Любитель истории
Джон Доу. Портрет Николая Румянцева. 1-я пол. XIX в.
Дипломат и политический деятель, граф Румянцев был страстным собирателем древностей. Он живо интересовался историей России и коллекционировал книги и рукописи, грамоты на пергаменте и списки с летописей. О книгах он не забывал ни во время службы в Европе, ни на отчизне — покупал ценные тома и даже печатные собрания целиком. Румянцев также изучал традиции народов, населяющих Российскую империю. Со временем его библиотека стала одной из самых крупных и значительных в России: в ней насчитывалось почти 30 тысяч томов, в том числе ценные инкунабулы, старопечатные книги, географические карты. Среди них были первые издания «Слова о полку Игореве» 1800 года и обширной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Дени Дидро и Жана Лерона Д’Аламбера.
Будучи человеком просвещенным, граф Румянцев состоял в различных обществах, включая Императорскую Российскую академию, литературный кружок «Арзамас», Общество любителей истории и древностей российских. А кроме того, он организовал свой «румянцевский кружок», участники которого собирали и изучали материалы, связанные с историей России.
В 1802 году Николай Петрович приобрел в Санкт-Петербурге дом на Английской набережной. Здесь размещалась и его коллекция: помимо богатой библиотеки, в его собрании были монеты и медали, минералы и предметы из археологических экспедиций, этнографические материалы. Последним способствовали две важнейших экспедиции, которые были организованы при финансовой поддержке Румянцева — первая русская кругосветка Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» и второе кругосветное плавание Отто Коцебу на бриге «Рюрик». Из обоих путешествий исследователи привезли важные этнографические памятники.
Румянцевский музей. Экспонат этнографического отделения. Крестьяне Рязанской губернии. Фотография: rmuseum.ru
Румянцевский музей. Этнографическое отделение. Фотография Т. Митрейтера (около 1880). Фотография: rmuseum.ru
Румянцевский музей. Экспонат этнографического отделения. Белорусские крестьянки. Фотография: rmuseum.ru
Были в собрании Румянцева и произведения искусства. Например, портрет самого Николая Петровича кисти Джорджа Доу, художника, создавшего Военную галерею в Зимнем дворце. А от отца — графа Петра Румянцева-Задунайского — коллекционеру досталась скульптура Антонио Кановы «Мир».
В 1826 году граф Румянцев скончался. В своем доме на Английской набережной он завещал обустроить музей. 22 марта 1828 года Николай I подписал указ об учреждении общественного заведения «Румянцевский музеум». А спустя три года, 23 ноября 1831 года, двери музея открылись для публики. Посещать музей могли все без исключения, а содержал его душеприказчик Николая Петровича, его брат Сергей. На протяжении 30 лет музей располагался в Петербурге, однако со временем дела его шли все хуже. Чтобы не потерять уникальное собрание, было решено найти для него новый дом. Он нашелся в самом центре Москвы.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Майя_Пешкова
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле
Дворец Румянцевых и Паскевичей — памятник архитектуры XVIII—XIX веков,Дворец на полотне М. Залеского (XIX век)
Дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле представляет собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Являясь местом возникновения и развития древнего города, он по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа. Вместе с исторической частью Гомеля он является единственным в Беларуси цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма.
Композиционным центром дворцово-паркового комплекса, сформировавшегося на протяжении конца XVIII – XIX веков, является дворец. Он был заложен на месте деревянного замка последнего гомельского старосты князя М. Чарторыйского выдающимся полководцем Российской империи генерал-фельдмаршалом Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским, получившим в дар от Екатерины II Гомель.
