А много ли мы знаем о городе, в котором живем? Как часто мы обращаем внимание на вывески с подписью “памятник архитектуры”, как часто поднимаем голову вверх, осматривая экстерьеры привычных на первый взгляд, зданий или вникаем в исторические сведения о местах, которые пробегаем каждый день? Часто мы хотим куда-то поехать, чтобы увидеть новые места и получить свежие впечатления. Но может сейчас настало самое время, чтобы осмотреться по сторонам и подумать: “а чтобы я ответил гостю моего города на вопрос о том…”а кто такой этот Мельников?” или “а что значит эта экспозиция?”, или быть может вы сможете удивить ваших гостей, показав им даже такие детали города, которые не знают и многие местные жители. Именно этому и посвящена наша статья!
Главное здание МГУ имени М.В. Ломоносова
В Москве находятся семь сталинских высоток, каждая из которых является значимой достопримечательностью столицы и хранит свои тайны и секреты. Мы остановились на одной из них, и пожалуй, самой яркой — это главное здание университета МГУ. Это не только один из главнейших университетов страны, но и самое высокое здание из всех сталинских высоток — оно достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Как и остальные высотки, здание МГУ было построено в стиле «сталинский ампир», который являлся одним из лидирующих направлений советской архитектуры. Перед главным входом в здание расположено несколько скульптур и монумент М. Ломоносову, хотя изначально планировалось на его месте установить статую «Рабочий и колхозница». Также, перед зданием находится облагороженный парк с дорожками, искусственными водоемами, фонтанами и цветами. А в конце парка расположена смотровая площадка Воробьевых гор с панорамным видом на всю Москву.
Адрес:
Микрорайон Ленинские Горы, 1
Главное здание университета МГУ. Автор: @elena.krizhevskaya
Дом с животными
Передняя стена дома просто усеяна огромным разнообразием фантастических зверей и причудливых монстров.
Это поразительное здание в Москве! Сами москвичи прозвали этих чудиков фантастическими животными, которые резвятся посреди его передней стены – многие из них знакомы – это совы, утки и многие другие, рядом с воображаемыми животными, от химер до драконов.
Не зря местные жители назвали это здание «Домом с животными», так как его терракотовый барельеф заставлен коллекцией любопытных существ. На фоне мягкой сине-зеленой краски белые фигуры выглядят так, как будто они принадлежат галерее, а не улицам Москвы, и обязательно заставляют остановиться буквально любого прохожего.
Команда художников, стоящая за воплощением этого фасада, поместила существ в своем воображаемом стаде на рельеф средневекового собора во Владимире. Однако вместо того, чтобы строго имитировать более старые произведения искусства, они добавили новизны в стиле модерна 20-го века и сделали животных более крупными и гротескными.
Когда дом строили в начале 1900-х годов, он предназначался для прихожан церкви, которые должны были помогать финансировать его строительство. После Второй мировой войны здание расширили и надстроили еще два этажа. К сожалению, пристройки разрушили часть его барельефа. Сейчас в здании размещаются различные компании и офисы. Выжившие терракотовые существа занесены в список объектов культурного наследия.
Особняк Арсения Морозова
Особняк был построен в конце 19 века по заказу купца Арсения Морозова, который вдохновился своей поездкой в Португалию и увиденным там великолепным дворцом Пена, выполненным в мавританском стиле. Архитектура особняка сочетает в себе элементы модерна и эклектики, однако также в дизайне представлены личные эскизы Морозова — например, морские ракушки, украшающие фасады здания. Кстати, сам морозов прожил в нем недолго — эксцентричный купец в 1908 году на спор прострелил себе ногу, пытаясь доказать, что не чувствует боли. В результате, через три дня Морозов скончался от заражения крови. Теперь особняк используется для проведения дипломатических переговоров и конференций, а новым хозяином «мавританского дворца» является Дом приемов правительства РФ.
Адрес:
улица Воздвиженка, 16/3
Особняк Арсения Морозова. Автор: @helen_desiderio
Дом со зверями
В историческом районе Москвы, на Чистых прудах, расположен доходный дом церкви Троицы на Грязех, более известный как «Дом со зверями». Изначально доходный дом строился специально для действующей в то время церкви, и часть его квартир была отведена для ее прихожан. Терракотовые барельефы, украшающие здание, были сделаны учениками Васнецова по эскизам художника С.И. Вашкова. На барельефах изображены фантастические существа и сказочные животные, птицы и растения, а крыльцо дома охраняет гигантский металлический кот.
