Первый памятник в Москве
Николай Андреевич Андреев – один из известных скульпторов XX века. Именно он сделал первый памятник Гоголю в Москве. Эта одна из самых выдающихся скульптур. После открытия (1909 г.) памятник получил много отрицательных отзывов.
Граждане не привыкли видеть сидячие фигуры, тем более изготовленные в стиле реализма. Все ожидали лицезреть фигуру писателя в полный рост, торжественно возвышающуюся над бульваром. Памятник Гоголю не оправдал ожиданий. Н. А. Андреев отошел от стандартного академизма, проявил фантазию и инициативу. В его скульптуре русский писатель изображен в момент душевных мук. Гоголь прилег на камень и раздумывает о чем-то или о чем-то сильно сожалеет. Но, несмотря на жесткую критику, москвичи вскоре привыкли к новому памятнику. И в конце года Н. А. Андреев читал не критические отзывы, а положительные рецензии на свою работу.
Вторая попытка установки монумента
Памятника Гоголю на Арбатской площади скульптора Н. А. Андреева простоял недолго. И. В. Сталину не нравился монумент, он считал его слишком пессимистичным, того же мнения придерживалась и В. Мухина. Поэтому в 1950 г. был объявлен конкурс на изготовление нового памятника. Выиграл в нем скульптор Николай Васильевич Томский. Его видение писателя правительству нравилось больше.
Монумент, открытый в 1951 году, был выполнен в полный рост в торжественной позе. Никакой детальной проработки не было и в помине. Критика горожан опять была жестокой. За 50 лет они так привыкли к скорбящей фигуре писателя, которая поражала всех портретным сходством, что к новому памятнику Гоголю на Арбатской отнеслись плохо. Хотя правительство и вынесло благодарность скульптору, но сам Н. В. Томский считает эту скульптуру одной из самых неудачных своих работ.
Краудфандинг XIX века
Первым литературным памятником в Москве стал бронзовый Пушкин на Страстном бульваре, созданный скульптором Александром Опекушиным. Его открытие прошло с большой помпой. Примерно в это же время, летом 1880 года, возникла идея увековечить в бронзе и Гоголя. Столица должна была, по меткому выражению видного театрального деятеля тех лет Алексея Потехина, превратиться в «пантеон русской литературы».
Общество любителей российской словесности, членом которого Гоголь был избран при жизни, не мешкая развернуло сбор средств по всей стране. Интересная деталь: казначеем общества был человек с фамилией, совпадающей с названием одной из самых мистических повестей Гоголя, — Андрей Евдокимович Нос. Скопить достаточную сумму оказалось делом небыстрым — капитал перевалил за 50 тысяч рублей только через десять лет сборов, к концу 1890-го.
Следующим шагом стало создание комитета по сооружению памятника. Его первое заседание состоялось весной 1896 года, когда гоголевский фонд достиг 70 тысяч.
В 1900 году с одобрения Николая II местом установки памятника избрали Арбатскую площадь. Среди отвергнутых вариантов были Трубная, Лубянская и Театральная площади, а также Страстной и Рождественский бульвары.
В Нежине
В 1881 г. был открыт первый в мире памятник Гоголю. Изготовил его известный скульптор Санкт-Петербурга П. П. Забелло. Почему первый памятник был установлен именно в городе Нежин? Именно здесь свое образование получил русский писатель. Интересным фактом является и то, что скульптор П. П. Забелло вырос в городе Нежин.
Памятник писателю выполнен в виде бюста. Гоголь склонил голову и смотрит на всех проходящих как бы свысока, с полуулыбкой на губах.
Одет писатель в плащ. Именно с этим предметом гардероба была связана интересная задумка скульптора. П. П. Забелло выложил складки плаща в виде своего профиля. Но чтобы найти своеобразный автограф автора придется постараться.
В Санкт-Петербурге
В Северной столице нашей родины памятник Гоголю находится на Малой Конюшенной улице. Скульптура была выполнена М. В. Беловым, молодым дарованием. Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре имеет некоторое сходство со скульптурой писателя в Москве. Но в отличие от работы Томского, Белов проработал фигуру Н. В. Гоголя очень детально. Скульптура представляет собой писателя в полный рост. Он над чем-то задумался, сложил руки на груди и склонил голову.
