История ВВЦ (или ВДНХ) насчитывает уже более 70 лет. И, как у любого объекта со столь длинной и странной историей, есть немало секретов и тайн, недоступных простому обывателю. В общем, если вы приезжаете на ВДНХ не только за тем, чтобы покататься на колесе обозрения, роликах или сфотографироваться у фонтана, то этот рассказ Вас заинтересует.
Например, мало кто знает, что на территории ВВЦ есть настоящий бункер, павильоны в «саркофагах» с великолепной отделкой. А про то, что во время войны здесь находилась школа разведчиков?
Посетить экскурсию «Мифы и легенды ВВЦ» я собиралась достаточно давно. И как- то раз, прогуливаясь по территории Выставочного центра, увидела экскурсионное бюро (находится слева от Центрального входа ВВЦ). Общительный менеджер выдал мне буклет с описанием экскурсий и посоветовал записаться на экскурсию по телефону. Так я и поступила, записавшись на удобный мне день.
Сбор группы проходил около помещения Экскурсионного бюро. В группе было около 15 человек, но это не помешало, ведь нам всем выдали радио — аппаратуру. Экскурсовод, Ирина Сиренко, начала рассказ.
ВВЦ – это Рай на Земле
В далеком 38 году на территории, где находилась ВСХВ- ВДНХ-ВВЦ, была густая дубрава, в теплое время здесь жили цыгане и разные артисты. Но Архитектор Вячеслав Олторжевский, чей проект победил в тендере, выбрал именно это место и спроектировал гениальный план выставки.
Однако, при детальном рассмотрении можно увидеть, что план то напоминает… рай на земле. Мистика очевидна: на схеме главного плана проекта можно было явно разглядеть православный крест, в центре которого располагалось подобие Солнечной системы. Площадь механизации на этой схеме стала Солнцем, а вокруг нее по своим орбитам расположились девять выставочных павильонов-планет. Павильоны должны были, по версии архитектора, закрутиться вокруг статуи Ленина. Однако задумку не оценили. Госкомиссию по ВСХВ возглавлял верный борец с религией Лазарь Каганович, который в то же самое время занимался строительством метро.
Народная молва не унималась: «Если Олторжевский строит рай на земле, то что же тогда под землей строит Каганович?».
В общем, Олторжевский был отправлен в лагеря, так и не дождавшись открытия выставки, которое состоялось в 1939 году.
А между тем, в основу проекта ВДНХ лег его план, только фигуру Ленина заменила на статую Сталина. Мало того, что архитектора сослали, так еще и фамилию на плане поставили другую – Сергея Чернышева. Именно он много лет считался истинным архитектором ВСХВ (ВДНХ).
Рабочий и колхозница
Всемирная выставка 1937 года в Париже проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.
Всемирная выставка, снимок с «птичьего полета»
Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования — она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.
Документальное видео о советском, немецком и испанском павильонах
Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году — на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось:
«Павильон Союза ССР должен сам служить как бы экспонатом выставки, демонстрирующим расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека».
Б.М. Иофан.Проект павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г.
Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех.
«Через тридцать лет, — писал французский журналист Филипп Ламур,– когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, — это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».
Всемирная выставка в Париже. Вид на советский павильон
Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу — великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.
Советский павильон Немецкий павильон
А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства — в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.
В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника — советского павильона. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала — вперед, а затем — ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты — рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.
Противостояние советского и фашистского павильонов
По замыслу Шпеера павильон Германии, который был построен выше в форме римской цифры III должен был сдержать этот напор. У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха «Товарищество», чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии .
Йозеф Торак, Скульптура «Товарищество» Вид из немецкого павильона на советский
Шпеер против Иофана с Мухиной. Орел против серпа с молотом. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Германия против СССР. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Однако фантастическая динамика статуи, подчеркнутая нарастанием архитектурных масс павильона, настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая башня перед скульптурами не только не останавливала их стремительного бега, но казалась просто неуместным препятствием.
