Гяру – это метросексуалы на японский манер

Гяру (gal) – наименование японской субкультуры, популярной с последнего десятилетия прошлого века. Термин происходит от английского слова «девушка» – girl. Принадлежность к субкультуре требует от последователей выглядеть и вести себя определенным образом. Слоган направления – «Я не могу жить без мужчин». Фраза прозвучала в рекламе джинсов GALS, транслировавшейся в 70-х. Именно ее выбрали себе девушки, желающие выглядеть броско, необычно, ярко, вызывающе.


Современная субкультура

Гяру и их жизненные принципы

Гяру – это одновременно гламур и трагедия, мода и отклонение. Представительниц субкультуры называют «девушками, заставляющими семью заливаться слезами». Нередко их именуют «девиантными школьницами». Выбравшие себе такой стиль жизни девушки ежедневно выглядят ярко, модно, броско. В обычные места они надевают ультрамодные наряды, накладывают вызывающий макияж. Каждый день для них – это легкость поведения, любовь к себе, желание жить в роскоши и веселье. Жизнь представительниц направления не терпит скуки, а их философия базируется на наслаждении каждым днем.

О том, кто такие девушки гяру, обычные японцы узнали далеко не сразу после появления направления. Впервые манифестация женской сексуальности в Стране восходящего солнца пришлась на 20-е годы прошлого века, но тенденции не нашли общественной поддержки. Слишком закрепощенный социум не позволил проникнуть западным веяниям, а эмансипированные особы подверглись осуждению, остракизму, резкой критике. Первая масштабная волна популярности пришлась на 70-е годы. В глянцевых изданиях начали печатать фотографии тусующейся, модно и дорого одевающейся молодежи, выбравшей ночной образ жизни. Появление стильных образов на обложках востребованных журналов стало для стиля билетом в повседневную японскую реальность.


Субкультура как результат эмансипации

История появления субкультуры

Гяру (а также гангуро, когяру), известные презрением к социальным табу, увлеченные западными ценностями, живут под девизом «Да здравствую я!». С первых дней эта субкультура – часть уличной моды Японии. Мужчины, придерживающиеся направления, называются гяруо.

Истоки направления – в моде 20-х годов. Именно тогда появились смелые японские девушки, избравшие западный стиль. В этих кругах слушали джаз, пренебрегали традиционными женскими ценностями, принятыми нормами поведения. Осуждение, давление общества уничтожило эту волну уже в 30-е годы. В 60-х свобода женского общества вновь стала актуальной темой, но лишь в форме эпизодических выступлений.

Точной даты появления стиля в японской истории нет. Как считают многие, это движение возникло ниоткуда и стало откликом на готовность общества к переменам. В 70-х появился первый тематический журнал Popteen, вскоре получивший статус культового в женской среде. Позднее ему составили конкуренцию Happie, Street Jam и некоторые другие. Преимущественно издания создавались выходцами из порноиндустрии. В 80-х гяру прочно связали с Yankiis. Так появились когяру – исключенные из школ из-за несоответствия одежды принятой форме японки. Эти девушки акцентировали внимание на своей независимости, проводили время в Сибуя, где часто попадали в фокус объективов известных фотографов.


Движение исходит из 20-х годов

В 80-х слово «гяру» стало ассоциироваться с непристойным поведением и потребительским стилем жизни. Тематические издания начали писать про подростковый секс, привлекая заинтересованную в западном мышлении молодежь. 1984 год отмечен тем, что термин gal стали применять к тем, кому характерны беспорядочные половые связи. Он был строго негативным. Одновременно популяризация направления осуществлялась мужскими журналами, которые причисляли к субкультуре звезд ТВ-шоу.

В 90-х стала популярной певица Намиэ Амуро, надолго задавшая тенденции гяру. Она носила короткие юбки и высокие сапоги, загорала в солярии. В 2009-м она получила статус японской иконы моды. Множество девушек из разных регионов страны копировали ее внешний вид. Эта мода распространилась и на русский фэндом. Фанаток певицы прозвали амураа. Одновременно шире применяется слово gal, которым описывают девушек, чьи жизненные приоритеты – дорогие наряды, ночные развлечения, секс. За пределами Японии образ становится эротическим фетишем.

