Вокзалы Москвы и Петербурга — памятники архитектуры


Витебский вокзал в Санкт-Петербурге


Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Витебский вокзал был первым в России — изначально он назывался Царскосельским. В 1830-х годах его здание было деревянным, потом в середине XIX века его заменили каменным строением. Современное здание вокзала, построенное в 1902–1904 годах, — работа архитектора Станислава Бржозовского и инженера Симы Минаша. Они спроектировали необычную для того времени постройку в стиле модерн: прежде в Петербурге так строили лишь частные особняки. Вокзал был новаторским и с технической точки зрения: внутри него были предусмотрены транспортеры, лифты для багажа и пассажиров.

История Москвы

В середине XIX века известный российский архитектор Константин Тон разработал и воплотил в жизнь проект первого московского железнодорожного вокзала, и уже в первые ноябрьские дни в 1851 году между северной столицей и Москвой прошел первый поезд.

Архитектор, как и для большинства своих знаменитых сооружений, использовал для проекта так называемый русско-византийский стиль. Такое решение удачно сочетается с деталями других зданий Московско-Петербургской железной дороги и гармонично смотрится с ними как единая архитектурная композиция.

Центр здания вокзала выходил на Каланчевскую площадь, а сразу за основным сооружением были расположены рельсы и платформы, с которых отправлялись и на которые прибывали поезда. Эта часть комплекса была спрятана за ультрасовременным в условии тех времен дебаркадером из металла. От Каланчевской площади он был скрыт самим вокзальным зданием. Центральная часть сооружения имела два этажа, над которыми была устроена башня с часами, напоминающая по стилю башню над Питерской Городской думой и имеющая очертания, похожие на западноевропейские ратуши. В основном здании разместили залы ожидания для богатых пассажиров, а вдоль железнодорожного полотна устроили залы для людей более низких социальных сословий и отделение для багажа. Здесь же отдельно было выделено помещение для пассажиров, принадлежащих к императорской фамилии. Через четыре года после ввода в эксплуатацию, в 1855 году, в честь императора железная дорога и вокзал стали называть Николаевскими. На переломе двух веков и в бурные ветры революционных перемен изменения, которым подверглись другие московские вокзалы, почти не затронули Николаевский. За это время только незначительные работы по реконструкции и несущественные перепланировки слегка коснулись всего здания. Основные изменения были связаны только с названиями. В конце 1923 года вокзал получил имя Октябрьского, а в 1937 году его переименовали в Ленинградский, как он и известен по сей день.

Ленинградский вокзал на советских открытках Серьезная реконструкция всего комплекса была проведена только уже в советские времена. В 1974 году вместо дебаркадера построили большой пассажирский зал, помещения для касс и других целей. Но ту часть здания, которая выходит на Каланчевскую площадь, оставили практически нетронутой.

Современное время. Ленинградский вокзал До реконструкции

Современное время. Ленинградский вокзал После реконструкции Интересно, что и на сегодняшний день, как и почти сто пятьдесят лет назад, это здание находится под управлением Ленинградской, а не Московской железной дороги и состоит на ее балансе.

Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Ленинградский вокзал в Москве. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Также читайте о других архитектурных копиях

Первыми российскими железнодорожными вокзалами после Царскосельского стали два здания-близнеца — в Москве и Петербурге. Их спроектировал архитектор Константин Тон. Оба вокзала были выдержаны в стиле неоренессанс: в центре каждого из них возвышалась двухъярусная башенка, а фасады украшали большие венецианские окна. Внутри здания также были идентичны: на первом этаже располагались вестибюли, залы ожидания и императорские апартаменты, на втором — служебные квартиры сотрудников железной дороги. Вокзал в Санкт-Петербурге открылся в 1847 году, а в Москве — через два года.

Вокзалы Москвы

Все вокзалы Москвы

Казанский вокзал

Он построен по проекту архитектора А.В. Щусева, автора гостиницы «Москва» и Мавзолея на Красной площади. Щусев применил древнерусский «хоромный» принцип сочетания разных объемов. Получилось здание, которые некоторые пассажиры иногда раньше принимали за Кремль. Визитная карточка вокзала — угловая башня, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля. На ее шпиле сидит драконоподобное существо Зилант, символ старой Казани. А еще на здании можно увидеть часы со знаками зодиака. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. Строили вокзал с 1913 по 1948 год. Он самый молодой, но один из самых крупных в Москве.

Только на Казанском вокзале электрички подходят к платформе непривычно, с левой стороны. Дело в том, что ветка на Рязань проектировалась и строилась совместно с английскими инженерами в далеком 1862 году. А им привычнее левостороннее движение. Переделывать все оказалось слишком накладно, так и оставили.

Расписание Казанского вокзала

Курский вокзал

Он объединил в себе Курский и бывший Нижегородский вокзалы. «Съехались» они под одну крышу в 1896 году, когда по проекту архитектора Н. Орлова на Садовом кольце появилось изящное здание с белыми колоннами. До сих пор на вокзале существуют разные выходы на платформы Курского и Горьковского направлений. В 70-х годах вокзал приобрел современный облик: построили 200-метровое здание с большим стеклянным фасадом, напоминающее авиационный терминал. Днем внутри залов почти всегда солнце, а вечером «солнышком» становятся окна самого вокзала, освещающие всю привокзальную площадь. Большой козырек крыши имитирует навес перрона, а сама складчатая крыша намекает на ритм движения поезда.

