров. На юго-восточной части стен изображен сын Ивана Грозного Федор — последний представитель династии Рюриковичей. Рядом — Борис Годунов, брат царицы, в то время соправитель Федора. Историки связывают с Борисом Годуновым и ветхозаветный сюжет об Иосифе Прекрасном на северной стороне палаты. Иосиф был не только красив, но и умен. Ему удалось стать советником египетского фараона и впоследствии получить царский венец из его рук. Сюжет показывает, что мудрый правитель может стать царем, даже если он не царского рода. Как известно, Борис Годунов был царским конюшим, затем стал царем. Росписи на западной стене иллюстрируют притчи о праведном и неправедном судье. Праведный судья призвал некоего царя к справедливости, и тот жестоко наказал своего родственника, не явившегося в суд по иску простой женщины. Неправедный судья получил взятку — драгоценный кубок и мешок серебра — и отправил в темницу невиновного человека. Судья развлекается на пору, а его душа спускается в ад. Сюжет напоминает: на Страшном Суде люди будут отвечать за свои поступки вне зависимости от своего иерархического положения.
В откосах оконных проемов изображены 24 представителя рода Рюриковичей, в том числе князь Даниил (сын Александра Невского), Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный — овеянные славой правители.
Столп в древности был окружен полками (ставцами), на которых стояли позолоченные и серебряные кубки, блюда и прочая столовая утварь. Такая посуда по русскому обычаю была второй по важности после икон частью убранства. Ее при всяком удобном случае выставляли напоказ, желая поразить гостей
Центральный столп палаты украшен белокаменными рельефами с росписью и позолотой. Изображения животных трех стихий — земной, водной и небесной — напоминают о чертах достойного правителя. Дельфин символизирует правителя, заботящегося о своих подданных. Олень — символ власти, силы и могущества; журавль — символ благоразумия и осторожности; пеликан — символ самоотверженной любви; крылатый змеелев — символ соединения мудрости и силы.
Зал освещают 18 окон, 4 паникадила из темной бронзы древнего образца и 20 настенных бронзовых подсвечников.
Интересные факты:
- Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось 50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;
- Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.
Описание
Постройка двухэтажная. На втором этаже расположен Парадный тронный зал русских государей. Здесь принимали иностранных послов, обсуждали самые важные государственные вопросы, устраивали пиры по случаю приезда иностранных гостей, отмечали значимые военные победы. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр Первый — над шведами в Полтавской битве. Зал был предназначен для самых важных церемоний и стены его видели всех правителей русского государства.
Итальянские мастера при строительстве учитывали и русские традиции — зал был построен по подобию монастырской трапезной с единственным подпорным столбом по центру. Площадь палаты почти 500 кв. метров, стены ее украшены нравоучительными фресками.
Принятую в православных церквях полотенечную роспись по низу стен дополняют богатые фрески духовного содержания на стенах и сводах.
Древние росписи не сохранились. Те, что мы видим сегодня, выполнены в конце XIX века перед коронацией Александра III художниками из Палеха братьями Белоусовыми.
Сюжеты росписей взяты из библии, есть иллюстрации из древнерусской литературы, а также изображены и реальные исторические персонажи.
Главная стена — восточная, выходящая на Соборную площадь. Здесь стоял царский трон, а за спиной государя были изображены первые правители Рюриковичи — Рюрик, Игорь и Святослав. Во втором ярусе с обеих сторон от окна — история призвания варяг на Русь. Идея росписи — показать, насколько глубоки корни власти московских правителей, показать, что их власть законна.
Здесь же мы видим Владимира Святославовича, крестителя Руси. Он представлен со своими 12 сыновьями. Еще 24 представителя этого рода, в том числе Иван Калита и Иван Грозный, изображены на оконных откосах.
В Грановитой палате каждая деталь имеет свой смысл. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Рельефы, которые мы видим на столбе в центре зала, представляют фигурки животных, которые характеризуют правителей.