Рост популярности субкультуры связан с тенденциями в СМИ. Сначала представительниц направления считали офисными работницами, желающими красивой жизни, но в 1993-м вышла статья «Структура галс», объясняющая суть движения, акцентирующая внимание на материализм и идеализацию ночной жизни богачей. В статьях про сексуальность, ночные развлечения знаменитостей стали появляться описания когяру. В том же 1993-м появилась статья «Искушение когяру», посвященная сексуальному интересу к девушкам 14-18 лет, чуть позднее – материал о продаже школьницами сексуальных услуг. Широкий резонанс вызвали оплачиваемые свидания, из-за которых гяру в сознании среднестатистического японца прочно проассоциировались с проституцией. В 1997-м вышел документальный фильм, показывающий последовательниц стиля как проституток, желающих лишь дорогих вещей. За использование услуг девушек не раз привлекались к ответственности преподаватели, монахи, крупные начальники, чиновники.


История субкультуры связана со скандалами

Экономический кризис 90-х спровоцировал вспышку интереса к смелому образу жизни. Радикальные феминистки воспользовались субкультурой как оружием в войне за свободу и положение в обществе. Социологи связали феномен с дискриминацией женщин, известный писатель Рю Мураками охарактеризовал это бунтом, призывом к борьбе с падением нравов. Сами гяру страдали от популяризации направления, поскольку лишь некоторые из придерживавшихся субкультуры практиковали оплачиваемые свидания и предоставление сексуальных услуг, а вот неприличные предложения, угрозы и социальный остракизм распространялись на всех.

На рубеже веков Сибуя в целом, универмаг 109 в частности стали главным местом для когяру. Направление стало частью мейнстрима, идеалом для мечтающей о богатстве молодежи. В первом десятилетии нынешнего века появились гангуро – выходцы из неблагополучных токийских районов, приезжие из других городов, предпочитающие очень сильный загар, традиционную помаду и яркие волосы. Раскол стал противостоянием детей богатых родителей и выходцев из бедных семей. Гангуро носили дешевые вещи, а когяру захватили Синдзюку, Икэбуро, но термин постепенно ушел в небытие – и гангуро, и когяру теперь характеризуют как гяру. В середине десятилетия среди представителей направления появились мужчины гяруо.

Популяризация субкультуры спровоцировала экстремализацию моды. Чтобы избежать нежелательного внимания взрослых мужчин, многие сменили сексуальность на шокирующий стиль, позванный в СМИ «ведьминским». В 2003 появляется арубака – не очень умные девушки, носящие одежду исключительно ALBA ROSA. Позднее формируется движение химэ-гяру, копирующее стиль принцесс.


Гяру – это гангуро и когяру

Особенности образа гяру

В 90-х на сцене и телевидении Японии блистала певица Намиэ Амуро. Именно она способствовала продвижению и закреплению образа гяру. Ее популярность среди молодежи била все рекорды. Так атрибутами стиля гяру стали следующие аспекты:

  • Короткие юбки;
  • Высокие сапоги;
  • Большое количество косметики на лице;
  • Сильный загар;
  • Яркая одежда;
  • Волосы светлого и каштанового цвета;
  • Фривольное поведение;
  • Посещение тусовок и дискотек.

Взяв из западного стиля жизни самые сочные акценты, девушки гяру стали популярны и на Западе. Их образ превратился, в своего рода, сексуальный фетиш не только для японских, но и для западных мужчин.

Постепенно термин «гяру» сменился на определение «когяру». Есть версия, что вышибалы ночных клубов Японии называли так тех девочек-подростков, которые пытались попасть в ночные клубы, чтобы взглянуть на взрослую жизнь. Термин закрепился модными изданиями, теперь под ним подразумевали девушек от 14 до 18 лет, которые пытались выглядеть и вести себя, как взрослые гяру.