Курский, в отличие от многих московских вокзалов, не тупиковый, а транзитный. Отсюда одинаково легко уехать в Анапу или в Санкт-Петербург. Это один из самых крупных вокзалов Москвы, недавно прошедший реконструкцию. В надземной части находятся залы ожидания и кассы, в подземной — камеры хранения, выходы на платформу и проход к метро.

Расписание Курского вокзала

Ленинградский вокзал

Вокзал появился в Москве самым первым, в 1849 году. И назывался сначала Николаевским, как и его брат-близнец в Санкт-Петербурге. Оба вокзала спроектированы архитектором К.А. Тоном, тем самым, который строил Большой Кремлевский дворец. Интерьеры вокзала тоже были по-царски роскошными, ведь он неоднократно встречал императорские семейства. После революции вокзал стал называться Октябрьским, затем Ленинградским. В 1977 и в 2013 годах вокзал пережил две реконструкции, расширился, стал справляться с большим потоком пассажиров. Исторический фасад, выходящий на Комсомольскую площадь, после всех реконструкций остался прежним.

Это единственный вокзал Москвы до сих пор подчиняющийся не Московской железной дороге, а Октябрьской, то есть Санкт-Петербургу. А еще это экспериментальный вокзал: здесь часто испытывают технологические новинки. Например, именно с Ленинградского вокзала впервые отправлялся по маршруту Москва-Санкт-Петербург скоростной поезд «Сапсан».

Расписание Ленинградского вокзала

Савеловский вокзал

Этот вокзал связывал Москву с северными областями. Идею строительства дороги предложил Савва Мамонтов. В Рыбинске кончался большой водный путь по Волге и надо было оттуда наладить доставку большого числа грузов в столицу. Руководил строительством А. Сумароков. 10 марта 1902 года новый вокзал, изящное здание в стиле модерн, был торжественно открыт. Назывался он тогда Бутырским – по местности, где располагался. «Бутырками» в то время звались мелкие селения, отделенные перелесками и полями.

В 1987 году вокзал реконструировали и расширили почти в два раза. Отсюда ходили поезда на Рыбинск, Углич. Еще был неспешный и очень красивый маршрут с Савеловского вокзала в Санкт-Петербург через Сонково. А 90-х годах вокзал чуть не закрыли, часть дальних поездов отменили, остальные перевели на соседний Белорусский. Сейчас с Савеловского вокзала ходят только региональные экспрессы и пригородные поезда.

Расписание Савеловского вокзала

Ярославский вокзал

Он считается одним из самых красивых в России. Это настоящая северная сказка, созданная в 1902—1904 годах Ф.О. Шехтелем на месте старого деревянного вокзала. В здании объединены традиции древнерусского зодчества и стиль модерн.

До 1955 года вокзал носил название Северного: отсюда дорога идет и к Белому морю, и за Полярный круг, и к Деду Морозу со Снегурочкой. А еще можно уехать на Дальний Восток. Это самый крупный среди вокзалов Москвы по объему пассажирских перевозок. Ежедневно на него прибывает и отправляется более 300 пар поездов, через него проходит 6,5 млн человек в месяц. И это самый первый вокзал, где появились электрички: в 1929 году был электрифицирован участок Москва—Мытищи.

Расписание Ярославского вокзала

Павелецкий вокзал

Вокзал появился на конечной точке ветки Москва-Павелец. Частная Рязанско-уральская дорога связала 12 губерний России, но выхода к Москве не имела. Поэтому было принято решение о строительстве дороги из Москвы до поселка Павелец в Рязанской губернии. Объединенная дорога снабжала Москву мукой, зерном, крупами, нефтепродуктами и другими грузами. А пассажиры сначала прибывали по соединительной ветке Бирюлёво-Царицыно на Курский вокзал. Так договорились между собой Рязанско-Уральская и Курская дороги.

Наконец, 1 сентября 1900 года был открыт и свой вокзал. Официально назывался он Саратовским, но чаще — вокзалом на Зацепе, а с 1941 — Павелецким. Реконструкция, проведенная в 1980 году, увеличила пропускную способность вокзала в 4 раза, а объем помещений — в 6 раз. При этом облик здания сохранился.

Расписание Павелецкого вокзала

Белорусский вокзал

Его история началась в 1860-х годах когда начала строиться линия Москва-Смоленск. И вокзал тогда назывался Смоленским. Затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским. Под руководством инженера Ивана Струкова в 1912 году построено замечательное здание в неоклассическом стиле, с элементами ампира и готики. Неповторимый облик вокзала до сих пор привлекает кинематографистов.

На Белорусском вокзале встречали летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова, исследователей Северного полюса с Иваном Папаниным, многие зарубежные делегации. В 1941 отсюда уходили эшелоны на фронт, и здесь же в первый раз звучала песня «Священная война». В здании вокзала есть Воинский зал и музей.