Удивительно, но инициатива открытия памятника принадлежит не администрации города, а меценатам. Их имена написаны на обратной стороне постамента. Бронзовая фигура писателя хорошо гармонирует с окружающим пространством. Памятник был обнесен железной решеткой, и в таком же стиле были выполнены фонари, которые освещают фигуру писателя ночью.
Особенности архитектурной композиции
Скульптура высотой 3,4 метра выполнена из бронзы, а полутораметровый пьедестал — из гранита, добытого под Выборгом. Композиция в целом выглядит довольно внушительно, имея общую высоту почти 5 метров.
На основании памятника написано «Николаю Васильевичу Гоголю», а с противоположной стороны находится длинный перечень организаций и лиц, которые внесли свой вклад в его строительство. Композиция окружена невысокой кованой оградой и четырьмя фонарями.
Бронзовая фигура отливалась на , полировка постамента и вырубка надписей были произведены в каменотесной мастерской А. В. Рытова. Фонари и решетку изготовило литейное предприятие «Аспект».
В Волгограде
Памятник Гоголю в этом городе был открыт в 1910 г. Он до сих пор хорошо сохранился, хотя его и повредили события революции и мировых войн. Памятник Гоголю считается одним из первых, установленных в Волгограде. Его скульптором является И. Ф. Тавбия. Средства на монумент были собраны горожанами, которые хотели таким образом почтить память великого русского писателя. Сегодня бюст Гоголя стоит на современном постаменте, но сам внешний вид памятника оставляет желать лучшего.
Лицо и одежда писателя в подтеках от окислившегося металла, а также черты лица немного деформированы от пуль. Сегодня посмотреть на бюст Гоголя можно в Комсомольском саду.
Сомнительный скульптор, сомнительный проект
До сих пор неизвестно, какие кулуарные переговоры предшествовали утверждению проекта Н. Андреева, но за него проголосовали единогласно (по условиям, озвученным комитетом, один-единственный голос против накладывал вето на принятие эскиза). Возможно, решение и вправду было вынужденным: времени-то почти не оставалось. Так, с горем пополам, начались строительные работы, широко освещавшиеся прессой и вызывавшие оживленное обсуждение среди москвичей.
Для начала личность автора вызывала вопросы. Выдающиеся представители искусства тех времен Опекушин и Репин высоко ценили талант молодого скульптора. Однако общественность сомневалась: мало опыта в возведении монументов.
Незадолго до открытия известный критик Сергей Яблоновский назвал памятник символом «страшным и кошмарным» и выразил мнение, что «его многие не захотят». Как в воду глядел!
В Киеве
Интересный памятник Гоголю был установлен в столице Украины. Скульптура не совсем стандартна. Она, конечно, не сравнится с первым памятником Гоголю на Арбатской площади в Москве, но все же стоит учесть, что ее воздвигли задолго до столичного монумента. Автором памятника Гоголя в Киеве является Александр Скобликов. Его идея изобразить поясной скульптурный портрет оригинальна тем, что плащ писателя красиво ниспадает с постамента.
Правая рука Гоголя удерживает книгу, а левая – полы плаща. Руки скрещены между собой, а взгляд устремлен вдаль. Складывается впечатление, что писатель кого-то ждет или всматривается в проходящих людей.
В Киеве расположены еще два памятника, которые непосредственно связаны с Гоголем. Один из них – памятник Редкой птице. Это необычное создание возвышается рядом с мостом Патона. В одном из произведений Н. В. Гоголя было сказано, что «редкая птица долетит до середины Днепра». Но скульптор Алексей Владимиров решил, что одна все же долетит, и администрация города согласилась. Также в Киеве расположен памятник Носу. По своей форме он очень напоминает нос Гоголя. Расположена скульптура на улице Десятинной.
Согбенный Гоголь
Скульптура изображала человека, полностью закутанного в плащ, с низко опущенной головой. Согбенный, нелепо свалившийся на одну сторону, Гоголь сидел в кресле и являл собой воплощенную мировую скорбь, а его знаменитый длинный нос чуть не касался колен. Четырехгранный пьедестал обрамляла медная полоса – барельеф на ней изображал героев известных произведений писателя. Они критики не вызвали. Зато сама фигура классика!