Иван Старов, Юрий Фельтен
Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Среди авторов проекта также называют архитектора Юрия Фельтена, ученика Растрелли.Непосредственно процессом строительства дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев, а консультировал его Карл Бланк
Портрет генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского
Согласно существующей легенде, выдающийся полководец Петр Александрович Румянцев был внебрачным сыном самого Петра Великого и юной графини Марии Матвеевой. В пользу правдоподобности этого исторического мифа говорит отношение императрицы Екатерины Великой к Петру Румянцеву. Всякий раз она оказывала ему царские почести и баловала дорогими подарками. Старые придворные, еще помнившие Марию Матвееву, тоже не сомневались, что Петр Румянцев — действительно сын первого российского императора. Если же учесть, что на всех Романовых, в том числе и потомков Петра I, было наложено смертельное проклятие, то неудивительно, что рано или поздно оно нашло дорожку и к роду Румянцевых. Впрочем, в жилах Румянцевых так или иначе текла царская кровь. Графы Матвеевы приходились родственниками Петру I по материнской линии.
Николай Румянцев, сын фельдмаршала, любил Гомель и многое сделал для его развития. С отсутствием у Николая Петровича наследников, которые продолжили бы дело отца, связаны сожаления многих современников. Николай Петрович получил домашнее образование и с 9 лет был записан на военную службу. В 19 лет он уже стал камер-пажем Екатерины II, а через год вместе с братом Сергеем отправился на учебу в Лейденский университет. Николай вернулся в Россию 25-летним зрелым человеком, успев посетить Париж, Женеву, Берлин, Рим и Венецию. В 27 лет Николай Румянцев заступил на должность полномочного министра при сейме Священной Римской империи, став представителем России в Европе.
По традициям русских аристократов, женитьба происходила обычно этак годков в 40. И вот однажды, когда Румянцев уже подошел к жениховскому возрасту, Екатерина II дала ему деликатное поручение. Ее 15-летнему внуку, будущему императору Александру I, нужно было найти подходящую невесту. Екатерина обратила внимание Румянцева на внучек маркграфа Баденского Карла-Фридриха — четырех дочерей наследного принца баденского Карла-Людвига и его высоконравственной и добродетельной супруги Амалии. Дочери славились хорошим воспитанием, добрым нравом, красотой и здоровьем. Особенно внимательно императрица советовала присмотреться к двум старшим принцессам — 13-летней Луизе-Августе и 9-летней Фридерике-Доротее.
В случае, если, по мнению Румянцева, девочки окажутся достойными Российского императорского дома, следовало, собрав все необходимые сведения, добиться согласия родителей на поездку сестер в Петербург. Румянцев присмотрелся. И сразу же очаровался старшей — Луизой-Августой. Сопровождавший его в поездке в Карлсруэ граф Евграф Комаровский писал о ней так: «Я ничего не видывал прелестнее и воздушнее ее талии, ловкости и приятности в обращении». Румянцев подружился с будущей императрицей Елизаветой Алексеевной, но отношения между ними сохранялись платонические. Сохранилась переписка, подтверждающая нравственную чистоту их взаимоотношений. Более того. Влюбленным был только Николай. Ответные чувства красавица Елизавета, несчастливая в браке, дарила другим придворным. Есть предположения, что именно эта романтическая история и стала препятствием семейному счастью Румянцева с какой-либо другой женщиной его круга.
Дворец был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста Михаил Фредерик Чарторыйский из рода Чарторыйских.10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле
Одним из источников вдохновения для архитекторов была вилла Ротонда знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио.
Построенный дворец стал одним из ранних образцов русского палладианства. Он представлял собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером. Композиционным центром дворца стал квадратный зал с куполом.
Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера — четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый.
По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.
На высоком первом этаже располагались исключительно парадные помещения, на втором — жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.
После смерти Румянцева дворец унаследовал его сын — известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев.
Николай Петрович Румянцев пригласил из Англии архитектора Джона Кларка (John Clarke), который жил и работал в Гомеле с 1800 по 1826 годы. Кларк не только перестроил дворец Румянцева, но также реализовал проект Петропавловского собора, Никольского храма в Волотове и первой в России ланкастерской школы.
В ходе перепланировки и реконструкции дворца, которая прошла с 1800 по 1805 годы, Кларк соединил служебные флигели с главным зданием галереями, украшенными портиками ионического ордера
Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве.
В 1826 году Николай Румянцев умер, и дворец перешёл второму сыну П.А. Румянцева — Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал замок в залог, а в 1834 — продал его в казну.
