Николо-Перервинский монастырь – тайный подземный ход под Москвой-рекой


Как добраться

Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.

При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.

Как добраться до Николо-Перервинского монастыря

Попасть в эту обитель можно как собственным автотранспортом, так и общественным транспортом. В последнем случае есть три варианта:

  • доехать до метро Текстильщики, а потом пересесть на автобус №703 или 161;
  • сесть на маршрутное такси № 38М;
  • добраться до метро Печатники, а потом ехать автобусами №161, 292, 703.

Выходить из автобусов и маршрутных такси следует на остановке «Николо-Перервинский монастырь».

Исторические данные

Николо-Перервинский монастырь расположен на возвышенности. Ранее отсюда открывались широкие просторы и виднелись 40 столичных церквей. История связывает дату основания обители с Куликовой битвой. Изначальное упоминание о монастыре относится к 1567 г., где он упоминался как «Никола Старый».

С современным названием связано интересное предание: когда-то течение столичной реки проходило практически у стен обители, что причиняло духовным братьям неудобства, а потом река сделала большой поворот в 10 м от монастырской ограды и потекла в сторону Коломенского.

Также есть предположение, что в Смутное время монастырь подвергался нападениям и грабежам поляков. Восстановлением обители в тот период занимался царь М. Федорович, а при его сыне монастырь переживал эпоху расцвета. Большой вклад в его развитие вносили пожертвования правительства, прихожан и духовенства.

По другой теории название Перервинского мужского монастыря было дано ему только в XV в. в честь местности расположения, которое связывается с тем, что русло столичной реки в этой части пригорода прерывалось и больше не являлось проточным. Согласно этой версии по документам монастырская история начинает прослеживаться с 1623 г.

В 1929 г. московская часовня монастыря была полностью разрушена, как и та, что располагалась в Выхино. Еще 2 часовни – Калужскую и Серпуховскую в XIX в. отдал монастырь Ферапонтовой Лужецкой обители, но и они не дошли до современности.

На протяжении трех столетий история монастырской обители связана с жизнью в ней русских церковных деятелей:

  • XVII в. – посещение монастыря последним 10-м Патриархом Московским и всея Руси Адрианом. Он был противником западных обычаев, отличался консервативным мировоззрением, почитал российскую старину и верование, регулярно совершал богослужения. Он отрицал взгляды Петра I и из-за этого переселился в Перервинскую обитель, где впоследствии скончался от паралича.
  • 1700 г. – под руководством Адриана был построен и освящен храм св. Николая. Архитектура церкви отличалась стилем московского барокко. Возведение здания было осуществлено на капитал преподобного.
  • 1733-35 гг. – на участке обители возведен храм Толгской иконы Божией Матери.
  • Конец XVIII-начало XIX вв. славится влиянием Платона Левшина. Это митрополит и проповедник, воспитатель Павла Он внес огромный вклад в развитие обители и взрастил не одно поколение пастырей. Под его руководство был построен митрополичий дом в 2 этажа.
  • 1775 г. – П. Левшин организовал Перервинскую семинарию. Он по-отечески заботился о ней и ее воспитанниках. В этом же году была размещена трапезная.
  • 1787 г. – по указанию митрополита Платона была восстановлена Успенская церковь. В ее декорировании преобладает золото и серебро. Вместительность собора была небольшая, поэтому богослужения проходили только на престольные праздники.
  • 1812 г. – церковь заняли французы, однако все представлявшие ценность предметы были вовремя перевезены или надежно запрятаны.
  • 1821 г. – после архиереев Августина и Серафима кафедру возглавлял Филарет. Преподобный, желая придать обители величия и красоты, поспособствовал переменам во внутреннем пространстве и внешних стен монастыря. В корпусе училища достроили 2-й этаж, были возведены дополнительные строения и реконструированы выстроенные.
  • XIX в. – архитектурный ансамбль был дополнен корпусами келий и оградой из камня.
  • Завершение XIX в. – строительство домовой церкви, которая носила имя праведника Никодима.
  • 1904 г. – комплекс посетил митрополит Владимир. В обитель была завезена Иверская икона Богоматери, в честь которой духовенство решило возвести на территории храм.
  • 1906 г. – стали функционировать 2 училища: 1-е – духовное и 2-е – для глухонемых и немых от рождения.
  • 20-е гг. XX в. – считаются датой закрытия монастыря. Однако богослужения в старом соборе совершалось практически до начала войны.
  • 1921 г. – монастырь посещал патриарх Тихон и оказывал ему молитвенную поддержку.
  • Середина XX ст. – Иверский собор был лишен крестов, глав и церковного убранства.
  • 60-е гг. XX ст. – были установлены перекрытия между этажами, а живопись закрашена. После этого монастырский комплекс передали заводу игрушек из металла и пластмассы, позже там производили станки для металлорезки.
  • 90-е гг. XX в. – остатки монастыря были отданы во владение церкви.