Адрес:
Чистопрудный бульвар, 14, строение 3
Дом со зверями. Автор: @vica_art
Дом со зверями на Чистых прудах
Семиэтажное здание на Чистопрудном бульваре, 14, строение 3, с изображением фантастических животных и деревьев, в народе получило название «Дом со зверями».
тот доходный дом мог бы стать ничем не примечательной постройкой. По изначальному проекту никаких узоров и лепнин на фасаде не предполагалось. Архитектор Петр Микини, занимавшийся строительством дома, предложил выделить здание за счет необычного оформления фасада.
Церковь Троицы на Грязех, в чьей собственности находился дом, неожиданно поддержала идею. Так в 1909 году появилось здание со сказочными фасадами, изготовленными художником-декоратором Сергеем Вашковым, учеником Виктора Васнецова.
Образцами фантастических животных, птиц и деревьев послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире, который С.И. Вашков считал вершиной владимирского зодчества. Однако это не копии знаменитых средневековых барельефов, а их образное прочтение с позиций эстетики начала XX века в нарочито укрупнённом масштабе и гротескной прорисовке.
Вашков, гораздо более известный как дизайнер интерьеров и предметов, чем как архитектор. Вашков был художественным руководителем известнейшей в России фабрики Оловянишникова, производившей церковную утварь, и именно он полностью вывернул традиционное представление о церковном декоре и сделал эту отрасль современной, модной, актуальной и уникальной.
Поскольку дом возводился как доходный при храме Святой Троицы на Грязех, то часть квартир предполагалось передать под временное проживание нуждающимся прихожанам, а другую часть использовать для получения прибыли – сдавать в наем.
Первоначально дом был четырехэтажным с шатровыми башнями по краям. В 1945 году по проекту архитектора Б.Л. Топаза дом был надстроен еще двумя этажами. При этом пропал ряд верхних барельефов (над окнами четвертого этажа), были уничтожены балконы второго этажа. Но все же надстройка была проведена достаточно умело, и верхние этажи особо не выделяются на фоне старого объема дома. В интерьерах сохранились элементы декоративного убранства – решётки лестниц, двери, рельефы над ними, лепные украшения плафонов в квартирах.
Несколько лет назад на первом этаже была произведена реконструкция, в результате которой вместо окна сделали дверь, а к дому была пристроена лестница с совами в стиле модерн. Так что эта деталь не имеет никакого отношения к первоначальному архитектурному решению.
Чайный дом Перлова
Дом был возведен специально для чайной лавки богатого купца и чаеторговца Сергея Перлова. Знаменитый китайский фасад Перлов заказал Карлу Гиппиусу специально к прибытию на коронацию Николая II Ли Хунджана — китайского дипломата, опиумного монополиста и экспортера чая. На фасадах здания вы увидите лепные изображения драконов и змей, китайские фонарики, китайские маски и пагоды. Надписи на фасаде обозначающие чай, кофе и другие товары также стилизованы под китайский стиль и выполнены в виде иероглифов. Магазин чая существует до сих пор — проходя мимо, вы никак не пропустите ощутимый колониальный запах молотого кофе и чая. А зайдя внутрь, можно полюбоваться и на роскошные китайские интерьеры магазина, которые украшены фарфоровыми вазами и аутентичной мебелью.