Вокзал всегда был хорошо оснащен технически. В начале XX века именно на Белорусском вокзале появились первые автоматы по продаже билетов. В расписании поездов Белорусского вокзала названия городов Варшава, Берлин, Париж, Ницца — вещь привычная. Это московское «окно в Европу» и удобный пересадочный узел для пассажиров аэропорта Шереметьево, куда ходит аэроэкспресс.

Расписание Белорусского вокзала

Киевский вокзал

Вокзал — памятник Отечественной войне 1812 года. Первый вокзал, построенный в 1899 году и называвшийся тогда Брянским, был маленьким, темным и неудобным. В год 100-летия Бородинской битвы решили построить новый.

Проект здания с элементами классицизма и ампира сделал архитектор И.И. Рерберг. А инженер В.Г. Шухов, тот, кто строил знаменитую телебашню на Шаболовке, придумал перекрыть огромный перронный зал остекленной арочной конструкцией. Длина павильона – 321 метр, высота – 30, ширина – 47. До сих пор этому проекту нет равных. Вокзал знаменит и своей часовой башней высотой с 17-этажный дом. Интерьеры здания расписаны в тематике 1812 года.

Расписание Киевского вокзала

Рижский вокзал

Это «родственник» петербургского Витебского вокзала. Их проектировал один и тот же архитектор, С.А Бржозовский, но строительство, за неимением времени, отдал Ю.Ф. Дитриху. Имя свое вокзал менял неоднократно: Виндавский, Балтийский, Ржевский, и с 1946 года — Рижский. Торжественное открытие нового вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Красивый, торжественный, в неорусском стиле вокзал считался на тот момент самым удобным в Москве. И самым технически оснащенным: для освещения платформ и залов тут была своя электростанция.

Московско-Виндавская дорога открывала путь в Прибалтику, к незамерзающим морским портам. Сегодня поток пассажиров вокзала не очень большой. Зато здесь находится Музей железнодорожного транспорта.

Расписание Рижского вокзала

Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге

Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Пригородный вокзал, от которого отправлялись поезда в Петергоф, появился на набережной Обводного канала в 1857 году. Сама железная дорога была построена на частные средства барона Александра Штиглица, который рассчитывал, что впоследствии ее сможет выкупить правительство. Вокзал спроектировал архитектор Александр Кракау. Здание делилось внутри на три части: в одной располагались кассы и багажные отделения, в другой — помещения для императорской семьи, а в третьей — зал для остальных пассажиров. В основном вокзалом пользовались петербургские дачники, которые выезжали на лето в городские предместья.

Станция Новый Петергоф

Станция Новый Петергоф. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Здание вокзала в Петергофе построили в 1855–1857 годах по проекту архитектора Николая Бенуа, который решил его архитектурный облик в неоготическом стиле. С западной стороны располагалась четырехъярусная башня со стрельчатыми арками и декоративными копьевидными башенками-пинаклями. Источником вдохновения для Бенуа стал собор в итальянском городе Орвието: ранее архитектор принимал участие в его реставрации. На фасаде здания вокзала располагался герб барона Александра Штиглица — основателя Петергофской железной дороги.

Ярославский вокзал в Москве

Ярославский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Первое здание Ярославского вокзала появилось еще в середине XIX века. В 1895–1896 годах его перестроили по проекту Льва Кекушева: он реконструировал восточное крыло здания и перрон. Современный же вид вокзал приобрел после перестройки в 1902–1904 годах под руководством Федора Шехтеля. Архитектор спроектировал фасад здания в неорусском стиле с элементами модерна, украсив его декоративными растительными орнаментами, изображениями северных животных и керамическими панно с гербами Москвы, Ярославля и Архангельска. Интерьер здания дополняли живописные панно Михаила Врубеля и Константина Коровина. При проектировании вокзала Шехтель вдохновлялся архитектурой Московского Кремля и Спасского монастыря в Ярославле.

Пять исторических железнодорожных вокзалов России

Ленинградский вокзал в Москве.

Фото: Андрей РЯБЦЕВ

На вокзале нам обычно не до разглядывания мозаики, лепнины и прочих архитектурных деталей. Ищем, с какого пути поезд отправляется, спешим к камере хранения, покупаем воду-журналы в дорогу… Но. В России есть немало железнодорожных вокзалов, которые интересны сами по себе — как памятники истории и архитектуры, а также места, где снимались популярные фильмы.

Эксперты туристического сайта OneTwoTrip выбрали пятерку самых красивых исторических вокзалов страны. Изучайте — может, как раз оттуда или туда вы поедете в отпуск или командировку!

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОКЗАЛ, МОСКВА

Самый старый вокзал Москвы расположен на Комсомольской площади («Трех вокзалах») по соседству с Ярославским и Казанским вокзалами. Здание начали строить в 1844 году, первые пассажиры отправились отсюда по Петербургско-Московской железной дороге началось в 1851 году. С тех пор вокзал несколько раз реконструировали и переделывали интерьеры.Сначала вокзал назывался Николаевским, с 1923 по 1937 год — Октябрьским.

