Дом Игумнова на Якиманке. Особняк купца Игумнова

Дом купца Игумнова — один из известнейших архитектурных памятников Москвы, выполненный в псевдорусском стиле. Особняк, расположенный на улице Большая Якиманка в центре города, привлекает внимание невероятной вычурностью и детальностью проработки декоративного оформления.

Здание было построено в 1888-1895 годах по проекту архитектора Николая Поздеева при участии архитекторов Ивана Поздеева и Петра Бойцова. Заказчиком строительства стал ярославский купец Николай Игумнов.

Двухэтажный особняк стилизован под боярский терем и отличается исключительно роскошным декоративным оформлением: его кирпичные фасады украшают резные белокаменные элементы (гирьки, полуколонки, пояса), цветные фарфоровые изразцы с изображением растений и мифических животных (по рисункам художника-керамиста Семёна Масленникова), фигурная кирпичная кладка. Привлекают внимание богато украшенные наличники окон, а также массивное крыльцо с балконом и въездные ворота с узорчатой оградой. Кровля имеет сложную форму с островерхими шатрами, что усиливает схожесть особняка с древнерусскими палатами.

История здания

В 19 веке владение на Большой Якиманке, где позже был построен особняк, принадлежало купцу второй гильдии Николаю Лукьянову, при котором на нём стоял деревянный дом, построенный после пожара 1812 года, затем купцам Крашенинниковым. Однако, в 1851 году участок выкупила семья ярославских купцов Игумновых, оформив его на имя купчихи Веры Игумновой.

В 1888 году землю унаследовал Николай Игумнов — владелец Ярославской Большой мануфактуры, который решил построить на месте старого деревянного дома новый каменный.

Для строительства особняка Игумнов пригласил архитектора Николая Поздеева, занимавшего на тот момент должность городского архитектора в Ярославле — мастера русской эклектики и церковного зодчества. Поздеев разработал для купца проект роскошного двухэтажного особняка, и в том же 1888 году началось его строительство. Однако, дожить до его завершения архитектору не пришлось: в 1893 году он умер от туберкулёза, и работы продолжились под руководством его брата Ивана Поздеева, а также архитектора Петра Бойцова, которые оформили интерьеры помещений в доме. Постройка особняка обошлась его владельцу в баснословную сумму: по неофициальной информации, Игумнов потратил на него около миллиона рублей. Кирпич для строительства заказывали из Голландии, а фарфоровые изразцы изготовили на фабрике Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Кузнецова.

Внутри разместилось около 40 помещений, включая аванзал с парадной лестницей, большую и малую гостиные, несколько столовых. Интерьеры здания не перекликаются с его внешним обликом: часть помещений оформлена в стиле классицизма, часть — в стиле модерн.

К сожалению, долго пожить в новом доме хозяину не пришлось — в 1901 году он был сослан в село Алахадзы в Абхазии и больше в своём московском доме не появлялся. Любопытно, что современники критиковали особняк за его чрезмерную эклектичность и массивный облик.

После Октябрьской революции 1917 года Игумнов добровольно передал дом советской власти, и вплоть до 1925 года в нём располагался клуб фабрики «Гознака». В 1925 году по распоряжению Иосифа Сталина в доме Игумнова был открыт первый в советском государстве Институт переливания крови, директором которого был назначен Александр Богданов. Богданов пропагандировал метод омоложения организма путём переливания крови от молодых людей к более старым и сам практиковал обменное переливание, пройдя эту процедуру 10 раз. Однако, во время своего 11 переливания Богданов умер, после чего здание передали Институту мозга (по иронии судьбы мозг Богданова передали ему же для исследований).

С 1938 года дом Игумнова используется для нужд посольства Франции, а с 1979 года особняк стал официальной резиденцией французских послов. В наши дни в нём проживают сотрудники французской дипломатической миссии.

В 2010-2014 годах особняк был отреставрирован.

