В центре Петербурга: Галерная улица и особняк фон Дервиза — с интересной древней историей


История семьи фон Дервиз

Знатное немецкое семейство Визе еще при Петре III переехало в Россию. Члены семейства быстро адаптировались на русской земле, активно участвовали в политической жизни страны, упорно трудились и заработали честным трудом немалое состояние, занимались благотворительностью. За свои заслуги глава семьи Иоганн-Адольф Визе получил дворянский титул и приставку к фамилии «Фон Дер».

Среди потомков Иоганна-Адольфа в истории сохранилось имя Павла Григорьевича фон Дервиза. Он был известным рязанским предпринимателем, который прославился своим успехом в строительстве железных дорог. Им были построены железные дороги от Москвы до Рязани и от Рязани до Козловки.

Любимое дело обогатило Павла Григорьевича – он стал одним из самых богатых людей России. В то время семейство фон Дервизов владело имениями в Рязанской области, Москве, Санкт-Петербурге и даже имело недвижимость за рубежом (в Швейцарии и Франции).

Однако вскоре семью одолевают невзгоды – двое детей Павла Григорьевича погибают от костного туберкулеза. Павел не смог пережить потерю, вскоре он сам скончался от сердечного приступа. Часть колоссального состояния Павла и роль хозяина семейства переходит к старшему сыну – Сергею. Именно он тогда решает купить село Кирицы и вкладывает большую часть наследства в строительство усадьбы.

Дом фон Дервизов (Дворец бракосочетания)


Английская наб., 28

В 1720-х годах этот участок на Английской набережной принадлежал майору Ивану Полянскому. В конце 1730-х годов имеющийся здесь каменный двухэтажный дом типового проекта «для именитых» принадлежал его сыну Александру. Он был женат на родной сестре Екатерины Романовны Дашковой графине Елизавете Романовне.

У супругов Полянских было двое детей: Анна и Александр. Александр Александрович Полянский со своей супругой в июле 1803 года принимали здесь сестёр Марту и Катрин Вильмонт. В одном из писем Марта так описала этот дом:

«В субботу я была представлена госпоже Полянской; её муж — племянник Дашковой. Живут они в огромном, как дворец, доме, и помимо ливрейного у них несколько десятков лакеев, попадающихся на каждом шагу. Чтобы избавить господ от труда отворять и затворять двери, возле каждой комнаты сидит слуга… Госпожа Полянская приняла меня исключительно любезно и показала мои апартаменты, состоящие из очень элегантной гардеробной, меблированной диванами и стульями, обитыми красной кожей etc; тут имеется фортепьяно, арфа, большое зеркало и с приставным столиком, установленным «для красоты», великолепными чашками и блюдцами из китайского фарфора, изящными часами a la francaise, статуи на пьедесталах, вазы etc; есть икона, или бог, которому могу помолиться, если пожелаю. <…> Хозяйка повела меня через анфиладу огромных, просторных комнат, числом не менее десяти, и мы очутились в её гардеробной, которая похожа на мою» [Цит. по: 1, с. 121]. </…>

У Александра Александровича и его супруги Елизаветы не было детей. В 1818 году дом отошёл их дальним родственникам Всеволожским. Здесь поселился Никита Всеволодович Всеволожский — чиновник коллегии иностранных дел, близкий друг А. С. Пушкина. От отца он унаследовал огромное состояние. Но ведя чрезвычайно расточительный образ жизни оказался в больших долгах. В 1854 году дом на Английской набережной был продан на аукционе за долги. Никита Всеволодович писал, что дом был продан за бесценок:

«…за 47 000 рублей, тогда как Попечительством он был оценён в 1,5 раза больше. <…> Несколько лет тому назад мне предлагали за него 120 000 серебром <…> такая беспримерно низкая цена за каменный дом на пространствах почти в 600 кв. саж. и на первом в С.-Петербурге месте…» [Цит. по: 1, с. 124] </…></…>

Особняк Всеволожских купил Павел Григорьевич фон Дервиз — дворянин, строитель железных дорог, владелец огромного состояния. Вместе с этим домом в 1883 году им на Английской набережной был приобретён и дом №. После его смерти дом №34 получил по наследству старший сын Сергей. В конце 1880-х вдова Павла Григорьевича Вера Николаевна отписала дом №28 на сына Павла и решила его перестроить. Для этого был приглашён архитектор Александр Фёдорович Красовский. К тому времени он уже много построил для фон Дервизов.