С Ленинградского вокзала поезда уходят Санкт-Петербург (туда идут две трети всех отправлений), Великий Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки…

Фильмы, где вы можно увидеть Ленинградский вокзал: «Чародеи», «Девушка без адреса», а также картина «Святой» с Вэлом Килмером.

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Здание Витебского вокзала — классика русского модерна начала XX века. Хотя история этого вокзала началась еще в 1837 году, тогда он был деревянным и одноэтажным. За 180 лет вокзал трижды менял название: сначала был Царскосельским, с 1918 года — Детскосельским (после революции Царское село переименовали в Детское), а в 1935 году стал Витебским.

Здание железнодорожного вокзала «Витебский» в Санкт-Петербурге. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Узаков

Сейчас с Витебского вокзала можно доехать в Калининград, белорусские города Минск, Гомель, Гродно, а также в Киев и Кишинёв, Калининград. Поезда уходят со второго этажа — это единственный в России вокзал с таким расположением путей.

Фильмы, которые снимались на Витебском вокзале: «Приключения Шерлока Холмса», «Брат», «Вокзал для двоих» и «Двадцатый век начинается».

«КАЗАНЬ-ПАССАЖИРСКАЯ»

Главному зданию вокзала в Казани больше века, построено оно в 1896 году. О том, кто был архитектором памятника архитектуры, спорят до сих пор. Местные жители считают, что автор проекта — казанский архитектор Генрих Руш. Но, скоорее всего, Общество Московско-Казанской железной дороги заказало здание одному из своих штатных архитекторов.

Железнодорожный вокзал Казани. Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

В 1992 году здесь произошел серьезный пожар, вокзал сильно пострадал, но к столетнему юбилею здание из красного кирпича восстановили.

На вокзале останавливаются поезда, идущие во все крупные города России: отсюда можно уехать в Москву, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Красноярск, Ижевск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Адлер и другие.

«НОВОСИБИРСК-ГЛАВНЫЙ»

Раньше эта станция называлась «Обь», потом «Новониколаевск», с 1926 года вокзал получил нынешнее имя. Здание же было построено в 1939 году (до этого вокзал был деревянным). Если есть время, загляните в стеклянный ангар между главным зданием и павильоном для пригородных поездов — там стоит макет паровоза «Проворный», который работал в 1840-х годах на Царскосельской железной дороге. Такой же, ксати, установлен на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге.

Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный. ФОТО Кирилл Кухмарь/ТАСС

С вокзала отправляются составы практически в крупные города России, а также в Минск, Брест, Алматы, Ташкент. Тут останавливается и поезд «Пекин – Москва».

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ВЛАДИВОСТОКА

Первый камень здания был заложен в 1891 года в присутствии будущего императора Николая II. А открылся вокзал в 1893 году, и оттуда начали ходить поезда Владивосток – Уссурийск.

Железнодорожный вокзал Владивостока.

Фото: Антон ПИКУС

В 1910-1912 годах здание расширили и надстроили второй этаж по образу Ярославского вокзала в Москве — чтобы станции на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали стали похожи.

Глиняные японские плиты, которыми выложен пол, оригинальные, сохранились со времен постройки. А вот мозаичные панно с гербами царской России исчезли со стен вокзала в 1924 году, убрали и керамические изображения на тему русских сказок. В 1994-1996 годах вокзал отреставрировали и во многом вернули ему дореволюционный вид. Восстановили даже брусчатку перед ним — ее положили к приезду цесаревича Николая в конце XIX века.

На платформе можно увидеть старинный паровоз и километровый столб с отметкой 9288 — расстояние между Москвой и Владивостоком в километрах. Поезда отсюда ходят также в Новосибирск и Хабаровск.

Павелецкий вокзал в Москве

Павелецкий вокзал в Москве. Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»

Здание Павелецкого вокзала построили в 1900 году по проекту Александра Красовского. Это было симметричное строение в эклектическом стиле. Фасад был облицован декоративным кирпичом и тесаным камнем. Внутри здания располагались специальные царские комнаты, операционный зал, залы ожидания, багажное отделение, телеграф. В 1980-х годах здание серьезно реконструировали, увеличив его в шесть раз, но исторический облик фасада сохранили неизменным.

Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал в Москве. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Еще 10 памятников в псевдорусском стиле

Здание Рижского вокзала построили в 1897–1901 годах по проекту архитектора Станислава Бржозовского — автора Витебского вокзала в Петербурге. Монументальное здание в псевдорусском стиле, состояло из своеобразных теремов, соединенных переходами. Фасады здания украшали традиционные для русской архитектуры XVII века декоративные колонки и кокошники.

Свое нынешнее название Рижский вокзал получил лишь в 1946 году — прежде он назывался Виндавским, Балтийским и Ржевским. Сегодня это один из самых малозагруженных вокзалов в столице: за исключением пригородных электричек, поезда с него круглый год отправляются только в Ригу, Псков и Великие Луки.

