История Тверского бульвара
«Прожектированный план Москвы 1775 года» содержал первоначальный проект развития Тверского бульвара.
В 1782 году на этом месте была снесена стена Белого города, но сам бульвар проложили только спустя 14 лет, в 1796 году. Руководил работами архитектор С. Карин.
Аллею засадили сначала березами. Эти деревья не прижились и на их место были высажены липы. Уже со временем к ним добавились клены, дубы, вязы, ели и туя.
Постепенно улицу застроили классическими особняками той эпохи, а бульвар стал излюбленным местом прогулок москвичей.
В 1812 году Тверской бульвар сильно пострадал из-за сильнейшего пожара, случившегося в Москве при вступлении в город армии Наполеона.
В результате стихийного бедствия были сильно повреждены дворянские особняки.
Внесли свою лепту в разруху местности и французские солдаты, которые разбили лагерь на территории бульвара. Ими была вырублена и использована на дрова практически вся аллея деревьев. После этих событий Тверской был восстановлен за довольно непродолжительное время. Помимо вновь посаженных деревьев, его облагородили зелеными беседками и фонтанами, различными мостиками. Памятник великому поэту А. С. Пушкину на Тверском бульваре был установлен в 1880 году.
В 80-х годах по улице была проложена конно-железная городская дорога, на смену которой в 1911 году пришли трамвайные рельсы.
В конце 19 века дворянские особняки классического стиля сменяются доходными домами, выполненными в стиле модерн и эклектики.
LiveInternetLiveInternet
Издавна — еще с XIV века — от Кремля на Тверь шла оживленная Тверская дорога. Постепенно эта дорога застраивалась и на начальном своем участке, — территории, известной в истории Москвы под названием Занеглименье
(то есть «местность, находящаяся
за
рекой Неглинной»), — превратилась в улицу. В XVIII—XIX веках
Тверская улица
была главной улицей города. Здесь строились лучшие в Москве дома, гостиницы, магазины. На высоком месте, у крутого спуска улицы к речке Неглинке выдающийся русский зодчий М. Ф. Казаков построил в 1782 году дворец для московского генерал-губернатора З. Г. Чернышева. Реконструированное в советское время, это здание стало местом работы Московского городского совета народных депутатов. Сейчас в нем располагается столичная мэрия. Здесь, на Тверской, была проложена первая в Москве линия конной железной дороги, в просторечии — «конки».
Откройте томик пушкинского «Евгения Онегина» — и перед вами предстанет облик старой Тверской улицы в Москве:
…Пошел! Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари. Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стая галок на крестах. |
В 1932 году Тверская и продолжавшая ее после Триумфальной площади 1-я Тверская-Ямская улицы были переименованы в улицу Горького — в честь писателя Максима Горького. В период реформирования общества в 1990 году та часть улицы Горького, которая расположена между Манежной и Триумфальной площадями, обрела свое историческое название — Тверская, а вторая часть, идущая до площади Тверской заставы, до Белорусского вокзала, с 1990 года вновь называется 1-я Тверская-Ямская. В 1951 году в сквере около вокзала был открыт памятник Горькому. Переименование практически самой главной улицы Москвы при жизни писателя было связано с возвращением Максима Горького в СССР из Италии, где он пребывал в своеобразной эмиграции с 1921 по 1928 год; восторженные толпы москвичей встречали его на Белорусском, тогда Брестском вокзале. Такой подарок — название улицы — Сталин сделал Горькому, по официальной мотивировке, «в связи с 40-летием его литературно-общественной деятельности», а неофициально — наградив за поддержку установившегося тоталитарного режима.
Настало время вспомнить о том, каково происхождение имени северо-западного русского города, отразившегося и в названии Тверской улицы, и в наименовании Тверского бульвара. Однозначного объяснения этимологии слова Тверь
не существует. Топоним
Тверь впервые
упоминается в Суздальской летописи под 1209 годом, встречается в некоторых источниках (например — в древних грамотах и в 1-й Новгородской летописи) в форме Тьхврь. Наличие такого варианта открыло широкое поле для гипотез о его происхождении.