Посыпались эпиграммы образца: «Андреев сделал Гоголя из «Носа» и «Шинели»»; «Гоголь, сгорбившись, сидит, Пушкин гоголем стоит».
Посетившая открытие жена Льва Николаевича Толстого, Софья Андреевна, нашла памятник «отвратительным» (так в личном дневнике и написала). Довольно занятно, что ее великому супругу, великому классику мировой литературы, памятник понравился.
В Риме
Памятник Гоголю в Москве на Гоголевском бульваре не может сравниться с той скульптурой, которая воздвигнута в честь писателя в Риме. В 2002 году в столице Италии был открыт новый памятник. Что Н. В. Гоголя связывает с Римом? Русский писатель в совершенстве владел итальянским языком, и именно в столице Италии была написана значительная часть произведения «Мертвые души». По признанию Гоголя, именно вдалеке от родины он мог писать о ней честно и без прикрас. Это неудивительно, ведь ностальгия по России толкает людей на переосмысление своих жизненных ценностей. Сегодня творчество Н. В. Гоголя пользуется большим спросом у итальянцев. Многие произведения русского писателя переведены на итальянский язык.
Скульптором памятника Гоголя в Риме стал Зураб Церетели. Изваяние выполнено в академическом стиле. Писатель изображен без прикрас, он сидит на скамье, а в руках держит собственную голову с улыбающейся гримасой.
«С баб-ягами никчемушная борьба»
В Российской Федерации внезапно обеспокоились монументом Гоголю. Памятник времен Советской власти на бывшем Пречистенском (нынче Гоголевском) бульваре в марте 2014 года было решено демонтировать, а на его место вернуть старый, работы Н. Андреева, который был возведен тут изначально, еще в 1909 году.
Единства мнений в обществе по этому поводу нет. Одна часть граждан считает, что лучше оставить все как есть, другая жаждет «восстановить историческую справедливость», не желая считаться ни с соображениями целесообразности, ни с реалиями окружающей жизни (все-таки на данный момент в России есть проблемы и поважней). Кто-то, возможно, и не прочь был бы, но его останавливают чисто экономические мотивы: специалисты говорят, что носиться с подобными сооружениями туда-сюда – удовольствие не из дешевых.
В Харькове
Бюст великого писателя был сделан скульптором Б. В. Эдуардсом. Бюст Гоголя установили в 1909 г. В одной руке писатель держит свои заметки, а в другой руке -перо. Он крепко прижимает к груди эти драгоценные для него вещи. Взгляд Гоголя устремлен на зрителя.
Во время Великой Отечественной войны бюст пострадал. Пуля пробила плечо и руку, тем самым деформировав скульптуру. Но в процессе реставрации эти дефекты убирать не стали, так как они являются частью истории города. Полюбоваться скульптурой можно на площади Поэзии.
В Днепропетровске
Памятник Гоголю просто не могли не установить в этом украинском городе. Ведь знаменитый русский писатель родился и вырос именно на Украине. Этот период его жизни находит отражение во многих произведениях. Н. В. Гоголь чтил и помнил украинскую культуру и традиции.
Бюст писателю в Днепропетровске был установлен в 1959 году. Скульптором этого памятника является А. В. Сытник. Памятники Гоголю к середине XX в. украшали уже многие российские и украинские города. Странно, что памятник в Днепропетровске не выделяется ни своим размахом, ни оригинальностью. Н. В. Гоголь изображен в академическом стиле. Лицо писателя и его одежда хорошо детализированы. Посмотреть на бюст великого русского писателя можно на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла-Маркса.
В Калуге
Несмотря на то, что памятник Гоголю в Калуге был открыт совсем недавно, в 2014 году, он пользуется большим интересом как со стороны жителей города, так и туристов. До недавних пор на месте бронзовой скульптуры стоял небольшой обелиск. Современный памятник имеет большой размах — 2,5 м. Автором монумента является московский скульптор Александр Смирнов. Место для установки было выбрано неслучайно. Ведь именно здесь, в парке Циолковского когда-то жил и работал русский писатель. Близкие друзья Гоголя собирались у него дома и слушали отрывки из второго тома произведения «Мертвые души», которые, к сожалению, у нас возможности прочесть нет.