Позже гяру стали приравнивать к простым проституткам из-за наличия в их культуре практики оплачиваемых свиданий. Этому вновь поспособствовали СМИ Японии.

После такого заявления, многих девушек стали обвинять в неподобающем поведении. По стране прокатилась волна арестов чиновников, монахов и учителей, подозреваемых в связях с когяру.

Возрастающий материализм японского общества осложнил дело. Ведь когяру и гяру не желали становиться матерями. Они, чаще всего, плохо выполняли свои родительские обязанности или отказывались от деторождения вовсе.

В 90-е годы число девушек, желавших поучаствовать в оплачиваемых свиданиях, выросло до 34%. Среди них было много несовершеннолетних школьниц.

Видные японские социологи того времени пытались объяснить феномен когяру по-разному. Кто-то считал, что это протест женщин против их дискриминации. Иные думали, что всему виной философия потребления и безответственности. Общество слишком сильно давило на женщин веками, и они выдвинули свой протест на всеобщее обозрение.

«Сами когяру и гяру не считали себя проститутками. Они были поражены, насколько быстро на них навешали данный ярлык. Девушки жаловались, что мужчины подходили к ним, увидев их светлые волосы, и сразу приступали к торгам. Но их практика оплачиваемых свиданий, по мнению гяру и когяру, заключалась не в этом. Свиданиям должно было предшествовать общение. Плата за секс воспринималась девушками, как способ получить равные права с мужчинами».

К тому же, подростки, соглашавшиеся на секс сразу, часто, воспринимались сверстниками и обществом, как аутсайдеры. Такие противоречия были обусловлены становлением молодежного течения.

Особенности образа

Характерные черты облика гяру:

  • черная, белая подводка для глаз;
  • обилие бижутерии;
  • накладные ресницы;
  • длинные высветленные или окрашенные в яркие цвета волосы;
  • сильный загар;
  • толстый слой тонального крема;
  • светлый мейкап;
  • короткие юбки;
  • вызывающая одежда;
  • высокие сапоги;
  • цветные линзы.

Некоторые считают, что эти особенности внешнего вида связаны с характерными для аниме специфичными образами афроамериканцев. Свою роль сыграла популярность хип-хопа. Гяру походят на калифорнийских пляжных девушек, конфликтуют с традиционными японскими представлениями о красоте и ведут себя фривольно.


Девушки выглядят очень броско

Характерная особенность субкультуры – специальный сленг гяру-модзи. Представители сообщества используют заимствованные слова, иностранные окончания, латинские сокращения японских словосочетаний.

Раскол субкультуры

Раскол начался, когда в субкультуру выходцев из богатых семей влилась молодежь из бедных районов. Новая ветвь гангуро преимущественно сформировалась подростками из Ота, Камата. Они приобретали недорогую одежду, вели себя смело и ярко. Беспечные девушки привлекли в движение парней. Так появились гаруо с модными стрижками, стильным маникюром и яркими волосами. Для западного человека гаруо – синоним метросексуала.

Смешение гяру и лолит породило направление химэ-гяру. Оно актуально с 2007-го и характеризуется сочетанием сказочных образов и современного гламура.


Есть несколько ветвей субкультуры

Гяру

Субкультура имеет множество ответвлений, вроде когяру, гангуро и других. Зародилась эта мода довольно давно: ещё в семидесятые или даже раньше. Однако и сейчас она довольно популярна. По одному только её названию можно много чего сказать. Слово «гяру» является искажённым английским словом «гёрл», то есть «девушка». Из этого следует, что это женская субкультура подражательниц Западу.

Однако способы американизации молодые японки могут выбирать довольно радикальные. Более способные ответвления, вроде когяру, просто не чтят традиции страны и одеваются на западный манер. А вот гангуро… Для них характерна гиперболизация. Тонны автозагара, нелепая стереотипная одежда и поведение, яркие волосы, странный макияж — именно из этих вещей строится их стиль.