Именно тогда дом фон Дервизов получил флорентийский фасад. Парадные помещения второго этажа зодчий распланировал вокруг парадного двора. На Неву вышла самая эффектная анфилада из Золотой гостиной, Белого и Танцевального зала. Здесь же Красовским была создана Мавританская гостиная, библиотека в стиле английской готики. Среди жилых покоев на бельэтаже особо выделяется библиотека в стиле английской готики.

Парадная лестница особняка фон Дервизов освещается большим витражным окном, расположенным над камином. Этот камин всегда имел только декоративное значение. Плафон Танцевального зала выполнен по эскизу А. В. Трескина в 1959 году. Ранее на его месте находилась работа художника Константина Егоровича Маковского. Библиотека в этом доме схожа с библиотекой в Зимнем дворце. Красовский работал над ними примерно в одно и тоже время.

В марте 1902 года в доме фон Дервизов проходила выставка художественных произведений и миниатюр, организованная императрицей Александрой Фёдоровной. Позже выставка переехала в Зимний дворец.

В 1903 году новым владельцем особняка стал сын великого князя Владимира Александровича Андрей. Князь Андрей Владимирович позже стал известен в том числе благодаря женитьбе на знаменитой балерине Матильде Кшесинской. Судя по всему, он не жил в этом доме, а располагался в полковой квартире. Но здесь собирались члены царской фамилии. Одну из таких встреч описала жена великого князя Павла Александровича княгиня Палей:

«Семейный совет состоялся у князя Андрея в его дворце на Английской набережной. Там было решено, что князь Павел, как старейший в роде и любимец их Величеств, должен взять на себя тяжёлую обязанность говорить от имени всех. Князь был явно озабочен. Он совершенно ясно отдавал себе отчёт в том, насколько трудна и неблагодарна возложенная на него задача и как мало шансов у него на успех. Тем не менее, как только императорская фамилия прибыла в Царское Село, он попросил аудиенции и был принят в тот же день за чаем…»

Речь на семейном совете шла о предложении Николаю II даровать народу конституцию.

В 1918 году дворец Андрея Владимировича национализировали. Здесь работали различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны во дворце работал детский приёмник. Часть помещений занимал госпиталь. После войны здесь работала проектная организация и несколько других учреждений.

1 ноября 1959 года решением исполкома Ленсовета в особняке был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания. Эту функцию он выполняет и сегодня. Перед открытием дворца в нём была проведена масштабная реставрация.

Поделиться

Оцените статью

Рейтинг 90%

Источники

1 Соловьёва Т. А.
: «Английская набережная». Издательство «Бельведер», 2004 — 336 стр.

Строительство усадьбы фон Дервиза в Кирицах

Для строительства усадебного дома и всех прилегающих к нему строений был привлечен молодой и амбициозный архитектор Шехтель Федор Осипович. Ему была дана полная свобода для творчества. Федор отлично справился с поставленной задачей и смог в полной мере реализовать свои идеи. Так, в 1889 году была построена в Рязанской области усадьба фон Дервиза.

Это был двухэтажный дворец невероятной красоты, украшенный арками, башнями со шпилями и ажурными балкончиками. От усадебного дома вниз к оврагу каскадом спускались две лестницы, которые соединялись на широкой террасе. Ниже террасы располагались цветники. Далее внизу можно было увидеть фруктовый сад, пруд и мельницу.

Неподалеку от усадьбы был возведен знаменитый Мост любви, а также Красные ворота – две декоративные башенки, соединенные мостиком. К нижним прудам спускалась ограда с башенками в готическом стиле, а к реке спускалась ограда, стилизованная под средневековую крепостную стену. От хозяйственного двора усадьбу отделяла чугунная узорчатая ограда.

Утрата поместья семейством фон Дервиз и его дальнейшая судьба

К сожалению, сказочное поместье фон Дервиза вскоре разорило своего владельца – Сергей Павлович бросил фамильное дело и после смерти матери, в начале 20-го века, продал имение. В 1908 году усадьбу приобретает князь Горчаков, но он практически не жил в имении и не следил за хозяйством, поэтому совсем скоро оно пришло в упадок и было частично разрушено крестьянами.

По окончании революции усадьба фон Дервиза была национализирована. С тех пор в ее стенах располагалось сельскохозяйственное училище, затем техникум, а потом и дом отдыха.