Известные историки русского языка — академик А. А. Шахматов и академик А. И. Соболевский сближали слово Тьхврь
с топонимом Тихвин, наименованием города и крепости в Северо-Западной Руси (в нынешней Лениградской области). А так как города и Тверь, и Тихвин получили свои названия по рекам, на берегах которых были поставлены, то ставшие их основой гидронимы (названия рек) можно объяснить как «река со спокойным, тихим течением», т. е. «тихая». С другой стороны, наличие на территории бывших Тверского и Олонецкого уездов местного названия реки и озера
Тихвера
дает специалистам-этимологам основание сблизить слово
Тверь
с прибалтийско-финским, дославянским топонимом
Tihvera.
Есть и еще одно предположение, авторы которого связывают название города Твери с польским словом
twierdza
«крепость» и литовским
tvora
«ограда».
По Тверской улице был назван старейший московский бульвар — Тверской.
Каждое географическое название — независимо от его исторической и языковой ценности — обладает комплексом устойчивых ассоциаций и так называемых фоновых знаний, то есть информацией, стоящей за конкретным топонимом и закрепленная в сознании конкретного человека или группы людей — от семьи и небольшого коллектива коллег до населения всего города или даже страны. Чем значимее объект, к которому относится топоним, чем древнее его наименование, чем насыщеннее или необычнее его историко-культурная биография, тем больше существует у этого топонима устойчивых ассоциаций. Мы уже немного говорили об этом.
У меня, как и многих москвичей, название Тверской бульвар ассоциируется не только с понятиями «старинная Москва», «кольцо московских бульваров», «бульвар, выходящий на Тверскую улицу и Пушкинскую площадь», но и с представлениями о русской литературе, ее истории и персонажах, о видных русских писателях и поэтах, отечественной драматургии.
Судите сами. На Тверском бульваре и близ него расположены три известных московских театра — МХАТ им. М. Горького, Театр им. А. С. Пушкина и Театр на Малой Бронной, а также мемориальный музей великой актрисы М. Н. Ермоловой.
Здесь находится и здание, которое москвичи обычно называют «дом Герцена» — в нем родился Александр Иванович Герцен, этот дом был им описан в «Былом и думах». Позже в нем возник литературный салон, где бывали Аксаков, Белинский, Гоголь, Грановский. С 1920 года дом был передан организациям российских писателей, и здесь жили Вс. Иванов, Мандельштам, Платонов, Сергеев-Ценский, Соболев, другие писатели; выступали Есенин, Маяковский, Горький. С 1934 года в этом доме находится получивший мировую известность Литературный институт им. А. М. Горького. Не менее содержательна и та часть биографии Тверского бульвара, в которой он выступает местом действия или персонажем самих литературных произведений. И не случайно один из признанных знатоков литературной Москвы А. А. Шамаро посвятил специальную главу в своей небольшой книге «Действие происходит в Москве. Литературная топография» именно Тверскому бульвару. Несколько примеров из тех произведений, которые вы, надеюсь, знаете или, по крайней мере, авторы которых вам известны.
Тверской стал местом действия сатирического стихотворения Лермонтова «Бульвар». С Тверским связана сюжетная топография пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп». Тверской упоминается в романах Льва Толстого: здесь гуляли в сопровождении лакея и гувернантки три дочки Щербатских — Долли, Натали и Кити; по этому же бульвару ехал в санях Пьер Безухов в дом Марьи Дмитриевны Ахросимовой, еще не зная о безрассудном поступке Наташи Ростовой. На Тверском бульваре ожидал в повести Тургенева «Клара Милич (После смерти)» бывший студент университета Яков Аратов молодую актрису Клару Милич. С Тверского бульвара начинается действие одного из лучших рассказов Чехова «Припадок». Не единожды — как полноправный персонаж — присутствует Тверской бульвар в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». Помните? Каждый вечер сестры ходили на Тверской бульвар — слушать музыку, садились на скамью и глядели, как под деревьями гуляют девушки и подростки в белых, розовых платьях, — очень много женщин и детей; реже проходил военный, с повязанной рукой, или инвалид на костыле». Так рисует писатель последнее лето прежней России — за год до октябрьского переворота 1917 года. На Тверском сестры встретили своего бывшего петербургского кумира, поэта Бессонова, отправляющегося на фронт. На бульваре происходит позже и встреча Даши Телегиной с руководителем заговора Борисом Савинковым: «Деревья Тверского бульвара, мрачные и редкие прохожие — плыли, как сквозь туман». Без сомнения, «дом Герцена» на Тверском стал почти полным прототипом «дома Грибоедова» с его шумной писательской братией из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Знатоки русской литературы все же считают (я в данном случае разделяю мнение Александра Шамаро), что самые поэтические строки, посвященные Тверскому бульвару, — это те, которыми начинается повесть Бунина «Митина любовь» и завязка у памятника Пушкину щемящей истории о трагической любви: «Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с домов капали капели… Высокие облака расходились тонким дымом, сливаясь с влажно-синеющим небом. Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин». Да, памятник А. С. Пушкину и в самом деле стоял прежде не на своем нынешнем месте, а на другой стороне Страстной (Пушкинской) площади, в самом начале Тверского бульвара. Но об этом мы с вами поговорим чуть позже.