История[ | ]

Территория вокзала[ | ]

Основная статья: Комсомольская площадь (Москва)

Окрестности Красного пруда в XIV веке принадлежали московскому князю Василию I. К 1462 году земля перешла в собственность Ивана III и её стали именовать Красносельской дворцовой слободой. Берег водоёма использовали под пастбища, и в конце XVII века территория между фортификационным насыпным валом и прудом представляла собой обширное поле. В северо-западной части участка находился путевой дворец Алексея Михайловича. Строение украшала каланча, поэтому в народе пустырь прозвали Каланчёвской площадью. При строительстве Камер-Коллежского вала местность вошла в состав столицы и начала постепенно застраиваться. В этот период через участок проходил путь во Владимирскую землю, а северную его часть занимал Артиллерийский полевой двор, где хранили боевые снаряды и устраивали учения[11][12]. Во время столичного пожара 1812 года комплекс воспламенился из-за взрывов артиллерийских снарядов[13][8]. Двор не реконструировали, а часть свободного участка в середине XIX века использовали для возведения железнодорожных вокзалов[14][15][16].

Строительство станции[ | ]

Строительство прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом началось в 1842 году, когда император Николай I подписал соответствующий указ. Дорога должна была стать первым казённым двухпутным полотном в стране. Работы велись одновременно на всей протяжённости пути, но участки вводились в эксплуатацию по очереди[17][18]. Для конечной станции в Москве изначально планировали использовать участок в черте Садового кольца. Так, рассматривали площади Тверская застава и Трубная. Но от этой задумки отказались из-за шума и возможного пожара от искр из печи паровоза. Строительная комиссия выбрала Каланчёвский пустырь на северо-восточной окраине города[19][20][8].

В 1843 году архитектор Рудольф Желязевич подготовил типовые проекты для вокзалов промежуточных станций железной дороги. Он предложил собственные идеи по организации конечной станции, но их не приняли. Был организован архитектурный конкурс, в котором участвовали Александр Брюллов, Николай Ефимов, а также Константин Тон, работу которого и утвердил Николай I для обеих конечных станций железной дороги[20]. Москвовед Александр Васькин утверждает, что конкурс не проводился, а император сразу поручил проект Тону[13].

Возведение Петербургского вокзала в Москве началось в 1844 году под руководством управляющего путями сообщения Петра Клейнмихеля, у которого с Тоном случались разногласия. Так, Клейнмихель требовал использования кирпичной кладки с тонкими швами, что казалось ему наиболее эстетичным. Архитектор отказался исполнять это указание, опасаясь нарушения монолитности стен и возникновения трещин. В результате конфликтов в 1847-м работы перепоручили Рудольфу Желязевичу, который, по свидетельствам современников, отличался большей уступчивостью[21][20][22].

Строительство было завершено в 1851 году[6][7] (по другим данным — двумя годами раньше[13]). Здание являлось стилистической парой вокзала в Санкт-Петербурге, но отличалось меньшими размерами. Его длина составляла 25 саженей, ширина — 12 саженей[8][6]. Главный фасад вокзала расположили вдоль красной линии Каланчёвской площади. Центральную часть здания занимал просторный двусветный вестибюль. Помещения вокзала украшал дубовый паркет и мраморные шведские печи, туалеты также оснастили каминами, что было редкостью. Императорские залы имели массивные дубовые двери, их оборудовали зеркальными шкафами. Второй этаж главного корпуса вокзала отвели под квартиры служащих[20][23].

Вокзал имел тупиковое расположение путей, характерное для того времени. Со стороны заднего фасада от здания отходило две платформы. Вдоль правого перрона располагался корпус с залами ожидания и вокзальными службами. При этом планировка подчинялась классовой системе пассажиров. Для разных слоёв населения предусмотрели отдельные помещения, одинаковые по своему назначению[20][8][6]. Левую платформу отделили от внешнего пространства стеклянными арками. К ней примыкали два дополнительных павильона. Один предназначался для обслуживания царской семьи, другой — для распределения и отправки багажа. Обе платформы связывали поперечный перрон и вестибюль. Железнодорожные пути объединили поворотными кругами для перестановки локомотивов. Вантовый дебаркадер перекрыли шедовым металлическим потолком. Использование такой конструкции было новшеством для того времени и олицетворяло достижения прогресса[24]. В этот же период по проекту архитектора построили отдельное здание кругового депо для отстоя и починки составов[25].

Архитектор Тон планировал расположить симметрично относительно главного здания вокзала два флигеля для таможни и квартир служащих, но реализовали только первый из них. Строительство комплекса завершилось к 1853 году, он состоял из трёхэтажного главного корпуса, одноэтажного пакгауза и двухэтажного крыла с квартирами служащих[26][7].

Первый поезд прибыл на Петербургский вокзал Москвы 3 августа 1851 года, а 19 числа того же месяца по железнодорожному сообщению впервые проехал Николай I с супругой и наследниками. Регулярное движение поездов было открыто в ноябре 1851 года[23]. Через четыре года из-за кончины императора Петербурго-Московскую железную дорогу переименовали в Николаевскую. Это же название получили и оба конечных вокзала[17]. В 1903 году вантовую систему дебаркадера, сооружённую Желязевичем, заменили арочной[23].