Дом купца Игумнова на Якиманке

Главная / Места / Архитектура / Дом купца Игумнова на Якиманке

21.05.2012 13:15 Печать | E-mail Показать на карте

Недавно я посетила дом купца Игумнова — резиденцию французского посла в России. Многим знакома история этого дома. Купец Игумнов был очень богатым человеком. До сих пор на спутниковой карте Абхазии в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» – это кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской Большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски. В 1888 году он решил обустроить свою московскую резиденцию, в которой сегодня располагается посольство Франции.

Место на Якиманке тогда никаким образом не относилось к престижным. Ветхие домишки, удалённость от центра. Игумнов обосновал свой выбор тем, что где-то здесь прошло его детство (история не сохранила ранних биографических данных, неизвестен даже год его рождения). По другим легендам, удалённость от центра требовалась для уединения от любопытных глаз, ведь дом задумывался не для обычной жизни.

Как бы то ни было, Игумнов выкупил у некого купца Николая Лукьянова деревянный домик, снёс его и привлёк для новой стройки молодого талантливого городского архитектора Ярославля Николая Поздеева. Зодчему на тот момент только исполнилось 33, но в Ярославле он уже получил признание благодаря целому ряду добротных построек. Кстати, нельзя исключать, что место у Калужской заставы заказчику посоветовал именно архитектор, чьё детство прошло под Малоярославцем, и знакомство с Москвой происходило именно отсюда.

ёСтроился дом в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле. Игумнов хотел покорить Первопрестольную и не скупился. Кирпич для строительства везли на стройплощадку непосредственно из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах Кузнецова, отделку интерьеров доверили одному из самых популярных тогда архитекторов Петру Бойцову. В единое целое удалось объединить самые разнообразные и сложные компоненты: башенки, шатры, сводные арки, колонны. Обнаруживается стилистическое сходство особняка с шедевром московского зодчества тех же лет – Государственным Историческим музеем. Сегодня здание является объектом культурного наследия федерального значения, однако изначально московский «свет» отнёсся к дворцу более чем прохладно.

Согласно легенде, расстроенный Игумнов отказался оплачивать всё, что не было внесено предоплатой, после чего архитектор Поздеев покончил с собой. По другой версии, зодчий умер от тяжёлой болезни в 38-летнем возрасте. Этот проект стал его последней работой.

Богатого и успешного провинциала столица принимать не хотела. Вскоре по городу поползли слухи, что в особняке у Николая Васильевича жила молодая любовница-танцовщица. Однажды, не потерпев измены, купец замуровал её заживо в стене. Кто распускал слухи – неизвестно, но недоброжелатели у Игумнова были весьма влиятельными. Когда в 1901 году в доме на Якиманке купец решил устроить бал, он по своей привычке хотел поразить гостей размахом. Для этого пол танцевального зала был сплошь устлан новенькими золотыми червонцами. И уже на следующий день в Петербурге Николаю II доложили, как московское купечество выплясывало на императорских профилях, отчеканенных на монетах. Реакция последовала незамедлительно: высочайшим распоряжением Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной, без права возвращаться в оную.

Место ссылки власти выбрали отнюдь не курортное: абхазское побережье Сухумской области тогда было заболоченным, кишело малярийными комарами и ядовитыми змеями. Осмотревшись, опальный купец приобрёл за бесценок 6 тысяч десятин местных болот и начал новую жизнь. Первый успешный бизнес был создан с помощью выписанных с Дона рыбаков. Игумнов освоил промысел и открыл первый на черноморском побережье консервный завод.

Работникам были созданы комфортабельные условия проживания: сезонникам предоставлялось общежитие с комнатами на двух человек и большими курительными залами, постоянные рабочие получали отдельные домики, которые через несколько лет переходили в их собственность. Привёз Игумнов сюда эвкалипты и болотные кипарисы, которые быстро вытянули излишки влаги из местных почв. С Кубани был доставлен чернозём, из Ярославля племенной скот,увлёкся купец садоводством. Его стараниями в этих землях появились плантации мандаринов, киви, манго, табак, заработало предприятие «Абхазский бамбук», появились сохранившиеся поныне кипарисовые аллеи.

После революции Николай Васильевич отказался эмигрировать во Францию. Он добровольно передал имущество в пользу государства и устроился агроном в цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала, которым стало именоваться его бывшее поместье. Умер Николай Васильевич в 1924-м, похоронили его скромно, посадив на могилу любимые им кипарисы.

История порой любит гримасничать. Если император отобрал у купца дом за бал на монетах со своим изображением, то после революции и национализации, здание на несколько лет стало… клубом фабрики Гознак. Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь на 13 лет обосновалась лаборатория по изучению мозга (с 1928 года – Институт мозга). За это время здесь побывал мозг Ленина, Клары Цеткин, Цюрупы, Луначарского, Андрея Белого, Маяковского, Горького, Павлова, Мичурина, Циолковского, Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской…

В 1938-м особняк передали посольству Франции. В 1944 году президент Шарль де Голль вручал здесь награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман». Здание из голландского кирпича поныне содержится в идеальном состоянии сотрудниками французской дипмиссии.

О призраке дома Игумнова. Поговаривают,что до сих пор в здании французского посольства водится так называемая «белая женщина». По легенде этот небольшой особнячок был подарен купцом Игумновым своей содержанке. Сам он жил в Ярославле, а в столице бывал наездами. О приездах своих обычно предупреждал даму сердца через посланного слугу. Но однажды приехал без предупреждения и застал возлюбленную с молодым корнетом… Корнета хозяин выгнал в шею, а вот девушка после этого бесследно исчезла. Ходили слухи, что купец в сердцах убил ее, а труп замуровал в стене особняка.

По другой легенде во всем виноват его молодой истопник. Парень якобы стал флиртовать с хорошенькой дочерью купца, за что вскоре был навсегда отлучен от богатого дома. Правда, этим дело не завершилось. Молва утверждает, будто перед уходом обиженный истопник тайком набил дымоходы глиняными черепками. В итоге, когда в тереме-дворце затапливались печи, то трубы и даже стены начинали издавать ужасные звуки (почему-то особенно по ночам), от которых хозяин невыносимо страдал.

Но вернемся к дому. Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.). Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, самый знаменитый из которых — дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском — сгорел в XVIII веке.

Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры (Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы.

На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу, керамические вставки. Над «красным крыльцом» (парадным входом изящная двойная арка под старину. Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны. Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы, увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.). Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.

Далее поднимаемся на второй этаж, открываем массивную дверь и… попадаем из средневековья в интерьеры Людовика XV! Переход из одного века в другой мы совершаем по галерее в стиле ампир. Прием экстерьер в интерьере. Отделка обычно используемая для фасадных работ. Зеркало в конце коридора бесконечно вытягивает помещение.

  • Адрес: Большая Якиманка, 43c1.
  • Ближайшее метро: «Октябрьская», «Полянка».

Автор статьи и фотографий: aroundtree

Городские легенды

Вокруг необычного особняка на Большой Якиманке появилось несколько любопытных городских мифов и легенд.

Согласно одной из них, архитектор Николай Поздеев не умер от туберкулёза, а покончил жизнь самоубийством, поскольку Игумнов отказался оплачивать дополнительные расходы на строительство, превысившие изначальную смету. Отчаявшись, попавший в долги архитектор застрелился и, разумеется, проклял особняк и его жителей.

Другая городская легенда рассказывает, что на одном из торжественных приёмов в особняке Игумнов решил удивить гостей, выложив пол в парадной комнате золотыми монетами с изображением профиля императора Николая II. Император, до которого дошли слухи о купеческом подходе к декору, такого жеста не оценил, счёл это оскорблением и сослал Игумнова в Абхазию. Есть ли в этой легенде крупица правды — неизвестно, но в 1901 году Игумнов действительно был сослан в село Алахадзы в Абхазии.

Третья и наиболее жестокая легенда говорит, что Игумнов заказал строительство дома, чтобы жить в нём со своей любовницей — танцовщицей Варварой. Однако, вскоре купец заподозрил девушку в измене и жестоко наказал её, замуровав в одной из стен здания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]