Архитектурные и реставрационные изменения монастыря знаменуются следующими датами:

ДатаОписание
70-е гг. XX cт.Стартовала реставрация.
80-е гг. XX cт.На соборе засиял новый крест с позолотой.
март 1991 г.Это особенная дата, которая вошла в историю: были восстановлены богослужения в старом соборе.
1998 г.Собор был освящен патриархом Алексием.
2000 г.В Никольском соборе были восстановлена роспись стен и создан новый иконостас.
2008 г.Появление памятника митрополиту Платону. Работу по его возведению выполнил скульптор Бичюков. Памятник выглядит величественным и соответствующим благолепной атмосфере обители.

Подземный ход

Николо-Перервинский монастырь имеет интересные легенды о подземелье, которое связывает 2 берега столичной реки. Они повествуют о тайном ходе, который вел от коломенской церкви Казанской Божьей Матери и был прорыт с целью дать царю и его родным возможность укрыться в случае мятежей.

Коренные жители рассказывали о подземелье историку И. Я. Стеллецкому, обнаружившему во втором 10-летии прошлого века 2 коридора, ведущие из алтаря Казанского храма в подвал. Спустя еще 10 лет исследования были остановлены по запросу архитектора «Коломенское»: он считал, что раскопки угрожают разрушением здания.

Годы тотального атеизма

После октябрьского переворота Николо-Перервинский монастырь в Печатниках – так его часто именуют по нынешнему названию района, где он расположен, – разделил горькую судьбу тысяч российских святых обителей. На протяжении всех двадцатых годов шёл процесс его постепенного упразднения и передачи помещений для использования в различных хозяйственных целях. Расписание служб в Николо-Перервинском монастыре надолго исчезло с ворот обители, уступив место казённым вывескам с названиями помещавшихся в нём госучреждений.

Весьма печальная судьба постигла и Иверскую часовню. Она неоднократно была ограблена и уголовниками, и представителями новой власти. С иконы, которую почитала вся Россия, бандиты похитили корону, убрус и драгоценные камни. Золотую ризу сорвать с неё им не удалось, но с этим успешно справились явившиеся вслед за ними чекисты.

В 1924 году были репрессированы многие члены общины, и часовня в течение пяти лет находилась в распоряжении обновленцев – движение духовенства, отколовшегося от официального православия, пытавшегося изменить церковный устав и вступить в сотрудничество с большевиками. Наконец, в 1929 году решением Моссовета она была разрушена.

Архитектурные особенности

Центровое место обители имеет Никольский храм. До его создания на месте находилось 3 каменных храма, возведенные в конце XVIII в., которые патриарх Адриан объединил в часть большого Никольского собора. На его строительство ушло около 4-х лет.

Работы были совершены следующим образом:

  • центральное строение соединили с кельями патриарха. Так состарившемуся Адриану было легче приходить в церковь;
  • в северо-западной части было помещение, где Адриан мог слышать богослужения через окно;
  • стены верхней части храма были расписаны живописью. На них отражались события из библии. Библейскими изображениями был декорирован алтарь, а на куполе – сюжет Вознесения Господня. Рисунки периодически обновлялись;
  • в нижней части была церковь в честь С. Радонежского. Условно ее можно было разделить на 3 архитектурные зоны – алтарная комната, трапезная и центральный зал;
  • в 1750 г. в южной части комплекса был возведен каменный корпус, где на верхнем этаже проживал настоятель, а на нижних – духовные братья. Спустя 17 лет корпус был объединен с патриаршими покоями.

Колокольня размещена вплотную к храму с юго-востока. Высота ее и храма почти одинаковые. Наверху находятся звоны, а верхушка украшена крестом с позолотой. В 1767 г. был расписан 3-й этаж с применением серебряных клейм. Согласно документации 80-е гг. XIX ст. в восточной части обители было кладбище, а с остальных частей света – палисадник.

На юге высаживали плодовые деревья, в тени которых стояла беседка, росли овощные культуры, был пруд, пчельник и 2-этажная баня. В восточной стороне от старого собора возвышается Иверский храм, который построили в начале XX в. под руководством архитектора Виноградова. Внутри был помещен образ Иверской Божией Матери. Одновременно в здании может пребывать до 3000 человек.

У церкви 16 куполов синего оттенка, которые видимы с окрестности и станции «Перерва». Над воротами, что ведут в монастырь, возвышается храм, который посвятили Толгской иконе Божией Матери. Он был выстроен в 1733 г. С 1924 г. надвратная церковь стала местом для клуба и столовой детдома, а потом была переделана под жилье: фрески были забелены.

Самые большие изменения храм претерпел после войны – тогда со стороны алтаря пристроили корпус для завода.

В 2014 г. на территории, между огородом и берегом реки, возвели деревянную церковь Иоанна Богослова. В ней ежемесячно проходят службы и изредка совершаются красивые венчальные обряды. С восточной части обитель ограждена, с остальных сторон территория ограничена каменными постройками 2-х веков. Это патриаршьи кельи, архиерейский, настоятельный, а также старый и новый корпуса семинаристов.

Святыни

Николо-Перервинский монастырь,в котором имеются старинные иконы, посещается верующими для молитв. Поклонением пользуется образы Богоматери – «Иверской», «Боголюбской», «Державной». До революции у монастыря была собственная Иверская часовня, возведенная в 1666 г. В ней проводились службы дважды в год, посвященные знаменательным датам, связанным с Иверской иконой.

Николо-Перервинский монастырь, икона Иверской Богоматери.

Реликвия помещалась в предназначенной только для нее нише, а риза на ней была невероятно богатой – выполнена из чистого золота, жемчужин и сияющих дорогих камней. С самого начала риза была более простая: она обрамляла икону до 1790 г., пока купец Твердышев, благословленный первосвятителем Платоном, не сделал обрамление богатым. На месте для иконы в нише располагается богатое паникадило.

Сама она стоит там только по праздникам, ведь это главная святыня столицы – ее используют для домашних молебнов, которые заказывают православные. В тот период в монастырской часовне в основном располагался список с оригинальной иконы. Кроме нее особым почетом у прихожан пользовались еще 2 иконы (Спаситель и Святой Николай Чудотворец).

Иверская часовня

В то же царствование, но двумя десятилетиями позже появился каменный храм Сергия Радонежского, а в самой Москве высочайшим указом к монастырю причислена часовня в районе Неглинских ворот (впоследствии Воскресененских), широко известная затем как Иверская. Своё название она получила в результате того, что с 1669 года в ней хранился привезённый с Афона список Иверской иконы Божьей Матери, к которому в праздничные дни собиралась вся Москва. Николо-Перервинский монастырь в связи с этим получил ещё большую известность, а значит, и приток паломников.

Территория комплекса

Николо-Перервинский монастырь в настоящие время кроме храма на территории имеет:

  • детскую воскресную школу;
  • хозяйственные застройки;
  • кельи монахов.

Местность богато озеленена.

Вторым храмом обители является построенная из камня Успенская церковь, которая имеет 5 ярусов:

ЯрусОписание
1-йЗдесь сделан основной вход
2-йЯвляется обительской ризницей
3-йЭто церковь, посвященная Успению Божьей матери
4-йЧасы, которые били
5-йЗвонница с колоколами

Сегодня территория монашеского места проживания включает в себя:

  • 2 собора (новый и старый);
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • 2 корпуса для семинаристов XVII и XVIII вв.;
  • архиерейский корпус;
  • кельи патриарха, относящиеся в XVIII в.

На территории монастыря также располагаются корпус семинарии и настоятеля, монумент митрополиту Платону. Посетителей встречают северные и восточные ворота. Территория обнесена оградой с башнями.

Под покровительством первых царей Романовых

Царствование первого из Романовых – государя Михаила Фёдоровича – стало периодом активного роста и расширения Николо-Перервинского монастыря. Сохранились записи о щедрых вкладах, внесённых им, а также духовными и светскими лицами, жертвовавшими в монастырь как денежные суммы, так и богослужебные книги и всевозможную церковную утварь.

Активное же строительство в обители началось с восшествия на престол его сына – следующего государя, Алексея Михайловича Тишайшаго. Благодаря его покровительству и финансовой помощи в 1649 году закладываются сразу два каменных храма – в честь Успения Божьей Матери, освящение которого состоялось уже через год, и Николая Чудотворца – более крупной постройки, завершённой и освящённой в 1654 году.

Режим работы

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.

Расписание следующее:

  • в 7:30 – проходит божественная литургия;
  • в 16:00 – читается акафист, после чего идет вечерняя служба;
  • по воскресеньям и праздничным дням проходит 3 литургии: в 6:30 и в 9:00 для всех, а в 8:00 – для детей.

Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.

Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.

В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.

Расписание богослужений в Николо-Перервинском монастыре

День неделиБогослужениеВремя начала
Понедельник-субботаЛитургия Акафист Вечерня, утреня7.30 16.00 17.00
ВоскресеньеЛитургия Литургия для детей Акафист Вечерня, утреня6.30, 9.00 8.00 16.00 17.00

Учтите, что в праздничные дни, а также во время поста в Николо-Перервинском монастыре в Печатниках возможны изменения в расписании служб. При обители действует воскресная школа; в храмах можно заказать требы, таинство крещения или венчания.

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]