Скульптура производила огромное впечатление как на друзей, так и на врагов и вызвала резкую поляризацию среди парижских белоэмигрантов. У наиболее черносотенной части это проявилось в неприкрытой ненависти, прорывавшейся в самых различных формах. В эмигрантских газетах появились эпиграммы и карикатуры на статую, в общем довольно беззубые. Однако были нападения и более серьезные.
Внутри советского павильона Внутри немецкого павильона
Замков, помощник Мухиной, вспоминал: «Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании, и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана. И не зря. Один из тросов оказался подпиленным. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются».
Кажется, к вечеру того же дня появились молодые люди из дружественного н нам крыла эмигрантских кругов: они услыхали о готовящейся диверсии и прибежали предупредить. С этого дня и до конца работы, пока кран не был снят и статуя не оказалась в безопасности, патрули из числа эмигрантской молодежи по 4-5 человек каждую ночь охраняли лебедки, вынесенные далеко за пределы строительной площадки павильона.
Вспоминается, что французские и особенно испанские рабочие, проходя мимо строительства, заходили на площадку и приветствовали стоявшие еще на земле огромные головы статуй высоким движением руки с сжатыми в кулак пальцами — общепринятым в то время знаком международной солидарности рабочих».
Фрагмент документального цветного фильма о Всемирной выставке
Оригинальный текст: https://varjag-2007.livejournal.com/802957.html
Рабочий и колхозница: профиль в юбке
Символ ВВЦ — скульптура «Рабочий и колхозница», вынесла на своем веку многое. Еще в процессе ее сознания на скульптора Веру Мухину был написан донос, что якобы в юбке работницы просматривается профиль Троцкого. Но, слава богу, делу не был дан ход, и фигура была закончена. Я специально ходила кругами вокруг скульптуры, но ничего не заметила. Наверное, не туда смотрела J.
Первоначально статую хотели поставить в Рыбинке ( на то место, где сейчас стоит фигура Волги-матери). Однако, после успеха скульптуры на Парижской выставке 1935 года стало понятно, что скульптура должна стоять только в столице. Кстати в Париже тоже произошла необычная история. Дело в том, что скульптура должна была стоять напротив павильона Германии. На месте оказалось, что он по размерам в разы превышал скульптуру. Именно тогда, оперативно, было решено поставить «Рабочего и колхозницу» на высокий постамент. Газеты писали, что символ ВВЦ был выше павильона Германии ровно на серп и молот. А вы как считаете?
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»
Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стала не только ее главным произведением, увековечившим имя художника, но и настоящим символом Москвы и всей России.
С удивлением узнала, что существует целый музей, посвященный ее творчеству и созданный прямо под недавно реконструированной скульптурной композицией на ВВЦ. Как замечательно, подумала я, что можно познакомиться детально с историей создания павильона-постамента в условиях непростой эпохи. Ведь композиция стала для страны не только художественным, но и политическим событием предвоенной поры. Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б.М. Иофану. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры.
Павильоны СССР и Германии находились на выставке напротив друг друга. Немцы долго следили за строительством советского павильона. И когда тот был достроен, они решили сделать свой на 10 метров выше, поставив сверху башню, а на нее орла. Сама Вера Мухина говорила, что орел смотрелся довольно жалко из-за непропорциональности всего сооружения.
Зато наша скульптура поразила тогда всех: о ней много писали и говорили. Подходя к музею, я предвкушала, что разузнаю подробности создания павильона и найду для себя ответ, что же все-таки больше всего покорило тогда и простых людей, и всемирно известных художников, архитекторов и поэтов. Говорят, что динамичная скульптура с ее эмблемой мирного труда, серпом и молотом, была видна отовсюду — с любого ракурса и расстояния.
Немного о самом Музейно-выставочном . Его торжественно открыли 4 сентября 2010 г. в воссозданном павильоне-постаменте в пропорциях, которые повторяют павильон 1937 г. на Всемирной выставке. Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65,5 м, высота — 34,5 м, сама скульптура высотой 23,5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов. Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек. Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал. На верхний этаж можно подняться на лифте, а можно и по очень удобному пандусу, что немаловажно для людей с ограниченными физическими возможностями.