Адрес:
улица Мясницкая, 19
Чайный дом Перлова. Автор: @tuotli
Dominion Tower Захи Хадид
Dominion Tower — это футуристичный бизнес-центр на юго-востоке Москвы, построенный по проекту одной из самых выдающихся архитекторов современности — Захи Хадид. Это здание — настоящее произведение современного искусства. Семь этажей будто небрежно наброшены один на другой, однако весь комплекс в целом создает идеальную геометрию. Особенно сюрреалистично он выглядит в тихом московском районе среди типичных пятиэтажек, и скорее напоминает инопланетный корабль, чем офисное здание. Еще более футуристично выглядит внутренний интерьер здания, который мгновенно переносит всех посетителей в будущее. Однако, попасть внутрь здания не просто — здесь расположен Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Адрес:
Шарикоподшипниковская, 5
Бизнес-центр Dominion Tower. Автор: @johnbeaufort
Бизнес-
Территория бизнес- показывает идеальный пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив традиционной архитектуре. Так, старинная русская церковь, которая выглядывает из проемов модернистских зданий бизнес-центра стала одним из символов Белой площади, а также одним из самых инстаграмных мест Москвы. Бизнес-центр состоит из трех небольших небоскребов, соединенных пешеходными зонами, а в центре площади расположен фонтан. Вдоль пешеходных зон установлены современные арт-объекты, поэтому может показаться, что вы оказались в центре Лондона или Берлина.
Адрес:
улица Лесная, 5
Бизнес-. Автор: @urfindzuzz
Дом Мельникова
Авангардный дизайн этого здания все же смог обойти строгие советские правила архитектуры. В 1929 году частная собственность была запрещена Ленинским Новым экономическим движением, считавшим, что все в Советском Союзе принадлежит государству. Под предлогом разработки макета для экономии места и материалов архитектору Константину Мельникову было дано специальное разрешение на строительство экспериментального дома, который будет использоваться как образец для будущих домов. Хотя никаких других домов по его образцу создано не было, семья талантливого архитектора смогла жить в этом особенном здании.
Статья по теме: Станции Московского метро, поезд “Акварель” и Музей Московской железной дороги
Само здание поистине авангардное, особенно если принять во внимание эпоху. Он состоит из двух пересекающихся кругов, которые создают гармоничное единство. В интерьере требовалось меньше стен, а это означало экономию на материалах. Сотовая структура здания сделала так, что кирпичи нужны были только для создания бордюров вокруг шестиугольных окон, которые обеспечивают достаточно света для массивных комнат внутри. В интерьер дома также входят два больших зала, которые служили мастерскими для творчества Мельникова.
В 1937 году Всесоюзный съезд советских архитекторов лишил Мельникова права заниматься архитектурой, и в последующие годы местные власти много раз пытались получить контроль над зданием. Владение частной собственностью было аномалией, и такое большое здание могло легко вместить несколько семей, но каждый раз, когда поднимался вопрос, Мельников писал петицию местным властям, напоминая им, что он был проектировщиком саркофага Ленина.
Никто не хотел действовать против человека с такой репутацией, и семье Мельникова было разрешено оставить это место для себя. Дом, который на протяжении всей своей истории сохранялся в первозданном виде, был превращен в музей и внесен в список культурного наследия.
Прекрасный дом можно свободно наблюдать снаружи все время. Для посещения вы должны заказать экскурсию на сайте музея заранее, так как количество мест ограничено, а туры быстро распродаются.
Доходный дом Перцовой
Дом Перцовой — уникальный пример русского модерна 1905-1907 года. Дом был построен по заказу железнодорожного магната Петра Перцова для его жены, а над эскизами фасада работал создатель русской матрешки —– Сергей Малютин. Малютин постарался выразить все традиции русского зодчества при постройке дома, разработал уникальные резные фасады и витражи, и конечно, украсил фасады дома всеми возможными животными со своих эскизов. Так, этот «сказочный» дом особо полюбился творческой интеллигенции города — на верхних этажах находились художественные мастерские, а в подвале располагалось знаменитое кабаре «Летучая мышь», созданное для творческого отдыха труппы Московского художественного театра.
Адрес:
Соймоновский проезд, 1
Доходный дом Перцовой. Автор: @alina_krasnova
Москвич
Чистопрудный бульвар нашпигован достопримечательностями. Буквально со всех сторон памятники архитектуры, истории и культуры, стоящие на красной линии. Тут тебе и древний храм, и старинный кинотеатр, переделанный под театр, и знаменитый Наркомпрос, где служила Надежда Крупская.
Однако ценные постройки имеются и среди стоящих на второй линии бульвара. Вот, например, нашел же город возможность отремонтировать строение 4 во дворе дома 11 по Чистопрудному бульвару. Казалось бы, непримечательное особо кирпичное шестиэтажное здание с единственным подъездом и табличкой на фасаде «Памятник архитектуры». Стены, как обещают, будут очищены и перекрашены, обновятся карнизы, инженерные коммуникации, системы водоснабжения, отопления, канализации. Также починят трубопроводы, заменят плитку на лестничных клетках и сами лестницы приведут в порядок.
