Наверняка каждый взрослый человек сельской местности хотя бы раз ходил на рыбалку. Некоторых любителей азарт так захватывает, что они начинают рыбачить чуть ли не каждый день. И если попадается на обычную удочку чаще всего очень мелкая рыбешка, но будет раздолье для кота, ведь он тоже живое существо. Другое дело, современная спиннинговая снасть, которая состоит из дорогих и сложных технически элементов — удилища, катушки, оснастки.
Особое внимание нужно обратить на спиннинговые катушки, для идеальной работы которых, нужны своевременное техническое обслуживание, смазка и, при необходимости, ремонт.
Зачем необходимо делать регулярный сервис для катушек
Каждый инвентарь, как и катушки для рыбалки, требует систематического осмотра в ситуации частого применения, нарушений правил эксплуатации, а также для обеспечения правильного хранения в межсезонье. В особо сложных случаях бывает нужен ремонт катушки.
Казалось бы, не так часто используемый элемент из комплекта заядлого рыбака, необходимо своевременно просмотреть, чтобы выявить нетипичный хруст, шумы и иные неисправности. Если неправильно хранился инвентарь, внутренние части механизма могут поржаветь, а также окислиться. Таким образом, срок использования подобной катушки значительно сократится.
Если брать во внимание регулярно применяемые снасти во время рыбалки, можно заметить, что катушка наиболее часто соприкасается с водой и береговым песком. Это усугубляется тем, что катушка, особенно безынерционная, состоит из множества мелких деталей (шестеренок, подшипников итд), которые не будут работать адекватно без своевременной смазки всех деталей.
И устройство безынерционной катушки в разобранном виде
В случае проникновения мусора в двигающиеся детали катушки, нужно сразу же прочистить инвентарь на месте.
Требуется частично протереть салфеткой, потому что песок останется в недоступных местах, а в последующем нанесет повреждения втулкам, подшипникам, шестерням. Благодаря этому существенно будет сокращен срок эксплуатации катушек, а это может стать причиной неисправности.
Устройство безынерционной катушки снаружи
Как понять, что требуется сервис катушки
Обычно потребность очередного обслуживания катушки, работающей на безынерционном принципе, возможно понять по отличительным моментам:
- наступает период первой рыбалки после зимнего простоя;
- средина сезона;
- диагностирование нетипичных звуков и текущий просмотр всех движущихся элементов, чтобы убедиться в отсутствии нестандартных шумов, трудного хода внутренних элементов;
- систематическое осматривание в течение всего рыболовного сезона с целью определения целостности состояния подшипников, шестеренок, втулок, а также цвета масла, загрязненности, протечки;
- внеочередная диагностика, если обнаружится неправильная работа механизма: возникают нехарактерные шумы, есть скрип, трудно перемещаются движущиеся конструкции, образовался люфт, есть наличие загрязненности песком.
Смазка и ремонт катушек для спиннинга нужно проводить несколько раз за сезон и после падения в воду, песок
В реальности, оптимальнее делать диагностику довольно часто – через каждые 2 месяца в период сезона. Такую периодичность нужно соблюдать, если не видно ощутимых показаний к немедленной диагностике.
Таким образом, диагностика и периодический осмотр позволят избежать более серьезных поломок.
Самые популярные проблемы и их ремонт
В зависимости от типа катушки и ее конструктивных особенностей, в процессе эксплуатации могут возникнуть проблемы, некоторые из которых несложно устранить самостоятельно. Рассмотрим принципы настройки более детально:
- Потеря ручки. Это самая популярная проблема. Для того, чтобы ручку не потерять, выбирайте те модели, конструкция которых имеет шайбу и втулку для крепления ручки.
- Самосброс лесоукладывателя. Дужка лесоукладывателя скидывается во время заброса. Обычно такая проблема приводит к отстрелу приманку, а в более тяжелых случаях может повредить удилище. Иногда эту неполадку можно устранить, просто подтянув болты, крепящие дугу. Если это не помогло, то нужно снять крышку, которая скрывает пружину, и, либо заменить на более упругую, либо добавить ей твердости, установив прокладку на стержень, крепящий пружину.
- Постоянные обрывы лески. Плетеная леска обладает меньшей пружинистостью, чем монофильная, и на некоторых моделях безынерционных катушек обрывается при забросах. Проблема может быть связана с тем, что фиксирующая гайка фрикциона на 1,5-2 мм выше кромки шпули. Леска цепляется за гайку и попадает под кромку, запутывается там и происходит обрыв. Устраняется эта неполадка установкой пластиковой прокладки. Для этого фиксирующую шайбу необходимо вынуть, затем снять все фрикционные шайбы, и затем меняете фетровую прокладку на тонкую пластиковую. Установив детали на место вы увидите, что фиксирующая гайка сравнялась с краем шпули, и леска больше не сможет зацепиться.