Тверской бульвар — старейшина московских бульваров: именно он первым был устроен летом 1796 года на месте десятикилометровой стены Белого города, возведенной с 1586 года по велению сына Ивана Грозного царя Федора и к середине XVIII века утратившей свое оборонительное значение. Историкам точно не известно, кто же был автором идеи разбить бульвары по линии Белого города — как было сказано в высочайшем указе 1774 года, «место под тем бывшим городом (т. е. стеной. — М. Г.
) разровнять и ко украшению города обсадить деревьями, а излишний щебень и землю употребить в пользу обывателей». Большинство москвоведов склоняются к мнению, что это предложил сделать кто-то из блестящих архитекторов, окружавших императрицу Екатерину II — В. И. Баженов, В. В. Растрелли, И. Е. Старов. Однако реально первый московский бульвар появился только двадцать лет спустя — при Павле I. Это и был Тверской, отметивший летом 1996 года свой двухсотлетний юбилей!
Тверской бульвар, обсаженный липами и находившийся в одной из центральных и обжитых дворянством частей Москвы, быстро превратился в чисто «московский» уголок первопрестольного града. Вот что пишет о нем Ю. А. Федосюк в своей книге «Москва в кольце Садовых»: «Очень скоро бульвар стал любимым местом прогулок московского барства. Есть сведения, что неимущий люд, во всяком случае в разгар гулянья, сюда не допускался. Своим «зеленым клубом» называли бульвар московские дворяне. Здесь происходили встречи знакомых, деловые и любовные свидания, завсегдатаи обменивались новостями и сплетнями, девицы на выданье метали взоры на фланирующих офицеров и молодых чиновников, мамаши таинственно шептались, выискивая среди модных вертопрахов достойных женихов… Уже появились к 1830 году и другие бульвары кольца, однако Тверской не утрачивал своей славы».
В русской топонимии распространена традиция, согласно которой переулки и бульвары, выходящие на какую-то большую улицу, нередко повторяют в своем названии ее имя. Так произошло и с Тверским бульваром — он получил свое название по Тверской улице, от которой начинался.
Московские бульвары, и первый из них — Тверской — не могут не вызывать чувства любви к нашему великолепному городу. У поэтов эти чувства воплощаются в прекрасные строки, как, например, у Беллы Ахмадулиной:
Вселенная в окне — букварь для грамотея, Читаю по складам и не хочу прочесть. Объятую зарей, дымами и метелью, как я люблю Москву, покуда время есть. И давешняя мысль — не больше безрассудства. Светает на глазах, все шире, все быстрей. Уже совсем светло. Но, позабыв проснуться, Простер Тверской бульвар цепочку фонарей. |
Сравните описание Тверского бульвара пушкинской поры, когда он возродился после разрушений и пожара Москвы, причиненных наполеоновским нашествием. Описание это, относящееся к 1826 году, сохранилось в известном тогда «Дамском журнале», издателем которого был Петр Шаликов: «Прекрасный, благоухающий резедою и освежаемый фонтанами Тверской бульвар! Он привлекает многочисленную публику, которую во все лето увеселяла музыка, а под осень — иллюминация одного частного человека, а потом и другого. Обширная галерея («Арабская» кондитерская посреди бульвара) наполнялась дамами, приезжавшими туда с работою. Искательные мужчины занимали их живым шутливом разговором, смех почти не прерывался, бульвар был местом приятнейшего соединения каждый вечер».
И сам Пушкин встретил свое счастье здесь, на Тверском: в одном из домов, которые он хорошо знал, на вечере у танцмейстера Йогеля поэт познакомился с очаровательной Натали Гончаровой, своей будущей супругой. И Пушкина, и Грибоедова, и Льва Толстого, и Есенина, и Платонова помнит вековой дуб, что стоит на Тверском бульваре напротив дома номер четырнадцать. Дубу тому более двухсот лет — он старше бульвара и когда-то рос прямо у городского вала.