Реконструкции вокзала[ | ]

11 марта 1918 года в связи с переездом советского правительства в Москву на вокзал из Петрограда прибыл Владимир Ленин. В честь этого в 1975 году в главном зале установили мраморный бюст вождя и памятную надпись[5]. Согласно указу Феликса Дзержинского от 1923 года, Николаевскую железную дорогу переименовали в Октябрьскую, это же название получил и вокзал в Москве. Через год в связи с кончиной Ленина и переименованием Петрограда вокзал стали называть Ленинградским. В 1927 году на его территории открылась первая в стране Депутатская комната повышенного комфорта. 10 июня 1931 года с перрона Ленинградского вокзала отправился первый курьерский поезд «Красная стрела», в котором был оборудован новый тип вагонов — спальный[27].

В 1934 году Ленинградский вокзал подвергся первой крупной реконструкции. В этот период расширили кассовую зону, в бывших императорских залах обустроили комнату матери и ребёнка. Организовали помещения справочного бюро, почты, телеграфа, комнаты ожидания для транзитных пассажиров. В 1949-м провели реставрацию помещений вокзала по проекту архитектора Алексея Душкина, во время работ полностью изменили отделку комнат[23][8][6].

Через десятилетие проходила следующая масштабная реконструкция, проект которой подготовило инженерное бюро «Ленгипротранс»[28]. По другим данным, перепланировка Ленинградского вокзала проходила в середине 1970-х годов[6][13]. Во время работ здание заметно расширили, обустроили раздельные платформы и проложили новые станционные пути. При этом сохранили исторические пропорции внешнего фасада, увеличив площади со стороны железнодорожных путей на 2300 м². Территорию бывшего дебаркадера переоборудовали под кассовые и операционные залы. В боковых частях здание надстроили третьим этажом, где разместили залы ожидания и служебные помещения. На цокольном этаже новой части вокзала обустроили камеры хранения и технические службы. Между Ярославским и Ленинградским вокзалами возвели дополнительный корпус, выполненный по проекту института Мосгипротранс[29]. Помещения вокзала объединили подземными переходами со станцией метро « Комсомольская»[23].

Очередная глобальная реконструкция вокзала по проекту треста Мосэлектротягстрой был проведена в 1989—1997 годах. Озвучивались сроки и стоимость работ — четыре года и семь миллионов рублей. Во время реставрации удлинили платформы, соорудили навесы над перронами, усилили освещение и изменили планировку, чтобы исключить пересечение пассажиров разных направлений. На тот момент действовало 32 кассы дальних направлений, залы ожидания и служебные помещения общей площадью более 5000 м²[30].

Современность[ | ]

В 2001 году на фасаде вокзала установили мемориальную доску одному из строителей железной дороги инженеру Павлу Мельникову[6]. В 2008—2013 годах в ходе проекта «Наземное метро» проходила реконструкция здания вокзала. Во время работ общую площадь комплекса увеличили на 8000 м², из них 3000 предназначались для коммерческого использования. Изменили планировку вокзала, заменили вентиляцию, обустроили кассовую зону открытого типа и единый ресторанный двор. В этот же период был отремонтирован главный фасад здания под руководством реставраторов Антониды Густовой и Елены Степановой. Вокзалу вернули первоначальную цветовую гамму и утраченные архитектурные элементы, укрепили своды вестибюля, восстановили императорские залы на втором этаже, на первом — обновили уникальную каслинскую чугунную лестницу[31][32]. Из главного зала демонтировали бюст Ленина, а перед зданием вокзала установили памятник архитектору Тону[33][34]. Общая стоимость работ составила около 3 миллиардов рублей[5][35]. В 2018-м три платформы Ленинградского вокзала оснастили электронными табло повагонной нумерации для удобной ориентации пассажиров[36].

В июле 2009 года в федеральных СМИ появились сведения, что президент РЖД Владимир Якунин подписал приказ о возвращении вокзалу исторического названия — Николаевский:

Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала[37].

Переименование было связано с реализацией договорённостей о сотрудничестве между РЖД и Московской патриархией. Ещё одной причиной стало обращение общественного фонда «Возвращение»[38]. Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что решение соответствует политике . И пообещал вернуть старые названия другим вокзалам страны. Несмотря на одобрение Русской православной церкви и Института российской истории РАН, посчитавшего смену названия «исторически справедливой», заявление Якунина вызвало также и осуждение в обществе. Например, представители КПРФ заявили, что это действие направлено на «разжигание политической конфронтации». Пресс-служба РЖД объявила, что из-за технической ошибки в СМИ появился непроработанный проект[39].

В 2009 году для прокладки ответвления Октябрьской железной дороги руководство РЖД планировало снести поворотное депо, возведённое по проекту архитектора Тона. Рассматривали также вариант сноса только одной части здания, а во второй — обустройство музея[40]. По заявлениям Владимира Якунина, круговое депо являлось новоделом, так как утратило свой первоначальный облик в ходе неоднократных реконструкций и надстроек[41]. Под давлением общественности проект приостановили, и в 2013-м подготовили план реконструкции здания. Однако во время работ демонтировали 9 из 22 отсеков для паровозов, из-за чего комплекс утратил первоначальный облик. После жалоб правозащитников снос был приостановлен Северной транспортной прокуратурой[42]. По состоянию на 2021 год строение находилось в полуразрушенном состоянии и не использовалось[25][43][44].