О памятнике сведений, увы, не так много. Известно, что в 1996 году в нем проводилась реконструкция, при которой был сбит исторический декор фасада, почти все барочные наличники в том числе. И тогдашний собственник якобы только в процессе работ узнал, что имеет дело с перестроенными в конце XIX века белокаменными палатами XVII века, 1690-е годов, если точнее. Эти стены могли запросто помнить светлейшего князя Александра Меншикова, купившего землю поблизости, и частенько проезжавшего мимо молодого Петра I, державшего путь к Немецкой слободе.
История сохранила воспоминание о том, что в 1830–1840-х годах в этом домике жил и работал итальянский скульптор Джованни Витали, сын формовщика Пьетро Витали.
Ставший в России Иваном Петровичем, Витали, автор многих известных произведений, в том числе бронзового фонтана на Театральной площади, напротив Большого театра, а также Никольского водоразборного фонтана, так хорошо просматривающегося из подвалов Лубянки. Впрочем, в 1934 году Лубянскую площадь подвергли реконструкции, и фонтан перенесли в Нескучный сад. До нынешних дней дошли чаша из красного полированного гранита и фигурки четырех мальчиков — аллегорий русских рек Волги, Днепра, Дона и Невы. Монументалист Иван Петрович Витали долго обитал в Москве, совсем было уж обрусел, однако жену привез из родной Италии, причем девушку довольно простого происхождения, едва ли не крестьянского. Образ Аделаиды Осиповны Витали увековечил замечательный художник Петр Соколов в тончайшей акварели 1838 года. Семья жила в доме на Чистых прудах и только в 1841 году перебралась в Санкт-Петербург, где Иван Петрович Витали удостоился звания академика и профессора Петербургской академии художеств, выполнил рельефы «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий Далматский» на фронтонах Исаакиевского собора.
Московский же особняк в 1870 году перестраивает новый домовладелец, М. З. Шамзаров. Дом, состоящий из 11 квартир, стал доходным.
Теперь по адресу числится бизнес- под названием ни много ни мало «Дом Витали», радушно предлагающий аренду офисных площадей.
Ну и уж раз речь зашла, стоит коротко рассказать о сооружении, загораживающем вид перестроенных палат публике, гуляющей по бульвару. Это некогда дом вдовы гвардии-ротмистра Анны Ивановны Балашовой. Думая о беззаботной старости, она вложила наследство от покойного мужа в основательную перестройку уже существующего четырехэтажного здания середины XIX века, превратив недвижимость в меблированные комнаты.
В 1940 году здание пережило очередное обновление, увеличилось на два этажа, куда въехали сотрудники Наркомата вооружения. И туда же, причем исключительно на эти два верхних этажа, провели лифт. Лифтовую шахту расположили со стороны двора.
В доме имелся «генеральский» подъезд и проживали важные чины, в том числе Дмитрий Федорович Устинов, нарком вооружений, в конце 1970-х годов ставший министром обороны СССР. Тогда же дом 11 по Чистопрудному бульвару оказался в ведении Министерства черной металлургии, устроившего здесь гостиницу, а прежних жильцов выселившего в новые квартиры.
Фото: «Москвич Mag»
Здание Аптеки Карла Феррейна
Еще одно малоизвестное здание, на которое однозначно стоит обратить внимание — Аптека Феррейна. Здание было реконструировано с 1893 по 1904 год архитектором А. Эрихсоном, и если со стороны Никольской улицы фасад выполнен в стиле неоренессанс, то задний фасад дома выглядит как рыцарский готический замок с башней. Интересна и сама история аптеки, ведь на протяжении всего 19 века ее считали лучшей в городе и даже во всей Европе. При аптеке были организованы специальные лаборатории, а также проводились научные исследования, вскрытия и даже бальзамирования. По прошествии лет аптека успела сменить несколько названий и владельцев и закрылась только в 2000 году.
Адрес:
улица Никольская, 21
Аптека Карла Феррейна. Автор: @maria_borisova
Миниатюрная Москва
Крохотная Москва была создана еще во времена СССР. А сегодня совершите путешествие в прошлое с этой моделью, площадью на 120 квадратных метров.