Для Пушкина Тверской бульвар был такой большой московской достопримечательностью, такой особой, отличительной чертой старой столицы России, что поэт поставил его рядом с Кремлем в черновых набросках «Путешествия Онегина»:
Он слышит на больших обедах Рассказы отставных бояр, Он видит Кремль, Тверской бульвар… |
По всем этим и многим другим причинам при обсуждении вопроса о том, какое место в Москве следует избрать для установки памятника великому поэту, выбор пал именно на Тверской бульвар.
Продолжение про Тверскую улицу в 2.5.
Тверской бульвар в годы Советской власти
В октябре 1917 года на территории бульвара разыгрываются сражения между юнкерами и отрядами большевиков. В результате боя сгорел дом, расположенный в начале бульвара. На его месте в 1923 году установили памятник К. А. Тимирязеву.
В 20-е годы на бульваре организовывали книжные базары.
Перепланировка и благоустройство Тверского бульвара были выполнены в 1946 году по проектам В. И. Долганова.
Были высажены молодые деревья и цветники, установлена чугунная ограда и скамьи. Разработка чугунной ограды велась под руководством архитектора Г. И. Луцкого.
В 1949 году трамвайная линия была заменена на троллейбусную линию.
В 1950 году памятник А. С. Пушкину был перенесен на Пушкинскую площадь, свое нынешнее место.
Одно из последних значимых событий в истории Тверского бульвара – установка памятника С. А. Есенину в 1995 году.
Автор статьи: Украина Наталья Александровна.
Верста свободы
872 м — почти верста — длина Тверского. «Моя первая пространственная мера, та самая вечная пушкинская верста», — называла бульвар своего детства Марина Цветаева. Сюда её с сестрой водили гулять, как и многих российских будущих знаменитостей — Грибоедова, Батюшкова, Герцена да того же самого Пушкина! А уж когда в 1880-м открыли памятник, впервые в истории созданный на народные средства, ему, гению и москвичу по рождению, бульвар стал от поэта неотделим. «На Тверском бульваре очень к вам привыкли», — писал в «Юбилейном» Владимир Маяковский, призывавший при этом снести Страстной монастырь. В 1930-е он и был снесён, а памятник перенесён через улицу (идеи о его возвращении «на место» и о воссоздании Страстного живы и по сей день).
Бульвар был обустроен на месте части крепостной стены и вала Белого города. Нововведение очень быстро прижилось и полюбилось и жителям, и гостям. И совсем забылось, что вплоть до 1795 г. в тех местах «нехорошо было ни ходить, ни ездить, местами грязь до колена». Там привязывали пастись коров, коз и овец, и иные, из местных, возмущались: «Выдумали гулять по топям, округ Козьего болота!» О нём напоминают теперь лишь ближние Козихинские переулки…
Изначально Тверской был местом аристократическим — особенно ко времени своего расцвета, к 1820-м гг. Липы, куртины с цветами, два искусственных водоёма, фонтаны, беседка и мостки, статуи, уютная «арабская» кондитерская-кофейня посередине… Ежедневно к полудню на бульваре собиралась лучшая публика. Здесь в разные времена гуляли Гоголь, Островский, Тютчев, Чехов, Толстой, Бунин, Лермонтов, Есенин. Бывали и Александр I, и Николай I, прогуливался легендарный герой войны 1812 г. генерал Алексей Ермолов, опальный и независимый, которому все при встрече, вспоминал писатель Николай Лесков,«кланялись, иногда в пояс, с удовольствием».
Именно здесь по объявлении войны в мае — июле 1812 г. в патриотическом порыве собирались толпы, а в июле началась запись в народное ополчение. И демонстрации, и красные флаги, и алые банты на памятнике Пушкину 1905-го, и пулемёты у его пьедестала, и страшные бои февраля и октября 1917-го — это тоже история Тверского…
Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной площади (сейчас — Пушкинской). Акварель О. Кадоля. 1827 г.
Public Domain
Петровский бульвар
Пятый бульвар — Петровский — протянулся от площади Петровских ворот до Трубной площади на 450 метров. Бульвар ограждён красивой чугунной решёткой, а выход с него на Трубную площадь украшен двумя гранитными постаментами с чугунными вазонами. Ширина бульвара составляет чуть более 20 метров, поэтому здесь проложена одна единственная грунтовая дорожка.
Вдоль дорожки установлены скамейки, разбиты клумбы, растут старые высокие липы. Ничем особенным Петровский бульвар не примечателен, здесь нет памятников или фонтанов, но он имеет свое очарование. Бульвар очень короткий и если не остановиться здесь, чтобы посидеть под старыми липами и передохнуть, то довольно быстро мы доходим до конца бульвара и попадаем на Трубную площадь.
Театр Ермоловой.
Мы обращаем внимание на здание зеленого цвета и причудливым декором на другой стороне улицы это здание театра им. Ермоловой. Мало кто знает, что основа у этого дома гораздо древнее, чем кажется на первый взгляд. В петровскую эпоху князь Григорий Федорович Долгоруков, построил дом с европейскими деталями на фасадах, в соответствии с архитектурной модой эпохи. В 1880-х годах фасад здания переделан по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского, а само оно надстроено – с этого времени здесь находился пассаж, принадлежавший купцам Постниковым. Вторая перестройка дома относится к 1910–1913 годам: на фасаде появились мощные атланты и центральный купол. После революции место торговли заняло театральное искусство: в бывший Постниковский пассаж в 1936 году въехал знаменитый Театр В.Э. Мейерхольда. С 1946 года здание на Тверской занимает Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой.
Страстной бульвар
Продолжим прогулку по Бульварному кольцу. От Пушкинской площади проходим дальше вперед, мимо театра «Россия», и переходим на четвертый бульвар в кольце — Страстной. Он протянулся между Пушкинской площадью и площадью Петровские ворота на 550 метров. Ширина бульвара — 123 метра, он самый широкий в Бульварном кольце. По бульвару проложено несколько аллей, покрытых брусчаткой, стоят скамейки и фонари, есть детская площадка.
На бульваре установлены три памятника: памятник А. Т. Твардовскому — находится в начале бульвара, у Нарышкинского проезда; памятник С. В. Рахманинову — находится в центральной части бульвара; и в конце бульвара — памятник Владимиру Высоцкому. Ранее Страстной бульвар представлял собой узкую аллею, но в 1872 году Местная домовладелица Е. А. Нарышкина за свой счёт превратила площадь в бульвар, который впоследствии долгое время называли Нарышкинским садом или сквером.
Новопушкинский сквер
Тверской бульвар заканчивается у Тверской улицы, и здесь, перед тем как пересечь Тверскую улицу и перейти на Пушкинскую площадь, стоит свернуть в Новопушкинский сквер. Он находится между бульваром и зданием Макдональдса, нужно только пересечь по наземному переходу внешний проезд Тверского бульвара (по нечетной стороне). В центре сквера в окружении клумб установлен фонтан Новопушкинский. Вокруг него установлены скамейки и фонари, разбиты газоны и растут высокие деревья. Здесь регулярно проводятся праздники и фестивали, летом в сквере вешают гамаки, зимой — украшают деревья и ставят новогоднюю елку.
Гоголевский бульвар
Гоголевский бульвар протянулся к северу от Пречистенских ворот до Арбатских, его длина составляет около километра, а ширина — 36 метров. Он был разбит после 1812 года. Ранее бульвар назывался Пречистенским, но в 1924 в период празднований 115-летия великого русского писателя Н. В. Гоголя был переименован в Гоголевский. Гоголевский бульвар по праву считается самым красивым в Бульварном кольце, кроме того, он занимает второе место по протяженности среди всех московских бульваров. Бульвар и его проезды находятся на трех разных уровнях: внешний проезд (относительно кольца) находится на нижнем уровне, внутренний проезд — на верхнем, а сам бульвар — на средней высоте между проездами.
В центральной части бульвара — напротив переулка Сивцев-Вражек — находится памятник М.А. Шолохову, а в конце, у Арбатской площади — памятник Н. В. Гоголю. Гоголевский бульвар часто попадал в кадры советских фильмов, например, здесь снимались сцены из фильмов «Москва слезам не верит», «Покровские ворота».
По бульвару приятно пройтись, здесь под кронами высоких деревьев проложена широкая грунтовая дорога, установлены скамейки, разбиты клумбы, есть детская площадка. В той части бульвара, которая ближе к станции метро Кропоткинская, часто проводятся выставки художников.
На Гоголевском бульваре находится множество примечательных зданий, например, городская усадьба Секретарева (дом 5), доходный дом Бочаровых (дом 21), усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых (дом 6); усадьба Нарышкиных (дом 10), усадьба Васильчиковых и Федерация шахмат РФ (дом 14).
Всё смешалось…
Смешение эпох, архитектур — это тоже Тверской бульвар. Начало его — у Никитских ворот — долгое время было отмечено шумной славой студенческой пивной «Седан», в бывшем доме князя Гагарина (снесён), где собирались московские студенты, известные своим вольнодумием, нищетой, а порой и бездомностью. Гиляровский пишет, что раз такого «бомжа», ночевавшего прямо на Тверском, узрел сам обер-полицмейстер Москвы Козлов, живший в казённой квартире полицейского управления в д. 22 (бывшем «доме с гротом» Кологривовых. В нём Пушкин на балу впервые увидел Натали, в нём бывал Гоголь. В 1937-м на месте дома начали постройку здания Музыкального театра им. Немировича-Данченко, 30 лет стоял «недострой», пока в 1973-м не возвели здесь «новый» МХАТ, как инородное тело на пустыре) и ходивший ночами через бульвар к любовнице и обратно, и спросил: «Отчего это вы гуляете по ночам вдоль бульвара?» Студент не растерялся: «А оттого, что не всем такое счастье, чтобы гулять поперёк бульвара!»
Новый МХАТ, Тверской бульвар, д. 22
АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
В дни жестоких октябрьских боёв 1917 г. в доме Гагарина засели юнкера и эсеры — этот кровавый бой описан в повести «Октябрь» Яковлева. Теперь на месте руин гагаринского дома — памятник Тимирязеву.
Среди сохранившихся ампирных особнячков и многоэтажных доходных домов не затерялся на Тверском д. 11. При его реставрации были обнаружены кирпичи с клеймом «добульварного» 1773 г. Дом уцелел и в пожаре 1812 г. В 1889 г. его купил адвокат Николай Шубинский и стал жить в нём с супругой — великой актрисой Малого театра, кумиром молодёжи, а затем и революции, народной артисткой Республики Советов Марией Ермоловой. Она прожила в нём 40 лет, здесь Валентин Серовнаписал её известный портрет в рост, в Белом зале на 2-м этаже. После революции дом актрисе передали в пожизненное владение. Около него собирались тысячи поклонников, шли шествия со знамёнами в её юбилей. В доме бывали Горький, Шаляпин, Нежданова, Немирович-Данченко, актёры Малого… После смерти актрисы в 1928 г. дом стал коммуналкой, а с 1986 г. здесь располагается Дом-музей Ермоловой.
Музей Ермоловой на Тверском, д. 11.
Sergey Rodovnichenko, flickr.com
А в соседнем доме № 13 жил Павел Иванович Голохвастов, дядя писателя-вольнодумца Александра Герцена (родившегося тоже на Тверском, но в доме 25). У дяди, вспоминает Герцен в «Былом и думах», хотело укрыться в 1812 г. его семейство вместе с ним, тогда 3 месяцев от роду. Перешли по бульвару — а дом уж горит и французские солдаты стоят биваком в саду! Даже Сашины пелёнки перерыли, изорвали — всё драгоценности искали. Тогда французы почти все здания на Тверском пожгли, деревья вырубили, а на фонарях вешали «диверсантов».
Далее слева — д. 17, яркий образец архитектуры эклектики постройки 1850-х гг. Его первая владелица, Варвара Крекшина-Пукалова, была любовницей зловещего графа Аракчеева. Дом приказала выстроить в точности как её особняк в Париже. Но в московском доме не жила, а сдавала под квартиры и различные «мероприятия» (выставки и пр.). На одной из них представлена была знаменитая картина «Княжна Тараканова» Флавицкого из Петербурга, приобрёл её сам Павел Третьяков. В 1867-1869 гг. в доме снимал помещение Артистический кружок, среди основателей его был драматург Островский. Он считал необходимым приучать актёров к нормальной жизни без излишеств, но с умеренностью в застольях, к хорошему обществу с умными беседами. Членский взнос — всего 12 рублей в год. Немудрено, что кружок стал очень популярен! На его вечерах охотно выступали многие знаменитости тех лет — от Чайковского до Фета — и, конечно, сам Островский.
Вид на дома №17 и 19 и памятник Сергею Есенину
ru.wikipedia.org