Одним из старейших, популярных и красивых объектов на территории Санкт-Петербурга, является разводной Троицкий мост (ранее Кировский). Его ажурные чугунные пролеты, имеют большую художественную ценность. Массивность имперского стиля, создает неповторимый вид. Это 3-й по величине и значимости, из главных, переправ Питера.
До 1965 года, был признан самым длинным в городе. Используется в качестве пешеходного, автомобильного, а также пролегают трамвайные пути. Кировский мост в Санкт-Петербурге привлекает туристов, и считается чуть ли не “хлебной карточкой” художников.
История Троицкого моста
Первый Троицкий мост построили в 1803 году. Он находился выше по течению, чем современный. Первый вариант был плавучий – плашкоутный, т.е. имел опоры-понтоны. Сейчас данный вид используется для поддержки кранов и другой тяжелой техники, для работы на воде.
Изначально являлся деревянным и сооружался в весенне-летний период. Зимой же горожане пересекали реку по льду. Устанавливали переправу как раз напротив Летнего сада, что немного выше по Неве, и называли Петербургским. Прослужил городу – 20 лет.
В 1824 году возникла необходимость в постройке нового моста, так как старый уже начал приходить в негодность. Именно тогда его передвинули ниже и он стал соединять 1-й Адмиралтейский и Петроградский острова, через Троицкую и Суворовскую площади. Реконструкция, на тот момент еще плавучего моста, была завершена по проектам Базена П., Лебедева В. и Зуева А. в 1827 году.
Изначально его хотели назвать Суворовским, поскольку совсем рядом располагается Марсово поле, а на нем памятник полководцу. Но, передумали и переправа получила имя в честь рядом находившейся Троицкой площади. Эксплуатировали его около 70 лет.
В 1934 году скончался Первый секретарь Ленинградского обкома – Киров Сергей Миронович, в его память мост переименовывают в Кировский.
А в 1897 г началась еще одна основательная реконструкция, которая продлилась до 1903 года. В это период Троицкий мост в Питере стал постоянным. Был объявлен международный конкурс, количество проектов достигло 16. Позже провели еще один тендер, который выиграла французская компания. Было еще несколько вариантов, но Дума выбрала фирму “Батиньоль”, которой управлял Э.Г. Эйфель. Он предложил проект моста арочной системы.
Строительство постоянного моста обошлось более чем в 5 млн. В контракте был специальный пункт, в котором говорилось, что строить Троицкий мост будут только русские рабочие и использоваться русские материалы. Утвержден проект Николаем II – 5 июня 1897 г.
Именно тогда переправа становится стальной. Сносится, регулярно подтопляемая, дамба из земли, расширяется и создается набережная из гранита. И Троицкий мост в Санкт-Петербурге приобретает знакомый всем вид и название.
Открытие моста собирались приурочить к юбилею свадьбы императорской четы, но своевременно его не завершили. Строительная фирма заплатила огромный штраф и открылся мост уже к 200-летнему дню рождения Санкт-Петербурга.
Были возведены временные трибуны и шатер для президента Франции и императора, чтоб гости Северной Пальмиры смогли сполна насладиться зрелищем крестного хода и последующим салютом. Еще долго в местных газетах Троицкий мост называли российско-французским символом дружбы.
Большое впечатление на людей произвело то, что первый развод моста был произведен простым нажатием кнопки, которую осуществил император России.
В 2001 году началась капитальная реставрация пролетного строения, с закрытием переправы. Была восстановлена вся архитектурная часть решеток, опор освещения, обелисков и др. Мост заново окрашен. Многие внутренние части подверглись кардинальной замене и модернизации. Кроме того, ему возвращены изначальные символы императорской власти (корона и двуглавый орел). Также была выполнена замена некоторых опорных частей, гранитной облицовки и многого другого.
Если вас интересуют мосты Санкт-Петербурга, то прочитайте про Кокушкин мост.