Белорусский вокзал в Москве

Белорусский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Современный Белорусский вокзал построили в 1912 году, и тогда он был Александровским — в честь императора Александра I. Автором проекта стал архитектор Иван Струков. Вход в здание обрамляла центральная башенная арка, по обе стороны от нее располагались два купольных павильона. Украшением фасадов служили скульптурные картуши. Отдельная часть вокзала называлась «Царский угол» и была предназначена исключительно для императорской семьи. В годы двух мировых войн вокзал имел статус прифронтового: именно отсюда отправлялись эшелоны в зону боевых действий.

Московский вокзал

Станция Петербургско-Московской железной дороги (Николаевский вокзал)

Здание Московского вокзала было построено для нужд железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву, в 1847-1851 годах. Эта магистраль стала второй в России после ветки между столицей и Царским Селом. Железная дорога строилась восемь лет. Новая трасса стала первой двухпутной железной дорогой в России, стала на то время крупнейшим инженерным сооружением в мире.

Для конечной станции в Петербурге была выбрана окраина города — перекрёсток Невского проспекта и Лиговского канала. Первоначально станцию назвали Николаевским вокзалом, равно как и саму железную дорогу — Николаевской. Такие названия они получили по имени императора Николая I, во время правления которого велось их строительство.

Московский вокзал построен по проекту архитектора К. А. Тона при участии К. А. Желязевича. Фасад здания выполнен в стиле ренессанс. В его облике архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов. Башня с часами указывает направление главного входа.

Именно после появления Московского вокзала из перекрёстка Невского проспекта и Лиговского канала появилась Знаменская площадь (ныне площадь Восстания). Точно такое же здание было построено в Москве, на противоположном конце нового железнодорожного пути (Ленинградский вокзал).

В основном Николаевский вокзал был возведён к 1851 году, но некоторые работы производили ещё в течение следующего. Пешеходы и экипажи проезжали на территорию станции через ворота, располагавшиеся справа от торцевого корпуса. Со стороны путей находились толстые кирпичные стены с воротами для проезда поездов под шатёр.

Для пассажиров первоначально на Николаевском (Московском) вокзале удобств предусмотрено не было, тогда как для царя их устроили предостаточно. Возле царских апартаментов всегда дежурили жандармы. Всем пассажиром при входе на вокзал вменялось в обязанность снимать головные уборы.

Движение по дороге открывалось частями, по мере её строительства. Так, на участке Санкт-Петербург — Колпино поезда начали ходить уже в 1847 году. Первоначально планировалось пустить по новому пути первым царский поезд. Но затем было принято решение испытать трассу путём переброски по ней нескольких составов с войсками. В течении трёх дней в Москву были перевезены два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков, два батальона лейб-гвардии Семёновского и Преображенского полков и дивизион гвардейской артиллерии.

18 августа 1851 года в 4 утра из Николаевского (Московского) вокзала столицы в Москву отправился императорский поезд. Состоял он из девяти вагонов, ехал до Москвы 19 часов. Николай I очень боялся переезда через железнодорожные мосты, и переходил их пешком, следуя за поездом. Для обеспечения безопасности движения вдоль всего пути было расставлено несколько десятков тысяч солдат.

Первый же поезд для простых пассажиров был отправлен только 1 ноября 1851 года. Проезд на нём по тем временам был очень дорогим, не самые состоятельные пассажиры размещались в товарных вагонах, а иногда и на открытых платформах. Желающий отправиться в Москву должен был подать в полицию особое прошение и свой паспорт. После проверки личности пассажиру выдавали билет, а паспорт выдавали только после окончания поездки. Об открытии Николаевской железной дороги писала газета «Санкт-Петербургские ведомости»:

«1-е ноября останется днём навсегда памятным для России: в этот день происходило… открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы — голову и сердце России… Обширная площадь перед зданием Путевого двора железной дороги была заранее покрыта толпами любопытного народа. В 10 часов, т. е. за час до отправления поезда, в залах Путевого двора собралось многочисленное общество и отправляющиеся в дорогу путешественники. Вся эта толпа с участием ходила по обширным залам, любуясь великолепием и удобством помещения, расторопностью и предупредительностью служащих при дороге» [Цит. по: 1, с. 61].

Первым начальником Николаевского (Московского) вокзала стал Николай Ильич Миклухо-Маклай — отец знаменитого путешественника. Его квартира находилась в самом здании вокзала. Кроме того здесь располагались конторы служащих Московского вокзала, управление железной дороги, жилые квартиры служащих.

Московский вокзал

Пассажиропоток постепенно рос. Зал для пассажиров перестал с ним справляться, некоторые путешественники были вынуждены ждать отправления во дворе. Отсутствовали специальные помещения для багажа, его выдавали прямо на платформе. В 1869-1879 годах проводилась реконструкция Николаевского (Московского) вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями. Появились специальные помещения для пассажиров 1-го и 2-го классов. В 1877 году кирпичную стену со стороны путей заменили на лёгкую застеклённую арку.

Со стороны Лиговского проспекта в 1898 году было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги, перед которым в советское время образовалась площадь со стоянкой для такси.

Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание к началу ХХ века не могло их обеспечить. В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского (Московского) вокзала. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко.

Строительные работы возглавил инженер А. Богородицкий. Они начались с возведения корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового вокзала. С началом первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

Приказом наркома путей сообщения Ф. Э. Дзержинского Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую в 1923 году, то же название получил и вокзал. В начале 1930-х годов станция стала именоваться Московским вокзалом. В июне 1931 года от Московского вокзала отправился первый советский .

Московский вокзал прекращал свою работу во время Великой отечественной войны. Отсюда отправлялись эшелоны с эвакуируемыми людьми, оборудованием заводов, экспонатами музеев. После взятия Мги немцами 29 августа 1941 года сообщение между Ленинградом и Москвой прервалось. Летом 1942 года с Московского вокзала продолжилась эвакуация ленинградцев. Поезда по соединительной ветке отвозили их до Ладожского озера. Главная магистраль была освобождена в январе 1943 года, с 10 ноября она продолжила свою работу. 20 марта 1944 года отсюда вновь отправилась «Красная стрела» [2, с. 64].

Световой зал Московского вокзала

Так и не перестроенное вокзальное здание эксплуатировать становилось всё сложнее. К концу 1930-х годов оно ещё не имело центрального отопления, обогревалось дровами и углём. В 1949-1951 годах прошла реконструкция его цокольного этажа, за счёт чего полезная площадь Московского вокзала увеличилась на 2 000 кв. м. Главный вестибюль украсил лепной фриз с указанием даты открытия железной дороги и её столетнего юбилея. На потолке разместилось панно на революционные темы, созданное выпускниками Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Деревянные колонны в вестибюле заменили бетонными, облицованными серым мрамором. Этим же материалом тогда покрыли стены вестибюля.

В конце 1950-х годов к правому крылу Московского вокзала со стороны Лиговского проспекта был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания». Авторам его проекта стали архитекторы института Ленметропроект А. С. Гецкин и В. П. Шувалова.

Железная дорога между Ленинградом и Москвой была электрифицирована к 1962 году. 15 декабря от Московского вокзала отправился первый ведомый электровозом поезд («Красная стрела»). Одновременно с электрификацией движения в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания».

Следующие улучшения здания Московского вокзала приурочили к 50-летию Октябрьской революции. В 1967 году был открыт новый световой (операционный) зал, что увеличило площадь вокзала ещё на 2 700 квадратных метров. Его торцевую стену отделали красным туфом, на ней нанесли текст решения II съезда Советов о переименовании Петрограда в Ленинград, принятого 26 января 1924 года:

«…Удовлетворить просьбу Петроградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, поддержанную резолюциями рабочих всех фабрик и заводов Петрограда, о переименовании города ПЕТРОГРАДА в ЛЕНИНГРАД Пусть отныне этот крупнейший центр пролетарской революции навсегда будет связан с именем величайшего из вождей пролетариата — Владимира Ильича УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА»

Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса. Памятник представлял из себя бюст высотой один метр, поставленный на постамент из чёрного полированного лабрадора высотой 4,5 метра.

Площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом в 1976 году. Вес этой конструкции составил 250 тонн, площадь — 1200 кв. м. Работы по её установке производились без ограничения движения поездов.

Бюст Ленина в зале прибытия в 1993 году сменил бюст Петра I. На торцевой стене вместо текста о переименовании разместили крупную надпись «Санкт-Петербург» и герб города. До недавнего времени фасад Московского вокзала имел зелёный окрас, в 2005 году восстановлен первоначальный розовый цвет.

Поделиться

Оцените статью

Рейтинг 100%

Источники

1 Фролов А. И.
: «Вокзалы Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2003 — 128 стр.

2 Севастьянов С. Ф.

: «Площадь Восстания». Издательство «Лениздат», 1987 — 94 стр.

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Директор Музея архитектуры рассказала об итальянских проектах Алексея Щусева

В 1913 году архитектору Алексею Щусеву поручили строительство нового здания Казанского вокзала. Проект был непростой, его реализация затянулась — строительство закончили лишь в 1940 году. Архитектурный облик вокзала выдержали в неорусском и восточном стилях: это было асимметричное здание с многоярусной угловой башней, выстроенной в духе башни Сююмбике Казанского кремля.

Казанский вокзал стал знаковым проектом сначала для царского, а затем и для советского правительства, поэтому на его реализацию направили серьезные деньги и лучших специалистов. В частности, над интерьерами вокзала работали Николай Рерих, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова.

Киевский вокзал в Москве

Киевский вокзал в Москве. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Киевский вокзал возвели в 1914–1918 годах. Проект здания разработали Вячеслав Олтаржевский и Иван Рерберг. Вокзал построили в стиле неоклассицизма — с высокой башней в центре и более низким основным корпусом с колоннадой. Фасад здания украшали скульптурные композиции и арочные окна. Пространство над платформами — дебаркадер — было перекрыто застекленными стальными арками, которые напоминали металлический купол. Проект дебаркадера подготовил инженер Владимир Шухов.

Автор: Лидия Утёмова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]