@Papillon Magazine

Как нетрудно догадаться, мода гяру близка к истории Харадзюку. Японским девушкам надоели строгие устои страны, поэтому они захотели нарушать правила и равняться не на своих предков, а на иностранцев. Из-за этого и некоторых мрачных моментов истории гяру такой стиль в Японии не в почёте.

Насколько субкультура популярна

Сейчас аудитория менее многочисленна, нежели в начале века, но все же довольно разнообразна. Это отражает мир гяру. Особенное место в нем занимает Сибуя, универмаг 109. Он работает с 1979-го и считается меккой гяру. Место культовое, даже факт приобретения здесь одежды делает из покупательницы когяру.

Популярность субкультуры отражается в специальных изданиях. Для гяру выпускаются Egg, Popteen, Happie Nuts. В 1994-м появились Street News, Kawaii. В 2000-м начинается выпуск журнала Ranzuki, ориентированного на подростковую аудиторию, любителей очень темного загара.


Гяру – часть японского общества

Аниме и манга о гяру

Самая известная манга про субкультуру – Hajimete no Gal. Произведение Уэно Мэгуро публикуется в Shounen Ace. В 2017-м появилась аниме-адаптация. Сюжет рассказывает о старшекласснике, на коленях признающемся девушке в своих чувствах. Одноклассница главного героя – гяру; невзирая на неловкость, она принимает предложение.

Образы гяру можно видеть в произведениях:

  • Крутой учитель Онидзука (безымянные девушки);
  • Нана (Нами Комацу);
  • Красотка (Момо Адачи);
  • Детка на кухне (Мику Окадзаки);
  • Сезон беспокойных дев (Соноэ Дзюдзе);
  • Реактивные девушки Кандагавы (Манацу Сираиси, Юдзу Мидорикава);
  • Цитрус (Юдзу Аихара).


Hajimete no Gal

Пара Слов о Гяру-Манге

При всём желании делать видео-обзоры на мангу, я зачастую сталкиваюсь с простой нехваткой времени и сил на отбор материала и монтаж. И от того пара текстов настолько успели устареть, что часть манга-серий в них успела закончится. Потому пока попробуем вернуться к формату статей. И с чего бы начать, как не с одного из моих любимых типажей героинь: «Гяру».

Пара слов о Gap Moe и Гяру-культуре

Но отступим слегка назад. В последнее время в среде обсуждения манги и аниме стал относительно часто вспоминаться термин Gap Moe. Притом, что ничего нового он в себе не несёт и на уровне архетипов персонажей существовал, собственно, с зарождения моэ-культуры. Суть термина заключается в том, что обаяние персонажа скрывается в несоответствии его фактического поведения с ожидаемым по его внешности и прошлым действиям.

Рассмотрим этот вопрос на примере архетипа цундере. Персонаж-цундере по умолчанию имеет два критических состояния: цун-цун и дере-дере. Один представляет из себя колкую и агрессивную персону, а второй — зачастую скрываемую истинную натуру. И между ними есть пропасть, чаще всего заключающегося в страдании персонажа, являющегося объектом направления цун и дере. И чем больше эта пропасть, тем, теоретически, больше моэ… и мучений протагониста и зрителей.

Но в последние годы Gap Moe куда чаще стал применяться к довольно специфическому архетипу персонажей, прежде обычно оказывающихся на второстепенных ролях, а иногда даже и в образе мелких антагонистов — гяру.

Стилистическое течение «Гяру» начало формироваться ещё в семидесятых-восьмидесятых среди молодых японских девушек, пытавшихся активно следовать западной моде, как в одежде, так и в поведении. Сам же термин «гяру», происходящий от слова «girl», вошёл в обиход лишь в девяностых.