Каково же было мое разочарование, когда, купив билет, и спросив, с чего мне начать осмотр экспозиции, мне сказали, что музея-то уже нет. От него остался только один макет на первом этаже. А я так рассчитывала увидеть экспозицию музея. В интернете ведь сообщалось, что здесь представлены архивные материалы и фотографии, а также макеты сооружений, скульптура, живописные работы, мемориальные вещи, которые принадлежали Б. Иофану и В. Мухиной. Все это предварялось просмотром документального кино.
Вот такое отношение к бесценному культурному наследию. Причин закрытия музея выяснить у сотрудников не удалось. Ничего не оставалось делать, как написать негативный отзыв руководству музея с призывом его восстановить. Оказалось, что я не одинока и, возможно, к этому вопросу вернутся в декабре уже этого года. Как говорится, есть надежда.
А пока Музейно-выставочный работает как площадка для периодических выставок. Мне предложили посмотреть выставку, посвященную Московскому зоопарку, которому исполнилось 150 лет. Что я и сделала. Она называется «Как построить зоопарк?». Кстати, она работает до 2 декабря 2014 г.
Выставка «Как построить зоопарк?» посвящена истории зоопарка как части развития большого мегаполиса. Экспозиция представляет зоопарк, который скрыт от постороннего взгляда. Здорово рассказано о людях, в обязанности которых входит забота о животных, о правилах составления рациона питания зверей и даже как им даются клички. Здесь и анималистика, и видеоинсталляция, и живопись, и скульптура. В экспозиции имеются любимые не одним поколением детей иллюстрации Н. Радлова к книге «Рассказы в картинках». Она впервые была издана в 1937 г. Для детей экспозиция будет интересна тем, что здесь предоставлена возможность самим попробовать себя в анималистике или поиграть в разные игры, которые придуманы сотрудниками зоопарка. В общем, есть что посмотреть, но все же нет главного – настоящей музейной экспозиции.
Как добраться От метро ВДНХ пройти пешком минут 5 до пр. Мира, 123 Б.
И напоследок фотографии с выставки:
Центральный павильон ( Дом дружбы народов)
Центральный павильон «Дружбы народов» — один из самых красивых на ВВЦ. Это то самое здание с высоким шпилем. На Здании можно увидеть барельеф «Советскому народу – знаменосцу славы», а также 16 гербов советских республик. Ключевой вопрос: почему 16? Ведь советских республик было 15.
Вся фишка в том, что во время строительства павильона республик было действительно 16 , включая Карело-финскую республику. Когда последняя вышла из состава СССР, в 1956 году, изображение с герба стерли. Но сама круглая форма на фасаде осталась, безымянная.
Бункер на ВВЦ (ВДНХ)
Было время, когда Россия находилась в состоянии холодной войны, и по всей территории России строились бункеры на случай атак. ВДНХ не стало исключением. Бункер находится прямо в здании Дома дружбы народов. Данное строение создавалось для Сталина, но по архивным справкам, бункером так никто и не воспользовался. Интересным фактом является также то, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед Павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали.
Вместимость бункера – 300 человек. Здесь есть комнаты отдыха, комната для ранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для Генерального секретаря. Оборудование позволяло находиться под землей в течении 2х суток. До 1971 года в бункере регулярно пополнялись запасы провизии и воды.
Сейчас этот объект действующий, находится под охраной МЧС. Для приведения его в состояние готовности требуется 6 часов. В общем, если что, теперь я знаю, куда бежать.
Нашу группу завели туда буквально на 15 минут. Честно говоря, бункер довольно не глубокий, смотреть там особо нечего. Но сам факт!
Время, которого больше нет: история ВДНХ в документальных фотографиях
Мечта, оказавшаяся миражом
На выставке можно увидеть всю историю ВДНХ — с момента ее создания до наших дней. «ВДНХ – это парадный, невероятно блестящий символ светлого советского будущего, который мечтали увидеть миллионы людей со всего Советского Союза. С одной стороны, это дивная сказка, которая, по сути, оказалась миражом, с другой стороны — невероятный образец советской архитектуры, амбициознейший проект, который надо обязательно увидеть и изучить», — говорит Лина Краснянская.