В меру бюргер

История семьи Дервиз настолько древняя, что просто теряется где–то во глубине веков, во временах, когда к имени ее представителей не прилагалось никаких «дер» и уж тем более «фон дер». Жители Северной Германии, Визе были законопослушными в меру зажиточными бюргерами — работы не чурались, от государственной службы не бегали, присягу курфюрсту не нарушали. Один из них даже ухитрился стать бургомистром вольного ганзейского города Гамбурга.

Коренной перелом в судьбе этого рода произошел в тот самый момент, когда российская императрица Елизавета, озабоченная отсутствием законного наследника престола, призвала пред свои светлы очи племянника — Карла Петера Ульриха Шлезвиг–Готторпского, будущего Петра III.

С ним вместе из Голштинии прибыла к русскому двору целая толпа народа. В том числе — весьма толковый чиновник Иоанн Адольф Визе, служивший у юного наследника юстиц–советником. Вот ему–то будущий государь и пожаловал дворянство вместе с немецкой баронской приставкой. Впрочем, всего за несколько поколений «фон дер Визе» превратилось в «Дервиз», потомки титулованного голштинца перешли в православие и зваться стали простыми русскими именами. Сергею Павловичу первый дворянин в его роду приходился прапрадедом.

Декор и оформление интерьера усадьбы

Особняк был спроектирован архитектором Шехтелем в стиле итальянского Ренессанса. В центре двухэтажного здания – ризалит с примыкающим к нему парадным крыльцом. С двух сторон от него расположились полукруглые пандусы с большими светильниками в виде женских фигур. Фасад поместья украшен различными элементами архитектуры ренессанса – лепнина, сдвоенные арки. Отделан фасад крупным рустом, а цоколь выполнен из гранита.

Роскошное декоративное убранство усадьбы фон Дервиза представляет собой гармоничное сочетание элементов и мотивов разных стилей – восточного, классического и готического. Богатство отделки и стилевое разнообразие достигается за счет использования в оформлении интерьера картин, витражей, резьбы по дереву, шелковых тканей и лепнины.

На первом этаже расположены гостиная и столовая. В оформлении использованы резные деревянные панели и роспись, а витражные окна выполнены по авторским рисункам самого архитектора Шехтеля.

На втором этаже расположился белый парадный зал, украшенный позолоченной лепниной и живописным плафоном. Парадная лестница выполнена из мрамора, а стены лестничной площадки украшены пейзажными картинами и светильниками в виде статуй. Над лестницей расположено витражное окно с изображением фамильного герба фон Дервизов.

В особняке есть особенная гостиная – ее называют китайской или восточной. Изысканность декора и восточный колорит ей придают шелковые ткани на стенах, орнамент, расписные деревянные панели, а также потолок, украшенный стилизованной росписью в виде дракона. Есть в поместье и зимний сад – угловая комната на втором этаже, декорированная большими витражами со световым фонарем.

В центре Петербурга: Галерная улица и особняк фон Дервиза — с интересной древней историей

«Дом фон Дервиза С. П. с дворовыми флигелями» на Галерной улице, 33 — объект культурного наследия федерального значения. В здании располагается Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера».

Галерная улица расположена в Адмиралтейском районе города и проходит от Сенатской площади до набережной Ново-Адмиралтейского канала. Старинная магистраль так называлась не всегда. Много имён она поменяла, что заслуживает особого внимания.

История Галерной улицы

Магистраль возникла сразу после появления в Петербурге в начале XVIII века в Галерном дворе ряд домов по берегу реки Невы от современной площади Декабристов до Ново-Адмиралтейского канала, как дорога, которая вела к Галерной верфи, находившейся за каналом.

Названия магистрали

В первой половине XVIII века она именовалась 1-я Галерная улица, названная по Галерному двору. 20 апреля 1738 года ей было присвоено наименование Исаакиевская улица по Исаакиевской церкви, которая тогда находилась в начале улицы.

Параллельно существовали названия Старая Исаакиевская улица, Морская Исаакиевская улица, Западная улица, Западная Галерная улица (от площади Труда до Ново-Адмиралтейского канала), Канатная улица (от Сенатской площади, до улицы Труда, названа по Адмиралтейской канатной фабрике, находившейся между этой улицей и Конногвардейским бульваром), Канатная линия.

К 1810 году наименование Галерная улица вытеснило все остальные и стало официальным. В октябре 1918 года ей присвоили имя Красная улица и было дано с целью «выражения революционного духа времени». 4 октября 1991 года магистрали вернули историческое наименование Галерная улица.