В обывательском представлении гяру чаще всего ассоциируется с вызывающим, если не откровенно вульгарным, стилем одежды и макияжа. А поскольку встречают людей по одёжке, то и гяру воспринимают чаще всего как вульгарных и грубых личностей. И вот здесь как раз и кроется Gap Moe, когда под яркой маской скрывается милая и наивная девушка.

И вот уже как несколько лет появляется всё больше и больше сериалов, делающих упор на гяру в качестве главных героинь. Конечно, хватает среди них и откровенно треша по типу уже экранизированной Hajimete no Gal, или должной быть выбеленной из глаз и памяти Gal☆Cleaning! (за подробностями сюда и сюда), но есть и вполне заслуживающие внимания. Про них и поговорим. И нет, это не фетиш. О чём… о чём вы только думаете?

Ijiranaide, Nagatoro-san / Не издевайся, Нагаторо-сан

Представьте себе, что Такаги-сан в попытках привлечь внимание Нищикаты, а заодно и воспитать его в нужных аспектах, зашла слишком далеко. Настолько, что вместо милых шуток и подзадоривания, её действия граничат с откровенными издевательствами. Вот это и есть Нагаторо-сан. И прежде, чем вы разбежитесь, в манге нет никаких мерзостей. Перед нами просто девушка, пытающаяся превратить понравившегося ей парня из задохлика во что-то более-менее удобоваримое, но делающая это методиками ученицы начальных классов. И у неё в общем-то получается, потому что изначально протагонист, которого мы долгое время знаем только под позывным «Сэмпай», действительно начал отращивать яйца, и уже не так восприимчив к подначкам как со стороны Нагаторо (ставшей куда как более мягкой со временем), так и со стороны её подруг. И манга куда больше концентрируется на наивной милоте девушки со взглядом психопатки и лапшевидными руками, пытающейся привлечь внимание не самого далёкого молодого человека, и попутно отвадить от него подруг-мигер.

Ну и да, уже в скором времени нас ждёт экранизация. И если накал издёвок в первом эпизоде снизят по сравнению с мангой, то может выйти вполне себе топовый сериал.

Sono Bisque Doll wa Koi wo Suru / Эта фарфоровая кукла влюбилась

Вакана Годжо, внук мастера-изготовителя традиционных японских кукол, с самого детства мечтал продолжить семейное дело. И не только из-за чувства долга, но и искреннего восхищения красотой кукол. Но такие увлечения привели к тому, что Вакана ощущает себя отщепенцем, и почти не общается ни с кем в школе, пока к нему не обратилась с просьбой о помощи Марин Китагава — самая яркая гяру в школе.

Bisque Doll на общем фоне историй о гяру — приятное исключение. Основной темой здесь оказывается не попытки девушки привлечь внимание, но сближение людей на фоне общих интересов: в данном случае одежды. Марин — начинающая косплейщица, которой помогает Вакана, набивший руку на костюмах для кукол. И, собственно, кроме комплексов Годжо-куна на фоне детского неприятия чужих увлечений, в манге и нет конфликта. Это просто очень милая и расслабляющая история о развитии отношений, приправленная замечательной логикой Марин.

Ну и блин, у какой ещё серии увидишь официальный косплей на косплеющую героиню манги?

Gal Gohan / Девичий Рис

На Мику Оказаки поставили крест все учителя в школе. Девушка в их глазах ни на что не способна, кроме как следить за модой. Когда Мику в очередной раз провалила все экзамены, директор предложил ей хоть как-то выправить ситуацию, принеся учителям домашние печенья в качестве подарка. Но поскольку готовить девушка тоже не умеет, за помощью она обратилась к новому учителю: Щиндзи Ябе. После многих неудачных попыток, Мику наконец-то смогла испечь печенья, а Ябе, восхитившись её упорством и искренней радостью от успеха, решил открыть школьный кулинарный клуб. И естественно Оказаки мигом к нему присоединилась, ведь Щиндзи — первый учитель, который в неё поверил и старался помочь стать лучше.