Интересный факт о памятнике: инициатором его установки стал актер местного театра Валерий Золотухин. Он настолько проникся творчеством писателя, когда играл в его пьесе «Ревизор», что уговорил администрацию всерьез заняться вопросом об установке монумента. И он добился своего. Администрация города не только открыла памятник, но и устроила в этот день праздничный концерт. Играл духовой оркестр, гуляли разряженные дамы и кавалеры в костюмах, сшитых по моде XIX в.
Скульптура, установленная в Калуге, изображает писателя за работой. Гоголь стоит в раздумьях рядом с конторкой.
На ней разложены сочинения, а также здесь присутствуют перо и чернильница. Монумент изображает Николая Васильевича в момент раздумий. Писатель стоит, немного сгорбившись, взгляд направлен в землю. Интересно, что А. Смирнов решил изображать Гоголя не в привычном для писателя плаще, а в шлафроке.
В Полтаве
Скульптор Л. Позен создал памятник Гоголю в 1915 году. Но на постамент на улице Гоголя писатель сел только в 1934 году. Почему произошла такая задержка? Первое, что помешало монтажу – это Гражданская война. Потом невозможно было разместить памятник в связи с начавшейся Первой мировой войной. Но даже после ее окончания правительство было против установки скульптуры. Дело в том, что Н. В. Гоголь был дворянином, а большевики считали ненужным воздвижение памятников, любым образом напоминающим людям о царской власти. Несмотря на все неурядицы, монумент был поставлен на свое нынешнее место в 1934 году.
Л. Позен создал скульптуру в сидячей позе. Одна нога писателя выдвинута вперед, а другая подтянута под себя. Поза явно расслабленная. Именно так человек сидит, когда он о чем-то сильно задумался. Писатель, видимо, размышляет о только что прочитанной книге, ведь именно она находится у него в руках.
Будущие памятников
На сегодняшний день памятников Н. В. Гоголю установлено 11 штук. Но это без учета мемориальных досок, которые расположены в различных городах. В память о великом русском писателе было открыто много музеев, которые просто необходимо посетить всем почитателям русской классики.
Ежегодно правительство тратит довольно крупные суммы на строительство дорог. Проводится реставрация муниципальных зданий, но вот памятники на реставрацию почему-то отправляются редко. Администрации городов имеют разное мнение о том, как нужно поддерживать скульптуры в надлежащем виде. Поэтому одни монументы на данный момент выглядят превосходно, а другие, к сожалению, оставляют желать лучшего. Несомненно, радует тот факт, что с каждым годом в России становится все больше меценатов, которые поддерживают искусство. Поэтому будем надеяться, что памятники Гоголю и другим выдающимся деятелям культуры и искусства не будут терять свой презентабельный вид, и их своевременно будут реставрировать.
LiveInternetLiveInternet
Примечательно, что и открытие памятника назначили не на день рождения Гоголя, а только на 26 апреля (по старому стилю) из “лучших” соображений. Дело в том, что на 19 марта 1909 года приходился Великий пост.
•••
♦Кроме того, организаторы торжеств опасались, что из-за (возможно) ненастной погоды горожане могут не собраться на открытие памятника.
И вот какая еще одна, под стать Гоголевским, “шутка” приключилась: 25 апреля 1909 года на Москву обрушивается страшная непогода, чуть ли не с мокрым снегом. Но, тем не менее, при огромном скоплении народа в ненастную погоду 26 апреля открытие памятника состоялось!
•••
.♦ К открытию памятника по гипсовой модели Андреева петербургским медальером А. Жаккаром была вычеканена памятная медаль в количестве 303 экземпляров (из них в бронзе — 300, в серебре — 2, в золоте — 1)
♦ Этому событию предшествовало сооружение фундамента памятника в 1906 году на Пречистенском бульваре, в который были положены золотые и серебряные монеты, а сверху — медная доска с надписью.
•••
♦ Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. Раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям.
«Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела».
— Это — болезнь, этого конца не надо было изображать»
•••
♦Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.
Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.
•••
Донской монастырь, который называют кладбищем архитектуры
♦ Памятник работы Андреева 42 года простоял на своем законном месте на Бульваре. В 1952 году андреевский Гоголь был перенесен с Арбатской площади в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры, где несколько лет, вместе с фрагментами разрушенного Храма Христа Спасителя и снесенной триумфальной арки, числился как музейный экспонат, что, быть может, и спасло его от уничтожения.