Каждое из животных олицетворяет добродетель, которой обладает правитель. Он может иметь силу и власть, но при этом обладать добротой оленя, самопожертвованием пеликана и осторожностью журавля, он может быть гибким, как змея и храбрым как лев. Изображение птицы, убивающей змею, символизирует победу добра над злом, а дерево в центре композиции — итог процветающего государства, дельфины рядом с деревом — символы правителя, заботящегося о своих подданных и своем государстве.
Здесь изображены все, кто в той или иной мере принимал участие в становлении русского государства. Юрий Долгорукий (начало Москвы) и Дмитрий Донской, защитник Отечества Александр Невский и первый русский царь Иван IV.
Как и любое историческое место, Грановитая палата окружена легендами и историями. По одной из них, во времена Петра принимать участие во всех церемониях могли исключительно мужчины, а царицы и царевны наблюдали за происходящим из тайника (потайной комнаты на верхнем этаже). На самом деле, согласно историческим документам, тайник, действительно, существовал, но он появился после пожара и перекладки кровли в конце XVII века. В тайнике хранили мебель, которую доставали для приема гостей.
Грановитая палата, украшенная росписями, прекрасно вписалась в русскую традицию. Ее стены заполнены библейскими сюжетами, в том числе мы видим изображение истории о библейских царях Давиде и Соломоне, назидательные сюжеты о праведном и неправедном судьях и рассказ о прекрасном Иосифе.
Грановитая палата известна всему миру. Торжества в ней освещала не только российская, но и мировая печать. Еще в 1855 году лондонская «Times» извещала о коронации Александра II. Выставленные богатства, золото, серебро и драгоценные камни поражали гостей и вряд ли, кто из них видел когда-нибудь такое великолепие.
Грановитая палата сегодня
После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в 2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.
Интерьер палаты
В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в XVII в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в. привлекли специалистов из Великобритании. Только в Великобритании нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитками. Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.
Интерьер палаты
В ходе проведения реставрации нашли порядка 3000 археологических предметов, в том числе, Золотую брошь, которую передали в Оружейную палату.
Грановитая палата — один из представительских залов при Резиденции Президента РФ. Попасть в Московский Кремль на экскурсию в Грановитую палату можно только по предварительной записи.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 4.40 [20 Голоса (ов)]
← ДВОРЦЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Святые сени
Святые сени — это продолговатая палата, в которой встречали гостей, приглашенных к государю. Здесь же священники кремлевских церквей первыми встречали монархов после коронования и во время высочайших выходов и благословляли их. Название произошло от росписей на стенах с сюжетами из Священного Писания. Древние фрески не сохранились.
Название «сени» происходит от славянского слова «сень», обозначающего «кров» или «место перед домом, покрытое кровлей»
В 1847 году художник Федор Завьялов вновь расписал стены. Три сюжета повторили старые росписи, чему помогла опись, составленная в XVII веке придворным иконописцем Симоном Ушаковым. Эти сюжеты — «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Еще два сюжета связаны с русской историей: «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву» и «Выбор веры киевским князем Владимиром».
Над сенями есть небольшая потайная комната, откуда царицы и царевны могли скрытно наблюдать через решетчатое окошечко за приемом иностранных послов и другими церемониями, где им не полагалось присутствовать.
Особенную пышность и великолепие сеням придают шесть резных позолоченных дверных порталов (причем три из них ложные, сделаны для симметрии в XIX веке). Двери ведут на три стороны — в Грановитую палату, во Владимирский зал Большого Кремлевского Дворца и в Теремной дворец.
Красное крыльцо
Основная статья: Красное крыльцо
Император на Красном крыльце (XIX век)
Ф. Я. Алексеев
Благовещенский собор и Грановитая палата
, 1811.
На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили российские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина[источник не указан 1015 дней
] и в 1994 году снова восстановлена.
Лестница состояла из 32 ступеней. Была построена из белого камня, ступени покрыты железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха (площадки). На каждой площадке стояла каменная вызолоченная фигура льва. По левой стороне лестницы стояли каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы. Кровля верхней площадки в виде бочки. Шатёр нижней площадки был установлен на каменную арку с резными орлами. Во время пожара 1696 года кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась. Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой. В XVII веке её также называли Большой и Красной. У входа лестница закрывалась позолоченной железной решеткой.
Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул.