Прогулка по Москве: Чистые пруды
Историческое и, прямо скажем, атмосферное место для прогулки в центре Москве – Чистые пруды. Лабиринт улочек со старинными домами и вывесками на них имен людей, которые родились, создавали шедевры или просто останавливались здесь на некоторое время, формируют некое подобие музея под открытым небом. Настолько все здесь пронизано духом истории и творчества. Что же, вперед: доезжаем до станции метро «Чистые пруды» и вот они, заповедные духовные места, простираются от Мясницкой до Покровской площади.
Moscow.org городской портал Москвы
Все фотографии |
Чистопрудный бульвар – один из 10 бульваров Бульварного кольца Москвы, расположенный в Басманном районе Центрального административного округа столицы России. Несмотря на свое название, Бульварное кольцо выполнено в форме подковы, т.е. оно не замкнуто, а ограничено с юга Москва-рекой. Возникнув на месте разобранной стены Белого города, вот уже несколько столетий к ряду, Бульварное кольцо радует москвичей и гостей столицы красивыми пейзажами и уникальными памятниками архитектуры.
Чистопрудный бульвар начинается у площади Мясницкие ворота, откуда ведется нумерация домов, и заканчивается площадью Покровские ворота. Этот бульвар является самым большим по площади из всех бульваров Бульварного кольца Москвы, но втором (после Тверского) по протяженности. С внутренней стороны на Чистопрудный бульвар можно выйти с Архангельского переулка, а с внешней стороны к нему примыкают Большой Харитоньевский переулок и улица Макаренко.
История происхождения Чистопрудного бульвара – одна из наиболее интересных из всех историй возникновения бульваров Бульварного кольца Москвы. О местности, на которой на сегодняшний день располагается Чистопрудный бульвар, было известно еще с начала 16 века, так в это время здесь располагалась скотобойня Животинный двор, позже преобразованная в Государев боевой двор. Бойкая торговля мясом, проходившая неподалеку, дала название примыкающей к бульвару Мясницкой улице. Рядом было болото, поэтому все отходы мясобойни сбрасывались именно туда, из-за грязи и зловонного запаха этот водоем назвали Поганый пруд.
Так как местность в районе Чистых прудов лежит на вершине пологого холма, то в таких местах часто бывают болота, откуда берут начало небольшие речки. Так было и здесь. Из пруда вытекал ручей Рачка (сейчас он находится в коллекторе) и с южной стороны впадал в Москва-реку. В 1699 году любимчик Петра I помещик А.Д. Меншиков приобрел участок земли на Мясницкой улице. В глубине двора он выстроил так называемую Меншикову башню, возле которой и располагался тот самый небольшой пруд. В 1710 году по инициативе помещика на улице свернули торговлю мясом, еще чуть позже перенесли на другое место скотобойню. Помещик приказал очистить пруд от грязи, в частности от отходов мясной торговли, и строжайше запретил загрязнять его, поэтому вскоре пруд стали называть Чистый. Стало использоваться название Чистые пруды, хотя фактически пруд только один. После смерти Меншикова его дом сменил нескольких владельцев, впоследствии его передали в ведение Московского почтамта.
Однако, существует еще одна версия происхождения названия Чистопрудный бульвар. Согласно книге «О Московитских делах», написанной курляндцем Я. Рейтенфельсом, название возникло из-за того, что на этих прудах иноверцы балты поклонялись своим языческим богам. Ведь в допетровские времена слово «поганый» не использовалось в значении «грязный», а отождествлялось со словом язычник, поскольку происходило от латинского «paganus» — «языческий». Вышеупомянутая книга повествует о том, что именно на Поганом пруде в Москве иноверцы поклонялись своим богам. Помимо того, есть еще одна не менее интересная легенда, связанная с зарождением Москвы. По этой версии на месте нынешнего Чистопрудного бульвара стояло село, принадлежавшее боярину Степану Кучке. Однажды князь Юрий Долгорукий, рассерженный плохим приемом боярина, приказал его убить, а тело бросить в пруд, от чего последний стал называться Поганым. Необходимо отметить, что в наши дни пруд подпитывается водой из городского водопровода, труба которого находится напротив дома 12а.
Значительной вехой в истории Бульварного кольца и всех его бульваров стал пожар в Москве 1812 года. Не прошел этот пожар бесследно и для Чистопрудного бульвара. Были снесены остатки стены Белого города, в торцах бульвара выстроены два гостиничных здания. Необходимо отметить, что здание гостиницы у Покровских ворот дошло до наших дней почти в первозданном виде, а вот гостиница у Мясницких ворот, к сожалению, не уцелела. На ее месте открыли станцию метро Чистые пруды.
Застройка Чистопрудного бульвара окончательно оформляется к середине 19 века, когда очерчивается четкое разграничение между внутренней и внешней его сторонами. Так, внутренняя сторона бульвара была застроена двухэтажными домами московских богачей и казёнными учреждениями, а внешняя – одноэтажными домами людей победнее. В конце века на Чистопрудном бульваре появляются трех- и четырехэтажные доходные дома, которые в послевоенное время были надстроены до шести-семи этажей.
В 1959 году в самом начале Чистопрудного бульвара поставили памятник А.С. Грибоедову, созданный скульптором А.А. Мануиловом. Это место было выбрано неслучайно, ведь довольно продолжительное время писатель жил в доме №42 по Мясницкой улице. Еще один интересный факт заключается в том, что на месте нынешнего памятника Грибоедову раньше стоял памятник идеологу русского анархизма М. Бакунину, выполненный по проекту скульптора М. Ковалева. Абстрактно-футуристическая манера, в которой был выполнен постамент, стала отпугивать москвичей, поэтому его очень быстро убрали.
Весьма интересна архитектура Чистопрудного бульвара в Москве. Угловой трехэтажный дом № 1 принадлежал купцу Гусятникову, именем которого был назван соседний переулок. В нем располагался продуктовый магазин, здание уцелело во время пожара 1812 года. Тоже под номером 1 стоит двухэтажное каменное строение с орнаментом, имитирующим резьбу по камню. В доме № 1а на Чистопрудном бульваре располагался приют для престарелых медиков, а изначально здание было предназначено для фармацевтического общества. На Чистопрудном бульваре был еще один приют, так называемый «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного общества», расположенный в доме № 4. Под номером 3а расположены два дома, оба построенные в конце 19 века. В левом жила великая русская актриса Гликерия Федотова.
По четной стороне Чистопрудного бульвара расположен комплекс домов №2, который был сооружен в 1858 году для станции почтовых карет. Позднее дом был передан Московскому телеграфу. После того, как старое главное здание почтамта (располагавшаяся на Мясницкой улице) было занято биржей, сюда переместилась и основная часть почтамта. В примыкающем здании располагаются служебные помещения почтамта и квартиры работников.
Привлекает внимание дом № 12а, построенный в 1927 году для Кожсиндиката по проекту архитектора А.П. Голубева и инженера Е. Израиловича. Для своего времени это шестиэтажное строение (седьмой этаж был достроен в 1948 году) было очень прогрессивным, оно представляло собой корпус из легких железобетонных конструкций. Впоследствии в этом здании последовательно размещались: Наркомат легкой промышленности, Министерство хлебопродуктов, Министерство заготовок, Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. Однако историческая ценность этого места заключается в том, что ранее здесь находилось деревянное здание панорамы «Бородинская битва», построенное по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова. Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года. Потом Бородинская панорама была перенесена на Кутузовский проспект. Дом № 13 – еще одно здание дореволюционной постройки на Чистопрудном бульваре, возраст которого составляет порядка 150 лет. В советский период были достроены верхние этажи. Тоже дореволюционным является здание № 15 (доходный дом Эпле) отличается старинной облицовкой стен грубо околотыми с наружной стороны камнями.
Знаменательным является строение № 19а, что на Чистопрудном бульваре. На сегодняшний день здесь располагается театр Современник, хотя само здание со стилизованной под античность колоннадой было построено в 1912 году, как кинотеатр Колизей. Здание № 21 хранит память о массе замечательных русских писателей, композиторов, певцов. С 1898 по 1904 год в квартире второго этажа этого дома жил писатель Н.Д. Телешов, ставший инициатором организации литературного кружка Среда, который переехал в соседний дом № 23. В 1907 году в нижнем этаже этого дома была открыта частная Современная библиотека, позднее она была национализирована, а в 1921 году переименована в библиотеку имени Ф.М. Достоевского. Этот дом связан еще с одной известной фамилией, в квартире № 2 жил выдающийся советский кинорежиссер С. М. Эйзенштейн.
С Чистопрудного бульвара в Москве хорошо видна церковь Архангела Гавриила, расположенная в Архангельском переулке. Храм был построен в 1705-1707 годах по приказу А.Д. Меншикова. По легенде он приказал выстроить на месте стоявшей здесь деревянной церкви новый храм в виде высокой башни. Из-за назначения Меньшикова губернатором Санкт-Петербурга, работу над церковью так и не закончили. Лишь в 1787 году ее завершил известный московский масон Г.З. Измайлов, украсив ее масонскими символами. В середине 19 века по распоряжению митрополита Филарета все масонские изображения и надписи были уничтожены. В апреле 2006 года на Чистопрудном бульваре в Москве появился памятник Абаю Кунанбаеву (скульптор М. Айнеков, архитектор В. Романенко).
История Чистых прудов
Существует несколько вариантов истории возникновения Чистых прудов. Более известна версия, согласно которой в XVII веке в этом районе существовала скотобойня, и нечистоты сливались в местные водоемы, тогда было три таких пруда, называемых погаными. После повеления Петра I эти земли были дарованы его фавориту, князю Меншикову. Часть водоемов по приказу князя была осушена, а самый крупный из них очищен, одновременно наложен запрет на загрязнение вод. С этого момента Чистые пруды стали историческим названием места, сохранив в названии, как дань прошлому, форму множественного числа.
Сегодня это прогулочная зона и культурно-исторический парк. Чистопрудный бульвар — это широкая парковая аллея для прогулок, которая длится до оздоровительного , а за этим зданием, до площади Покровских ворот – находится сам пруд. Можно взять в прокат велосипед, чтобы совершить велотурне по близлежащим историческим местам или прогуляться пешком вдоль пруда, покормить обитающих на нем уточек и полюбоваться на лебедей.
Примечательные здания и сооружения
Чистопрудный бульвар
Дом № 14
Памятник Александру Сергеевичу Грибоедову
По нечётной стороне
- № 1 — угловой корпус — Дом купца Гусятникова, именем которого назван соседний Гусятников переулок. Дом пережил пожар 1812 года. Второй дом на бульваре, под тем же номером, выстроен Б. В. Фрейденбергом в 1886 году;
- № 1a — дом Медико-филантропического общества с приютом и залом для общественных собраний (1908—1912, архитектор А. И. Герман). Реконструирован в 1940-х годах, ценный градоформирующий объект[3]. В доме жили литературовед Д. Д. Благой[4] и историк-медиевист Н. П. Грацианский[5];
- № 3a — жилой дом (1880-е, архитектор А. И. Гаудринг; 1970-е). Здесь в 1917—1925 годах жила актриса Гликерия Николаевна Федотова. Ныне — Посольство Казахстана;
- № 9 — постконструктивистский жилой дом (1938—1941, архитекторы М. С. Шерфетдинов, М. И. Пекарев[6].). Здесь жили языковед Р. И. Аванесов[7] и учёный в области механики сплошных сред А. А. Ильюшин[8];
- № 11 — дом постройки XIX века, достроен в 1930-х годах с 4 до 6 этажей[6];
- № 11, стр. 4 (во дворе) — жилой дом с палатами П. В. Макулова — М. З. Шамзарова (1690-е гг., XIX век, начало XX века). Здесь в 1830—1840-х гг. жил и работал скульптор И. П. Витали;
- № 13 — дом постройки XIX века, достроен в середине XX века;
- № 15, стр. 2 — доходный дом Эппле (1912, архитектор А. Н. Зелигсон);
- № 17 (левое здание) — особняк 1-й трети XIX века[6];
- № 19а — здание кинотеатра «Колизей» (1912—1914, архитектор Р. И. Клейн)[6]. Театр работал под первоначальным именем до 1970 года. В начале 1970-х годов здание было реконструировано[9]. С 1974 года здесь размещается Московский театр «Современник»;
- № 19/1 — доходный дом (1890, архитектор А. В. Иванов), надстроен в советские годы;
- № 21 — доходный дом (ок. 1900, архитектор В. Н. Кардо-Сысоев). В этом доме в квартире Н. Д. Телешова в 1898—1904 годах проходили собрания литературного кружка «Среда», собиравшего цвет российской словесности того времени. С 1904 года «Среды» переехали в соседний дом № 23;
- № 23 — доходный дом Н. Д. Телешова (1900, архитектор С. В. Барков)[6]. Изначально четырёхэтажный, в 1947 году надстроен до 7 этажей. Библиотека имени Ф. М. Достоевского на первом этаже здания работает с 1907 года. В квартире № 2 в 1920—1934 годах жил С. М. Эйзенштейн (мемориальная доска, 1958, скульптор А. Н. Костромитин)[10]. В доме также жили актёры Максим Штраух[11], Юдифь Глизер[12];
- № 25/21 — жилой дом в стиле модерн (1901, арх. П. А. Дриттенпрейс).
По чётной стороне
- № 2 — комплекс домов: на углу трёхэтажная станция почтовых карет Московского почтамта (1858)[6], далее по бульвару шестиэтажный дом (1900, надстроен в 1952);
- № 4 — «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства» (1898[6], арх. А. П. Попов[13]);
- № 6/19 — здание Правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги (1891, архитектор Д. Н. Чичагов, перестроена и надстоена 3-м этажом в 1910-х гг. И. И. Рербергом). В основе дома была городская усадьба Мусиных-Пушкиных[14], 1810—1890. В 1925—1939 годах дом занимал Наркомпрос, где в те же годы работала Н. К. Крупская (мемориальная доска на фасаде);
- № 8/12 — в основе двухэтажного здания был флигель усадьбы Е. П. Кашкина — А. А. Дурасовой; второй этаж появился между 1802 и 1806 гг. Отреставрирован в 1981—1982 гг.;
- № 8, стр. 1 — главный дом усадьбы Кашкиных, был построен в 1782—1784 годах после сноса стены Белого города; его фасад, зафиксированный в альбомах Казакова, имел характерный облик раннего классицизма. В 1950—1953 годах был надстроен с двух до шести этажей[15]. В доме размещались редакции газет «Рабочая Москва», «Вечерняя Москва» и «Московская правда»[16], издательство «Московский рабочий», редакция альманаха «Куранты»;
- № 10 — флигель усадьбы Кашкиных (1876, архитектор А. Е. Вебер); А. Е. Вебер украсил здание декором, сохранившимся до наших дней;
- № 10, стр. 2 — доходный дом Тупицыных (конец XVIII в.; 1817; 1859; 1875, архитектор А. Е. Вебер, с трёх до шести этажей был надстроен в 1940 году);
- № 12 — комплекс зданий:
- № 12, стр. 1 — велнес-клуб (бывший ресторан) «Чистые пруды»;
- № 12, стр. 2 — жилой дом кооператива «Военный строитель» (1931, архитекторы К. В. Аполлонов и Н. Якобсон, инж. Д. Бер)[17];
- № 12, стр. 3 — жилой дом;
- № 12, стр. 4 — жилой дом кооператива «Военный строитель» (1936, архитектор А. Ф. Волхонский)[6]. В этом доме жило много военных, чем объясняется большое число расстрелянных органами НКВД в годы сталинских репрессий. В базе данных правозащитного общества «Мемориал» есть имена 70-ти жильцов этого дома, расстрелянных в годы террора[18]. Число погибших в лагерях ГУЛАГа не установлено. В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» в арке дома кооператива «Военный строитель» установлены мемориальные знаки с именами военного Степана Николаевича Степанова, инженера-технолога Виктора Ивановича Марасанова и преподавателя музыки Евгения Борисовича Эренбурга, расстрелянных органами НКВД в 1937—1938 годах[19];
- № 12, стр. 5 — жилой дом (1930);
- № 12, стр. 7, 7а, памятник архитектуры (региональный) — усадьба С. И. Пашкова начала XIX века. Здесь в 1811 году родилась родственница владельцев поэтесса Е. П. Ростопчина. В 1831 году усадьбу посещали А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова, объект культурного наследия регионального значения[20]. Главный дом усадьбы (стр. 7) выстроен дворянами Пашковыми в 1789—1792 годах по линии современного Потаповского переулка, в перспективе современного Сверчкова переулка. Сохранились также несколько флигелей в разных концах огромного двора. В 1840 году Пашковы продали дом казне. В 1912 году в южной части владения было построено первое здание Панорамы «Бородинская битва» (не сохранилось)[21]. Флигель (стр. 7А) примыкает к южному крылу главного дома. По данным БТИ на 1987 год износ объекта составил 74 %. В 2001 году Правительство Москвы передало его в аренду Межрегиональной общественной организации «Центр русско-узбекского культурного сотрудничества им. Тамары Ханум». Планировалось отселить жильцов, прежних арендаторов и провести реставрацию. Однако в связи с невыполнением новым арендатором условий договора постановление было отменено, начатые работы не были завершены. В 2012 году флигель по программе «Рубль за метр» получило ООО «Ренессанс», оформлено охранное обязательство. В ноябре того же года флигель горел. В 2014 году Мосгорнаследие выдало разрешение на разработку проекта реставрации (предмет охраны определён в 2013 г.). В 2015-м разобрана кровля, оформлен градплан земельного участка[22]. Осенью 2015 в связи с ненадлежащим использованием, через арбитражный суд, договор аренды с ООО «Ренессанс» расторгнут, Мосгрнаследием в адрес Департамента городского имущества направлен акт технического состояния, для повторного вовлечения здания в хозяйственный оборот. По информации на конец 2021 года, правообладатель не определён, торги предварительно запланированы на 1-2 квартал 2021 года[21].
- № 12, стр. 8 — Казенная Запасная аптека Московского Окружного инженерного управления (1880-е)[23]
- № 12А — здание Кожсиндиката (1926—1928, архитектор А. П. Голубев, инженер-конструктор Е. Израилович)[6]. Ранняя полностью железобетонная конструкция. В 1912—1918 годах на этом месте находился временный павильон «Бородинской панорамы», построенный архитектором П. А. Воронцовым-Вельяминовым[2] к столетию Бородинской битвы (купольные конструкции были разработаны тем же инженером — Е. Израиловичем)[24], а до этого — пруд в саду усадьбы Пашковых[25]. В 1989 году в нижнем высоком этаже здания под эгидой режиссёра Р. Быкова был открыт кинотеатр «Ролан»[24]. В настоящее время в здании помимо кинотеатра находятся Федеральная миграционная служба и ресторан «Ностальжи»;
- № 12А, стр. 2, 2А — Служебный корпус (1927, архитектор Б. Норман, 1950-е гг., 1980-е гг.)[23]
- № 14 — доходный дом церкви Троицы на Грязех (1908—1909) — памятник позднего, «национального», модерна. Дом по проекту архитекторов Л. Л. Кравецкого (планы) и П. К. Микини (инженер-строитель) украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова[6]. Первоначально дом был четырёхэтажным, а в 1945 году[6] надстроен до нынешних 7 этажей. Звери большей частью сохранились (см. старые и современные фото);
- № 16/15 — угловой дом начала XX века также был вначале трёхэтажным, а в середине века надстроен до пяти этажей.
Культурно-исторические места парка Чистые пруды
Пройдемся по самым знаковым местам любимого экскурсоводами маршрута. Начало парковой зоны Чистопрудного бульвара начинается у памятника Грибоедову, автора классического произведения «Горе от ума». На постаменте можно увидеть горельеф с изображением героев комедии. Памятник был создан скульптором Аполлоном Мануйловым и установлен в 1959 году на месте выполненной в абстрактной манере скульптуры русского анархиста Михаила Бунина. Последний был демонтирован по просьбе представителей общественности за непонятный футуристический подход при его создании. Сам Грибоедов жил некоторое время на Мясницкой улице, в доме № 42, где он завершал известную комедию и поэтому место выбрано логично.
Прогулка по Чистопрудному бульвару, по левой стороне приведет нас к дому 19. Историческое здание, созданное архитектором Романом Клейном в начале ХХ века в стиле неоклассицизма, было помещением ранее известного кинематографа «Колизей». А в 1974 году в здании разместился и сейчас находится театр «Современник». Одним из основателей и первым художественным руководителем театра был Олег Ефремов, во многом определивший стилевую особенность театра – говорить со зрителем о вечных истинах на языке современного искусства.
Двигаясь по Чистопрудному в сторону Покровских ворот, географически завершающих район Чистые пруды, можно выйти к Церкви Троицы на Грязех, которая расположена на улице Покровка. Рядом с ней – другой архитектурный шедевр – это принадлежавший ранее церкви доходный дом, построенный в начале ХХ века. Любопытно его оформление: барельефы на уровнях со 2-го до 4-го этажа с изображением фантастических зверей, птиц и деревьев. Авторы оформления – С.Вашков и П.Микини. Благодаря этим изображениям строение получило название «Дом со зверями». Верхние этажи надстроены в 1945 году, поэтому здание выглядит фрагментарно незавершенным. Частично этот дом виден в кадрах фильма «Место встречи изменить нельзя».
«Дом со зверями» соседствует с современным кинотеатром «Ролан», расположенным в доме №12. Он носит имя талантливого актера Ролана Быкова. Ранее здесь была «Бородинская панорама», ныне она перенесена на Кутузовский проспект.
Дальше — по Чистопрудному идем до Архангельского переулка, свернув на который, увидим Меншикову башню. Александр Меншиков «счастья баловень безродный» возле своего подворья приказал возвести огромный каменный храм на месте обветшавшей церкви. Строительство этого сооружения было осуществлено при участии итальянских архитекторов. Башня храма, построенная в стиле барокко, по высоте превзошла колокольню Ивана Великого. Но на этом «полудержавный властелин», как Пушкин назвал Меншикова, не успокоился. Александр Данилович за сказочную сумму купил в Лондоне часы-куранты, которые и установили на храме. Часы отбивали час, полчаса и четверти — чего не было на Спасской башне Кремля. Торжество было полным, но кратковременным. Молния срубила шпиль, а часы — их век оказался недолог — были разобраны и свезены на Пушечный двор.
Происхождение названия
А. Д. Меншиков, купивший участок на Мясницкой улице, в 1703 приказал вычистить пруд, загрязнённый отходами мясной торговли, который с тех пор стал называться Чистым
. В обиход вошло название
Чистые пруды
, хотя пруд в настоящее время — только один. Московский краевед С. К. Романюк приводит план предполагаемых прудов у Стены Белого города 1754 года, на котором отмечены три пруда; кроме того он указывает, что пруд, называвшийся
Поганым
, находился в пределах Белого города (ближе к Потаповскому переулку), и такое название связывает не с состоянием пруда, а с названием здешней местности, в которой селились иностранцы[1].
Современность парка Чистые пруды
Прогулка по Чистопрудному бульвару это не только исторические памятники и дань прошлому. Это активная зона отдыха, привлекающая на аллеи разные поколения и представителей культур. Здесь любят собираться и представители современного андеграунда. «У Грибоедова» – излюбленное место романтических встреч. Приехать сюда хочется и коренным москвичам и гостям столицы, чтобы воочию увидеть сюжеты, навеянные трогательной мелодией в исполнении Игоря Талькова, иллюстрациями мастеров живописи и художественных произведений.
Так причудливо и естественно соединяется история и современность, потребность в духовном и изысканно гастрономическом, в спокойном и богатом на события месте – московском парке Чистые пруды.