Изобилие и красота
На парадных фотографиях в выставочном пространстве представлены павильоны ВДНХ образца 1954 года — именно в этот год состоялось послевоенное открытие Выставки достижений народного хозяйства. На снимках действительно запечатлено «время, которого больше нет».
Павильон «Азербайджанская ССР» Интерьер первого и центрального залов, 1954 год
Лина Краснянская: «Это очень интересный исторический документ со всех точек зрения. Это фотографии, которые созданы людьми в определенных условиях, и этих условий никогда больше не будет. Людей, которые так снимали, тоже больше не будет. Это интереснейший архив жизни, которой больше нет и, как может показаться, никогда и не было. Советский Союз 1954 года — как Атлантида, вот только на самом деле время это было достаточно недавно – не тысячу, а пятьдесят лет назад. Но между сегодня и тогда — гигантская пропасть».
Михаил Розанов: «Замечательная работа — мне очень нравится этот имперский стиль. Кадр послевоенный: здесь показан народ-победитель, страна-победитель. Это благополучие видимое, конечно, — настоящая жизнь была совсем другая, это очевидно, но жить без мечты довольно сложно. И вот здесь идет визуализация именно мечты — для людей это была цель, так и должно было быть. Изобилие и красота — мраморные колонны и дворцы, которые принадлежат народу».
Павильон «Грузинская ССР» (утрачен в 1965 году). Производственная гимнастика, 1963 год
Ход истории на выставочном примере
Осмотр экспозиции можно начать с фотографий 1930-х ходов, остановиться у кадров следующего десятилетия и проследовать далее в 1950-е, когда состоялось триумфальное послевоенное открытие новой всесоюзной выставки.
Главный павильон. Фонтан «Дружба народов», 1954 год
Михаил Розанов: «Замечательная, очень красивая фотография Первого павильона через фонтан Дружбы народов. Она очень атмосферная, здесь много неба, очень хорошая по свету. Видите, как фонтан «работает» на небо? Довольные люди гуляют, все прекрасно — это и есть мечта. Союз нерушимый республик свободных — все скульптуры, как сестры, стоят под солнцем, и все хорошо».
Павильон «Армянская ССР». Зал тяжелой промышленности, 1961 год
В 60-е годы идею демонстрации достижений союзных республик сменяет научно-технический прогресс на фоне хрущевской борьбы с излишествами, и это наглядно демонстрирует фотолетопись новой эпохи. На ВДНХ приезжает после своего легендарного полета Юрий Гагарин. Совсем иначе, если сравнивать с другими павильонами, выглядит «Космос» — цели и задачи ВДНХ трансформируются.
Лина Краснянская: «Это был уже другой вектор — вектор производства, промышленности. На ВДНХ стремились показать, что Советский Союз впереди планеты всей и в области науки. Мы первые в космосе, мы делаем самые большие машины, мы проектируем грандиозные объекты. Выставка становится местом, где демонстрируются все достижения Советского Союза, советского народа в течение многих, многих лет».
Павильон «Механизация». Внешний вид, 1954 год
Михаил Розанов: «На всех представленных в экспозиции кадрах есть эффект документалистики — это жизнь, это все живое. Мы делали цифровую версию авторских негативов, не вмешиваясь в авторское решение. Для меня самая интересная по композиционному решению — это работа с павильоном «Космос». Здесь нет ничего лишнего, она очень четко выстроена, она с «заходом», в ней есть движение. Одновременно присутствуют и статика, и динамика. Очень круто снято».
Лица эпохи
В летописной фотохронике можно видеть лица почетных гостей Выставки достижений народного хозяйства. ВДНХ времен СССР — это не только место притяжения для советских граждан, но и обязательная площадка для визитов людей, имевших значение для советского государства или советского народа.