Мосты, ведущие в Кремль
Первые каменные мосты возникли в Москве со строительством нынешних кремлевских стен, на рубеже XV — XVI веков. Кремль в те годы равнялся Москве, был собственно городом, а мосты соотносились с городскими воротами. Трое ворот смотрели на Красную площадь, двое — на сторону Неглинной и одни — на сторону Москвы-реки. Мосты на Красной площади были перекинуты через ров, соединявший Москву-реку и Неглинную и превращавший Кремль в остров. От тех времен сохранился лишь Троицкий мост через Неглинную, притом что сама Неглинная спрятана под землю. Тринадцатипролетный Троицкий мост — ныне главный пешеходный путь в Кремль и из Кремля — датируется 1516 годом. Конечно, он неоднократно перестраивался, особенно радикально в 1901 году. Изначально мост состоял из одних наружных стен, на которые без поддержки сводов был положен настил. Своды появились только в XVIII веке. Ныне пролеты моста, кроме одного, заложены, что обедняет его облик. На арбатской, занеглинской стороне моста сохранилась знаменитая Кутафья башня — предмостное укрепление, отводная стрельница, которая должна считаться частью моста.
Такие же предмостные башни существовали у Константино-Еленинских ворот на Васильевском спуске (ныне полузасыпаны) и у Тайницких на стороне Москвы-реки. В последнем случае мост перешагивал не через реку (на это не решились даже итальянские инженеры Ивана III и Василия III), а через вторую, несохранившуюся линию стен.
С расширением города, то есть со строительством в 1530-е годы Китайгородской стены, число московских мостов удвоилось: Китай-город также был окопан рвом. Наиболее известен Воскресенский мост через Неглинную, подводивший к одноименным воротам, на Красную площадь со стороны Тверской улицы. Его остатки — опорные части, раскопанные в 1990-е годы, стали главным экспонатом подземного Археологического музея. Мост, конечно, не первый на этом месте, датируется 1601—03 годами, временем Бориса Годунова. Если верить летописи, парапеты моста завершались зубцами, как у соседнего Троицкого, если же верить первым рисованным планам Москвы, исполненным в те же годы, — то арочными стенками без крыши.
Каменный мост через Москву-реку стал заботой первых Романовых. Для этого в 1643 году правительство царя Михаила Федоровича пригласило из Страсбурга «палатных мастеров» Кристлеров, дядю и племянника. Успели сделать модель и смету, но вскоре царь и один из мастеров умерли. Проект возобновился только в 1682 году по инициативе князя Василия Голицына, возглавлявшего правительство царевны Софьи. Строительство заняло пять лет. Предполагают, что работами руководил некий старец монах Филарет. Выбор места — не в связи с Красной площадью, а в связи с Боровицкой — словно возвращал этой последней значение центральной (именно отсюда началась Москва), а также подчеркивал роль Киева и киевской дороги (Якиманки) в политической истории тех лет. Восьмипролетный Большой Каменный (Всехсвятский) мост, памятный по множеству изображений, просуществовал до 1855 года, а его преемник — до 1930-х годов. На левом, кремлевском берегу мост подходил к улице Ленивке. Нынешний мост сместился ниже по реке, выйдя прямо на Боровицкую площадь (интересно заметить, что Дом на набережной был выстроен еще по старой красной линии). Ленивка проходила во Всехсвятские ворота Белого города, исчезнувшие в XVIII столетии: к ним-то и подводил старый мост. Тогда же исчезла предмостная башня на замоскворецкой стороне моста, знаменитая Шестивратная. Кроме шести воротных проемов, она имела несколько пирамидальных ярусов, соотнесенных с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра.
Как сделан, внешний вид
Мост красивый, изящный и большой, при этом имеете сложную конструкцию. Наиболее интересен 5-ый пролет. Визуально пролеты похожи на арочные сквозные фермы. На самом же деле – это сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм.
Самый большой пролет – средний, 96 м. Имеет арочные, клепаные, решетчатые фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление.
Разводится мост у левого берега, при помощи электромеханического или ручного привода. Открывается на максимальную ширину под углом 72º. Пролет – однокрылый. Перильное ограждение имеет гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.
Правый берег соединяет пролетную часть каменная аркада, ее длина – 79,88 м.
Освещается Троицкий мост 16-ю канделябрами, которые, в свою очередь, имеют по 3 плафона. Дополнительно есть 24 маленьких канделябра.
Решетка моста и фонари были спроектированы архитекторами Р. Патульяр и В. Шаброль в стиле французского модерна.
Если въезжать мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральные колоны-обелиски. На пьедесталах располагаются мемориальные доски. Они посвящены людям, стоявшим мост и другим событиям, связанным с этой достопримечательностью.