Достопримечательности на Галерной улице

Самые значительные достопримечательности на Галерной улице — дом №1 Здание Сената и Синода (Здание Конституционного суда РФ); — дом № 2 Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина; — дом № 3 Дом Лаваль А. Г. (памятник архитектуры федерального значения); — дом №33 Особняк фон Дервиза С. П. с дворовыми флигелями, о котором мы поговорим поподробнее.

Особняк фон Дервиза

Во времена Анны Иоанновны особняк был построен для кабинет-министра А. П. Волынского, казнённого в 1740 году за участие в заговоре против Бирона. Дом перешёл во владение его дочери, которая вышла замуж за графа И. И. Воронцова.

Судьба обычного доходного дома кардинально изменилась в 1883 году, когда его решил переделать молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918). При нём дом перестраивал в стиле модерн архитектор Шрейбер.

Перестройка дома для барона

Затем особняк несколько раз переходил из рук в руки. В 1870 году архитектор Ф. Л. Миллер переделал фасад и пристроил ещё один корпус. В 1883 году дом купил барон С. П. фон Дервиз. Для нового владельца архитектор П. П. Шрейбер перестроил дома по Английской набережной и по Галерной улице, объединив их общим фасадом. Интерьеры по моде того времени были выполнены в разных стилях.

Шрейбер большое внимание уделил интерьерам: в них эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко — классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля. Для Дервиза Шрейбер построил настоящий сказочный дворец эпохи модерн, где воедино сливается ампир, елизаветинское барокко и пышный мавританский стиль.

Так здесь и появились совершенно великолепные Мавританская гостиная с арабесками и гербами фон Дервиза, которая больше напоминает дворец какого-нибудь восточного правителя; Кленовая гостиная в стиле Людовика XVI с резными панелями и шелкографией художника Пенона на стенах.

Был обустроен большой театральный зал в стиле рококо. Он вмещает 173 зрителя, которые оказываются в окружении статуй и огромных зеркал XIX века на стенах. Не случайно скульптуры охотниц носят львиные шкуры, ведь лев — один из символов рода фон Дервизов. В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа. И всё это великолепие сохранилось до сегодняшнего дня.

Реконструкция дома Н. Н. Шебеко

Современный вид здание, выходящее фасадом на Галерную, приобрело уже при другом хозяине, председателе общества призрения бедных детей в Петербурге Н. Н. Шебеко. В 1909 году фон Дервиз продал дом, разделив его на 3 части. Первую купила жена генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева, левую, в том числе особняк на Галерной, — Н. Н. Шебеко. Архитектор А. П. Максимов реконструировал особняк.

«Дом Интермедий» Мейерхольда

В 1911 году В. Мейерхольд создал в этом здании «Дом Интермедий». На двух этажах особняка Мейерхольд создаёт и в то же время рвёт все традиции: театральный традиционализм в духе старых мастеров Александринки сочетается здесь с идеями Театра будущего Мейерхольда. Дом на Галерной становится одной из главных городских испытательных театральных площадок.

«Дом Интермедий» Мейерхольда, театрального режиссёра и создателя актёрской системы, получил название «биомеханика». В своём доме он творил под псевдонимом Доктор Дапертутто и по сути жил двойной жизнью. Доктор Дапертутто был двойником Всеволода Мейерхольда, потому что режиссёр, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах.

Так, «Дом Интермедий» стал местом, где формировался театр будущего. По сути Доктор Дапертутто подарил Петербургу первое кабаре (первое кабаре в России появилось двумя годами ранее — в 1908 в Москве двери открыла «Летучая мышь»). Несмотря на то что «Дом интермедий», где показывали «трагический балаган» «Шарф Коломбины», буффонаду «Блэк энд Уайт», пользовался популярностью, в связи с финансовыми проблемами театр Мейерхольду пришлось закрыть. И только спустя почти век на сцене, которую построил барон фон Дервиз, вновь закипела театральная жизнь.

Заведения в доме в ХХ веке

В целом, в доме барона фон Дервиза располагались: в 1911 — 1913 годах «Дом интермедий» В. Мейерхольда и с 1913 года — театральный зал Н. Шебеко.

После революции 1917 года и при СССР залы особняка занимали — райком РКПб, Союз металлистов, Эстонский дом просвещения; с 1946 по 1991 год — клуб «Маяк».

В 1998 году здание было передано в пользование камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Современная история особняка

В начале ХХI века началась обширная реставрация и день 300-летия Петербурга в стенах старинного особняка открылся Театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Последовали долгие годы ремонта, во время которых удалось воссоздать интерьеры конца XIX века.