Космонавт Ю. Гагарин и кубинский революционер Э. Че Гевара поставили свои подписи под документом учредительного съезда о создании Общества советско-кубинской дружбы. Первым президентом общества стал Ю. Гагарин, 1964
На снимках — первый космонавт Юрий Гагарин и не менее легендарный Че Гевара, во главе делегации братского индийского народа мы видим Джавахарлала Неру, а вот ВДНХ посещает герцог Эдинбургский — принц Филипп, и многие другие.
Трансформация мечты и новые амбиции
Закат СССР и переходный период 90-х годов на выставке представлен сжато: «в девяностые годы на ВДНХ все было очень сложно». Современная история ВДНХ предстает на кадрах уже современных фотографов — Максима Мармура и Михаила Розанова.
«Мы заканчиваем выставку современными архитектурными фотографиями, когда ВДНХ переживает свое преображение. Павильоны реставрируются, выглядят практически такими, какими они были в самом начале и какими они не были уже очень давно. Мы можем увидеть, как начинается новая жизнь, появляются и реализуются новые амбиции и замыслы», — объясняет замысел один из кураторов, Лина Краснянская.
Михаил Розанов, Павильон «Советская культура» (до 1964 года — павильон «Узбекская ССР»), 2021 год
Программа межмузейного обмена «Резидент», в рамках которой проходит выставка, стартовала на ВДНХ в 2021 году, проект можно условно разделить на два ключевых направления: «Москва» и «Россия». Ранее москвичи и гости столицы могли увидеть экспонаты из Государственного музея В.В. Маяковского, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музея М.А. Булгакова, Самарского художественного музея. Сейчас на ВДНХ представляет экспозицию один из старейших музеев Поволжья: в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Коллекция Ульяновского художественного музея: Поленов, Пластов, Пикассо и не только».
О выставке «История мечты»:
Даты: 31 июля 2021 — 12 января 2021 года.
Место проведения: павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ, Москва.
Время работы: вторник — воскресенье с 11:00 до 22:00.
Стоимость: взрослые — 300 рублей, дети от 6 до 16 лет, студенты дневных форм обучения и пенсионеры — 100 рублей.
По будням с 11 до 15 часов, а также в третье воскресенье каждого месяца в течение всего дня для всех гостей вход на выставки проекта «Резидент» бесплатный.
Тайны Фонтана дружбы народы
Кто из нас не бродил вокруг фонтана на ВВЦ, пытаясь понять, где какая девушка? Так вот, девушка с прической « а-ля Тимашенко», с косой вокруг головы – это Россия, справа и слева от нее – Белоруссия и Украина. Девушек опять же 16. По той же самой причине, что и количество гербов на Доме дружбы народов. Да — да, из-за Карело-финской республики (на фонтане это девушка с Елочкой). Однако убрать ее было нельзя – вся конструкция фонтана была бы не работоспособной. Говорят, что создателя фонтана на этот образ натолкнул… танец цыганок, случайно увиденный архитектором в дубовой роще. Но это только легенда J.
Девушек приказано было надеть в золотой наряд самим Сталиным : «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется?». Когда бьет Золотой колос, то струя его достигает высоты шестиэтажного дома. Однако, этого явления давно никто не видел, фонтан требует реставрации.
Второй павильон ВВЦ (ВДНХ) (сейчас павильон Армения)
Интересная история, если посмотреть на убранство павильонов первой очереди, можно понять, какую область он символизировал. По первоначальной задумке, павильоны символизировали географическую область: Сибирь, Ленинград, Узбекистан и т.д. И только спустя какое-то время концепцию поменяли, и павильоны переименовали в честь направления деятельности: Металлургия, Животноводство и т.д.
На павильоне Армения можно увидеть барельефы в виде голов скота, дичь, многочисленные шишки. Ранее здесь был павильон Сибирь. Фасад украшают фигуры, которые символизируют 6 основным профессий сибиряков: ученый, агроном, животновод, колхозница, рабочий, охотник. Самое прикольное, что можно войти в павильон и осмотреть интересные фрагменты того, что сохранилось. Внутри остался круглый дегустационный зал армянских коньяков. Но особого внимания заслуживают две мраморные вазы, находящиеся в первом зале.