- Леска подается спиралью. Эта неисправность связана с попаданием грязи в ролик лесоукладывателя. Подшипник трется, леска через него не проходит, соответственно, она закручивается и не подается ровно. Ремонт заключается в разборке, тщательной очистке и смазке деталей.
- Внутренний шум. Если во время рыбалки вы услышали какие-либо нехарактерные для спиннинговой катушки звуки, то необходимо прекратить любые работы с ней. Они могут быть связаны с серьезными поломками. Возможно, что внутрь механизма просто попала грязь, но, есть вероятность и повреждения подшипников. Катушку нужно разобрать, и, в зависимости от проблемы, либо очистить, либо заменить поврежденные детали.
- Неравномерное наматывание лески. Часто бывает так, что леска наматывается на шпулю по косой линии, образуя либо передний, либо задний конус. На основном валу находятся шайбы разной толщины. Если леска наматывается конусом вниз, то для устранения проблемы нужно снять одну шайбу. Соответственно, если конус направлен вверх, то шайбу нужно добавить.
Карпфишинг для начинающих – руководство, которое проложит путь в мир карповой ловли и крупных трофеев.
Руководство по съедобной резине – экспертная аналитика и подробный разбор лучших брендов и моделей ароматизированных приманок.
Не пробовали ловить на бомбарду? Попробуйте увлекательную спиннинговую снасть.
Как смазать безынерционную катушку спиннинга
Смазка для безынерционных катушек иногда делается без предварительного разбора, нужно применить силиконовую смазку, выпускавшуюся в жидком состоянии. Ее изготавливают в баллонах, снабженных простым дозатором. С использованием тонкого дозатора, необходимо ввести требуемое количество средства и механизм надо прокрутить.
Но нужно понимать, что подобный способ смазывания нельзя применяться очень долго. Чтобы изделие оптимально эксплуатировать, следует периодически разбирать на детали катушку и промазывать каждый элемент по отдельности.
В интернете размещено видео о том, как смазывать катушку:
Как разобрать безынерционную катушку
Вначале надо демонтировать ручку катушки, шпулю и держатель шпули. Это детали снимаются просто, так как производитель снабдил крепежными конструкциями.
Затем разбирается втулка вала, где располагаются шайбы для регулирования и подшипник. Здесь необходимо использовать пинцет и простые зубочистки.
Крышка у обгонной муфты закреплена при помощи болтов. Их необходимо открутить соответствующей отверткой. Часто болты оформляются под звездочки либо шестигранники. Такой факт надо учесть в процессе приготовления требующегося инструмента.
Из подшипника следует вынуть муфту и досуха обработать тряпкой загрязненные места, а также убрать грязь и мусор. Чтобы наиболее эффективно удалить все отложения, используется ВД-40.
Потом надо открутить пыльники. После этого будет возможность снять крышку.
Тут появится доступ к шестерням. Потребуется сделать специальные отметки на зубчиках для того, чтобы в процессе сборки метки точно совпадали. Тогда катушка в точности будет работать как раньше.
Далее демонтируется главная шестерня и стоп-коробка.
Теперь можно разобрать каретку, которая фиксируется с помощью стопора. Как только он будет извлечен, первая деталь просто демонтируется.
После этого катушка полностью разобрана. Желательно весь процесс разборки снять на видео, это позволить легко собрать катушку после завершения технического обслуживания.
Важная информация! В итоге правильных действий, устройство разбирается на все компоненты. Корректным шагом станет раскладка всех получившихся деталей на сухую, протертую поверхность в той последовательности демонтажных работ, которые были сделаны.
Оптимально конкретную стадию всех действий зафиксировать на фото для ясного восприятия. Таким образом, при обратной сборке не должно возникнуть никаких проблем.
Симптомы повреждений и способы их устранения
Чтобы провести грамотный ремонт безынерционных катушек своими руками, равно как и инерционных, нужно предварительно определить причину поломки, и сделать это правильно. Конечно после разборки изделия можно явно увидеть деталь, которая вышла из строя. Однако проявление определенных симптомов неполадок поможет с большой вероятностью определить вышедшую из строя деталь до того, как катушка будет разобрана.