Проезжая часть и тротуар разграничены поребриком, высотой – 50 м. По оси располагается разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам, есть возможность спуститься к воде.
Найти экскурсии в Петербурге >>
График разводки
Туристам следует помнить, что Троицкий мост в Санкт-Петербурге подъемный. Развод начинается с 10 апреля и до 30 ноября.
Осуществляется в ночное время с 1.20 до 4.50 утра.
Первый раз разводка Троицкого моста была произведена ещё Николаем II в 1903 году. В то время разводной механизм сильно отличался от нынешнего и крыло двигалось по горизонтали, открывая проход для судов.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube:
В наши дни это сооружение уникально тем, что у него всего одного крыло, которое раскрывает просвет для судоходства. Сейчас разводка осуществляется благодаря гидравлическому приводу и противовесу массой в 1450 тонн. Чтобы поднять крыло на 70 градусов, механизмам требуется всего 6 минут.
Откуда лучше смотреть развод Троицкого моста?
Рядом с Зимним дворцом – лучше место для обзора. Конечно, можно увидеть и со стрелки Васильевского острова, но виден будет вдалеке. Многие туристы останавливаются прямо на Дворцовой и Петропавловской набережных, но летом необходимо приходить и занимать место минимум за час до официального графика разводки.
Троицкий мост и Петроградский район
От Петроградского района началась история города, здесь жил Петр Первый, находился Сенат и Коллегии. Но постепенно весь двор переезжает на левую сторону Невы и эта часть Петербурга становится окраиной с деревянными домами, где проживали торговцы средней руки и отставные чиновники. С открытием моста начался новый этап в жизни острова. Район стал модным для проживания и за десять лет здесь было построено множество каменных домов разнообразной архитектуры серебряного века. В советские времена перестройка зданий в районе почти не велась и поэтому в нем сохранилась уникальная обильная разнообразная городская среда — своеобразный музей архитектуры 1900–1910 годов под открытым небом с постройками всех оттенков неоклассицизма, модерна и псевдорусского стиля.
8608
автор: Дмитрий Казаков
Разводной пролет
Развод мостов обычно туристы наблюдают с центральных набережных Петербурга. В отличие от Благовещенского и Дворцового, у которых разводятся как два крыла центральные пролеты, Троицкий мост имеет один разводной боковой пролёт, расположенный ближе к Дворцовой набережной и во время развода он превращается в стену.
8609
автор: Дмитрий Казаков
… И встала земля и встали машины
Интересные факты
В связи с различными событиями, переправа регулярно переименовывалась. С 1918 до декабря 1934 он назывался мостом Равенства. В связи со смертью Кирова С. М. произошло переименование в Кировский, кроме того, были заменены двуглавые орлы на обелисках. В 1991 году вернули официальное название Троицкий мост.
- Разводная часть переправы располагается ближе к Дворцовой набережной.
- Троицкий мост является объектом охраняемого культурного наследия РФ за номером 7802128000.
- Пулковский нулевой меридиан находится в северной части переправы, по другим источникам он проходит по оси.
- Если присмотреться к изменениям в наклоне орнамента, то можно в точности узнать середину моста.
- Несмотря на прицельный и регулярный обстрел во время оккупации, городской мост ни разу не был разрушен, лишь частично пострадал.
- Освещение переправы также заслуживает внимания. Фонари сделаны в виде торшеров, где нижние шары имеют чуть меньший размер, чем верхний, чтоб визуально они казались одинаковыми.
В Санкт-Петербурге туристы очень любят фотографировать переправу ночью, поскольку в это время суток Троицкий мост красиво подсвечен и выглядит поистине завораживающее.
В 1965 году началась реконструкция разводного пролета. Вместо горизонтального, он стал подъемным. Ширина была увеличена вполовину и стала 43 м. Были установлены гранитные скамейки вдоль парапетов. Также увеличили проезжую часть Троицкого моста.
Различный стройматериал, а также гранитные плиты, которые остались после основного строительства, были использованы для возведения в 1909 году костела в Ковенском переулке. Руководителем проекта стал Ландау И., бывший главным строителем Троицкого моста.
Обратите внимание на памятные доски, которые размещены на некоторых фонарях Троицкого моста. Это своеобразная история города. На них можно прочитать о значимых для переправы датах. Узнать о людях, которые принимали активное участие в его закладке и последующем строительстве.