Экспозиция
Музей Веры Мухиной (Феодосия) представляет вниманию посетителей 5 тематических разделов:
- «Детство и юность скульптора»;
- «Учеба за границей»;
- «Творчество Веры Мухиной до 1941 года»;
- «Деятельность скульптора в годы ВОВ»;
- «Последний период творчества Мухиной».
Среди наиболее интересных экспонатов музея можно отметить восковые и гипсовые модели произведений. В их числе:
- эскизы к памятнику М. Горькому и скульптурной композиции «Наука»;
- гипсовые модели «Дары земли» и «Дары воды»;
- проект фонтана «Жар-птица»;
- 2 эскиза к монументу «Рабочий и колхозница»;
- проекты памятников «Героям Севастополя» и «Героической авиации» и др.
Стонущие колонны павильона «Культура» на ВВЦ (ВДНХ)
Честно говоря , «Культура», один из самых моих любимых павильонов на ВВЦ. Воздушная беседка перед павильоном, изразцы на стенах, изысканная восточная архитектура. На выходных здесь проходит много свадебных фотосессий. Так вот, раньше это был павильон Узбекистан, за ним располагалась настоящая Чайхона. Павильон построен в духе узбекского дома лучшими мастерами из Узбекистана: нет окон, но зато все стены красиво украшены.
Много легенд связано с беседкой. Смотрители ВВЦ говорят, что иногда беседка по ночам издает стонущие звуки. Сорок колонн воздушной беседки символизируют 40 жен Падишаха, жившего несколько веков назад. После гибели своего повелителя, колонны (то есть жены) начали стонать от горя. Проверить это можно только ночью, пробравшись мимо злостных охранников. Я пока еще не проверяла, надо как-нибудь заняться летом. Крыша беседки выкрашена в ярко синий цвет – это тоже не случайно. Говорят, что небо в Узбекистане отличается по цвету от московского, вот нам и показали строители разницу. Мол, завидуйте! В павильон надо обязательно зайти. В нем сохранился резной потолок, люстры, а узор внутренней стены полностью повторяет рисунок с внешней стороны.
Павильон «Ленинград» ВВЦ (ВДНХ) снаружи и внутри
Павильон Ленинград, был построен в духе русского классицизма. Об этом говорят установленные на постаментах античные скульптуры. Вокруг павильона вся было выдержано в духе классицизма, даже был разбит регулярный парк. За павильоном сохранился бассейн, скульптура, и то, что осталось от ландшафтного дизайна. Внутренне убранство павильона абсолютно уникальное. У посетителей возникает ощущение того, что ты находишься во дворце. Один этот зал использовался как планетарий, благодаря круглому куполу. Сегодня ощущение от посещения несколько смазано огромным количеством торговых павильонов. Все как в 90-е: китайская фигня и размалеванные тетки продавщицы.
Фонтан каменный цветок на ВВЦ (ВДНХ)
Помню, в детстве этот фонтан произвел на меня колоссальное впечатление! Я была уверена, что он весь сделан из драгоценных камней, так он сверкал на солнце! Оказывается, это было специально задумано, но, конечно же, драгоценных камней не было и близко. Идея создания этого фонтана была навеяна сказкой Бажова «Каменный цветок». В оформлении использовалась особая технология, когда с одной стороны пластины располагаются цветные стекла, а с другой металл. По периметру расставлены столы с яствами, видов угощения насчитывается 4 вида. Надо также отметить, что это первый в мире свето -музыкальный фонтан. Можно представить, как удивлялись колхозники всей страны в 1954 году!
Парная скульптурная композиция «Хлеб» и «Плодородие»
Фото: агентство «Мосгортур»
Фото: агентство «Мосгортур»
После парижской выставки 1937 года, на которой мир увидел «Рабочего и колхозницу», наступил самый продуктивный период в творчестве Веры Мухиной. Помимо воплощения многочисленных собственных идей, она сотрудничала с советскими скульпторами. Одним из них был Алексей Викторович Щусев, пригласивший Мухину оформлять Большой Москворецкий мост.