Речь идёт о Мавританской гостиной, покрытой позолоченным орнаментом; Кленовой гостиной, украшенной живописным панно; Зимнем саде, созданном в виде причудливого грота; а также Красной гостиной — образец итальянского Ренессанса.

В 2021 году была завершена реставрация уникальной Красной гостиной особняка. Интересный момент: в ходе расчисток реставраторы обнаружили, что лепной декор Красной гостиной раньше имел разделку под ценные породы дерева.

Было принято решение вернуться к историческому оформлению архитектурно-художественной отделки зала и специалистами были подобраны тон и техника разделки.

Посещение в наши дни

Идеальный способ культурно обогатиться и восхититься одновременно — посетить камерный музыкальный театр. Страстные театралы точно хотя бы раз бывали в театре на Галерной улице и, наверняка, знают об этом причудливом гроте.

Но бывает, что даже некоторые коренные петербуржцы не подозревают о том, какая красота с атмосферой реальной мистики скрывается под крышей старинного особняка в самом сердце Культурной столицы России.

До настоящего времени сохранилась особая, камерная обстановка особняка, которая позволяет зрителю ощутить себя ближе к происходящему на сцене. И, казалось бы, особняку уже в общем-то и нечем удивить, но тут открывается ещё одна грань — особый Зимний сад внутри дома на Галерной.

Сад выполнен в духе причудливого грота со стеклянным потолком. Со стен ниспадают сталагмиты, как в настоящей пещере. В фактурных стенах спрятаны светильники, которые придают помещению особо таинственное ощущение в вечерние часы.

Все представления «Санктъ-Петербургъ Оперы» проходят в старинных интерьерах — тех самых, где гении создавали театр будущего и открывали новые театральные форматы. Даже Зимний сад открыт и радует любителей прекрасного искусства. Сегодня в стенах готического грота нередко проводятся вечера камерной музыки.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
  • Ближайшее метро: «Адмиралтейская»

Как добраться до усадьбы?

Очевидно, что для начала необходимо добраться до города Рязани – усадьба фон Дервиза находится всего в 60 км от города по трассе М5 в южном направлении. Железнодорожное и автобусное сообщение между Рязанью и многими другими городами России развито очень хорошо, поэтому проблем с дорогой точно не возникнет.

Но вот вы уже в Рязани. Каков дальнейший путь? Есть несколько вариантов:

  • На автобусе.

К сожалению, прямого маршрута в село Кирицы нет, но можно добраться на попутном. Например, с Рязанского центрального автовокзала, что на Московском шоссе, регулярно ходят автобусы и маршрутки в сторону поселка Сараи, как раз мимо села Кирицы.

Более подробную информацию о попутных маршрутах и номерах рейсов можно узнать в кассе вокзала.

  • На машине.

Отлично, если у вас есть собственный автомобиль – всего лишь за 1 час пути вы с легкостью доберетесь от Рязани до села Кирицы. Ехать нужно по трассе М5 по окружной дороге, ориентируясь на указатель «Санаторий Кирицы». За парковочные места можно не волноваться – возле усадьбы есть автомобильная стоянка.

На что обратить внимание при посещении усадьбы барона фон Дервиза?

Вход на территорию усадьбы свободный, однако в само здание зайти не получится – вход в санаторий разрешен только персоналу и детям, проходящим здесь лечение. Если вы хотите посетить усадьбу в составе организованной туристической группы, то желательно заранее согласовать свой визит с администрацией либо воспользоваться услугами турфирмы.

Важно понимать, что на территории санатория можно встретить детей на инвалидных колясках – это пациенты санатория, проходящие реабилитацию. Не стоит этого пугаться и заострять внимание. Оказавшись на территории усадьбы фон Дервиза, обязательно прогуляйтесь по усадебному парку, полюбуйтесь арочным мостом и дойдите до Красных въездных ворот.

Отзывы туристов

Немало людей уже посетили это завораживающее место и охотно делятся своими впечатлениями. Туристы отмечают, что добраться до усадьбы не составляет труда – дорога несложная, заблудиться точно не получится. Многие путешественники оказались здесь проездом и ни разу не пожалели, что решили заглянуть в Кирицы.

Посещение усадьбы фон Дервиза в Кирицах произведет неизгладимое впечатление на каждого. Вид средневекового дворца, гармонично вписавшегося в окружающий ландшафт, просто завораживает. Посмотрев фото усадьбы фон Дервиза, изучив историю семьи владельца, сразу хочется отправиться в Кирицы, чтобы своими глазами увидеть этот объект культурного наследия России.