Один из старейших в Петербурге
Впервые мост упоминается в 1827 г. — как плашкоутный (на плавучих опорах) мост между Суворовской и Троицкой площадями. В то время это была самая длинная переправа во всем городе.
В 1890 г. власти Санкт-Петербурга осознали необходимость реконструкции плавучего моста и объявили конкурс. За первое место и награду в 6000 RUB боролись почти два десятка претендентов из разных стран, и в итоге выиграла фирма Гюстава Эйфеля. Однако вне конкурса рассматривали также идею — те предлагали оригинальную консольно-арочную систему соединения пролетов, которая изрядно облегчала конструкцию. Мост должен был стать не только изящным и необычным, но также и менее затратным, так что проект утвердили.
По легенде, известный летчик-испытатель Валерий Чкалов пролетел под этим мостом, чтобы добиться сердца своей невесты. Правда это или нет — неизвестно, но на съемках фильма с одноименным названием самолет пролетел под ним аж 6 раз.
Открытие состоялось в годовщину 200-летия города в 1903 г., и первый развод моста произвел лично император Николай II. На открытии также присутствовал и президент французской республики Феликс Фора — правители символически положили по монете у мостовых опор. Мост несколько раз переименовывали — в октябре 1918 г. он был назван мостом Равенства, в 1934 г. его нарекли Кировским в память об убийстве революционера С. М. Кирова, в том же году сняли все мемориальные доски с именами строителей. Снова называться Троицким он стал лишь 4 октября 1991 г., в перестроечное время.
Приметы и суеверия
Для многих горожан Троицкий мост важен благодаря большому количеству связанных с ним легенд и мифов.
Считается, что брак будет удачен, если молодожены увидят с него еще семь других и бросят в воду мешочек или коробочку из-под колец. Изначально в примете было сказано про обязательное посещение мостов, но современные реалии (множество застроек, перекрытых дворов и пробки на дорогах) внесли некоторые коррективы.
Летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград, для службы. Считался большим виртуозом своего дела, в 1927 г он пролетел между опорами Троицкого моста. В 1940 г вышел фильм-автобиография и этот же трюк для кино повторил летчик Евгений Борисенко.
История
Свое название мост получил в честь первой церкви города на Неве, и к сожалению, разрушенной впоследствии — Троицкому собору. За годы своего существования название моста несколько раз менялось. После Октябрьской революции в 1918 году его переименовали в мост Равенства, затем в 1934 году после того, как был убит С. М. Киров, мост назвали в его честь — Кировским. Начальное название вернулось мосту лишь в период перестройки — в 1991 году.
За свою длину Троицкий мост долгое время держал пальму первенства до тех пор, пока не появился мост Александра Невского и не перехватил ее. Этот мост знаменит еще и тем, что нулевой меридиан (Пулковский) проходит точно по его оси. Именно этот меридиан использовался в русской картографии вплоть до перехода на Гринвичский меридиан (начало XX века).
Многим знаком тот факт, что В. Чкалов — известный летчик-испытатель страны Советов однажды пролетел на самолете под аркой моста. Так вот Троицкий — и есть тот самый мост, под которым пролетел самолет Чкалова. Но еще сложнее пришлось летчику Е. Борисенко, которому для съемок фильма-биографии «Валерий Чкалов» пришлось повторить этот опасный для жизни трюк целых 6 раз.
© Ярослав Глухов
Невероятным и счастливым стечением обстоятельств стала «живучесть» Троицкого моста в годы ВОВ. Общеизвестно, что бомбардировки фашистов были направленны именно на этот мост, однако он остался практически невредимым.
На месте нынешнего Троицкого моста с 1803 года находился его предок — плашкоутный мост, звали который Петербургским. Он прослужил верой и правдой 20 лет, пока не пришел в негодность. Его заменили новым плашкоутным мостом, самым длинным из ему подобных (500 метров) и нарекли Троицким, хотя задумывали назвать Суворовским. Кроме того, что мост оказался не только самым длинным, он еще был и самым украшенным: в его оформлении присутствовали декоративные чугунные решетки, фонарные столбы и накладные элементы, некоторые из которых были покрыты сусальным золотом. В таком виде мост прослужил еще 70 лет.