Предложение казалось очень заманчивым – Веру Игнатьевну привлекала возможность поработать с рельефом исторического центра Москвы. Изначально Щусев хотел расположить статуи на обоих концах моста, но Мухина воспротивилась: она считала, что массивные скульптуры будут вступать в конфликт с архитектурой Кремля, и уговорила архитектора разместить их с одной стороны.
Мухина предложила три варианта скульптурных композиций – одним из них и были парные фигуры «Хлеб» и «Плодородие». Все проекты вскоре были отправлены на рассмотрение, однако, когда пришло время согласовывать окончательный вариант, выяснилось, что деньги, запланированные на возведение статуй, уже потрачены на облицовку моста. Рассказывают, что после этого Мухина поругалась с Щусевым и зареклась работать с ним. Совместных проектов у них действительно больше не было.
Некоторые работы Мухиной для Большого Москворецкого моста позже все-таки пополнили архитектурный ансамбль столицы. В 1963 году скульптуры «Хлеб» и «Плодородие», выполненные по эскизам Веры Игнатьевны, были установлены в парке Дружбы, где и находятся до сих пор.
Новый быт на ВВЦ (ВДНХ)
Есть на территории ВВЦ специальный квази-район – Новый быт. Этот факт явился для меня настоящим открытием. В типовой комплекс советской застройки входили: 70 домов, дом культуры, дом советов, поликлиника, столовая. В общем, все, что было нужно людям для полноценной жизни. В этот игрушечный городок были заселены советские люди. Но была одна подстава — в любой момент в дом, поликлинику могла зайти экскурсионная группа. Главная история в том, что это не образец для подражания, в ССР везде так живут. Интересно еще и то, что поликлиника, дом Культуры и колбасный цех работают и по сей день. здесь и в азбуке вкуса.
В этом районе во время войны тренировались разведчики.
Сталин в Сталине или советская матрешка
На том месте, где сейчас стоит ракета, была установлена огромная статуя Сталина высотой 35 метров ( для сравнения высота ракеты – 38 метров). Можно себе представить эту махину! Скульптура просматривалась из любой точки ВДНХ. Изначально, когда готовили статую, был создан небольшой макет для утверждения. Уничтожить форму рука ни у кого не поднялась, поэтому маленькую скульптуру заложили во внутрь большой. Два в одном! После развенчания культа личности скульптуру (то есть по факту две скульптуры) Сталина закопали на территории ВДНХ.
Наши летчики – настоящие мастера
По поводу самолета, который установлен на площади «Механизации» рядом с ракетой, также немало легенд. Журналисты в свое время придумали байку, и опубликовали ее в газете, что якобы наши летчики настолько искусны, что посадили самолет прямо на ВВЦ. Однако, в реальности дело было не так. Самолет тащили на буксире на ВВЦ, со съемными крыльями. Собирали его уже на месте. Во что превратился самолет сейчас.. нет, я лучше промолчу. Какие-то умельцы раскрасили его разноцветными красками, а внутри проходят странные по своему содержанию выставки.
Музей Веры Мухиной в Москве
Если быть точным, то такого учреждения в столице нет. Однако многие москвичи так называют Музейно-выставочный (телефон для справок). Он размещается в постаменте известного монумента, который был воссоздан по изначальному проекту Бориса Иофана. В центре сооружения находится большой белый зал в стиле сталинского ампира с красной звездой на полу. По стенам музея развешаны фотографии, раскрывающие историю создания монумента, его перевозки и демонстрации в Париже, а также касающиеся жизни авторов и других людей, имеющих отношение к этим событиям.
При этом основная персона, творчеству которой посвящен музей, — Вера Мухина. Москва (адрес МВЦ «Рабочий и колхозница»: пр. Мира, 123Б) — это город, где находится большинство ее произведений. Кроме того, на Пречистенке сохранился дом-мастерская скульптора, но он не является музеем.