Башня дворца Румянцевых-Паскевичей, вид со стороны реки Сож
В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И.Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк
Иван Федорович Паскевич
Перестройку дворца Идзковский начал с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера. Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте Идзковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы).
Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства
Идзковский также внес изменения в архитектуру главного здания: были переделаны полукруглые окна бельведера, изменен фронтон выходящего на реку Сож семиколонного портика. Кроме того он пристроил к этому фасаду здания веранду. В ходе реконструкции на карнизах главного здания дворца и галерей были установлены статуи
Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский архитектор Винценто Винценти
Памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве — работа датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Монумент был заказан в 1817 году. В 1829 году в Варшаве была изготовлена модель памятника. Скульптура была отлита из бронзы в 1832 году, однако вследствие репрессий после Ноябрьского восстания не могла быть установлена согласно прежним планам перед Дворцом наместника.
Монумент был конфискован и в разобранном состоянии перевезён в Новогеоргиевскую крепость (Модлин). В 1840-х годах памятник был подарен Николаем I Ивану Фёдоровичу Паскевичу, вывезен в Демблин (Ивангород) и, наконец, в Гомель, где он был установлен у дворца Паскевича.
В 1842—1922 годах на террасе парка дворца находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы Бертиля Торвальдсена, предназначавшийся для Варшавы и вывезенный Паскевичем из крепости Модлин. В 1921 году после Рижского мирного договора, предусматривавшего возвращение Польше культурных ценностей, увезенных из неё после 1772 года, памятник был возвращён в Варшаву.
Паскевич Федор Иванович и портрет княгини Ирины Ивановны Паскевич (урожденной Воронцовой-Дашковой)
Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После отказа от предложения сына родственника Румянцевых графа Андрея Васильевича Рубана о покупке дворца за 1500000 мл. рублей дворец был конфискован революцией и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.
Пострадавший во время Великой Отечественной войны дворец был восстановлен после победы и в нём разместились музей и Дворец пионеров. Во второй половине 1990-х годов он был полностью передан музею.В 1995 году было принято решение о проведении реставрационных работ, в результате которых были воссозданы интерьеры комнат дворца XVIII—XIX веков.
Памятник Н. П. Румянцеву перед дворцом
В 1996 году в парке напротив дворца был установлен памятник Николаю Румянцеву работы скульптора Н. А. Рыженкова[8] На памятнике Румянцев запечатлён с планом перестройки города, на котором крестом отмечен будущий Петропавловский собор. Памятник украшает герб рода Румянцевых с девизом «Не только оружием»
В январе 2007 года на фронтоне дворца были установлены шесть античных скульптур, которые появились после реконструкции дворца при Иване Паскевиче, проведённой Адамом Идзковским, были убраны в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича, а затем пропали в период войн. Скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из мраморной крошки, белого цемента и кварцевого песка, весят 1000—1300 килограмм. Автор статуй — белорусский скульптор Виктор Смоляр
Коллекция музея постоянно пополняется. В частности, в 2009 году музейную коллекцию пополнили около 2000 предметов
В 2010 году во дворце открылись реставрационные мастерские
Современный интерьер
В настоящее время экспозиции 1-го этажа центральной части дворца представляют собой историческую реконструкцию помещений. Наряду с экспозиционными, некоторые залы выполняют представительские функции. Созданы интерьеры, соответствующие их назначению: Колонный зал, «Белая гостиная», «Красная гостиная», зал торжественных приемов (бывшая «золотая» столовая).
Композиционным центром дворца является колонный зал. Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. Величественная перспектива в Колонный зал прежде открывалась через три больших дверных проема. Помещение представляет собой двухэтажный зал, которому при жизни владельцев имения Румянцевых и Паскевичей, отводилась роль главной сцены в театре парадной жизни. Он выделяется и размерами, и масштабом. Его красота — это архитектурная выразительность самого пространства, которое перекрывается куполом.
По первому этажу зал обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн. Центральное пространство контрастирует с окружавшими его с четырех сторон и отделенными колоннадами затемненными помещениями и увенчанными арками, которые сегодня украшены женскими скульптурами, представляющих собой аллегорию четырех пор года — «зима», «весна», «лето» и «осень» — работы скульптора Слободчикова В.И. (выполнены в 2004 г.).
В зале находятся бюсты фельдмаршалов П.А. Румянцева-Задунайского и И.Ф. Паскевича. Второй этаж колонного зала огражден балконами и мраморными балюстрадами. Чередование света и тени, великолепные перспективы, раскрывавшие анфилады парадных помещений, — все это создает ощущение простора и торжественности.
В летнее время двери колонного зала с противоположной от главного входа стороны распахиваются, и публика попадает на обширную полукруглую веранду. Отсюда открывается вид на заливные луга за рекой Сож. А рядом на газоне, в тени листвы, скрываются уникальные вазы (1840-е гг.), сохранившиеся до настоящего времени.
В Гомельском дворце князей Паскевичей, наряду с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства светского характера, находилось большое собрание культовых предметов. Большая часть их была сосредоточена в помещении домовой церкви, устроенной в 1857-58 гг. в северном ризалите дворца в честь приезда в Гомель императора Александра II.
Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией «Культовые предметы из фондов музея» Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX — нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.
Белая гостиная — это третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Здесь собирались гости и обитатели дворца во время торжественных встреч и приемов. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза — изделие Императорского фарфорового завода, подаренная императором Николаем I в 1841 году князю И.Ф.Паскевичу в память о посещении гомельского дворца.
По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки российского императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал. Сегодня в Белой гостиной дворца проходят различные мероприятия, концерты органной и фортепианной музыки. На сцене Белой гостиной дворца с большим успехом проходят концерты лучших вокалистов, народных и заслуженных артистов Беларуси, России, Франции, Голландии и др.
Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной. По замыслу архитектора она составляла важное звено в парадной анфиладе дворца. Ее размеры, а главное, место в анфиладе по соседству с залом и столовой определили со временем и ее назначение. В середине XIX века она была портретной.
Потребности устроить своеобразный музыкальный салон привели к тому, что в 1870-х годах там уже наряду с двадцатью портретами, «писаными масляной краской», находился орган (к нему три шкафа и 24 вала) и рояль. Затем Красная гостиная стала одной из любимых комнат княгини И.И. Паскевич, последней хозяйки гомельского дворца.
Ныне Красная гостиная — один из красивейших залов дворца, интерьер которого заполнен как подлинными предметами того времени из фондов музея, так и копиями портретов царских особ, выполненных гомельскими художниками.
Во времена Паскевичей дворец представлял собой не только великолепное архитектурное сооружение, но и уникальное хранилище богатейших коллекций предметов старины и произведений искусства. Его интерьеры украшали живописные полотна и скульптурные произведения известных русских и зарубежных мастеров, коллекции художественного стекла из Англии и Богемии, фарфора из Германии, Англии, России и Китая, бронзовых часов и канделябров из Франции, ковров и гобеленов из Ирана, Турции, Бухары и Германии, мебель работы итальянских, французских, немецких и восточных мастеров.
Известный русский искусствовед Георгий Лукомский, посетивший усадьбу Паскевичей в 1913 г., писал, что ей не было равных не только в Белоруссии, но и во всей России.В Гомельском дворце гостили представители царской фамилии, в том числе императоры Александр II с супругой и Николай II.
Вторым по величине помещением главного корпуса дворца является бывшая «золотая» столовая князей Паскевичей. Она располагается слева от колонного зала в стороне от главной поперечной анфилады. Прозвана она была «золотой», вероятно, из-за размещенной по стенам золотой и серебряной посуды, а также саксонского фарфора. Средний простенок занимали два парадных портрета фельдмаршала И.Ф. Паскевича и его жены Елизаветы Алексеевны, работы художника Н.Г. Шильдера (ныне портреты находятся в экспозиции башни дворца).В зале представлена «Портретная галерея знаменитых людей Гомельщины» — парадные портреты людей, прославивших Гомельщину далеко за ее пределами.
Ирина Ивановна Паскевич
Она была дочерью обер-церемониймейстера, действительного тайного советника графа Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова и его супруги Александры Кирилловны, влиятельнейшей дамы Санкт-Петербурга, хозяйки модного аристократического салона. Ирина унаследовала от родителей прелестную внешность, острый ум, рассудительность и неспроста была предметом всеобщего обожания.
Однажды она познакомилась с Федором Ивановичем Паскевичем, сыном прославленного полководца. В 1853 году молодые сыграли знатную свадьбу и поселились в доме Паскевичей на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Молодые жили весьма замкнуто, о чем писал в своих мемуарах, английский посланник Гораций Румбольд, хотя дом, переполненный коллекциями оружия и предметов искусства, любили посещать столичные сибариты.
После смерти отца в 1856 году, перенявший титулы князь Федор Иванович, вступил во владение отцовским наследством, в том числе и Гомелем. Князь и княгиня часто выезжали, и горожане узнавали об их нахождении в Гомеле по вывешенному на башне дворца флагу.
Сын полководца не достиг таких успехов, как отец, хотя много сделал в период начавшейся военной реформы. Но княгиня Ирина Ивановна стала настоящей гордостью Гомеля (равно как и всей империи). Она занялась литературой и стала первой, кто перевел на французский язык романа Льва Толстого «Война и мир». Именно ее перевод взорвал читающую Францию. А после она перевела роман на английский, венгерский, голландский, польский и турецкий языки.
Памятник Ирине Паскевич
А простых горожан поражала невиданная для того времени благотворительная деятельность княгини Ирины Паскевич. По ее инициативе и на средства семьи содержались бесплатное женское училище в предместье города, приют для девочек-сирот, детский приют городского попечительства о бедных и богадельня для пожилых женщин. В детских приютах Ирина Паскевич лично отбирала наиболее способных детей и обеспечивала им образование, готовила специалистов, выплачивала стипендии. На деньги Паскевичей была построена в 1898 году гомельская мужская классическая гимназия (ныне — один из корпусов Белорусского государственного университета транспорта).Надо отметить, что чету Паскевичей чтили при дворе и в 1857 году к ним в Гомель приезжал император Александр II, которого поразило великолепие дворца.
Она как будто жила людскими проблемами. Ее стараниями на Добрушской писчебумажной фабрике, принадлежавшей Паскевичам, был впервые в России введен восьмичасовой рабочий день.Кроме того, в это время Ирина Ивановна передала более 250 тысяч рублей на строительство нейрохирургической клиники в Петербурге.Когда началась Первая мировая война Ирина Паскевич организовывает в городе лазареты, помогает в них сама. Ее госпиталь посетил с благодарностью император Николай II.
Усыпальница семьи Паскевичей.
Возведение фамильного склепа началось в 1865 г. с длительного процесса по решению вопросов «о разрешении построить фамильную часовню на городской земле» и о разрешении эксгумации и перевозки в Гомель останков его родителей из польского имения в селе Ивановском Люблинского воеводства, а также бабушки и дедушки из имения Щеглицы на Могилевщине.Строительство началось в 1870 г. и продолжалось 19 лет.
В центральном и левом крыле с 1995 года ведутся ремонтно-реставрационные работы. В дворцовой башне реставрация завершена, и 3 июля 2003 года открыта новая музейная экспозиция. Ее посетители могут не только осмотреть богатые интерьеры, но и узнать о бывших владельцах Гомельского имения, увидеть подлинные предметы искусства, некогда размещавшиеся во дворце.
По обе стороны главного зала дворца — колонного, — открываются перспективы наполненных светом колонных галерей дворца. К ним ведут большие комнаты, называемые гостиными — комнатами для приема гостей. Эти комнаты не имели никакого особого назначения, и в разговоре между собой хозяева дворца — Паскевичи, различали их по цвету — «красная» и «белая». Белая гостиная открывала путь во владения князя Паскевича — павильон и башню, где все было пронизано воспоминаниями о ратных подвигах. Красная гостиная — вела к домовой церкви.
Столик с изображением французского короля Людовика XVI и придворных дам. Вторая половина XVIII века Франция
Этот грустный человек с дыркой, вместо организма — Франсиско де Миранда (1759-1816). Первый латиноамериканец, побывавший в России, куда он отправился в XVIII веке, ищя содействия в осуществлении планов освобождения Южной Америки — мечты, которую поддержал фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский.
В 1814 году по заказу Николая Петровича известным итальянским скульптором Антонио Кановой из мрамора была высечена статуя Мира с масленичной веткой и жезлом в руках, попирающая ногами зло, в образе змеи. Она стала олицетворением мирных деяний трех Румянцевых, заключивших мирные договоры — Абоский, Кючук-Кайнарджийский и Фридрихсгамский. Ученик Антонио Кановы, скульптор В.И. Демут-Малиновский выполнил бронзовую копию, которая была установлена на могиле Николая Петровича Румянцева в Петропавловском соборе. На памятнике золотыми буквами было начертано: «Воздал Божие Богови, Кесарево Кесареви, Отечеству любовию и жертвами».Руку статуя потеряла во время последней войны.
Шахматный столик
https://fotogorodov.ucoz.ru/blog/gomel/2014-07-17-223
https://www.palacegomel.by/
https://www.palacegomel.by/index.php?do=static&page=photo
Андрей Самусик. Дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей. «Отдых и путешествия», № 12, 2002 г.
https://www.palacegomel.by/index.php?do=static&page=history
https://users.livejournal.com/-twin-/449980.html
https://poltava.to/news/9281/
https://www.sb.by/life/article/proklyatie-gomelskogo-dvortsa-sushchestvuet-li-ono-na-samom-dele.html
Серия сообщений «Дворцы мира»:
Часть 1 — Дворец Рюмина в Лозанне. Часть 2 — Дворец-монастырь да Мафра (Марфа, Португалия) … Часть 47 — Рундальский дворец.Часть 2.Интерьеры Часть 48 — Парк и дворец Кадриорг. Часть 49 — Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле
Серия сообщений «Замки Белоруссии»:
Часть 1 — Черный замок Ольшанский.Белоруссия Часть 2 — Старинные замки Белоруссии.Часть 1. … Часть 8 — Несвиж…Беларусь: по городу Часть 9 — Тайны замка Радзивиллов Часть 10 — Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле
В воскресенье вход бесплатный
На основе музея было решено создать публичную библиотеку — по примеру петербургской. Важную роль в этом сыграл попечитель Московского учебного округа Николай Исаков. Он убедил передать коллекцию из Санкт-Петербурга в Москву и нашел здание, которое смогло вместить внушительное собрание графа. Выбор пал на расположенный напротив Кремля дом отставного офицера и предпринимателя Петра Егоровича Пашкова, иначе говоря — Пашков дом. Пока шли подготовительные работы, в залах на Моховой развернулась выставка даров новому музею: от Академии художеств — полотна Дмитрия Левицкого и Карла Брюллова, картины от немецких живописцев Вильмеера и Майера. А от главного покровителя музея — императора Александра II — картины из Эрмитажа, гравюры и работы уральских камнерезов.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Левицкий. Портрет Н.А.Сезёмова. 1770. Государственная Третьяковская галерея
Иван Айвазовский. Морской вид при лунном свете. 1878. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина
Торжественное открытие нового московского музея состоялось в 1861 году. Публика могла посещать его четыре дня в неделю, заплатив 10 копеек, а в воскресенье музей работал бесплатно. В Москве он не знал недостатка в дарах: художественная коллекция пополнялась постоянно. Главным дарителем стал император. Благодаря ему в Доме Пашкова появилось более двухсот живописных произведений из Эрмитажа и самая масштабная работа Александра Иванова — «Явление Христа народу», которую вместе с этюдами к полотну приобрели специально для Румянцевского музея. Сюда же поступила обширная коллекция Федора Прянишникова, в которой были полотна выдающихся российских живописцев — Айвазовского, Тропинина, Венецианова и других. Музею помогали и финансово. В течение сорока лет предприниматель Козьма Терентьевич Солдатенко жертвовал ему по тысяче рублей на закупку книг, а после завещал свою библиотеку (она насчитывала 8 тысяч томов) и коллекцию русской живописи.