В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. Когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом.
На его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.
•••
♦ Согласно любопытной городской легенде, причиной замены монумента стала неприязнь Иосифа Сталина к «скорбному» Гоголю: советский лидер недолюбливал «грустную» скульптуру, мимо которой ему приходилось регулярно ездить на машине из Кремля на Кунцевскую дачу, и её заменили на «весёлую».
1920 – 1925
Примечательно, что “внешнее” оформление для нового памятника, точнее говоря , основания фонарных столбов, остались прежними.
Лев «Английского клуба» на Тверской
Любопытно воспоминание Николая Андреева о том, что прообразом этих львов послужили знаменитые “и львы на воротах..”. Те самые с пилонов ворот «Английского клуба» с Тверской, о которых и писал Александр Сергеевич Пушкин !
Конечно есть отличия — те львы, что “на воротах” приподнялись на передних лапах, а наши “герои” лежат. Но очевидны схожесть и морды львов, и “прически “ их гривы, и даже своеобразной “бахромы” на лапах…
1950
•••
В 1959 году, к 150-летию со дня рождения Гоголя, по ходатайству Министерства культуры СССР, памятник был установлен во дворе бывшего дома А. С. Талызина
♦ Андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем.
♦ В двухэтажный московский особняк начала XIX века Гоголь переехал зимой 1848 года, где снимал квартиру его знакомый, граф Александр Толстой. Гоголь жил в двух небольших комнатах первого этажа.
.
Кабинет
Именно здесь в ночь с 11 на 12 февраля смертельно больной писатель сжег почти полностью подготовленную к печати рукопись второго тома «Мертвых душ» и здесь же 21 февраля 1852 года он скончался.
Камин — тот самый, в огне которого сгорел второй том «Мертвых душ»
20 марта 1909 года в доме А. С. Талызина была открыта библиотека-читальня имени Н. В. Гоголя, а в настоящее время размещается Городская библиотека, носящая имя писателя, сохранены мемориальные комнаты, в которых прошли последние дни его жизни.
В 1952 году на доме установлена мемориальная доска с бронзовым барельефом писателя, выполненная скульпторомЕ. А. Рудаковым
Подробно здесь → https://anothercity.livejournal.com/299232.html
•••
Теперь «грустного» и «весёлого» Гоголей разделяют всего 350 метров.
♦ Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом.
•••
Новый Гоголь был очень холодно принят общественностью и стал объектом издевательских шуточек, анекдотов и четверостиший:
«Юмор Гоголя нам мил, Слёзы Гоголя — помеха. Сидя грусть он наводил, Пусть теперь стоит — для смеха!» неизвестный автор |
«Безлик сей Гоголь… Прежний спрятан в дворик. Кто объяснит: зачем и почему? Пускай здесь разбирается историк — Я трансплантаций этих не пойму.» Юлия Друнина |
•••
♦ Многократно, со времен перестройки до настоящего времени, поднимался вопрос о замене второго Гоголя на первого.
Член Товарищества передвижников. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В своём творчестве отдал дань и импрессионизму, и символизму, и реализму.
Андреев был выдающимся скульптором-монументалистом. Среди установленных — памятники Герцену и Огарёву перед зданием Московского университета на Моховой, памятник Островскому у Малого театра и другие.
C 1910 года Н.А. Андреев много и активно сотрудничал с К.С. Станиславским и студиями Художественного театра: оформлял спектакли, создавал портретную галерею актеров, составивших славу русского психологического театра.
Основные работы
Памятник доктору Гаазу в Москве в Малом Казённом переулке.
Памятники Герцену и Огарёву на Моховой улице
Памятник А. Н. Островскому у здания Малого театра
Ограда на могиле гоголя на Новодевичьем кладбище
Подавляющее большинство работ Андреева носит парадно-официальный характер.
Он автор портретов революционных деятелей, зачинатель «ленинианы» (создал около 100 скульптурных и 200 графических изображений В. И. Ленина).
https://www.m24.ru/galleries/gorod/29032019/7892
Wikipedia