Gal Gohan на самом деле редкая манга, в котором недалёкость протагониста обоснована. Ябеччи просто не хочет в тюрьму за совращение несовершеннолетней ученицы, а потому старательно игнорирует реальность насколько это физически возможно. А поскольку не влюбиться в обаятельную, старательную и, чего греха таить, сексапильную Оказаки нереально, стойкости человека можно только позавидовать.

Но при всё при этом Gal Gohan не воспринимается сугубо с романтической стороны (даром что у Ябеччи фактически организовался маленький кулинарный гарем). В куда больше степени это именно история Оказаки, пытающейся найти и воплотить себя через готовку. Девушка наконец нашла что-то в чём её старания достигают успеха, пусть и подчас после неоднократных попыток. И наблюдать за её трудами любо-дорого. Это на удивление цельная законченная манга, пусть её протагонист и находится под постоянной угрозой тюремного заключения.

Dosanko Gyaru wa Namaramenkoi / Досанко-гяру чудо как милы

Уроженец Токио Щики Цубаса вынужден переехать на Хоккайдо к бабушке, ввиду длительной командировки родителей за границу. Где он первым же делом и встречает удивительную девушку Минами Фуюки, одетую в миниюбку с голыми ногами, несмотря на восьмиградусный мороз и сугробы по колено. Так молодой человек впервые познакомился с гяру местного разлива или как говорят на Хоккайдо: «Досанко».

Относительный свежак, выходящий сейчас официально на MangaPlus — «Досанко-гяру чудо как милы» фактически история развития любви на фоне культурного шока. Щики, выдернутый из своей обычной среды обитания, нарывается на блондинистое чудо в юбке. Чудо сие в отличие от протагониста открытая и общительная. И своим обаянием мигом завовёвывает мысли Щики, попутно помогая ему влиться в новую жизнь. Это крайне цельное произведение, которое не пытается быть чем-то большим, чем простым ромкомом с несколькими милыми героинями. И сама Минами, и появляющиеся позже Саюри и Нацукава-сэмпай вполне себе оправдывают всё происходящее. К тому же Щики далеко не самый доходяга. Он, конечно, интроверт и нерасторопен, но всё равно куда проактивнее многих других протагонистов из жанра.

Kaette kudasai! Akutsu-san / Пожалуйста, иди домой, Акуцу-сан!

У юного Ооямы есть одна насущная проблема: главная хулиганка его класса Акацу, прознав, что тот живёт один, стала зависать в квартире одноклассника после уроков. Любой другой бы человек такому только порадовался: вполне себе секси-девушка тусуется исключительно с тобой в твоём же доме, но Оояма всё же ОЯШ, и к тому же ему не очень-то и нравится, что Акацу нередко использует его как посыльного. Посему он и хочет, чтобы девушка всё же собралась к себе домой.

Окей, правильнее сказать, что Акуцу-сан — скорее типаж «янки», чем «гяру». Но мой список, делаю что хочу, и она заслуживает своего почётного места. Ибо вот какое дело. Главы в «Пожалуйста, иди домой, Акуцу-сан!» очень короткие. Порой всего три-четыре страницы. Но за накопившийся первый том прогресс в отношениях произошёл такой, что и в отдельных мангах за всю сериализацию не случается. Оояма, изначально стесняющийся девушки, относительно быстро перестаёт воспринимать её подначки заливкой в краску. Нет, он вполне себе привык к сексапильности героини и воспринимает это как данность. Да и сама Акуцу в скором времени осознала, что в общем-то ходит в гости к однокласснику не только из-за удобства и халявного хавчика. И, собственно, уже со второго тома манга воспринимается скорее как свиданки парочки, которые просто ещё не осознали, что они встречаются. И наблюдать за постепенным, но верным развитием их отношений — чистое удовольствие.

И это далеко не исчерпывающий список интересной гяру-манги, и остаётся только радоваться, что интересный тренд набирает обороты, пусть подчас и выдаёт осечки навроде Gal☆Cleaning!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]