Каждому — по шедевру
Карл Брюллов. Нашествие Гензериха на Рим. 1833-1835. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Боровиковский. Богоматерь с младенцем. Не позже 1825. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Венецианов. Причащение умирающей. 1839. Государственная Третьяковская галерея
В 1924 году коллекцию разделили. Собрание книг стало основой Библиотеки им. Ленина (ныне — Российской государственной библиотеки), картины и скульптуры распределили по музеям. Перемещение коллекций происходило до начала 30-х годов: последней картинную галерею покинула картина Александра Иванова.
Богатейшее этнографическое собрание вернулось в Северную столицу — в Российский этнографический музей. Сокровища отдела древностей поступили в фонды Исторического музея, драгоценности — частично в Гохран, а частично — в Государственный музейный фонд. Значительная часть живописной коллекции поступила в Третьяковскую галерею: картины Карла Брюллова из собрания Солдатенкова — «Вирсавия» и «Нашествие Гензериха на Рим», «Богоматерь с младенцем» Василия Боровиковского и «Причащение умирающей» Алексея Венецианова из коллекции Прянишникова. Как и на Моховой, для картины «Явление Христа народу» в Третьяковке был оборудован отдельный зал.
Исаак Левитан. Березовая роща (Тропинка). 1889. Северо-Осетинский республиканский художественный музей имени М.С. Туганова
Валентин Серов. Потрет Е.А. Балиной. 1911. Нижегородский государственный художественный музей
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В республиканские музеи уехали картины Петра Федотова, Федора Матвеева, Исаака Левитана, Генриха Семирадского, Валентина Серова — не счесть их числа. «Лукрецию» Лукаса Кранаха — старшего теперь можно увидеть в собрании Нижегородского художественного музея, картину «Апостолы Павел и Варнава в Листре» Якоба Йорданса — в Пермской художественной галерее. В ГМИИ им. Пушкина хранится полотно из числа тех, что Румянцевскому музею передал из Эрмитажа Александр II — «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта. А в Петербург отправились полотна из собрания Щукина.
Дворец Румянцевых и Паскевичей сегодня
В наше время бывшая резиденция аристократов в Гомеле – один их интереснейших и наиболее посещаемых музеев Беларуси, крупный историко-культурный и просветительский центр.
Первый этаж центральной части дворца – историческая реконструкция помещений дворянского имения. Как и в давние времена, здесь расположены Колонный зал, Белая гостиная, Красная гостиная, зал торжественных приемов (бывшая «золотая столовая»).
Сегодня эти залы – не только часть экспозиции, но и место проведения балов и концертов, встреч и переговоров с участием первых лиц государств. В Гомельском дворце часто проходят выставки (картин и других предметов искусства, фотографий), интересные образовательные проекты.
Собрание музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля – одно из богатейших в Беларуси: археологическая, этнографическая, нумизматическая коллекции, собрания картин, рукописных и старопечатных книг, икон и культовых предметов, морских организмов, мемориальные комплексы выдающихся людей (авиаконструктора Павла Сухого, министра иностранных дел Андрея Громыко)…
В башне, перестроенной по замыслу Ивана Фёдоровича Паскевича, размещена экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». В ней представлены подлинные картины, скульптуры, оружие и личные вещи князей.
В 2012 году Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей получил Гран-при прошедшего впервые конкурса «Музеи Беларуси – третьему тысячелетию».
Спиноза для комсомольцев
Увы, некоторым произведениям не повезло: например, лишь малая часть мебели попала в музейное собрание. Стулья и столы приглянулись кому-то еще. Например, комсомольцы из Ленинского клуба, не дожидаясь, пока официальная комиссия распределит ценности, сами вывезли мраморный стол, стулья, канделябры и даже бюст Спинозы. И оставили объяснительное письмо — мол, забрали для благоустройства клуба. А полотно Рембрандта «Христос со сложенными руками» из коллекции графов Орловых-Давыдовых в 1927 году украли, варварски вырезав из рамы. Спустя пять лет картину (накануне революции ее оценивали в 200 тысяч рублей) нашли и после реставрации продали за рубеж. Сегодня она находится в Музее Хайдов в американском Гленс-Фоллcе.