Виды неисправностей и их проявление:
- Внутренний шум. При возникновении в изделии посторонних звуков в процессе использования, следует сразу же прекратить ее эксплуатацию. Необязательно, что шум вызывает поврежденная деталь, он может быть и вызван попавшей в механизм грязью. Однако, если причина не в загрязнении изделия, то вероятнее всего из строя вышли подшипники. Тогда для того, чтобы осуществить ремонт рыболовной катушки, достаточно будет заменить изношенные детали.
- Скрип в катушке. Постоянное поскрипывание внутри корпуса сигнализирует рыбаку только об одном — пора разобрать катушка, очистить ее от старой смазки и обработать новой. Определить какая деталь или узел является источником скрипа достаточно проблематично. Поэтому лучше осуществить полное техническое обслуживание изделия.
- Леска неравномерно наматывается на шпулю. Иногда начинает происходить следующая ситуация — леска неравномерно укладывается на шпулю образуя передний либо задний конус. Исправить это достаточно легко. Если намотка происходит конусом вниз, то необходимо снять одну шайбу с основного вала катушки. В случае образования конуса вверх — шайбу нужно добавить.
- Дужка лесоукладывателя производит самосброс. Ремонт катушки для спиннинга своими руками в случае возникновения подобной проблемы следует производить в следующем порядке. В первую очередь нужно подтянуть болты крепления дужки, такая проблема вполне возможна из-за из ослабления. Если положительного результата достигнуть не удалось, тогда нужно увеличить жесткость пружины. Можно либо ее заменить на подходящую, либо под стержень установить прокладку для сжатия ослабленной пружины и придания ей необходимых свойств.
- Отказывает стопор обратного хода. Поскольку в основе механизма стопора лежит обгонная муфта, то скорее всего такая неисправность связана не с поломкой, а с элементарным загрязнением или скоплением густой смазки. В таком случае весь ремонт катушки будет заключаться в разборке муфты, ее очистке и смазке.
- Клин механизма под нагрузкой. Если при подмотке лески из катушки доносятся отчетливые стуки, а под определенной нагрузкой она вообще заклинивает, то с большой вероятностью можно говорить о том, что механизм главной передачи поврежден. Ремонт катушек в таком случае осуществляется путем замены шестерен главной передаточной пары.
- Обрыв лески из-за гайки фрикциона. Катушки с передним расположением фрикциона могут страдать следующим недостатком — при забросе распутывающаяся леска цепляется за гайку фрикциона и обрывается. Понятно, что дело здесь не в поломке, а в конструкторской недоработке, поскольку гайка на 1-2 мм выступает за боковую поверхность шпули. Ремонт фрикциона катушки в таком случае осуществить легко — разберите гайку и замените более толстую фетровую прокладку на более тонкую из пластика.
Для того, чтобы изделие прослужило вам в долгосрочной перспективе, его нужно правильно и бережно эксплуатировать, осуществлять периодическое техническое обслуживание и оперативно реагировать на любые признаки отклонения работы катушки от нормального режима.
Мнение эксперта Книпович Николай Михайлович Зоолог, гидробиолог
Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! Качество ремонта зависит не только от аккуратности разборки катушки, но и от качества обратной сборки. Тщательно вымывайте разобранные изделия, складывайте их по порядку — тогда ремонт с большой вероятностью пройдет качественно и успешно.
Не стоит откладывать ремонт спиннинговых катушек в долгий ящик — промедление только усугубит положение дел и ускорит разрушение не только поврежденных деталей, но и тех, которые находятся с ними во взаимодействии. Это приведет к удорожанию ремонта или вовсе выходу из строя изделия!
Бывалые рыбаки не советуют разбирать и смазывать качественную новую катушку в течении 1-2 сезонов. При отсутствии проявления проблем допустима лишь легкая смазка вращающихся деталей для облегчения скольжения. Также помните, что некоторых поломок можно избежать зная правила эксплуатации катушек — например, вернувшись домой с рыбалки не оставляйте затянутым фрикцион, ослабляйте его. Это поможет избежать деформации и слипания фрикционных дисков во время длительного простоя катушки!
Рекомендации и правила
Существует несколько важных советов и правил одновременно:
- смазку надо брать с хорошей влагостойкостью и со значительным диапазоном температур;
- у смазки не должно быть никакого запаха;
- после завершения обслуживания надо перемотать либо заменить шнур;
- следует проверить конусность и качество его намотки, в случае необходимости, отрегулировать за счет снятия или прибавления регулировочных шайб.
Техническое обслуживание мультипликаторной спиннинговой катушки:
Чем смазывать безынерционные катушки
Обычные советы при смазки спиннинговых катушек:
- Оптимальная смазка той же самой компании, которая изготовила катушку.
- До того, как наносить смазочный состав, нужно тщательно убрать отработанные остатки предыдущей. Обычно две смазки невозможно размешать с минеральными и синтетическими компонентами в составе.
- В крайнем случае в качестве смазки для безынерционной катушки подойдет Циатим 203, а в качестве жидкого состава – масло, использующееся для бытовых швейных машин.
- Не нужно смазывать катушки жидкостью WD-40, а также моторными маслами. В особенности, не стоит делать это для катушки, содержащей большое количество деталей из пластика. Это важно! Присадки и жидкость WD-40, применяющиеся в моторных маслах, способны создать разрушение механизма катушки.
Смазка для катушек безынерционных спиннинговых EFELE подходит для всех узлов:
Смазка для катушек безынерционных EFELE
Как и чем смазать безынерционную спиннинговую катушку — видео инструкции от разбора до сбора:
Как смазать
Разобранные части смазывать по отдельности не стоит, так как во время сборки детали будут скользить, создавая сложность для установки на свое место. Из-за этого возникнет вероятность выскальзывания из рук с падением элементов на грязную поверхность, а это может привести к необходимости повторной очистки.
Лучше смазывать весь механизм в сборе, а полную разборку делать для удаления песка, воды и остатков старой смазки.
Рыбалка является увлекательным времяпровождением, но чтобы сопутствовал успех, нужно серьезно относиться к подготовке и промежуточным циклам по обслуживанию важных деталей в рыболовной оснастке.
Ремонт инерционной катушки своими руками
Ремонт инерционной катушки своими руками дело нехитрое, это не безынерционку разобрать, куда входит порядка сотни элементов. Родиной и тех, и других является Великобритания, где инерционку называют centre-pin fishing reel – катушка на центральной оси.
По прошествии столетий она сильно видоизменилась не только в плане элементов, но и материала изготовления, став из деревянной металлической. Сменилось и название — rotating drum reel, что переводится как вращающийся барабан. На сленге еще ее называют centre-pin, и английские рыболовы прекрасно понимают, о чем идет речь.
Тормоза для инерционной катушки
Чем проще устройство инерционки, тем неприхотливее она в эксплуатации и обслуживании. Одно дело, если катушка состоит из корпуса, оси и барабана, другое, если механизм обладает различными системами, включая тормозную, о чем мы писали в статье «Как работает инерционная катушка на подшипниках».
Тормоз-трещотка инерционки
В обычных барабанках российского производства он находится с обратной стороны колеса и схож с язычком, работающим на два положения. В деактивированном виде язычок не входит в контакт с шестеренкой, потому барабан беспрепятственно вращается. Если его сдвинуть, язычок зацепится за зубцы шестерни, и сопротивление вращению колеса будет зависеть от жесткости пружины.
Из-за характерных звуков подобный тормоз и получил свое название. Считается, что подобной системой удобно пользоваться новичкам для избегания перебега колеса, когда заброс сходит на нет. На большинстве инерционок величину торможения можно отрегулировать.
Правда, есть одно «но»… Довольно часто тонко отрегулировать тормоз попросту не получается, в связи с чем барабан приходится подтормаживать вручную. У европейских аналогов не существует абсолютно никакой тормозной системы.
Фрикцион инерционки
Нередко инерционные катушки снабжаются фрикционным тормозом, вот только не всегда он поддается регулировке, как у катушки «нельма». У этого девайса он просто активируется движением рычажка, а в работу включается при нагрузке около двух килограммов.
В продаже возможно отыскать и катушки с регулируемым фрикционом. Нельзя не упомянуть такую функцию, как стопор обратного хода. Его назначение – предохранение от самопроизвольного разматывания лесы при транспортировке. Опытные рыболовы умудряются пользоваться им при изымании из водоема крупных экземпляров рыбы либо при лове дорожкой.
Итак, подведем итог, для чего катушке требуется тормозная система:
- Для предотвращения перебега колеса при закидывании снасти. Это не так актуально для поплавочных снастей, однако вопрос стоит остро у спиннингистов.
- Во избежание перебега барабана при резкой поклевке и вытаскивании рыбы из водоема. Резкий рывок рыбины способен вырвать рукоятку из рук спиннингиста и привести к образованию бороды.
- Для четкой фиксации барабана во время транспортировки.
Наиболее просто работает фрикционный тормоз, который в некоторых моделях напоминает автомобильную колодку. Если рыболов давит на верхнюю часть колеса, он внутренней частью щеки входит в контакт с колодкой. Меняя силу надавливания, можно регулировать скорость подтормаживания.