Дворец особняк барона Фон Дервиза в Санкт-Петербурге

  • История театра
  • История здания
  • Интерьеры
  • План зала
  • Критика

Петербург заслуженно называют музеем под открытым небом. Особым культурным достоянием являются его театры, каждый из которых имеет неповторимый архитектурный облик.

Среди них, в центре Петербурга, красуется небольшой уютный особняк на улице Галерной, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Петровичу фон Дервизу.

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.

Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус.

В 1883 году молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863 — 1918) решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец эпохи модерна. Сделать это он поручил Петру Шрейберу. Архитектор перестроил особняк, уделив главное внимание интерьерам, в которых эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко – классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля.

Судьба барона фон Дервиза – загадка. Сергей Павлович был профессиональным музыкантом. Он окончил Московскую консерваторию. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Много занимался благотворительностью, был избран почетным членом Петербургского драматического общества. Неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти. Вскоре С. Дервиз отошел от дел и, распродав всю недвижимость в Петербурге и Москве, навсегда уехал с семьей в Париж, где его след потерялся.

В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е. Юрьевской, тайной женой императора Александра II. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П. Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней.

Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века – эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века – эпоха Юрия Александрова.

В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Это имя ему придумал известный поэт М. Кузмин. Оно возникло из практических соображений (режиссер, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах) и на несколько лет стало обозначением двойника Мейерхольда.

У Мейерхольда началась жизнь в двух этажах. В верхнем этаже он режиссер императорских театров; здесь он ставил спектакли в духе театрального традиционализма, пытаясь воскресить живущую в искусстве старых мастеров Александринки эстетическую память великих театральных эпох. В нижнем – в лабораторных опытах рвет связи с устоявшимся театральным языком, разрабатывает идеи Театра будущего. В итоге, небольшая сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных испытательных площадок режиссерской революции театра.

«Дом интермедий» представлялся Мейерхольду как содружество самых разнообразных людей искусства, своеобразным художественным клубом, куда бы они бескорыстно несли «живые творческие импульсы». Он мечтал о свободном обмене новыми идеями, где между творческой дискуссией и художественным экспериментированием почти не было бы дистанции. На афишах и в программах кабаре именовалось «Товариществом актеров, писателей, музыкантов, художников». Мейерхольд искал в то время единомышленников, не обремененных стереотипами театрального мастерства.

Первая программа «Дома интермедий» не имела ничего общего с обычным театральным спектаклем. Крупных актеров Мейерхольд для выступлений в «Доме интермедий» решил не приглашать. Ему была нужна молодежь, недавно окончившая театральные школы, способная отказаться от привычных форм сценического существования.

В репертуар «Дома интермедий» вошли стилизованная М. Кузминым «пастораль с песнями и плясками» «Голландка Лиза», сменившаяся пантомимой «Шарф Коломбины», которую Мейерхольд обозначил как «трагический балаган», и пародийная буффонада «Блэк энд Уайт» («Черное и Белое»), с которой контрастировали песенки М. Кузмина, простодушно наивные и глубоко серьезные.

Из всей кабаретной братии – людей серьезных, не совсем серьезных и совсем несерьезных – Мейерхольд был единственным, кого в кабаре привела ясно осознанная цель: поиски нового театрального языка. Он вложил в «Дом интермедий» невероятно много сил. Постановки Доктора Дапертутто – начало новой режиссерской манеры. Здесь Мейерхольд работал не только на «сегодня», но и для будущего, впрок, до той поры, когда его идеи смогут быть до конца и правильно прочитанными.

Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь.

Как и «Дом Интермедий» Мейерхольда, «Санктъ-Петербургъ Опера» была создана в «нижнем этаже», с одним отличием: Александров – режиссер Мариинского театра – не выбрал себе псевдонима.

После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров.

В начале девяностых – сложное время российской истории – ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. Кто знает, чем бы судьба особняка фон Дервиза закончилась, но в 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы», впервые обретя собственный дом, собственную сцену, все же решилась играть здесь свои спектакли. Доказывать, что здание находится в аварийном состоянии, пришлось ровно до того момента, когда произошло обрушение лепнины в зрительный зал. С потолка упала десятикилограммовая глыба (к счастью, никто не пострадал).

В итоге, благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них. Таким образом, благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова петербуржцам возвращен один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]