Созданная в 1977 году 300 рабочими к 60-летию большевистской революции, Миниатюрная Москва представляет собой очень подробное изображение столицы времен СССР. 120 кв.м модель – масштабный пропагандистский образец русского художника-диорамы Ефима Дешалита, который был разработан для посещения, восхищения и демонстрации того, что столица Советского Союза была великолепнее любой западной столицы.
Продуманная система освещения делает модель очень реалистичной: каждое окно светится светом, есть различия между дневным и ночным светом. Даже окна лодки на реке светятся. Хотя модель больше не посещают лояльные члены партии, она по-прежнему нравится любопытным туристам, которые хотят заглянуть в советскую Москву прошлых лет.
Из-за значительных убытков и большого расхода средств на электроэнергию, в настоящее время миниатюрная Москва выставлена на продажу по цене в 3 миллиона долларов.
В настоящее время модель экспонируется в элегантном отеле «Украина» (Radisson Royal Hotel).
Гостиница «Метрополь»
Гостиница «Метрополь» была построена по задумке владельца имения Абрамцево и щедрого покровителя знаменитых художников — Саввы Мамонтова. Строительство отеля началось еще в 1899 году, однако вскоре бизнесмена Мамонтова арестовали за крупные растраты из госбюджета и проект перешел другим владьецам. Несмотря на это, след Мамонтова остался в архитектуре гостиницы — самым знаменитым элементом здания стало майоликовое панно «Принцесса Греза», изготовленное по картине Михаила Врубеля в основанных Саввой Мамонтовым абрамцевских художественных мастерских. В 5-звездочном отеле «Метрополь» в разное время останавливались известные политики, монархи и деятели искусства — например, Федор Шаляпин, Сергей Есенин и Айседора Дункан и даже Джорджо Армани.
Адрес::
Театральный проезд, 2
Гостиница «Метрополь». Автор: @evgeniya_plakida
Бизнес-комплекс Москва-Сити
Мы не смогли выбрать одно здание из всего комплекса небоскребов Москва-Сити, поэтому расскажем вам о бизнес-центре в целом. Это настоящий город будущего, построенный в современных стилях — хай-тек и конструктивизм. Комплекс состоит из 16 башен, каждая из которых сделана из стекла и бетона, высотой от 27 до 96 этажей. Помимо офисов крупных компаний, в башнях также расположены жилые апартаменты, торговый центр Афимолл, выставочные центры и смотровые площадки. Особенно впечатляюще Москва-сити выглядит в вечернее время, когда все небоскребы подсвечивают яркими огнями — в это время советуем погулять на противоположном берегу Москвы-реки и оттуда полюбоваться на знаменитые высотки. Кроме того, вы можете подняться на одну из обзорных площадок башни «Федерация» или «Империя Тауэр» и понаблюдать за городом с высоты птичьего полета.
Адрес:
Пресненская набережная, 12
Набережная Тараса Шевченко, вид на комплекс Москва-сити. Автор: @ngeraimchuk
Дети – жертвы пороков взрослых
Тринадцать скульптур в центре Москвы, наглядно изображают пороки современного мира.
В 2001 году русский художник Михаил Шемякин сконструировал необычную скульптуру: «Дети – жертвы пороков взрослых», изображающую двух ничего не подозревающих детей, играющих в окружении 13 злобных статуй.
13 «злых» скульптур изображают алкоголизм, эксплуатацию детского труда, безразличие, наркоманию, проституцию, садизм, невежество, лженауку, войну, бедность, воровство, наказание Капитолием и пропаганду насилия. Каждая работа невероятно детализирована, на ней изображены фигуры, приближающиеся к маленькому золотому мальчику и девочке. Помимо детей, центральным элементом работы является статуя, изображающая безразличие к этим порокам и изображающая человека с закрытыми глазами, заткнутыми ушами и скрещенными руками.
Когда работа была впервые построена, были некоторые опасения, что «протянутые руки гротескного зла» могут напугать детей. Тем не менее, работы Шемякина сохранились, и их все еще можно увидеть к югу от Кремля на берегу Москвы-реки.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.
Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!
Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен